Научная статья на тему 'Germans'' responsibility for Europe. Speech in the Willie Brandt house, november 1, 2012, Berlin'

Germans'' responsibility for Europe. Speech in the Willie Brandt house, november 1, 2012, Berlin Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ И НЕМЕЦКАЯ ИСТОРИЯ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ЕВРОПЫ / ЕВРОПЕЙСКАЯ ГЕРМАНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕМЦЕВ / ГЛОБАЛЬНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ / ПОСТОЯНСТВО / СТАБИЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЙ МИРНЫЙ ПОРЯДОК / ‘EUROPEAN GERMANY’ / EUROPEAN AND GERMAN HISTORY / INTEGRATION OF EUROPE / THE RESPONSIBILITY OF THE GERMANS / GLOBAL INTERDEPENDENCE / CONSISTENCY / STABILITY / PEACEFUL GLOBAL ORDER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Геншер Ганс-дитрих

Объединение Европы после Второй мировой войны рассматривается в контексте уникального исторического явления — впервые за всю историю Германия отказывается от немецкой исключительности в пользу перспективы установления нового глобального — на сей раз мирного — порядка. Именно в этом и есть сегодня ответственность немцев перед Европой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mr. Genscher considers the unification of Europe after the Second World War in the context of the unique historical phenomenon. This historical phenomenon is the fact that Germany is the first time in the history refuses of the German exclusivity in favor of the prospects for a new global order — this time the peaceful one. Mr. Genscher discusses in detail the geopolitical position of Germany in the heart the European continent, as well as the central place that Germany holds in the political, economic and cultural space of Europe, foremost in the 20 th century. His speech is a kind of an analytical overview, on the one hand, of the birth and implementation of the European integration idea in the 20 th century and, on the other hand, of the moral and political principles that were formulated by the great German thinkers, but which can be implemented only by the ";European Germany". Thus, the responsibility of the Germans to Europe is the responsibility for the basis of the moral, political and economic European integration principles. According to Mr. Genscher, the load-bearing structures of a stable European house are not only German-French, but also German-Polish and Polish-French partnership. Weimar Triangle, Paris — Berlin — Warsaw, has to become a reality.

Текст научной работы на тему «Germans'' responsibility for Europe. Speech in the Willie Brandt house, november 1, 2012, Berlin»

Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. Т. 3. Вып. 2 • 2013

Система координат

Coordinate System / Koordinatensystem

УДК 327

H.-D. Genscher

Геншер Г.-Д.

Die europaische Verantwortung der Deutschen

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

Hans-Dietrich Genscher, ein deutscher Politiker (FDP), Bundesminister des Auswartigen und Stellvertreter des Bun-deskanzlers der BRD (1974—1992)

E-mail: [email protected]

Европейская ответственность немцев

Выступление в Доме им. Вилли Брандта1, 1 ноября 2012 г., Берлин

1 Дом им. Вилли Брандта — берлинская штаб-квартира Свободной демократической партии Германии (СДПГ).

Ганс-Дитрих Геншер, федеральный министр иностранных дел и канцлер ФРГ (1974—1992), член Свободной демократической партии Германии

Объединение Европы после Второй мировой войны рассматривается в контексте уникального исторического явления — впервые за всю историю Германия отказывается от немецкой исключительности в пользу перспективы установления нового глобального — на сей раз мирного — порядка. Именно в этом и есть сегодня европейская ответственность немцев.

Ключевые слова: европейская и немецкая история, объединение Европы, европейская Германия, ответственность немцев, глобальная взаимозависимость, постоянство, стабильность, глобальный мирный порядок.

Herr Vorsitzender, meine sehr verehrten Damen, meine Her-ren.

Ihnen, Herr Vorsitzender, danke ich sehr herzlich dafur, dass Sie mich eingeladen haben, hier in diesem Hause, das den Na-men einer der groGen Personlichkeiten der Deutschen Geschich-te tragt, meine Gedanken uber die Verantwortung der Deutschen fur Europa auszubreiten.

Willy Brandt wusste um unsere geschichtliche Verantwortung. Sein Kniefall in Warschau legte davon Zeugnis ab. Es machte die moralische Dimension dieser historischen Geste aus, dass er zu denen gehorte, die sich fruh und ganz und gar gegen das Unrecht aufgelehnt hatten.

Dass es Zeiten nach dem Kriege gab, in denen er sich fur seine Emigration rechtfertigen musste, lasst erkennen, wie lang der Weg war, den manche zurucklegen mussten, bis sie unsere Verantwortung erkennen konnten.

Herr Vorsitzender, naturlich finde ich es schon, dass ich meine Gedanken aus liberaler Sicht hier in diesem Haus ausbreiten kann. Vor diesem Hintergrund ist es unvermeidlich, dass mancher Be-obachter der Berliner Szene Betrachtungen uber Grund und Motiv

Господин председатель, многоуважаемые дамы и господа.

Я сердечно благодарю Вас, господин председатель за то, что Вы пригласили меня, здесь в этом доме, который носит имя одной из великих личностей немецкой истории, поделиться своими мыслями об ответственности немцев за Европу.

Вили Брандт осознавал нашу историческую ответственность. Его коленопреклонение в Варшаве свидетельство тому. Моральный масштаб этого исторического жеста показал, что Брандт принадлежал к тем, кто восстал против несправедливости.

То, что были времена после войны, когда он должен был извиняться за свою эмиграцию, позволяет понять, как долог был путь, который многие должны были пройти, пока они не смогли осознать нашу ответственность.

Господин председатель, я рад, что могу здесь в этом доме поделиться своими либеральными мыслями. Неизбежно, что некоторые наблюдающие за Берлинской сценой размышляют о причине и мотиве этого не-

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen.

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

dieser nicht alltaglichen Einladung an mich und der nicht selbst-verstandlichen Annahme dieser Einladung durch mich anstellt. Na-Wrlich haben wir beide, lieber Herr Gabriel, uns dabei etwas ge-dacht. Sie, der Einladende, so wie ich ihn kenne und wie ich ihn einschatze. Und ich, der Eingeladene, wie Sie mich kennen und wie Sie mich einschatzen.

Da es sich um eine ganz ernsthafte und um eine schwerwie-gende Sache geht, die hier unter dem Redetitel "Die Verantwortung der Deutschen far Europa" zu behandeln ist, will ich auch ganz offen und ohne jeden Vorbehalt aussprechen, worum es mir bei diesem Auftritt hier in diesem Hause geht.

Ich will zeigen, bei alien Gegensatzen, bei alien Problemen und Streitigkeiten, die die politische See an der Oberflache bewegen, steht eines in dieser Republik unumstбGlich fest: Wenn es um Europa geht, stehen die demokratischen Parteien unseres Landes und fest zueinander und damit fest miteinander far Europa.

Nach unserer Geschichte und wegen eben dieser Verantwortung der Deutschen far Europa darf es in dieser Frage keine Un-klarheiten und keine Zweideutigkeiten geben. Uns eint der Wille zum europaischen Deutschland. Und damit sind wir mitten in un-serem Thema. Zwei groGe Pe^nlichkeiten der deutschen Nach-kriegsgeschichte, zwei groGe Bundesprasidenten, haben sich dazu erklart. Gustav Heinemann sagte in der ihm eigenen schnбrkello-sen, lakonischen Sprache: "Wir Deutschen haben ein schwieriges Vaterland". Richard von Weizsacker lieferte eine der Begrnndun-gen dafar mit der Feststellung: "Unsere Geschichte hat uns nie al-lein gehбrt". Wie wahr diese Feststellung ist, wird taglich neu deutlich. Zu den haufig gebrauchten, manchmal als eine Art Leer-formel missbrauchten, in Wahrheit groGartigen Bekenntnissen ge-hбrt das Wort, das Thomas Mann 1947 an die Deutsche Jugend richtete: "Was wir wollen, ist nicht ein deutsches Europa, was wir wollen, ist ein europaisches Deutschland".

Das war die historische Festlegung der Deutschen auf den Bau des europaischen Hauses. Es war die Absage an deutsche Vor-herrschaftstraume der Vergangenheit und es war die Absage an deutsche Alleingange und damit an deutsche Unberechenbarkeit. Bei dieser Absage muss es bleiben und dabei wird es bleiben.

Thomas Mann forderte nicht mehr und nicht weniger als die Besinnung der Deutschen auf ihre europaische Verantwortung Ein Blick auf die europaische Landkarte zeigt, wir sind das Land mit den meisten Nachbarn. Gewiss, wir sind groGer als jeder einzelne von ihnen. Aber kleiner als sie alle zusammen. Ein Umstand, den mancher in der Vergangenheit groGzйgig zu йbersehen neigte.

Die anderen groGen Vбlker Europas leben in geographischen Randlagen. Mitten auf ihrer Insel die Briten, die Franzosen mit ei-ner groGen atlantischen und mediterranen ^ste. Ahnlich die Spa-nier. Die Italiener auf einer Halbinsel. Die Russen in den Tiefen des groGen, russischen Raumes in Europa und Asien. Und die Deutschen — man neigt dazu, salopp zu sagen: "mittendrin". Geht dies nur den Deutschen so? Nein, ein anderes groGes Volk ist in ahnlicher Lage. Ich meine unsere бstlichen Nachbarn, die Polen, die Jahrhunderte lang Spielball deutsch-russischer Rivalitaten und manchmal schlimmer noch, deutsch-russischer Gemeinsamkeiten wurden. Doch nicht nur die Polen wurden die Opfer von Rivalitaten anderer groGer Machte in Europa. Europaische Bruderkriege gab es zu alien Zeiten. Die erste Halfte des 20. Jahrhunderts schlieG-lich war gekennzeichnet durch den ersten Weltkrieg und schlieG-

Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

рядового приглашения и о не само собой разумеющемся принятии мною этого приглашения. Конечно, мы оба, уважаемый господин Габриэль2, задумывались об этом.

2 Габриэль Зигмар (Sigmar Gabriel), с 13 ноября 2009 г. председатель СДПГ.

Так как речь идёт о серьёзном вопросе, который здесь должен обсуждаться под заголовком: «Ответственность немцев за Европу», — я хочу совершенно открыто и без оговорок объяснить, о чём в этом доме в моём выступлении пойдёт речь.

Я хочу показать, что при всех противоречиях, при всех проблемах и спорах, которые волнуют политическое море, неопровержимо в нашей республике одно: если речь идёт о Европе, то демократические партии нашей страны единогласно выступают за Европу.

В силу нашей истории и из-за этой ответственности немцев за Европу в данном вопросе не может быть неясности и двусмысленности. Нас объединяет воля к европейской Германии. И тем самым мы в центре этой темы. Две великих личности немецкой послевоенной истории, два великих президента высказались об этом. Густав Хайнеманн сказал в своей лаконичной речи: «У нас немцев трудное Отечество». Рихард Вайцзеккер обосновал это констатацией: «Наша история принадлежит не только нам». Насколько верно это утверждение, проясняется каждый день. К часто употребляемым, иногда в виде пустой формулы, но поистине замечательным признаниям относятся слова, обращённые Томасом Манном к молодёжи в 1947 году: «Мы хотим не немецкую Европу, мы хотим европейскую Германию».

Это было историческим назначением немцев в строительстве европейского дома. Это был отказ от мечты о господстве прошлого и это был отказ от немецкой исключительности и, тем самым, от немецкой непредсказуемости.

Томас Манн требовал ни больше ни меньше как осознания немцами европейской ответственности. Глядя на европейскую карту видно, что мы страна со многими соседями. Конечно, мы больше чем каждая отдельная страна из них. Но меньше, чем все вместе. Обстоятельство, которое в прошлом многие были склонны не замечать.

Другие великие народы Европы живут на географической окраине. Посреди своего острова — британцы, французы — со своим большим атлантическим и средиземноморским побережьем. Аналогично и испанцы. Итальянцы на полуострове. Русские в глубине огромной российской территории в Европе и Азии. А немцы — «в самой середине». Но только ли немцы? Нет, другой большой народ в подобном положении. Я имею в виду нашего восточного соседа, поляков, которые на протяжении столетий были мячом немецко-русского соперничества, а иногда хуже, немецко-русской общности. Но не только поляки стали жертвами соперничества других великих держав в Европе. Европейские братоубийственные войны были во все времена. Первая половина 20-го столетия была ознаменована Первой мировой войной и,

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen.

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

lich durch den verbrecherischen Vernichtungskrieg Hitlers.

Nach dem zweiten Weltkrieg wurde alles anders. Die Zeit wurde nicht nur gekennzeichnet durch den schnell beginnenden kalten Krieg, sondern auch durch den erfolgreichen Versuch, das demokratische Europa zu einen. Und das ermutigt durch Winston Churchill mit seiner historischen Rede in Zйrich im Septem-ber1946 und mit der weniger bedeutsamen Aufforderung durch den amerikanischen AuGenminister Byrnes wenige Tage spater in Stuttgart, Europa solle den Wiederaufbau des geschundenen Kontinents als gemeinsame Aufgabe erkennen. Und die besieg-ten Deutschen seien dabei einzubeziehen, Amerika werde diesen Wiederaufbau nachhaltig untersfatzen. Die Idee des Marshall-Plans war damit geboren. Was eroffnete sich damit far das be-siegte Deutschland, das nicht nur eine menschliche, eine materi-elle und eine militarische Katastrophe, sondern zuallererst eine moralische Katastrophe zu bewaltigen hatte? Viel ist darnber schon gesprochen und geschrieben worden. Es war die Einladung zur Rйckkehr der Deutschen in die Gemeinschaft der de-mokratischen Vбlker Europas. Das war nicht wenig angesichts der schrecklichen, der dunklen zw6^ Jahre. Aber alles das war nur mбglich mit einem Deutschland der guten Nachbarschaft.

Ich stieG in der Freien Hansestadt Bremen, wo ich nach mei-nem Weggang aus der DDR 1952 einen neuen Anfang suchte, auf die Aussage eines groGen Bremer Bйrgermeisters. Sein Name war Arnold Duckwitz. Er sorgte sich am Ende des 19. Jahr-hunderts nach Bildung des Kaiserreiches 1871 um die Zukunft der drei Hansestadte Hamburg, Bremen und Lйbeck und hier natйrlich besonders um die Zukunft Bremens. In seinen Erinne-rungen hinterlasst er seinen Nachfolgern eine Staatsphilosophie far Bremen, die in abgewandelter Form auch far Deutschland gelten kбnnte. Duckwitz schrieb: "Ein kleiner Staat wie Bremen im Deutschen Reich sollte sein Verhalten immer so einrichten, dass die anderen Staaten im Deutschen Reich die Existenz Bremens als Unterpfand auch des eigenen Glйcks empfinden. Das ist die beste Garantie far eine glйckliche Zukunft Bremens." Ich habe mich oft gefragt und tue das auch heute vor Ihnen: Was ware Deutschland, was ware Europa erspart geblieben, wenn es immer Maxime deutscher Politik gewesen ware zu sagen "ein groGes Volk wie das der Deutschen, als Volk mit den meisten Nachbarn, muss sein Verhalten immer so einrichten, dass die anderen Vбlker Europas die Existenz der Deutschen auch als Unterpfand des eigenen Glйcks empfinden".

Wir wissen, dass das beileibe nicht immer deutsche Staatsrason gewesen ist — im Gegenteil, wenn ich an die dunklen zw6^ Jahre denke. Die deutsche Nachkriegspolitik war in vielen Fragen, vor allem was die AuGenpolitik angeht, Gegenstand leidenschaftlicher Debatten, aber sie hat sich stets — unabhangig davon, wer regier-te — der europaischen Verantwortung der Deutschen gestellt. Nur auf diesem Wege, auf keinem anderen, war es mбglich, dass wir heute sagen kбnnen: "Europa ist zu einem Kontinent des Friedens geworden". Aus einem kontinentalen Schlachtfeld wurde eine kon-tinentale Zukunftswerkstatt far den inneren und auGeren Frieden der europaischen Vбlker. Und das beispielhaft eben nicht nur far unseren Kontinent, sondern mit der These: "Man kann aus der Geschichte auch lernen" — far die ganze Welt.

Und die Bundesrepublik Deutschland war bei dem Entstehen dieses europaischen Grundverstandnisses von Anfang an dabei.

Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

наконец, преступной уничтожающей войной Гитлера.

После Второй мировой войны стало всё иначе. Время это знаменует не только быстро набирающая ход холодная война, но и успешная попытка объединения демократической Европы. К этому воодушевил Уинстон Черчилль своей исторической речью в Цюрихе в сентябре 1946 года и, менее значимым призывом, государственный секретарь США Бернс несколькими днями позже в Штутгарте. Европа должна была признать восстановление растерзанного континента как общую задачу, а побеждённые немцы должны были быть к этому привлечены, Америка бы поддержала это восстановление. Так родилась идея плана-Маршала. Что открылось этим для побеждённой Германии, которая должна была преодолеть не только человеческую, материальную и военную катастрофу, но в первую очередь моральную катастрофу? Об этом много говорилось, и было написано. Это было приглашение Германии к возвращению в сообщество демократических народов Европы. Перед лицом ужасных, мрачных 12 лет это было не мало. Но это было возможно только с добрососедской Германией.

Я наткнулся в земле Бремен, где я пребывал в поисках нового начала после своего отбытия из ГДР, на высказывание великого бременского бургомистра. Его звали Арнольд Дуквиц. В конце 19 века, после образования империи 1871 г., он беспокоился о будущем трёх ганзейских городов Гамбурга, Бремена и Любека, но особенно конечно о будущем Бремена. В своих воспоминаниях он оставляет своим последователям философию государства для Бремена, которая подходит в изменённой форме для Германии. Дуквиц писал: «Такое маленькое государство, как Бремен, в немецкой империи должно всегда выстраивать своё поведение так, чтобы другие государства в немецком Рейхе воспринимали существование Бремена как гарантию собственного счастья. Это лучшая гарантия счастливого будущего Бремена». Я часто себя спрашивал и делаю это сегодня перед вами: Что миновало бы Германию, что миновало бы Европу, если бы всегда большинство немецких политиков полагали бы «такой великий народ как немцы, с большинством соседей, должен всегда выстраивать своё поведение так, чтобы другие народы Европы воспринимали существование немцев тоже как гарантию собственного счастья».

Мы знаем, что это не всегда могло образумить немецкое государство — совсем наоборот, когда я думаю о мрачных 12 годах. Послевоенная политика Германии, прежде всего внешняя политика, во многих вопросах была предметом страстных дебатов, но она определила для себя — независимо от того, кто правил — ответственность Германии за Европу. Только таким путём, и ни каким другим, стало возможно сказать сегодня: «Европа стала континентом мира». Из континентального поля боя возникла будущая мастерская внутреннего и внешнего мира европейских народов. И это является примером не только для нашего континента, но и через тезис: «Можно учиться у истории» — для всего мира.

Федеративная Республика Германия с самого начала

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen.

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

Deutschland gehбrte zu den sechs Grnndungsstaaten der Europaischen Gemeinschaft. Was andere als Einschrankung auch eigener Handlungsmбglichkeiten empfunden haben mб-gen, wurde far die Deutschen zur Rйckkehr an den Tisch der gesitteten Nationen, der europaischen Demokratien. Eben.

Deutschland leistete seinen entscheidenden Beitrag far Sicher-heit und Stabilitat wahrend des kalten Krieges. Der Deutsche Beitrag war — politisch und militarisch — der wichtigste und groGte aller europaischen Bйndnispartner. Deutschland war es auch, das mit den Ostvertragen nicht nur den eigenen Weg zur Verstandi-gung mit dem Osten бffnete, es stieG damit auch das Tor auf far die groGe Friedens- und Menschenrechtsinitiative KSZE. Die Schlussakte von Helsinki entfaltete ihre systemбffnende Wirkung.

Die Spaltung des eigenen Landes, untrennbar damit verbun-den, die Spaltung des Kontinents, konnte йberwunden werden. In der Freude йber den Fall der Mauer, йber die Vereinigung unseres Landes und des Kontinents wurde manchem gar nicht be-wusst, was sich in den Jahren 1989 und 1990 vollzog. Niemals in der wechselvollen und oft blutigen Geschichte Europas waren sich die Vбlker so nahe wie in jenen Monaten. In Prag hofften die Prager auf die Freiheit der Flйchtlinge in der Botschaft, weil sie wussten, deren Freiheit wйrde auch die eigene bewirken.

Die Polen hofften auf die Vereinigung der Deutschen, weil sie ihnen die Nachbarschaft zu EG und Nato bringen wйrde. Heute sind sie deren Mitglieder. Es kam zu einer europaischen Frei-heitsrevolution und wir Deutschen konnten dank des Freiheits-willens unserer Mi^rgerinnen und Mi^rger in der DDR fest-stellen: diesmal, als es um die Freiheit in Europa ging, waren die Deutschen dabei und das auf der richtigen Seite. Das Europa der 27 ist die logische Konsequenz aus den Ereignissen von da-mals. Aus dem europaischen Haus der EG, also dem Europa der Anfangsjahrzehnte, das in Wahrheit nur eine westliche Doppel-haushalfte war, wurde nach dem Fall der Mauer das ganze eu-ropaische Haus von heute.

Zu einer stabilen Statik des europaischen Hauses gehбren als tragende Pfeiler nicht nur die deutsch-franzбsische Partner-schaft, sondern genauso die deutsch-polnische Partnerschaft wie auch die polnisch-franzбsische Partnerschaft. Das Weimarer Dreieck: Paris, Berlin, Warschau muss endlich Wirklichkeit werden. Und zur Stabilitat des ganzen Europas gehбrt die Verlange-rung der europaischen Sicherheitsarchitektur, wie Nato und O-SZE es bezeugen, das heiGt die Einbeziehung der nordamerika-nischen Demokratien USA und Kanada.

Andererseits muss gesehen werden: Europa endet nicht an der polnischen Ostgrenze. EU und Russland leben auf derselben Landmasse. Sie sind in vielfaltiger Weise aufeinander angewie-sen und schicksalhaft miteinander verbunden. Und nicht minder wichtig: sie kбnnen sich gegenseitig viel geben. Politisch, si-cherheitspolitisch, energiepolitisch. Die Modernisierung Russ-lands ist far Russland essentiell. Und sie liegt in hohem MaGe auch im Interesse der EU-Europaer.

Heute stellt die griechische Finanzkrise — man kann auch sagen die griechische Finanzkatastrophe — das griechische Volk vor eine Belastungsprobe von historischem AusmaG. Das gilt far jeden Bйrger dieses Ursprungslandes der Demokratie. Es gilt in ver-starktem MaGe vor allem far diejenigen, die politische Verantwortung tragen. Fйr die griechischen Politiker, die in der Vergangen-

Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

стояла у истоков формирования этого европейского понимания. Германия относится к шести государствам — основателям Европейского сообщества. То, что другие могли воспринимать как ограничения собственных действий, стало для немцев возвратом цивилизованных наций, европейских демократий.

Германия внесла свой решающий вклад в дело безопасности и стабильности во времена холодной войны. Немецкий вклад — в политическом и военном плане — был самым главным и существенным среди европейских союзников. Германия была также тем, кто посредством договоров с Востоком открыл не только собственный путь к взаимопониманию с ним, но и отворил врата для инициатив мира и защиты прав человека ОБСЕ. Заключительный акт Хельсинского договора проявил своё системно открывающее действие.

Раскол собственной страны, неразрывно с этим связанный раскол континента мог быть преодолён. Радуясь падению стены, объединению нашей страны и континента, многие не осознали, что произошло в 1989 и 1990 гг. Ни разу в истории Европы, полной событий и крови, народы не были так близки, как в эти месяцы. В Праге жители надеялись на свободу беженцам в посольстве, так как они знали: их свобода принесёт и им освобождение.

Поляки надеялись на объединение немцев, так как оно принесло бы им соседство с ЕС и НАТО. Сегодня они их члены. Дело дошло до европейской революции свободы, и мы, немцы, благодаря воле к свободе наших сограждан в ГДР можем констатировать: в этот раз, когда речь шла о свободе в Европе, немцы были причастны к этому — и на правой стороне. Европа 27ми является логическим следствием событий того времени. Из европейского дома ЕС, Европы начала десятилетия, которая в действительности была только западной половиной дома, возник после падения стены целый европейский дом.

Несущими конструкциями стабильной статики европейского дома являются не только германофранцузское, но и германо-польское, а также польско-французское партнёрство. Веймарский треугольник — Париж, Берлин, Варшава — должен стать действительностью. К стабильности всей Европы относится продолжение европейской архитектуры безопасности, НАТО и ОБСЕ свидетельствуют об этом, это означает вступление североамериканских демократий США и Канады.

С другой стороны, следует учитывать: Европа заканчивается не на польской восточной границе. ЕС и Россия живут на одном пространстве. Они во многом зависят друг от друга и судьбоносно связаны друг с другом. И, что не менее важно, они могут многое дать друг другу. В области политики, политики безопасности, энергетической политики. Модернизация России существенна для России. Она находится в высшей степени в интересах европейских стран — членов ЕС.

Сегодня греческий финансовый кризис ставит греческий народ перед тяготами исторического масштаба. Это касается каждого гражданина данной страны — произво-

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen.

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

heit versagten und far die, die es jetzt auf sich nehmen, dem grie-chischen Volk mit groGen Zumutungen den Weg in die Zukunft zu bahnen. Was jetzt geschieht, ist auch eine Frage an diejenigen, die Profiteure der Fehler der Vergangenheit waren und die jetzt versuchen, sich durch Kapitalflucht den Folgen des frnheren Fehlverhaltens zu entziehen. Man kann deshalb die Wut ver-stehen, die die kleinen Leute erfallt, die die Hauptlast der zu tref-fenden Entscheidungen zu tragen haben und die sie aber am schmerzlichsten empfinden. Die griechische Regierung verdient umso groGeren Respekt far die ebenso schmerzlichen wie mutigen Entscheidungen die notwendig waren, um die Fehler der Vergangenheit zu йberwinden und einen Neuanfang mбglich zu machen.

Die ersten positiven Auswirkungen sind erkennbar. Das wird zu Recht von den internationalen Finanzinstitutionen anerkannt. Un-erwartet und unversehens ist aber auch die Lage Griechenlands zum Testfall far die Europafahigkeit mancher unserer deutschen Landsleute geworden. Die Art, wie sich manche йber "die Grie-chen" ausgelassen haben, lasst erkennen, dass manchen offen-sichtlich noch immer nicht bewusst ist, dass nicht nur jeder Mensch Trager einer eigenen Wйrde ist, sondern auch jedes Volk.

Das neue Europa nach dem Zweiten Weltkrieg entwickelte das Bewusstsein einer europaischen Schicksalsgemeinschaft. In diesem Bekenntnis liegt auch der innere Grund far die Einladung der Deutschen sehr bald nach dem Zweiten Weltkrieg, an der neuen Gemeinschaft der Europaer teilzunehmen. Und das noch unter dem Eindruck der Gewalttaten an unseren Nachbarn. Das Bewusstsein europaischer Schicksalsgemeinschaft ist aber auch die Quelle far die europaische Solidaritatsgemeinschaft. Den Re-chen^nstlern, die mit dem Hinweis auf mбgliche, manchmal auch nur vermeintliche Belastungen der deutschen Steuerzahler gegen die deutschen Beitrage zur finanziellen Gesundung Europas zu Felde ziehen, sei gesagt, dass mit den Belastungen des einzelnen Bйrgers Deutschland nicht an der ersten, sondern an der dritten oder vierten Stelle steht.

Mit der von der Bundesregierung mit gestalteten, nicht immer in der Methode, aber doch im Ergebnis von der Opposition unter-sfatzten Europapolitik haben wir auf dem Wege zur Oberwindung der Krise eine gute Wegstrecke zurnckgelegt. Wer jetzt stehen bleiben oder gar aussteigen will, oder wer andere auszuschlieGen beabsichtigt, macht alles zunichte, was wir unter groGen Anstren-gungen schon zustande gebracht haben. Es scheint angemessen, dass wir uns jetzt Gedanken darnber machen, was notwendig ist, um zusatzlich zu den aktuellen MaGnahmen die Zukunft unseres Wahrungsraumes dauerhaft zu sichern. Dazu gehбrt zuallererst, dass wir in Zukunft die getroffenen Vereinbarungen auch einhal-ten. Dass Deutschland mit zu den Sйndern gehбrt, weiG man in diesem Hause recht genau. Nicht weniger wichtig ist die Erkennt-nis, dass am Hause Europa weiter gebaut werden muss.

Zum richtigen Verstandnis der far die Zukunft zu treffenden Entscheidungen gehбrt auch die richtige Einschatzung far die Grnnde und die Auswahl des Zeitpunktes far die Einfahrung des Euro in der Europaischen Union. Zwei Motive waren maGgeblich: Das eine war ein бkonomisches. Das andere ein politisches. Oko-nomisch war bedeutsam, dass bei der in der zweiten Halfte der 80er Jahre erkennbaren Einfahrung eines gemeinsamen Binnen-marktes die Einfahrung einer gemeinsamen Wahrung als Garan-tie dafar gait, Kursmanipulationen als Mittel einzusetzen um eine

Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

дителя демократии. Это касается в большей степени, прежде всего тех, кто несёт политическую ответственность. Тех греческих политиков, которые отказались в прошлом и тех, кто сейчас берёт на себя ответственность проторить путь в будущее греческому народу чрезмерными требованиями. То, что сейчас происходит, — это вопрос тем, кто получил прибыль от ошибок прошлого и кто сейчас пытается уклониться от последствий прежних ошибок посредством бегства капитала. Поэтому можно понять ярость, переполняющую простых людей, которые должны нести основной груз принятых решений и которые воспринимают их самым болезненным образом. Греческое правительство заслуживает тем большее уважение за болезненные и мужественные решения, которые были необходимы, чтобы преодолеть ошибки прошлого и сделать возможным новое начало.

Первые позитивные последствия узнаваемы. Это признаётся по праву международными финансовыми организациями. Положение Греции является проверкой европейской способности некоторых наших немецких земляков. То, как некоторые высказывались о «греках», показывает, что многие, очевидно, не понимают, что собственное достоинство имеет не только каждый человек, но и каждый народ.

Новая Европа после Второй мировой войны проявила осознание европейского судьбоносного сообщества. В этом признании находится внутренняя причина приглашения немцев вскоре после Второй мировой войны принять участие в новом содружестве европейцев. Осознание европейского судьбоносного содружества является также источником для европейского содружества солидарности. Математикам, которые, указывая на возможное бремя для немецких налогоплательщиков, выступили против вклада Германии в финансовое оздоровление Европы, следует сказать, что с бременем отдельных граждан Германия находится не на первом, а на третьем или четвёртом месте.

Проводимой Федеральным правительством европейской политикой, не всегда в методах, но в целом поддерживаемой оппозицией, мы проложили часть пути к преодолению кризиса. Кто сейчас останавливается или хочет выйти, или кто имеет другие намерения, тот уничтожает всё, что мы создали большими усилиями. Уместно думать о том, что необходимо, чтобы дополнительно к актуальным мерам обеспечить долгосрочное будущее нашей валюты. Сюда относится, в первую очередь, соблюдение в будущем достигнутых соглашений. Не менее важно понимание того, что Европейский дом должен строиться дальше.

Для правильного понимания будущих решений важна также правильная оценка оснований и выбора времени для введения евро в ЕС. Два мотива были решающими: один — экономический, другой — политический. Экономически было важно, чтобы при введении во второй половине 1980-х годов общего внутреннего рынка, введение общей валюты было гарантией использования манипуляции курса как средства преодоле-

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen.

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

Beeintrachtigung der Funktionsfahigkeit des gemeinsamen Finanz-marktes zu verhindern. Wenn wir heute immer noch йber hбchst unterschiedliche Wettbewerbsfahigkeit der Volkswirtschaften inner-halb der Europaischen Union klagen, so ist das auch ein Ergebnis jahrelanger Bemйhungen anderer Volkswirtschaften, ihre mangel-hafte Wettbewerbsfahigkeit durch Abwertung zu verschleiern.

Mit der Beseitigung der Wahrungsmanipulationen wurde Deutschland als die starkste und wettbewerbsfahigste Volkswirt-schaft zum Profiteur der neuen Entwicklung. Es lohnt sich, daran gerade jetzt in unserem Land zu erinnern. Vor allem diejenigen, die die Wahrungsunion als Last verstehen und nicht als Chance erkennen. Das politische Motiv far den Schritt zur Europaischen Wahrungsunion war die in der zweiten Halfte der 80er Jahre sich abzeichnende immer starkerer Annahrung zwischen West und Ost. Um den Eindruck neuer Aquidistanz zu West und Ost zu vermeiden musste es gerade Ziel Deutscher Politik durch einen wichtigen Integrationsschritt die Festlegung auf das gemeinsame Projekt Europa zu bekraftigen.

Die Behauptung, die deutsche Zustimmung zum Euro sei der Preis gewesen far die Zustimmung der Europaer zur deutschen Einheit ist historisch falsch und far unsere Partner in der Euro-paischen Union beleidigend. Schon der Blick auf den Kalender zeigt, wie geschichtslos und an den Haaren herbeigezogen diese Behauptung ist.

Als der Europaische Rat im Mai 1988 unter Deutschem Vorsitz in Hannover die Offnung des Tores zu Europaischen Wahrungsunion beschloss, hat keiner der Teilnehmer daran gedacht, dass am 9. November 1989 die Mauer in Berlin fallen wйrde. Und ich, der ich mit meinem Memorandum vom 26. Februar 1988 die Entschei-dung des Europaischen Rates im Mai eingefordert hatte, hatte den Beginn der Vereinigung far das kommende Jahr auch nicht im Au-ge. Die Legende vom angeblichen deutschen Preis far die Zustimmung der anderen Europaer far die Wiedervereinigung ist deshalb so gefahrlich, weil sie far das neue Europa eine zersetzende Wir-kung entfalten kann, wie das nach dem Ersten Weltkrieg die DolchstoGlegende far das Zusammenleben der Deutschen hatte.

Die Probleme, mit denen wir heute zu tun haben, liegen neben der zeitweiligen Vernachlassigung der eingegangenen Verpflich-tungen in der Tatsache begrnndet, dass mit den Vertragen von Maastricht die Wahrungsunion begonnen, aber nicht vollendet war. Weitere Schritte waren und sind notwendig. Wir mйssen sie jetzt, nach den nicht ausreichend genutzten 20 Jahren nachholen. Auch in Deutschland hatten die unterlegenen Gegner der Wahrungsunion einen Teilerfolg in ihrem Sinne erzielt. Sie hatten mit dem Po-panz einer europaischen Wirtschaftsregierung in Brnssel jeden Schritt zu einer immer starkeren Koharenz in der Wirtschafts- Fi-nanz- und Sozialpolitik als Sйnde wider den Heiligen Geist diffa-miert. Eine Sйnde, die es auf jeden Fall zu verhindern gelte. Jetzt geht es darum, Mangel, verursacht von den Euro-Gegnern von damals, zu йberwinden. Ein wichtiger Schritte kбnnte die Einset-zung des von Finanzminister Schauble ins Spiel gebrachten Fi-nanzkommissars sein. Wer dessen uneingeschrankte Sachkompe-tenz einschranken will, kбnnte das deutsche Modell heranziehen, das dem Finanzminister ein Einspruchsrecht gegen die Kabinetts-mehrheit dann einraumt, wenn er in Obereinstimmung mit dem Bundeskanzler handelt. Im Falle des Euro also in Obereinstimmung mit dem Prasidenten der Europaischen Kommission.

Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

ния снижения дееспособности общего финансового рынка. Если мы сегодня всё ещё сетуем о разной конкурентоспособности экономик внутри ЕС, то это тоже результат многолетних усилий других экономик, их за-вуалирования недостаточной конкурентоспособности с помощью девальвации.

Путем устранения валютных манипуляций Германия стала самой сильной и конкурентоспособной экономикой — бенифициаром развития нового. Стоит помнить об этом в нашей стране, прежде всего тем, кто понимает валютный союз как бремя, а не как шанс. Политическим мотивом для шага в европейский валютный союз было нарастающее сближение во второй половине 80-х годов между Западом и Востоком. Чтобы избежать впечатления новой равной дистанции Запада и Востока, целью немецкой политики через важный интеграционный шаг должно было быть подтверждение установления общего проекта Европы.

Утверждение о том, что согласие Германии с евро явилось ценой за согласие европейцев с немецким единством, является исторической фальсификацией и оскорбительно для наших партнёров в ЕС.

Когда Европейский Совет в мае 1988 г. под председательством Германии в Ганновере решил открыть ворота в Европейский валютный союз, никто из участников не думал, что 9 ноября 1989 г. падёт стена в Берлине. И я, который своим меморандумом от 26 февраля 1988 г. требовал решения Европейского Совета в мае, не предвидел объединения в будущем году. Легенда о так называемой немецкой цене за согласие других европейцев за воссоединение Германии является опасной, т.к. она может оказать тлетворное влияние на новую Европу, как это было после Первой мировой войны (тезис об «ударе ножом в спину», утверждающий, будто Германия проиграла войну в результате революции). Проблемы, с которыми мы сегодня имеем дело, — того же порядка, что и пренебрежение взятыми на себя обязательствами. Это фактически доказывает то, что Маастрихтскими договорами создание валютного союза было начато, но не завершено. Дальнейшие шаги были и являются необходимыми. Мы должны спустя 20 лет успеть их сделать. В Германии противники валютного союза достигли частичного успеха. Пугалом европейского правительства в Брюсселе они вопреки здравому смыслу оклеветали каждый шаг к набирающей силы когерентности в экономической, финансовой и социальной политике. Сейчас речь идёт о том, чтобы преодолеть недостатки, обусловленные тогдашними противниками евро. Важным шагом могло бы быть назначение введённого в игру министром финансов Шойбле финансовым комиссаром. Тот, кто хочет ограничить его неограниченную компетентность, мог бы привлечь немецкую модель, которая предоставляет министру финансов право вето против большинства в кабинете министров в том случае, когда он действует в согласии с Федеральным канцлером. В случае с евро — в согласии с президентом Европейской комиссии.

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen.

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Die Parlamentarische Kontrolle kбnnte dem Europaischen Parlament йbertragen werden. Die Absicht der Bundeskanzlerin, die gegenwartige Lage zu nutzen, um entschlossene Integrati-onsschritte zu tun und auch die Institutionen zu starken, ver-dient nach meiner Oberzeugung jede denkbare Unterstatzung. Solidaritat unter den Mitgliedstaaten muss ihre Entsprechung finden in den Bemйhungen aller Partner um Starkung der eigenen Wettbewerbsfahigkeit und um das gemeinsame Bemйhen um verstarkte und neue Wachstumsimpulse.

Meine Damen und Herren, wir Europaer sind nicht allein auf dieser Welt. Die zweigeteilte Welt, die bipolare Welt mit den Polen Washington und Moskau ist Vergangenheit. An ihre Stelle ist nicht die unipolare, die auf Washington fokussierte, von dort dominier-ter Welt getreten — die Welt also, die Prasident Bush dem jйnge-ren vorschwebte. Heute wird der Begriff Welt zum ersten Mai in seinem vollen Inhalt erfasst und verstanden. Welt — das ist nicht nur die westliche Welt, und auch nicht nur die Welt der п6^іі^єп Halbkugel. Was aber ist aus den beiden Polen der bipolaren Welt geworden? Gewiss — die USA sind die wohl in jeder Hinsicht starkste Kraft auch in der sich entwickelnden neuen Weltordnung. Bill Clinton, der vielfach unterschatzte amerikanische Prasident, rief seinen amerikanischen Landsleuten vor einigen Jahren zu: "Wir sind heute das in jeder Hinsicht starkste Land der Welt. Wir sollten diese Starke nutzen, um eine Weltordnung zu schaffen, die йberall als gerecht empfunden werden kann und in der wir uns als Amerikaner auch dann noch wohlfahlen kбnnen, wenn wir nicht mehr das starkste Land der Welt sind. "Das kбnnte frnher mбglich sein als manchem lieb ist. Und in einem йbertragenen Sinne gilt das auch far Europa. Deshalb stellt sich hier eine gemeinsame Ge-staltungsaufgabe mit den Nordamerikanern. Die Sowjetunion gibt es nicht mehr und Russland kann den Platz nicht mehr einneh-men, den einst die Sowjetunion als Widerpart Amerikas innehatte. Aber eine GroGmacht ist Russland auf jeden Fall — und dabei wird es bleiben. Doch neue Kraftzentren sind hinzugetreten, nicht zu-erst militarisch, wohl aber бkonomisch, finanziell, wissenschaftlich und kulturell. China wird genannt, aber Indien darf darnber nicht vergessen werden. Indien, das in 20 Jahren mehr Einwohner haben wird als China. Brasilien, Indonesien, Japan sind Telefon-nummern, die zu merken sich far jeden lohnt, der sich mit der Zukunft der Welt und nicht nur der п6^іі^єп Welt befassen will.

Auch rnckblickend kann man feststellen, dass es von einem hohen MaG strategischer Weitsicht zeugte, als in den 70er Jahren des 20. Jahrhunderts Helmut Schmidt, der damalige deutsche Bundeskanzler, und Valerie Giscard d'Estaing als damaliger fran-zбsischer Staatsprasident, die Einrichtung eines Weltwirtschafts-gipfels vorschlugen, dessen Teilnehmer sich йber ein gemeinsa-mes Vorgehen in wichtigen weltwirtschaftlichen Fragen verstan-digen sollten. Ganz unbefangen sprach man vom Weltwirt-schaftsgipfel, obwohl die Teilnehmer alles andere als eine Repra-sentanz der ganzen Welt darstellten.

So wie man ja auch in der Geschichtsschreibung ganz unbefangen vom Rбmischen Weltreich spricht und von anderen Weltrei-chen davor oder danach, obwohl sie immer nur Teilgebiete um-fassten. Doch immer waren es die dominierenden Teilgebiete der Welt ihrer Zeit. Der Fall der Mauer, von den Deutschen als deutsches und von den Europaern als europaisches Ereignis verstanden, schob den Schleier zur Seite, der bis dahin йber dem Rest der

Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

Парламентский контроль мог бы быть перенесён в Европейский парламент. Намерение Федерального канцлера использовать нынешнюю ситуацию, чтобы сделать решительные шаги к интеграции, а также усилить учреждения, заслуживает, по моему убеждению, поддержку.

Уважаемые дамы и господа, мы, европейцы, не одни в этом мире. Разделённый мир, биполярный мир с Польшей, Вашингтоном и Москвой в прошлом. На его месте не однополюсный мир, который фокусируется на Вашингтоне, а мир, который представлялся президенту Бушу-младшему. Сегодня понятие мира впервые понимается в его полном содержании. Мир — это не только западный мир, и не только мир северных полушарий. Что же стало с обоими полюсами биполярного мира? Конечно — США являются самой сильной державой и в развивающемся новом мировом порядке. Билл Клинтон, недооценённый американский президент, призвал несколько лет тому назад своих американских соотечественников: «Мы сегодня самая сильная страна в мире. Мы должны использовать эту силу, чтобы создать такой мировой порядок, который мог восприниматься повсюду как справедливый, и в котором мы как американцы можем чувствовать себя хорошо, если мы не будем самой сильной страной в мире». И это в переносном смысле касается также и Европы. Поэтому здесь встаёт общая задача с североамериканцами. Советского Союза больше нет, и Россия не может занять место, которое занимал Советский Союз как противник Америки. Но Россия в любом случае есть и останется великой державой. Новые силовые центры приблизились, не только военные, но и экономические, финансовые, научные и культурные. Китай, не следует забывать Индию. Индия, которая через 20 лет будет иметь больше населения, чем Китай. Бразилия, Индонезия, Япония — это те телефонные номера, которые стоит записать каждому, кто хочет иметь дело с будущим мира, и не только северного мира.

Подводя итог, следует также отметить свидетельство высшей степени стратегической дальновидности того, как в 70-е гг. XX в. Гельмут Шмидт, тогдашний Федеральный канцлер Германии, и Валери Жискар д'Эстен, бывший президент Франции, предложили организацию саммита, участники которого должны были договариваться о совместных действиях относительно наиболее важных мировых экономических вопросов. Вполне естественно, говорили о встрече в верхах, хотя участники и не являлись представительством всего мира.

Так же как в историографиях говорится обобщённо о Римской империи, упоминается и о других мировых империях до и после, хотя они всегда охватывали только часть территории. Но это были всегда доминирующие части мира того времени. Случай с Берлинской стеной, воспринятый немцами как немецкое, а европейцами как европейское событие, снял завесу, которая нависала над остальным миром. С тех пор неизменно речь идёт обо всём мире.

Технологическое развитие в сфере транспорта и логи-

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen.

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

Welt — ubrigens dem sehr viel groGeren Teil der Welt — gele-gen hatte. Seit dem und von jetzt ab unwiderruflich und unab-anderbar geht es um die ganze Welt.

Technologische Entwicklungen im Bereich von Verkehr und Lo-gistik, vor allem aber die Revolution, die das Tor zum Eintritt in das Informationszeitalter offnet, haben der Menschheit die Einheit der ganzen Welt bewusst gemacht. Sie gilt es zu gestalten. Ant-worten fur sachliche Teilgebiete gibt es. UNO, OECD, Weltbank, Weltwahrungsfonds, WTO und andere Einrichtungen zeugen da-von. Auch die G 7 bleiben, also die USA, Frankreich, England, Deutschland, Italien, Kanada und Japan. Inzwischen sind die G 20 dazugekommen. Aufkommende groGe Lander und wirtschaft-liche Kraftzentren — aber das ist eine andere Neue Welt als einst die USA. Und sie alle sind zu globalen Akteuren geworden. Sie alle werden gebraucht, wenn man die Verstandigung uber welt-weit relevante wirtschaftliche oder finanzielle Fragen herbeifuh-ren will. Die ganze Welt ist bei sich selbst angekommen.

Keineswegs sind dabei die anderen Staaten, die mittleren und kleineren, zur Bedeutungslosigkeit verdammt. Das beste Beispiel, was Gemeinsamkeit erreichen kann, ist die Europaische Einigung, ist die Europaische Union. Sie ist zu einem globalen Faktor und Akteur geworden. Sie steht nicht allein. We-niger eng, aber doch immer dichter finden sich Staaten ande-rer Regionen zusammen. ASEAN in Sudostasien, Mercosur in Lateinamerika, der Golfkooperationsrat, die Staaten Zentral-amerikas, und, und, und. Die Welt ordnet und fugt sich neu zusammen. Die Europaer durften in einer solchen Lage mit Dankbarkeit und auch mit Stolz feststellen, was ihnen die Grundergeneration aus der Zeit nach dem Zweiten Weltkrieg hinterlassen hat: Die Europaische Gemeinschaft und aus ihr geboren die Europaische Union.

Sie war zunachst gedacht als eine Antwort auf die Irrwege der europaischen Geschichte. Auf die europaischen Bruderkriege des 17., 18. und 19. Jahrhunderts, auf den Ersten Weltkrieg im 20. Jahrhundert und in der unbedingten demokratischen Verfasst-heit und der unbedingten Verpflichtung auf Menschenrecht und Menschenwurde als Reaktion der EG auf die Schreckensherr-schaft Hitlerdeutschlands. Heute wissen wir: sie gaben auch eine Antwort auf die Herausforderungen des 21. Jahrhunderts, des Jahrhunderts der Neugestaltung der Welt, des Zeitalters der Globalisierung. Die Grundergeneration nach dem Zweiten Weltkrieg machte Europa damit zur Zukunftswerkstatt nicht nur fur unseren Kontinent, sondern fur die ganze Welt. Hier liegt im 21. Jahrhundert die Zukunftsmission Europas, aber es ist auch die Zukunftschance dieses Kontinents.

Es gibt keine entfernten Gebiete mehr und die Welt ist immer mehr zusammengeruckt. Ereignisse irgendwo in der Welt kon-nen eigene Interessen unmittelbar beruhren. Eine Hypotheken-krise in den USA hat Wirkungen bis in das letzte markische Dorf. Das Wohlergehen anderer ist wichtig fur das eigene Wohlergehen. Der Begriff der globalen Interdependenz der ge-genseitigen Abhangigkeit allein eroffnet den Zugang zur Losung der Probleme, denen wir uns weltweit gegenuber sehen.

Immer offenkundiger wird auch, dass globale Kooperation nur dort moglich ist, wo man sich zur Anerkennung der Gleichberechti-gung und der Ebenburtigkeit entschlieGt. Sich gegenseitig ernst zu nehmen, die eigenen Interessen auch im Spiegel der Interessen

Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

стики, и прежде всего революция, которая открывает ворота для вступления в информационный век, позволили человечеству осознать единство всего мира. Его следует преобразовывать. Ответы по важным областям есть. ООН, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Международный банк, Международный валютный фонд, ВТО и другие организации свидетельствуют об этом. Также остаются встречи семёрки,

— США, Франции, Англии, Германии, Италии, Канады и Японии. Тем временем появились встречи двадцатки. Появляющиеся большие страны и экономические силовые центры — это другой новый мир. И они все стали глобальными акторами. Они все будут задействованы, если захотят достичь согласия по важным экономическим или финансовым вопросам.

Ни в коем случае другие государства, средние и малые, не должны быть обречены на малую значимость. Лучшим примером того, чего можно достичь как общности, является европейское единство, Европейский Союз. Он стал глобальным фактором и актором. Чуть уже, но теснее собираются государства других регионов. АСЕАН в южной Азии, Меркосур в Латинской Америке, Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, государства центральной Америки. Мир организуется и объединяется. Европейцы должны в такой ситуации с благодарностью и гордостью констатировать, что им досталось со времён Второй мировой войны поколение основателей: Европейское сообщество и рожденный им Европейский союз.

Сначала он был воспринят как ответ на ложный путь европейской истории, на европейские братоубийственные войны XVII, XVIII и XIX веков, на Первую мировую войну в XX веке и в обязательном демократическом контексте с правами человека и человеческим достоинством как реакция Европейского сообщества на ужасное господство гитлеровской Германии. Сегодня мы знаем: они дали ответ на требования XXI века, века нового переустройства мира, эпохи глобализации. Поколение основателей после Второй мировой войны превратило Европу в мастерскую будущего Европа не только для нашего континента, но и для всего мира. В этом будущая миссия Европы в XXI веке, но это также будущий шанс этого континента.

Нет больше удалённых мест, мир всё больше сближается. События, происходящие где-либо в мире, могут касаться непосредственно собственных интересов. Ипотечный кризис в США откликается в глухой бранденбургской деревне. Благополучие других важно для собственного благополучия. Понятие глобальной взаимозависимости всех открывает доступ к решению общемировых проблем.

Всё отчётливее становится видно то, что глобальная кооперация возможна только там, где решаются на признание равноправия и равенства. Необходимо также признать, что собственные интересы следует определять в отражении интересов других. Это обязательно для искусства государственного управления, обеспечивающего мир в XXI веке. В этом новом, всё теснее срастающемся

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen.

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin

anderer zu definieren ist notwendig. Sie ist unverzichtbar far die den Frieden sichernde Staatskunst im 21. Jahrhundert. Um es anders auszudrncken: In dieser neuen, immer enger zusammen-wachsenden Welt ist jeder jedes Nachbarn geworden. Man kann im Zeichen globaler Interdependenz nicht mehr auskommen ohne den Willen zu globaler Verantwortung. Immanuel Kanthatte uns einst zugerufen, wir sollten bei jeder unserer Handlungen die Auswirkungen auf andere Menschen bedenken und das zum MaG-stab eigenen Handelns machen. Er verdichtet das spater — so als habe er die interdependente Welt unserer Zeit schon vor Augen gehabt hin zu der Idee, das internationale Recht der Staaten zum Recht der Individuen, also zu einem Wel^rgerrecht, zu machen.

Dieser, sein kategorischer Imperativ, gilt heute auch in neuen Dimensionen. In der Dimension der Vбlker untereinander — das ist die globale Dimension — und in der Dimension der Ge-nerationen nach ein ander. Diese Dimension als Gebot der Nachhaltigkeit hat uns der Deutschjйdische, der Deutsch-amerikanische Philosoph Hans Jonas hinterlassen in seinem groGartigen Werk "Verantwortung", in dem er das Postulat der Nachhaltigkeit formuliert. In der Zukunftswerkstatt Europa wissen wir, dass die Einigung erst mбglich wurde, als das Vor-machtsstreben aufgegeben wurde. Was far Europa richtig ist, kann far die Welt nicht falsch sein. Im Gegenteil, es ist far die Gestaltung der neuen Weltordnung von entscheidender Bedeu-tung, dass sich die Rivalitatsmodelle der europaischen Geschichte nicht im WeltmaGstab wiederholen. Die Folgen kбnn-ten unter den Voraussetzungen der Globalisierung verstanden als globale Interdependenz und globale Vernetzung verheerend sein. Die dabei erforderlichen globalen Antworten setzen vo-raus, dass es nicht zu neuen Rivalitaten zwischen den globalen Akteuren kommt. Deshalb ist die Absage an Vormachtstreben und die Hinwendung zu einer neuen Kultur des Zusammenle-bens, wie sie die Zukunftswerkstatt Europa nun schon seit Jahrzehnten praktiziert, dringend notwendig.

Im zweiten Jahrzehnt des 21. Jahrhunderts treffen wir auf eine Welt groGer und offener Fragen, die zu beantworten ver-langt Vertrauensbildung, Kooperationsbereitschaft und Absage auf einseitige Vorteile im Sinne hegemonialer Bestrebungen. Und wiederum bietet die Zukunftswerkstatt Europa nicht nur den Erfolg eines Laborversuches, sondern die Ergebnisse eines jahrzehntelangen erfolgreichen Feldversuches an. Heute ist Deutschland als Teil der Europaischen Union und als Partner im westlichen Bйndnis aufgerufen, mit seinen Ideen und mit seinen Erfahrungen aus der Zukunftswerkstatt Europa den Weg zu einer globalen Friedensordnung aufzuzeigen, die йberall in der Welt als gerecht empfunden werden kann. Das verlangt far alle Teile der Welt die Chance far eine menschenwйrdige Ge-sellschaft zu eroffnen.

Ludwig Erhard, der das Scheitern der Weimarer Republik miter-lebt hatte, wusste, warum er nach dem Zweiten Weltkrieg seine Marktwirtschaft als eine Soziale Marktwirtschaft verstand. Und die M^ter und Vater unseres Grundgesetzes wussten auch, warum sie den neuen Staat der Deutschen nicht nur als freiheitlichen Rechtsstaat definierten, sondern auch als Sozialen Rechtsstaat

Meine sehr verehrten Damen und Herren, der Prozess der Globalisierung schreitet fort. Unaufhaltsam. Zu entscheiden, wie er verlauft, ist die Gestaltungsaufgabe der nachsten Jahre und Jahr-

Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

мире каждый каждому становится соседом. Нельзя больше под знаком глобальной взаимозависимости обходиться без воли к глобальной ответственности. Иммануил Кант призывал нас к тому, что мы должны при каждом своем действии думать о влиянии на других людей и соизмерять с этим собственные действия. Позже он добавляет — как будто у него перед глазами был взаимозависимый мир нашего времени — идею приведения международное право государств к праву индивидуумов, превращения международного права во всеобщее гражданское право.

Этот категорический императив действителен сегодня в новых измерениях. В измерении народов между собой — это глобальное измерение — и в измерении каждых следующих поколений. Это измерение оставил нам немецкий еврей, немецко-американский философ Ганс Йонас как заповедь постоянства в своём великом произведении «Ответственность», в котором он сформулировал постулат постоянства. В мастерской будущего под названием Европа мы знаем, что единство стало возможно, когда прекратилось стремление к господству. То, что правильно для Европы, не может быть неверно для мира. Напротив, для преобразования нового мирового порядка решающее значение имеет то, что модели соперничества европейской истории не повторяются в мировом масштабе. Последствия могли бы пониматься среди предпосылок глобализации как глобальная взаимозависимость и глобальное объединение и быть губительными. При этом необходимость глобальных ответов предполагает, что дело не дойдёт до нового соперничества между глобальными акторами. Поэтому отказ от стремления к соперничеству и поворот к новой культуре сосуществования, такой как мастерская будущего Европа уже десятилетия, крайне необходим.

Во втором десятилетии XXI века мы наталкиваемся на мир больших и открытых вопросов, для ответа на которые необходимо укрепление доверия, готовности к сотрудничеству и отказ от односторонних привилегий. Мастерская будущего Европа предлагает не только успех лабораторного опыта, но и результаты десятилетнего успешного полевого испытания. Сегодня Германия является частью ЕС и как партнёр в западном союзе призвана своими идеями и опытом указать путь к глобальному мирному порядку, который может восприниматься во всём мире. Для всех частей мира необходимо предоставить шанс достойного человеческого общества.

Людвиг Эрхард, который пережил крах Веймарской республики, понимал после Второй мировой войны под рыночной экономикой социальную рыночную экономику. Основатели нашей Конституции знали также, почему они определяли новое государство Германии не только как свободное правовое государство, но и как социальное.

Уважаемые дамы и господа, процесс глобализации неудержимо идёт вперёд. Задача последующих лет и десятилетий — решить, как она будет идти. Сейчас, во времена кризиса, мир смотрит на Европу, на континент, который до сих пор решал задачу своего преобразования.

Genscher H.-D. Die europaische Verantwortung der Deutschen. Геншер Г.-Д. Европейская ответственность немцев

Rede am 01. November 2012 im Willy Brandt-Haus, Berlin Выступление в Доме имени Вилли Брандта, 1 ноября 2012 г., Берлин

zehnte. Jetzt, in der Zeit unserer Krise, blickt die Welt auf Europa. Auf den Kontinent also, der bisher die Aufgabe seiner eigenen Neugestaltung gemeistert hat. Gewiss, die Probleme, die wir heute in Europa zu ^sen haben, sind die schwierigsten seit GrUndung unserer Europaischen Gemeinschaft. Aber zu meistern sind sie. Und wahr ist auch, groGe Probleme gibt es auch in den anderen Regionen der Welt. Wie groG sie in den USA sind, wird man unmittelbar nach den amerikanischen Wahlen vernehmen. Aber Probleme gibt sie eben nicht nur in der westlichen Welt. Wir, die heute Lebenden, und alle, die heute Verantwortung tragen in Europa, werden von der Geschichte danach beurteilt werden, ob sie die Zukunftswerkstatt Europa weiter ausgebaut und entwickelt haben oder ob sie dem Versuch erlegen sind, das Heil der Zukunft in der Flucht in die Fehler der Vergangenheit zu suchen. Denken wir zurUck an das Jahr 1989, als die Vбlker Europas so einig waren in ihren Wйnschen und Hoffnun-gen, in ihrer Sehnsucht und ihrem Freiheitswillen wie niemals zuvor. Die Kraft und die Zuversicht, die uns damals erfu llte, brauchen wir auch jetzt, wenn wir uns des Vermachtnisses von damals wйrdig erweisen wollen.

Deutsche Verantwortung ist es, in dieser Lage sich als das eu-ropaische Deutschland zu bewahren. Ein Deutschland, das in die Selbstisolierung fliehen wUrde, ware bald sehr, sehr einsam. Es wUrde kalt, eiskalt werden fUr das Land in der Mitte Europas, fUr das Land mit den meisten Nachbarn. Den Zweiflern, den Klein-mUtigen sei gesagt: An Deutschland darf Europa nicht scheitern.

Конечно, проблемы, которые сегодня перед нами стоят в Европе, являются самыми сложными со времен образования Европейского сообщества. Но они должны быть решены. Серьёзные проблемы есть и в других регионах мира. Как велики они в США, мы узнаем послеамери-канских выборов3. Но проблемы есть не только в запад-

3 Речь идет о президентских выборах в США 6 ноября 2012 г., накануне которых была произнесена речь.

ном мире. Мы, живущие сегодня, и все, кто сегодня несёт ответственность в Европе, будем оценены историей по тому, развили ли мы дальше «механизм будущего

— Европа» или прекратили попытку найти благополучие будущего в ошибках прошлого. Вспомним 1989 год, когда народы Европы были так едины в своих желаниях и надеждах, в своём стремлении и желании свободы, как никогда раньше. Сила и уверенность, которые тогда нас переполняли, необходимы нам сегодня, когда мы хотим доказать, что достойны прежних заветов.

Ответственность Германии в том, чтобы показать себя в этой ситуации европейской Германией. Германия, которая бы попала в самоизоляцию, очень скоро стала бы одинокой. Она стала бы слишком холодной, ледяной для страны в центре Европы, для страны со многими соседями. Сомневающимся и малодушным следует сказать: Европа не может разбиться о Германию.

Перевод с немецкого Е.Э. Колотуша, кандидат педагогических наук

VERWEISE I REFERENCES | ЛИТЕРАТУРА

1. Duckwitz A. DenkwUrdigkeiten aus meinem offentlichen Leben, 1841 bis 1866. Bremen 1877.

2. Duckwitz A. Ober das Verhaltnis der freien Hansestadt Bremen zum Deutschen Zollverein. Bremen 1837.

3. Heinemann G. Deutsche Friedenspolitik. Reden und Aufsatze. Verlag Stimme der Gemeinde, Darmstadt 1952.

4. Heinemann G. Deutschland und die Weltpolitik. Hrsg. Notgemeinschaft fUr den Frieden Europas, 1954.

5. Heinemann G. Der Frieden ist der Ernstfall. Hrsg. Martin Lotz, Kaiser Traktate 59, MUnchen 1981 (14. Texte 1951—1973).

6. Jonas H. Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik fUr die technologische Zivilisation. Suhrkamp, Frankfurt am Main 1979,

7. Was fUr eine Welt wollen wir? Richard von Weizsacker im Gesprach mit Jan RoG. 1. Auflage. Rowohlt, Berlin 2005.

8. Weizsacker R. von. Von Deutschland nach Europa. Die bewegende Kraft der Geschichte. Berlin 1991,

Germans' responsibility for europa

Speech in the Willie Brandt House, November 1, 2012, Berlin

Hans-Dietrich Genscher, German politician of the Free Democratic Party (FDP), Foreign Minister and Vice Chancellor of Germany from 1974 to 1992 (except for a two-week break in 1982), Chairman of the Organization for Security and Co-operation in Europe (OSCE, 1991).

E-mail: [email protected]

Mr. Genscher considers the unification of Europe after the Second World War in the context of the unique historical phenomenon. This historical phenomenon is the fact that Germany is the first time in the history refuses of the German exclusivity in favor of the prospects for a new global order — this time the peaceful one.

Mr. Genscher discusses in detail the geopolitical position of Germany in the heart the European continent, as well as the central place that Germany holds in the political, economic and cultural space of Europe, foremost in the 20th century. His speech is a kind of an analytical overview, on the one hand, of the birth and implementation of the European integration idea in the 20th century and, on the other hand, of the moral and political principles that were formulated by the great German thinkers, but which can be implemented only by the "European Germany”. Thus, the responsibility of the Germans to Europe is the responsibility for the basis of the moral, political and economic European integration principles. According to Mr. Genscher, the load-bearing structures of a stable European house are not only German-French, but also German-Polish and Polish-French partnership. Weimar Triangle, Paris — Berlin — Warsaw, has to become a reality.

Keywords: European and German history, integration of Europe, 'European Germany', the responsibility of the Germans, global interdependence, consistency, stability, peaceful global order.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.