только племенных и патриархальных структур. Новое же поколение ливийцев, особенно интеллигенция, воспитывалась на идеях панарабизма. Именно эти идеи арабского единства и позволили патриотически настроенной ливийской молодежи прийти к власти. Подводя итог, следует отметить:
1. Основной причиной возникновения в Ливии радикально настроенной организации офицеров-юнионистов является сложившаяся в 50-60-е гг. ситуация на Ближнем Востоке (революция в Египте и свержение монархии организацией «Свободные офицеры»).
2. Внутренние противоречия внутри правящей верхушки в сфере управления и борьба западных стран за нефтяные запасы Ливии обусловили поиск новой идеологии, которая стала бы альтернативой старой - сенусизму. Именно эта «новая» идеология арабского единства привела к власти националистически настроенную молодежь.
3. Армия стала единственной силой, способной противостоять монархии в стране. Именно в армии стало быстро распространяться влияние офицеров-юнионистов. Гражданская же часть населения была изолирована от политической жизни в стране.
4. Усиленная агитационная и пропагандистская деятельность организации ОСОЮС привела к их поддержке народными массами.
5. Полная победа над правыми силами в стране привела к перевороту, открывшему качественно новый этап в истории Ливии.
Литература и источники
1. Тарих Либия мунзу акдам аль-Асур. - Триполи, 1972.
2. Хакыка Идрис. Триполи идарат-тавджиг аль-мванавий лиль куват аль-Мусалихт. - Триполи, 1976.
3. Washington Post. 20.02.1962.
4. Егорин Ф.З. Истрия Ливии XX в. - М., 1999.
5. Прошин Н.И. История Ливии. Конец XIX - 1969 г. - М., 1975.
6. FirstR. Libya. The Elusive Revolution. - L., 1974.
7. См.: Егорин А.З., Миронова Г.В. Сенуситы в истории Ливии. М., 2006.
8. Wright J. Libya. A Modern History. - London-Canberra, 1981.
9. Gaddafi M. History of Revolution. - Tripoly, 1972.
10. De CondoleE.A.V. The life and times of king Idris of Libya. - Vanchester, 1990.
11. Le Nouvel Observateur. 9.04.1973.
12. Ар-Раид. Мадрид. 09.09.1969.
13. Егорин А.З. Муаммар Каддафи. - М., 2009.
References and Sources
1. Tarih Libiya munzu akdam al'-Asur. - Tripoli, 1972.
2. Hakyka Idris. Tripoli idarat-tavdzhig al'-mvanavij lil' kuvat al'-Musaliht. - Tripoli, 1976.
3. Washington Post. 20.02.1962.
4. Egorin F.Z. Istriya Livii XX v. - M., 1999.
5. Proshin N.I. Istoriya Livii. Konec XIX - 1969 g. - M., 1975.
6. First R. Libya. The Elusive Revolution. - L., 1974.
7. Sm.: Egorin A.Z., Mironova G.V. Senusity v istorii Livii. M., 2006.
8. Wright J. Libya. A Modern History. - London-Canberra, 1981.
9. Gaddafi M. History of Revolution. - Tripoly, 1972.
10. De Condole E.A.V. The life and times of king Idris of Libya. - Vanchester, 1990.
11. Le Nouvel Observateur. 9.04.1973.
12. Ar-Raid. Madrid. 09.09.1969.
13. Egorin A.Z. Muammar Kaddafi. - M., 2009.
АТЛУХАНОВА К.В. - магистрант факультета востоковедения Дагестанского государственного университета. МУСАЕВА С.И. - доктор исторических наук, профессор, Дагестанский государственный университет. ATLUKHANOVA, K.V. - master of the faculty of Oriental studies, Dagestan state University (atlukhanova@mail.ru). MUSAYEVA, S.I. - Doctor of History, Professor, Dagestan State University, Mahachkala (musayeva@mail.ru).
УДК 94(560)«200/202»:327(430)
АХМЕДОВ Т.А.
ГЕРМАНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБОСТРЕНИЯ КУРДСКОГО
ВОПРОСА В 2000-2020 ГОДАХ
Ключевые слова: Германия, Турция, курдский вопрос, экспорт вооружений, Рабочая партия Курдистана, германо-турецкие отношения, А. Меркель, Р. Эрдоган, Гражданская война в Сирии, Северный Курдистан, Операция «Источник мира».
В статье рассматриваются германо-турецкие отношения в течение двух десятилетий XXI века. Анализируется развитие экономических и военно-политических отношений между двумя союзниками по НАТО и причины разногласий во взглядах на решение того или иного вопроса в ближневосточном регионе. Дается оценка политике Германии в отношении курдской проблемы в Турции и странах Ближнего Востока. В ходе исследования автор рассматривает, как курдская проблема
формировала противоречия между двумя странами. В статье раскрываются влияние этих противоречий на экономические и политические отношения, в частности, на экспорт вооружений из Германии в Турцию.
AKHMEDOV, T.A.
GERMANY-TURKEY RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE ESCALATION OF THE KURDISH ISSUE IN THE 2000-2020
Keywords: Germany, Turkey, Kurdish issue, arms exports, Kurdistan Workers' Party, Germany-Turkey relations, A. Merkel, R. Erdogan, Syrian Civil War, Northern Kurdistan, Operation "Peace Spring ".
In the article considers the Germany-Turkey relations for the first two decades of the XXI century. It analyzed development of the economic, military and political relations between the two NATO allies and causes for disagreement in views on solution to the issues in the Middle East region. The author assesses the German policy toward the Kurdish issue in Turkey and other countries of the Middle East. During the research the author considers how Kurdish issue shaped the controversies between two countries. In the article reveals impact of such controversies on the economic and political relations and on German arms exports to Turkey in particular.
В новейшей истории важнейшей вехой в развитии германо-турецких отношений стала середина ХХ века. Первоначально носившие в основном чисто экономический характер, со вступлением Турции, а затем и ФРГ в НАТО, к ним добавились военное сотрудничество и совместные оборонительные планы. С начала 60-х годов ХХ века отношения двух стран становились более тесными. Это было обусловлено миграционными потоками из Турции в ФРГ, а также желанием Турции стать членом Европейского Союза, причем в этом вопросе она в первую очередь наделась на поддержку Германии. Однако Берлин не всегда оказывал соответствующую политическую и юридическую поддержу Анкаре. В Германии на этот счет были свои аргументы -к ним Берлин относил нарушения прав человека в Турции и переселение этнических турок и курдов в Германию. А с начала 90-х годов ХХ века в отношениях двух стран возникла проблема Рабочей партии Курдистана (РПК), которая имела свои легальные представительства в Германии [1, с. 21-47]. Турецкие власти все более настоятельно требовали их закрыть, но Берлин признавая их культурными учреждениями, отказывался следовать советам Анкары. В ответ турецкие власти начали обвинять своего союзника по НАТО в поддержке курдских сепаратистов. Вопрос о деятельности РПК в Германии и другие политические и социально-экономические неурядицы привели, в итоге, к обострению отношений между двумя странами.
К началу XXI века отношения между Германией и Турцией были деловыми, но уже не всегда союзническими. Причиной тому по-прежнему было нежелание Евросоюза, в котором преобладающую роль играла Германия, принять Турцию в свои ряды. Европейскому союзу хватало своих серьезных внутриполитических и экономических проблем, и входящие в него страны не торопились рекомендовать Турцию в качестве нового члена союза.
Большую роль играли обострение курдского вопроса в Турции и неуступчивость Анкары в этом вопросе. Советы со стороны Германии, как и любой другой страны, урегулировать внутренний конфликт с курдами политическим путем Анкара считала некорректными. Сама Германия трактовала эту проблему как нарушение прав национальных меньшинств, причем речь здесь в первую очередь шла именно о курдах и признании их законных прав. Турция же, в свою очередь, считала, что этот вопрос является исключительно ее внутренним делом, и страны Европы не имеют права вмешиваться во внутренние дела страны. Тем самым, этот вопрос не должен быть камнем преткновения для принятия ее в Европейский союз. В то же время, в начале XXI века сложная экономическая и этнополитическая ситуация в Северном (Турецком) Курдистане, связанная с дискриминационной политикой турецких властей, по-прежнему вынуждала курдов покидать свои родные места и обосновываться за рубежом, в том числе в Германии [2, s. 12-14]. В настоящее время численность курдской диаспоры в Европе и Северной Америке составляет около 2 млн. человек. Из них в Германии проживают не менее 800 тысяч человек [3].
С начала 2000-х годов европейские чиновники, особенно германские, посещая Турцию, в обязательном порядке желали побывать в курдском городе Диярбакыр. Турецкие власти препятствовали этому, как могли. Чаще всего посещение не разрешалось под предлогом того, что это небезопасно. Несмотря на раздражение властей Турции, в 2000 году юго-восточные курдские вилайеты Турции посетил посол Германии Рудольф Шмидт [4, с. 23-27]. Затем, после некоторого перерыва, то же самое совершил в ноябре 2007 года другой посол Германии в Турции, Эскар Гюнтц, и посещение им неофициальной столицы Северного (Турецкого) Курдистана Анкара
восприняла с раздражением [5]. Посол мотивировал поездку в город Диярбакыр тем, что желает осмотреть объекты, которые строятся в этом регионе благодаря инвестициям его страны. Однако реальной причиной посещения посла было желание самому воочию оценить политическую ситуацию в курдских районах Турции и передать ее максимально объективную оценку немецким властям. После завершения своего визита он заявил, что курдский вопрос в Турции должен быть разрешен мирным путем. Все вынужденные переселенцы должны вернуться в свои дома, а Анкара обязана уделять больше внимания нуждам своих курдских граждан.
В течение первого десятилетия XXI века Германия являлась главным экономическим партнером Турции в Европе. На ее долю приходилось 10% всей внешней торговли Турции. В денежном эквиваленте это примерно 14 миллиардов евро [6]. Часть этих доходов Анкара тратила на войну с курдами или приобретала на них немецкое оружие, которое также применялось против партизан Народных сил самообороны Курдистана (НССК), в военных конфликтах в Ираке, а затем - в гражданской войне в Сирии против тех же курдов. В частности, Германский телевизионный канал 8ЛТ-1 регулярно утверждал, что Турция использует переданные правительством страны танки в операциях против курдов. Применение турецкими силами безопасности огнестрельного оружия во время праздника Новруз, что повлекло гибель десятков человек, а также рейды турецкой армии на территорию Северного Ирака, серьезно ухудшили отношение к Турции в Европе, и Германия временно приостановила оказание ей военной помощи [7].
Необходимо отметить, что с 60-х годов ХХ века на территории Германии существовали курдские молодежные организации, такие как Федерация курдских рабочих союзов в ФРГ (КОМКАР), Демократические рабочие Союзы Курдистана (ДРСК) и др. [8, с. 47-74]. Эти организации в 90-е годы ХХ века оказались под влиянием РПК, и с обострением курдского вопроса в странах Ближнего и Среднего Востока в начале XXI века это создало определенные проблемы германским властям. В связи с этим, с момента прихода к власти в 2005 году канцлер Германии А. Меркель неоднократно обращалась к властям Турции с просьбой разрешить давний конфликт со своими курдскими гражданами мирными путями. В ответ турецкие власти припоминали ей поддержку этническими турками ее партии Христианских демократов на выборах. И все же приход партии А. Меркель к власти подорвал турецкое лобби в Европейском Союзе, так как правительство Г. Шредера поддерживало Анкару в большей степени, чем кабинет Христианских демократов [9].
В 2006 году канцлер Германии А. Меркель в рамках двухсторонних отношений совершила свой первый визит в Турцию для переговоров с Р. Эрдоганом и решения множества социально-экономических и политических вопросов. Ответный визит премьер-министра Турции Р. Эрдогана в Германию состоялся в 2008 году. В ходе переговоров властями Турции, как всегда, был затронут вопрос о деятельности РПК на территории Германии под разными политическими зонтиками, затронута тема нежелания Берлина с этим бороться. Премьер-министр Турции также призвал Германию открыть турецкие школы. А во время очередного государственного визита в Германию в 2011 году он призвал турецкую диаспору интегрироваться в немецкое общество, но не ассимилироваться [9]. В ответ немецкое общество припомнило ему неправомерную ассимиляцию и гонения курдов и по-прежнему непризнание за ними никаких прав.
В 2010 году двухсторонние отношения Германии с Турцией вступили в иную политическую фазу, и для их улучшения в октябре того же года президент Германии К. Вульф совершил четырехдневный визит в Турцию [10]. Это был первый визит главы Германского государства в XXI веке в эту страну. Во время встречи с К. Вульфом президент Турции А. Гюль призвал европейских партнеров, в частности Германию, научиться с пониманием относиться к представителям всех этнических групп, которые проживают в ФРГ. По его мнению, странам Европейского союза не стоило бы так открыто и прямолинейно вмешиваться во внутренние дела суверенной Турции.
С началом гражданской войны в Сирии в 2011 году отношения между Германией и Турцией снова осложнились. С одной стороны, власти обоих государств совместно призывали президента Сирии Б. Асада провести открытые демократические выборы и мирно передать власть оппозиции. С другой стороны, активное вмешательство Турции во внутренние дела соседнего государства раздражало Берлин. Особенно его тревожило то, что Анкара в годы гражданской войны поддерживала разные радикальные исламские группировки, в том числе, хотя и негласно, террористическую организацию ИГИЛ. В свою очередь, Анкару беспокоили открытая поддержка Германией Партии демократического союза (ПДС) в Западном (Сирийском) Курдистане и оказание
военно-политической поддержки курдским Отрядам народной самообороны (ОНС), которые с октября 2015 года стали основной частью Демократических сил Сирии (ДСС), создаваемых коалицией во главе с США [11]. Во время боев за курдский город Кобани в 2014-2015 годах германские власти даже призывали Турцию не быть равнодушной к этой проблеме и оказать борющимся курдским силам активную военно-материальную помощь.
Во время обострения отношений между Россией и Турцией в 2015 году премьер-министр Турции А. Давутоглу в Берлине уговаривал канцлера Германии А. Меркель, как союзника по НАТО, дистанцироваться от позиции России в курдском вопросе [12]. Кроме того, турецкие власти считали, что участие курдских сепаратистов в переговорах по Сирии не отвечает их национальным интересам. Берлин же, как и прежде, критиковал Турцию за преследования курдов и нежелание Анкары допустить представителей курдских политических сил на мирные переговоры по урегулированию сирийского кризиса. По данным немецких СМИ, в частности, журнала Die Welt, лишь после встречи А. Меркель и А. Давутогулу в Давосе в 2015 году правительству ФРГ на время пришлось прекратить критику турецких властей относительно курдского вопроса [12]. Причиной этого, в первую очередь, была проблема с беженцами, которые находились в Турции, причем в любой момент Анкара могла открыть границы и пропустить их в страны Европы.
В 2018 году, перед визитом Р. Эрдогана и в ходе него, в Германии и в других странах Евросоюза проходили многотысячные акции протеста против политики Турции в Сирии и ее отношения к проблеме курдов [13]. Демонстранты требовали от Анкары освободить всех политических заключенных, не преследовать журналистов и решить курдскую проблему мирными средствами, а также призывали канцлера Германии А. Меркель не продавать Турции оружие, которое чаще всего применяется против мирного населения региона. В этой связи заметим, что стоимость оружейных контрактов между Германией и Турцией в 2018 году составила 242,8 млн., а за три квартала 2019 года - 250,4 млн. евро [14]. Кроме того, европейцы поставляли Турции тяжелую военную технику по контрактам общей стоимостью 447 млн. долларов [15]. А это оружие чаще всего применялось именно против курдских формирований в самой Турции, в соседней Сирии, или в Ираке.
В октябре 2019 года Турция начала операцию «Источник мира» на севере Сирии. Это вызвало серьезные трения между турецкой, курдской и арабской общинами Германии. Помимо демонстраций и акций протеста, отмечались провокации и отдельные акты насилия. Профессор Международной высшей школы Бад-Хоннеф в Эссене Б. Чопур в интервью телеканалу ZDF охарактеризовал ситуацию словами: «Мы сидим на пороховой бочке здесь, в Германии» [16]. В связи с этим канцлер А. Меркель заявила, что в текущей ситуации Германия не будет поставлять оружие Турции [17]. В итоге, правительство Германии, признав операцию «Источник мира» нарушающей международное право, приостановило экспорт в Турцию вооружения, которое могло быть применено в Сирии. Впрочем, это не привело к полной отмене поставок - в течение трех месяцев после начала операции были одобрены сделки на сумму 3,1 миллионов евро [18]. Как утверждается, сегодня одобряются лишь поставки, которые не могут быть задействованы в текущих конфликтах, например, системы для подводных лодок.
Тем не менее, в 2019 году Германия оставалась важным торговым партнером и крупнейшим инвестором в экономику Турции, хотя по сравнению с 2018 годом германский экспорт сократился на 2 миллиарда евро из-за продолжающегося экономического кризиса в Турции [19].
В заключение хочется отметить, что отношения Германии и Турции в первые два десятилетия XXI века были крайне неоднозначными. В торгово-экономической сфере их взаимоотношения были взаимовыгодными и эффективными, как и прежде, но в геополитической сфере между двумя странами накопилось много неразрешенных вопросов, прежде всего проблема беженцев, курдский вопрос, борьба с терроризмом в странах Ближнего Востока, мирные переговоры по Сирии, поддержка Турцией радикалов, и многое другое.
Литература и источники
1. Ахмедов Т.А. Турция и курды: история конфликта. - Саарбрюккен: Lambert, 2013. - С. 21-47.
2. Serxwebün. - 2005. - № 283. - S. 12-14.
3. Конрад Н., Варкентин А. Курдский конфликт продолжается на территории Германии [Электронный ресурс] // Русская редакция Deutsche Welle. Электрон. дан. URL: https://www.dwxom/ru/курдский-конфликт-продолжается-на-территории-германии/a-16717323
4. Курдский визит посла ФРГ Р. Шмидта на Юго-восток Турции // Дружба. - 2000. - № 9. - С. 23-27.
5. Лазаревские чтения / Отв. ред. О.И. Жигалина. Вып.1. - М.: Институт востоковедения РАН, 2012. - 256 с.
6. Аюпова Н.И., Корнилов А.А. Динамика экономического сотрудничества Турции с Германией в период правления партии Справедливости и развития // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2017. - №4. - С. 16-24.
7. UsulA. Democracy in Turkey: The Impact of EU Political Conditionality. London, 2010. Р. 78.
8. Жигалина О.И. Проблема курдской государственности в современной геополитике // Курды Западной Азии (ХХ - начало XXI века). Проблемы курдского самоопределения. - М., 2012. - C.47-74.
9. Проблема турецко-германских отношений в современный период [Электронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн (inf^} studbooks.net). Электрон. дан. URL: https://studbooks.net/542924/istoriya/problema_turetsko_ germanskih_otnosheniy_sovremennyy_period
10. Президент Германии начинает визит в Турцию [Электронный ресурс] // meta.kz. Электрон. дан. URL: http://meta.kz//702754-prezident-germanii-nachinaet-vizit-v-turciyu.html
11. Зачем Турции понадобилась военная операция в Сирии? [Электронный ресурс] // Яндекс.Дзен. Электрон. дан. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d971030df944400b134874a/zachem-turcii-ponadobilas-voennaia-operaciia-v-sirii--5da7ff3bbd639684a11c0816
12. Крючков И. Курдский фактор раздора [Электронный ресурс] // АО «Газета.Ру». Электрон. дан. URL: https: //www. gazeta.ru/politics/2016/01/22_a_8036459. shtml
13. В Германии начались акции протеста против визита Эрдогана [Электронный ресурс] // Интернет издание МК-Турция. Электрон. дан. URL: https://mk-turkey.ru/politics/2018/09/25/ar-v-germanii-nachalis.html
14. «Источник мира»: Германия оставит Турцию без оружия [Электронный ресурс] // АО «Газета.Ру». Электрон. дан. URL: https: //www. gazeta.ru/army/2019/10/12/12752096.shtml
15. Европа вводит эмбарго на поставки оружия Анкаре. Станет ли турецкая армия слабее? [Электронный ресурс] // ООО «Селдон Новости». Электрон. дан. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/217779029
16. Wahl-Immel Y. Spannung bei Türken und Kurden - "Wir sitzen hier in Deutschland auf einem Pulverfass" [Электронный ресурс] // ZDF Unternehmen. Электрон. дан. URL: https://www.zdf.de/nachrichten/heute/konflikt-in-nordsyrien-erreicht-deutschland-kurden-sitzen-hier-auf-einem-pulverfass-100.html
17. Nasr J. Turkey's operation in northern Syria splits Germany's migrant communities [Электронный ресурс] // Thomson Reuters. Электрон. дан. URL: https://www.reuters.com/article/us-syria-security-germany/turkeys-operation-in-northern-syria-splits-germanys-migrant-communities-idUSKBN1WW2D6?il=0
18. 2019 mehr als verdoppelt - Mehr deutsche Rüstungsexporte in die Türkei [Электронный ресурс] // ZDF Unternehmen. Электрон. дан. URL: https://www.zdf.de/nachrichten/heute/2019-mehr-als-verdoppelt-mehr-ruestungsexporte-in-die-tuerkei-100.html
19. Deutschland und die Türkei: Bilaterale Beziehungen [Электронный ресурс] // Das Internetangebot des Auswärtigen Amts. Электрон. дан. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/tuerkei-node/bilateral/201968
References and Sources
1. Ahmedov T.A. Turciya i kurdy: istoriya konflikta. - Saarbryukken: Lambert, 2013. - S. 21-47.
2. Serxwebün. - 2005. - № 283. - S. 12-14.
3. Konrad N., Varkentin A. Kurdskij konflikt prodolzhaetsya na territorii Germanii [Elektronnyj resurs] // Russkaya redakciya Deutsche Welle. Elektron. dan. URL: https://www.dw.com/ru/kurdskij-konflikt-prodolzhaetsya-na-territorii-germanii/a-16717323
4. Kurdskij vizit posla FRG R. SHmidta na YUgo-vostok Turcii // Druzhba. - 2000. - № 9. - S. 23-27.
5. Lazarevskie chteniya / Otv. red. O.I. ZHigalina. Vyp.1. - M.: Institut vostokovedeniya RAN, 2012. - 256 s.
6. Ayupova N.I., Kornilov A.A. Dinamika ekonomicheskogo sotrudnichestva Turcii s Germaniej v period pravleniya partii Spravedlivosti i razvitiya // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. - 2017. - №4. - S. 16-24.
7. Usul A. Democracy in Turkey: The Impact of EU Political Conditionality. London, 2010. R. 78.
8. Zhigalina O.I. Problema kurdskoj gosudarstvennosti v sovremennoj geopolitike // Kurdy Zapadnoj Azii (HKH - nachalo XXI veka). Problemy kurdskogo samoopredeleniya. - M., 2012. - C.47-74.
9. Problema turecko-germanskih otnoshenij v sovremennyj period [Elektronnyj resurs] // Studencheskaya biblioteka onlajn (inf{at}studbooks.net). Elektron. dan. URL: https://studbooks.net/542924/istoriya/problema_ turetsko_germanskih_otnosheniy_sovremennyy_period
10. Prezident Germanii nachinaet vizit v Turciyu [Elektronnyj resurs] // meta.kz. Elektron. dan. URL: http://meta.kz//702754-prezident-germanii-nachinaet-vizit-v-turciyu.html
11. Zachem Turcii ponadobilas' voennaya operaciya v Sirii? [Elektronnyj resurs] // YAndeks.Dzen. Elektron. dan. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5d971030df944400b134874a/zachem-turcii-ponadobilas-voennaia-operaciia-v-sirii--5da7ff3bbd639684a11c0816
12. Kryuchkov I. Kurdskij faktor razdora [Elektronnyj resurs] // AO «Gazeta.Ru». Elektron. dan. URL: https://www.gazeta.ru/politics/ 2016/01/22_a_8036459.shtml
13. V Germanii nachalis' akcii protesta protiv vizita Erdogana [Elektronnyj resurs] // Internet izdanie MK-Turciya. Elektron. dan. URL: https://mk-turkey.ru/politics/2018/09/25/ar-v-germanii-nachalis.html
14. «Istochnik mira»: Germaniya ostavit Turciyu bez oruzhiya [Elektronnyj resurs] // AO «Gazeta.Ru». Elektron. dan. URL: https://www.gazeta.ru/army/2019/10/12/12752096.shtml
15. Evropa vvodit embargo na postavki oruzhiya Ankare. Stanet li tureckaya armiya slabee? [Elektronnyj resurs] // OOO «Seldon Novosti». Elektron. dan. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/index/217779029
16. Wahl-Immel Y. Spannung bei Türken und Kurden - "Wir sitzen hier in Deutschland auf einem Pulverfass" [Elektronnyj resurs] // ZDF Unternehmen. Elektron. dan. URL: https://www.zdf.de/nachrichten/heute/konflikt-in-nordsyrien-erreicht-deutschland-kurden-sitzen-hier-auf-einem-pulverfass-100.html
17. Nasr J. Turkey's operation in northern Syria splits Germany's migrant communities [Elektronnyj resurs] // Thomson Reuters. Elektron. dan. URL: https://www.reuters.com/article/us-syria-security-germany/turkeys-operation-in-northern-syria-splits-germanys-migrant-communities-
idUSKBN 1WW2D6 ?il=0
18. 2019 mehr als verdoppelt - Mehr deutsche Rüstungsexporte in die Türkei [Elektronnyj resurs] // ZDF Unternehmen. Elektron. dan. URL: https://www.zdf.de/nachrichten/heute/2019-mehr-als-verdoppelt-mehr-ruestungsexporte-in-die-tuerkei-100.html
19. Deutschland und die Türkei: Bilaterale Beziehungen [Elektronnyj resurs] // Das Internetangebot des Auswärtigen Amts. Elektron. dan. URL: https://www.auswaertiges-amt.de/de/aussenpolitik/laender/tuerkei-node/bilateral/201968
АХМЕДОВ ТЕЮБ АХМЕДОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. AKHMEDOV, TEUB A. - Ph.D. in History, Associate Professor of the Department of Economics and Social and Humanitarian Sciences of Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (RSevoi@yandex.ru).