3. А7эгЬаусап-Воуйк Вгйашуа: ЭтэЫа§1щ vэ tэrэfda§hq (199-2001). - Вак1, ЭЫ^, Zeynalov vэ о|и11ап, 2001. - 449 8.
4. Л7эгЬаусап Respub1ikasmm xarici siyasэtinin эsas istiqamэt1эri (1991-2016). - Вак1, "РоИяг1" ММС, 2017. - 904 8.
5. АлескеровВ. Каспий - море сотрудничества. - Баку: Каспианэнержи, 1999. №2.
6. ЭНуеу IЭ., Hэsэnov Н.Э., MumdvediyevA.§. Л7эгЬаусап пей dйnya siyasэtmdэ. 5 ci1ddэ. IV аЫ. -Вак1: Л7эгЬаусап, 1997.478 8
7. Pa§ayev Н.М. Вк sэflrm manifesti. Вак1: §ЭЩ^ЭГЬ, 2007. - 246 8.
8. Турицын И.В., Муллакаев М.С. Россия и современные проблемы нефтяной геополитики Каспия // Современная научная мысль. - 2016. - №6. - С.202-210.
9. И11р8://%'%'%г.81а1;^0У.а7/80Ш'8еЛ^0П8/а7/р 3.pdf
10. Azэrbaycaшn statistik gбstэrici1эri. Qш'tu1u§dan tэrэqqiyэ. - Вак1: 2018, 762 s.
11. http://www.baki-xeber.com/8iya8et/1890.html
АЛИЗАДЕ ИЛЬХАМ ГАДЖИБАБА ОГЛЫ - аспирант Гянджинского отдела Национальной академии наук Азербайджана (aliyegence@mail.ru).
ALIZADE, ILHAM HADJIBAB OGLY- Ph.D. student of the Ganja department of the National Academy of Sciences of Azerbaijan (aliyegence@mail.ru).
УДК 94(470) :329.7(=222.5)
АХМЕДОВ Т.А.
РОССИЙСКО-КУРДИСТАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В 2000-2018 ГОДАХ
Ключевые слова: курдский вопрос, политические партии Курдистана, Турция, Рабочая партия Курдистана, российско-курдские отношения, российско-турецкие отношения, Демократическая партия Курдистана, Партия Демократического Союза, Демократическая партия народов, Гражданская война в Сирии, Р. Эрдоган, В.В. Путин.
В статье рассматриваются российско-курдские отношения в течение двух десятилетий XXI века. Анализируются причины спадов и подъемов в экономических и политических отношениях между российской властью и курдскими политическими силами в разных частях разделенного географического Курдистана. Политика Российской Федерации в отношении Западного Курдистана в ходе гражданской войны в Сирии в 2011-2018 годах, а также к большому Курдистану, в целом, оценивается как непоследовательная. В ходе исследования автор рассматривает, как российско-курдские отношения влияют на внешнюю политику России в отношении стран Ближнего и Среднего Востока. В статье раскрываются противоречия во взглядах российской и курдской стороны на решение проблем курдского народа и причины этих противоречий.
AKHMEDOV, T.A. RUSSIAN-KURDISH RELATIONS IN THE 2000-2018-IES
Keywords: Kurdish question, political parties of Kurdistan, Turkey, Kurdistan Worker's Party, Russian-Kurdish Relations, Russia-Turkey relations, Kurdistan Democratic Party, Democratic Union Party, Peoples' Democratic Party, Syrian Civil War, R. Erdogan, V. Putin.
In the article considered the Russian-Kurdish relations for the two decades of the XIX century. It analyses the reasons of peaks and troughs in economic and political relations between the Russian authorities and the Kurdish political forces in different parts of the divided Kurdistan. The policy of the Russian Federation toward the Western Kurdistan during the Syrian Civil War in the 2011-2018 and toward the Kurdistan as a whole rated as inconsistent. During the research an author examines the influence of Russian-Kurdish relations on the Russia's foreign policy toward the countries in the Near and Middle East. In the article reveals controversial views of the Russian and Kurdish sides on the issues of the Kurdish people and the causes of the controversy.
Российско-курдские отношения имеют многовековую историю. Они неоднократно переходили от совместной союзнической борьбы против общего неприятеля к взаимному недоверию и претензиям друг к другу. Эти партнерские, соседские отношения стали более сложными за два десятилетия нового XXI века.
Начало новейшего периода в российско-курдских отношениях можно отсчитывать с момента, когда в 1998 году лидер Рабочей партии Курдистана (РПК) А. Оджалан прибыл в Россию в поисках политического убежища. Но в результате внешних и внутренних политических и экономических игр и сопутствующих им интриг А. Оджалану в политическом убежище было отказано, и он был вынужден покинуть Россию. В феврале 1999 года в результате международного заговора спецслужб он был схвачен и, в итоге, оказался в заключении в турецкой тюрьме [1, с. 49-50]. Общественно-политические деятели Северного
Курдистана, где осуществлял свою деятельность А. Оджалан, а также большого Курдистана, в этой связи считали, что Российская Федерация, в этот сложный исторический период в судьбе курдского народа их фактически предала.
Заметим, что эти события проходили на сложном российском политическом фоне. Причем, в начале XXI века, учитывая сложную военно-политическую обстановку в Чеченской республике, российские власти, в частности, систематически получали упреки со стороны турецких властей о бедственном положении населения Чечни [2]. В ответ они упрекали Турцию в несоблюдении элементарных прав 25-миллионного курдского населения своей страны. Полагаем, однако, что это делалась не с целью поддержки или помощи курдскому национально-освободительному движению, а просто для организации «встречного» давления на Турцию.
В первые годы XXI века власти Российской Федерации, разгромив незаконные вооруженные формирования и экстремистские группировки в Чечне, и параллельно проведя эффективные социально-экономические преобразования в этом субъекте Федерации, урегулировали конфликт. В результате, Анкара была лишена возможности указывать на проблемы в Чеченской республике. В то же время Москва, озабоченная развитием экономических связей с Турцией, казалось, вовсе забыла, что в этой стране остро стоит курдская проблема. Отвечая на вопросы турецкой стороны о предполагаемом сотрудничестве с лидерами РПК, российская сторона, особенно представители специальных служб, всегда отвергала его, ссылаясь на отсутствие каких-либо данных о наличии таких отношений. В то же время российские власти убеждали Турцию, что они не могут внести РПК в список террористических организаций, поскольку официально не признают существования РПК, как организации. Отметим также, что схожим образом они «оправдывались» перед курдскими политическими силами, обращая внимание последних на факт непризнания Рабочей партии Курдистана террористической организацией. Причем то, что Москва не признает существования этой организации, в данном случае в расчет не бралось.
В связи с тем, что в 2001 году в США произошли крупные теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне, США начали готовиться к новому вторжению в страны Ближнего Востока, в частности, в Ирак. Россия, осознавая, что в скором времени вся нефтяная структура Ирака может оказаться в руках американских компаний, постепенно стала возрождать старые связи с партиями Южного Курдистана, утраченные после распада СССР. Естественно, что в возобновлении отношений с Россией были заинтересованы и Демократическая партия Курдистана во главе М. Барзани, и Патриотический союз Курдистана во главе с Дж. Талабани, которые в это время в равных долях контролировали территорию Южного Курдистана.
20 марта 2003 года США и их союзники начали военную операцию против Ирака. С этого момента единственным политически стабильным регионом в этой стране остался автономный район Курдистан [3, с. 118-126]. Чтобы заполнить вакуум в нефтяном секторе экономики Ирака, сразу две российские компании, Роснефть и ЛУКОЙЛ, начали договариваться с властями Южного Курдистана о долгосрочных контрактах. В первом десятилетии XXI века эти экономические контакты преподносились российскими властями как укрепление дружественных и долгосрочных отношений России с курдами. Однако при этом Россия не признавала и не поддерживала национально-освободительную борьбу курдов ни в одной из четырех частей разделенного Курдистана. Причем этот факт не воспринимался как негативный аргумент в российско-курдских отношениях, особенно в таком регионе, как Восточный Курдистан. Как следствие, проблемы для курдов все более нарастали. Причем в 2017 году, после потери курдами некоторых месторождений нефти и газа в Киркуке, условия нескольких нефтяных контрактов, подписанных ранее, сторонам пришлось пересмотреть [4].
В данном контексте заметим, что еще со времен падения Махабадской курдской республики в декабре 1946 года Россия не замечает существования 12-миллионного курдского населения, которое живет в Восточном (Иранском) Курдистане. Последний раз всесторонние отношения с иранскими курдами СССР поддерживал в 1941-1946 годах [5]. Однако затем, под давлением международного сообщества, Советский Союз не смог закрепиться в регионе,
оставив Курдскую республику на растерзание шахскому режиму в Иране. В частности, в 80-е годы ХХ века, когда Демократическая партия Иранского Курдистана (ДПИК) воевала против установившегося в Иране исламского режима, власти в Москве не оказали никакой поддержки освободительной борьбе курдов. В итоге, к 1989 году курды Ирана прекратили борьбу и перешли к мирному сосуществованию с иранскими властями.
В начале XXI века несколько курдских партий Ирана, не добившихся мирным путем своих целей, возобновили военную борьбу. Это такие политические силы, как ПЖАК, ДПИК и КОМАЛА. Российские власти, заинтересованные в заключении экономических контрактов с Ираном, по-прежнему не замечали их деятельности. На вопросы о том, как складываются современные российско-курдские отношения, в Правительстве России отвечают: «Мы с ними прекрасно торгуем». Под этими многозначительными фразами скрывается, однако, лишь то, что существуют незначительные торгово-экономические связи с Южным (Иракским) Курдистаном, но не с большим, географическим Курдистаном.
Как известно, вторжение США и их союзников в Ирак не прошло бесследно, особенно после того, как они арестовали С. Хусейна, и, после суда, 30 декабря 2006 года публично его повесили. Тем самым, по мнению многих иракцев, их унизили. С этого времени на территорию Ирака не только стали проникать уже известные в международном масштабе террористические организации, в частности, Аль-Каида, но и стали создаваться местные подобные структуры. В период своего возникновения и становления эти организации старались не привлекать к себе внимания и не проявляли особой активности на политической сцене Ирака. Но когда в 2011 году началась «арабская весна» в Египте, Тунисе, Ливии, Йемене и Сирии [6], «спящие», но уже вполне боеспособные арабские террористические организации начали войну. Причем не только против США, но и против своих же арабских сограждан, особенно поддерживавших американцев. К 2014 году больше всех проявила себя организация под названием «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
В этой ситуации, курдские силы в Ираке и Сирии, ведущие неравную борьбу с террористической организацией ИГИЛ, обращалась к России за помощью, но никакой серьезной поддержки от России так и не получили. В конечном счете, они были вынуждены повернуться в сторону США и их союзников.
В сентябре 2015 года Президент Сирии Б. Асад обратился к российским властям с просьбой оказать его стране военную помощь в борьбе с террористическими организациями, вторгшимся в страну в ходе гражданской войны. Совет Федерации Федерального Собрания 30 сентября 2015 года на основе Конституции России разрешил Президенту В.В. Путину использовать контингент вооруженных сил России в Сирии [7]. Этим были очень недовольны многие страны. В частности, недовольство выражали турецкие власти, которые помогали сирийской оппозиции, в частности Сирийской свободной армии (ССА) в свержении режима Б. Асада. Но с оказанием Россией военно-экономической помощи Б. Асаду, оппозиции, даже при помощи Турции, бороться с ним стало сложнее. В этой связи, постепенно отношения между Россией и Турцией осложнялись. Особенно острыми они стали после того, как турецкие «серые волки», по негласному указанию правительства Турции, 24 ноября 2015 года сбили российский боевой самолет, в результате чего погиб летчик О. Пешков (его напарника спасли и передали российской стороне курдские ополченцы). После этого Россия отправила в Сирию к границе с Турцией противовоздушные комплексы С-300 и С-400 для защиты воздушного пространства этой страны и запрета полетов всех чужих летательных аппаратов над этой территорией, а также усилила контингент на случай незаконного вторжения Турции [8].
В это же время российские власти оперативно установили контакты с политическими силами Западного Курдистана, в частности с ведущей партией региона - Партией демократического союза (ПДС), которая открыла офис своего представительства в Москве. Власти России даже пригласили для переговоров председателя прокурдской Демократической партии народов (ДИН) С. Демирташа и провели с его участием двухсторонние и многосторонние переговоры в Москве. В Турции этот шаг лидера ДПН подсчитали изменой, и пригрозили ему судебным преследованием. Тем временем российские власти параллельно,
но негласно, начали также переговоры с РПК о поставках ей (через вторые руки) и связанным с нею военным структурам оружия, в частности, противотанковой и противовоздушной техники, которую они впоследствии применяли не только против ИГИЛ, но и против турецких вооруженных сил. Также российские власти начали напрямую поставлять партии крупнокалиберного тяжелого оружия вооруженным силам Южного Курдистана, Пешмарги. В этой связи, появилась, пусть и хрупкая, но надежда на то, что российско-курдские отношения войдут в то русло, которое будет в большей степени устраивать курдские организации.
Но с 15 на 16 июля 2016 года группа турецких военных попыталась совершить военный переворот. Они стремились не только отстранить от власти Президента Р. Эрдогана, который в этот момент находился на отдыхе в отеле Гранд Язджы Клуб Турбан в Мармарисе [9], но и, по возможности, лишить его жизни. Для его физического устранения уже были посланы штурмовики путчистов. Но эту информацию перехватила российская военная разведка и передала ее представителям Р. Эрдогана [10]. Благодаря этой помощи, президент Турции успел вовремя покинуть отель и, тем самым, не только спас свою жизнь, но и смог подавить военный переворот в стране. После этого, в знак благодарности, Р. Эрдоган принес свои извинения российскому народу, близким и родным погибшего в северной Сирии летчика О. Пешкова. Затем оперативно нашли виновника и объявили его в розыск, а после отставки премьер-министра А. Давутоглу все вину возложили на него, поскольку российский самолет был якобы сбит с его непосредственного согласия [11]. Президент Р. Эрдоган, как сообщалось, тут был не при чем - он даже не знал об этой трагедии, и был проинформирован о ней через средства массовой информации.
Восстановление российско-турецких отношений в 2016 году было выгодно не только Анкаре, но и Москве. В условиях международных экономических санкций, последовавших после присоединения Крыма к России в 2014 году и войны на востоке Украины, России надо было найти новые рынки сбыта своей продукции, а также проложить современные трубопроводы для поставок газа и нефти европейским партнерам. Местом для проведения новых трубопроводов могла стать территория Турции, особенно акватория Черного моря, находящаяся под юрисдикцией этой страны. Перед лицом таких выгодных экономических условий интересы курдского народа явно поблекли. Российские власти мгновенно прекратили контакты с прокурдской Демократической партией народа после того, как помирились с Р. Эрдоганом, а отношения с сирийскими курдами свели до минимального уровня. На всех международных переговорных площадках по Сирии российская сторона говорила о необходимости участия курдских представителей в переговорах по урегулирования конфликта в Сирии, но не прилагала для осуществления этого каких-либо реальных усилий.
Отношения между Россией и курдскими политическими силами Западного и Северного Курдистана еще более осложнились после того, как в середине января 2018 года российские власти сняли запрет на полеты боевой авиации Турции над территориями Западного (Сирийского) Курдистана. Это позволило Турции с 20 января по 18 марта 2018 года провести военную операцию под кодовым названием «Оливковая ветвь» против курдских вооруженных сил «Отряды народной самообороны» в кантоне Африн [12]. Бурные упреки со стороны курдских общественно-политических сил в адрес России в это время в основном сводились к тому, что большой северный сосед ради газопровода снова предал курдов.
Примечательно, что в это же самое время Турция, как в период обострения отношений с Россией, так и после их нормализации, остро ставила проблему крымских татар. Она не только не признала Крым российским, но и активно помогала организациям крымских татар, которые военно-политическим путем выступают против включения Крыма в состав России.
На упреки курдов российские власти и общественно-политические деятели пытались ответить тем, что курдская политическая элита сама виновата в сложившейся ситуации. Во-первых, курды пошла ни сотрудничество с США и их союзниками (то, что сама Россия не хотела признать ни курдов, ни курдскую проблему составной частью в гражданской войне в Сирии, в счет не бралось). Во-вторых, отмечалось, что Россия предлагала курдам передать кантон Африн под управление центральной сирийской власти Б. Асада. Причем то, что этот
режим не предлагал курдам никаких политических и правовых гарантий, в расчет не бралось.
Тем временем, на Женевской, Астанийской и Московской переговорных площадках по Сирии, где время от времени собирались заинтересованные стороны, иногда вспоминали о том, что надо бы пригласить на переговоры и курдскую сторону. Однако сами же их организаторы заявляли, что турецкие власти никогда не согласятся на участие в переговорах Партии демократического союза, которую они подозревают в том, что она является дочерней организацией РПК в Сирии.
Необходимо отметить, что российские власти за несколько месяцев до военной операции «Оливковая ветвь» также оставили без должного внимания события, происходившие в сентябре-октябре 2017 года в Южном Курдистане [13], тем самым еще раз показав свое безразличие к курдскому вопросу. Напомним, что эти события начались с того, что Президент Южного Курдистана М. Барзани необдуманно и недальновидно назначил на 25 сентября 2017 года референдум об отделении региона Курдистан от Ирака. За этим последовала блокада региона со стороны Турции и Ирана. А 17 октября 2017 года началась оккупация силами проиранской милиции части территории Южного Курдистана, в частности, провинции Киркук и населенных курдами земель мухафаза Мосул, что составляло примерно 51% курдских земель, ранее отвоеванных самими курдами у террористической организации ИГИЛ [13].
На вопрос журналиста информационного канала «Курдистан 24» Х. Хошави в декабре 2017 года Президент России В. Путин ответил: «У вас был проведен референдум о независимости. Потом руководитель Курдистана заявил о том, что имплементация этого решения, принятого на референдуме, должна быть отложена. Это же не наше решение. Это все ваше решение. Потом он ушел в отставку, а решение о том, что имплементация должна быть отложена, действует. Как мы должны к этому относиться?» [14].
С одной стороны, В. Путин был прав в том, что, когда руководитель региона в трудные времена для своего народа, когда часть его земли оккупирована, в панике подает в отставку и якобы уходит с политической сцены, никто ни ему, ни его народу не поможет. С другой стороны, российские власти, видимо, могли осудить жесткие действия проиранской милиции, которая играла активную роль во внутренних делах Ирака, и выразить сочувствие страданиям курдского народа. Однако ни того, ни другого сделано не было. Единственное, что было предпринято - это усиление охраны объектов нефтяных компаний России в регионе Курдистан. Также российскими властями было сделано заявление, что они надеются, что условия заключенных контрактов будут выполнены. Естественно, в условиях экономической блокады курдская сторона ни в коем случае не стала бы расторгать данные контракты, но обстоятельства привели к противоположному исходу в этом вопросе.
В связи с объявлением завершения войны против ИГИЛ и тем, что Турция продолжала угрожать военным решением проблемы курдских вооруженных формирований на севере Сирии - в Западном Курдистане [15], Москва возобновила свои предложения о передаче курдских земель под управление центральной власти Сирии без предварительно определения их политико-правового статуса. Эти предложения высказываются, несмотря на то, что 2,5-миллионное население этого региона еще со времен единой Сирии по-прежнему не имеет элементарных прав, которые гарантированы малым народам различных стран мира всеми международными договорами и соглашениями. В то же время, в феврале 2019 года на своей ежемесячной конференции глава МИД России С. Лавров заявил, что США на севере Сирии собираются создавать некое квазигосударство [16].
В этом случае возникает дилемма. Россия благосклонно смотрит на создание таких государств, как Абхазия, Южная Осетия, Луганская народная Республика, Донецкая народная республика, Приднестровье, но занимает уклончивую позицию по курдской проблеме. На этом фоне США здесь явно перехватывают инициативу, содействуя созданию курдами аналогичного образования в Западном Курдистане. Заметим, что курдские политические силы вплоть до последнего времени не ставили вопроса о выходе из состава Сирии и государственной независимости. Ясно и то, что курды Западного Курдистана, находясь в
составе Сирии, не имели никаких прав ни в области образования, ни в области культуры, а более 300 тысяч курдов были вообще лишены гражданства. Они порой даже не могли называть курдскими именами своих детей [17, с. б79]. По существу, все курдское, как в Турции, так и в Сирии, находится сегодня под запретом, что создает условия для новой конфликтности, особенно в случае вмешательства внерегиональных держав.
В завершение отметим, что российскому и курдскому народам в нынешнем столетии, как и прежде, предстоит быть соседями, жить и творить в одном регионе мира. Естественно, на Россию, как на великую страну, смотрят и другие народы. В этой связи, Российской власти по отношению к курдской проблеме важно проводить не политику двойных стандартов, которая сегодня повсюду практикуется великими державами, а быть соседом, который если и не приходит на помощь, то хотя бы сочувствует и осуждает направленные против него действия. Важно, чтобы власти России не сводили двухсторонние отношения между российским и курдским народами только к торговле нефтепродуктами с представителями Южного Курдистана, и смотрели на курдскую проблему шире, чем на узко экономические отношения.
Литература и источники
1. Ахмедов Т.А. Борьба лидера Рабочей партии Курдистана А. Оджалана за свободу и политическую деятельность в конце 90-х гг. ХХ в. // Вестник Томского государственного университета. - 2018. - № 42б. - С. 49-50.
2. Все годы «дружбы» Турция вела подрывную деятельность внутри России [Электронный ресурс] // Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS. Электрон. дан. URL: http://www.politrus.com/2015/12/12/russia-turkey-8/
3. Старченков Г.И. Политический прорыв Иракских курдов // Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. - М., 200б - С.118-126.
4. Россия проигрывает в Ираке миллиарды долларов [Электронный ресурс] // Общественно-политическая газета ПРЕЗИДЕНТ. Электрон. дан. URL: http://www.prezidentpress.ru/news/4948-rossiya-proigryvaet-v-irake-milliardy-dollarov.html
5. Полонский И. Мехабадская республика: советский след в героической борьбе курдов [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Военное обозрение» // URL: https://topwar.ru/60908-mehabadskaya-respublika-sovetskiy-sled-v-geroi cheskoy-borbe-kurdov.html
6. Эль-Кальюби Р. Арабская весна [Электронный ресурс] // Ассоциация ИД «ПостНаука». Электрон. дан. URL: https://postnauka.ru/faq/61168
7. Совет Федерации разрешил использовать ВС России за рубежом [Электронный ресурс] // Сетевое издание РИА Новости. Электрон. дан. URL: https://ria.ru/20150930/1292970356.html
8. CNN: Российские С-400 способны закрыть небо Сирии для самолетов НАТО [Электронный ресурс] // NEWSru.com. Электрон. дан. URL: https://www.newsru.com/world/26nov2015/cnnsays.html
9. РФ предупредила Турцию о военном перевороте [Электронный ресурс] // ООО «Рамблер Интернет Холдинг». Электрон. дан. URL: https://news.rambler.ru/army/40540494-rf-predupredila-turtsiyu-o-voennom-perevorote/
10. ArkinD. Russia Informed Erdogan of the Impending Coup [Электронный ресурс] // Arrowmedia Israel Ltd. Электрон. дан. URL: https://www.israeldefense.co.il/en/content/russia-informed-erdogan-impending-coup
11. I ordered military to down any jet coming from Syria: Former PM Davutoglu [Электронный ресурс] // Hürriyet Daily News. Электрон. дан. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/i-ordered-military-to-down-any-jet-coming-from-syria-former-pm-davutoglu-102153
12. Операция турецких войск в Сирии: "Оливковая ветвь" против курдов [Электронный ресурс] // Сетевое издание РИА Новости. Электрон. дан. URL: https://ria.ru/20180120/1513004857.html
13. Госдеп: США работают над "успокоением конфликта" в Иракском Курдистане [Электронный ресурс] // Сетевое издание РИА Новости. Электрон. дан. URL: https://ria.ru/20171017/1507039838.html
14. Большая пресс-конференция Владимира Путина [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. Электрон. дан. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56378
15. Erdogan says Turkey will start new military operation against US-backed Kurdish fighters in Syria within days [Электронный ресурс] // The Telegraph Электрон. дан. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/12/12/erdogan-says-turkey-will-start-new-military-operation-against/
16. Глава МИД РФ Сергей Лавров: США собираются создать в Сирии некое квазигосударство [Электронный ресурс] // Первый канал. URL: https://www.1tv.ru/news/2018-02-13/340944-glava_mid_rf_sergey_lavrov_ssha_sobirayutsya_sozdat_v_ sirii_nekoe_kvazigosudarstvo
17. Yilmaz H. Learning to Read (Again): The Social Experience of Turkey's 1928 Alphabet Reform // International Journal of Middle East Studies. - 2011. - Vol. 43. - № 4. - P. 677-697.
References and Sources
1. Ahmedov T.A. Bor'ba lidera Rabochej partii Kurdistana A. Odzhalana za svobodu i politicheskuyu deyatel'nost' v konce 90-h gg. HKH v. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2018. - №2 42б. - S. 49-50.
2. Vse gody «druzhby» Turciya vela podryvnuyu deyatel'nost' vnutri Rossii [EHlektronnyj resurs] // EHkspertno-analiticheskaya set' PolitRUS. EHlektron. dan. URL: http://www.politrus.com/2015/12/12/russia-turkey-8/
3. Starchenkov G.I. Politicheskij proryv Irakskih kurdov // Kurdskij vopros v Zapadnoj Azii v nachale XXI veka. - M., 2006 - S.118-126.
4. Rossiya proigryvaet v Irake milliardy dollarov [EHlektronnyj resurs] // Obshchestvenno-politicheskaya gazeta PREZIDENT. EHlektron. dan. URL: http://www.prezidentpress.ru/news/4948-rossiya-proigryvaet-v-irake-milliardy-dollarov.html
5. Polonskij I. Mekhabadskaya respublika: sovetskij sled v geroicheskoj bor'be kurdov [EHlektronnyj resurs] // Setevoe izdanie «Voennoe obozrenie». EHlektron. dan. URL: https://topwar.ru/60908-mehabadskaya-respublika-sovetskiy-sled-v-geroi cheskoy-borbe-kurdov.html
6. EHl'-Kal'yubi R. Arabskaya vesna [EHlektronnyj resurs] // Associaciya ID «PostNauka». EHlektron. dan. URL: https://postnauka.ru/faq/61168
7. Sovet Federacii razreshil ispol'zovat' VS Rossii za rubezhom [EHlektronnyj resurs] // Setevoe izdanie RIA Novosti. EHlektron. dan. URL: https://ria.ru/20150930/12929703 56 .html
8. CNN: Rossijskie S-400 sposobny zakryt' nebo Sirii dlya samoletov NATO [EHlektronnyj resurs] // NEWSru.com. EHlektron. dan. URL: https://www.newsru.com/world/26nov2015/cnnsays.html
9. RF predupredila Turciyu o voennom perevorote [EHlektronnyj resurs] // OOO «Rambler Internet Holding». EHlektron. dan. URL: https://news.rambler.ru/army/40540494-rf-predupredila-turtsiyu-o-voennom-perevorote/
10. Arkin D. Russia Informed Erdogan of the Impending Coup [EHlektronnyj resurs] // Arrowmedia Israel Ltd. EHlektron. dan. URL: https://www.israeldefense.co.il/en/content/russia-informed-erdogan-impending-coup
11. I ordered military to down any jet coming from Syria: Former PM Davutoglu [EHlektronnyj resurs] // Hurriyet Daily News. EHlektron. dan. URL: http://www.hurriyetdailynews.com/i-ordered-military-to-down-any-jet-coming-from-syria-former-pm-davutoglu-102153
12. Operaciya tureckih vojsk v Sirii: "Olivkovaya vetv'" protiv kurdov [EHlektronnyj resurs] // Setevoe izdanie RIA Novosti. EHlektron. dan. URL: https://ria.ru/20180120/1513004857.html
13. Gosdep: SSHA rabotayut nad "uspokoeniem konflikta" v Irakskom Kurdistane [EHlektronnyj resurs] // Setevoe izdanie RIA Novosti. EHlektron. dan. URL: https://ria.ru/20171017/1507039838.html
14. Bol'shaya press-konferenciya Vladimira Putina [EHlektronnyj resurs] // Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. EHlektron. dan. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/56378
15. Erdogan says Turkey will start new military operation against US-backed Kurdish fighters in Syria within days [EHlektronnyj resurs] // The Telegraph EHlektron. dan. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/12/12/erdogan-says-turkey-will-start-new-military-operation-against/
16. Glava MID RF Sergej Lavrov: SSHA sobirayutsya sozdat' v Sirii nekoe kvazigosudarstvo [EHlektronnyj resurs] // Pervyj kanal. URL: https://www.1tv.ru/news/2018-02-13/340944-glava_mid_rf_sergey_lavrov_ssha_sobirayutsya_sozdat_v_sirii_ nekoe_kvazigosudarstvo
17. Yilmaz H. Learning to Read (Again): The Social Experience of Turkey's 1928 Alphabet Reform // International Journal of Middle East Studies. -2011. - Vol. 43. - № 4. - P. 677-697.
АХМЕДОВ ТЕЮБ АХМЕДОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. AKHMEDOV, TEUB A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Economics and Social and Humanitarian Sciences of Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov (RSevoi@yandex.ru).
УДК 94(470):325.1-054.7
ОМЕЛЬЧЕНКО Е.А. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ИНОЭТНИЧНЫХ МИГРАНТОВ
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, интеграция, адаптация, дети из семей мигрантов, иноэтничные мигранты, поликультурное образование
Автор обращается к проблеме межкультурного взаимодействия в условиях активизирующихся миграционных потоков, в которые вовлечены люди разной этнической и религиозной принадлежности. Обосновывается необходимость реализации программ адаптации и интеграции иноэтничных мигрантов в целях профилактики возникновения конфликтов между ними и принимающим их населением. При работе на данном направлении остро встает вопрос соотношения изучения мигрантами, в процессе адаптации, русского языка и культуры, и сохранения при этом родного языка и традиционной этнической культуры. В статье обосновывается необходимость предусматривать при разработке и реализации программ обучения и интеграции иноэтничных мигрантов возможность сохранения ими собственной этнической идентичности, при обязательном изучении государственного языка, культуры, истории и усвоении традиций и норм общения в новой среде. Анализируется роль системы образования; делается вывод о том, что в современной России ее ресурсы мало задействованы для повышения эффективности интеграции иноэтничных мигрантов.
OMELCHENKO, EA. RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF MIGRATION PROCESSES: PROBLEM OF INTEGRATION OF OTHER-ETHNIC MIGRANTS
Keywords: Intercultural interaction, integration, adaptation, children from migrant's families, other-ethnic migrants, multicultural education
The author addresses to the problem of intercultural interaction taking in mind active migration streams concerning people of different ethnic and religious identity. It substantiated the necessity of realization of the programs aimed at adaptation and integration of international (interethnic) migrants is crucial to prevent conflicts between immigrants and the population. In this context there is a problem of relation between studying culture majority and saving traditional ethnic culture of minority. The author of the article is sure that it is necessary to promote saving ethnic identity of migrants, while teaching them state language, culture and history as an obligation. It researched the role of educational system. It substantiated the conclusion that in Russia today the resources of education system are not used properly to make ethnic migrant's integration more efficient.
Во всех обществах, особенно в тех, для которых характерен патриархальный уклад,