УДК 327.430
Германия накануне выборов в Европарламент
Виктор ВАСИЛЬЕВ
Подготовка к выборам в Европейский парламент (ЕП) проходит в условиях дальнейшей разбалансировки международной обстановки, вызванной непредсказуемой политикой Трампа в отношении Евросоюза, Германии, НАТО, Венесуэлы, Китая, России, других стран и регионов мира. Демонстративное попрание норм международного права со стороны Вашингтона, как, например, одностороннее прекращение участия в ДРСМД, коллективное следование стран ЕС (при «застенчивых» оговорках о противодействии Брюсселя, ряда стран - членов Евросоюза «трам-пизму») приводят к заметной эволюции воззрений рядовых граждан, избирателей ФРГ, других стран континента на политику США, своих национальных правительств.
Проявляющиеся противоречия внутри ЕС, его отдельными странами вызвали дискуссии, споры о будущем ЕС и его структурах. Политическая элита ФРГ опасается усиления правого фланга в ЕП по итогам выборов. По словам президента бундестага В. Шойбле (ХДС), речь идёт о выборе судьбоносного вектора политики ЕП после мая 2019 г. Политики и эксперты предрекают битву за Европу, предупреждают об опасном празднике, триумфе националистических партий.
Не без основания немецкие эксперты констатируют отсутствие мужества у европейской и германской бюрократии, которая проводит политику по старым лекалам, видит главный источник кризиса в Европе в «злобных
ВАСИЛЬЕВ Виктор Иванович - доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова РАН. E-mail: [email protected]
Ключевые слова: выборы в Европарламент, «Европейское движение Германии», «Европейский союз Германии», «Союз европейских федералистов».
мальчиках» из евроскептических образований [1]. В то же время значительная часть рядовых немцев связывают с ЕС большие надежды. Качественная германская экспортная продукция находит своего потребителя, прежде всего в рамках Союза, что гарантирует стабильный уровень жизни, социальный мир в обществе.
Анализ подготовительного процесса к выборам в высший законодательный орган Евросоюза - Европарламент - касается трёх измерений: настроения граждан стран - членов ЕС, немецких избирателей, политико-идеологических установок основных германских партий, подходов гражданского общества ФРГ к общеевропейскому вотуму, будущему европейского проекта.
Еврооптимисты, евроскептики, еврореалисты
Дискуссии об отношении к ЕС, его состоянии, причинах внутренних конфликтов между, казалось бы, надёжными союзниками и партнёрами ФРГ и Францией (неожиданный демарш Э. Макрона против проекта «Северный поток - 2»), конфликт между Францией и Италией, ожидания избирателей от Брюсселя сопровождаются опросами в привязке к выборам в Европарламент в мае 2019 г.
Согласно результатам общеевропейских замеров 62% граждан Евросоюза считают членство своих стран в ЕС «хорошим делом». Это самый высокий показатель за последние 25 лет.
Немцы поставили рекорд: 81 % опрошенных видят участие своей страны в Евросоюзе хорошим, полезным делом, т. е. каждый восьмой поддерживает такую точку зрения.
Помимо этого, 68% жителей ЕС убеждены в том, что участие их стран в Европейском совете однозначно приносит выгоды, - тоже рекордный показатель по этой позиции с 1983 г. Немцы и по этой позиции также занимают ведущие рубежи - 76%. Если позитивный имидж Европарламента сложился в среднем у 32% европейцев, то такое восприятие характерно для 40 % немцев.
В случае возможного референдума о пребывании Германии в ЕС за дальнейшее членство страны высказались почти 79% респондентов.
Как видим, в ФРГ преобладают оптимистические настроения по отношению к ЕС.
Другая социология высвечивает уровень информированности граждан ФРГ о дате проведения общеевропейских выборов, интересе избирателей к участию в голосовании.
Правильную дату смогли назвать около 40% немцев, о своей заинтересованности в участии в общеевропейском электоральном цикле заявили более 60% опрошенных.
Ошибочный ответ о сроках проведения выборов в ЕП, отсутствие каких-либо знаний, а также индифферентное отношение к голосованию на важнейшем мероприятии Евросоюза продемонстрировали 15%, 44% и более 35% европейцев соответственно.
Для немцев по шкале предвыборных приоритетов, которые необходимо обсуждать во время избирательной кампании, проблемные блоки распределились следующим образом: миграция (56%), изменение климата, окружающая среда (52%), борьба с терроризмом (45%).
1 SenocakZ. Den Westen neu erfinden // Die Welt. 20. Februar 2019.
В центре внимания остаются проблемы безработицы среди молодёжи, обеспечение социальных стандартов, прав человека, развитие демократии, защита внешних границ ЕС, способы эффективного функционирования ЕС, экономика, её рост, права потребителей и продовольственная безопасность, политика в сфере безопасности и обороны, защита персональных данных.
Суммарная арифметика опросов по линии различных демоскопиче-ских центров выводит на оптимистические настроения.
66% опрошенных европейцев полагают важным дальнейшее членство их стран в ЕС, лишь 17% могли бы себе представить выход их стран из Союза, 13% колеблются дать ответ «за» или «против».
Среди опрошенных в феврале 2019 г. 70% немцев считают свой голос значимым, важным для исхода выборов в Европарламент 26 мая текущего года.
Немцев отличают более оптимистические показатели.
Чем ближе евровыборы, тем чётче для избирателей выкристаллизовываются приоритетные темы.
Первое место сохраняется за миграцией (50%), далее следуют экономика и безработица среди молодёжи (47%), борьба с терроризмом (44 %).
Примечательно, что некоторое время назад для европейцев противодействие терроризму являлось самой важной проблемой [2].
Исследования выявляют противоречия: с одной стороны, значительная часть немцев знают цену своему голосу на выборах, желают участвовать в электоральном про-
цессе, а с другой - лишь половина респондентов информирована о точной дате выборов. Такая социологическая арифметика свидетельствует как о недостатках управленческих структур, аппарата ЕС, так и недоработке политтехнологов, предвыборных штабов политических партий в избирательной кампании.
Большинство опрошенных граждан стран - членов Евросоюза считают экономическое положение хорошим и с оптимизмом смотрят в будущее.
По статистике, 84% немцев ощущают себя гражданами ЕС, 49% доверяют Евросоюзу.
Опросы показали, что жители Европы в среднем больше доверяют Евросоюзу, чем своим правительствам и парламентам.
В то время как 42% жителей ЕС доверяют Евросоюзу, то в среднем лишь 34% испытывают доверие к исполнительным и законодательным органам власти своих стран. В Германии правительство пользуется доверием у 54%, бундестаг - у 59% немцев. В Германии к оптимистам в отношении будущего Евросоюза себя относят 64% респондентов, в среднем в рамках Союза - 58%.
Самыми большими достижениями Евросоюза жители европейских стран считают свободу передвижения граждан, а также товаров и услуг внутри ЕС (58% и 54% соответственно). Причём если за сохранение свободы передвижения, возможность учиться и работать в рамках ЕС выступают 92% опрошенных немцев, то в среднем по Европе - 82%.
Эксперты обращают внимание на тот факт, что впервые были исследованы настроения граждан ЕС относительно политики торговли в рамках ЕС: её выгоду поддерживают более 71% европейцев, включая немцев. Самым опасным вызовом
2 http://www.europarl.europa.eu/germany/de/presse-veranstaltungen/eurobarometer-september-2018
(38%) европейцы считают миграцию. Для 42% немцев именно миграция является самой актуальной проблемой ЕС, за которой следуют здравоохранение и социальная защищённость - 23% [3]. Европейцам и немцам-респондентам с такими параметрами настроений свойственен пессимизм, граничащий с унылым оптимизмом.
В фокусе внимания официального Берлина, немецких политтехноло-гов, партий, общественных организаций - молодые немцы. Проведённые исследования о настроениях жителей ФРГ в возрасте от 16 до 26 лет относительно преимущества членства Германии в ЕС, их сомнениях, идеях о будущем Европейского континента выявили интересные тенденции.
Для представителей молодого поколения безвизовый режим, свобода передвижения внутри Союза (92%), выбор места жительства и работы в любой из стран (70%), наличие друзей в других странах Союза (60%) являются решающими при оценках преимуществ ЕС.
Евросоюз для большинства респондентов - это экономический альянс (75%), союз обеспечения мира (71 %), свободного передвижения граждан (70 %).
Однако примечательно, что лишь 30% опрошенных рассматривают ЕС как союзническое объединение дружественных стран или союз стран с общими культурными ценностями.
Любопытно, что только 29% молодых респондентов допускают трансформацию ЕС в военный союз.
Наибольший интерес представляют ответы немцев от 15 до 34 лет
об их голосовании на возможном референдуме по вопросу дальнейшего сохранения членства Германии в ЕС.
В пользу дальнейшего пребывания Германии в ЕС высказались 77%, за выход - 8%, «не знаю либо не буду участвовать в вотуме» - 13%.
Без преувеличения можно считать, что именно оптимисты определяют Германии ведущую роль в Европе. Если 69% немцев в возрасте от 18 до 34 лет склонны ощущать себя реальными европейцами, то 42% идентифицируют свою родину, место рождения, учёбы, работы с родным городом, регионом.
Для 23% важен статус гражданина мира, а не европейская идентичность, для 22% - страна происхождения. Суждения 8% опрошенных сводятся к философии: в первую очередь я человек, потом немец, когда-нибудь буду ощущать себя настоящим европейцем.
В то же время лишь половина опрошенных молодых немцев полагает, что с их голосом в ЕС считаются, в новых федеральных землях -лишь одна треть ответила утвердительно. В целом опросы выявили, что о выборах в Европарламент в мае 2019 г. знает одна треть молодых людей. Они информированы об ЕС немного меньше, чем старшее поколение, хотя по некоторым вопросам граждане от 18 до 34 лет владеют большими знаниями о еврострук-турах в Брюсселе, их деятельности, например, по вопросу свободного передвижения внутри ЕС.
Большинство представителей молодого поколения ФРГ хотели бы по-
3 https://ec.europa.eu/germany/news/eurobarometer20180614_de
лучать исчерпывающую информацию о ЕС, полагают целесообразным введение обязательной дисциплины в учебный процесс школьного обучения.
По вопросу о будущем разброс мнений достаточно широк - большинство респондентов считают развитие ЕС в неправильном направлении. Прежде всего молодёжь с низким уровнем образования, жители восточных земель, не имеющие возможности оплачивать текущие счета, не возлагают особых надежд на ЕС в плане решения их социально-экономических проблем. Они высказываются за улучшение сотрудничества между странами - членами ЕС, усиление влияния гражданского общества на политику Брюсселя. В этом контексте молодёжь в избирательной кампании по выборам в ЕП обозначает следующие приоритетные направления: проблемы миграции, окружающей среды и климата, обеспечения прав человека и демократия, преодоления бедности и социального неравенства, борьбы с терроризмом.
Нельзя не отметить различное восприятие страхов молодых и взрослых немцев, ассоциирующихся с Евросоюзом. Если возможной потерей социальной защиты, национальной идентичности и культуры, рабочих мест в Германии, утратой Берлином влияния в мире, возрастающими со стороны Берлина финансовыми взносами в ЕС обеспокоены 41%, 33%, 30%, 23% и 36% немцев от 18 до 34 лет соответственно, то для более старшего поколения
характерны показатели - 57%, 49%, 46%, 25% и 57% соответственно.
Нельзя сказать, что молодые немцы отличаются беззаботным отношением к жизни. По сравнению со взрослыми они оптимистически настроены к ЕС, в рамках которого стараются использовать все преференции и достижения европейской интеграции.
В любом случае молодёжь Германии намерена участвовать в выборах в ЕП: большой интерес проявляют 63% респондентов, о наибольшей вероятности участия в голосовании заявляют немцы в возрасте от 15 до 34 лет - 66%, старшее поколение - 63% [4].
Специальное исследование настроений немцев, родившихся после восстановления германского единства, посвящено воззрениям молодых немцев в новых и старых федеральных землях на ЕС, выборы в ЕП. Один из выводов сводится к тому, что большинство проевро-пейски настроенных молодых немцев (60%) - поколение Востока и Запада объединённой Германии, полагают целесообразным возвращение Германии другим странам ЕС части полномочий о самостоятельном принятии решений. Причём большинство молодых людей не информированы о том, какие решения вообще принимаются в рамках ЕС. В результате расхожей стала шутка о Евросоюзе как структуре, занимающейся лишь унификацией размера и формы огурцов [5].
Опросы в феврале 2019 г. подтвердили тенденцию в положитель-
4 http://library.fes.de/pdf-files/dialog/15066.pdf
5 https://www.otto-brenner-stiftung.de/fileadmin/user_data/stiftung/02_Wissenschaftsportal/03. Publikationen/AH96_Nachwendegeneration.pdf
ном восприятии немцами Евросоюза. Согласно замерам, для 56% опрошенных членство в ЕС стране приносит выгоду, для 12% - сложности, для 30% - как положительные, так и негативные моменты.
Разлом настроений зафиксирован по линии старых и новых федеральных земель. Если на западе страны преимущества членства Германии в ЕС очевидны для 58% респондентов, то на востоке страны -47%. Помимо этого, 30% опрошенных и на западе, и на востоке Германии можно считать пессимистами, поскольку для этой категории немцев участие Берлина в политике Брюсселя приносит как выгоду, так и сложности.
По мнению экспертов, свою роль сыграл и фактор Трампа, который побудил немцев больше рассчитывать на потенциал Европы, которая в сложившихся условиях должна самостоятельно решать проблемы, а страны - члены ЕС обязаны действовать с согласованных позиций. Этим объясняются актуальные оценки немцев по вопросу о том, против кого на международной арене вынуждена защищаться ФРГ. «Почётное» первое место занимают США, после них следуют Китай и Россия. Аналитики сокрушаются, что два года назад, дескать, никто не мог представить себе кардинальную смену настроений в Германии, в целом в Европе. Повышенный интерес к участию в выборах в ЕП поясняется также «брекситом», турбуленции вокруг которого впервые убедили сомневающихся, пессимистов в преимуществах членства страны в ЕС [6].
Вывод: по разным замерам, около 90% опрошенных европейцев, в том числе немцев, высоко оценивают возможности жить, учиться и работать в общеевропейском пространстве. Для Германии доминирующим фактором остаётся экспорт отечественной продукции в рамках ЕС, что в значительной мере обеспечивает высокий уровень материального благополучия граждан, снижает риски социальных конфликтов, содействует сохранению за ФРГ статуса одной из ведущих экономических держав мира с солидным политическим влиянием.
Повышается уверенность немцев в значимости их голоса на выборах в ЕП. Если в 2016 г. этот показатель составлял 47 %, то в конце февраля 2019 г. - 70 %. Очевиден тренд к дальнейшему повышению доверия немцев к Евросоюзу: каждый второй опрошенный немец доверяет Евросоюзу, для 47% характерен положительный имидж ЕС.
Опросы свидетельствуют о проблемах, связанных с искажённой информацией в СМИ, их влиянием на общественное сознание. В этой связи 73% немецких респондентов считают кампании по дезинформации одной из центральных проблем для демократии, что, как предупреждают эксперты, может сказаться на выборах в ЕП. Реальное восприятие немцами Евросоюза, отношение к выборам в ЕП (важность голоса каждого избирателя!) может быть подтверждено лишь на вотуме. На выборах в ЕП
6 https://www.zdf.de/nachrlchten/heute/zdf-politbarometer-deutsche-sehen-eu-so-positlv-wie-nie-100.html
в 2014 г. средняя явка в рамках ЕС составила 42,61%, в Германии -48,10 % [7].
Еврореалисты исходят из возможной потери голосов право-
центристскими, социал-демократическими, социалистическими партиями, а также из расширения парламентского корпуса правых и левых популистов.
Европейские установки партий -чёткие цели или популистские обещания?
Тематические съезды ключевых
политических партий ФРГ, на которых были приняты документы по европейской проблематике, дали старт избирательной кампании по выборам в Европарламент 26 мая 2019 г.
Целесообразно рассмотреть программные установки политических партий применительно к европейской политике.
Блок ХДС/ХСС последовательно выступает за укрепление, стабильность ЕС, сохранение евро, создание общеевропейских вооружённых сил с прицелом на формирование «армии европейцев». Современные базовые позиции СДПГ с упором на исторический опыт партии формируются в целях создания политического, социального, оборонного союза. Правящие ХДС/ХСС и СДПГ используют концептуальные положения правительственного коалиционного договора 2018 г. из разделов «о прорыве в Европе», переформатировании ЕС, в том числе через расширение полномочий Европар-ламента.
Коалиционные партнёры в ходе предвыборной кампании рекомендуют руководству ФРГ активно использовать статус непостоянного
члена Совета Безопасности ООН в 2019-2020 гг. В этот состав Берлин был включён на основе голосования на Генеральной Ассамблеи ООН в 2018 г. с 184 голосами из 193. Данный результат указывает не только на огромный запас доверия в отношении ФРГ, но и большие ожидания от Берлина со стороны государств Европы, всего мира. Такой статус Германия получила уже в шестой раз с 1973 г. На повестке дня Берлина на ближайшее время плотное взаимодействие с Парижем для демонстрации «совместного европейского голоса» на площадке СБ ООН.
Канцлер А. Меркель (ХДС), министр иностранных дел Х. Маас (СДПГ), известные эксперты выступают за переформатирование состава СБ ООН. Международная структура, созданная 70 лет назад, дескать, устарела, не отвечает сложившимся реалиям. Германия готова взять на себя больше ответственности за решение глобальных и региональных проблем и войти в состав СБ ООН в качестве постоянного члена. Эффективность и легитимность работы СБ может быть обеспечена лишь путём изменения его конфигурации, которая учиты-
7 https://www.merkur.de/poUtik/europawahl-2019-70-prozent-deutschen-halten-ihre-stimme-fuer-bedeutsam-zr-9710415.html
вала бы роль и место, интересы Японии, Бразилии, Индии.
Немцы сетуют на то, что Берлин с начала 90-х годов выступает за расширение состава как постоянных, так и непостоянных членов СБ ООН. Тогда «четвёрка» с участием Бразилии, Германии, Индии и Японии внесла соответствующее предложение, но безуспешно. Критики привлекают внимание к тому факту, что Европа представлена в СБ ООН лишь в лице Великобритании и Франции. Поэтому в Коалиционном договоре правительства канцлера А. Меркель акцентируется стремление Германии получить место постоянного члена Совбеза ООН.
ХДС/ХСС и СДПГ напоминают, что с мая 2011 г. ЕС располагает так называемым расширенным статусом наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН, правда, не имея права голоса. В течение 2019-2020 гг. Берлин будет пытаться преодолевать «блокады» при рассмотрении проектов документов, сделать работу СБ более прозрачной, эффективной.
СДПГ проводит мобилизацию своих сторонников, в том числе на основе внутрипартийных опросов в режиме онлайн.
Так, в начале 2019 г. в течение трёх дней в акции участвовали более 30 тыс. партийцев.
Выяснилось, что 93,6% опрошенных видят в членстве Германии в ЕС больше выгод, чем недостатков. Тем самым было опровергнуто распространяемое в немецких СМИ мнение о якобы расколе в партии по этому вопросу.
Для 93,2% участников опроса популисты, правые силы, националистические движения представляют серьёзную опасность.
Для сохранения единства ЕС 95% социал-демократов предлагают совершенствовать рынок труда, создавать эффективные механизмы обеспечения социального мира в стране и Европе, решения проблем безработицы среди молодёжи [8].
Христианско-социалънъш союз (ХСС) убеждён, что Европа находится на развилке: либо обеспечение внутреннего и внешнего мира, благополучия и защищённое будущее, либо ослабление Европы и, соответственно, Германии под воздействием левых сил с их философией распределения, под давлением Китая и России, либо разрушение со стороны популистов.
ХСС, «как народная партия за Европу», противодействует этим опасным вызовам. Лишь сильная, консолидированная Европа способна взять на себя ответственность по защите против агрессоров, их шантажа. Поэтому ХСС выступает за европейский энергетический союз, за продление санкций в отношении России до тех пор, пока не будут реализованы Минские договорённости.
С учётом актуальных возрастающих внешних угроз ХСС подтверждает свои подходы к созданию общеевропейских вооружённых сил до 2030 г. В качестве первого шага христианские социалисты предлагают сформировать в течение следующих двух лет специализированную бригаду для отражения кибератак, подавления террористических акций и дезинформаций. Страны -члены ЕС призваны объединить усилия в сфере вооружений, в перспективном плане форсировать раз-
8 https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Europa_ist_die_Antwort/20190218_Leitantrag. Europawahlprogramm.pdf
работку европейских технологий по производству дронов.
Выступая за сохранение «Европы граждан», ХСС акцентирует значение европейских ценностей, которые базируются на идеалах просвещения и гуманизма [9].
Свободная демократическая партия (СвДП) в одном из принятых на европейском съезде партии в 2019 г. документе призывает не забывать преступления немецкого нацизма, противодействовать национализму, антисемитизму, не допустить правых радикалов в новый состав ЕП [10].
Левая партия (ЛП) артикулирует традиционные подходы к политике Берлина в рамках ЕС. Партия критикует правительство ФРГ, которое со ссылкой на непредсказуемость Трампа проводит политику милитаризации страны, ЕС.
Актуальная цель Европейского союза состоит в создании «Стратегической автономии Европы» с собственным бюджетом, структурами управления, участием в военных миссиях, решения о котором будут приниматься независимо от мнения национальных парламентов стран ЕС.
Однако «Оборонный союз» или «Военный союз», европейская армия не приведут к большей безопасности жителей Европы, эти военно-оборонительные проекты лишь обеспечивают интересы профильных концернов. Для партии неприемлемы решения Евросоюза о форсировании процесса создания общеевропейских вооружённых сил, который ак-
тивно поддерживается правительством ФРГ.
По оценкам левых, в настоящее время в ЕС, его основных государствах дан старт перераспределению финансовых средств в пользу милитаризации Евросоюза. Объёмы финансовых вливаний в стандартизацию новых вооружений и техники, параметры их закупок намного превышают затраты, которых хватило бы на решение проблем голода во всём мире, что в конечном счёте содействовало бы повышению безопасности.
На период с 2021 по 2027 г. в рамках ЕС предусмотрены инвестиции в оборону на сумму до 46 млрд евро, не считая затраты в этой сфере у каждой страны - члена ЕС.
Расходы европейских стран - членов НАТО на оборону, без учёта показателей США, в три раза выше, чем у России. Если Германия на основе решений руководства НАТО и требований Трампа повысит расходы на оборону альянса, то Берлин на вооружение будет затрачивать больше, чем ядерная держава Россия.
В этой связи Левая партия приходит к заключению: под надуманным предлогом об опасности со стороны Москвы НАТО и ЕС реализуют программы гонки вооружений, форсируют милитаризацию Европы. Поэтому партия:
- требует упразднить так называемые боевые группы, Европейское агентство по вопросам обороны;
9 https://www.csu.de/common/csu/content/csu/hauptnavigation/aktueU/meldungen / Veranstaltungen /Parteitag_2019/BescЫuss-Leitantrag_Unser_Europa-2019-01-19.pdf
10 https://www.fdp.de/sites/default/files/uploads/2019/01/27/2019-01-27-ept-tag-des-gedenkens-die-opfer-des-nationalsozialismus.pdf
- отказаться от создания европейской армии;
- призывает значительно сократить расходы на оборону с переводом их на гражданские инструменты решения конфликтов;
- рекомендует правительству ФРГ поддержать усилия по созданию безъядерных зон [11].
Альтернатива для Германии (АдГ) в сфере внешней политики ставит перед собой цель - сохранение суверенной Германии, которая гарантирует своим гражданам свободу, права, безопасность.
Партия отдаёт предпочтение модели «Европа отечеств», решительно отклоняет усилия по централизации Евросоюза. Компетенции и полномочия по принятию решений в сфере внешней политики и безопасности должны оставаться за государствами - членами ЕС. АдГ выступает за такую внешнюю политику, которая учитывает германские интересы. Главный ориентир - требования в духе политических реалий, а не далёких от действительности идеологий. Поэтому Германия с полным осознанием ответственности должна играть ведущую роль в ЕС.
Стабильный миропорядок в Европе может быть обеспечен на принципах сбалансированного сотрудничества как с США, так и с Россией, а также при учёте легитимных интересов всех европейских стран.
Партия выступает за соблюдение норм международного права, в частности, за право народов на самоопределение.
В страноведческом разделе документа АдГ выделяет Францию как
важного германского партнёра, считает полезным сохранение отношений Берлина с Лондоном и после «брексита».
Эволюция внешнеполитического курса Вашингтона вынуждает Германию и другие европейские страны самостоятельно формулировать собственные интересы, даёт шансы на их реализацию.
Исторические и экономические отношения с Россией поддерживают баланс интересов, который служит благосостоянию всех народов Европы. Лишь при подключении России можно обеспечить стабильный мирный порядок в Европе, поэтому направленные против Российской Федерации санкции ошибочны. АдГ выступает против ограничительных мир в отношении России, за нормализацию отношений с Москвой, усиление сотрудничества с ЕАЭС, строительство проекта «Северный поток - 2» с участием Москвы и Берлина с учётом энергобезопасности стран Центральной Европы. За время войны в Сирии ФРГ приняла у себя свыше 500 тыс. пострадавших от боевых действий беженцев, которые незамедлительно должны быть возвращены на родину. В этой связи партия призывает правительство ФРГ начать переговоры с сирийскими властями, продвигать в рамках ЕС идеи снятия санкций против Сирийской Арабской Республики.
Партия подтверждает отрицательное отношение к созданию европейской армии. Пояснения сводятся к тому, что НАТО надёжно защищает Европу, поэтому АдГ не
11 https://www.die-linke.de/fileadmin/download/parteitage/bonner_parteitag_2019/ antragshefte/Bonner_Parteitag_2019_Antragsheft_1.pdf
видит целесообразности в общеевропейских вооружённых силах. Такая армия не имеет демократической легитимности и означала бы дальнейшее сокращение суверенитета европейских стран. В целом ев-роармия была бы не способна решить принципиальные проблемы европейской обороны.
Партия убеждена в сохранении многообразия национальных культур и традиций, поскольку именно они являются основой для обеспечения политической, экономической и социальной мощи Европы. АдГ отклоняет проекты, идеи, инициативы по трансформации Евросоюза в некое государство с законодательными полномочиями и своим правительством, равно как и предложения по созданию Соединённых Штатов Европы.
Партия считает приемлемой модель Европы как экономического сообщества со сбалансированными интересами из суверенных государств. Попытки европейской бюрократии размыть идентичность демократических государств обречены на провал, поскольку в странах заметно окрепло национальное самосознание. Партии представляются иллюзорными усилия заменить национальную идентичность государств континента на единую европейскую идентичность без существования общеевропейского народа с его представлениями и прогнозами относительно данного вопроса.
«Альтернатива» напоминает, что культуры, языки и национальные идентичности создавались в течение многих столетий. Лишь в национальных государствах с демократической конституцией могут сохраняться суверенитет народа и основ-
ные права человека как стержень живой демократии.
АдГ, критикуя действующую модель ЕС как конструкт без демократической легитимности со всевластием политических классов и не подлежащей контролю бюрократией, заявляет о своей готовности внести предложения по реформированию ЕС, включая сокращение приданных Евросоюзу структур, работающих в них чиновников.
По оценкам АдГ, административный и экспертный аппарат ЕС чрезмерно раздут: в 12 институциях работают 44 тыс. чиновников и 11 тыс. служащих, которые обходятся европейским налогоплательщикам свыше 8 млрд евро в год.
Депутаты, комиссары, чиновники пользуются привилегиями, получают повышенное довольствие; ежегодная зарплата около 4 тыс. чиновников ЕС составляет большую сумму, чем у федерального канцлера (290 тыс. евро).
Партия рекомендует менять кадровую политику, брать на работу чиновников не по партийному билету и политической лояльности, а по уровню квалификации, компетентности.
Предлагается радикально реформировать Европейский парламент с 751 евродепутатом, трансформировать его в Европейское собрание (ассамблею), структуру максимально со 100 представителями, делегированными странами - членами ЕС, которые, в свою очередь, должны быть избраны своими парламентами.
Законодательными компетенциями должны обладать исключительно государства, которые обеспечивают активное межгосударственное сотрудничество стран - членов ЕС, содействуют повышению благополу-
чия граждан, укреплению мира на континенте, противодействуют централизму, выхолащиванию идеи «Европа наций». Если предложения АдГ по реформированию Евросоюза не будут реализованы в течение следующей легислатуры Европарламен-та, то «альтернативщики» полагают необходимым рассмотреть возможность выхода Германии из ЕС -ВЕХТ - либо постепенное упразднение ЕС и создание нового сообщества экономики и интересов [12].
Предвыборная программа АдГ подтверждает прежнее экспертное заключение о её политике - партия взяла курс на закрепление своих по-
зиций в немецком пространстве, решительно настроена на получение дополнительных мандатов в Евро-парламенте [13].
Аналитики прогнозируют для партий следующие возможные результаты: ХдС/ХСС - 33%, СДПГ -18%, «зелёные» - 19%, Левая партия - 8%, АдГ - 10%, СвДП - 6%. Разумеется, среднестатистические величины не могут моделировать реальные итоги голосования за партии на выборах в ЕП, но тенденцию к снижению популярности немецких консерваторов и социал-демократов отмечают большинство экспертов.
Гражданское общество ФРГ - значимый фактор поддержки европейского проекта
Во время предвыборной кампании политический класс ФРГ старается учитывать результаты опросов, вынужден осмысливать настроения, страхи, обеспокоенности избирателей, вбирает в себя идеи гражданского общества, что конвертируется при разработке программных политико-идеологических установок партий. Общеевропейские и германские акции сторонников устойчивого Евросоюза вносят заметный вклад в мобилизацию и мотивацию электоральных масс на участие в выборах ЕП. Среди них - «Европейский союз Германии» (ЕСГ) - самое крупное движение гражданского общества, её 17 тыс. активных членов ра-
ботают во всех 16 землях ФРГ. Движение опирается на молодёжную организацию молодых европейских федералистов. ЕСГ является немецким филиалом «Союза европейских федералистов», одним из создателей другой массовой организации гражданского общества - «Европейского движения Германии» (ЕДГ).
С 1946 г. ЕСГ последовательно выступает за создание европейского государства на федеративных началах с конституцией, которая могла бы обеспечить демократию, свободу, равноправие, мир. Мультипликаторы движения оказывают существенное влияние на продвижение в общественном сознании евро-
12 Leitantrag der Bundesprogrammkommission. Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 9. Europäischen Parlament 2019 // URL: https://www.afd.de/wp-content/uploads/ sites/111/2018/11/Leitantrag-Europawahlprogramm-2019.pdf
13 Васильев В. И. Правый популизм в Германии: тревожная тенденция // Обозреватель-Observer. 2017. № 1.
пейских ценностей, успехов евроин-теграции. Прямые выборы состава Европарламента, общеевропейская валюта, единый европейский автомобильный номер - вот только некоторые требования, в том числе и со стороны ЕСГ, которые были реализованы в рамках Евросоюза.
«Европейский союз Германии» позиционирует себя как посредник между гражданским обществом и европейскими институциями, мобилизует общество и власти на продуктивный диалог для формирования «Европы граждан». В Европейском парламенте, бундестаге, немецких ландтагах действуют межфракционные группы парламентариев, в которых ряд депутатов являются активистами ЕСГ [14].
Примечательно, что за период с марта по июнь 2017 г. по инициативе Европейского союза и гражданского общества европейских стран было проведено свыше 1750 мероприятий различного формата о предстоящих выборах в Европейский парламент, будущем ЕС, в рамках которых участвовали более 270 тыс. жителей Европейского союза.
Через социальные сети акция охватила около 34 млн граждан стран - членов ЕС.
Диалоги в рамках ЕС дополнялись мероприятиями в конкретных странах.
Как следует из отчёта правительства ФРГ, с мая по октябрь 2018 г. на каждой из 119 дискуссионных площадках в прямой диалог были вовлечены более 100 чел.
Вниманию немцев были предложены вопросы: как вы ощущаете Европу в повседневной жизни, какую роль играет Европа для Германии, как должна выглядеть Европа в будущем.
Анализ ответов выявил огромное желание и интерес немцев жить и работать в сильной и влиятельной на международной арене Европе, способной обеспечить внутреннюю и внешнюю безопасность граждан, стабильный рынок с устойчивым евро и высоким жизненным уровнем [15].
Руководители ЕС, Германии подчёркнуто выделяют заинтересованность избирателей стран - членов ЕС в европейской конструкции, однако открытым остаётся вопрос о том, в какой мере брюссельская и берлинская бюрократии готовы прислушаться к голосу европейцев, учитывать их пожелания. Как и прежде, граждане ЕС сомневаются в механизмах реализации их предложений, квалификации лидеров Союза.
Тем временем общественные организации в поддержку европейского проекта предлагают свои идеи по развитию, совершенствованию Евросоюза. Молодые европейские федералисты Германии отдают предпочтение созданию модели «Соединённые Штаты Европы». Кризисное состояние ЕС они объясняют неспособностью политических классов европейских стран, закоснелой бюрократии адекватно реагировать на актуальные вызовы. Выход из системного тупика они видят в дальнейшем развитии ЕС, его трансформации в Соединённые Штаты Европы - конструкцию на федеративных началах, поскольку лишь такая форма могла бы стать политическим, экономическим, социальным, цен-
14 https://www.netzwerk-ebd.de/mitglieder/europa-union-deutschland-e-v/
15 Müller-Brandeck-Bocquet G. Zukunftsdebatten in der EU// Aus Politik und Zeitgeschichte. Zeitschrift der Bundeszentrale für politische Bildung. 04-05 // 2019. 21. Januar 2019. S. 20-21.
ностным трамплином для успешного функционирования Союза. Одна из главных причин пробуксовки развития ЕС, его обновления заключается, в частности, в распределении компетенций между Европейским советом и Европарламентом.
Из-за слабого влияния Евро-парламента рядовые граждане ЕС, с точки зрения молодых сторонников федеративной Европы, исключаются из дискурса о текущей работе европейских институций, из зарождения общеевропейской общественности, в результате чего растёт взаимное отчуждение, недоверие.
Молодые европейские федералисты Германии не выбиваются из колеи «взрослой политики», приняв на съезде своей организации решение в поддержку европейской армии. Для них решающими факторами в этом вопросе являются два.
Во-первых, украинский конфликт, требующий солидарных действий Запада, в том числе военных для защиты «слабых» - стран, бывших членов ОВД - от российской угрозы.
Во-вторых, плачевное состояние бундесвера, вооружённых сил других стран НАТО, которые в «годы мирной жизни» перестали инвестировать в модернизацию национальных вооружённых сил. Очевидно, что раздробленность вооружённых сил «по национальным квартирам» с необходимыми материальными затратами не привела к боеспособности единой Европы. В европейской армии «под ружьё» будут поставлены уже не 1,5 млн военнослужащих всех стран - членов ЕС, а эффективный общеевропейский контингент
с меньшим численным составом, едиными стандартами вооружений и техники, английским языком общения [16].
Организация категорически отвергает какую-либо форму диалога с АдГ, её молодёжной организацией.
Как видим, выразители идеи федеративной Европы, противники правых популистов и экстремистов поддерживают подходы А. Меркель, Э. Макрона, министров обороны и иностранных дел ФРГ и Франции о консолидированном противодействии новому национализму, создании боеспособной европейской армии. Германский канцлер поясняет, что евроармия не будет направлена против НАТО, общеевропейские вооружённые силы будут действовать совместно с альянсом.
Кроме обеспечения силовой составляющей в политике ЕС молодые сторонники федеративной Европы выступают за прозрачные решения в сферах миграции, экономики, решительные меры против усиления популистских сил в Европарламенте.
Широкий фронт сторонников проевропейских сил выстраивает «Европейское движение Германии» (ЕДГ). Созданный по инициативе ЕДГ союз с участием немецких профсоюзов, объединений работодателей, защитников окружающей среды, прав потребителей, молодёжных организаций выступил с призывом развернуть широкую кампанию в поддержку европейского проекта. В документе выражается надежда на успех на выборах в ЕП тех политических сил, которые защищают справедливую конкуренцию идей, европейские ценности.
16 https://www.jef.de/beschluss-europaeische-armee-schaffen/
Авторы документа ориентируют участников выборов на активное противодействие националистическим, авторитарным, антидемократическим течениям, обращаются к системным партиям внести конкретные предложения по реформированию Евросоюза, расширению полномочий Европарламента. Правительство ФРГ, институции ЕС обязаны усилить разъяснительную работу о достижениях евроинтегра-ции, целях ЕС на будущее. Рекомендуется противодействовать внешнеполитическому информационному влиянию на выборы в ЕС. Как подчёркивают эксперты, хотя Россия В. В. Путина в документе прямо не называется, но такое развитие событий весьма вероятно [17].
Предвыборная борьба за мандаты в Европарламенте ведётся на фоне общегерманских дискуссий, споров по целому ряду проблем, дефинициям, среди них «патриотизм, родина», «Стратегическая автономия Европы».
Общественно-политические круги ФРГ обеспокоены тенденциями усиления национализма, ксенофобии, апологеты которых исповедуют идеи, часто напоминающие пропагандистские клише времён Третьего рейха. В этом контексте особо выделяется АдГ, националистическая часть которой, с точки зрения многих политиков и экспертов, продолжает распространять ксенофобию, расизм, дискредитирует понятие «родина, патриотизм».
Согласно воззрениям социал-демократов, демократию может спасти лишь просвещённый патриотизм.
Просвещённый с европейским ценностным стержнем патриотизм, предполагающий интеграцию, а не выдавливание людей с иностранными корнями, является бесспорным фундаментом германского общества и демократии. В этом смысле патриотами должны и могут быть лишь граждане с демократическими убеждениями, только они могут эффективно противостоять национализму, расколу общества, возрастающей ненависти в социальных сетях.
Участие АдГ в работе бундестага, парламентов всех 16 федеральных земель усиливает опасность толерантного отношения к правым популистам, ряд которых не стесняется продвигать идеи радикального национализма, экстремизма. Аналитики едины во мнении, что причинами популярности националистов в стране и в ЕС в целом является отсутствие политической воли у правящей бюрократии, а также морально-нравственного компаса у демократических партий для чёткого изложения своих позиций по данной проблематике, практического противодействия идеологии нового национализма. В то же время не отвергается категория «позитивного национального самосознания», связанного с объективным восприятием германской истории. Наряду с гордостью за достижения Германии в сферах культуры, языка, искусства, литературы, музыки, цветущую, развивающуюся страну, немцы не снимают с себя ответственность за 12 лет гитлеровского режима.
Такое отношение к родине - гордость за успехи в условиях демокра-
17 http://www.lvz.de/Nachrichten/Politik/Pro-Europaeer-sollen-gegen-Populisten-in-die-Offensive-gehen
тии, свободного общества и ответственность за преступления нацистов - одна из особенных характеристик немецкой идентичности.
Социал-демократы считают наиболее удачными и точными суждения о патриотизме и национализме бывшего президента ФРГ Й. Рау (СДПГ): «Патриот - это тот человек, который любит свою отчизну (Уа1ег-!ал£), националист - тот, кто презирает другие отечества».
Как представляется, более 10 лет тому назад бывший вице-канцлер, министр иностранных дел, лидер свободных демократов ФРГ Г. Ве-стервелле нашёл лаконичную формулировку: патриотом может быть человек с активной жизненной позицией в условиях развитого гражданского общества. На фоне роста нового национализма в Европе действующий президент Ф.-В. Штайн-майер (СДПГ) дал содержательный импульс дискуссиям о проблемах вокруг понятий «патриотизм» и «национализм», высказавшись в пользу дефиниции «просвещённый демократический патриотизм». Он раскрывает субстанцию немецкой идентичности, включающей в себя как драматические и успешные годы процветания страны, так и повседневную борьбу с национализмом, ксенофобией, антисемитизмом. Выразители нового агрессивного национализма приукрашивают прошлое, который торжествует над всем остальным, призывают вернуться к миру, который в действительности и не существовал либо был уничтожен антигитлеровской коалицией. Демократический патриотизм лишён идеологической надменности, не говоря уже о национальном превосходстве, спокойного
созерцания, он - постоянный генератор идей созидания мирного будущего без ксенофобии, расизма.
В период избирательной кампании бросается в глаза ещё одна немецкая особенность. Рассуждая о демократическом патриотизме, политики правящих партий ХДС-ХСС, СДПГ обращаются к событиям 1989 г., когда тысячи мирных жителей ГДР вышли на улицы Лейпцига, Дрездена, Берлина, Потсдама, Галле, Магдебурга. Участники «мирной революции», дескать, проложили путь к восстановлению германского единства, возрождению свободной, объединённой, демократической Германии. Без их мужества, воле к свободе не рухнула бы Берлинская стена, их акции стали выражением демократического патриотизма. Современный немецкий демократический патриотизм далёк от абстрактных конструкций, бессодержательных умозаключений, что выразилось в мирном порыве граждан ГДР, массовых выступлениях против режима Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) гДр.
Характерно, что в дискуссиях о просвещённом демократическом патриотизме, проявленном в том числе при сломе Берлинской стены, воссоединения Германии, постепенно исчезает роль СССР в объединении Германии, да и западных союзников немцы сегодня особо не жалуют.
Избирательная кампания по выборам в ЕП проводится на фоне обсуждения основных направлений концепции «Стратегическая автономия Европы». Если до конца 2018 г. в Германии, других странах ЕС такой проект распространялся в ос-
новном на военную сферу, то в начале 2019 г. немецкие эксперты в тематическом документе интерпретируют дефиницию в более широком контексте. Рассматриваются не только актуальные военные конфликты в мире и Европе, не только проблемы безопасности и обороны, но и экономики, торговли, экологии, климата, безработицы. Содержательными и перспективными можно назвать рекомендации, которые представили авторы расширенного толкования стратегической концепции по преодолению разнообразных кризисов с непременным участием Берлина.
Обновлённые подходы учёных немецкого Фонда политики и науки к проблематике «Стратегии автономной Европы» свидетельствуют о гибкости, умении Берлина своевременно актуализировать ключевые акценты внешней и внутренней политики, обогащать европейский проект свежими идеями. Политико-идеологический маркер модернизированного варианта стратегической автономии Европы очерчивает лидирующую роль Берлина с его новаторскими предложениями, готовностью взять на себя ответственность в Европе, в целом в мире.
То, что руководство ФРГ учитывает рекомендации немецкого экспертного сообщества, подтвердило выступление канцлера А. Меркель на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2019 г., в котором был сделан упор на более самостоятельный внешнеполитический курс ЕС, Берлина в духе стратегической автономии Европы [18].
Таким образом, сдвиги в партийном политическом ландшафте Европы, Германии в частности, его дальнейшая эрозия приводят к созданию новых партий, динамичных общественных движений в поддержку европейской интеграции либо с установками на радикальное обновление существующих политических конфигураций с учётом про-тестных запросов, национальных интересов жителей ЕС.
Активность гражданского общества, появление движений с политико-лирическим флёром о «европейской весне», её новом старте с упором на идентичность побуждают верхушки системных партий и власти подстраиваться к старым-новым лингвистическим формулировкам о ценностях, патриотизме, родине, наполнять эти дефиниции современными смыслами и образами. Эти тенденции проявляются накануне выборов в Европарламент.
Властные структуры Брюсселя, Берлина запустили механизм мобилизации, мотивации граждан в пользу сохранения ЕС, стараются помешать ренационализации. Исследовательские центры Евросоюза, ФРГ проводят изучение настроений избирателей, стараются показать положительный опыт членства их государств в Европейском союзе. Брюссель и Берлин через хорошо продуманные избирательные технологии стимулируют граждан на поддержку ЕС, настойчиво рекомендуют воспользоваться своим избирательным правом, отстоять достижения интеграционных процессов на континенте.
18 https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-zur-55-muenchner-sicherheitskonferenz-am-16-februar-2019-in-muenchen-1580936
Пропаганда сопровождается яркими иллюстрациями, фактурой о свободе передвижения, доступном для всех сегментов общества роуминге в рамках ЕС, возможностях жить, учиться, работать в любой из 28 стран - членов Союза. Акцентируется важность явки избирателей, которая должна превзойти активность на выборах в ЕП в 2014 г. в среднем в Европе на уровне 42,61%, в ФРГ -48,10 %.
Особое внимание, понятно, уделяется молодёжи, для которой очевидны выгоды от устойчивого, стабильного ЕС с его привлекательными стандартами жизни. Ахиллесова пята ЕС - безработица среди молодёжи - вызывает наибольшую тревогу у граждан ЕС, прежде всего в его южных государствах. Миграция, связанная с простодушным заявлением немецкого лидера в 2015 г. «Мы справимся», на шкале приоритетных проблем, озабоченности граждан, продолжает занимать центральное место в общественном сознании ФРГ.
Усиление центробежных сил в ЕС, рост нового национализма стали катализатором консолидации общественно-политических сил против размывания ценностного фундамента Союза.
В дискуссиях происходит путаница - здоровое национальное самосознание квалифицируется как выпад
против либеральных ценностей, а патриотизм а-ля Бандера возводится в ранг государственной политики независимого постсоветского государства.
В Брюсселе и Берлине традиционно не замечают роста радикального национализма на Украине, высказываются рекомендации Киеву последовательно продолжать курс демократических реформ при поддержке «развитого украинского гражданского общества».
Нарастает критика «гневных европейских, немецких граждан» в адрес брюссельских управленческих структур, берлинского политического класса, системных партий, которые не предлагают внятной повестки повышения эффективности ЕС. Большинство лидеров ведущих стран - членов ЕС оказались не способными чувствовать пульс жизни, вести прямой диалог с гражданским обществом, давать адекватные ответы на недовольство избирателей. Поиск виновного во всех бедах -а таковым представляется европейским и немецким политико-идеологическим мейнстримом Россия, -срабатывает. Антироссийская константа прочно интегрирована в программные установки большинства партий.
Перед организаторами общеевропейских выборов поставлены как минимум две принципиальные задачи: во-первых, мобилизация электоральных масс, во-вторых, активное противодействие националистическим, право-популистским силам, успех которых может изменить партийную мозаику ЕП, закрепить правый крен в политическом пространстве Европы и ФРГ в частности.
В случае успеха на выборах партий евроскептиков их результаты в очередной раз, судя по всему, будут увязываться Брюсселем, Берлином с «подрывными» акциями Кремля, агенты которого проводят хакерские атаки, поддерживают право-популистский интернационал. Забывается, что правительственные альянсы между консерваторами и социал-демократами,
например в Германии и Австрии, поляризуют общество, содействуют созданию партий националистического толка [19].
Реальные причины мало кого волнуют. Можно предположить, что в случае расширения числа мандатов евроскептиков не следует предаваться иллюзиям о возможном повороте этих политических сил в сторону Москвы, не говоря уже об официальном Брюсселе и Берлине. Слишком глубоки корни отчуждения между Россией, Германией и Евросоюзом.
Наивными представляются прогнозы о распаде, крахе Евросоюза. Локомотив евроинтеграции - Германия - располагает достаточными финансовыми рычагами, её канцлер - политической волей, чтобы консолидировать страны, жизненно заинтересованные в стабильном Евросоюзе.
Со своей стороны, Россия много раз заявляла о готовности нормализовать отношения Москва - Брюссель, поскольку Российская Федерация всегда видела в Евросоюзе, Европарламенте важных партнёров. Результаты выборов в ЕП покажут расстановку сил в Европейском союзе, а первые основополагающие заявления лидеров партийно-политических фракций многое разъяснят.
19 Васильев В. И. Европейская политика Австрии и Германии: между прагматизмом и правым популизмом // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 8.
Библиография • References
Васильев В. И. Европейская политика Австрии и Германии: между прагматизмом и правым популизмом // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 8. С. 54-64. [Vasil'ev V. I. Evropeiskaya politika Avstrii i Germanii: mezhdu pragmatizmom i pravym populizmom // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya.
2018. T. 62. № 8. S. 54-64]
Васильев В. И. Правый популизм в Германии: тревожная тенденция // Обозре-
ватель-Observer. 2017. № 1. С. 47-65. [Vasil'ev V. I. Pravyi populizm v Germanii: trevozhnaya tendentsiya // Obozrevatel'-
Observer. 2017. № 1. S. 47-65] Leitantrag der Bundesprogrammkommission. Programm der Alternative für Deutschland für die Wahl zum 9. Europäischen Parlament 2019 // URL: https:// www.afd.de/wp-content/uploads/sites/111/2 018/11/Leitantrag-Europawahlprogramm-2019.pdf Müller-Brandeck-Bocquet G. Zukunftsdebatten in der EU // Aus Politik und Zeitgeschichte. Zeitschrift der Bundeszentrale für politische Bildung. 04-05 //
2019. 21. Januar 2019. - 39 S.
SenocakZ. Den Westen neu erfinden // Die Welt.20. Februar 2019. http://www.europarl.europa.eu/germany/de/presse-veranstaltungen/eurobarometer-
september-2018 http://library.fes.de/pdf-files/dialog/15066.pdf https://ec.europa.eu/germany/news/eurobarometer20180614_de https://www.otto-brenner-stiftung.de/fileadmin/user_data/stiftung/02_ Wissenschaftsportal/03_Publikationen/AH96_Nachwendegeneration.pdf
https://www.zdf.de/nachrichten/heute/zdf-politbarometer-deutsche-sehen-eu-so-
positiv-wie-nie-100.html https://www.merkur.de/politik/europawahl-2019-70-prozent-deutschen-halten-
ihre-stimme-fuer-bedeutsam-zr-9710415.html https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Europa_ist_die_Antwort/20190218_
Leitantrag_Europawahlprogramm.pdf https://www.csu.de/common/csu/content/csu/hauptnavigation/aktuell/ meldungen/Veranstaltungen/Parteitag_2019/Beschluss-Leitantrag_Unser_ Europa-2019-01-19.pdf https://www.fdp.de/sites/default/files/uploads/2019/01/27/2019-01-27-ept-tag-
des-gedenkens-die-opfer-des-nationalsozialismus.pdf https://www.die-linke.de/fileadmin/download/parteitage/bonner_parteitag_2019/
antragshefte/Bonner_Parteitag_2019_Antragsheft_1.pdf https://www.netzwerk-ebd.de/mitglieder/europa-union-deutschland-e-v / https://www.jef.de/beschluss-europaeische-armee-schaffen / http://www.lvz.de/Nachrichten/Politik/Pro-Europaeer-sollen-gegen-Populisten-m-dle-Offensive-gehen
https://www.bundeskanzlerin.de/bkin-de/aktuelles/rede-von-bundeskanzlerin-merkel-zur-55-muenchner-sicherheitskonferenz-am-16-februar-2019-in-muenchen-1580936
Статья поступила в редакцию 11 марта 2019 г.
Требования к материалам,
представляемым на рассмотрение редакции журнала «Обозреватель-ОЬэегоег» в соответствии с указаниями ВАК, опубликованы на сайте:
http://observer.materik.ru
Подробнее смотрите сайт ВАК:
05ЙЙЙ http://vak.ed.gov.ru