Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №5
УДК 328.1, 329.1
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran520215967
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В ГЕРМАНИИ 2021: РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ
Борис Павлович Гуселетов
ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0001-6256-5013
Ссылка для цитирования: Гуселетов Б.П. Парламентские выборы в Германии 2021: роль и влияние общеевропейской повестки дня // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №5. С. 59-67. DOI: 10.15211/vestnikieran520215967
Аннотация. В статье рассматривается восприятие роли Германии в современной Европе. Проанализировано влияние общеевропейской повестки дня и политических институтов на итоги общегерманских выборов 26 сентября 2021 г. Недавние опросы общественного мнения европейцев показали их положительное отношение к ФРГ и канцлеру А. Меркель, как неформальным лидерам ЕС. И хотя общеевропейская тематика не занимала значительного места в ходе избирательной кампании 2021 г., все ведущие германские партии в своих предвыборных манифестах сочли необходимым высказаться по этому вопросу. Общеевропейские политические акторы, в первую очередь европартии, также не остались в стороне от германских выборов и постарались по возможности оказать посильную помощь и поддержку своим партиям-членам.
Ключевые слова: Германия, парламент, выборы, Евросоюз, общеевропейские партии.
Статья поступила в редакцию: 30.09.2021.
PARLIAMENTARY ELECTIONS IN GERMANY 2021: ROLE AND INFLUENCE
OF THE EUROPEAN AGENDA
Boris P. Guseletov
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected],
ORCID: 0000-0001-6256-5013
For citing: Guseletov, B.P. (2021). Parliamentary elections in Germany 2021: role and influence of the european agenda. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 23(5): 59-67. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran520215967
Abstract. The article presents the results of a study of how the role of Germany as the political and economic leader of the EU is perceived in modern Europe, as well as an analysis of possible mech-
© Гуселетов Б.П. - д.полит.н., в.н.с. Центра партийно-политических исследований Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН.
anisms and ways of influencing the results of these elections from the point of view of the pan-European agenda and from the side of pan-European political institutions, on the eve of the allGerman elections on September 26, 2021.Recent public opinion polls of Europeans showed their positive attitude to Germany and its Chancellor Angela Merkel as informal European leaders. And although the pan-European agenda did not occupy a significant place during the 2021 election campaign, nevertheless, all the leading German parties devoted a significant place to this topic in their election manifestos. Pan-European political actors, first of all, the European parties, also did not stay away from the German elections and, if possible, tried to provide all possible assistance and support to their member parties participating in them.
Key words: Germany, Parliament, elections, the European Union, pan-European parties. Article received: 30.09.2021.
В конце сентября 2021 г. в Германии прошли очередные парламентские выборы, которые с учётом роли и влияния этой страны в политической и экономической системах Евросоюза имели не только национальный, но и общеевропейский контекст (Белов 2021; Фёдоров 2021; Janning, Möller 2016). В связи с этим особый интерес представляет анализ восприятия лидирующей роли Германии в ЕС представителями стран - членов Союза. Не менее важно проанализировать позиции ведущих германских партий по европейской проблематике и исследовать возможное обратное влияние общеевропейской повестки дня и политических институтов ЕС на итоги этих выборов. Здесь стоит в первую очередь назвать европартии, значение которых на европейской политической арене в последнее время заметно выросло (Kol-ster, Von Homeyer 2019: 7; Kosowska-G^stol 2017: 9-29; Külahci, Lightfoot 2014: 71-85; Гуселетов 2021: 28-38).
Восприятие европейцами ФРГ как неформального лидера ЕС
Повышенный интерес европейцев к Германии как де-факто политическому и экономическому лидеру Евросоюза, особенно накануне сентябрьских выборов, отражает реальную роль этой страны в общественно-политической системе ЕС. Это особенно важно в условиях наметившегося в последние годы постепенного формирования общеевропейского политического пространства, о чём пишут известные западные учёные и общественные деятели (Lehne 2019, Westlake 2017; Youngs 2019, Gouvernance de l'Union européenne 2021). Поэтому заслуживают внимания результаты опроса в 12 странах ЕС, который провёл Европейский совет по международным отношениям (ЕСМО) в апреле 2021 г., выясняя, что европейские граждане думают о роли современной Германии в рамках ЕС и чего они от неё ожидают после сентябрьских выборов (Buras, Puglierin 2021).
Главный вывод из результатов опроса в том, что «правление Меркель уменьшило страх соседей перед германским господством. Большинство европейцев не считают, что немец во главе Еврокомиссии, - это плохо. Значительное число людей доверяют Берлину как лидеру ЕС, защитнику его интересов, особенно в финансово-экономической сфере, а также в вопросах демократии и верховенства права» (Buras, Puglierin 2021).
Такое отношение во многом связано с тем, что европейцы поддержали социально-экономическую политику ФРГ во время пандемии коронавируса и её стремление обеспечить консенсус при разработке плана восстановления ЕС «Новое поколение» и многолетнего бюджета Союза, обеспечив при этом учёт интересов всех его государств-членов. Кроме того, боль-
шинство граждан Евросоюза видят в Германии ведущую экономическую державу, пережившую многочисленные кризисы последних 10-15 лет намного лучше, чем другие европейские страны. Что касается защиты принципов демократии и прав человека, то многие европейцы положительно отнеслись к позиции германского руководства в ходе миграционного кризиса 2016 г., хотя в Венгрии её поддержали 49%, а в Польше - лишь 23%. Те граждане ЕС, для которых быть европейцем так же важно, как иметь собственную национальную идентичность (Викторова, Петренко 2021), более позитивно относятся и к роли Германии, как лидера Союза. Но при этом широко распространены опасения: сможет ли Евросоюз при новом германском руководстве адекватно ответить на новые вызовы, которые сегодня стоят перед ним. Первый вызов связан с возможным нарушением принципа верховенства права, который вызван ростом влияния антидемократических сил, включая правительства ряда государств-членов. Благодаря политике компромиссов, проводимой А. Меркель, Евросоюзу удавалось в последнее время сохранять его приверженность демократическим ценностям. Однако в будущем ЕС при активной поддержке нового руководства Германии придётся более жёстко и бескомпромиссно отстаивать эти ценности, которые являются основой единства европейского сообщества (Павлов 2019; Тимошенкова 2019).
Ещё одна не менее важная угроза - это наметившаяся в последние годы маргинализация ЕС в геополитическом плане. Сама Меркель признавала, что времена, когда ЕС мог полагаться на своих традиционных партнёров, в первую очередь США, прошли, и в будущем союзу предстоит самому обеспечить свою безопасность и самостоятельно отстаивать экономические и политические интересы в мире (Данилов 2020). Как показал опрос ЕСМО, большинство европейцев обеспокоены ослаблением роли Европы в мире и хорошо понимают, что усиление геополитической конкуренции представляет реальную угрозу для будущего Союза. И они уверены, что Германия должна сыграть решающую роль в поисках ответа на эти вызовы и угрозы.
Ведущие партии Германии о будущем Евросоюза
Анализ предвыборных манифестов шести ведущих германских партий относительно членства в ЕС позволяет разделить их на три группы.
Партия «Союз 90 / Зелёные» (далее - «Зелёные») и Свободная демократическая партия (СвДП) активно поддерживают идею федерализации Евросоюза. «Зелёные» предлагали использовать «Конференцию по будущему Европы» для начала обсуждения реальной стратегии создания Федеративной европейской республики, в то время как «свободные демократы» настаивали на более мягком варианте формирования на базе ЕС децентрализованного федеративного государства.
Члены нынешней правящей коалиции - Христианско-демократический и социальный союзы (ХДС / ХСС) и социал-демократы (СДПГ) считали дальнейшее развитие ЕС ключевым элементом будущего Германии, но придерживались более консервативного сценария дальнейшего укрепления Союза. Хотя в их коалиционном соглашении от 2017 г. глава, посвящён-ная ЕС, была довольно амбициозной по форме, но на практике германское правительство смогло реализовать лишь несколько конкретных проектов. При этом в предвыборных манифестах ХДС / ХСС и СДПГ, несмотря на общую позитивную риторику в отношении ЕС, отсутствовали реальные идеи и предложения, касающиеся будущего развития Союза.
И наконец, партия «Левая» и правая «Альтернатива для Германии» (АдГ) отличались от других своими евроскептическими позициями. «Левая» критиковала ЕС за неолиберальную экономическую политику и предлагала больше внимания уделять государственным ин-
вестициям в экономику и социальную сферу, а также сократить расходы на оборону. АдГ вообще предлагала, чтобы Германия вышла из ЕС.
По вопросу о возможном реформировании существующей политической системы ЕС германские партии занимали следующие позиции. Пять из шести партий (кроме АдГ) настаивали на расширении полномочия Европарламента, наделив его правом законодательной инициативы. ХДС / ХСС, «Зелёные» и СвДП поддерживали принцип ведущего кандидата (Spitzenkandidaten). «Зелёные» и СвДП предлагали также ввести на общеевропейских выборах транснациональные списки. «Левая» выступала за то, чтобы не только президент Еврокомис-сии, но и все её члены, а также глава Европейского совета избирались депутатами Европарла-мента. Все эти пять партий поддерживали необходимость изменения действующего «Договора о ЕС». При этом «Зелёные» и СвДП предлагали обсудить эту тему уже в рамках «Конференции о будущем Европы». «Левая» выступала за внесение в договор пункта об увеличении финансирования государственного сектора. ХДС / ХСС предлагали использовать пересмотр Договора для повышения эффективности деятельности ЕС и его институтов.
Экономический и валютный союз
В экономической сфере «Левая» и «Зелёные» выступали за увеличение бюджета ЕС. Они полагали необходимым интегрировать механизм ЕС по восстановлению и повышению устойчивости (МВПУ) (The Recovery and Resilience Facility...) в бюджет Союза, что позволит эффективнее контролировать его исполнение и увеличить инвестиции в отрасли, имеющие решающее значение для будущего роста европейской экономики. СДПГ настаивала на том, что МВПУ необходимо использовать для создания реального финансово-экономического и социального союза, что позволит интенсифицировать процесс интеграции в рамках ЕС. ХДС / ХСС и СвДП, напротив, выступали против этой идеи. И в этом их позиция совпадала с мнением АдГ, которая считала, что реализация подобного рода идей может привести к краху европейских экономик.
«Зелёные» предлагали ввести на уровне ЕС налоги на производящие пластик и цифровые компании и на превышение выбросов углерода выше установленной границы. ХДС / ХСС и СвДП выступали за гармонизацию национальных корпоративных налогов. ХДС / ХСС, «Зелёные», СДПГ и «Левая» предлагали общеевропейский налог на финансовые транзакции. При этом АдГ и СвДП были категорически против любых налогов на уровне ЕС.
ХДС / ХСС и СвДП настаивали на реформе «Пакта о стабильности и росте» (ПСР), установив санкции для членов Союза, постоянно его нарушающих, сразу после завершения пандемии COVID-19. В свою очередь, СДПГ намеревалась трансформировать ПСР в новый «Пакт об устойчивом развитии».
СвДП и «Зелёные» предлагали создать «Европейский валютный фонд» (ЕВФ) на базе Европейского механизма стабильности, но по разным основаниям: СвДП считала, что ЕВФ должен иметь право надзора за соблюдением государствами, получающими средства из европейских фондов, их целевого использования, а «Зелёные» желали наделить его полномочием выдавать краткосрочные кредиты отдельным нуждающимся членам Союза. ХДС / ХСС, «Зелёные» и «Левая» хотели ввести цифровой евро, а АдГ - вернуться к немецкой марке.
В области внешней политики и политики безопасности вновь пять партий (кроме АдГ) выступили за переход к голосованию квалифицированным большинством при принятии решений в Европейском совете. ХДС / ХСС, СДПГ и СвДП поддерживали создание Европейского оборонного союза и Европейской армии (Franke 2021). При этом СвДП склонялась к тому, чтобы европейская армия находилась под контролем Европарламента. Эти три партии
также поддерживают НАТО как ключевую основу европейской системы обороны. При этом в «Манифесте ХДС / ХСС» подчёркивалось, что основу линии ЕС в сфере внешней политики и безопасности должны составлять «Постоянное структурированное сотрудничество» (PESCO) и Европейский оборонный союз.
«Левая», напротив, ратовала за роспуск НАТО и Европейского оборонного агентства и не поддерживала идею создания европейской армии. Она также требовала, чтобы европейские оборонные фирмы прекратили экспортировать оружие и военные технологии в авторитарные страны, а военное сотрудничество в рамках PESCO и «Скоординированного ежегодного обзора обороны» (CARD) было остановлено.
АдГ настаивала на прекращении деятельности Европейской службы внешних действий и отмену Общей внешней политики и политики в области безопасности. Взгляды двух этих евроскептических партий на внешнюю политику ЕС явно противоречили позициям четырёх других оппонентов.
«Зелёные» и СДПГ выступали за более жёсткий контроль над сферой вооружений. А в ХДС / ХСС в экспорте оружия видели важный элемент политики безопасности и предлагали развивать общеевропейские проекты в области вооружений и военных закупок.
Анализ предвыборных манифестов ведущих германских партий показывает, что большинство из них (кроме АдГ) поддерживали ЕС и выступали за его дальнейшее развитие, хотя у некоторых из этих партий, например, ХДС / ХСС и СВДП оставались определённые претензии в отношении еврозоны и бюджетной политики. АдГ же пыталась привлечь избирателей своей откровенно враждебной ЕС позицией.
О поддержке европартиями их германских партий-членов
Как уже отмечалось, парламентская предвыборная кампания в ФРГ традиционно концентрируется на обсуждении внутригерманских вопросов, а внешнеполитическая проблематика, включая тему ЕС, находится обычно на периферии. Отличие нынешних выборов от предыдущих в том, что канцлер А. Меркель, которая считается неформальным лидером ЕС (Ду-рягина, Четверикова 2019), уходит из политики, и это обстоятельство естественно вызывало беспокойство среди политической элиты ЕС. В развернувшейся борьбе за наследие Меркель наибольшие шансы имели ХДС / ХСС, СДПГ и «Зелёные», которые до последнего момента сохраняли надежду возглавить новое правительство страны. И их коллеги из соответствующих европартий постарались оказать им по возможности своё содействие, что заметно отличало эту кампанию от всех предшествовавших.
Германия сегодня имеет самое широкое представительство в европейских политических институтах, включая Еврокомиссию и Европарламент. Представитель ХДС / ХСС У. фон дер Ляйен является председателем Еврокомиссии. Фракцию ведущей Европейской народной партии, имеющей большинство в Европейском парламенте, возглавляет М. Вебер (ХДС / ХСС).
3 августа 2021 г. вице-президент ЕНП Д. Макалистер представил предвыборную программу ХДС / ХСС (The programme for stability and renewal...). А 8-10 сентября в Берлине прошло расширенное заседание бюро группы ЕНП в ЕП, в котором также приняли участие канцлер Австрии С. Курц, премьер-министры А. Пленкович (Хорватия) и И. Шимоните (Литва), а также вице-премьер Л. Варадкар (Ирландия), спикер бундестага В. Шойбле, премьер-министр земли Северный Рейн - Вестфалия и президент ХДС А. Лашет, премьер-министр Баварии и председатель ХСС М. Зёдер. Эта встреча превратилась в форум поддержки А. Лаше-та, кандидата в канцлеры Германии от ХДС / ХСС. С. Курц открыто поддержал Лашета и заявил, что левое правительство Германии поставит под угрозу «Пакт о стабильности и росте»,
свод финансовых правил ЕС, который Меркель защищала в период кризиса еврозоны (Kurmayer 2021). Наконец, 24 сентября 2021 г. генеральный секретарь ЕНП А. Лопес-Истурис Уайт направил в адрес ХДС / ХСС и А. Лашета послание, в котором говорилось, что «Армин Лашет, несомненно, является лучшим выбором для стабильности, процветания и безопасности Германии в будущем ... Только правительство во главе с А. Лашетом станет настоящим успехом для Германии и Европы» (EPP message ahead.).
Вторая по значимости и влиянию Партия европейских социалистов (ПЕС) также оказала активную поддержку германским социал-демократам и их кандидату в канцлеры О. Шоль-цу. 26 июня 2021 г. ПЕС провела в Берлине конференцию высокого уровня «С Отвагой. За Европу», в ходе которой обсуждалась стратегия ПЕС и её партий-членов по восстановлению экономики и социальной сферы ЕС после пандемии коронавируса. В ней принимали участие О. Шольц, премьер-министры Португалии А. Кошта и Швеции С. Левен, президент ПЕС С. Станишев, руководитель группы ПЕС в ЕП Иратче Гарсия Перес, исполнительный вице-президент Еврокомиссии Ф. Тиммерманс, сопредседатель СДПГ Н. Вальтер-Борджанс и другие известные европейские социалисты и социал-демократы (PES fights to.). Участники конференции активно поддержали СДПГ и О. Шольца, в частности, его инициативу по введению глобального минимального налогообложения крупных транснациональных корпораций, особенно цифровых. Н. Вальтер-Борджанс заявил: «У СДПГ вместе c европейскими братскими партиями есть реальный план будущего развития Германии и европейского континента. Будущее Германии и Европы нуждается в сильной социал-демократии» (EPP message ahead. ).
12 июля 2021 г. руководство ПЕС выразило открытую поддержку решению министров финансов G20 по введению глобальной минимальной ставки корпоративного налога, которое было принято на встрече этих министров, одним из участников которой стал О. Шольц. Президент ПЕС С. Станишев заявил по этому поводу, что: «Европейские социалисты и социал-демократы настаивали на этом в течение многих лет. Вице-канцлер Германии О. Шольц, ев-рокомиссар П. Джентилони и другие прогрессивные деятели возглавили этот процесс. Без них эта историческая сделка не была бы обсуждена» (PES welcomes G20.).
Большую поддержку «Зелёным» Германии оказала Партия европейских «зелёных» (ПЕЗ). После того как 19 апреля 2021 г. немецкие «зелёные» объявили о выдвижении А. Бер-бок кандидатом на пост канцлера, на сайте ПЕЗ в тот же день появилась статья с характерным названием «Анналена Бербок приведёт немецких "зеленых" к победе за пост канцлера», в которой было отмечено, что «европейские "зелёные" и партии "зелёных" по всей Европе будут решительно поддерживать гонку Анналены за то, чтобы стать следующим канцлером Германии. «Зелёный» канцлер - это уникальный шанс для Германии и для Европы построить всё более "зелёное", справедливое и лучшее» (Annalena Baerbok.).
28-29 мая 2021 г. состоялось XXXIII заседание Совета ПЕЗ, в котором приняла участие А. Бербок. В своём заключительном слове она заявила: «По всей Европе, если не по всему миру, мы видим новое движение. Подавляющее большинство граждан говорят: нам нужны перемены, причём прямо сейчас» (Highlights of the 33rd.).
Уже накануне выборов на сайте ПЕЗ были опубликованы две статьи, посвящённые предстоящим германским выборам и выражавшие поддержку кандидатуры А. Бербок на пост канцлера (Why Annalena Baerbock.; A European perspective.). А заместитель премьер-министра Бельгии от партии «Зелёных» Петра де Саттер заявила, что с нетерпением ждёт выборов 26 сентября и уверена, что «Анналена и её команда прорвутся сквозь старые бастионы власти и повеет новым ветром перемен. Я желаю им всяческих успехов и надеюсь вскоре увидеть её как представителя Германии в Европейском совете».
Европартия «Альянс либералов и демократов за Европу» (АЛДЕ) также выразила поддержку своему члену - СвДП. 21 сентября 2021 г. на сайте АЛДЕ была размещена информация о внеочередной конференции СвДП, которая состоялась 19 сентября. Премьер-министры от партий - членов АЛДЕ М. Рютте (Нидерланды) и К. Каллас (Эстония) также приняли в ней участие и выразили свою поддержку немецким коллегам.
Ещё три европартии «Европейские консерваторы и реформисты» (ЕКР), Партия европейских левых (ПЕЛ) и «Идентичность и демократия» (ИиД) не участвовали в этих германских выборах, хотя партии - члены ПЕЛ: «Левая» и ИиД - АдГ имели неплохие шансы быть представленными в новом составе бундестага.
  Ä
Прошедшие 26 сентября 2021 г. парламентские выборы в Германии, несомненно, стали важнейшим событием политической жизни не только этой страны, но и Европы в целом. Опросы общественного мнения граждан 12 стран - членов ЕС, проведённые накануне этих выборов, показали, что Германия воспринимается ими как реальный политический и экономический лидер Союза. Ведущие германские партии в своих предвыборных манифестах уделили заметное внимание общеевропейской проблематике, включая реформу политической системы ЕС и его социально-экономической модели. Впервые в этих выборах определённую роль попытались сыграть ведущие европартии, которые самым активным образом поддерживали своих политических единомышленников в ФРГ.
Список литературы / References
A European perspective on the German federal elections. European greens. 23.09.2021. Available at: https://europeangreens.eu/news/european-perspective-german-federal-elections (accessed 28.09.2021).
Annalena Baerbok Lead German Greens Winning Chancellorship. European greens. 19.04.2021. Available at: https: europeangreens.eu/content/annalena-baerbock-lead-german-greens-winning-chancellorship (accessed 28.09.2021).
Buras, P., Puglierin, J. (2021). Beyond Merkelism: What Europeans expect of post-election Germany. ECFR. 14.09.2021. Available at: https://ecfr.eu/publication/beyond-merkelism-what-europeans-expect-of-post-election-germany/ (accessed 30.09.2021).
EPP message ahead of German parliamentary elections. EPP. 24.09.2021. Available at: https://www.epp.eu/news/epp-message-ahead-of-german-parliamenta.ry-elections (accessed
28.09.2021).
Franke, U. (2021). Foreign and Defence policy in the German election. ECFR. 16.09.2021. Available at: https://ecfr.eu/article/foreign-and-defence-policy-in-the-german-election/ (accessed 28.09.2021).
Gouvernance de l'Union européenne: changer de pratiques sans changer de traité. Une libre contribution à la réflexion sur l'avenir de l'Union. Robert Schuman Foundation. 14.06.2021. Available at: https://www.robert-schuman.eu/fr/questions-d-europe/0600-gouvernance-de-l-union-
europeenne-changer-de-pratiques-sans-changer-de-traite-une-libre-c (accessed 28.09.2021).
Highlights of the 33rd European Green Party Council. European greens. 07.06.2021. Available at: https://europeangreens.eu/news/highlights-33rd-european-green-party-council. (accessed 28.09.2021).
Janning, J., Möller, A. (2021). Leading from the Centre: Germany's Role in Europe. ECFR.
13.07.2016. Available at: https://ecfr.eu/publication/leading_from_the_centre_germanys_role_ in_europe_7073/ (accessed 28.09.2021).
Kolster, C., Von Homeyer, H. (2019). Pan-European Parties in a Time of Resurgent nationalism. German Marshall Fund of the US.
Kosowska-G^stol, B., (2017). Are the Europarties Real Political Parties? National Parties' Involvement in Multi-level Structures of European Political Parties. Historia i Polityka (27): 9-29. DOI: 12775/HiP.2017.009
Kulahci, E., Lightfoot S. (2014). Governance, Europarties and the Challenge of Democratic Representation in the EU: A Case Study of the Party of European Socialists. Acta Politica (1): 7185. D0I:10.1057/ap.2013.26
Kurmayer, N.-J. (2021). EPP bureau meets in Berlin as German election upheaval looms. Euractiv. 13.09.2021. Available at: https://www.euractiv.com/section/elections/news/epp-bureau-meets-in-berlin-as-german-election-upheaval-looms/ (accessed 28.09.2021).
Lehne, S. (2019). The Emergence of a European Political Space. Istituto Affari Internazionali. 18.04.2019. Available at: https://www.iai.it/en/pubblicazioni/emergence-european-political-space (accessed 28.09.2021).
PES fights to put youth, fair taxation and social cohesion on the post-pandemic agenda. PES. 26.06.2021. Available at: https://pes.eu/news_content.php?id=1430 (accessed 28.09.2021).
PES welcomes G20 finance ministers' backing for landmark global tax deal. PES. 12.07.2021. Available at: https://pes.eu/news_content.php?id=1438 (accessed 28.09.2021).
The programme for stability and renewal. We work together for modern Germany. EPP. 03.08.2021. Available at: https://www.epp.eu/news/the-programme-for-stability-and-renewal-working-together-for-a-modern-germany (accessed 28.09.2021).
The Recovery and Resilience Facility. European commission. Available at: https://ec.europa. eu/info/business-economy-euro/recovery-coronavirus/recovery-and-resilience-facility_en (accessed 28.09.2021).
Westlake, M. (2017). Possible Future European Union Party-Political Systems. Bruges Political Research Papers (60). Available at: https://www.coleurope.eu/node/41009 (accessed 28.09.2021).
Why Annalena Baerbock is Germany's last chance to take meaningful action on climate change. European greens. 21.09.2021. Available at: https://europeangreens.eu/news/why-annalena-baerbock-germany's-last-chance-take-meaningful-action-climate-change (accessed 28.09.2021).
Youngs, R. (2019). Democracy after the European Parliament elections. CEPS. Policy Insights (10). 17.06.2019. Available at: https://www.ceps.eu/ceps-publications/democracy-after-the-european-parliament-elections/ (accessed 28.09.2021).
Белов, В.Б. (отв. ред.) (2021). Германия. 2020. М.: ИЕ РАН. [Belov, V. (ed.) (2021). Germany. 2020. Moscow: IE RAS. (in Russian)]. DOI: 10.15211/report12021_379
Викторова, Е.В., Петренко, Д.А. (2021). Идентичности европейцев в контексте теорий неофункционализма и «воображаемых сообществ» // Современная Европа (2): 89-98. [Viktorova, E.V., Petrenko, D.A. (2021). European and National Identities in the Context of Neofunctionalism and «Imagined Communities» Theories. Contemporary Europe. (2): 89-98. (in Russian)]. DOI: 10.15211/ soveurope220218998
Гуселетов, Б.П. (2021). О трансформации института политических партий в эпоху глобализации на примере Европы // Мировая экономика и международные отношения 2021, (5): 28-38. [Guseletov, B.P. (2021). On the Transformation of the Institution of Political Parties in the Era of Globalization on the Example of Europe. World Economy and International Relations, (5): 28-38. (In Russian).] DOI: 10.20542/0131-2227-2021-65-5-28-38
Данилов, Д.А. (2020). «Европейская ответственность» в геополитической картине А. Мер-кель // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (1): 17-23. [Danilov, D.A. (2020). «European Responsibility» in A. Merkel's Geopolitical Picture. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN. (1): 17-23. (in Russian)]. DOI: 10.15211/vestnikieran120201723
Дурягина, В.В., Четверикова, Т.А. (2019). Феномен Ангелы Меркель в современной немецкой геополитике // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия (1): 10-14. М. [Duryagina, V.V., Chetverikova, T.A. (2019). The phenomenon of Angela Merkel in modern German geopolitics. Scientific Forum: Jurisprudence, History, Sociology, Political Science and Philosophy: (1): 10-14. Moscow. (in Russian).]
Павлов, Н.В. (2019). Германия после Меркель. (Ждать ли изменений во внешней политике ФРГ?) // Полис. Политические исследования (6): 22-35. [Pavlov, N.V. (2019). Germany after Merkel. (Should we expect changes in the foreign policy of Germany?). Policy. Political studies (6): 22-35. (in Russian).] DOI: 10.17976/jpps/2019.06.03
Тимошенкова, Е.П. (отв. ред.) (2019). Экономика и политика Германии: через год после выборов. М.: ИЕ РАН [Timoshenkova, E.P. (ed.) The economy and politics of Germany: a year after the elections. Moscow: IE RAS. (in Russian)].
Фёдоров, В.П. (2021). Рента для Германии, или зачем ей нужен Евросоюз // Современная Европа (1): 16-20. [Fedorov, V.P. (2021). Rent for Germany, or why it needs the European Union. Contemporary Europe (1): 16-20. (in Russian).] DOI: 10.15211/soveurope120211620