МАЛЫЕ ПРОЕКТЫ - БОЛЬШИЕ ДЕЛА
УДК 364:323 Леонид ХОДОВ
ГЕРМАНИЯ: КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ДЕТЕЙ ЯСЛЯМИ
В российских средствах массовой информации часто обсуждается вопрос о нехватке мест в детских дошкольных учреждениях. Чтобы мама с малышом до трёх лет могла вернуться на работу не в ущерб своему ребёнку, ей ещё в период беременности надо было хлопотать о месте в государственных яслях. Не решает проблему и появление немногочисленных частных яслей, так как плата в них недоступна молодой городской семье со средним доходом. Ситуация с яслями в нашей стране во многом аналогична содержанию малолетнего ребёнка в семье, где женщина работает или учится, в западноевропейских странах, в частности в ФРГ. Но эта аналогия просматривается лишь примерно до 2011 года, когда правительство Германии приняло комплекс мер для полного удовлетворения потребностей населения страны в ясельных местах с учётом места жительства родителей и языка, на котором будут воспитываться дети.
Многоаспектность проблемы
Перед молодой работающей или учащейся немецкой женщиной вставал выбор: рождение ребёнка (первого, второго, третьего) и уход с работы (места учебы) или работа, при которой наличие малыша становится непозволительной роскошью. Многие женщины делали выбор в пользу карьеры, особенно если перед ними престижное образование или перспективная работа и отказывались от рождения ребёнка или откладывали на многие годы. Нерождённые дети - означает старение и сокращение населения, нехватку рабочей силы и вынужденное привлечение иммигрантов из-за рубежа.
© Ходов Леонид Григорьевич - профессор, Международный университет в Москве,
ведущий научный сотрудник Института Европы РАН. Адрес: 125993, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: [email protected] Ключевые слова: детский сад, возможность посещаемости, масштаб проблемы, пути решения.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope12015126130
Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ 15-07-00040.
В связи со старением населения сокращаются налоговые поступления и платежи в социальные фонды, растут расходы на социальное обеспечение - пенсии и оплата медицинских услуг.
И главная причина всего - недостаток мест в государственных и церковных яслях, а там, где они есть, ежедневное время нахождения в них ребёнка слишком коротко. Частные же ясли стоят для большинства людей слишком дорого.
Какой-то выход из положения дают ясли родительской взаимопомощи - добровольное объединение матерей, снимающих помещение для детей и несущих все расходы на их содержание. Родители дежурят там по очереди или нанимают персонал. Часть родителей приглашает индивидуальную няню к ребёнку, но это не решение проблемы в масштабах страны.
Все виды ухода за малолетними детьми работающих родителей, желающих отдать детей в ясли, охватывают до 60% детей соответствующего возраста. Оставшиеся за пределами яслей младенцы пребывали на попечении бабушек, как в старые добрые времена в деревне. Однако в наше время в городах бабушки всё больше посещают фитнес-центры, клубы по интересам, путешествуют и не хотят посвящать остаток своей жизни памперсам и молочным смесям.
Названный круг проблем долго и обстоятельно обсуждался немецкой общественностью, выдвигались самые различные предложения. То, к чему пришли в Германии, сейчас едва ли является идеальным и окончательным решением, но недостаток ясельных мест в Германии перестал существовать.
Социальный кодекс гарантирует...
Существующий в рамках законодательства Социальный кодекс ФРГ (§ 23) с недавнего времени гарантирует обязанность государства обеспечивать место в дошкольном учреждении ребёнку в возрасте до трёх лет, если одинокая мама или оба родителя заняты на работе или учёбе, а отрыв от работы или профессионального обучения в связи с уходом за ребёнком грозит родителям потерей места или профессиональной перспективой этого.
Частная инициатива в виде описанных выше яслей родительской взаимопомощи одобрена государством и пользуется его юридической, профессиональной и финансовой поддержкой. § 22(а) Социального кодекса 80Б VIII содержит требования к ясельной группе. Одного желания создать домашнюю ясельную группу, проявленного, например, инициативной женщиной, в Германии недостаточно: ни одна профессиональная деятельность, тем более та, от которой зависит жизнь и здоровье детей, не может осуществляться без образовательной подготовки. Поэтому наличие документа "Сертифицированная дневная мама" и ежегодное повышение квалификации - важные предпосылки для получения разрешения на открытие домашних яслей.
Необходимы также справки о состоянии здоровья, свидетельство из полиции о безупречной репутации "дневной мамы". Претендентку на роль хозяйки яслей приглашают на обязательное собеседование, где устанавливается уровень её культурного развития и психологическая готовность к работе с детьми. Быть просто порядочной и средне образованной женщиной недостаточно. "Дневная мама" должна обладать некоторыми воспитательными навыками для предоставления
малышам азов образования и оказания помощи детям при их интеграции в окружающую среду.
Курирует образование домашних ясельных групп и их деятельность Государственная служба по организации и поддержке яслей и детских садов в домашних условиях через местные отделения. Образована служба в соответствии с Социальным кодексом, и "дневные мамы" считаются сотрудницами этой службы, их контролируют уполномоченные инспекторы.
"Дневные мамы" отбираются особенно тщательно, так как некоторые претендентки просто ищут лёгкую и хорошо оплачиваемую, с их точки зрения, работу. Инспекторы тщательно изучают претенденток, имеющих своих детей, чтобы не ущемлялись интересы ни собственных детей, ни воспитанников.
Учитываются жилищные условия будущих домашних яслей. Инспектор не позволит, да и родители не захотят приводить ребёнка в неприспособленное тесное, грязное и шумное помещение. В яслях должны быть две специальные комнаты -спальня и комната для игр. У каждого ребёнка должна быть кровать и шкаф, есть предписания для оборудования кухни. Рядом с домом должен быть закрытый зелёный двор или детская площадка.
Взаимная ответственность
Любая работа по оказанию услуг населению сопряжена с законодательной ответственностью и оформляется в виде соглашения. "Полное взаимное доверие и тесное сотрудничество между родителями и воспитательницей домашней ясельной группы - основная предпосылка для взаимной удовлетворённости и отсутствия двухсторонних претензий", говорится в положении о домашней ясельной группе. Родители и хозяйка группы - "дневная мама" - заключают письменный договор о взаимных правах и обязанностях. Хозяйка заключает ещё и договор страхования возможности нанесения непреднамеренного ущерба третьему лицу. Таким образом, она страхует себя от неожиданностей, несчастных случаев, которые могут произойти с ребёнком, и за которого "дневная мама" обязана отвечать: отравился питанием, простудился во время прогулки и др. Подписывается также соглашение "О неприкосновенности ребёнка": он может быть передан воспитательницей с рук на руки только лицам, указанным в соглашении - отец, мать, бабушка.
Государство позаботилось и о воспитанниках яслей: все дети застрахованы за государственный счёт в больничной кассе профсоюза работников дошкольных учреждений.
Государственное финансирование
Инициатор создания домашних яслей, действительно активная, умелая и ответственная женщина получает не только подъёмные при открытии своего "малого предприятия, служащего интересам Германии", но и зарплату при наличии в яслях не менее пяти детей. §24 Социального кодекса признаёт профессиональную квалификацию воспитательницы домашней ясельной группы после аттестации государственной службой по организации и поддержке яслей и детских садов в домашних условиях на уровне сотрудницы детского сада и обязывает государственную службу, ответственную за эти учреждения, выплачивать ежемесячно
250 Евро на приобретение необходимого имущества, а также каждый месяц по 696 Евро вознаграждения при 44 часовой рабочей неделе за каждого ребёнка при наличии, повторим, в яслях не менее пяти детей. Государственная служба берёт на себя также погашение всех социальных взносов, включая личное страхование от несчастного случая.
В результате зарплата "дневной мамы" сопоставима с зарплатой работницы государственного детского сада или государственного служащего. Её общественный статус приравнивается к статусу частного предпринимателя. Государство обоснованно высоко оценивает такой труд; её работа компенсирует дефицит мест в государственных детских учреждениях, предлагает родителям домашние условия присмотра за ребёнком и создаёт новые рабочие места.
Интернационализм в воспитании
Служба детского ведомства в каждом месте её нахождения предлагает заинтересованным родителям список сертифицированных "дневных мам" с указанием уровня владения ими немецким языком и, что особенно важно в Германии, языка, на котором воспитываются дети в яслях, не ниже уровня В2. В стране, где 1/8 населения имеет так называемый иммиграционный фон, что означает, что они сами, их родители или супруги, дети, приехали в Германию из-за рубежа, родители могут пожелать, чтобы дети воспитывались в первые годы жизни на родном языке.
Такие детские ясли, конечно, надо искать, но найти их в ФРГ можно.
* * *
То, что проблема обеспечения яслями в ФРГ в основном решена, это большое достижение. Примерно 2/3 детей, родители которых хотели поместить их в ясли, направлены в государственные или церковные ясли. Остальные родители, нуждающиеся в ясельном уходе за их детьми, благодаря изменениям в Социальном кодексе выбирают подходящие домашние ясли по местоположению, престижу или языковой специализации.
Решение правительства ФРГ создать в стране домашние ясельные группы, выделив для этого государственные средства из напряжённого бюджета, преследовало сразу несколько целей: во-первых, это было решение важной социальной проблемы, обеспечение доступным и качественным уходом и воспитанием подрастающего поколения; во-вторых, это смягчение ситуации на рынке труда путём увеличения предложения рабочей силы не за счёт привлечения иностранных мигрантов, а при помощи высвобождения времени у квалифицированных немецких женщин; в-третьих, это создание многочисленных рабочих мест, где женщинам предлагается заработок - полная ставка или её часть, которая служит повышению благосостояния народа.
У домашних ясельных групп есть и социально -политическая функция: заручиться благодарностью родителей, которые помещают своих детей в эти ясли, к правящей партийной коалиции, стремящейся привлечь женщин к активному участию в политической жизни.
Опыт ФРГ в обеспечении потребностей населения в яслях может быть применён в нашей стране, но в ограниченных масштабах. У нас сохранилась многолетняя традиция стандартных государственных дошкольных учреждений: яслей, молочных кухонь, детских садов, которая справлялась со своими задачами, когда число мест в них соответствовало потребностям. Нехватка ясельных мест в России наблюдается в быстрорастущих городах, где домашние ясли на пять малышей, чтобы решить проблему, потребуют создания новой управленческой и контрольной структуры, столкнутся с нехваткой необходимых помещений и подходящих территорий.
70% населения Германии живёт в собственных домах и квартирах обычно с приусадебными участками, средняя жилая площадь, приходящаяся на 1 жителя -50 кв. м. Возможность выделить свободную жилую площадь, достаточный уровень образования и общественная активность инициатора, а также заинтересованность найти постоянную работу при дефиците рабочих мест, вместе с готовностью государства частично финансировать домашние ясли - достаточное условие для их распространения. Единственные ограничители распространения домашних яслей - потребности помещения малышей в ясли. В зависимости от неудовлетворенной потребности в ясельных местах местные власти выдают лицензии на открытие этих дошкольных учреждений и выделяют средства для их финансирования.
Наше население живёт более скученно, и лишь у немногих есть две просторные свободные комнаты с большой кухней и озеленённым двором. Очень мало городских семей, которые располагают этими условиями, захотели бы заводить у себя платные домашние ясли и работать в них "дневной мамой". Вероятно, семьи с такими жилищными условиями и проживающие в больших городах рядом с просторными озеленёнными дворами с благоустроенными детскими площадками не нуждаются в России в дополнительных заработках ценой потери жизненных удобств, а также в силу напряжённого и ответственного труда. Если им самим потребуется присмотр и уход за ребёнком, они наймут няню или отдадут дитя в частные ясли.
Домашние ясли, как и детские сады, могли бы ликвидировать дефицит детских дошкольных учреждений в российских малых посёлках, деревнях, военных городках, на железнодорожных станциях, где строительство типовых яслей из-за малого числа детей экономически нецелесообразно, а у населения в собственных домах есть свободные жилые помещения.
Germany: how to provide children with nurseries
Author. Khodov L. Professor, International University, Moscow, leading researcher of the Institute of Europe. Address: Institute of Europe, 11-3, Mokhovaya str., 125993, Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. Investigating the German case, the author considers the common problem for many countries, the shortage of attendance possibilities for children in kindergartens. Speaking of the complex character of the problem, he shows the ways of how the German authorities have managed to overcome this wide-scale challenge.
Key words: kindergarten, possibilities of attendance, scale of the problem, ways of solution.