Научная статья на тему 'Германия и Сингапур: суверенные модели инновационного развития'

Германия и Сингапур: суверенные модели инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / СИНГАПУР / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ИНДЕКС / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / БИЗНЕС-АНГЕЛЫ / СТАРТАПЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Е.В.

В статье через призму глобального индекса инноваций рассмотрены инновационные модели Германии и Сингапура, а также меры инновационной политики, направленные на преодоление слабых сторон этих моделей, и достигнутые результаты. Проанализировано развитие венчурного финансирования в Германии на примере стартапов в цифровом секторе, и в Сингапуре на примере стимулирования предпринимательства в целом. Отмечено улучшение инновационной среды и позиций стран в результате принятых мер, даны предложения по заимствованию их опыта Россией. В частности показано, что для совершенствования инновационной деятельности в России большее значение имеет опыт Сингапура, где реализуется модель, основанная на воздействии государства на бизнес. Причиной этого является понимание первостепенного значения инноваций для развития экономики у правительства. В работе показано, что данный вывод подтверждается значительным количеством нормативных документов, направленным на поддержку инновационной деятельности в различных отраслях промышленности, а также предпринимательстве. Однако не менее значимо создание культуры инновационной деятельности посредством вовлечения обучающихся в системе образования разного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Германия и Сингапур: суверенные модели инновационного развития»

Германия и Сингапур: суверенные модели инновационного развития

сч со £

Б

а

2 ©

Наумова Екатерина Владимировна,

аспирант, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», kev-1985@yandex.ru

В статье через призму глобального индекса инноваций рассмотрены инновационные модели Германии и Сингапура, а также меры инновационной политики, направленные на преодоление слабых сторон этих моделей, и достигнутые результаты. Проанализировано развитие венчурного финансирования в Германии на примере стартапов в цифровом секторе, и в Сингапуре на примере стимулирования предпринимательства в целом. Отмечено улучшение инновационной среды и позиций стран в результате принятых мер, даны предложения по заимствованию их опыта Россией. В частности показано, что для совершенствования инновационной деятельности в России большее значение имеет опыт Сингапура, где реализуется модель, основанная на воздействии государства на бизнес. Причиной этого является понимание первостепенного значения инноваций для развития экономики у правительства. В работе показано, что данный вывод подтверждается значительным количеством нормативных документов, направленным на поддержку инновационной деятельности в различных отраслях промышленности, а также предпринимательстве. Однако не менее значимо создание культуры инновационной деятельности посредством вовлечения обучающихся в системе образования разного уровня.

Ключевые слова: Германия, Сингапур, глобальный инновационный индекс, инновационная политика, венчурный капитал, бизнес-ангелы, стар-тапы

Введение

Мировая экономика все больше зависит от инноваций. Результаты инновационной деятельности быстро и широко распространяются в мире, определяют количественные и качественные изменения, происходящие в мировом развитии. От инноваций сегодня зависит долгосрочный экономический рост и повышение жизненных стандартов наций, они необходимы для сохранения и укрепления позиций страны в мировой экономике, что заставляет страны конкурировать за высокие позиции в инновационной сфере. Для анализа и сравнения позиции страны в инновационной сфере широко используются международные рейтинги. Прежде всего, это глобальный индекс инноваций, или глобальный инновационный индекс (Global Innovation Index, GII), с помощью которого с 2007 г. начали измерять инновационную составляющую общества.

Ежегодные обзоры GII стали авторитетным и имеющим широкое признание в мире источником информации по инновациям, в них представлены данные по 141 стране мира (95,1% населения мира и 98,6% мирового ВВП)1. Это совместная публикация Корнельского университета, швейцарской бизнес-школы INSEAD и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС).

Глобальный инновационный индекс инноваций строится на основе 81 показателя, которые сгруппированы в два субиндекса. Первый субиндекс (ресурсов и затрат) характеризует институты (политическое окружение; регулирование; бизнес-окружение); человеческий капитал и исследования (высшее образование; исследования и разработки); инфраструктуру (информационно-коммуникационные технологии; общая инфраструктура; экологическая устойчивость); рыночную среду (кредиты; инвестиции; торговля и конкуренция); бизнес-среду (занятые в сфере знаний; инновационная кооперация; освоение знаний).

Второй субиндекс (результативности инноваций) характеризует знания и технологии (создание знаний; воздействие знаний; диффузия знаний), творчество и креативность (нематериальные активы; новые товары и услуги; новое в сфере онлайн).

В данной статье делается попытка с помощью глобального индекса инноваций исследовать инновационные системы Германии и Сингапура. Обе страны выбраны как пример успешного инновационного развития, но достигнутого на базе отличающихся друг от друга инновационных систем. Исследуемые страны демонстрируют положительную динамику инновационного развития, при этом Сингапур занимает более высокое место, однако уступает Германии по эффективности использования ресурсов и затрат на инновации (см. табл.1).

Особенности национальной инновационной системы и инновационной политики Германии

Германия в части прорывных технологий ничуть не уступает США. Что еще более важно, в Германии лучше внедряют инновации в производство и они быстрее распространяются в бизнесе. Многие германские инновации основаны на усовершенствовании существующих продуктов новыми идеями, придании им новых возможностей, или на создание новых, инновационных сочетаний старых стагнирующих отраслей.2

Инновационная система Германии децентрализованная, обеспечение научных исследований является задачей как федерального правительства, так и региональных -правительств федеральных земель. В германской инновационной системе действует три крупных институциональных группы: федеральное правительство и правительства федеральных земель, а также структуры ЕС; посредники, такие как организации, управляющие проектами, отраслевые ассоциации; сектор исследований, представленный государственными и частными исследовательскими организациями (например, университеты) и промышленными компаниями, ведущими исследования и выводящими на рынок инновации.

В стране нет единого органа, ответственного за все аспекты в области науки, технологий и инноваций. Со стороны правительства и федеральных земель в процесс вовлечены несколько министерств, из которых важнейшими являются министерства

Таблица 1

Динамика глобального индекса инноваций Германии и Сингапура, место в мире и значение в баллах, 2015 - 2018 гг.

Источники: The Global Innovation Index/ eds S. Dutta, B. Lanvin, and S. Wunsch-Vincent. Cornell University, INSEAD, and WIPO. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva, 2011 - 2017; The Global Competitiveness Report / ed. K. Schwab; World Economic Forum. 2014 - 2018.

Показатель Германия Сингапур

2015 2016 2017 301S 2015 2016 2017 201S

Глобальный индекс инноваций 12 57,05 10 57,94 9 58,39 9 58,03 7 59,36 6 59,16 7 58,69 5 59,83

Субиндекс ресурсов и затрат 18 60,99 18 61,91 17 63,33 17 63,27 1 72,12 1 72,94 1 72,25 1 74,23

Субшщскс результативности ииноиицнй S 53,11 S 53,97 7 53,46 5 52,79 20 46,60 20 45,38 17 45,14 15 45,43

Эффективность (место в мире и отношение второго субиндекса к Г1С;:60\1Л1 13 0,87 *> 0,87 7 0,84 9 О, S3 ion 0,65 78 0,62 63 0,62 63 0,61

Для сравнения: Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирною Экономического форума (место & мире) 5 4 5 s 2 2 2 3

науки и образования и министерства экономики (и труда). Кроме того, поскольку Германия является членом ЕС, важную и возрастающую роль в финансировании играет Европейская комиссия.

Федеральное министерство образования и науки (BMBF) сосредоточено в основном на исследовательских программах, на сотрудничестве университетов, исследовательских организаций и фирм. Один из важнейших инструментов его деятельности - финансирование неуниверситетских исследовательских организаций, самостоятельно определяющих приоритеты исследований.

Федеральное министерство экономики и энергетики (BMWi) занимается преимущественно политикой, связанной с малыми и средними предприятиями (МСП) и с коммерческим использованием инноваций. Ряд функций выполняют и другие министерства, например Министерство окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности (ВМи).

Структура германской научно-исследовательской системы многослойная и комплексная. Государственные исследовательские организации финансируются не только за счет государственных средств институциональное, или базовое финансирование, может составлять от 40 до почти 100%), но в ряде случаев за счет проектного финансирования, поступающего из бизнес-сектора. Возможно и обратное: частичное финансирование исследований в бизнес-секторе из государственных средств.

Часть задач проектного финансирования федеральные министерства делегируют посредническим организациям, так называемым институтам управления проектами. Эти организации сами являются научно-исследовательскими, управляют исследовательскими проектами и являются связующим звеном между министерством и соответствующим исследовательским институтом. Их бюджеты

формируются федеральным правительством и правительствами земель, в некоторых случаях и средствами, поступающими из промышленности.

Проектное финансирование осуществляют также фонды, например «Фольксваген», «Тиссен», «Роберт Бош». Промышленность является и крупнейшим инвестором исследований, и осуществляет множество научно-исследовательских проектов. Значительная часть научных исследований и инновационной деятельности осуществляется частными фирмами, как самостоятельно, так и в кооперации с другими фирмами и/или исследовательскими организациями и университетами. В целом НИР в компаниях ориентированы на среднетехноло-гичные отрасли.

Более 50% средств, предназначенных для государственных исследовательских организаций, получают университеты и технические колледжи.

Многочисленные и разнообразные неуниверситетские исследовательские организации представлены рядом обществ и ассоциаций. Четыре крупнейших - Общество Макса Планка, Общество Фра-унгофера, Ассоциации Лейбница и Гель-мгольца, их деятельность охватывает весь спектр научных дисциплин.

Преимуществом германской инновационной системы является четкое разделение задач и сфер деятельности между исследовательскими организациями, а также между государственными и частными акторами. С другой стороны, это создает необходимость координации трансфера знаний, а также финансирования и поддержки коммерциализации результатов исследований.

В течение многих лет германская научная и инновационная политика характеризовалась множеством самостоятельных направлений и отдельных программ. Комплексный стратегический документ инновационного развития - Стратегия

высоких технологий (СВТ) - появился только в 2006 г. Стратегия стала первым документом, координирующим деятельность министерств и охватывающим научно-техническую и инновационную политику в целом. Ее цель состояла в создании экономических механизмов поощрения инноваций и повышения таким образом международной конкурентоспособности страны. Основной подход СВТ состоял в использовании существующих мер и инструментов политики, но при этом в их лучшей координации и в дополнении их при необходимости новыми инструментами, ориентированными на конкретные цели. Другими словами, СВТ - не новая программа в полном смысле слова, а своего рода адаптация существующих программ к новым задачам.

Стратегия предусматривает несколько этапов. На первом этапе, в 2006 -2009 гг., поддержку получали отрасли и технологии, отвечающие национальным приоритетам и соответствующие глобальным вызовам: климат/энергия, здоровье/питание, мобильность, безопасность и коммуникации. Второй этап Стратегии, начавшийся в 2010 г., сосредоточивался на сценарных инновационных стратегиях и дорожных картах. Еще большее внимание на этом этапе было уделено трансферу знаний, коммерциализации и стратегическому партнерству науки и производства. Таким образом, от широкой всеобъемлющей поддержки федеральное правительство перешло к целевой поддержке определенных направлений и регионов.

С 2006 по 2013 г. в ходе реализации Стратегии федеральное правительство инвестировало около 27 млрд евро. В 2014 г. Стратегия вновь была актуализирована, получив название «Новая Стратегия высоких технологий - Инновации для Германии». В новой Стратегии пять главных составляющих. Во-первых, определены основные вызовы и соответствующие задачи (их шесть) для обеспечения будущего благосостояния и высокого качества жизни. Затем выделены такие элементы, как сетевые взаимодействия и трансфер (знаний), скорость инноваций в промышленности, регулирование, дружественное к инновациям и прозрачность и участие. 3

Задачи внутри указанных сфер решаются посредством соответствующих проектов. Финансирование направляется на технологии, которые отвечают потребностям решения этих задач.

Предусмотренные в Стратегии меры и программы инновационной политики

О À

es

S

if w

сч со £

Б

а

2 ©

нацелены на трансфер технологий из науки в промышленность. Главными средствами достижения этой цели являются рост расходов на исследования, поддержка кооперационных связей между наукой и производством, четкая ориентация на практическую применимость и коммерциализацию результатов исследований.

Стратегия обеспечивается рядом инициатив. Можно выделить программы FONA (2010 - 2014, бюджет 2 млрд евро, поддерживала исследования по изменениям климата, миграции и адаптации, устойчивому управлению ресурсами, инновационным энергетическим технологиям и охране окружающей среды), Биоэкономика 2030 (биотехнологии, питание, влияние изменения климата), Нано-инициативу (до 2015 г.), Исследовательскую программу по фотонике, Немецкие космические исследования. Проект Клиент (CLIENT), финансируемый FONA, ориентирован на международное партнерство в разработке и использовании технологий защиты окружающей среды и климата и создание ведущего рынка в этой области.

Важнейшим инструментом инновационного развития, является финансирование. Стратегией установлена цель довести расходы на НИР до 3% ВВП к 2020 г. Сегодня доля затрат на НИР в ВВП превышает 2,9% (2,93%, или 104,1 млрд долл. ( в долл. 2010 г. по ППП) в 2016 г.)

Доля бизнеса в общих затратах на НИР довольно высока и увеличивается: с 2010 по 2016 г. она выросла с 1,78 до 1,91% ВВП, при этом доля государства в 2010 - 2016 гг. колебалась около 0,82 -0,84% ВВП 4.

В целом все программы не только предоставляют финансирование, но и поддерживают трансфер знаний между университетами, исследовательскими институтами и промышленностью.

Связи между исследовательскими центрами и промышленностью в Германии имеют длительную историю, поддерживаются, в частности, институтами Фраунгофера и Макса Планка. Программа «Инновационные альянсы» поощряет сотрудничество между наукой и промышленностью в высокозатратных длительных проетах.

Промышленность играет важнейшую роль в определении приоритетов и влияет на финансирование, поступающее из государственного сектора. Стратегией высоких технологий сформировано долгосрочное государственно-частное парт-

нерство в сфере возникающих новых технологий. Промышленность вовлечена в процесс определения приоритетов и создания дорожных карт. Ведущие компании, такие как BASF, Bosch, Daimler, Deutsche Telekom, Siemens, Deutsche Post DHL, участвуют в формировании Фондов высокотехнологичных стартапов (HighTech Grbnderfonds), запущенных в 2005 и в 2011 гг., вложив в Фонды порядка 500 млн евро. Были поддержаны около 250 стартапов, привлекших затем около 300 млн евро частных инвестиций.

Около 80% исследований и разработок осуществляются в автомобилестроении, электротехнике, химии, машиностроении, но Германия все больше инвестирует в передовые сферы, такие как информационно- коммуникационная, биотехнологии, нанотехнологии.

Регулирование, дружественное к инновациям, финансирование стартапов в сфере высоких технологий, поддержка исследовательских проектов малых и средних предприятий - также направления инновационной политики.

Стимулирование инновационной деятельности малого и среднего бизнеса осуществляется через Кредитный институт восстановления (KfW) и Германский компенсационный банк (DtA), предоставляющие низкопроцентные ссуды и венчурное финансирование. Федеральные министерства образования и науки и экономики, как правило, выделяют денежные средства под конкретные проекты (программы KMU-innovativ, High-Tech Grbnderfonds). Фискальная политика и налоговые льготы для предприятий, занятых в НИОКР, остаются на стадии разработки, приоритет отдан прямым методам инновационной политики.

Центральная инновационная программа для малых и средних предприятий (ZIM), запущенная в 2008 г., нацелена на облегчение доступа к капиталу для МСП. Она финансирует сотрудничество как между самими предприятиями, так и между предприятиями и исследовательскими институтами. Программа выделяет гранты на прикладные исследования и инновационные проекты МСП.5 Инновационные ваучеры (2011 - 2016 гг.) покрывали 50% расходов МСП на получение консультаций по инновационному менеджменту.

В 2015 - 2018 гг. бюджеты программы на поддержку инноваций в различных технологических сферах оцениваются в 1,87 млрд евро, из них 473 млн направлены на поддержку производственных технологий, 244 - электротехники и

сенсорных технологий, 190 - ИКТ.6 Программа поддерживает предприятия с численностью менее 1000 чел. Существуют и другие программы поддержки инноваций МСП.

Программа EXIST - это комплексный проект Министерства экономики (софи-нансируется Европейским социальным фондом), поддерживающий университеты, нацеленный на развитие культуры предпринимательства и на стартапы, ведущие интенсивные исследования. Программа предоставляет поддержку выпускникам университетов, ученым и студентам в создании стартапов.

Программа SIGNO Enterprise ориентирована на защиту интеллектуальной собственности и поддержку процесса патентования. В рамках программы ERP (Excellence Research Program) инновационным предприятиям предоставляются займы по низким ставкам, не только на НИР, но и в целях маркетинга и продвижения на рынок соответствующих товаров, процессов, услуг. Такие займы могут быть предоставлены со сниженным обеспечением и должны быть возвращены через семь лет после запуска старта-па, причем в эти годы не выплачиваются проценты.

Комплексные разнообразные услуги по организации взаимодействия промышленности и инновационных старта-пов оказывают технопарки. Например, берлинский технопарк Адлерсхоф предлагает множество возможностей и форматов (лекции, совместные мероприятия и мастер-классы, презентации, экскурсии в компании для поиска партнеров и установления контактов бизнеса и стартапов). Для действующих компаний бизнес-акселератор предлагает поиск и предварительный отбор и презентацию стартапов в интересующих компанию областях, дальнейшую организацию совместной работы над проектом.

Компании венчурного капитала (Германия находится на медиане ОЭСР, STI 2014), осуществляющие вложения в молодые технологичные компании, получают налоговые освобождения. Инвестиционные гранты для бизнес-ангелов покрывают 20% инвестиций, вложенных в стартапы более чем на три года. Эти меры дополняют уже существующие инструменты, такие как работающие Фонды высокотехнологичных стартапов.

К 2006 г., когда заработала Стратегия, силы и слабости инновационной системы Германии оценивались так: «Проблемы нИс Германии связаны с недостаточной активностью малых компаний в

передовых направлениях технического прогресса (фармацевтика, биотехнологии, информатика), стагнацией на низком уровне венчурного капитала и сравнительно низкой долей специалистов с высшими учеными степенями». Кроме того, было отмечено, что «Важным является формирование позитивного отношения общества к быстрым темпам научного и технического прогресса».7

В 2010 - 2011 гг. состояние венчурного финансирования как инструмента развития малого инновационного предпринимательства также оценивалось как недостаточное: «препятствием развитию наукоемкого МСБ в Германии является слабость рынка венчурного капитала. Неразвитость пенсионных фондов в Германии, нежелание институциональных вкладчиков инвестировать деньги в данные сферы создают реальные трудности финансирования начальной стадии инновационного бизнеса. Данная проблема настолько актуальна для Германии, что желание преодолеть её до 2013 г. [было] отражено в Национальной программе реформ Германии на 2012 г. ... Другим аспектом данной особенности НИС Германии является неготовность к рисковым вложениям самих МСБ»8. В Германии препятствиями инновационному развитию считались недостаточное развитие венчурного финансирования, неготовность к риску самих малых предприятий, а также неоднозначное восприятие обществом высоких темпов научно-технического развития, а точнее сказать, идущих вместе с ним перемен. Эти проблемы - в сущности, одна, проблема культурной традиции общества, его отношения к новому, восприятия риска. Многие ученые, например, Ф. Фукуяма, Р. Фернандес, М. Хариссон и С. Хантингтон, отмечали роль и влияние на инновации и экономический рост культурных факторов, в частности, уровня доверия, поведения в группе, принятия риска.9

Исследования факторов, влияющих на уровень предпринимательской культуры в разных странах, более 20 лет ведутся в Лондонской школе бизнеса совместно с колледжем ВаЬБОп (США). Ежегодно публикуются Данные по странам - Глобальный монитор предпринимательства (исследуются два фактора: предпринимательское поведение индивидов и национальный контекст) - публикуются ежегодно. Согласно Глобальному монитору предпринимательства, основными социальными причинами, подавляющими активность в создании европейских компаний, являются низкая терпи-

мость к риску, недостаток предпринимательского мышления, страх потерпеть неудачу. Однако в период 2007 - 2012 гг. были отмечены заметные улучшения в инновационной культуре.10 В 2017 г. страх неудачи как препятствие созданию бизнеса называли 36,3% (в США 33,3%), активность в создании бизнеса оценивалась в 5,28% населения от 18 до 64 лет (в США 13,64%)."

В первом выпуске Глобального инновационного индекса (2008 - 2009 гг.) в группе характеристик человеческого потенциала присутствовали подиндексы «Предприниматель как ролевая модель» и «Инновационная культура». Ранги их для Германии составляли соответственно 24 и 7 (для США 1 и 2). На отношение европейцев к риску повлияли две мировые войны, однако сегодня интегрированная Европа вновь может стать одним из самых значимых мировых инновационных хабов, как это было на рубеже XIX - XX вв. В частности, Берлин вновь завоевывает позиции хаба между Восточной и Западной Европой и центра притяжения талантов из Европы и со всего мира, во многом благодаря исключительно дружественной к инноваторам среде, сложившейся благодаря мерам инновационной политики.

Германия: стартапы в цифровом секторе

Примерно с середины 2000-х гг. в Германии стали появляться стартапы в цифровом секторе (как правило, это компании не старше пяти лет). Коммуникации -одна из приоритетных сфер, намеченных Стратегией высоких технологий. Первоначально такие компании работали преимущественно в сфере электронной торговли, многие идеи были заимствованы в США, однако теперь немецкие стартапы предлагают рынку собственные инновации. Наряду с традиционными курсами экономики в немецких университетах появляется все больше курсов, связанных с созданием и деятельностью стартапов, чтобы обучить молодых предпринимателей и помочь им создать собственные цифровые компании. Институты Фраун-гофера, Макса Планка, Гельмгольца предоставляют множество льгот, чтобы помочь превратить инновации и патенты в работающие цифровые бизнес-модели.

Приняв Цифровую повестку 2020, федеральное правительство продемонстрировало, что готовится к международной конкуренции и ставит задачу сделать Германию первой в Европе в части роста цифровой экономики.

У стартаперов чрезвычайно популярен Берлин, он является европейской столицей стартапов.12 В 2015 г. Берлин получил 2,1 млрд евро венчурного капитала для стартапов, тогда как Лондон -1,7 млрд; за ними следуют Стокгольм и Париж. Берлинские старапы самые интернациональные в стране. Молодых предпринимателей привлекают хорошие университеты и сравнительно низкие ставки аренды жилья.

Сегодня Германия - признанный мировой центр стартапов. Здесь молодым компаниям обеспечивается хорошее финансирование и высокоразвитая инфраструктура, реализуются новые бизнес-модели. Более 10% создателей старта-пов и 22% их сотрудников - иностранцы. Новые компании работают в сфере недвижимости и страхования, автотехники, «зеленых» технологий и питания.

Для молодых инновационных компаний крайне важно преодолеть так называемую долину смерти, период, когда компаниям не хватает ни средств, ни опыта, и помочь в этом может венчурное финансирование. Безусловно, оно не может заменить традиционные инструменты финансовой поддержки малых и средних предприятий, в основном через банковскую систему. По оценкам Европейского центрального банка, венчурные фонды пяти западноевропейских стран в 2015 г. оценивались в 39 млрд евро, а объем предоставленных кредитов в этих странах был почти в 100 раз больше, составлял 3500 млрд евро.13 Однако венчурные компании обеспечивают не только финансирование, но и консультации специалистов (законодательство, разработка бизнес-стратегии, работа с персоналом, вопросы интеллектуальной собственности), а также создают молодым компаниям положительную кредитную историю для последующего привлечения инвестиций. Согласно обзору, подготовленному немецким Кредитным институтом восстановления, получение консультационной поддержки и контакты с венчурными компаниями оцениваются малыми фирмами-реципиентами выше, чем само предоставление средств.14

Положительное влияние венчурного капитала на инновационное развитие признано, поэтому правительства используют различные меры стимулирования рынка венчурного инвестирования. Венчурные рынки не возникают сами по себе. В Силиконовой долине развитие венчурного финансирования началось с деятельности государства: оборонных контрактов, госзакупок, затем програм-

О £

9

5

Г

ы

сч со £

Б

а

2 ©

мы инвестиций для малого бизнеса (SBIC). Процесс развития венчурного рынка требует постоянного развития и обучения инвесторов и компаний, требует новых участников, таких как бизнес-инкубаторы, акселераторы, посредники, требует распространения информации об инновационных возможностях и культуры принятия рисков.

Основная задача государства состоит в привлечении в венчурные фонды частных инвесторов. Поскольку инвестиции сопряжены со значительным риском, одним из путей является создание так называемых фондов фондов, т.е. фондов с участием государственного капитала, которые затем инвестируют в стартапы -это путь косвенной поддержки, разделения рисков. Другой путь - создание полностью государственных фондов, т.е. прямое финансирование, например для компенсации провалов рынка.

В Германии Кредитный институт восстановления (KW) поддерживает развитие венчурного финансирования как прямыми, так и косвенными инвестициями. Прямое инвестирование осуществляется через фонд "Coparion" на паритетных условиях с компанией - получателем финансирования. Кроме того, Ш осуществляет вложения в Фонд высокотехнологичных старта-пов (HTGF, High-Tech Grunderfond). Это фонд посевных инвестиций, созданный в форме государственно-частного партнерства между KfW, Министерством экономики и энергетики и рядом частных компаний. Через фонд венчурного капитала "ERP-Venture Capital Fund" KfW также инвестирует в отдельные немецкие и европейские стар-тапы на стадии раннего роста (второй круг финансирования). Через этот фонд KfW как якорный инвестор привлекает частных инвесторов.

Бизнес-модели новых цифровых компаний принципиально отличаются от моделей традиционных производственных компаний. На ранних этапах, для разработки идей и выхода на рынок, они могут обойтись минимальными инвестициями, но для достижения глобальных конкурентных преимуществ, для узнаваемости бренда для них критически важно привлечь как можно больше клиентов, и как можно быстрее. Для них не подходит модель финансирования по этапам, когда цель предыдущего этапа достигнута. На стадии развития бизнеса им требуются значительные средства, чтобы продолжить рост и закрепиться на рынке. Венчурный капитал в США приспособился к этим особенностям цифровых компаний, этим же путем следует

идти и венчурному капиталу Германии.

В Германии существует разрыв между финансированием ранних этапов развития и этапа роста. Чтобы решить эту проблему, KfW модифицировал свои финансовые инструменты. Кроме того, не так давно Немецкая биржа (Deutsche B^se) предприняла шаги для решения этих проблем. В 2015 г. была создана интернет-платформа для установления контактов между молодыми растущими компаниями и международными инвесторами, где они могут договариваться об этапах финансирования и о подготовке к первичному размещению акций. Специальный сервис на этой платформе учитывает индивидуальные запросы компаний и инвесторов. В 2017 г. на бирже появилась специальная секция для малых и средних предприятий, идет работа по совершенствованию индекса листинговых компаний. 15

Согласно данным обзора венчурного инвестирования16, в 2017 г. немецкие техностартапы были исключительно успешны и в плане привлечения капитала, и в смысле «выходов» - первичного размещения акций и сделок слияния-поглощения. В 2017 г. объем привлеченного с момента основания компаний венчурного капитала для топ-100 стартапов составил 8,5 млрд долл., что на 2,6 млрд долл. выше уровня 2016 г. Большинство топ-стартапов (69,7%) находятся в Берлине. В лидирующей сотне средний максимальный объем привлеченного капитала (130 млрд долл. на компанию) приходится на 38 компаний, образованных в 2011 - 2013 гг., за ними следуют компании, возникшие в 2003 - 2010 гг. (35 компаний, 70 млрд) и в 2014 - 2017 гг. (22 компании, 42 млрд) и до 2002 г. (5 компаний, 40 млрд). Таким образом, 60 успешных стартапов возникли после 2010 г., из них 22 после 2014 г.

Рынок венчурного финансирования Германии прошел через 5-летний этап трансформации. Постоянно рос объем финансирования и отдельных сделок, приток средств в компании на ранних и посевных стадиях. В более поздних стадиях роста и развития участвуют глобальные инвесторы, такие как Naspers, Princeville Global, Temasek и др., что говорит о потенциале компаний. Немецкий рынок очень привлекателен для инвесторов, здесь множество техностартапов стоимостью не менее 1 млрд долл. Сферы деятельности этих интернет-компаний связаны с доставкой еды, торговлей, новыми финансовыми технологиями, программным обеспечением и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Берлин остается пульсом экосистемы стартапов благодаря накопленным «историям успеха», концентрации человеческих ресурсов, инвесторов и прочих заинтересованных сторон. Среди компаний рекордсменом является глобальная компания доставки еды Delivery Hero (2011), привлекшая около 1,9 млрд долл. до выхода на IPO в июле 2017 г. Ее «прародитель», венчурная компания Rocket Internet, и ее основатель, которому принадлежат несколько очень успешных идей интернет-сервисов, стала центром притяжения, своего рода ядром кристаллизации экосистемы стартапов, обучения и ведения бизнеса в этой области.

Например, созданная им компания Spotcap (2014) предложила онлайн-плат-форму краткосрочного кредитования малых и средних предприятий и привлекла в 2017 г. порядка 35 млн долл. Берлинская компания Thermondo (2012) -онлайн-платформа для установки и обновления отопительных и силовых систем в жилых домах, в 2017 г. привлекла 30,5 млн долл., из них 9,5 млн долл. заемного капитала.

Авторы обзора венчурного финансирования в ближайшие годы ожидают роста интереса и значительной активизации деятельности финансовых инвесторов по отношению к молодым инновационным компаниям. Будет сохраняться высокая доля международных корпоративных инвесторов, заинтересованных в новых технологиях.17

Таким образом, задача привлечения венчурного капитала последовательно решается, одновременно с развитием инновационной среды. Ранг подиндекса венчурного финансирования (число венчурных сделок на 1 млрд ВВП по ППП) в глобальном инновационном индексе в

2015 - 2017 гг. находится на уровне 1617, тогда как в 2011 г. - 26.

Последовательная инновационная политика отражается в улучшении положения Германии в международных рейтингах. Ранг глобального инновационного индекса стабильно повышается с 2012 г. (15). В

2016 г. (10) Германия впервые вошла в топ-10 инновационных лидеров и улучшила позицию в 2017 г. (9), сохранив ее в 2018 г. Следует отметить высокий ранг инновационной эффективности - (9 в 2018 г.). При этом сохраняются высокие позиции в глобальной конкурентоспособности (5).

Национальная инновационная система и инновационная политика Сингапура

Сингапур является постоянным лидером рейтинга глобальной конкурентос-

пособности, по глобальному индексу инноваций его позиции ниже. При этом у страны самый высокий ранг субиндекса ресурсов и затрат, а по субиндексу результативности инноваций он находится во втором десятке (20-й в 2015 г., с улучшением до 15-й позиции в 2018 г.), что сказывается на эффективности - ее ранг низок (см. табл. 1).

Доля расходов на НИР в ВВП Сингапура составляет несколько более 2%: в 2010 г. они оценивались в 2,01, в 2014 г. в 2,16%, при этом расходы бизнеса -соответственно в 1,07 и 1,17%, государства - в 0,81 и 0,80%. Абсолютная величина расходов составляла 7,2 млрд долл. в 2010 г. и 9,4 млрд в 2014 г. (долл. 2010 г. по ППП).18

Слабостью Сингапура являются показатели творческого выхода, и частично это объясняется моделью инновационного развития страны - национальная инновационная система создана и управляется преимущественно государством. Государство стимулировало развитие университетов и исследовательских институтов, чтобы привлечь частные инвестиции, однако в результате государственные университеты и институты демонстрируют значительный прогресс в объеме и качестве исследований, а частный сектор, преимущественно местные предприятия, отстает.19

Так, в электронике, фармацевтике, биомедицине доминируют иностранные ТНК, тогда как инвестиции местных компаний в НИР довольно скромные. В Сингапуре осознают эту проблему, поскольку местные предприятия, независимо от размера, необходимы для устойчивого развития национальной экономики. На малых предприятиях занято 70% работников, они производят 50% ВВП.20

Правительство Сингапура тратит очень значительные средства на развитие технических отраслей промышленности, на гранты и инициативы,стремясь создать собственный аналог Силиконовой долины. Разработан комплекс мер для стимулирования исследований и разработок на малых предприятиях, в частности, программ для стартапов и малого бизнеса. Бюджетом Сингапура в 2015 -2018 гг. было предусмотрено финансирование не менее десяти таких про-грамм21. Преимущественно государственная поддержка адресована сингапурскому бизнесу, однако ее могут получить и иностранные компании.

Предлагаются льготы и схемы кредитования, а также специальные программы для проведения исследований. Аген-

тство по науке, технологиям и исследованиям (Agency for Science, Technology and Research, A*STAR) реализует ряд программ помощи малым и средним предприятиям. Число проектов, составлявшее 600 в 2006 - 2010 гг., увеличилось в пять раз, до 3000 в период с 2011 по 2015 г. Благодаря поддержке правительства малые предприятия стали больше тратить на исследования: в 2014 г. их расходы составили 800 млн синг. долл., что на 38% больше, чем в 2013 г. Программа GET-Up (Growing Enterprises through Technology Upgrade) помогает выработать план технологического развития, к компании прикрепляются ученые, помогающие развить потребность в новшествах. Программа была запущена в 2003 г., консультативные услуги в области технологии были оказаны 530 малым предприятиям.

Программа принятия технологий (Technology Adoption) предлагает компаниям готовые технологические решения, она была запущена в 2013 г. Например, ритейлер модной одежды Decks использует системы управления запасами, что снижает необходимость считать каждую единицу одежды вручную.22

Важное направление деятельности -развитие предпринимательской среды. Сингапур располагает высококвалифицированной рабочей силой, однако предпринимательская активность населения одна из самых низких среди развитых стран. Это стало серьезным вызовом для страны и повлекло изменения в образовательной политике, начиная со школы. Они выразились в отходе от системы заучивания и переходе к обучению на основе проектного подхода, стимулирующему активное творчество и партнерство. Особенностями национальной культуры являются уважение авторитетов, недоверие к предпринимательству, конформизм, недостаток самостоятельности в принятии решений23, неприятие отрицательного результата деятельности. Усилия правительства направлены на постепенное формирование более благоприятного психологического климата для развития инновационного предпринима-тельства.24

Действуют различные программы содействия бизнесу, такие как инкубатор технологий, венчурные фонды ранних стадий финансирования, программа коммерциализации технологий предоставляют финансирование компаниям на ранних этапах развития. В районе One North для стартапов создана специальная инфраструктура, там сосредоточены успеш-

ные местные стартапы, специализирующиеся в информационных технологиях и биомедицине, и число их растет. За десятилетие число стартапов в Сингапуре удвоилось, с 24400 в 2005 г. до 55000 в 2014 г. По данным ежегодного обзора Глобального монитора предпринимательства, активность в создании новых бизнесов (процент населения в возрасте от 18 до 64 лет, создавшего новый бизнес) в Сингапуре превышает 10%.25

Усилия государства по формированию инновационной системы дали еще один результат. Правительство стремилось привлечь частные инвестиции, стимулировать активность компаний. В результате составляющие инновационного индекса, относящиеся к «входу» (субиндекс развитости бизнеса и его составляющие - рабочие места с высокими требованиями к объему знаний, развитость кластеров), в Сингапуре могут расцениваться как «выход», результат политических мер. И судя по рангу субиндекса (12), очень хороший результат.

***

Таким образом, в обеих рассмотренных странах меры инновационной политики были направлены на укрепление слабых сторон инновационного развития. В обоих случаях правительства ставили задачу развития инновационной среды и предпринимательской активности, расширения венчурного финансирования. В Сингапуре задача была дополнена необходимостью развития самостоятельности и склонности к творчеству. В Германии задача решалась на основе программных стратегических документов, с привлечением значительного финансирования и при широком использовании механизмов государственно-частного партнерства. В Сингапуре благодаря усилиям правительства создана благоприятная для бизнеса среда, одна из лучших в мире, растет предпринимательская активность населения. Пока параметры инновационного «выхода» не соответствуют существующему инновационному «входу», но постепенно улучшаются, как и инновационная эффективность. Пример этих стран очень показателен для России. Германия демонстрирует потенциал, с одной стороны, продуманного стратегического планирования, закрепленного в государственных программах и, что очень важно, обеспеченного финансированием. С другой стороны, результатом реализации программ господдержки является оживление инновационной среды, интерес и активное участие частного капитала. Следует обратить

© 3

Ю

5

г

3

сч со £

б

а

2 о

внимание на ряд организационных, управленческих решений, направленных на развитие стартапов, например на информационную и посредническую роль немецких технопарков или на проект Немецкой биржи для малых и средних предприятий. Эти решения не требуют значительного государственного финансирования, но создают для инноваторов и инвесторов среду, где они могут встречаться и обмениваться информацией. Новые финансовые инструменты Кредитного института восстановления - также пример организационной гибкости, следования за потребностями молодых инновационных компаний. Эти примеры говорят о том, что организационно-управленческие решения в сочетании с государственными программами дают значительный эффект, стимулируют инновационную активность «снизу».

Пример Сингапура имеет для России большое значение, поскольку там реализуется модель развития «сверху», что характерно и для нашей страны. Она тоже результативна, но пока мотором инновационного развития остается государство. При этом правительство хорошо осознает необходимость развития среди населения инновационной культуры и целенаправленно решает эту задачу. Внимания заслуживают программы развития творческой и предпринимательской активности и самостоятельности начиная со школьного возраста, чтобы в нашей стране инновационное развитие стало динамичным и не зависело критически от усилий государства.

Литература

1. Научная и инновационная политика. Россия и мир. 2011-2012 / под ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. - М. : Наука, 2013. - С.460.

2. Национальные инновационные системы в России и ЕС /под ред. В.В. Иванова, Н.И. Ивановой, Й. Розебума, Х. Хай-снеса. - М.: ЦИПРАН РАН, 2006. - С. 261.

3. Breznitz D. Why Germany Dominates the U.S. in Innovation//Harward Business Review. May 2014. http://online.wsj.com/ ad/article/germany-innovation.html.

4. Ezell S., Marxgut P. Comparing American and European Innovation Cultures. ITIF, 2015. P.194.

5. Fast growth in Germany: Tech startups and investors setting new benchmarks / Venture Capital and Start-ups in Germany 2017.

6. Fernandez R. Does Culture Matter? / Handbook of Social Economics, by J.

Benhabib, M. O. Jackson, and A. Bisin. North-Holland: Elsevier B.V., 2011. P. 481510.

7. Fukuyama F. The End of History and the Last Man. New York: Avon Books Inc, 1992.

8. The Global Innovation Index; eds S. Dutta, B. Lanvin, and S. Wunsch-Vincent. Cornell University, INSEAD, and WIPO. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. 2015, 2016, 2017, 2018.

9. Harrison L. and Huntington S. Culture Matters: How Values Shape Human Progress. New York: Perseus Books Group, 2000.

10. Kim-Song Tan and Sock-Yong Phang. From Efficiency-Driven to Innovation-Driven Economic Growth: Perspectives from Singapore /Singapore Management University. World Bank Policy Research Working Paper 3569, April 2005.

11. Poh L. Ch. From Research to Innovation to Enterprise: The Case of Singapore /The Global Innovation Index 2016; eds S. Dutta, B. Lanvin, and S. Wunsch-Vincent. Cornell University, INSEAD, and WIPO. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. P. 133 - 139.

12. Winston TH Koh and Poh Kam Wong. Competing at the Frontier: The Changing Role of Technology Policy in Singapore's Economic Strategy // Technological Forecasting & Social Change 72 (2005): 255-285.

13. Building Momentum in Venture Capital across Europe https://www.ico.es/ documents/ 1 9/51 955/ Study + Building + Momentu m+in+Venture+Capital+across+Europe

14. Global Entrepreneurship Monitor https://www.gemconsortium.org/

15. Deutsche B^se press releases: Deutsche B^se launches Venture Network to fund young growth companies (11 June 2015); Deutsche B^se Venture Network launches service for financing rounds (6 September 2016); New SME-segment to facilitate access to growth capital for enterprises (21 November 2016).

16. Financing High-growth Firms: the Role Of Angel Investors. OECD, 2011. http:/ /www.oecd.org/sti/financinghigh-growthfirmstheroleofangelinvestors.htm

17. https://rio.jrc.ec.europa.eu/en/ library/new-high-tech-strategy-innovations-germany

18. OECD Main Science and Technology Indicators. Data extracted on 15 Aug 2018 10:59 UTC (GMT) from OECD.Stat.

19. Бюджет Сингапура: https:// www.singaporebudget.gov.sg/ budget_2019/about-budget/look-back-at-recent-budgets

20. https://Www.channelnewsasia.com/ news/singapore/smes-urged-to-partner-government-to-innovate-and-tap-on-technolo-8089932

Ссылки:

1 Число стран, представленных в обзоре, в разные годы может незначительно отличаться.

2 См.: Breznitz D. Why Germany Dominates the U.S. in Innovation//Harward Business Review. May 2014. http:// online.wsj.com/ad/article/germany-innovation.html.

3 The new High-Tech Strategy -Innovations for Germany. - Federal Ministry of Education and Research (BMBF), Berlin. August 2014. P. 4.

4 https://stats.oecd.org/Index.asp x?DataSetCo de=MSTI_PUB&_ga= 2.12248509.8221 17417.1549131733-725155072.1549131733# (дата обращения 2 февраля 2019 г.).

5 OECD Science, Technology and Industry Outlook 2014. P. 324.

6 https://www.zim.de/ZIM/Redaktion/ DE/Downloads/Infografiken/bewilligte-foerdermittel-nach-technologiefeldern-diagramm.pdf?blob=publicationFile&v=8 (дата обращения 11.07. 2018).

7 Национальные инновационные системы в России и ЕС /под ред. В.В. Иванова, Н.И. Ивановой, Розебума, Х. Хайс-неса. - М.: ЦИПРАН РАН, 2006. - С. 261.

8 Научная и инновационная политика. Россия и мир. 2011-2012/под ред. Н.И. Ивановой, В.В. Иванова. - М. : Наука, 2013. - С.460.

9 См.: Fukuyama F. The End of History and the Last Man. New York: Avon Books Inc, 1992; Fernandez R. Does Culture Matter? / Handbook of Social Economics, by J. Benhabib, M. O. Jackson, and A. Bisin. North-Holland: Elsevier B.V., 2011. P. 481510; Harrison L. and Huntington S. Culture Matters: How Values Shape Human Progress. New York: Perseus Books Group, 2000.

10 Ezell S., Marxgut P. Comparing American and European Innovation Cultures. ITIF, 2015. P.194.

11 https://www.gemconsortium.org/ country-profile/64; https://www.gemconso rtium.org/country-profile/122

12 https://www.tatsachen-ueber-deutschland.de/en/chapter/business-innovation/innovative-start-ups

13 https://www.ico.es/documents/19/ 51 955/Study + Building + Momentum + in + Venture +Capital+across+Europe

14 Beteiligungsmarkt nach der Krise: OptimistischerAusblickAberAngebo1slьcke beim

Wachstum s capital wird grosser. KfW Bankengruppe, 2010.

15 Cm.: Deutsche B^se press releases: Deutsche B^se launches Venture Network to fund young growth companies (11 June 2015); Deutsche B^se Venture Network launches service for financing rounds (6 September 2016); New SME-segment to facilitate access to growth capital for enterprises (21 November 2016).

16 Fast growth in Germany: Tech startups and investors setting new benchmarks / Venture Capital and start-ups in Germany 2017. https://start-up-initiative.ey.com/wp-content/uploads/2018/03/ Studie_Venture_Capital_and_S tart_ups_in_Germany_2017.pdf

17 Ibid.

18 https://stats.oecd.org/ Index.aspx?Da taSetCode =MSTI_PUB&_ga=2.12 248509.82 2117417.1549131733-7251550 72.1549131 733#

19 Poh L. Ch. From Research to Innovation to Enterprise: The Case of Singapore /The Global Innovation Index 2016; eds S. Dutta, B. Lanvin, and S. Wunsch-Vincent. Cornell University, INSEAD, and WIPO. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. P. 133 - 139.

20 Say L. S., Minister for Manpower 'Speech at Launch of Human Capital Movement in SMEs'. Marina Bay Sands Convention Centre, 20 July 2015.

21 https://www.singapor ebudget. gov.sg/budget_2019/about-budget/look-back-at-recent-budgets

22 https://www.channelnewsasia.com/ news/singapore/smes-urged-to-partner-government-to-innovate-and-tap-on-technolo-8089932

23 Kim-Song Tan and Sock-Yong Phang. From Efficiency-Driven to Innovation-Driven Economic Growth: Perspectives from Singapore /Singapore Management

University. World Bank Policy Research Working Paper 3569, April 2005.

24 Winston TH Koh and Poh Kam Wong. Competing at the Frontier: The Changing Role of Technology Policy in Singapore's Economic Strategy // Technological Forecasting & Social Change 72 (2005): 255-285.

25 https://www.gemconsortium.org/ country-profile/105

Germany and Singapore: sovereign

models of innovative development Naumova E.V.

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation In the article, from point of view of the global innovation index, analyzed innovative models of Germany and Singapore. Else, it was issued innovative public policy, indicated its weaknesses. In article was shown that development of Germany venture financing, such as digital sector start-ups, and general stimulating entrepreneurship in Singapore. Experience of innovation environment formation in this country can be used in Russian condition. It is shown that the experience of Singapore, where a model is based on the impact of the public administration on entrepreneur environment, is more valuable for improving innovation activity in Russia. The reason for this is an public administration understanding of the primary importance of innovation for the development of the economy. In conclusion its show that a significant number of regulatory documents aimed at supporting innovation in various industries, as well as entrepreneurship. However, no less significant is the creation of a culture of innovation through the involvement of students in the various levels educational system. Key words: Germany, Singapore, global innovation index, innovation policy, venture capital, business angels, start-ups

References

1. Scientific and innovation policy. Russia and the

world. 2011-2012 / ed. N.I. Ivanova, V.V. Ivanova. - M.: Science, 2013. -P.460.

2. National innovation systems in Russia and the

EU / ed. V.V. Ivanova, N.I. Ivanova, J. Rozebum, H. Haynesnes. - M .: CIPRAN of RAS, 2006. - p. 261.

3. Breznitz D. Why Germany Dominates the U.S. in

Innovation // Harward Business Review. May 2014. http://online.wsj.com/ad/article/ germany-innovation.html.

4. Ezell S., Marxgut P. Comparing American and

European Innovation Cultures. ITIF, 2015. P.194.

5. Fast growth in Germany: Venture Capital and

Start-ups in Germany 2017.

6. Fernandez R. Does Culture Matter? / Handbook

of Social Economics, by J. Benhabib, M.O. Jackson, and A. Bisin. North-Holland: Elsevier B.V., 2011. P. 481-510.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Fukuyama F. The End of History and the Last

Man. New York: Avon Books Inc, 1992.

8. The Global Innovation Index; eds S. Dutta, B.

Lanvin, and S. Wunsch-Vincent. Cornell University, INSEAD, and WIPO. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. 2015, 2016, 2017, 2018.

9. Harrison L. and Huntington S. Culture Matters:

How Values ??Shape Human Progress. New York: Perseus Books Group, 2000.

10. Kim-Song Tan and Sock-Yong Phang. From Efficiency-Driven to Innovation-Driven Economic Growth: Perspectives from Singapore / Singapore Management University. World Bank Policy Research Working Paper 3569, April 2005.

11. Poh L. Ch. From Research to Innovation to the Global Innovation Index 2016; eds S. Dutta, B. Lanvin, and S. Wunsch-Vincent. Cornell University, INSEAD, and WIPO. Ithaca, Fontainebleau, and Geneva. P. 133 - 139.

12. Winston TH Koh and Poh Kam Wong. Competing

at the Frontier: The Changing Role Forecasting & Technology Strategy Social Change 72 (2005): 255-285.

13. Building Momentum in Venture Capital across Europe https://www.ico.es/documents/19/ 51955/Study+Building +Momentum+in+Vent ure+Capital+across+Europe

14. Global Entrepreneurship Monitor https:// www.gemconsortium.org/

15. Deutsche B^se press releases: Deutsche B^se launches Venture Network to fund young growth companies (11 June 2015); Deutsche B^se Venture Network launches service for financing rounds (6 September 2016); Growth for enterprises (21 November 2016).

16. Financing High-growth Firms: The Role Of Angel Investors. OECD, 2011. http:// www.oecd.org/sti/financinghigh-growthfirmstheroleofangelinvestors.htm

17. https://rio.jrc.ec.europa.eu/en/library/new-high-tech-strategy-innovations-germany

18. OECD Main Science and Technology Indicators. Data extracted on 15 Aug 2018 10:59 UTC (GMT) from OECD.Stat.

19. Singapore Budget: https:// www.singaporebudget.gov.sg/budget_2019/ about-budget/look-back-at-recent-budgets

20. https://www.channelnewsasia.com/news/ singapore/smes-urged-to-partner-government-to-innovate-and-tap-on-technolo-8089932

0 À

BS

I

W

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.