Научная статья на тему 'ГЕРИАТРИЧЕСКИЙ ПАНСИОНАТ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА'

ГЕРИАТРИЧЕСКИЙ ПАНСИОНАТ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
160
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / СТАРЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капидинова С.Б., Закусило Д.С.

В статье проводится социально-психологический анализ особенностей пожилых людей, знания которых является обязательным условием оптимизации адаптивного процесса новой социальной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERIATRIC HOUSE: THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE ELDER

The article presents a socio-psychological analysis of the characteristics of old people, whose knowledge is a prerequisite for optimizing the adaptive process of the new social environment.

Текст научной работы на тему «ГЕРИАТРИЧЕСКИЙ ПАНСИОНАТ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА»

УДК 159.9

Капидинова С. Б. преподаватель Закусило Д.С. студент КГИПУ АРК, г. Симферополь ГЕРИАТРИЧЕСКИЙ ПАНСИОНАТ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье проводится социально-психологический анализ особенностей пожилых людей, знания которых является обязательным условием оптимизации адаптивного процесса новой социальной среды.

Ключевые слова: люди пожилого возраста, гериатрический пансионат, старение, психологическая проблема.

Kapidinova S.B. Zakusilo D.S.

GERIATRIC HOUSE: THE SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE ELDER

Annotation. The article presents a socio-psychological analysis of the characteristics of old people, whose knowledge is a prerequisite for optimizing the adaptive process of the new social environment.

Key words: elderly, geriatric, aging, a psychological problem

Постановка проблемы. Социальные и экономические реалии указывают на необходимость поддержки со стороны государства такой категории населения, как инвалидов, людей пожилого возраста, поскольку они требуют особого внимания, поддержки и защиты. Для социально незащищенных групп населения правительство создает специальные заведения социального обслуживания, в которых человек способен удовлетворить основные потребности (психологические, медицинские и социальные).

Анализ результатов научных изысканий показал, что фундаментальных исследований по вопросам адаптации пожилых людей к условиям новой социальной среды недостаточно, отсюда важным вопросом является изучение социально-психологических особенностей, характеристик пожилых людей и обеспечение данной категории населения, достойного социального функционирования.

Целью статьи является определение социально-психологических характеристик людей пожилого возраста, как клиентов гериатрического пансионата.

Основное изложение материала. Среди актуальных проблем, решаемых в учреждениях социальной обслуживания - гериатрических

пансионатах, особенно ощутимыми и острыми являются те, которые связаны с процессом адаптации пожилого человека к условиям новой социальной среды. Проблему адаптации пожилого человека к жизни в учреждениях социального обслуживания исследовали Н.Ф. Дементьева, Л.А. Котова, А.А. Ригина и др. , вопрос адаптации пожилого человека, который поступил в гериатрический пансионат, изучали И. А. Жук, Г. В. Чистяков и др.

Для понимания личности в старости необходимо рассмотреть особенности влияния внешних условий на представление пожилых людей о себе и их удовлетворенностью жизнью. Общая проблема - преобладающее влияние стереотипов «типового» пожилого возраста. Существует множество описаний особенностей, характеризующих личность человека преклонного возраста. Согласно исследованию, проведенному А. В. Красновой, представители разных возрастных групп выделяли такие особенности людей пожилого возраста как, мудрость, наличие большого жизненного опыта, доброта, духовная значимость для молодежи. Но в то же время отмечаются и отрицательные их свойства: эгоистичность, жадность, упрямство, безразличие ко всему, интеллектуальная деградация, консерватизм, критическое отношение к молодым людям [2, с.33-45].

Большое разнообразие в оценке одних и тех же характерологических черт пожилого возраста создает противоречивую картину. Многие характерные черты пожилых людей обусловлены распространенными в обществе стереотипами, которые существенно влияют на формирование отношения к себе [1, с. 58-81].

Согласно данным многочисленных эмпирических исследований пожилой возраст сопутствует нарастание беспокойства, тревожности, появления или усиления таких черт, как недоверчивость, раздражительность, черствость. Изменения при старении происходят и на биологическом уровне. Меняется внешность, подвижность, а также работа сенсорных систем - слух, зрение, вкус и обоняние, как правило, с возрастом начинают работать менее эффективно. То есть, в основе состояния и динамики личностных изменений составляют, прежде всего, природные физиологические процессы старения организма, которые неизбежно вызывают изменения эмоционально-волевой сферы личности. Меняется характер, человек пожилого возраста больше обращает внимание на себя, снижается активность, растет пассивность [1, с.14-21].

В эмоциональной сфере появляются неконтролируемые усиления аффективных реакций (сильное нервное возбуждение со склонностью к грусти, слезливости). Пожилые люди могут переживать эмоции, не знакомы им в период их молодости. У них не наблюдается уменьшение чувства положительных эмоций, например, счастья и радости. Негативные эмоции, наоборот, не становятся менее сильными, проявляются реже, чем раньше. Кроме того, у человека пожилого возраста реже наблюдаются внезапные перепады настроения, они менее склонны впадать в замешательство и способны лучше контролировать свои эмоции. Согласно новым

представлениям, пожилой возраст - один из этапов продолжения эмоционального развития; то есть эмоциональное благополучие человека приходит в упадок только в период, предшествующий смерти, «в точке, где когнитивные и физиологические проблемы серьезно затрагивают жизнедеятельность человека »[5].

Как отмечает Н.Ф.Шахматов, отношение к собственному старению -активный элемент психической жизни в старости [7, с.48-54]. В оформлении этого чувства определяющим является моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, принятия естественности ощущений физического нездоровья. На следующих этапах старения отношение к новым изменениям в физическом статусе находятся уже под влиянием сложившейся новой жизненной позиции, нового уровня самосознания. Эта новая позиция формируется за счет постоянных новых отношений пожилого человека с его окружением, но в большей степени зависит от него самого. При этом отсутствует депрессивная проекция на прошлое, отсутствуют попытки найти виноватого или винить себя в неправильно (с сегодняшней точки зрения) прожитой жизни. Именно при этом варианте психического старения происходит полное согласие с самим собой, согласие с естественным ходом событий и с неизбежностью завершения собственной жизни.

По мнению Н.Ф.Шахматова, такая активная позиция в отношении собственной старости в большей степени способствует сохранению личности в позднем возрасте. В то же время в отечественной геронтологической литературе описаны варианты неадекватных установок в отношении к собственной старости, до полного ее неприятия. В качестве таких вариантов описывают регрессию (возвращение к прошлым формам поведения, которые проявляются в «детской» форме, требования помочь независимо от состояния), добровольную изоляцию от окружающих (пассивность и минимальное участие в общественной жизни), бунт против процессов старения (отчаянные попытки сохранить зрелость).

При неадекватном отношении к старости у человека пожилого возраста возникает чувство неудовлетворенности жизнью, обнищание чувств, вместе с хроническим ухудшением здоровья и прогрессирующей потерей интереса к окружающему, что провоцирует негативные изменения личности в форме «обострения» личностных черт. Эта новая позиция в большей степени зависит от самого человека пожилого возраста [7, С.16-26].

Таким образом, отношение к собственному старению является важной составляющей психической жизни в старости. И если пожилой человек считает физические и психические изменения, которые с ним происходят, вполне естественными для этого возраста, это ставит человека на новый уровень самосознания.

Психологическое старение имеет внутренний противоречивый характер, что отражается в «Я-концепции». По данным исследований, люди преклонных лет в самохарактеристиках отмечают преимущество

положительных качеств над негативными и нарастание не критичности в себе, например, неадекватность самооценки в сторону завышения [8, с.24].

Зарубежные авторы считают, что самовосприятие с возрастом растет, человек преклонного возраста положительно оценивает свою внешность, поведение и ценности жизни. По результатам зарубежных исследований, у людей старше 60 лет самооценка выше, чем у молодых. Что касается «Я-концепции» в данном возрасте, то работы, по данной проблематике, содержат противоречивые сведения. У одних высказывается мнение о том, что с возрастом «Я-концепция» становится отрицательной, самооценка снижается, растет число людей не удовлетворенных своей жизнью, у других отмечаются противоположные данные, отмечается положительный образ «Я», склонность выделять в себе меньше недостатков и в целом выше самоодобрение.

В исследованиях Л.В. Бороздинои и А.В. Молчановой по изучению динамики самооценки в зрелости и старости, было выявлено, что вместе с общим снижением ценности «Я» с возрастом нарастают факторы компенсации, которые поддерживают стабильность «Я - концепции » [8, с.25].

Будущее престарелых людей нередко представляется угрожающим, ожидаемые изменения - отрицательными, так характерной чертой «Я-концепции» является обращение в прошлое. Ученые сходятся во мнении о том, что поздний период связан с самооценкой прожитой жизни. Важнейшей характеристикой позднего возраста является стремление к осмыслению жизни, подведение итогов своей деятельности. Мудрость позволяет человеку пожилого возраста сохранить достоинство и целостное «Я» перед физическим распадом и даже неизбежной смертью.

Основной психологической проблемой старости является одиночество и, вследствие этого, потеря необходимых и желаемых контактов, беззащитность перед окружением, которое составляет (как кажется людям пожилого возраста) только угрозу их благоустройства и здоровью. Ощущение одиночества истощает человека и таким образом разрушает ее. Одиночество - отсутствие человеческих контактов - разрушает не только личность, но и ее социальный строй. «Эмпирически доказано, - писал академик А. Берг, - что человек может нормально мыслить длительное время только при условии непрерывного информационного общения с внешним миром. Полная информационная изоляция - это начало безумия »[2, с. 259260]. Почти единственными, кто может контактировать с пожилыми людьми, остаются соседи. При этом отношения между соседями не всегда доброжелательными. Часто эти отношения превращаются в длительную войну, которая происходит с переменным успехом.

Типичными психологическими или психопатологическими феноменами пожилых людей являются: 1) повышенная тревожность; 2) подозрительность и недоверие; 3) страх быть обманутым. В последнее время растет количество самоубийств пожилых людей и уход из дома [6, с. 57].

Сохранить нормальное полноценное человеческое общение, не поддаться одиночеству - значит отодвинуть старость.

Исследователи выделяют семь факторов преодоления одиночества:

1) чувственно направленные реакции: употребление алкоголя, наркотиков, сексуальный разврат;

2) религиозно ориентированные реакции: молитва, чтение Библии;

3) поисковые реакции: посещение кинотеатра, игры, танцы, езда автомобилем;

4) несоциальная деятельность: чтение, учеба, работа;

5) рефлектирующее одиночество: размышления лицом к лицу с собой, одинокие прогулки;

6) поиски тесных контактов: разговор с другим человеком о своем чувства и переживания, поход куда-нибудь, где бы быть верные друзья, времяпровождение с человеком, которому можно доверять;

7) пассивная реакция: сон [7, с. 211].

Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана и с экономическими факторами: небольшие размеры получаемых пенсий, низкая вероятность трудоустройства как на предприятиях, так и на дому. Пожилые люди обеспокоены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. По данным А. Дмитриева, каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви [5]. Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям. Согласно проведенным социологическим исследованиям хотели бы работать 60% пенсионеров [4, с. 12].

Фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о различных проявлениях положительного отношения старого человека к жизни, к людям, к себе. Исследователь личностных изменений в старости Н.Ф. Шахматов, характеризуя симптомы психического упадка и психических болезней, расстройств, считает, что «представление о психическом старении не может оказаться полным и целостным без учета благоприятных случаев, лучше, чем любые другие варианты, характеризуют старение, присущее только человеку. Эти варианты, будь они обозначены как удачные, успешные, благоприятные и, наконец, счастливы, отражают их выгодное положение по сравнению с другими формами психического старения »[7, с 35-38].

И.С. Кон выделил такие социально-психологические типы старости

1) активная творческая старость;

2) самообразование, отдых, развлечения;

3) у женщин - приложение своих сил в семье;

4) люди, содержание каких - забота о собственном здоровье.

Это все благоприятные типы старости.

Отрицательные типы развития старости

1) агрессивные, ворчуны;

2) разочарованы в себе и собственной жизни;

Выделяют пять типов приспособления к старости

1) конструктивное отношение человека к старости;

2) отношение зависимости;

3) защитное отношение;

4) отношение враждебности к окружающим;

5) отношение враждебности человека к самому себе.

Активному долголетию пожилого человека способствует много факторов, ведущими психологическими среди которых являются следующие: развитие его как социально активной личности, как субъекта творческой деятельности и яркой индивидуальности. И здесь огромную роль играет высокий уровень самоорганизации, сознательной саморегуляции своего образа жизни и жизнедеятельности [6, с 26].

Старение можно рассматривать как процесс, состоящий из трех компонентов: биологическое старение - рост уязвимости организма и растущая вероятность смерти; социальное старение - изменение паттернов поведения, статуса, ролей; психологическое старение - выбор способа адаптации к процессам старения, новых стратегий преодоления трудностей. Мы свое внимание сосредоточим на двух последних типах старения, точнее -на их последствиях.

Отметим, что согласно теории Э. Эриксона, старость является конечной стадией жизненного развития. Кризис, переживаемый в этот период, знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а решение его зависит от того, как этот путь был пройден с точки зрения человека, переживающего кризис. По мнению Э. Эриксона, основная задача старости - достижение целостности, осознание и принятие прожитой жизни, как внутренне необходимого и единственно возможного. Целостность основывается на понимании того, что жизнь прошла и в ней уже ничего нельзя изменить. мудрость заключается в принятии собственной жизни целиком, со всеми его взлетами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и невозможности начать все сначала [3].

Учитывая выше обозначенное, Е. И. Холостова в кризисе выделяет две основные линии: 1) необходимость принятия завершения собственного существования;

2) принятие необходимости выполнить те жизненные задачи, которые не выполнялись в течение прожитых лет [9]. В случае успешного разрешения кризиса у пожилых людей меняется установка на собственную жизнь в период старости. Исчезает установка на старость как на период покоя и отдыха. Старость начинает восприниматься как период серьезной внутренней работы и внутреннего движения.

В результате этого, охарактеризованы особенности выхода из кризиса пожилых людей. Важным является дальнейшая самореализация и самопроектирование собственной жизни, что является основой гармоничного существования. И это зависит от смысла жизни, который

определила для себя личность.

Пожилые люди, более широко и основательно применяют свой опыт в жизни, анализируя все положительные и отрицательные прожитые моменты. Они живут этими моментами, понимая то, как много они прошли и достигли, что этими знаниями могут делиться с молодым поколением. Но уровень самопроектирования у них низкий, в связи с социальными и политическими аспектами (низким материальным обеспечением, отсутствием программы поддержки пенсионеров с стороны государства, неуважение со стороны молодого поколения). Важно отметить, что материальное положение пенсионеров на очень низком уровне, многим не позволяет реализовывать свои жизненные идеи и планы, они не могут путешествовать, заниматься любимым делом, помогать детям, чинить свой дом. И все это бременем лежит почти на каждом пенсионере. Как вывод, мы можем сказать, что развитие самореализации, умение анализировать свой опыт, у пожилых людей на достаточно высоком уровне, а развитие самопроектирования - на низком, так как большинство людей не видят своего будущего.

Важно то, что любому человеку трудно допустить в сознание мысль о завершении своей жизни на земле. Именно поэтому у пожилых людей часто можно наблюдать неприятие самой старости, кризисное состояние. Из которого можно выйти, благодаря анализу и принятию своего жизненного опыта и улучшением материального состояния. Также, мы обратили внимание на то, что большинство молодежи стали относиться к старикам с неуважением. На это явление влияет статус пожилого человека, его материальное положение, положение в обществе. И именно на эти обстоятельства обращается внимание, а не на личностные качества человека.

Выводы.

При таком рассмотрении проблемы старости возникает возможность и необходимость подготовки людей к старению. Задача, эта заключается не только в поддержке физического состояния индивида, но и требует создания условия для его психологической адаптации, разработки мер психологического обеспечения. Особое внимание обратить на стационарные учреждения, где человек обычно остается без опеки близкого человека, который на таком переломном этапе нуждается в поддержке и понимании его потребностей, обеспечения интересов и уважения к своему возрасту.

Для увеличения эффективности реабилитационных мероприятий, направленных на развитие адаптационных возможностей пожилых людей, важно создавать условия, обеспечивающие чувство компетентности, значимости наклонной личности для общества, продолжать пути по самореализации, даже в условиях стационарных учреждений соответствующего профиля.

Использованные источники:

1. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: Учебное пособие. - М.: Приор: эксперт. бюро, 1998 - 270 с.

2. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных

группах: от подростков до престарелых: Монография. — М.: ООО Проект-Ф, 2001.— 204 с.

3. Березняк О. Л. Геронтологические аспекты социальной адаптации / Березняк О. Л. // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2011. №1 С.77-79 2.

4. Вульф Л.С. Одиночество пожилых людей // Социальное обеспечение. — 2007. — №5. — С. 53-57.

5. Каменских В. Н. Социально-психологический портрет пожилых людей / Каменских В. Н. // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2011. №1 С.61-64.

6. Кувшинова О. А. Проблемы социального конструкта пожилого возраста / Кувшинова О. А. // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №1 (17) С.24-30

7. Нестерова Г.Ф. Социальная работа с пожилыми и инвалидами: учебник для студ. сред. проф. образования / Г.Ф Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 288с.

8. Смолькин А. А. Бедность и социальный статус пожилых людей в современной России / Смолькин А. А. // Мониторинг. 2010. №3 (97) С.181 -195. 36.Топчий Л.В. Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: Учеб. пособие / Л.В. Топчий - М.: Изд-во РГСУ, 2011. - 320 с.

9. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие / Е.И. Холостова - 6-е изд. - М.: Дашков и К, 2012 - 344 с.

10.Чернова Г. И., Свинцов А. А., Чернякина Т. С., Радькова Е. А. Анализ социально-демографической характеристики граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания населения Российской Федерации / Чернова Г. И., Свинцов А. А., Чернякина Т. С., Радькова Е. А. // Научные ведомости БелГУ. Серия: Медицина. Фармация. 2012. №10 (129) С.181-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.