Научная статья на тему 'ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ: ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД'

ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ: ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международное региональное сотрудничество / Северный морской путь / логистика / проектное управление / international regional cooperation / North sea route / logistics / project management
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ: ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД»

Бирюков А.Л.

д.т.н., профессор, Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Росгидромета

azchs@mail.ru

Савостова Т.Л.

к.э.н., доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

t.savostova@inno.mgimo.ru

ГЕОСТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ: ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Ключевые слова: международное региональное сотрудничество, Северный морской путь, логистика, проектное управление.

Keywords: international regional cooperation, North sea route, logistics, project management.

Растущие масштабы развития Северного морского пути (СМП), его дальнейшее формирование связано с активным освоением энергетических ресурсов Арктики, развитием грузовой базы, реализацией на этой основе инфраструктурных проектов северных территорий. СМП является кратчайшим безопасным путем между европейской частью России и дальневосточными территориями, который от Санкт-Петербурга до Владивостока по морям Северного Ледовитого океана составляет 14 000 км. Морской маршрут через Африку и Суэцкий канал - более 23 000 км. Эти факты сегодня в условиях антироссийских санкций крайне актуальны, поскольку СМП является российским внутренним транспортным коридором, имеются все возможности и ресурсы, позволяющие оперативно перестроить морские и другие, связанные с ним маршруты, необходимые для доставки грузов по маршрутам Китай - Россия - Европа и обратно, а также обеспечить безопасный транзит в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Поскольку СМП развивается, в первую очередь, в интересах транспортных и экономических потребностей России, он должен стать одним из ведущих и независимых звеньев логистической системы, обеспечивающей необходимый грузооборот как по территории России, так и за ее пределами. Известно, что объем транспортировки грузов по трассам СМП год от года постоянно возрастает: в 2019 году - 31,5 млн тонн, в 2020 году - 32,9 млн тонн, в 2021 -34,85 млн тонн, что является важным показателем, который характеризует возможности и перспективы постоянного и дальнейшего его развития1. Однако для достижения плановых показателей грузопотока по СМП в 2024 году 80 млн тонн, а в 2030 году 150 млн тонн, необходимо реализовать ряд крупных и связанных между собой проектов. Одним из них является проект, реализация которого связана с необходимостью обеспечения всепогодной и круглогодичной навигации по всем маршрутам СМП, для чего необходим новый атомный флот - это наличие высокотехнологичных атомных ледоколов, эффективно преодолевающих арктические льды толщиной 3м и более.

Стратегическое значение СМП

Сегодня в распоряжении Госкорпорации «Росатом» уже есть два атомных ледокола нового поколения проекта 22220 мощностью 60 МВт («Арктика» и «Сибирь»), которые способны преодолевать льды в зимнее время толщиной 3 м. В настоящее время по контракту с Росатомом на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге продолжается плановое строительство еще трех атомных ледоколов проекта 22220 «Урал», «Якутия», «Чукотка», которые будут сданы по графику последовательно к 2026 году 2. По своим технико-экономическим показателям эти пять новых атомных ледоколов проекта 22220 значительно превосходят своих предшественников по ледопроходимости, мощности, возможности изменять осадку. Указанные характеристики дают определенные преимущества при проводке судов во льдах (безопасность, маневренность, скорость движения), а также возможность заходить в устья северных рек в соответствии с принятым графиком. Ледоколы этого проекта необходимы для обеспечения круглогодичной и безопасной навигации, особенно это важно для самого сложного восточного сектора СМП. Так, например, ледокол «Арктика» благодаря своим ходовым качествам в конце 2021 года осуществил зимнюю проводку группы судов в порт Певек и завершил ее 1 января 2022 года, что произошло впервые3. В предыдущие годы навигация в этом районе из-за сложной ледовой обстановки завершалась в ноябре месяце и не позже.

1 Грузооборот Севморпути в 2021 году: рост сверх ожиданий. - https://arctic-russia.ru/article/gruzooborot-sevmorputi-v-2021-godu-rost-sverkh-ozhidaniy/

2 Четыре ледокола проекта 22220 планируется ввести в эксплуатацию до 2026 года. - https://www.atomic-energy.ru/news/ 2020/12/11/109652

3 Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» завершил проводку каравана в порт Певек. - https://www.atomic-energy.ru/news/2022/01/10/120787

Учитывая климатические и погодные условия в арктических морях, на дальневосточном предприятии «Звезда» в 2020 году началось строительство головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер», государственным заказчиком которого является Госкорпорация «Росатом». Главной задачей атомохода «Лидер» за счет увеличенной ширины корпуса (48 м), других новейших показателей, является обеспечение круглогодичной навигации крупнотоннажных транспортных судов (танкеров и газовозов ледового класса), а также обеспечение проведения научных экспедиций в Арктике1.

Логистика. Проектное управление

В новых международных условиях, сложившихся в феврале - июне 2022 года после многочисленных санкций, объявленных США, ЕС, Канадой и другими странами, против различных секторов российской экономики, стратегическое значение СМП для России существенно возрастает, поскольку многие экономические и логистические цепочки поставок грузов разрушены, и по этой причине ряд выполняемых и планируемых проектов необходимо корректировать.

Так, северный морской транзит по СМП, в том числе, может разгрузить или дополнить железные дороги Транссиб и БАМ, взяв на себя, например, часть контейнерных, танкерных, других грузов как для расширения каботажных перевозок, так и для обеспечения необходимыми грузами потребителей в странах АТР. Таким образом, в условиях продолжающегося санкционного давления крайне важно не останавливать, а максимально возможными темпами продолжать увеличение грузопотока по СМП, с учетом развития городов, поселков, береговых и портовых инфраструктур, создания и использования перевалочных хабов, организации их связей с железнодорожными, автомобильными и авиационными маршрутами.

Параллельно в рамках данного проекта, несмотря на санкции, предлагается создание необходимой современной цифровой платформы, включающей все виды информации, необходимые для расчета каботажного и международного трафика, при необходимости использования аварийно-спасательной инфраструктур, которые обеспечат контроль и безопасность при увеличении грузопотока по СМП до требуемых показателей к 2035 году. По плану на СМП предусматривается реализация порядка 10 портовых проектов, которые будут формировать грузовую базу от Мурманска до Петропавловска-Камчатского2.

Грузопоток по СМП до 2024 года будет, в основном, обеспечен компаниями «Новатэк», «Газпромнефть», «Роснефть», «Северная звезда»3. При строительстве/модернизации морских терминалов СМП федеральным проектом «Развитие морских портов» предусматривается выполнение важного условия - портовые транспортные терминалы должны быть как можно ближе к местам добычи полезных ископаемых (газа, нефти, угля и т.д.)4.

Сегодня стоит задача логистически связать и синхронизировать наземный транспорт с СМП, а в перспективе необходимо подключить к транспортной железнодорожной системе северный широтный ход (СШХ), в зоне которого имеется более 15 различных месторождений, способных дать дополнительно до 23 млн тонн грузов, в том числе, газовый конденсат («Ямал СПГ»), что позволит осуществить железнодорожный выход на порт «Сабетта». Такая логистическая цепочка существенно увеличит грузовую базу этого порта на 25 млн тонн. Реализация такого решения повысит заинтересованность стран АТР в сотрудничестве с Россией.

21.06.2022 года Госдума в третьем, итоговом чтении приняла правительственный законопроект о расширении полномочий госкорпорации «Росатом» в области управления СМП. «Росатом» в целях централизации полномочий по управлению СМП, наделяется правом приостанавливать, возобновлять, прекращать действие разрешений на плавание в акватории СМП, а также вносить в них изменения в случае несоблюдения требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Для организации навигации и ледовой проводки в Арктике в соответствии с законопроектом, в июле 2022 года, в составе госкорпорации «Росатом» будет сформировано Главное управление Северного морского пути.

Одним из важных направлений деятельности госкорпорации «Росатом» в области управления СМП, является программа создания «Единой цифровой платформы цифровых сервисов СМП» (ЕПЦС СМП), необходимая для повышения безопасности судоходства в арктических морях, диспетчеризации круглогодичной навигации. После своего завершения в 2024 году, программа станет ключевым элементом единой распределенной информационной системы состояния СМП, которая в условиях непрерывного контроля обстановки морских акваторий и навигации судов, позволит создать систему мониторинга движения судов и доставки грузов «точно в срок». На создание цифровой экосистемы будет выделено 3,8 млрд руб.5

Для повышения долгосрочных и среднесрочных климатических прогнозов в интересах мониторинга СМП, создается высокоорбитальная спутниковая группировка, предназначенная для получения оперативных данных о метеорологической и гидрологической ситуации в районах арктических морей и территорий севернее 60-й широты. 28 фев-

1 ССК «Звезда» начал строить ядерный ледокол проекта «Лидер». Какие возможности он откроет для России? - ИАрт/^еп. yandex.ru/media/sferalive/ssk-zvezda-nachal-stroit-iadernyi-ledokol-proekta-lider-kakie-vozmojnosti-on-otkroet-dlia-rossii-5f7c44a271c44f 0829Ъ736Ы

2 . Новые терминалы в арктической зоне России. - http://www.morvesti.ru/themes/1698/94936/

3 Совещание по вопросам развития Арктической зоны. - http://kremlin.ru/events/president/news/68188

4 «Росатому» передали полномочия по организации судоходства на Севморпути. - https://strana-rosatom.ru/2022/06/22/pri nyat-zakon-o-peredache-rosatomu-po/

5 «Росатом» работает над цифровой экосистемой Северного морского пути. - https://strana-rosatom.ru/2022/06/15/rosatom-rabotaet-nad-cifrovoj-ekos/

раля 2021 года был запущен первый спутник «Арктика-М» № 1, главной задачей которого является трансляция данных о метеорологической и гидрологической обстановке в Арктике в оптическом и инфракрасном диапазонах спектра, а также контроль за вспышками на солнце. Для круглосуточного и всепогодного наблюдения территорий и акваторий арктических морей необходим второй космический аппарат «Арктика-М» № 2, который планируется вывести на орбиту в 2023 году1. Эти два космических аппарата «Арктика-М» обеспечат круглосуточный и всепогодный климатический мониторинг арктических территорий, обеспечат ЕПЦС необходимыми дополнительными данными для планирования круглогодичного судоходства по всей трассе СМП. Кроме того, многоспектральные снимки подстилающих поверхностей позволят проводить мониторинг вечной мерзлоты, поскольку ее изменения могут негативно отражаться на экосистемах и объектах инфраструктуры арктических территорий.

Новое международное сотрудничество

Страны ЕС в июне 2022 года приняли седьмой пакет санкций против России, который предусматривает, в том числе, запрет захода судов РФ в порты Союза, появилась настоятельная необходимость активизировать каботажное судоходство в интересах развития экономики северных регионов России, включая решение большинства проблем северного завоза и социально-экономического обеспечения развития арктических и северных отдаленных районов и поселений.

Так как европейский рынок является источником растущих политических и правовых рисков, 09.04.2022 года Госкорпорация «Росатом» подписала соглашение с портовым оператором ОАЭ (DP Wjrld) о сотрудничестве, совместной проработке и проектировании контейнерных перевозок с использованием транспортной структуры СМП (портов-хабов для транзита по СМП)2.

Если отказ Европы от российских нефти, газа, других товаров будет сохранен и продолжен, европейские порты, железные дороги, аэропорты будут бойкотировать российские грузы, в этом случае России необходимо дополнительно использовать другие, альтернативные маршруты доставки грузов потребителям в восточном направлении, в страны АТР. Так, например, уже сегодня существует возможность использовать СМП в качестве транзита через Владивосток, порты Китая, ОАЭ, Южной Кореи, Индии и т.д. В сложившихся новых условиях, Индия и Китай активно закупают российскую нефть, от которой отказались страны Запада.

Так, в настоящее время международное экономическое взаимодействие России заметно возросло. 4 апреля 2022 года «Газпром» и «Роснефть» подписали с китайской нефтегазовой корпорацией CNPC долгосрочные соглашения о поставках нефти и газа и совместных разработках низкоуглеродных технологий. Анализ результатов двусторонней торговли России и Китая показал, что товарооборот за четыре месяца 2022 года вырос на 25,9% и составил 51 млрд долл. Импорт нефти в Китай из России в мае 2022 года вырос на 55% по сравнению с прошлым годом3. Таким образом, в условиях санкций, Россия и Китай могут достичь годового оборота в 200 млрд долл. гораздо раньше запланированного срока.

Учитывая уход с российского рынка морских контейнерных перевозок Maersk, CMA и MSC, существует реальная возможность переориентации на китайских грузоперевозчиков Huaxin, SITC, Sinotrans и Junan. Эта проблема обсуждается с представителями КНР. Могут быть также и другие варианты решения проблемы.

В условиях санкций против России Индия с апреля по июнь 2022 года резко увеличила импорт нефти из России -более чем в 50 раз, что составляет 1 млн барр. в день. Это решение Индии имеет коммерческую основу, поскольку здесь присутствует ценовая скидка4. Таким образом, учитывая готовность закупать российскую нефть, Индия за 2022 год может из России импортировать порядка 60 млн барр. нефти.

Отметим, что возможное сокращение международного морского транзита по СМП в Европу, в страны АТР, может быть частично компенсировано путем использования комбинированного варианта транспортировки грузов морем и по железнодорожным магистралям Транссиба и БАМа, а также автомобильным транспортом до порта Владивосток и далее морским путем в страны и порты назначения. Таким образом, существующая инфраструктура на русско-китайской границе может ожидать роста грузопотока.

В сложившихся условиях Россия должна учитывать серьезные изменения в мировой экономике, активно развивать партнерские и взаимовыгодные экономические отношения со странами ШОС, БРИКС, ЕАЭС.

Таким образом, уже в ближайшее время, в любом случае, представляется возможным увеличить поставки в Китай и обеспечить необходимый транзит углеводородов и товаров в Индию и другие страны АТР.

Заключение

Севморпуть сегодня является центральным звеном развития Арктики, с которым связаны не только крупные добывающие проекты, но и экономическое развитие всех северных территорий России и международная торговля.

1 Ракета «Союз-2.1б» вывела на орбиту спутник «Арктика-М». - https://iz.ru/1130530/2021-02-28/sputnik-arktika-m-vyveden-na-orbitu

2 Росатом» и DP World займутся разработкой пилотных контейнерных перевозок по Севморпути. - https://www.atomic-energy.ru/news/2021/07/26/115801

3 Россия и Китай нарастили товарооборот в 2022 году. - https://iz.ru/1333531/2022-05-12/rossiia-i-kitai-narastili-tovarooborot-v-2022-godu

4 Индия увеличила импорт российской нефти в 50 раз. - https://iz.ru/1354793/2022-06-24/indiia-uvelichila-import-rossiiskoi-nefti-v-50-raz

Для долгосрочных и среднесрочных климатических прогнозов территорий Арктики и в интересах СМП с 2024 года будет действовать высокоорбитальная группировка, состоящая из двух космических аппаратов «Арктика-М».

Анализ показывает, что к 2030 году ведущими рынками потребления углеводородов, других товаров из России будут страны АТР, для обеспечения бесперебойной поставки грузов для которых должна быть сформирована необходимая группировка ледоколов, судов обеспечения, а также единая цифровая платформа в режиме «одного окна», действующая в интересах грузоперевозчиков и контроля движения судов по трассам СМП.

В условиях антироссийского санкционного давления и сокращения отношений с США, Канадой Австралией, ЕС, происходит сближение России с КНР, Индией, другими странами АТР, Африки, что способствует развитию новых направлений в сфере экономики и энергетического сотрудничества.

В условиях санкций России необходимо уделять дополнительное внимание расширению социально-экономического и научного сотрудничества в рамках БРИКС, ШОС, СНГ, ЕАЭС, а также дальнейшему сближению с Китаем и Индией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.