Научная статья на тему 'Геостратегические интересы США как угроза национальной безопасности России в Закавказском регионе'

Геостратегические интересы США как угроза национальной безопасности России в Закавказском регионе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
428
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИКА / ГЕОСТРАТЕГИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЗАКАВКАЗСКИЙ РЕГИОН / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАТУС / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭНЕРГОРЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ишмаев Артур Рафитович

Статья посвящена рассмотрению проблемы геостратегических интересов США как угрозы национальной безопасности России в Закавказском регионе. Автор доказывает, что важнейшей угрозой национальной безопасности России в Закавказье является стремление США организовать транспортировку энергоресурсов, минуя Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геостратегические интересы США как угроза национальной безопасности России в Закавказском регионе»

УДК 351/746 ББК 67/401/132 И 97

Ишмаев А.Р.

Геостратегические интересы США как угроза национальной безопасности России в Закавказском регионе

(Рецензирована)

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению проблемы геостратегических интересов США как угрозы национальной безопасности России в Закавказском регионе. Автор доказывает, что важнейшей угрозой национальной безопасности России в Закавказье является стремление США организовать транспортировку энергоресурсов, минуя Россию.

Ключевые слова:

Геополитика, геостратегия, глобализация, Закавказский регион, национальная безопасность, сотрудничество, международный статус, регионализация, энергоресурсы.

Рост взаимозависимостей между сферами общества и различными регионами современного мира позволяет утверждать, что общая ситуация на международной арене, состояние двухсторонних и многосторонних международных отношений, текущая конъюнктура рынка, этнокультурные и этноконфессиональные факторы оказывают значительное влияние на стратегию национальной безопасности государства. Данное положение целиком применимо к вопросу стратегии национальной безопасности России в Закавказском регионе.

В настоящее время в связи с попытками США и других западных держав усилить свое геополитическое влияние в Закавказском регионе, внешняя политика России в этом регионе приобретает все большее значение для будущего нашей страны, ее престижа на международной арене. В этой связи особую актуальность приобретает проблема геополитических интересов США в контексте угроз национальной безопасности России в Закавказском регионе.

Современная внешняя политика США строится на подходе к международным отношениям, ориентированном на поддержании однополярного мира, в основе которого лежит американское господство в политической и экономической сферах как ключевой стратегический интерес. Любые изменения, локальные конфликты в мире оцениваются США через призму глобальной, а не региональной перспективы. Это обстоятельство определяет геостратегию США, то есть основные направления деятельности этого государства на международной арене.

Г еостратегические интересы США в Закавказском регионе облачаются в формулировки о том, что в соответствии со своей исторической миссией и предназначением Соединенные Штаты Америки несут «свет демократии» в бывшие социалистические страны, окажут им помощь в переходе к демократии и сумеют воспитать из молодых демократических режимов партнеров Соединенных Штатов в мировой политике.

В США на рубеже тысячелетий утвердилось мнение, что бывшие социалистические страны встали на путь перехода от авторитаризма к демократии («демократический транзит»). Таким образом, речь идет о распространении американского влияния на обширные пространств, ранее входившие в сферу влияния СССР.

Между тем, более пристальный взгляд на эту проблему показывает, что важнейшие интересы США в Закавказском регионе лежат в несколько иной плоскости. Скорее - это не миссионерская «трансляция принципов демократии во всем мире», но увеличение своего влияния (политического, экономического, культурного) в этом регионе. На наш взгляд, очевидно, что важнейшим геостратегическим интересом США является энергетическая база Закавказских государств.

США обладает лишь 3 % мировых энергетических ресурсов, а потребляет 28 %. Разумеется, такое положение вещей усилит их стремление не только к сохранению, но и к наращиванию контроля над географически отдаленными регионами, обладающими нефтяными запасами. Повышение конкуренции за нефтяные ресурсы между странами-потребителями будет также подталкивать их к поиску неконвенциональных решений. Действительно, США все интенсивней пытаются договориться с Европейским союзом относительно альтернатив зависимости от нефти, относительно создания новых источников энергии. Между тем, как свидетельствуют взвешенные прогнозы, в ближайшее время обновляемые энергоресурсы (гидроэнергия, солнечная энергия и энергия ветра будут, по видимому, составлять около 8% от всего количества потребляемой энергии в 2020 г.) [1].

Приведенные данные свидетельствуют, что США жизненно нуждаются в максимально возможном контроле основных месторождений базовых энергоресурсов, таких как нефть и газ. В этой связи важнейшая цель США в Закавказском регионе - обеспечение регулярной транспортировки энергоресурсов в обход Российской Федерации, что с учетом той колоссальной роли, которую играет энергетический комплекс для экономики нашей страны, составляет серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации, недооценивать которую невозможно.

В дополнение ко всему сказанному США активно пытается увеличить свое экономическое присутствие в Центрально-азиатском регионе. Это, в свою очередь, не ведет к увеличению зависимость от России. Реализация проекта транскаспийского трубопровода, который активно лоббируется США на различных уровнях, в том числе и компаниями, работающими в Центрально-азиатском регионе позволит существенно снизить зависимость от российской энерготранспортной системы.

Таким образом, в настоящее время интересы Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации в Закавказском регионе диаметрально противоположны. Предствляется, что Вашингтон будет продолжать пытаться наращивать свое политическое, экономическое и военное присутствие в регионе.

При этом непосредственно три государства этого региона Азербайджан, Армения и Грузия не имеют единой позиции по вопросу геостратегического присутствия США в регионе. Азербайджан ведет сбалансированную политику и готов к сотрудничеству, как с США, так и с Россией, в том числе и в политической сфере. Грузия полностью ориентирована на США и Евросоюз и стремится отстаивать интересы Запада. Тогда как для Армении же не выгодна переориентация на Запад, постольку поскольку это приведет к немедленному решению Нагорно-карабахского вопроса в пользу Азербайджана.

Вместе с тем, вполне понятно, что для всех закавказских стран главной задачей является поставка нефти на мировые рынки, что представляет собой одну из сложных и ключевых геополитических проблем данного региона. В транспортировке нефти заинтересованы многие страны, поскольку за транзит нефти надо платить.

Исходя из этого, для успешного противодействия геостратегическим интересам США в Закавказском регионе, представляющим угрозу национальной безопасности Российской Федерации необходим адекватный проект реконструкции и консолидации Закавказья. К сожалению, на настоящий момент такого проекта в полноценном виде не существует. Представляется, что одним из возможных путей разрешения очевидного геостратегического просчета России может выступить попытка использования ряда инициатив, исходящих от Турции.

Отрадно констатировать, что за последнее время взаимоотношения России и Турции заметно улучшились. События последних лет наглядно демонстрируют, что несмотря на то, что Турция является членом НАТО, она ведет самостоятельную сбалансированную политику в регионе. Так, например, во время конфликта в Южной Осетии Турция, не пропустив военные корабли НАТО через проливы Босфор и Дарданеллы, поддержав, тем самым, Россию. При этом Турция имеет хорошие контакты со всеми странами региона за исключением Армении, что учитывая трагические события 1916 г., вполне объяснимо: ситуация представляет собой геополитическую константу в Закавказском регионе, кардинально изменить которую в обозримом будущем вряд ли возможно. С другой стороны, нельзя не отметить, что в настоящее время наметилось существенное улучшение двусторонних армяно-турецких отношений.

В то же время турецким руководством уделяется огромное внимание реализации создания «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе». Однако, в настоящее время непонятно как в рамках одной региональной организации будут сотрудничать Россия и Грузия, Армения и Азербайджан. Турция же твердо пытается реализовать данную платформу, в рамках которой России отведена значительная роль. Вместе с тем, для России проблематично то, что данная инициатива исходит от Турции, что существенно уменьшает роль России.

Итак, разработка адекватного проекта реконструкции и консолидации Закавказья как важного фактора обеспечения национальной безопасности России в ответ на геополитику США в этом регионе, является насущной задачей внешней политики России, от успешности решения которой во многом зависит престиж нашего государства на международной арене.

Примечания:

1. Уткин А.И. Новый мировой порядок. М.: Эксмо, 2006. C. 298.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.