Научная статья на тему 'Южный Кавказ как перекресток международных интересов'

Южный Кавказ как перекресток международных интересов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3384
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / АРМЕНИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / ГРУЗИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаспарян Давид Мкртичевич

В представленной статье рассматривается Южный Кавказ как регион, имеющий важное геополитическое значение, анализируются политически и экономически значимые качества региона, позволяющие провозгласить его зоной стратегических интересов основных глобальных и региональных акторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to consideration of the Southern Caucasus as а region of geopolitical importance. The author analyses politically and economically significant qualities of the region, due to which it can be called a zone of strategic interests of the main global and regional actors.

Текст научной работы на тему «Южный Кавказ как перекресток международных интересов»

Д. М. Гаспарян

ЮЖНЫЙ КАВКАЗ КАК ПЕРЕКРЕСТОК МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Работа представлена кафедрой мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент А. А. Алимов

В представленной статье рассматривается Южный Кавказ как регион, имеющий важное геополитическое значение, анализируются политически и экономически значимые качества региона, позволяющие провозгласить его зоной стратегических интересов основных глобальных и региональных акторов.

Ключевые слова: Южный Кавказ, Армения, Азербайджан, Грузия, безопасность, конфликт, инфраструктура.

D. Gasparyan

THE SOUTHERN CAUCASUS AS A CROSSROADS OF INTERNATIONAL INTERESTS

The article is dedicated to consideration of the Southern Caucasus as а region of geopolitical importance. The author analyses politically and economically significant qualities of the region, due to which it can be called a zone of strategic interests of the main global and regional actors.

Key words: Southern Caucasus, Armenia, Azerbaijan, Georgia, security, conflict, infrastructure.

За последние месяцы Южный Кавказ вновь оказался в центре внимания международной общественности и информационных агентств. Последовательное наращивание уровня своего присутствия в регионе региональными государствами, а также глобальными международными акторами превратило Южный Кавказ в центр столкновения глобальных геополитических интересов. В геополитической концепции Черноморско-Каспийского региона ключевое значение южнокавказского пространства неоспоримо, и не случайно, что, как и ранее, регион находится в эпицентре интересов ведущих стран мира.

Совершенно очевидно, что последний вооруженный конфликт в Закавказье, столкновение между Грузией и Осетией, последующие действия России и связанная с ними реакция международных новостных агентств и мировых лидеров, в частности США, выходят далеко за рамки необходимости восстановления территориальной целостности Грузии или выполнения миротворческой функции РФ. Безусловно, это часть большой игры, кровавой ареной которой стал Южный Кавказ.

В этой связи возникают вопросы. Почему именно этот небольшой по своей площа-

ди регион стал предметом пристального внимания мировых центров сил? В чем геополитическая привлекательность Закавказья и какую роль будет играть Кавказ в системе международных отношений?

Распад Советского Союза повлек за собой серьезные геополитические изменения на всем постсоветском пространстве и в Закавказье в частности, в результате которых были созданы благоприятные условия для участия в политических процессах на Южном Кавказе для региональных государств и мировых держав.

В начале 1990-х гг. Кавказ и в более широком плане Кавказско-Каспийский регион оказался в центре соперничества различных стран и политических сил, поскольку стал рассматриваться в качестве источника баснословных природных ресурсов, прежде всего -углеводородного сырья. Углеводородные ресурсы региона превратились в одну из стержневых проблем современной международной политики [4, с. 44].

Для такой активной политики традиционных и новых игроков в Закавказье есть ряд объективных причин.

В результате распада Советского Союза и образования на территории Южного Кавказа трех национальных независимых государств регион стал первичным полем для развития новых региональных соревнований в эру после холодной войны. Наиболее точно значение Южного Кавказа в мирополитиче-ском контексте охарактеризовал З. Бжезин-ский, который, говоря об одной из стран региона - об Азербайджане, писал, что, несмотря на ограниченные территориальные масштабы и незначительное по численности население, Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное понятие, если Азербайджан будет полностью подчинен московскому контролю. Собственные и весьма значительные нефтяные ресурсы Азербайджана могут так-

же быть подчинены контролю России, если независимость этой страны окажется аннулированной. Независимый Азербайджан, соединенный с рынками Запада нефтепроводами, которые не проходят через контролируемую Россией территорию, также становится крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергетически богатым республикам Средней Азии [3, с. 46]. Однако остается неясным то, что на самом деле является камнем преткновения между мировыми акторами в регионе. Это зависит от множества факторов, и проблемы включают в себя доступ к ресурсам нефти и газа; возможность влиять на геостратегически важный регион мира; потребность выживания в недавно сформулированном жестком конкурентоспособном окружении и, наконец, потребность устанавливать контроль. Надо понять, насколько эти новые факторы важны для новых и старых игроков, чтобы объявить этот регион сферой их жизненно важных национальных интересов.

Первый аргумент рассматривает регион как стратегический перекресток. Это попытка восстановить прошлую важность Кавказа и Средней Азии как Великого шелкового пути - торгового маршрута между Китаем, Ближним Востоком и Европой. Однако, как замечает А. Ливен, «такая конъюнктура исчезла в конце пятнадцатого столетия с открытием европейцами морского маршрута к Азии вокруг Африки, а позже, с 19-го века, через Суэцкий канал. Это никогда больше не будет фактором глобальной важности, учитывая вместимость современных грузовых судов, а также огромное расстояние, ужасные дороги, и ненадежность наземного маршрута» [8, с. 90].

Второй аргумент касается нефтяных и газовых запасов, которые часто описываются как одни из наибольших в мире. Однако добыча нефти в других прикаспийских странах, в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане, составляет всего около 2,1 млн баррелей в сутки, или 2,6% от общей мировой добычи. Они располагают значительными подтвержденными запасами и ресурсами. По прогнозам экспертов, добыча нефти в этих странах будет

увеличиваться и, возможно, к 2016 г. может удвоиться [7]. Но ранние ожидания, что нефть Каспия могла стать альтернативой поставкам нефти с Персидского залива, не оправдываются ни известными потенциальными запасами региона, ни потребностями мирового энергетического рынка. Надо также учесть то, что мировые потребности нефти увеличиваются и государства разрабатывают все новые месторождения. Кроме того, все более серьезным становится фактор разработки новых технологий с условием значительного снижения ресурсов и энергопотребления [10, с. 13]. Одновременно строительство нового трубопровода сделало транспортировку нефти по территории Южного Кавказа дорогой, не говоря уже о небезопасности закавказского маршрута.

Геополитическая значимость Южного Кавказа, конечно, базируется на наличии запасов углеводородов, и стабильность на Кавказе является жизненно важным условием беспрерывной транспортировки каспийских нефти и газа. Хотя сама по себе кавказская доля глобальных запасов нефти и газа незначительна, однако в свете ненадежности запасов Персидского залива, а также возможности использования Россией поставок энергоносителей в качестве политического инструмента, транспортировка каспийских и центрально-азиатских (Казахстан и Туркменистан) энергетических запасов на Запад приобрела жизненно важное значение [6, с. 2].

Важность региона также возросла в результате энергетической политики стран-потребителей на Западе, стремящихся сократить степень зависимости от ресурсов России и Ближнего Востока. Некоторые страны и организации прилагают усилия, чтобы положить конец почти полной российской монополии на транспортировку энергоносителей в Евразийском регионе. Для этого создаются альтернативные трубопроводные маршруты. Иными словами, для государств Запада развитие транспортных инфраструктур и транзит энергоресурсов по территории Южного Кавказа в первую очередь имеет не экономическое, а политическое значение.

Третий аргумент, который активно продвигают США и ЕС, касается того, что неф-

тяное и газовое развитие, равно как и восстановление Шелкового пути, принесли бы стабильность, демократию и процветание в регион. Как утверждает американский эксперт Пол Старобин, «это может показаться ироничным, но суть в том, что США не хотят, чтобы непредсказуемые и хаотические изменения в регионе расширили ее влияние там даже ради “демократических и рыночных реформ”. Важные вопросы здесь - стабильность и предсказуемость, а не сами по себе изменения. США не могут открыто преследовать цель строительства устойчивых и процветающих демократических государств в отдаленном и незнакомом регионе с традициями глубокой бедности, бесконечной племенной и этнический вражды, и коррумпированной диктатурой» [11]. Однако, на взгляд автора, такая демократизация региона прежде всего основана на военно-политических мотивах и имеет целью установить контроль на Южном Кавказе как в важном в геостратегическом плане регионе.

В торгово-экономическом плане значение региона также очевидно. Благодаря своему положению регион может играть роль транспортного коридора для стран средней Азии и Европы через Каспий и Турцию. Одновременно первостепенное значение Южного Кавказа в военно-стратегическом плане сделало его экономическое значение второстепенным. После распада СССР кавказская политика Вашингтона была направлена на выдавливание из региона России и Ирана. Подобное развитие событий противоречит интересам государств региона. Все они жизненно заинтересованы в том, чтобы Южный Кавказ начал играть важную роль в транзите энергоносителей из Центральной Азии.

Армения изначально оказалась исключенной из процесса выстраивания новых энергокоридоров ввиду нерешенности карабахской проблемы. В результате пока на роль транзитных государств могут претендовать только Азербайджан и Грузия. Успешное развитие Южного Кавказа и превращение его в важный фактор экономического развития всего Каспийского региона возможно лишь в том случае, если этому перестанет препятст-

вовать важное военно-стратегическое положение этого региона. Для этого необходимо, чтобы ситуация на Ближнем Востоке изменилась коренным образом, а также чтобы имеющие свои интересы в регионе региональные и мировые державы отказались от конфронтационной политики и научились учитывать взаимные интересы [1].

С определенной сдержанностью можно даже утверждать, что происходящее в регионе в течение последних лет может быть охарактеризовано как «неявное появление двух противоборствующих групп». Важно подчеркнуть, что отношения в пределах этих групп, так же как и внутри них, все еще являются нестабильными, у них иногда могут расходиться интересы и даже может быть взаимозависимость по определенным проблемам от государств из состава противостоящей группы. Две группы государств развиваются примерно по прозападным и про-российским направлениям. Новое равновесие сил, таким образом, развивается в регионе почти беспрепятственно и без противостояния ни со стороны региональных сил, ни со стороны внешних игроков [10, с. 12].

Сегодня Закавказье представляет собой своеобразную буферную зону между странами НАТО и Российской Федерацией. Мировые акторы продолжают последовательно распространять свое влияние в регионе, так как, подчинив Южный Кавказ своему контролю, они делают безопасными «свои границы».

По мере усугубления противоречий между складывающимися мировыми центрами политическая ситуация на Южном Кавказе становится все более сложной и противоречивой. На любое, даже самое незначительное изменение политической конъюнктуры региона воздействует целый комплекс геостратегических, финансово-экономических, коммуникационных интересов таких глобальных движущих сил международной политики, как США, Россия, ЕС и Китай, и локальнорегиональных сил в лице Ирана и Турции [2].

Таким образом, одной из причин активного поведения международных сил в регионе Южного Кавказа заключается в том, что Запад в лице США проводит политику, на-

правленную на подчинение региона своему политическому контролю, для чего использует мягкие и жесткие методы своего внешнеполитического арсенала. Одновременно для достижения поставленных перед собой целей США необходимо изолировать Россию от политических процессов, происходящих в регионе.

Подтверждением военно-политических мотивов США служит также тот факт, что, несмотря на то что грузинское руководство декларирует полную интеграцию своей страны в европейские структуры и провозглашает основными американские ценности, сегодня на повестке дня стоит вопрос включения Грузии в состав НАТО, но никак ни ЕС. Такая ситуация объясняется в том числе нежеланием Европейского союза дальше расширять свои границы, а во включении Грузии в НАТО заинтересованы США и некоторые их партнеры. То же самое касается и других закавказских государств, так как для реализации ближневосточных планов Западу нужна поддержка всех стран региона. Но при этом рычагов для воздействия на Армению и Азербайджан у США гораздо меньше.

В свою очередь, регион имеет ключевое значение для России. Южный Кавказ соседствует с самым нестабильным регионом Российской Федерации - с Северным Кавказом. Безопасность границ России во многом зависит от ситуации в Закавказье. Несмотря на стремление грузинского руководства включить свою страну в состав НАТО, Россия не может допустить такого приближения североатлантического альянса к своим границам.

Характерным является то, что в последнем кавказском конфликте позиция России не могла быть иной. Во-первых, она не могла принять такого рода «политическую пощечину» от США. Россия неоднократно давала понять, что будет поддерживать мирный путь урегулирования закавказских конфликтов и не допустит силового решения осетинского и абхазского вопросов. Во-вторых, решение территориальных проблем облегчило бы процесс вступления Грузии в НАТО, что явно противоречит геостратегическим интересам России на юге. В-третьих, любая более

мягкая реакция на сложившуюся ситуацию со стороны России самым пагубным образом отразилась бы на ее имидже как международного партнера по безопасности и свела бы к нулю российские концепции безопасности последних лет, в том числе создание ОДКБ.

Последствием августовских событий на Кавказе стала активизация внешнеполитической деятельности региональных и глобальных акторов в регионе, которые предложили свою помощь в реализации программ по безопасности Закавказья, тем самым делая попытки упрочить там свои позиции.

Одной из первых ситуацией вокруг Южного Кавказа воспользовалось турецкое руководство. В последние годы Турция стремится укрепить свои позиции на мировой арене, претендуя на роль не региональной, а мировой державы. С начала 1990-х гг. она не прекращала попытки закрепить за собой роль «старшего брата» для закавказских республик, однако по ряду объективных причин, таких как историческая вражда с Арменией, Турции не удавалось в полной мере реализовать свой внешнеполитический потенциал. 11 августа, в связи с обострением грузиноюгоосетинского конфликта, турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган заявил о возможности создания некоего союза типа «Кавказского альянса» со включением в структуру России и США.

20 августа появилось «официальное» название альянса «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе» (ПССК) с довольно значимой конкретизацией Т. Эрдога-на: «В первую очередь платформа должна иметь географическую основу... преследовать цель установления мира и безопасности в регионе, обеспечения экономического сотрудничества и энергетической безопасности. Данная платформа должна опираться на принципы ОБСЕ» [5].

Инициатива Турецкой Республики и новая «футбольная дипломатия» Армении создали беспрецедентный ажиотаж вокруг армяно-турецких взаимоотношений, роли Турции в регионе и разрешения нагорно-карабахского конфликта. Приезд в Ереван президента Турции А. Гюля сопровождался не-

одобрительными высказываниями в Азербайджанской Республике. В армянской общественно-политической среде также неоднозначно воспринималась новая политика руководства страны в отношении соседнего государства, однако конструктивный подход к решению межгосударственных проблем в основном был одобрен.

Характерно то, что в указанный период высказывания официальных лиц государств региона в отношении своих соседей, которые прежде отличались жесткостью и бескомпромиссностью, стали гораздо более обтекаемыми. Однако уже после встречи министров иностранных дел Армении, Турции и Азербайджана 26 сентября в Нью-Йорке возобновился прежний тон переговоров, и будущее армяно-турецкий отношений начали ставить в зависимость от позиции Армении по международному признанию геноцида армян в Османской Турции и по НагорноКарабахскому конфликту.

Возобновление своеобразного статус-кво в регионе свидетельствует о том, что государства региона и ее ближайшие соседи пока не готовы добиться серьезных подвижек за столом переговоров, так как есть серьезные разногласия по базовым вопросам региональной политики. Хотя сегодня руководства стран региона и непризнанных республик положительно оценивают инициативу Турции по ПССК и заявляют о своей готовности стать частью этой программы, противоречия внутри региона достаточно сильны и пока они не преодолены, а также отсутствует компромисс по принципиальным вопросам, сотрудничество на уровне всего региона маловероятно. С Арменией Турция пока еще не достигла конкретных договоренностей и боится слишком резкого сближения с ней, чтобы не лишиться своего главного закавказского союзника в лице Азербайджана, окончательный ответ по ПССК пока не дала Россия. США, в свою очередь, станут протестовать против плана, так как в результате его реализации фактически рискуют потерять существенную часть своего влияния на Кавказе. Конечно, Америка может потребовать роль полноправного участника этого проекта, од-

нако в этом случае перспективы ее эффективной реализации весьма туманны ввиду конфронтационного характера взаимоотношений РФ и США.

Подтверждением этому является то, что, несмотря на мировой финансовый кризис, который сместил акценты с южнокавказской проблематики на экономические, США продолжают свою деятельность, направленную на увеличение влияния на Южном Кавказе. После встречи министров иностранных дел Армении, Азербайджана и Турции в Нью-Йорке сопредседатель минской группы ОБСЕ от США Мэттью Брайз в интервью Русской службе Би-Би-Си заявил, что, по мнению США, решение карабахского вопроса должно основываться на территориальной целостности Азербайджана [9]. Это заявление и череда предшествовавших ей событий дали основание говорить о том, что Вашингтон намерен продавить в регионе свой сценарий урегулирования карабахского конфликта, который в конечном итоге должен привести к втягиванию Азербайджана в НАТО. При этом очевидно, что Армения и НКР не согласятся на представленный поэтапный план урегулирования, который предполагает передачу Азербайджану семи «оккупированных» территорий в обмен на гарантии со стороны Баку проведения в непризнанной республике референдума о независимости, снятие Азербайджаном и Турцией блокады с НКР и ввод миротворческих сил в зону конфликта. Участие Армении в транспортных проектах, таких как ТЯАСБСА и КаЬикко, также ставится в зависимость от позиции страны по карабахскому вопросу. Однако, несмотря на нестабильную социально-экономическую ситуацию, которая ухудшилась после войны в Грузии, Армения не спешит соглашаться с такой постановкой вопроса и проводит свою политику, направленную на признание НКР. Россия же, в свою очередь, пытается минимизировать влияние США на карабахское урегулирование, так как в случае решения своих территориальных проблем с помощью США Азербайджан, который уже связан с Турцией трубопроводами и где присутствует западный нефтяной капитал, может начать актив-

ные шаги, направленные на вступление в НАТО. Озвученная в ходе последнего визита в Ереван инициатива российского президента и последовавшая за ней встреча президентов России, Армении и Азербайджана в Москве, результатом которой явилось подписание Московской декларации, подтверждает это. Можно также утверждать, что данной инициативой Россия еще раз продемонстрировала свою весьма весомую роль на Кавказе и последовательность своей политики.

Таким образом, Южный Кавказ продолжает представлять собой перекресток интересов мировых и региональных акторов. Несмотря на подписание декларации по нагорно-карабахскому урегулированию, нерешенными остаются ряд принципиальных вопросов: миротворцы каких стран будут размещены в регионе конфликта, если будет достигнута такая договоренность? Кто будет иметь право голоса на референдуме по независимости, если такой будет иметь место? Отсутствие конкретики по этим и другим вопросам может привести переговоры в тупик. Основные разногласия сторон, на наш взгляд, связаны именно с этими вопросами, и, учитывая сложившуюся геополитическую обстановку, в регионе можно скептически относиться к заявлениям о скорейшем мирном урегулировании карабахского конфликта.

Таким образом, на основании изложенного можно утверждать, что, пока государства и непризнанные республики региона не придут к единому мнению по основным внешнеполитическим вопросам, сложно будет говорить о региональном сотрудничестве или координации внешнеполитической деятельности. При отсутствии политической воли и инициативы к переговорам Южный Кавказ еще не раз будет оставаться разменной монетой в глобальной политической игре, и для превращения из политически значимого региона в экономически важную область мира необходимо разрешение основных политических вопросов. Только впоследствии проект ПССК, представленный турецким премьером, может быть реализован.

1. Крылов А. Южный Кавказ: военный плацдарм вместо капиталистического рая // Интернет-журнал «Новая Политика». URL: http://www.novopol.ru/ article18731.html

2. Гаджиев А. Южный Кавказ - центр противостояния или сотрудничества? URL: http://www.kreml.org/opinions/143001554

3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., Международные отношения, 1997. 256 с.

4. Гаджиев К С. Геополитика Кавказа. М., 2001. 464 с.

5. Заявление для печати премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана // Бакинский рабочий. 2008. 21 августа.

6. Марсель де Хаас. Современная геостратегия Запада на Южном Кавказе: Перспектива появления миротворцев НАТО в регионе становится реальней Независимое военное обозрение. 2007. 9 февраля. 10 с.

7. Новости дня ООН Четверг, 30 ноября 2006 года. URL: http://www.un.org/russian/news/daily/pdf/ 2006/30112006.pdf

8. Anatol Lieven. The (Not So) Great Game, The National Interest. Washington. 1999/2000.

9. ВВС. Армению просят признать целостность Азербайджана. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/ rus-sian/international/newsid_7661000/7661150.stm

10. Garnik Nanagoulian. The Post-Cold War Security Dilemma In the Transcaucasus. Harvard University 2000. 40 стр.

11. PaulStarobin. The New Great Game. National Journal; Washington, March 13. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.