Научная статья на тему 'Геополитика в Каспийском регионе (обзор)'

Геополитика в Каспийском регионе (обзор) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1712
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ГЕОПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРОБЛЕМЫ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ / УГЛЕВОДОРОДНОЕ СЫРЬЕ / РОССИЯ / КАЗАХСТАН / ТУРКМЕНИСТАН / АЗЕРБАЙДЖАН / ИРАН / США / ТУРЦИЯ / КИТАЙ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сченснович В. Н.

Каспийский регион всегда находился в поле внимания исследователей. Здесь присутствуют интересы многих стран, занимающихся разработкой нефтегазовых месторождений. В первую очередь, это члены «пятерки» Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан. Иран. В нынешнее время к этому региону проявляют особое внимание США, Турция и Китай. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитика в Каспийском регионе (обзор)»

кавказском обществе существуют разные взгляды и подходы к этому вопросу, в том числе необоснованно искажающие, в некоторых случаях, исторические реалии и чрезмерно политизирующие проблемы соотношения религиозных и национальных традиций северокавказской культуры.

Такие явления, как полиэтнический и поликонфессиональный состав населения региона, наличие в нем национально-государственных образований и сложная история отношений между местными народами между собой и с Российским государством, должны быть выведены за рамки политического анализа. Все это должно быть тщательно изучено. Без компетенции в соответствующих вопросах невозможно проводить содержательную политику, невозможно исключить эти явления как факторы межэтнической напряженности.

В контексте роста этнонационализма духовные лидеры массовых движений на Северном Кавказе пытались опираться на исторический или псевдоисторический прецедент, который призван узаконить нынешние заявления о самоопределении или независимой государственности и мобилизовать массы для достижения этой цели. Для этого часто изобретался миф, задачей которого было обоснование некоторых этнонациональных претензий. Наиболее тревожным в этой деятельности является то, что такие мифологемы проникают в средства массовой информации, создавая опасность формирования агрессивного этнонационализма и ксенофобии среди молодого поколения и обрекая страну на межэтнические конфликты и рост экстремизма.

Автор реферата Е.Л. Дмитриева

Сченснович В.Н.,

научный сотрудник ИНИОН РАН ГЕОПОЛИТИКА В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ (Обзор)

Аннотация. Каспийский регион всегда находился в поле внимания исследователей. Здесь присутствуют интересы многих стран, занимающихся разработкой нефтегазовых месторождений. В первую очередь, это члены «пятерки» - Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан. Иран. В нынешнее время к этому региону проявляют особое внимание США, Турция и Китай.

Ключевые слова: Каспийский регион; геополитика; безопасность; правовой статус; проблемы; угрозы и вызовы; углеводородное сырье; Россия; Казахстан; Туркменистан; Азербайджан; Иран; США; Турция; Китай.

Введение

Распад СССР в 1991 г. и появление на евразийском континенте новых суверенных государств повлек за собой формирование геополитических регионов со своими проблемами и угрозами. Одним из них стал Каспийский регион. Его исследованию постоянно уделяется большое внимание в экспертном сообществе. Это определяется богатством региона углеводородами и месторасположением, где пересекаются ключевые пути по оси Север-Юг и Восток-Запад. Большие запасы нефти стали объектом исключительного внимания мирового бизнеса. Объем этих запасов позволил назвать Каспий вторым Персидским заливом. Наличие богатых запасов углеводородного сырья на Каспии обусловили стремление США, стран ЕС и Турции расширить свое политическое и экономическое влияние в этом регионе. Ресурсы Каспия интересны и для быстрорастущего азиатского рынка, где главную роль играет Китай.

1. Джанталеева М.Ш. Стратегические вызовы и обеспечение безопасности в Каспийском регионе в ХХ1 веке // Социально-политические и историко-культурные аспекты современной геополитической ситуации: Материалы Международной научно-практической конференции X Научно-образовательного форума. Под ред. В.В. Бобылева. М, 2017. С. 299-304.

Каспийский регион, пишет кандидат политических наук М. Джанталеева (Астраханский государственный ун-т), в силу его геостратегического положения, политических, экономических, экологических факторов имеет для РФ важное значение, в том числе и в плане обеспечения национальной безопасности. Россия как правопреемник СССР и как региональная держава в Каспийском регионе пытается сохранить здесь свое влияние, принимая во внимание и энергетический, и геополитический факторы. Автор статьи подчеркивает необходимость квалифицировать границы Каспийского региона с точки зрения международного права. Во-первых, государство, частично выходящее на Каспийское море,

какое бы большое оно ни было, является региональным субъектом. Во-вторых, те страны, которые не выходят своими границами на воды бассейна, но находятся близко от них и могут по праву оказывать воздействие на международную обстановку на море, тоже являются государствами региона. В узком смысле к Каспийскому региону относят только прикаспийские страны: Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Иран. В более широком правовом и геополитическом смысле в понятие «Каспийский регион» включают и те страны, географическое положение и политика которых оказывают значительное воздействие на прокладку маршрутов нефте- и газопроводов, других транспортных линий, в целом на обстановку в регионе. Это такие государства, как Китай, Турция, Грузия, Пакистан, Киргизия, Афганистан, Таджикистан и Узбекистан.

Переходя от определения региона к ключевым проблемам безопасности на Каспии, автор отмечает, что на протяжении уже 20 с небольшим лет основными проблемами Каспийского региона считаются:

- неурегулированность международно-правового статуса и режима Каспийского моря;

- энергетическая безопасность, проблемы транспортировки каспийских энергоносителей на мировые рынки;

- экологическая безопасность, неповторимая экосистема Каспийского моря, которая нуждается в охране;

- военная безопасность, проявление большого интереса со стороны некоторых стран ЕС и США к процессам, происходящим в регионе, в том числе попытки взять под контроль вопросы обеспечения военной безопасности.

Правовой статус Каспийского моря не установлен до сегодняшнего момента. Отсутствие четкого правового определения национальной принадлежности нефтегазовых структур Каспия между каспийскими государствами означает продолжение споров на межгосударственном уровне.

Ключевым фактором, во многом определяющим состояние и развитие экономического потенциала Каспийского региона, выступают углеводородные ресурсы, которые, с одной стороны, являются шансом на развитие для стран региона, но, с другой стороны, и источником вызовов. Энергетический потенциал Каспия оценивается достаточно высоко. В конце XX в. высказывались мнения о том, что Каспий занимает второе место по доказанным запасам нефти и третье - по запасам газа.

М. Джанталеева отмечает, что роль нефтегазовых ресурсов Каспия для стран региона неодинаковая. Для Туркменистана и Азербайджана углеводородные ресурсы Каспийского бассейна являются важным фактором развития экономик государств и основным источником пополнения бюджета. Казахстан является страной, для которой добыча нефти и природного газа на шельфе Каспийского моря и в прилегающих к морю районах играет весьма важную, но не решающую роль. В стране имеются иные районы нефте- и газодобычи и более диверсифицированы пути экспорта углеводородов. Кроме того, в Казахстане относительно хорошо развиты некоторые другие отрасли экономики. Для России и Ирана добыча нефти и газа на Каспии не имеет первостепенного значения, но они заинтересованы влиять на направления потоков углеводородов, включая осуществление части транзита через их территорию, и им небезразличен состав присутствующих в этом регионе государств.

Говоря о вопросах экологической безопасности Каспийского региона, следует заметить существование угрозы экологической катастрофы. Как замкнутый водоем, Каспийское море имеет хрупкую экосистему и, несмотря на значительные природные ресурсы, подвержен истощению.

По своему географическому и геостратегическому положению Каспий занимает в системе международных отношений достаточно специфическое место. По этой причине регион является значимым в политической и военно-стратегической сферах. В происходящих в регионе процессах прямо или косвенно участвуют внешние силы в лице США, ЕС, Китая, Турции и других стран. Все они считают Каспийский регион важным стратегическим пространством в целях достижения своих интересов. Это редкий случай в мировой политике, когда в одной стратегической зоне одновременно сошлись две оси «Север-Юг», «Восток-Запад». Причем главным действующим лицом являются США, считающие, что контроль над углеводородными месторождениями Каспия будет одновременно означать и контроль и над процессами его политического и экономического развития.

На Каспийский регион, пишет автор, легко можно спроецировать события, подобные «арабской весне» или украинскому «евромайдану». Тем более что Запад не устраивает ни один из ныне существующих в регионе политических режимов. Все они являются потенциальными целями Запада для проведения здесь новых

«цветных революций» с целью обеспечения прихода к власти более лояльных и управляемых режимов.

Таким образом, делает вывод М. Джанталеева, Каспийский регион представляет собой целый комплекс взаимосвязанных проблем, которые до сегодняшнего дня решить не представляется возможным исключительно «благодаря» противодействию и взаимоисключающим интересам самих прикаспийских государств. Фактически в исследуемом регионе продолжается стойкая консервация негативных тенденций, сдерживающих реализацию процесса стабильного обеспечения и защиты национальных интересов прикаспийских стран.

2. Ногмова А.Ш. Геополитические перспективы современной российский политики в Каспийском регионе // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. - М., 2017. № 4 (14). С. 85-95.

Кандидат политических наук А.Ш. Ногмова (Дипломатическая академия МИД России) рассматривает регион Каспийского моря как один из важнейших геополитических центров, связывающих Европу, Азию и Ближний Восток. В последнее десятилетие XX и в начале XXI в. Каспийский регион занял прочные позиции в международной повестке дня: благодаря географическому положению и ресурсам к региону проявляют интерес многие ведущие государства, включая страны Запада и США

Одной из главных проблем исследователь также считает определение правового статуса Каспийского моря, который бы учитывал экономические, политические и военные интересы всех прибрежных государств. Без установления стратегического баланса сил Каспийский регион, по мысли автора статьи, может еще длительное время оставаться нестабильным геостратегическим пространством. В последнее десятилетие в регионе обострились негативные процессы: международный терроризм, религиозный экстремизм, национальный сепаратизм, браконьерство, нелегальная транспортировка оружия и наркотиков.

Постепенное вовлечение в конкурентную борьбу новых игроков (КНР, ЕС, США), а также нарастание нерешенных проблем в регионе усугубляют военно-политическую ситуацию в данной точке Евразии. Региональные государства пытаются путем милитаризации Каспийского моря поставить под контроль геополитическую ситуацию на Каспии. Российская Федерация сталкивается

с необходимостью реагирования на новые региональные вызовы на Каспии, связанные с активным проникновением внешних игроков.

На данном этапе перед Россией в Каспийском регионе стоит ряд задач, требующих скорейшего решения.

1. Защита и усиление позиций России на Каспии.

2. Сохранение стабильности и поддержание безопасности в регионе.

3. Развитие межрегионального сотрудничества прикаспийских государств.

Проводимая внешнеэкономическая и геополитическая политика России в отношении прикаспийских государств, отмечает автор статьи, вполне приемлема и выполнима при соблюдении принципов и задач, изложенных в российских концепциях внешней политики. Исходя из современной истории, внешняя политика России в Каспийском регионе приобретает свою периодизацию и имеет несколько этапов:

• I этап (1991-1995) - поддержка ограниченного присутствия в регионе;

• II этап (1996-1998) - определение направлений внешней политики и возвращение в регион;

• III этап (1999-2000) - начало осмысления и выработка основных подходов к выстраиванию системы взаимоотношений с государствами Каспийского региона и усиление векторов двусторонних отношений, трансформация направлений политики России в условиях изменения расстановки сил в регионе;

• IV этап (2000-2002) - определение конструктивной внешней политики, направленной на обеспечение надежной безопасности страны, соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ);

• V этап (2002-2017) - реализация непосредственного конструктивного взаимодействия со странами Каспийского региона по определению правового статуса и безопасности Каспия (совещания, конференции, саммиты Прикаспийских государств).

Россия заинтересована в освоении богатств Каспийского моря, что позволит обеспечить энергетическую безопасность и доходов в бюджет. Поэтому интересы России состоят в том, чтобы сохранить доступ к энергоресурсам Каспия и не допустить проникновения иностранного влияния в регион. Кроме того, для более полного

использования преимуществ географического положения России необходимым является развитие российских международных транспортных коридоров. Важнейшим можно назвать меридиональное направление - коридор «Север-Юг»: Северная Европа -Россия (Каспийское море) - Центральная Азия - Иран (Персидский залив) - Индия. Использование этого направления для перевозок международных транзитных грузов обеспечивает существенное сокращение сроков их доставки в сообщении между странами Индийского океана и Персидского залива, с одной стороны, и странами Европы - с другой, за счет значительно меньшей протяженности маршрутов по сравнению с южным морским путем через Суэцкий канал.

От стратегически выверенного статуса Каспия, отвечающего исключительно интересам пяти прибрежных государств, будет зависеть эффективность противодействия политике Запада, прежде всего США, объявивших Каспийский регион зоной своих жизненно важных интересов.

При анализе внешнеполитического курса РФ в отношении стран Каспия, а также изменений расстановки сил в регионе начиная с 1990-х годов и по настоящее время и по международно-правовому режиму, и по статусу Каспийского моря все настоятельнее прорисовывается идея определения центра ответственности данного региона, и для России важно, чтобы этот центр был на ее территории.

3. Черницына С.Ю. Геополитические особенности Каспийского региона // Азимут научных исследований: Экономика и управление. Тольятти, 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 421-423.

Одна из основных геополитических особенностей Каспийского региона, пишет аспирант Дипломатической академии МИД России С. Черницына, заключается в том, что он является связующим звеном направления Север-Юг (Россия - Персидский залив), которое обеспечивает снабжение газом и нефтью рынки Европы. На Каспии сходятся несколько энерготранспортных артерий, которые имеют важнейшее значение в обеспечении экономик стран Запада энергоресурсами. Поэтому контроль над трубопроводами является приоритетным направлением для США и ЕС.

Распад СССР привел к тому, что в Каспийском регионе образовалось несколько независимых государств, однако архитектура трубопроводов, позволяющих вести торговлю энергоресурсами,

осталась под контролем России. Россия стала правопреемником, что ставило бывшие республики в энерготранспортную зависимость от Москвы, так как такой расклад транспортных путей не предполагал самостоятельного осуществления новообразованными государствами транспортировки углеводородов. Таким образом, основной задачей прикаспийских стран в первые годы независимости стало создание трубопроводной системы, которая бы являлась частью энергетического коридора «Восток-Запад», и пролегала в обход России.

Вопрос транспортных взаимоотношений привлекает к себе внимание не только региональных государств, но и внерегиональ-ных - ЕС, США, Китая. Особое влияние на процессы оказывают США: изначально в ходе операций на Ближнем Востоке 2000-х годов регион Каспия представлял для США, в первую очередь, «зону энергетической безопасности», что было прописано в «Стратегии национальной безопасности» Вашингтона. Позднее ключевой вектор стал заключаться в военно-политическом взаимодействии. Позиция Каспийского региона стратегически выгодна и отвечает геополитическим задачам США, заключающимся в усилении американского влияния в регионе и ослаблении влияния таких государств, как Россия и Иран. Кроме того, Вашингтон видит угрозу и в интересе Китая, который в последние годы стал обращать внимание на Каспий. В результате претерпела изменение и американская концепция, которая предусматривает укрепление и расширение влияния политики военно-технического сотрудничества с прикаспийскими странами в рамках программы «Каспийский страж». Также реализуется несколько проектов, направленных на разработку месторождений в 2018-2022 гг. на каспийском шельфе. В результате чего происходит усиление влияния США на происходящие процессы на евразийском пространстве.

Итак, пересечение энергетических и транспортных артерий Восток-Запад и Север-Юг в Каспии является одной из ключевых геополитических особенностей региона. При этом надо отметить, что борьба за контроль над энергетическими ресурсами в современной геополитической картине мира является одной из ключевых, в силу того, что, по мнению большинства аналитиков, добыча углеводородов в ближайшее время пойдет на спад. Поэтому богатый нефтью и газом Каспий интересует геополитических игроков и как источник ресурсов. При этом одна из ключевых особенностей Каспийского региона заключается в том, что до сих пор правовой статус Каспия окончательно не разрешен, так как часть

стран считает его «озером», а часть «морем». Данная проблема стала подниматься в международной политической повестке после распада СССР. И одну из наиболее жестких позиций в правовом вопросе занимает Иран, который не присоединился к Конвенции ООН 1982 г. о морском праве, поэтому в его юридических формулировках Каспий является «озером». Соответственно, от Тегерана исходят два предложения по разделу шельфа: первое - поделить Каспий на пять одинаковых по площади участков и разделить их между прибрежными странами, каждому из которых достанется по 20% его территории; второе заключается в совместном использовании всей акватории. Между тем Россия, Азербайджан и Казахстан придерживаются принципа срединой или модифицированной линии разделения Каспия, в результате чего Ирану по такой схеме отходит всего лишь 13%, а например, Казахстану - 29%. Тегеран не находит такое разрешение правового спора удовлетворяющим его запросы.

Попытки разрешения данного противоречия осуществляются с момента распада СССР и образования новых государств. Однако выбранное общее позитивное направление и подписанные международные соглашения и протоколы пока не привели к видимому результату. При этом следует отметить, что если относительно территории и правового статуса Каспия в целом пока решения не принято, то в одном ключевом вопросе прикаспийские страны выступили единодушно. В 2014 г. на Астраханском саммите в ходе встречи на высшем уровне президентов всех прикаспийских стран было декларировано выработанное совместно решение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил нерегиональных держав.

Нерешенный правовой вопрос относительно территориального раздела, а также определения самого Каспия приводит к тому, что возникает множество геополитических рисков, которые в первую очередь связаны с наличием спорных месторождений между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Здесь повышением риска потенциального конфликта является не только отсутствие правового статуса и наличие спорных месторождений, но и активная милитаризация данного региона. Практически все прикаспийские государства наращивают военную мощь на Каспии и укрепляют военно-морские силы. Вызывает диспут сам вопрос военного сотрудничества с третьими странами, которые не относятся к Каспийскому региону. Так, сегодня существует две группы государств, по-разному смотрящих на военное сотрудничество в данном

регионе с другими странами: Иран и Россия категорически против любого военного присутствия третьих стран, в первую очередь США, в районе Каспия; Азербайджан, Казахстан, Туркменистан готовы принимать иностранную помощь в милитаризации водоема, принимая условия третьих стран о возможности размещения военных баз этих стран на своей территории.

Таким образом, резюмирует автор статьи, совокупность геополитических особенностей Каспийского региона, особенно таких, как пересечение энергетических и транспортных артерий, связывающих Север и Юг, Восток и Европу, наличие больших запасов углеводородов, нерешенный правовой статус Каспия, а также вопрос территориальной принадлежности, делает данный регион наиболее вероятным для столкновения интересов глобальных геополитических игроков. Более того, такие особенности, характерные для практически всех прикаспийских государств, как несменяемость власти и ряд внутренних проблем, приводят к тому, что возникает высокий уровень угрозы насильственной смены правящего режима, т.е. осуществления «цветной революции», с целью введения во власть лояльной политической силы. А близость очагов напряженности, таких как Сирия, создают высокий уровень террористической угрозы.

4. Морозов С.И., Савченко И.А. Социально-политическая безопасность Черноморско-Каспийского региона в контексте реализации национальных интересов современной России // Социально-политические и историко-культурные аспекты современной геополитической ситуации: Материалы Международной научно-практической конференции Х Научно-образовательного форума. Под ред. В.В. Бобылева. М, 2017. С. 311-314.

Новое перераспределение сил на международной арене, зависящее от характера позиционирования значимых политических игроков, разрабатывающих и предлагающих свои проекты политического взаимодействия и влияния на международной арене, является одним из главных источников геополитической угрозы для России, утверждают сотрудники Волгоградского госуниверситета - кандидат политических наук, доцент С. Морозов и ассистент И. Савченко. Обеспечение социально-политической безопасности России во многом зависит и от ситуации на региональном уровне. В связи с этим возрастает роль одного из ключевых регионов в системе социально-политической безопасности - Черноморско-

Каспийского региона, содержащего значительные разведанные запасы углеводородов. Основным предметом столкновения между мировыми геополитическими игроками в данном регионе стал политический контроль над коридорами транспортировки нефти и газа.

Противоборство РФ и стран Запада по поводу строительства нефте- и газопроводов, соединяющих Каспий с Черным морем, напрямую касается всего Юга России. В традиционном перечне проблем Черноморско-Каспийского региона: безопасность и развитие транспортно-энергетических коммуникаций, урегулирование локальных конфликтов, формирование региональных систем безопасности и сотрудничества и т. п. - возникают новые темы, актуализированные в последнее время. На политику в сфере региональной безопасности значительное влияние оказывают относительно взаимосвязанные факторы: рост террористических угроз в современном мире, усиление этноконфессиональной напряженности, интенсификация миграционных потоков (в том числе вынужденная миграция из зон военно-политической напряженности).

В региональном контексте тема борьбы с международным терроризмом актуализирована в связи с проблемой формирования той среды, которая поддерживает любые проявления террористической активности, имеет как криминогенные составляющее, так и более глубинные измерения: социально-политические конфликты в ряде стран региона, экономическая несостоятельность, проблема бедности, межэтническое противостояние и т.д. Все это способствуют развитию радикалистских настроений, фундаментализма, росту нелегальной миграции, а также других негативных факторов. К тому же неурегулированность региональных конфликтов создает благоприятную почву для попыток решать проблемы силовым путем, что вызывает асимметрические ответы в виде террористических актов. Глобализация борьбы с терроризмом, изменение политики США относительно стран постсоветского пространства могут повлечь за собой и изменение политики России в этой сфере, в частности и в контексте региональных процессов. Особую опасность для общественно-политической сферы российского общества вызывает развитие и функционирование в регионах, подавляющее население которых традиционно исповедует ислам, радикальных религиозных течений. Непосредственно для Юга России среди факторов роста этнополитической напряженности выступают географические и социально-экономические диспропорции между субъектами страны.

К Черноморско-Каспийскому региону приковано пристальное внимание со стороны других государств, в том числе Ирана, Турции, Балкан, Ближнего Востока, США, Китая. Он является зоной конкуренции и противостояния ведущих мировых держав. Юг России остается наиболее уязвимым звеном российской постсоветской системы: здесь периодически вспыхивают вооруженные конфликты и постоянно существует потенциальная угроза их нового возникновения.

Таким образом, в современном мировом процессе государства пытаются реализовать различные модели социально-политической безопасности. Страны - участницы НАТО во главе с США последовательно отстаивают тезис о необходимости проведения коллективной модели безопасности с основной ориентацией на военно-техническую мощь блока; в национальных стратегиях этих государств рассматривается вариант вмешательства во внутренние дела других государств под видом защиты собственных национальных интересов.

Заключение

Богатство углеводородными ресурсами, пересечение энергетических и транспортных артерий, и в то же время неопределенность международно-правового статуса Каспийского моря, стратегическое положение на фоне высокой вероятности осуществления «цветных революций» в прикаспийских государствах - все это создает потенциальную угрозу для национальной безопасности России. Изучение геополитических особенностей Каспийского региона позволяет определить возможные точки пересечения интересов глобальных игроков, что является особенно актуальным на современном этапе. США и ЕС в настоящее время являются в регионе основными игроками. Процессы, происходящие в Каспийском регионе, оказывают влияние на Россию, поскольку в последние годы, после украинского кризиса и вступления РФ в борьбу с международной террористической группировкой ИГИЛ на территории Сирии, отношения между Западом и Москвой резко обострились. Изучение геополитических особенностей Каспийского региона дает исследователям возможность выявить ключевые точки противостояния и угрозы национальной безопасности России.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.