1.2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
Черницы/на София Юрьевна, аспирант
Место учебы: Дипломатическая Академия МИД России
sophis@mail.ru
Аннотация: богатство углеводородными ресурсами, пересечение энергетических и транспортных артерий, неопределенность международно-правового статуса Каспийского моря, общее стратегически выгодное положение на фоне высокой вероятности осуществления «цветных революций» в прикаспийских государствах, создает потенциальную угрозу для национальной безопасности России. Изучение данных геополитических особенностей Каспийского региона позволяет определить возможные точки пересечения интересов глобальных игроков, что является особенно актуальным на современном этапе происходящих геополитических процессов.
Ключевые слова: геополитика, Каспийский регион, международно-правовой статус, ресурсы, энерготранспортный узел, Восток-Запад, Север-Юг, прикаспийские государства.
GEOPOLITICAL FEATURES OF THE CASPIAN REGION
Chernitsyna Sofia Yu., postgraduate student
Study place: Diplomatic Academy of the MFA of Russia
sophis@mail.ru
Abstract: the wealth of hydrocarbon resources, the intersection of energy and transportation routes, the uncertainty of the international legal status of the Caspian Sea, the overall strategic position coupled with a high probability of implementation of «color revolutions» in the Caspian States, poses a potential threat to Russia's national security. The study of these geopolitical features of the Caspian region allows to determine the possible points of intersection of interests of global players, which is especially relevant at the current stage in the ongoing geopolitical processes.
Keywords: geopolitics, Caspian region, the international legal status, resources, energy and the node East-West, North-South, the Caspian littoral States.
Неопределенность международно-правового статуса Каспийского моря, богатство региона углеводородными ресурсами, использование его в качестве энергетического и транспортного узла, а также общее стратегическое значение для прибрежных государств и географическое положение, создают все предпосылки для возникновения интереса ключевых геополитических игроков, таких как Россия, США, ЕС, Китай к данному региону. На Каспии пересекаются интересы и региональных стран, таких как Турция, Иран, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и др. [4, с. 21].
США и ЕС в настоящее время являются в регионе основными игроками, которые оказывают самое значительное влияние на геополитическую обстановку региона, в связи с тем, что Каспий представляет интерес, как с точки зрения экономического, так и стратегического аспекта. Последний связан с тем, что процессы, происходящие в Каспийском регионе, позволяют оказывать влияние на Россию, ввиду того факта, что в последние годы, после украинского кризиса и вступления РФ в борьбу с международной террористической группировкой ИГИл на территории Сирии, отношения между Западом и Москвой резко обострились. Изучение геополитических особенностей Каспийского региона становится, как никогда актуальным на современном этапе, так как позволяет выявить ключевые точки возможного противостояния и угрозы национальной безопасности России.
Каспийский регион представляет собой территорию на стыке Азии и Европы, примыкающую к внутреннему водоему, который из-за своей площади 737 тыс. кв. км, получило название моря. Каспий омывает берега пяти государств - Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан [7, с.114].
Однако существует несколько вариантов определения Каспийского региона и его границ. Так, Евразийская концепция трактует Каспийский регион более ши-
роко, так согласно этой концепции, регион представляет собой часть территории Евразии, где и происходят геополитические процессы. По утверждению З. Бжезинского Каспийский регион является частью обширной территории «Евразийских Балкан», которые включают не только территорию водоема и приграничных государств, но и постсоветские республики Центральной Азии, Южного Кавказа, а также Афганистан. Если рассматривать Каспийский регион как часть Евразийских Балкан, то регион приобретает характеристики этнически неустойчивого региона, расположенного на пересечении векторов национальных интересов крупнейших мировых держав [2, с. 149].
Одна из основных геополитических особенностей Каспийского региона заключается в том, что он является связующим звеном направления Север - Юг (Россия - Персидский залив), которое обеспечивает снабжение газом и нефтью рынки Европы. На Каспии сходятся несколько энерготранспортных артерий, которые имеют важнейшее значение в обеспечении экономик стран Запада энергоресурсами. Ввиду чего, контроль над трубопроводами является приоритетным направлением для США и ЕС [1, с. 86].
Распад Советского союза привел к тому, что в Каспийском регионе образовалось несколько независимых государств - Россия, Туркменистан, Казахстан, Азербайджан. Однако, архитектура трубопроводов, позволяющих вести торговлю энергоресурсами, созданная и введенная в эксплуатацию еще период существования СССР, осталась под контролем России, в связи с тем, что именно Россия стала правопреемником, что ставило бывшие республики в энерготранспортную зависимость от Москвы, так как такой расклад транспортных путей не предполагал самостоятельного осуществления новообразованными государствами транспортировки углеводородов. Таким образом, основной задачей при-
Черницына С. Ю.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА
каспийских стран в первые годы независимости стало создание трубопроводной системы, которая бы являлась частью энергетического коридора Восток-Запад, и пролегала в обход России [5, с. 67].
Вопрос транспортных взаимоотношений привлекает к себе внимание не только региональных государств, но и внерегиональных - ЕС, США, Китая. Особое влияние на процессы оказывают США: изначально в ходе операций на Ближнем Востоке 2000-х гг., регион Каспия представлял для США в первую очередь «зону энергетической безопасности», что было прописано в «Стратегии национальной безопасности» Вашингтона, то позднее ключевой вектор стал заключаться в военно-политическом взаимодействии. Позиция Каспийского региона стратегически выгодна и отвечает геополитическим задачам США, заключающимся в усилении американского влияния в регионе и ослаблению влияния таких государств, как Россия и Иран. Кроме того, Вашингтон видит угрозу и в интересе Китая, который в последние годы стал обращать внимание на Каспий. В результате претерпела изменение и американская концепция, которая предусматривает укрепление и расширение влияния политики военно-технического сотрудничества с прикаспийскими странами в рамках программы «Каспийский страж». Также реализуется несколько проектов, направленных на разработку месторождений в 2018-2022 гг. на каспийском шельфе. В результате чего происходит усиление влияния США на происходящие процессы на евразийском пространстве [6, с. 43].
Итак, пересечение энергетических и транспортных артерий Восток-Запад и Север-Юг в Каспии является одной из ключевых геополитических особенностей региона.
Надо отметить, что борьба за контроль над энергетическими ресурсами в современной геополитической картине мира является одной из ключевых, в силу того факта, что, по мнению большинства аналитиков, добыча углеводородов в ближайшее время пойдет на спад. Поэтому богатый нефтью и газом Каспий интересует геополитических игроков и как источник ресурсов. Так, например, по оценкам экспертов, ресурсы нефти и газа только Северного Каспия в его части, принадлежащей к Прикаспийской соляной провинции, могут достигать 1220013600 млн. тонн углеводородов [8, с. 80].
При этом здесь начинает иметь огромное значение одна из ключевых особенностей Каспийского региона, которая заключается в том, что до сих пор правовой статус Каспия окончательно не разрешен, так часть стран считает его «озером», а часть «морем». Данная проблема стала подниматься в международной политической повестке после распада СССР. И одну из наиболее жестких позиций в правовом вопросе занимает Иран, который не присоединился к Конвенции ООН 1982 года о морском праве, поэтому его юридических формулировках Каспий является «озером». Соответственно, от Тегерана исходят два предложения по разделу шельфа: первое - поделить Каспий на пять одинаковых по площади участков и разделить их между прибрежными странами, каждому из которых достанется по 20% его территории; второе заключается в совместном использовании всей акватории. Между тем, Россия, Азербайджан и Казахстан придерживаются принципа срединой или модифицированной линии разделения Каспия, в результате чего Ирану по такой схеме отходит всего лишь 13%, а, например, Казахстану - 29%. Таким образом, Тегеран не находит такое разрешение правового спора удовлетворяющим его запросы [3].
Попытки разрешения данного противоречия осу-
ществляются с момента распада СССР и образования новых государств. Так, Россия и Казахстан в 1998 году подписали соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года был подписан протокол к данному соглашению. В 2016 году президент РФ В. Путин подписал закон о ратификации документа, который вносит изменения в соглашение между РФ и Казахстаном о разграничении дна северной части Каспийского моря. Новый протокол предоставляет той компании, которая будет создана уполномоченными организациями России и Казахстана, право пользования участком недр для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых без проведения аукциона сроком на 25 лет с этапом геологического изучения недр до 7 лет [1, с. 87].
Однако выбранное общее позитивное направление и подписанные международные соглашения и протоколы (например, между Казахстаном и Азербайджаном были заключены соглашения в 2001 и 2003 гг. о разграничении дна Каспийского моря), пока не привели к видимому результату. Так, в 2016 году, в ходе встречи министры иностранных дел «каспийской пятерки» не смогли выработать удовлетворяющее и окончательное решение по проекту Конвенции о правовом статусе Каспия, но в целом относительно большинства положений стороны пришли к консенсусу. Решения по остальным были перенесены на саммит прикаспийских государств в 2017 году [7, с.114].
При этом следует отметить, что если относительно территории и правового статуса Каспия в целом пока решения не принято, то в одном ключевом вопросе прикаспийские страны выступили единодушно. В 2014 году на Астраханском саммите в ходе встречи на самом высшем уровне президентов всех прикаспийских стран было декларировано выработанное совместно решение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил нерегиональных держав [3].
Следует понимать, что в силу данной особенности Каспийского региона, а именно, нерешенный правовой вопрос относительно территориального раздела, а также определения самого Каспия, приводит к тому, что возникает огромное количество геополитических рисков, которые в первую очередь связанны с тем, что существует наличие спорных месторождений между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Здесь дополнительным аспектом повышения риска потенциального конфликта является не только отсутствие правового статуса и наличие спорных месторождений, но и активная милитаризация данного региона. Практически все прикаспийские государства наращивают военную мощь на Каспии и укрепляют военно-морские силы. Надо отметить также, что сам вопрос военного сотрудничества с третьими странами, которые не относятся к Каспийскому региону, вызывает диспут. Так, сегодня существуют две группы государств, по-разному смотрящие на военное сотрудничество в данном регионе с другими странами: Иран и Россия, категорически против любого военного присутствия третьих стран, в первую очередь США, в районе Каспия [1, с. 85], Азербайджан, Казахстан, Туркменистан готовы принимать иностранную помощь в милитаризации водоема, принимая условия третьих стран о возможности размещения военных баз этих стран на своей территории.
Следующая специфика Каспия связана с государственным устройством и внутренней политикой стран региона. Надо отметить, что, в первые годы после рас-
пада СССР активное взаимодействие ЕС и США с Азербайджаном, а также с другими прикаспийскими странами, привело к тому, что Россия активизировалась на данном направлении, видя угрозу собственным интересам в энергетической политике. Поэтому Москва взялась налаживать конструктивный диалог с бывшими советскими республиками. Кроме общего прошлого, взаимодействию стран способствовало укрепление положения России на международной арене. В результате чего западные страны, опасаясь за потерю контроля над регионом, пытаются воздействовать на государства Каспия привлекая к участию их соседей, таких как Турция. Кроме этого приводятся к власти лояльные правящие режимы при помощи механизма «цветных революций» [9, с. 72].
Как показывает анализ обстановки в прикаспийских странах вероятность возникновения в них угрозы насильственной смены власти довольно высока, в силу самой специфики государственного устройства, а именно несменяемости власти, то есть во главе каждой страны на протяжении длительного времени находится одна группа политических элит. Таким образом, возникают предпосылки для вызова возмущения народных масс. Более того, здесь имеется огромное количество нерешенных внутренних проблем, начиная от крайне высокого уровня коррупции и заканчивая перманентным социально-экономическим кризисом [3].
Такое положение вещей характерно не только для Туркменистана, но и для Азербайджана и Казахстана, которые имеют огромное количество внутренних нерешенных проблем. То есть, данный аспект имеет геополитическое значение, так как «цветные революции» давно и прочно стали опробованным и часто применяемым механизмом в мировой политической практике.
Таким образом, ключевыми геополитическими особенностями Каспийского региона являются следующие:
Во-первых, Каспий - это пересечение транспортных и энергетических артерий, соответственно, контроль над ними означает усиление присутствия в регионе и возможность оказывать влияние на сопредельные и зависимые от энергопоставок государства;
Во-вторых, Каспийский регион не только является транспортным узлом, но и сам является источником углеводородов, разработка и разведка которых позволяет решить одну из главных глобальных проблем современного мира - получение энергоресурсов в достаточных объемах.
В-третьих, политико-правовой статус Каспия до сих пор не определен, и вряд ли будет в ближайшее время, несмотря на декларируемые позитивные сдвиги в данном вопросе, так как, путь к компромиссу представляется довольно сложным. Кроме всего прочего, Россия, как один из ключевых игроков не заинтересована, чтобы всеми сторонами был признан «морской» статус Каспия, ввиду последующего ослабления собственного влияния в сфере транспортировки грузов. Однако, еще одной особенностью является большое количество нерешенных территориальных споров, где зачастую речь идет об углеводородных месторождениях;
В-четвертых, еще одной особенностью региона, являются практически идентичные системы государственного управления прикаспийских стран, где верховная власть
находится на протяжении последних десятилетий в одних и тех же руках. Кроме этого во внутренней политике таких стран существует огромное количество сопутствующих проблем, начиная от высокого уровня коррупции и заканчивая безработицей. То есть, возникает высокая вероятность социального взрыва, который может привести к насильственной смене власти.
Таким образом, совокупность геополитических особенностей Каспийского региона, особенно таких, как пересечение энергетических и транспортных артерий, связывающих Север и Юг, Восток и Европу; наличие больших запасов углеводородов; нерешенный правовой статус Каспия, а также вопрос территориальной принадлежности; делают данный регион наиболее вероятным для столкновения интересов глобальных геополитических игроков. Более того, такие особенности, характерные для практически всех прикаспийских государств, как несменяемость власти и ряд внутренних проблем, приводят к тому, что возникает высокий уровень угрозы насильственной смены правящего режима, то есть осуществления «цветной революции», с целью введения во власть лояльной политической силы. А близость очагов напряженности, таких как Сирия, создают высокий уровень террористической угрозы.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 92,92%.
Список литературы:
1. Абуллаев И. И. Проблемы безопасности в Каспийском регионе в контексте изменения геополитической ситуации. // Проблемы постсоветского пространства. -
2015. - № 4. - С. 84-87.
2. Бжезинский, З. Великая шахматная доска. Американское превосходство и его геостратегические императивы / З. Бжезинский. - М.: Международные отношения, 2010. - 262 с.
3. Добаев И. П. Черноморско-Каспийский регион в фокусе геополитических интересов мировых держав. [Электронный ресурс]. 2015. URL: http: // www.geopolitica.ru /article/chernomorsko - kaspiyskiy - region (дата обращения: 05.06.2017).
4. Жильцов С. С. Каспийский регион как геополитическая проблема современных международных отношений: дисс. на соискание ученой степени доктора полит. наук. - 2004. М. - 335 с
5. Жильцов С. С. Каспийский регион: новые энергетические потоки и новые вызовы. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 3 (44). - С. 64-71.
6. Зинченко Д. М. Столкновение геополитических интересов США и КНР в Каспийском регионе. // Актуальные проблемы современных международных отношений. -
2016. - № 7. - С. 42-46.
7. Косов Г. В., Литвишко О. М. Каспийский регион в системе международных регионов. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Ре-гионоведение. Международные отношения. - 2015. - № 6. - С. 111-117.
8. Серебряков А. О. Нефтегазовые ресурсы Каспийского моря. // Геология, география и глобальная энергия. -2013. - № 2 (49) - С.80-89.
9. Усманов Р. Х., Джавад З. Д. Новый вектор исследования современных геополитических процессов в Каспийском регионе в аспекте национальной безопасности государств. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 3 (44). - С. 71-77.