Научная статья на тему '\ геополитика \ крупная политика'

\ геополитика \ крупная политика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ геополитика \ крупная политика»

10 I

ГЕОПОЛИТИКА

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (73) 2008 ■

Рост цен на продукты питания грозит привести к глобальному продовольственному кризису. Больнее всего он ударит по странам третьего мира - взлет цен уже привел к обострению обстановки в ряде регионов, а Всемирный банк прогнозирует новые волнения. Правительства развитых государств активно стремятся обеспечить свою продовольственную безопасность, однако цены на продукты питания снижаться не будут. В результате нестабильность может перекинуться и на развитые страны. В этих условиях Россия может к своему статусу «нефтегазовой трубы» добавить еще и статус крупного продовольственного игрока. Не исключено, что в следующем году связка Россия-Украина-Казахстан вполне сможет обогнать главного мирового экспортера зерна - США.

Сводки с полей

С лета прошлого года, по данным Всемирной продовольственной программы (ВПП) ООН, цены на продовольствие выросли в среднем на 45%. На пшеницу, рис, кукурузу и растительное масло — в нынешнем году достигли рекордных уровней, на кукурузу — за последние два года удвоились. На пшеницу — достигли максимума за 28 лет. По прогнозам Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству, запас зерна в этом году будет самым низким с 1982 года. «Таких высоких цен еще не было, даже сравнить не с чем»,— говорит Николай Демьянов, директор по маркетингу Международной зерновой компании (дочка О!епсоге).

Все очень серьезно. По оценкам ВПП, потребуется $500 млн. помимо тех средств, которые пообещали выдать страны-доноры для преодоления того, что ВПП называет «продовольственным разрывом». Президент Всемирного банка Роберт Зеллик предупредил, что в 33 государствах рост цен на продовольствие может привести к социальной нестабильности. «В странах, где на продукты питания приходится более двух третей всего потребления, нет возможности для выживания», — сказал он.

В прошлом году счета развивающихся стран за импорт продовольствия выросли на 25%. Подорожание уже приводит к волнениям от Гаити до Египта.

Одними из первых взбунтовались египтяне. За три последних месяца рост цен на продукты питания в Египте достиг почти 20%. Как результат — почти 40% жителей страны оказались отброшенными за черту бедности. На улицах египетских городов запылали магазины, начались нападения на полицейских, зазвучали призывы ко всеобщей забастовке. Волнения стали причиной гибели одного человека, 15 — получили ранения.

На Гаити во время протестов против роста цен на продовольствие погибли, по меньшей мере, пятеро местных жителей. В столице страны Порт-о-Пренсе десятки тысяч голодных гаитянцев попытались взять штурмом президентский дворец, но попытку

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (73) 2008

сорвали правительственные войска. Однако другие районы города охватили погромы. Вспышка беспорядков на Гаити даже вынудила генсека ООН Пан Ги Муна лично призвать население острова к спокойствию. Цепная реакция пошла дальше: беднота взбунтовалась либо ропщет в Кот д'Ивуаре, Камеруне, где погибли 40 жителей, Мавритании, Мозамбике, Сенегале, Йемене, Бангладеш, Боливии, Индонезии, Афганистане и Узбекистане.

В Азии под ударом оказались такие страны, как Бангладеш, одно из беднейших государств мира, Индонезия и Филиппины, один из крупнейших импортеров риса. Массовые протесты в конце прошлого года в Мьянме (Бирма) также подстегнул рост цен на рис, растительное масло и керосин.

В апреле президент Венесуэлы Уго Чавес повысил цены на молоко на 37%, и пригрозил вводом войск на предприятия пищевой промышленности и их национализацией, если те не увеличат поставок своей продукции государству.

КНДР также угрожает глубокий продовольственный кризис. С таким предупреждением выступил региональный директор ВПП ООН в странах Азии Тони Бэнбери.

Воды!

Цены на продовольствие и энергоносители быстро растут. С доступностью воды тоже возникают проблемы — на разных континентах, от Австралии до Африки. Еще в начале этого года на Всемирном Форуме в Давосе не раз всплывала тема борьбы за эти основополагающие ресурсы — пищу, энергию и воду. Ведь параллельно с ростом цен на продовольствие, энергоносители и воду усиливается вероятность политических конфликтов из-за этих ресурсов. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, выступая в этом году в Давосе, отметил, что дефицит воды стал одной из причин столкновений в Дарфуре. Джейми Миссик, глава отдела глобальных суверенных рисков компании Lehman Brothers, указывает на ряд других событий, пусть не столь драматичных, но не менее наглядно свидетельствующих о политических последствиях растущих цен на продовольствие и энергоносители: массовые беспорядки, разразившиеся в Мексике прошедшим летом, после резкого повышения цен на кукурузную муку; демонстрации протеста в Индонезии, вызванные подорожанием соевых бобов, давку с человеческими жертвами в одной из западных провинций Китая, возникшую в прошлом сентябре при продаже растительного масла по сниженным расценкам, введение талонов на газ и бензин в Иране, массовые отключения электроэнергии в Аргентине и ЮАР.

Между тем, планировалось, что темой Всемирного экономического форума 2008 года станет «сотрудничество ради инноваций». Увы, случилось совсем иначе. Пришлось поговорить о причинах продовольственного кризиса. И не только. Вот вода, говорят, скоро кончится. Эксперты это объясняют так. Урбанизация и индустриализация способствуют росту потребления воды — и это в тот период, когда изменение климата приводит к перебоям с водоснабжением. В Китае зона дождей смещается к северу, а сами осадки становятся интенсивнее. Уровень воды в Янцзы снижается. То же самое можно сказать и о других крупных реках в разных регионах планеты: Мюррее в Австралии, Колорадо в США, Тахо в Испании и Португалии. Бизнесмены осознают, что проблема усиливается. Выступая в Давосе, Эндрю Ливерис, председатель правления Dow Chemical, даже назвал воду «нефтью XXI века».

Исполнительный директор «Совэкон» Андрей Сизов объясняет: «Для США конкуренция кукурузы с другими культурами очень актуальна, эта страна приняла программу, по которой использование биоэтанола в топливе обязательно. По мере роста цен на кукурузу сельхозпроизводители занимали под нее все большие площади, сокращая посевы под другие культуры». Кроме того, рост цен на кукурузу привел к тому, что американские животноводы стали частично замещать ее пшеницей. Как результат — пшеница тоже стала дорожать. «Тенденция увеличения производства биотоплива стимулировала рост спроса и цен на зерновое сырье. Наложи-лась и общеэкономическая ситуация, когда при ослаблении доллара финансовые ресурсы начали перетекать из фондовых рынков в сырьевые активы, в том числе в зерно», — уточняет Демьянов.

40% египтян оказались отброшены за черту бедности

Проблемы с продовольствием, энергоносителями и водой взаимосвязаны. Необходимость увеличения площадей сельскохозяйственных земель для выращивания зерновых приводит к вырубке лесов, что может усугубить процесс глобального потепления и заодно увеличить нагрузку на мировые водные ресурсы. С другой стороны, попытки Америки найти альтернативу нефти привели к массированным капиталовложениям в производство биотоплива, которое вырабатывается из кукурузы. Это, в свою очередь, обернулось сокращением возможностей для использования кукурузы в пищевой промышленности и росту цен на продовольствие.

Плюс ко всему ситуацию усугубила засуха в Европе и Австралии. Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько резюмирует: «Причина роста цен на зерно, как всегда, многокомпонентная: рост платежеспособного спроса со стороны развивающихся стран, развитие биотопливной индустрии, неурожаи в ряде ключевых стран-производителей».

Еще одна серьезная причина подорожания продовольствия — инфляция. Причины роста цен варьируются в зависимости от региона, однако основные из них тоже родом с мирового рынка: высокие тарифы на энергию потянули за собой вверх остальные цены. И здесь не последнюю роль сыграл экономический взлет Китая и Индии.

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (73) 2008 ■

использовать во время экономической реформы. Площадь этих земель составляет 20—25 млн. га. Использование этих земель позволит увеличить производство зерна на 30 млн. т. Введение пашни Алексей Гордеев сравнивает с поднятием целины в 50-х годах.

По данным ИКАРа, в этом сезоне под озимые в нашей стране засеяно на 1,5 млн. га больше, чем в прошлом. Увеличить площади под яровые планируют на 500 тыс.—1 млн. га. «Если говорить о перспективах, то есть потребность увеличить экспорт до 25—30 млн. тонн», — сказал министр. А по оценкам Николая Демьянова, мировая конъюнктура позволила бы России уже в краткосрочной перспективе поставлять на внешний рынок до 20 млн. т зерна в год.

Что примечательно, кризис перепроизводства вряд ли случится. Во всяком случае, в ближайшее время. «Два года подряд в мире были плохие урожаи пшеницы, поэтому

Российская пашня спасет мир от голода

Что делать

Всемирный банк ждет помощи от славян. Президент Всемирного банка Роберт Зеллик рассчитывает, что Россия и Украина помогут решать глобальные продовольственные проблемы. Он подчеркнул это в преддверии весенней сессии руководящих органов ВБ и МВФ.

При этом в России в начале марта, после истечения срока соглашения с производителями о «заморозке» цен на «социально значимые» продукты питания, хлеб подорожал в среднем на 20%. Цены продолжают расти. На Украине к 3 апреля рис подорожал до исторического максимума, стоимость кукурузы приблизилась к рекордному уровню.

Но хотя Россию с Украиной продовольственный кризис тоже затронул, Всемирный банк прав, рассчитывая на нас.

Россия действительно может сыграть в сложившейся ситуации ключевую роль. Глава Минсельхоза Алексей Гордеев в середине апреля заявил о том, что России не грозит продовольственный кризис, она одна из самых обеспеченных продовольствием стран. Более того, мы его экспортируем. Согласно данным Росстата, в прошлом году Россия собрала 81,8 млн. т зерна против 78,6 млн. т в 2006 году. При этом экспортировали мы 16,7 млн. т зерна, что на 49,5% больше, чем в 2006 году.

И это далеко не все, на что способна Россия. Государственная программа развития сельского хозяйства на период 2008—2012 годов предусматривает увеличение производства зерна до 100 млн. т. «В 2008 году

в стране соберут 85—86 млн. тонн», — считает Борис Розенвальд, директор по развитию «Агро-Инвест» (структура шведской Black Earth Farming Ltd). Есть и более оптимистичные прогнозы, по которым урожай ожидается на уровне 90 млн. т. Между тем урожайность российских земель постоянно растет. По данным «Совэкон», в 2005 году с гектара собирали 18,5 центнера, а в 2007 году — 19,8 центнера. Правда, мы все еще серьезно отстаем от Западной Европы, где собирают примерно по 50—60 центнеров с гектара.

По оценкам министра, Россия в ближайшие пять лет может войти в тройку мировых экспортеров зерна (сейчас мы в этом списке на пятом месте). Этому будет способствовать рост производства зерна за счет ввода в оборот пашни, которую перестали

Штурм президентского дворца в Гаити. Голодные люди способны на все

в новый сезон мы войдем с низкими мировыми запасами. И рост производства следующего года во многом пойдет на их восстановление», — объясняет Андрей Сизов.

По-хорошему, в список Зеллика можно добавить еще и Казахстан. «После того как Россия ввела ограничения на экспорт зерна, Казахстан стал активным экспортером на мировом рынке», — напомнил Дмитрий Рылько. Выход Казахстана на лидирующие позиции стал возможен после того, как ограничения на экспорт стали действовать в России, Аргентине, Австралии и на Украине. По оценке казахского минсельхоза, в прошлом году Казахстан экспортировал порядка 7 млн. т зерна.

■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №05 (73) 2008

Дмитрий Рылько рассказал, что ИКАР только что подготовил исследование для ЕБРР, согласно которому через десять лет совокупный региональный экспорт зерна из России, Украины и Казахстана достигнет 50 млн. т (по сравнению с нынешними 30 млн. т). А уже в ближайшее время, не исключено даже, полагает Рылько, что в следующем году, связка Россия—Украина—Казахстан вполне сможет обогнать главного мирового экспортера зерна — США (сейчас США экспортируют 34 млн. т зерна в год).

Самое время задуматься о политике. Ведущие экспортеры сельскохозяйственной продукции в последнее время запретили или серьезно ограничили экспорт. К примеру, основные экспортеры риса, пшеницы и сои — такие как Аргентина, Вьетнам и Россия — ограничили поставки за рубеж, вызвав среди стран-импортеров беспокойство насчет продовольственной безопасности. Однако эти ограничения

можно обойти за счет подписания правительствами двусторонних контрактов, утверждают дипломаты. Пионером в этой области стали Египет и Сирия — Каир согласился поставлять Дамаску рис в обмен на пшеницу. Кроме того, в марте Филиппины безуспешно попытались заключить договор с Вьетнамом на поставку крупной партии риса. Украина готова заключить с Ливией соглашение о том, чтобы выделить 100 тыс. га своей земли под выращивание зерна для этой североафриканской страны. Это позволяет обойти запрет на продажу зерновых.

Индия, как утверждают трейдеры, провела переговоры с Казахстаном о подписании двустороннего контракта на пшеницу — последние два года Дели вынужден импортировать зерно.

Ведет работу в этом направлении и Россия. По итогам переговоров с премьером Монголии Санжийном Баяром премьер-министр Виктор Зубков заявил, что Рос-

сия поставит в Монголию 100 тыс. т пшеницы. По словам дипломатов, двусторонние и бартерные сделки свидетельствуют об изменении тенденций на рынке Абдулреза Аббассиан, эксперт Организации ООН по продовольствию и сельскому хозяйству говорит: «Двусторонними соглашениями пользуются все чаще...Некоторые страны начинают проявлять к подобным контрактам интерес, поскольку в случае новых ограничений они позволят получать необходимые поставки». Иными словами, для всех ограничиваем экспорт, причем формально— абсолютно обоснованно, а потом кому-то (выборочно) делаем исключения. Кушать при этом хочется всем.

Как-то раз, когда деревья были еще большие, мужчина при знакомстве с девушкой представился ей как «крупный бизнесмен». Она уточнила: «Крупу производите, да?» Похоже, наступили времена, когда эта ситуация уже не выглядит смешной. Настает время «крупной» политики. Ц

Состоится ли снижение цен на российском

В последние недели зерновое сообщество России разделилось на два условных лагеря: одни аналитики предсказывают (немедленное) слабое или сильное падение внутренних цен на зерно. Собственно говоря, если следовать их логике, указанное падение уже должно было состояться. Другие считают, что повышательный тренд на рынке сохранится до конца сезона. Еще в декабре ИКАР выдал следующий прогноз: под влиянием введения запретительной пошлины на пшеницу цены могут незначительно снизиться, но в дальнейшем продолжат расти. Тогда далеко не все поверили этим оценкам. Но реальность превзошла все ожидания: с начала нового года на рынке зерна крайне высокие темпы роста цен. За неполных три месяца 2008 года цена на пшеницу, например, повысилась в среднем на 2700 руб. за тонну.

Теперь рассмотрим текущую ситуацию. Основные факторы, способные погнать цены вниз:

1) по распространенному мнению, значительная часть крупных переработчиков «затоварилась» на месяцы вперед;

2) экспортный спрос в условиях запретительной пошлины отсутствует, пошлина будет продлена до 1 июля 2008 года;

3) снижение запасов на 2,1 млн. т по сравнению с прошлым годом, которое показал Росстат на 1 февраля, легко нивелируется парой месяцев отсутствия экспорта;

4) достигнутые на этой неделе цены (в Центральночерноземном районе) 9200—9500 руб. за тонну пшеницы 3-го класса, превышают все мыслимые психологические барьеры;

5) валовой сбор зерна в 2008 году, судя по состоянию озимых и ожидаемого ярового сева, может превысить показатель 2007 года на 4-8 млн. т

С другой стороны, есть масса факторов, оказывающих поддержку рынку.

1. По оценкам ИКАР, запасы, сделанные переработчиками, и мукомолами в частности, не так значительны, как они в этом уверяют. Даже в Сибири и на Урале остаются крупные предприятия, которые будут продолжать закупать

рынкезерна

зерно вплоть до нового урожая. При этом и в восточных регионах, где есть зерно, продолжается рост цен.

2. Запасы у крупных трейдеров относительно невелики.

3. На мировом рынке в ближайшие месяцы сохраняются высокие цены на поставки. По результатам последних тендеров, «виртуальный ФОБ (англ. FOB, от free on board - «свободно на борту») Новороссийск» — $440—460 за тонну.

4. Существуют сильные опасения, что урожай зерна в России в 2007 году значительно завышен.

5. Казахстан большую часть пшеницы уже реализовал внешним компаниям под экспортные контракты—это зерно никогда не окажется на нашем рынке.

Отдельно следует выделить фактор мирового рынка. Ведь в конце концов, даже с учетом запретительных пошлин, мы продолжаем быть жестко привязанными к миру. Атам, на фоне разочарования в акциях и облигациях, фонды переместились в товарные фьючерсы, в частности в зерно и масличные. Ситуация с переливами из одних инструментов в другие остается крайне неустойчивой, в зависимости от многих составляющих глобального финансового кризиса. Но в целом представляется маловероятным, что в ближайшие месяцы фонды выведут значительные суммы из «мягких товаров» — пока некуда.

Итак, вырисовывается три сценария дальнейшего развития событий на внутреннем рынке.

1. Цены в ближайшее время стабилизируются, а в дальнейшем начинается плавное снижение вплоть до нового урожая. Факторов значимого падения нет, поскольку нижней границей выступает все еще весьма высокая оценка нового урожая.

2. Цены растут вплоть до нового сезона, но крайне низкими темпами.

3. Цены в ближайшее время стабилизируются, а в конце сезона возможен краткосрочный рывок вверх под влиянием складывающегося дефицита. Последнее возможно, если наши оценки переходящих запасов слишком оптимистичны.

Институт конъюнктуры аграрного рынка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.