Научная статья на тему 'Геополитическое положение России в коммуникативном пространстве современной культуры'

Геополитическое положение России в коммуникативном пространстве современной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
281
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитическое положение России в коммуникативном пространстве современной культуры»

В. И. Грачев

Геополитическое положение России в коммуникативном пространстве современной культуры

Геополитика в изначальном определении её основоположниками Макиндером, Ратцелем, Челленом, Хаусхофером и русскими евразийцами Н. Трубецким, П. Савицким ориентируется на особенности различных типов цивилизаций и государств, в зависимости от их географического положения.

Одним из главных постулатов геополитики является утверждение о том, что геополитическое положение государства считается более важным, нежели особенности политического устройства этого государства, то есть фундаментальный геополитический принцип -это отношение государства к пространству, и в первую очередь к культурному пространству. Культурное пространство детерминировано языком, его носителями и системой сложившихся в пространственно-временном континууме культурных ценностей.

Культура, политика, идеология и религия рассматриваются в геополитическом плане как важные факторы развития любого государства. Культура XX-XXI веков существует в мире тотальной коммуникации и новое культурное пространство рождается как система социокультурных коммуникаций. Культура выступает в аксиогенном аспекте как своеобразная социальная система выявляющая, систематизирующая, воспроизводящая, сохраняющая, защищающая, развивающая и передающая ценности в обществе, а для этого нужна система социокультурных коммуникаций, только ещё складывающаяся в современном обществе.

Весьма важной представляется идея М.К. Мамардашвили о связи между культурой и философией. Дальнейшее развитие, уточнение и конкретизация этой позиции, где философия предстаёт некой рефлексией над предельными основаниями культуры1, становится вполне плодотворным и действенным для исследования культуры.

Феномен культуры в современной культурологии определяется как совокупность механизмов по осуществлению социального взаимодействия людей, обеспечивающих ценностно-смысловую, нормативно-регулятивную и знаково-коммуникативную функции этого

1 Философия в современной культуре: новые перспективы: материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 2004. № 4. С. 3-47.

41

взаимодействия, а также накопление, кумуляцию и трансляцию социального опыта совместной жизнедеятельности1. Этот подход одного из ведущих российских культурологов А. Я. Флиера к пониманию культуры, считаю весьма плодотворным и близким мне по сути.

Научные представления о культуре как особом синкретическом материально-духовном единстве человеческой деятельности создающей и сохраняющей смыслы, артефакты, ценности и идеалы человеческой жизни дают основание утверждать, что основой этого культурного единства, является социокультурная коммуникация. С этих позиций социокультурная коммуникация может быть определена как универсальная информационно-коммуникационная синергетическая система субъектного взаимодействия в социальном пространстве культуры на основе коммуникативно-познавательных процессов обмена, хранения, освоения и трансляции культурных ценностей в их духовном выражении и материальном воплощении.

В контексте философско-культурологической проблематики социокультурная коммуникация рассматривается не только как социально-детерминированное явление, решающее проблемы сосуществования различных культур, но и как важнейший механизм саморазвития культуры, фактор обеспечения культурной преемственности, как процесс и механизм диалога культур, в результате которого каждый партнер по коммуникации осознает и обретает свою индивидуальность, самобытность, идентичность1 2. Сам принцип формирования культуры невозможен вне коммуникации, а значит и вне социально-коммуникативной деятельности, под которой нами понимается деятельность по освоению и передаче культурных ценностей в хронотопной системе координат. Таким образом, можно сказать, что коммуникация в сфере культуры всегда ценностно ориентирована, хотя сама культура не аксиологический феномен и, что особенно важно, отождествление культуры исключительно с ценностями некорректно. Исходя из этого, не все, созданное человеком, не только ценности, но и анти-ценности. В то же время необходимо отметить, что все явления культуры должны и могут быть объектом социально-культурной деятельности, а ценностноориентированная

1 Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 124-145.

2 См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996.

42

коммуникативная деятельность могла бы служить для этого своеобразным аксиологическим фильтром.

Социокультурная ситуация современной России характеризуется отрицанием и переоценкой прежних ценностей, поиском новых способов сохранения и трансляции культурного опыта - все это связано с распадом традиционных и одновременным возникновением иных социокультурных структур, что ставит исследование теоретикометодологических основ изучения и адекватного объяснения информационно-коммуникационных процессов и явлений, происходящих в социальном пространстве современной культуры, в ряд наиболее актуальных проблем отечественной культурологии.

Общество сегодня переживает новую фазу своего развития, превращаясь из индустриального в информационное. Этот процесс получил название «информационной революции», так как имеет революционный, а не эволюционный характер развития и глобальные геополитические последствия. Информация становится одновременно предметом, средством, и результатом труда. Информационное общество - это общество, в котором в ходе его информатизации и компьютеризации, то есть стремительного роста производства и распространения всех видов информации и коммуникаций, каждому субъекту может быть обеспечен доступ к необходимой информации для выполнения социально значимых функций и жизнедеятельности. Информационные и коммуникационные процессы в таком обществе пронизывают все его структуры, а производственные отношения становятся, по сути, не столько экономическими, сколько информационно-коммуникационными. В этом заключается уникальная особенность современного общества.

В условиях общественного развития решающими факторами формирования социокультурной среды становятся коммуникационные и информационные процессы, происходящие в ней, особенно, бурно развивающаяся в настоящее время система теле- и компьютерных коммуникаций, в том числе и глобальная информационнокоммуникационная сеть, что существенно влияет и на геополитическое положение стран не только в реальном, но и в виртуальном мировом пространстве. Соответственно меняется и вся социальнокультурная сфера этих стран. Под социально-культурной сферой принято понимать совокупность различных институтов общества

призванных производить, хранить, оценивать, осваивать и трансли-

43

ровать продукты и услуги культурной деятельности, то есть культурные ценности. И вся эта огромная сфера становится в современной России широким полем геополитики в самых различных её направлениях.

Важнейшим понятием, наряду с социально-культурной сферой, необходимым для осмысления информационных и коммуникационных процессов, происходящих в ней, является понятие социальнокоммуникативной деятельности. Социально-коммуникативная деятельность - это деятельность по освоению и передаче культурных ценностей в хронотопной системе координат. Следовательно, социально-коммуникативная деятельность может быть определена так же, как креативная, когнитивная и трансляционная сторона прямого и опосредованного взаимодействия людей с культурными ценностями и текстами культуры в социальном пространстве и времени или геополитическом пространстве. Артефакты культуры, выраженные в семантико-семиотической форме, и есть тексты культуры, с которыми в том или ином плане взаимодействуют различные индивиды и социальные группы.

В современном «информационном обществе» складывается принципиально новый тип производства, распространения и хранения культурных ценностей. Преобладающей до недавнего времени была книжная культура, следуя которой каждый человек в процессе своего личностного формирования прочитывал сотни и тысячи книг и другой печатной продукции. Эта культура заполнила нашу жизнь множеством книг и журналов, создала разветвленную сеть библиотек, книгопечатающую индустрию. На протяжении нескольких веков именно текстовая литература была ведущей формой художественного творчества. В постиндустриальном, информационном обществе все большее значение приобретает «экранная» культура.

Производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, что приводит к коренным изменениям в культуре. Выделяются три основных принципа нового типа «экранной» культуры. Во-первых, она интернациональна по своей природе, не подвержена языковым барьерам и легко пересекает национально-государственные границы, то есть меняет, если не отменяет, саму сущность геополитической структуры. Во вторых, компактность новых систем хранения информации и способность её надежного и быстрого переноса на любые расстояния делает возможной радикальную децентрализацию любых процессов, включая управление и образование. Формируются сети коммуникаций, поддающиеся относительно легкой

44

трансформации в зависимости от изменения задач и функций. В-третьих, доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам средств массовой коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности всемирного культурно-информационного пространства, к ослаблению и снятию всех барьеров, а с другой - к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его интересам. Видеокомпьютерная и космическая связь доносит до человека наглядно и даже чувственно-эмоционально достоверные впечатления о самых различных обстоятельствах, уголках, явлениях во всех странах и среди всех народов, тем самым кардинально расширяя и изменяя геополитическое и культурное пространство этих стран. Таким образом, новые информационные технологии, наряду с другими достижениями НТР, во многом меняют принципы функционирования культуры, протекание и содержание духовных процессов, формы знания и типы мышления. Однородность информационного пространства, однако, не навязывает принципиального сходства всех культур. Напротив, особую ценность приобретают черты несходства, несущие с собой дополнительную информацию, способную вызвать интерес в разных местах информационной сети. Экран, конечно, не исключает письменного текста, но дополняет его устной речью, видовыми изображениями, поведением изображаемых персонажей, анимационными методами, музыкальным звучанием. Кроме того, сам текст и любая программа становятся динамичными, полисемичными и управляемыми. Вместо однонаправленного потока информации от текста к субъекту культуры здесь возникают элементы диалога с экраном, что находит выражение, в частности, в интерактивном телевидении, компьютерных играх1.

Весьма продуктивным для оценки современной информационно-коммуникационной ситуации в геополитическом пространстве России представляется подход французского геополитика Ива Ла-косты, получивший название «внутренней геополитики». В соответствии с ним, геополитика рассматривается не как континентальное мышление, основанное на фундаментальном планетарном цивилизационно-географическом дуализме, а лишь в качестве методологического инструмента анализа конкретной геополитической ситуации. Ив Лакост и последователи его школы привнесли в геополитику новейшие критерии, свойственные современному информационному

1 См.: Ерасов Б.С. Социальная культурология. Ч. II. М.: АО Аспент Пресс, 1994. С. 208-210.

45

обществу. Наибольшим значением среди информационных систем, прямо влияющих на геополитические процессы, обладают средства массовой коммуникации, особенно телевидение.

Известный постмодернист и коммунитолог Умберто Эко считает, что будущее именно за Интернетом. Но глобальные информсети остаются пока достоянием лишь коммуникационноинкультурированной части общества и недоступны для многих. Сегодняшняя эпоха, по мнению писателя, это эпоха утраченной простоты, девальвации слова, когда возникает конфликт Книги и Гипертекста, линейной (письменной) и экранной коммуникации. Каков исход этого конфликта? Пока не ясно. Вероятно, этот исход зависит от развития информационной и коммуникационной культуры современного общества.

Под информационной культурой нами понимается совокупность средств и результатов информационной деятельности, в процессе функционирования которой достигается определенный уровень освоения и использования информации, необходимой для выполнения профессиональных функций и формирования личности.

Коммуникационная культура может быть определена как культура взаимодействия индивидов и социальных групп по обмену некими смыслами в социальном и геополитическом времени и пространстве.

Современные научные представления о культуре как особой сферы духовного производства, создающего и сохраняющего в «текстах культуры» смыслы, ценности и идеалы человеческой жизни, позволяют полагать, что именно социокультурная коммуникация, является основой сохранения и трансляции культурных ценностей в геополитическом пространстве культуры. Социокультурная коммуникация, с этих позиций, рассматривается как взаимодействие различных социальных групп и индивидов в геополитическом пространстве культуры, таким образом, взаимодействие реализуется по различным коммуникационным каналам в виде разнообразных текстов культуры, артефактов фиксирующих результаты человеческой деятельности, эстетический опыт, смыслы, ценности и идеалы человеческой жизни, а также информационных

46

сообщений о них в современном социокультурном и геополитическом пространстве.

В современном обществе доминирует теперь не концептуальнорациональный подход к восприятию культурных ценностей, а их образное восприятие понимаемое не только в рамках гештальтпсихологии. «Образ» сегодня становится наивысшей концентрацией любой идеи - религиозной, культурной, политической, научной и иной. В наше время наблюдается интенсивный переход от традиционной линеарной к экранной культуре, основой которой и служит коммуникационный образ или телекоммуникационная «картинка». Политические, идеологические и геополитические воззрения формируются у значительной части населения мира во многом на основе телекоммуникаций. По определению представителей медиакратического направления в геополитике, медиальный или коммуникационный «образ» является атомарным синтезом, в котором сосредоточены сразу несколько подходов - этнический, культурный, идеологический, политический.

Современное геополитическое пространство может рассматриваться как пространство взаимодействия стран и народов по обмену культурными ценностями. Таким образом, коммуникация в сфере культуры всегда ценностно ориентирована. Все это вызывает насущную необходимость оценить роль современных социальных форм организации культурной деятельности, их отношения между собой или значение социокультурных коммуникаций в изменяющемся геополитическом мире.

Основой функционирования и управления любой организационной структурой является социально-коммуникативная деятельность, то есть деятельность в результате которой осуществляется обмен социальной информацией в процессе взаимодействия и общения между людьми. Этот процесс предполагает многоаспектную обработку информации, а также передачу её потребителям, использование в различных целях и контроль за эффективностью воздействия информации на различные социальные группы и индивиды. Особенно возрастает стохастическая сложность этой деятельности в современном российском геополитическом пространстве. Эта сложность во многом детерминирована геополитическими факторами России, в частности, необходимостью сохранения её культурной и государственной уникальности перед постоянными вызовами Запада и Востока. И тогда отрицание Запада и Востока в культурном плане может стать историческим императивом независимости России, но это неизбежно ведет к изоляционизму и затруднению в со-

47

циокультурных коммуникациях. Реальной должна стать геополитическая формула России «и Запад и Восток». В этом случае мы будем иметь дело с поликоммуникативной системой отношений России с другими частями геополитического мира.

Культурно-историческая сущность России, её духовное самоопределение и идентичность выражаются формулой: «не Европа, не Азия». Россия есть нечто третье, «срединное», самостоятельное и особое, что не имеет выражения ни в формах Востока, ни в формах Запада. В географическом, ландшафтном, климатическом, культурном, религиозном и лингвистическом отношении наша страна представляет собой геополитическое единство, получившее название -Евразия. Вместе с тем Россия, по определению одного из основателей геополитики Хэлфорда Джорджа Макиндера, является «Географической Осью Истории» или «цивилизационной осью». И этим обусловлено её особое геополитическое положение в мире.

Исходя из понимания социокультурных коммуникаций как движения культурных ценностей в пространстве и времени, можно считать, что основанием геополитического пространства современной России могут стать межкультурные коммуникационные процессы, особенно интенсивно развивающиеся сегодня благодаря широкой компьютеризации и информатизации, разветвленной системе теле-и компьютерных коммуникаций, в том числе и глобальным информационным сетям.

Примерно об этом, но в ином историческом и информационном контексте, говорил один из основоположников российского евразийства Петр Савицкий: «Современная Россия должна решительно и бесповоротно отказаться от прежних методов объединения, принадлежащих изжитой и преодоленной эпохе - методов насилия и войны. В современный период дело идет о путях культурного творчества, о вдохновении, озарении и сотрудничестве».

Социокультурные коммуникации в современном обществе играют уже не вспомогательную роль, как раньше, но становятся мощнейшим самостоятельным геополитическим фактором. Именно межкультурные коммуникационные процессы и должны стать связующим началом для образования единого геополитического социокультурного пространства Евразии, каковым, на наш взгляд, становится современная Россия.

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.