Научная статья на тему 'Геополитическое и геоэкономическое развитие России в многополярном мире'

Геополитическое и геоэкономическое развитие России в многополярном мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конвергенция социализма и капитализма / кооперация / двухсекторная экономика / стратегическое планирование. / the convergence of socialism and capitalism / cooperation / a two-sector economy / strategic planning.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тульчеев В. В., Жевора С. В., Гордиенко Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитическое и геоэкономическое развитие России в многополярном мире»

Тульчеев В.В.

д.э.н., гл.н.с. ВНИИКХ

Жевора С.В.

к.с.-х.н., директор ВНИИКХ

Гордиенко Н.Н.

н. с. ВНИИКХ

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

В МНОГОПОЛЯРНОМ МИРЕ

Ключевые слова: конвергенция социализма и капитализма, кооперация, двухсекторная экономика, стратегическое планирование.

Keywords: the convergence of socialism and capitalism, cooperation, a two-sector economy, strategic planning.

Сегодня мир не может быть однополярным, так как после разрушения «империи зла» (СССР) капитализм показал все свои «добрые» дела: разорение и уничтожение целых стран; внедрение «цветных революций», сопровождающихся внутренними раздорами и гражданскими войнами; санкции и развертывание технологических, финансовых, экономических, торговых, биологических и прочих войн; многомиллионная миграция и терроризм. При этом в «империи добра» сохраняются проблемы бедности, экологии, дифференциация доходов и т.п., мир не стал справедливым, безопасным и более гуманным. Усилилась борьба за новый торгово-экономический передел мира между экономическими союзами государств, в которых доминирует США с одной стороны, а с другой стороны ЕАЭС, СНГ, ШОС, АТЭС и др. с присутствием России, Китая, Индии и др.

Гэлбрейт1, отводя особую позицию государству в системе создания нового индустриального общества писал: «На деле же в индустриальной системе граница между частной и государственной сферами компетенции не различима и в значительной степени условна, а ненавистный союз между государственными и частными организациями нор-мален»2. По данным Росстата на долю 30% занятых в госсекторе приходится 70% ВВП, что говорит об его эффективности. Вклад государства и госкомпаний в ВВП в 2015 г. по данным ФАС возрос до 70%3, а по данным МВФ «в российской экономике общая доля госсектора по оценке МВФ составляет не менее 71%, в том числе госкомпании формируют порядка 29% ВВП.. ,»4.

В настоящее время рыночный механизм заменяется вертикально-интегрированными технологическими цепочками, которые создают и которыми управляют новые менеджеры, инженеры-экономисты, инженеры-маркетологи. Они могут решать межотраслевые проблемы на стыке наук «здесь и сейчас» в зависимости от изменения конъюнктуры внутреннего и мирового рынков. Капитализм эпохи свободной конкуренции приходит к своему концу. При этом «рыночный механизм заменяется тем, что принято называть вертикальной интеграцией», «где применяется наиболее сложная и передовая техника, рыночный механизм полностью замещается, а планирование становится поэтому наиболее надежным». И наконец, «врагом рынка является не идеология, а инженер. Не социалисты враги рынка, а передовая техника5».

Из крупных корпораций создается планирующая система, которая изменяет саму рыночную экономику. Сама же рыночная экономика, по мнению Гэлбрейта - «это мир мелких фирм» (мелкий и средний бизнес), который заметно сокращается. Если, например, в 1970 г. на долю крупнейших корпораций США, составляющих 0,33% от общей численности предприятий, приходилось до 50% всех активов обрабатывающей промышленности, то в 2014 - 88,7% всех активов6. В свою очередь господствующие технологические структуры в корпоративном секторе Гэлбрейт назвал «новым индустриальным обществом».

Между тем, развивать сельское и народное хозяйство России можно лишь с помощью государства, восстановления госмонополии внешней торговли по стратегическим товарам с возрастающей его доли в распределении ВНП. Так, в таких странах как Швеция, Норвегия, Нидерланды уровень государственных расходов составляет более 50%

1 Гэлбрейт Джон Кеннет (1908-2006 гг.) - великий американский учёный, экономист - предложил изменить экономический мир без серьёзной ломки в плановой и рыночной экономиках, выдвинув 50-60 лет назад гипотезу о целесообразности конвергенции (сближения, схождения) социализма и капитализма.

2

Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. - М.: АТС, 2004. - С. 422.

Ведомости. - М., 2016. - № 4171, 29 сентября; Бюллетень о развитии конкуренции. 2016. - Март.

4 Коммерсант. - М., 2016. - 29 декабря.

5 Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. - М.: Прогресс, 1969. - С. 63, 68, 71.

6 Комолов О.О. Крупный и малый бизнес: роль и место в современной экономике // Экономическое возрождение России. -М., 2015. - № 4 (46). - С. 158.

ВНП при среднеевропейском уровне в 40-45%. В России этот показатель составляет с 1992 г. примерно 30%, что является самым низким показателем в мире1.

Для проведения широкомасштабной модернизации российского сельского и народного хозяйства этих сил недостаточно. Различные формы планирования (директивное, индикативное, векторное, программно-целевое и др.) используются во всех странах, корпорациях, объединениях и хозяйствах. При этом рыночный и народнохозяйственный механизм планирования не заменяют, а лишь дополняют друг друга, так как конкуренция вынуждает сопоставлять индивидуальные издержки по производству любого товара с общественно необходимыми затратами, складывающимися на мировом рынке. В свою очередь, рыночный механизм лишь балансирует стремление и возможности каждого производителя сельхозпродукции и других товаров к другим производителям, обеспечивая эквивалентный обмен в обществе.

После рыночных «реформ» в России наша экономика оказалась сырьевой, коррумпированной, малоцивилизованной и непригодной к дальнейшему развитию, тем более при старой высокозатратной «валовой» структуре (созданной в 50-60 гг. XX в.). В результате ускоренной непродуманной приватизации, ликвидации многих промежуточных звеньев единого цикла производства, их перепрофилирования или многоразовой перепродажи с уничтожением или сдачей в металлолом работающих станков, оборудования и другой специализированной техники - организационно-экономические и технологические взаимоотношения в народном хозяйстве между предприятиями, хозяйствами, сферами АПК и другими комплексами были разорваны «в клочья», а новые до сих пор во многих отраслях и между технологически взаимосвязанными на конечный продукт предприятиями не созданы.

Сегодня, когда Россия восстанавливает свою индустриальную мощь на основе последних поколений техники и технологий, осуществляет диверсификацию экономики в условиях многополярного мира, вопрос воссоздания лучших форм советского народнохозяйственного планирования (превратившего СССР во 2-ю сверхдержаву ХХ века) с использованием передового опыта планирующих систем корпораций развитых капиталистических стран мира, стоит как никогда остро, особенно при создании нового конкурентоспособного социально-ориентированного государства.

Совершенствование государственного стратегического управления экономикой и регулирования рыночных отношений в стране должно обеспечить: восстановление института и механизмов стратегического планирования; возможность бизнесу планировать долгосрочные инновационные решения в условиях стабилизации макроэкономических показателей, и эффективно решать кратко- и среднесрочные задачи; бесперебойное ресурсное обеспечение планируемых действий с увязкой с реализацией международных проектов в энергетике, на автомобильном, железнодорожном, морском транспорте и др., с региональными, муниципальными планами и целевыми госпрограммами стран-участниц ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС АСЕАН и др.

Двухсекторная экономика, регулируемая государством и отданная частично рыночному саморегулированию, используемая в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), объединяющем до 100 отраслей народного хозяйства успешно может быть применена для АПК и сельского хозяйства (задействующих до 140 отраслей промышленности), в части создания агропромышленных объединений (АПО) на основе малых форм хозяйствований (МФХ - товарных, личных (ЛПХ), фермерских КФХ и малых сельхозорганизаций (СХО)), поставляющих на рынок России до 70-80% всей сельхозпродукции, со строительством современных механизированных и автоматизированных хранилищ-комплексов (в т.ч. прирельсовых с крытым дебаркадером) для экспортно-импортных операций со скоропортящейся продукцией в лучших природно-климатических, почвенных и экономических (ближе к странам ЕАЭС, БРИКС ШОС и др.), регионах и федеральных округах (ФО) Российской Федерации, с созданием специализированных экономических зон с соответствующим льготным кредитованием и налогообложением на период их становления - 2-3 года.

Для обеспечения продовольственной и национальной безопасности, решения задач стратегического социально-экономического развития Российской Федерации, увязанными с государственными планами, крупномасштабными проектами и целевыми (в т. ч. экспортными) программами необходимо в правительстве создать единую команду, особенно в экономическом её блоке, чтобы Минфин не блокировал важные антикризисные и перспективные инициативы руководства страны, ЦБ вместе с государством обеспечил льготное кредитование для создания приоритетных производств (предприятий, объединений, корпораций) определённых Минэкономикой на долгосрочную перспективу в соответствии с принятым государственным стратегическим планированием, а не ведомственными, федеральными и региональными планами, которые заканчиваются в разные годы, не стыкуются между собой и не называют ответственных лиц.

Переход экономики России на инновационный диверсифицированный путь развития, отказ от экспортно-сырьевой модели развития страны, позволит обеспечить за счёт роста производства сельхозпродукции в сельском хозяйстве и 140 связанных с ним промышленных отраслях, должную поддержку социально-экономической сферы -науки, образования, здравоохранения, культуры, независимую от падения мировых цен на нефть, курса рубля, оттока капитала из страны и т.п.

Если сегодня тщательно не разобраться в процессах, происходящих в высших эшелонах управления, то формируемую стратегию - 2024, 2030, 2036 гг. и на более далёкую перспективу (как в Китае) ожидает судьба майских (2012) Указов Президента РФ и о росте производительности труда в 1,5 раза к 2018 г., и о создании 25 млн. новых высокопроизводительных и высокотехнологичных, высокооплачиваемых рабочих мест не может быть и речи. Несмотря на принятый закон о государственном стратегическом планировании, ни в экономическом блоке правительства, ни в ми-

1 Воейков М.И. Стратегии модернизации российской экономической системы. // Экономическое возрождение России. - М., 2014. - № 3 (41). - С. 21.

нистерствах и ведомствах, его организационная структура не создана, что может привести к серьёзным экономическим и социальным последствиям.

Серьёзные недостатки в определении приоритетных направлений развития сельского хозяйства и промышленности, недостаточное их экономическое обоснование, некомпетентное управление принятыми государственными программами и фальсификация отчётности ведёт к тому, что в 2015 г. введён 281 объект или 50,4% от планируемых. Всего же общий объём незавершённых объектов составляет 10,7 тыс. единиц на сумму 2,2 трлн. руб. Из «32 программ по открытой части бюджета эффективность ниже среднего уровня и низкую за 2015 г. имеют 13 программ на общую сумму 1,6 трлн. руб.»1.

Если развитые капиталистические страны преодолевают очередной системный кризис за счёт технологических революций, переворотов и инноваций, то мы не в состоянии даже вовремя ввести в эксплуатацию производственные звенья (объекты), без которых не может эффективно работать единая технологическая цепочка, каждый объект которой связан сотнями нитей с другими технологическими звеньями и цепочками, охватываемые другими фирмами, компаниями, корпорациями, в т. ч. ТНК.

Сегодня для России открывается «окно возможностей» для совершения опережающего рывка, чтобы потеснить на мировом рынке продовольствия бывших лидеров зернового, картофельного, овощного (открытый грунт), маслосе-менного направления, построив за 1-2 месяца современные высокомеханизированные и автоматизированные хранилища-комплексы и элеваторы (в т. ч. прирельсовые) и резервные (на случай непланируемого роста урожайности сельхозкультур) из быстровозводимых лёгких металлических конструкций (ЛМК) суммарной вместимостью до 90 млн. т и более (половина хранимого в старых складах необходимого для страны продовольствия) с целью развития промышленного производства, хранения и переработки сельхозпродукции (в т. ч. экспортной экологически чистой) на задействованной и 40 млн. га заброшенной пашни (после банкротства СХО), загрузив на всю мощность все наши металлургические заводы вместе с их технологическими цепочками - от рудника до изготовления гаек и болтов, из которых будет собираться вся металлическая рыночная инфраструктура (хранилища, в т.ч. с крытым дебаркадером, гаражи, мастерские, навесы, склады, заборы, торговые, выставочные павильоны, экспортные терминалы и т.п.) Российской Федерации во всех 85 регионах страны. При господдержке и прямом инвестировании одна «металлическая глубинка» на ближайшие 50-100 лет вытащит из пропасти другую «сельскохозяйственную глубинку» (минуя Центр и Центробанк), создавая условия для роста экспорта зерна, картофеля, семян подсолнечника, некоторых овощей открытого грунта, сахара, льна и др. на мировой рынок, а также рост производства и занятости 25 млн. россиян в АПК и в других народнохозяйственных комплексах, обеспечив их новыми высокотехнологичными, высокопроизводительными и высокооплачиваемыми рабочими местами.

Переориентация инвестиций с миллионов отдельных разрозненных объектов АПК и других народнохозяйственных комплексов на создание нескольких сотен единых крупных технологических цепочек в системе «поле (ферма, сад, рыболовный сейнер, металлический рудник, нефтегазовая скважина, лесосека, генерация энергии и т.п.) - потребитель» под единым руководством вертикально-интегрированных АПО, фирм, компаний, корпораций и ТНК, позволит обеспечить самую низкую в мире себестоимость конечной продукции, экспортируемую с наименьшими потерями, затратами труда и средств, достаточную прибыль для расширения производства на базе техники и технологий последних поколений, благодаря более низким ценам и тарифам на энергоносители, меньшую оплату труда, транспортные расходы и т.п., чем в развитых странах мира.

Переход в экономике от финансового к производственному капиталу обеспечит обновление материально-технической базы добычи (производства), хранения, переработки сырья (в т.ч. сельскохозяйственного) и транспортировки конечной продукции с высокой добавленной стоимостью потребителям России, стран-участниц ЕАЭС, ШОС, БРИКС, АСЕАН и др. При этом вброшенные государством колоссальные денежные средства на борьбу с кризисом не вернутся опять на те же финансовые рынки в виде «спекулятивных пузырей», а пойдут на разработку и реальное внедрение технико-технологических инноваций в единых народнохозяйственных «сквозных» цепочках, объединённых корпорациями на благо производителей, потребителей и государства, а не на прибыли миллионов посредников, разместившихся в межзвеньевом пространстве единых разорванных технологических цепочек и торговцев как сегодня, которые кроме роста розничных цен, снижения товарооборота и качества конечной сельхозпродукции, никак не стимулируют рост её производства в КФХ и СХО.

В данных условиях возможно формирование нового финансового порядка - развития «проектного финансирования» банков, которые берут на себя полностью или частично инвестирование высокорентабельных хранилищ-комплексов (в т.ч. прирельсовых) и других экспортно-ориентированных производств, являясь уже не кредитором, а соинвестором. Прямое финансирование приоритетных народнохозяйственных проектов и производств с замкнутым циклом производства конечной продукции с наименьшими потерями и затратами для населения России, стран ЕАЭС, ШОС, БРИКС и др. позволит ускорить новый этап промышленной революции.

Только за счёт сокращения потерь, например, сельхозсырья в системе «поле (ферма) - потребитель» можно реально увеличить почти в 2 раза потребление продовольствия в стране при той же низкой продуктивности полей и ферм, без колоссальных затрат на импорт, так как строительство недостающих «навальных» хранилищ на бесплатной сельской земле дешевле в 3-4 раза, чем многоэтажных контейнерных складов в Москве и в других городах, занимающих дорогостоящие территории, крайне необходимые для детских садов, школ, больниц, жилья, зон отдыха и т.д., а не для усиления криминогенных и этнических разборок (базы Бирюлёво), разведения крыс, нарушения экологических,

1 Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2015 года // Сайт Правительства. РФ. - http://government.ru/mediafiles/cGGOsmqRzygK01lgvigXzFxuufPSVPI.pdf

санитарных, транспортных, градостроительных, социальных и других норм сбережения чистоты воды, почвы, воздуха и городского населения при ежедневном пребывании больше грузов, со скоропортящейся сельхозпродукцией до 50%, которые в виде очисток, отходов и потерь вывозится обратно в хозяйства на корм скоту, на свалку или сбрасываются в городскую канализацию. При этом новая современная система товародвижения напрямую к потребителю (без посредников) из хранилищ-комплексов СПТК в собственные магазины «шаговой доступности» и фермерские продовольственные рынки открывает неисчерпаемый клондайк организационно-экономических и технико-технологических нововведений, в т.ч. с поставкой сельхозпродукции на предприятия, во дворы (как квас, молоко), в квартиры (как пиццу) по заказу и т. п.

Таким образом, новые «сквозные» технологии открывают колоссальные возможности, опережающие западную систему товародвижения к потребителю, что обеспечит лидерство на глобальном мировом продовольственном рынке.

Сегодня у России есть все шансы первой внедрить в системе «поле (ферма) - потребитель» трудо-, энерго-, ресурсосберегающие технологии и восстановить своё лидерство ведущей аграрно-индустриальной державы мира, параллельно развив 140 промышленных (в основном городских) отраслей, органически связанных с сельским хозяйством (в т.ч. 60 перерабатывающих отраслей и 80 - поставляющих ресурсы аграрному сектору), используя традиционную поддержку высококвалифицированных конструкторов предприятий ОПК, которые должны в перспективе выпускать до 50% гражданской продукции, в т.ч. тракторов, сельхозмашин, транспорта и т.п. близких по использованию двойных технологий, создавших в своё время надёжные плуги, дисковые бороны из спецстали, доильные аппараты и т.п.

Экспортная продукция этих 240 технологически взаимосвязанных отраслей АПК и ОПК являются сегодня основным (после нефти и газа) поставщиком средств в бюджет страны. На 3-м месте по вкладу (в т.ч. в ВВП) находятся 1Т-технологии. Все эти технологически связанные предприятия, отрасли и сферы самых крупных в стране межотраслевых гигантов АПК и ОПК должны быть обеспечены рабочей силой, материалами, техникой, оборудованием и другими необходимыми ресурсами, по ценам согласованным с той, которую они получат за свою продукцию, достаточную для расширенного производства, что невозможно осуществить без планирования и госрегулирования.

С точки зрения сельхозтоваропроизводителей (СПТК, АПП, АПО) и промышленных корпораций, планирование заключается в том, чтобы предусмотреть все действия, необходимые для производства и доведения конечной продукции (продуктов питания и товаров широкого потребления) до потребителя. Планирование необходимо для того, чтобы предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела и иметь возможность справиться с ними за короткое время, не завися от желания или нежелания поставщиков комплектующих, запчастей или ингредиентов для изготовления тех или иных продуктов питания1.

В свою очередь производители сельхозмашин, тракторов, сыроварен, минимолокозаводов, домашних хлебопекарен, пивоварен и т.п. должны знать, где можно приобрести необходимое им оборудование, запчасти, комплектующие, ингредиенты для производства мясо-молочной продукции, хлебо- и картофелепродуктов, какого качества и по какой цене, что не в состоянии обеспечить свободный рынок бесперебойно и точно в срок. Применение передовой техники и технологии, высокая конкуренция на мировом рынке не позволяет производителям зависеть от фантазии поставщиков ресурсов или вузов, не подготовивших высококвалифицированных кадров межотраслевого уровня, которых не готовит государство.

Академики РАН подвели итоги переходного периода от плана к рынку. Переходный период, длящийся более 25 лет, мы встречаем среднегодовыми темпами роста экономики в 1%, снижением объёмов инвестиций (главный индикатор экономического развития) на 10-15% от последних лет Советской России, с 80% внешней торговли топливом и сырьём, с громадной поляризацией доходов граждан, превосходящей США, другие развитые страны, приведшей к тому, что лишь 25% населения улучшила своё благосостояние, 50% ведет жёсткую борьбу за существование, несмотря на рекордно низкую инфляцию2.

Исследователи института экономики РАН пришли к выводу, что государство должно превратиться из наблюдателя в полноправного и активного участника рыночной экономики, чтобы добиться эффективности госинвестиций предприятий, увеличить долю малого бизнеса в экономике до 60-70% (как в развитых странах), изменить денежно-кредитную политику, переориентировать бюджетные расходы в сторону социальных преобразований, преодолеть нарушения в государственном управлении, монополизм в экономике и бюрократический произвол, установить контроль общества над исполнительной властью, перейти от семейно-кланового капитализма к здоровой рыночной экономике.

Мировой экономический и финансовый кризис 2007-2009 гг. продолжающийся до сих пор, охладил авторов теории «общества услуг», «информационного общества», «информационной экономики», «общество знаний», «цифровой» и прочей экономики, которые отрицали ведущую роль материального производства, что привело к экспансии финансового посредничества, финансовым «пузырям» и соответствующему мировому кризису.

Возрастание роли корпораций (в т.ч. с замкнутым циклом производства конечных продуктов) как форм организации производства во многих отраслях экономики в развитых странах мира, неизбежно привело к изменению экономической роли государства. В новых условиях государство берет на себя задачу регулирования совокупного дохода, расходуемого на приобретение товаров, в масштабе всей экономики. Оно стремится обеспечить достаточно высокий уровень покупательской способности, позволяющий реализовывать всю продукцию, которую может произвести существующая в данный момент рабочая сила»3.

1 Harris R. The Economic Theory of «Managerial Capitalism». - New York, 1964. - P. 232.

2 Деготкова И. Россия прожила 25 лет без роста // Московский комсомолец. 2017. - № 253 (27646). - С. 7.

3

Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество... С.29.

Вследствие этого существенно возрастает роль планирования. «Привлечение крупного капитала и соответствующая организация производства требует - задолго до того, как можно будет воспользоваться его результатами, -предвидения и, более того, принятие всех возможных мер, которые гарантировали бы, чтобы это действительно сбылось», - таков вывод Гэлбрейта1.

Именно материальное индустриальное производство остается основой существования экономики страны, которое обеспечивает рост производительности труда, создаёт возможность роста занятости в секторах сферы услуг (образование, здравоохранение, наука, культура), а постоянные бесконечные инновации в системе «поле (ферма) - потребитель» и революционные преобразования в технологиях, других отраслях, сферах и комплексах, ведут к расширению удовлетворения всевозможных потребностей людей, в том числе ранее не существующих, что может изменить человеческую жизнь, облик социальной среды, повседневный быт, работу, образование, а в конечном счёте - общественное устройство.

В это же время многие развитые страны Европы (в том числе скандинавские) и быстроразвивающиеся (Китай, Вьетнам и другие) приняли «интегральную систему» за основу их будущего жизнеустройства, объединив лучшие мировые достижения социализма и капитализма. Но развитие конвергенции (интегрального общества) будет идти в неразрывной связи с новой технологической революцией.

В Китае не разрушали плановое хозяйство, а лишь добавили к нему рыночные регуляторы. В результате в последние 40 лет страна развивается без кризисов и социально-экономических потрясений, обойдя по темпам роста ВВП США, а средняя продолжительность жизни поднебесный превысило 75 лет. «Суть китайского пути состоит в нахождении правильного баланса между социализмом и капитализмом. В экономике это означает установление разумных

2

пропорций между административными и рыночными отношениями...» .

Темпы роста экономики Индии, в которой стратегическое развитие осуществляется с помощью 5-летних преимущественно индикативных планов, в последнее время не уступают Китаю, и даже обгоняет их. Если скандинавская модель интеграции элементов социализма в капиталистическую систему смягчает противоречия капитализма, то Китай, соединяя плановое регулирование со стимулами рыночной экономики, встал перед проблемой технологического рывка при обретении научно-технологической независимости, что одним соединением плана и рынка не решить. Между тем «рынок и план - не непримиримые антиподы, а разные способы экономического регулирования. Проблемы и диспропорции возникают как раз там и тогда, когда действуют лишь один из них» - утверждает Г.Н. Цаголов3.

Высокий удельный вес свободного крестьянства в Швеции, Дании, Норвегии, Исландии, Финляндии (в отличие от длительного крепостничества в России) позволил им сохранить общинное самоуправление, иметь своё представительство в судебной и законодательной власти, создавать многообразные общественные Союзы (Ассоциации), обеспечивающие защиту интересов крестьян, чего и в помине нет в Российской Федерации. За период реформ у нас не осталось ни колхозов, ни совхозов и мощной фермерской прослойки, взамен ежегодно банкротившихся 15-20% СХО, ликвидация которых сокращается.

Промышленность в скандинавских странах органически вплетена в сельское хозяйство и становится мощным фундаментом агропромышленного производства - основы развития АПК и всей экономики любой цивилизованной страны. Благодаря росту производства сельхозпродукции развивается пищевая, лёгкая промышленность, далее средние и тяжелое машиностроение, а население получает дешёвое продовольствие вследствие создания, например, высокоспециализированных, механизированных и автоматизированных хранилищ-комплексов в безотходных СПТК с собственной торговой сетью и ресурсосберегающими схемами прямой доставки высококачественных продуктов питания в торговую сеть потребителям, с собственной холодильной сетью, транспортом, банками, научными подразделениями и т.п. До 20-25% кооперативов (типа СПТК) сегодня охватывают собственной торговлей картофелем и овощами потребителей ЕС.

В российских условиях подобные производственно-торговые СПТК наиболее эффективно создавать, перескочив 200-300-летний европейский опыт, на основе МФХ, занимающих в нашей стране до 90-93% всех посевных площадей под овощами открытого грунта и картофелем, которые сегодня импортируется в огромных количествах из множества развивающихся стран мира, что серьёзно сказывается на развитии отечественного производства и на здоровье россиян.

Созданные на базе МФХ - СПТК могут организовать собственные кооперативные логистические торгово-рас-пределительные центры (ТРЦ), в т.ч. небольшие в городах. Это цепочка от производителя к потребителю наладит реализацию недорогих и качественных «борщовых», «салатных» и других наборов в мытом, очищенном от кожуры и верхних листьев картофеля, свёклы, моркови, лука репчатого, белокочанной капусты, гарантируя централизованное обеспечение (с «кольцевым» заездом) дедсадов, школ, больниц, кафе, ресторанов, магазинов, всех столовых (в том числе силовых структур, воинских частей) санаториев, домов отдыха, домов престарелых, интернатов, тюрем. Этот опыт может быть использован и в дружественных странах. При этом почти в каждом крупном селе, деревне, станице, ауле, кишлаке стран-участниц ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС, в которых будут размещены хранилища-комплексы (в т. ч. прирельсовые) «под одной крышей», где будет осуществляться до 80-90% затрат труда и средств (сортировка, переработка, мойка, сушка, переработка, поставка, упаковка 2-3 смены) на производство конечной продукции (свежей, полуфабрикаты или готовой к употреблению продукции), позволит значительно сэкономить средства для расширен-

1 Гэлбрейт Дж.К. Новое индустриальное общество. с. 31.

2 World Congress on Marxism 2015/ Marxism and Development of the Human Race. October 10-11, 2015. Beijing. - P. 39.

3 Цаголов Г.Н. Новое интегральное общество - седьмая формация // Новое интегральное общество: Общетеоретические аспекты и мировая практика / Под ред. Г.Н. Цаголова. - М.: ЛЕНАНД, 2016. - С. 128. См. там же c.126-127.

ного воспроизводства, повысить рентабельность предприятий, вместо 30-60 минутной работы картофелеовощечистки в каждом предприятии общественного питания и госснабжения с утилизацией огромных отходов на свалку или в канализацию. То есть, только одно лишь перемещение хранения и переработки сельхозпродукции из городов (как было при социализме из-за недоверия мелкобуржуазному крестьянству) с дорогостоящей территории на бесплатные места специализированного производства (на «краю» поля - как при капитализме) почти в 2 раза увеличит реальное потребление продовольствия в России.

Используя частную фермерскую инициативу и создание СПТК на основе МФХ на заброшенных 40 млн. га пашни, вместе с крупными товарными ЛПХ (всего их в России с учётом садовых участков, насчитывается 39 млн. единиц) можно увеличить экспорт, например картофеля, до 10-15 млн. т, в том числе сушеных высокотранспортабельных картофелепродуктов 1-2 млн. т в страны СНГ, ШО, БРИКС, АСЕАН, параллельно увеличив в 2-3 раза производство мяса и молока. Даже, если каждое ЛПХ (в структуре производства которых, картофель достигает 60% и более) сдает в фермерское СПТК хотя бы по 100 кг отборного сортового картофеля ручной уборки, мы получим дополнительно 4 млн. т «второго хлеба». Для чего необходимо чтобы государство стимулировало перевод владельцев товарных ЛПХ в КФХ, а последних в состав СПТК.

Планирующие органы могут иметь достаточно информации в сфере производства однородных продуктов -зерне и хлебобулочных изделиях, картофеле и картофелепродуктах, рыболовства, нефти, газа, электроэнергии, угля, стали, древесины и других, которые будут возглавлять крупные корпорации АПК, ТЭК и других народнохозяйственных комплексов. Из единого центра необходимо планировать лишь отрасли, связанные с надёжностью развития всего общества и его выживания в глобальной мировой экономике. Если государство не обеспечит диверсифицированное развитие народного хозяйства, то деньги (как рыба и человек) уйдут глубже или где лучше - в производство нефти и газа, забросив сельское хозяйство, перерабатывающую и обрабатывающую промышленность, сельхозмашиностроение, тяжелое машиностроение, станкостроение, как это осуществляется сейчас. Тем более что отправка полезных ископаемых на экспорт, без глубокой переработки намного проще, доходнее и не требует особого напряжения ума, не говоря уже о развитии низкорентабельного, а часто убыточного сельского хозяйства, в которых инвестиции вкладываются в мизерных объёмах.

На встрече лидеров БРИКС Президент России В. Путин акцентировал внимание на том, что «схожесть экономик стран «пятёрки» вселяет оптимизм. Встреча меня порадовала; впервые у всех участников увидел реальную заинтересованность в развитии взаимоотношений», - отметил российский лидер. В Плане Президента В. Путина он говорил: «Мы должны поддерживать семейные предприятия, фермеров. Будим развивать сельхозкооперацию, создавать условия роста доходов жителей сельских территорий»1.

В Послании Федеральному Собранию Президент В. Путин сказал: «нам необходимо серьезно обновить структуру занятости, которая сегодня во многом неэффективна и архаична, дать людям хорошую работу, которая мотивирует, приносит достаток, позволяет реализовать себя, создать современные, достойно оплачиваемые рабочие места. На этой основе мы должны решить одну из ключевых задач на предстоящее десятилетие - обеспечить уверенный долгосрочный рост реальных доходов граждан, а за шесть лет как минимум вдвое снизить уровень бедности»2.

1 Российская газета. -

2 Там же.

М., 2018. - № 46 (7509). - С. 1-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.