на быструю интеграцию в западный мир, она попыталась использовать в этих целях имеющийся у нее козырь - стратегическую значимость страны в период обострения ситуации на Ближнем Востоке. Американским вооруженным силам была предоставлена возможность базирования и пролета самолетов, была организована подготовка специальных подразделений для международных миротворческих миссий и антитеррористических акций в горах, обученные английскому языку 500 румынских военнослужащих были направлены в Афганистан, наконец, Румыния была первой страной, подписавшей соглашение о невыдаче американских военнослужащих Международному Уголовному суду и заявившей о предоставлении Вашингтону военной помощи в случае войны против Ирака.
Не случайно, поэтому, в ноябре 2002 г. президент США Дж.Буш вслед за Вильнюсом посетил Бухарест, где, выступая на многотысячном митинге с той самой трибуны, с которой вынужден был спасаться бегством Н.Чаушеску, призвал румынский народ присоединиться к НАТО и «окончательно отбросить коммунистический менталитет». «Никто не сможет впредь лишить вас вашей свободы», - заявил он при всеобщем ликовании.
В то же время, комментируя принятые на Пражском саммите решения, шеф-редактор "NATO-review" К.Беннет указал, что приглашение - это только первая ступень, и дальнейшие процедуры не должны рассматриваться как формальность. Кроме права использования ст. V Вашингтонского договора, со вступлением в НАТО связаны ряд обязательств и наличие объективных реалий, в числе которых: функционирующие демократические системы; соответствующая требованиям ОБСЕ политика в отношении национальных меньшинств и урегулирование территориальных споров с соседями; реальный гражданский контроль над вооруженными силами и готовность вносить вклад в военные операции НАТО.
Но даже в том случае, если новичкам удастся преодолеть все эти барьеры, Североатлантический союз - уже не та организация, в которую они хотели вступить в 90-е годы, подчеркнул К.Беннет. Как было заявлено в Праге, она должна трансформироваться в Альянс, готовый ответить на вызовы безопасности XXI века, и проявить готовность участвовать в операциях за пределами евро-атлантического пространства.
О намерении сотрудничать с Альянсом и между собой заявили на Пражском саммите президенты трех не приглашенных в НАТО балканских стран - Македонии, Албании и Хорватии (в Праге было замечено, что хотя Хорватия позже других подала заявку на вступление, ее экономическое положение и нынешнее состояние демократических свобод лучше, чем у других, но при этом она должна реформировать вооруженные
силы и наладить сотрудничество с Гаагским трибуналом). 21 ноября 2002 г. был подписан договор о регулярных встречах президентов, министров иностранных дел и экспертов трех стран с целью принятия конкретных мер по укреплению безопасности в регионе и борьбе с терроризмом. Если эти договоренности будут хотя бы частично реализованы, то стабилизирующая роль евро-атлантических структур будет осуществляться не только через посредничество натовских миротворцев и вооруженных контингентов, дислоцированных в кризисных районах.
Наиболее сложным представляется положение в западной части Балкан, где самой острой проблемой остается ситуация в Косово. Без помощи ЕС странам этого региона (вновь образованному Союзу Сербии и Черногории, Боснии и Герцеговине) угрожают не только межэтнические конфликты, но и экономическая и политическая дестабилизация. Нынешняя политика НАТО направлена, согласно их заявлениям, на «окружение» кризисных районов, но уже в ближайшей перспективе это не будет способствовать предотвращению новых кризисов и конфликтов и их «расползанию» по Европе.
Более конструктивные предложения содержатся в недавно подготовленном совместно с ЕС докладе «Западные Балканы 2004. Содействие, объединение и новые границы». Европа должна предложить Западным Балканам гораздо большую помощь, считают авторы доклада, с тем, чтобы Западные Балканы не остались «островом» нестабильности в сердце Европы. Необходима подготовка многолетних программ развития на основе реального партнерства между ЕС, национальными правительствами, местными властями и гражданскими обществами с определением приоритетов развития и мониторингом реализации программ.
С этим, безусловно, можно согласиться. При таких условиях все государства Юго-Восточной Европы смогут в перспективе стать полноправными участниками евро-атлантических структур. ♦ ♦ ♦
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ ШАНС ДЛЯ СТРАН БАЛТИИ: РАСШИРЕНИЕ ЗОНЫ СТАБИЛЬНОСТИ В ЕВРОПЕ
Э.Г. Задорожнюк,
Руководитель центра Истории реформ и революций в странах Центральной Европы в конце ХХ - начале ХХ1 века, Институт славяноведения РАН
В конце ноября 2002 г. в Праге семь стран ЦВЕ получили официальное приглашение вступить в НАТО. Многие факты свидетельствуют не
только о расширении этого союза, но и о его трансформации. О причинах ее неизбежности не раз говорилось на страницах бюллетеня5.
На мой взгляд, данная трансформация предполагает не только изменение структур командования и процесса принятия решений, но и формирование отдельных регионов внутри Альянса. Это - длительный и во многом рутинный процесс, причем процесс многосторонней направленности; на первое указывает будничность процедуры приема новых членов, на второе — блиц-визиты Дж. Буша сначала в Россию, а затем в Литву и Румынию.
В Праге уже ставился вопрос: как будут строиться отношения Россия - НАТО после «третьей» волны расширения, в которую, по предсказанию З.Бжезинского, войдет Украина, а, возможно, Грузия и Азербайджан.
Ответа на этот вопрос пока еще нет, но уже сейчас важно понять следующее - на современные вызовы необходимо отвечать в конструктивном духе и по разным направлениям не только руководству Альянса, но и новым его членам. Это, на мой взгляд, возможно, а в чем-то даже неизбежно.
Обратимся в этой связи к новой для начала и устоявшейся для конца 90-х годов идее региональной идентичности Центральной Европы, которая впервые была высказана в 1993 г.6 К тому времени граница Западной Европы продвинулась в восточном направлении, поскольку ГДР и ФРГ объединились; приглашение же в 2002 г. трех балтийских стран в НАТО и предполагаемое в середине 2004 г. их присоединение к ЕС знаменует перемещение в том же направлении границ уже Центральной Европы.
После распада Варшавского блока, а затем и СССР, на континенте началось формирование трех регионов — Западная Европа, Центральная Европа и Восточная Европа. Данные регионы отделены один от другого, можно сказать, «вертикальными» (по меридианам континента) границами, и конечно же, вхождение большинства стран в НАТО в 1999-2002 гг., равно как и в ЕС в 2004 г., кардинально ситуации не изменит7.
В то же время возможно и другое деление, скажем так, по «горизонтальному» принципу (по параллелям). И тогда на Европейском континенте можно обнаружить по крайней мере два региона: стабильный, концентрирующийся вокруг Балтийского моря, и крайне нестабильный, - Балканы
5 См., например, статью Т.Г. Пархалиной, в которой подчеркивается, что расширение Альянса — «гораздо больший вызов для самой НАТО, нежели для России». //
«Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы» - М., 2002. - № 6. - С. 4.
6 См.: Задорожнюк Э.Г. Любовью или железом достигается единение общества?//Вестник РАН. - М, 1993. - №12. - С. 1003 - 1109.
7 На это указывалось в книге: Центральная Европа в поис-
ках новой региональной идентичности. Под ред. Ю.С. Новопа-
шина. - М., 2000.
(с умеренной «серединой»8). В первый напрямую входят Швеция, Финляндия, Ленинградская и Калининградская области России, три Балтийских государства, северные воеводства Польши и северные земли Германии, Дания. Это внутреннее кольцо окружено внешним: Норвегия, Мурманская и Архангельская области РФ — примыкающие к другим морям — Баренцову и Белому, Новгородская и Псковская области, бывшие центры Ганзейского союза на Руси, и Голландия.
Естественно, границы с такой определенностью, каковая присуща «меридиальным» регионам континента, здесь задать труднее, однако о Балтийском регионе говорить можно и во многих отношениях должно. В то же время анализ ситуации и здесь, и на беспокойных Балканах, отличающихся один от другого самым радикальным образом, позволяет говорить о контурах образования трансгосударственных регионов нового типа, которые могут стать зонами стабильности вследствие конструктивных усилий как отдельных государств, так и различных межгосударственных объединений.
Существующие конфликты между этносами в странах Балтии при всей своей сложности не отличаются воинственностью и проявлениями насилия. Статус Калининградской области мало кем ставится под сомнение, другие области России интенсифицировали свои контакты с североевропейскими странами и с входящими в состав Польши приморскими воеводствами и северными землями Германии. Страны-участницы НАТО -Дания и Норвегия - пожалуй, - наиболее миролюбивые и ориентирующиеся на конструктивное разрешение конфликтов. Страны-кандидаты в члены НАТО, наоборот, отличались завышенными надеждами в отношении Альянса и в связи с этим часто игнорировали позицию России. Однако после интеграции в Альянс, по всей видимости, и они будут ориентироваться на позиции своих четырех соседей. В регион входят и страны, которые имеют статус нейтральных — Швеция и Финляндия.
Между отдельными государствами внутри региона не все вопросы урегулированы, но хозяйственные связи отличаются стабильностью, экономический обмен интенсифицируется. Никогда не прекращалась межкультурная коммуникация, а с начала нового столетия данный «горизонтальный» регион характеризуется повышенным уровнем дипломатической активности — в частности, местом встреч на высшем уровне все чаще становится Санкт-Петербург.
Этническое и религиозно-культурное разнообразие этого региона лишь немногим уступает разнообразию на Балканах. Но государства и
8 Идея такого деления впервые была описана Э.Г. Задо-рожнюк в статье: Становление новых региональных идентично-стей в Европе: Итоги первого десятилетия 1989 - 1999 гг. и перспектива // Россия: Планетарные процессы. Под ред. В. Ю. Большакова. - СПб., 2002.
приморские области Балтии вырабатывают свой стиль решения сложных проблем9. Есть достаточно оснований утверждать, что на переломе двух тысячелетий в Северной Европе формируется регион, в рамках которого сосуществование государств и их приморских районов представляет собой пример конструктивного сотрудничества. Он может стать нормативным в плане образования других трансгосударственных регионов в самых различных частях планеты. Этот позитивный опыт сотрудничества и решения острых проблем может быть (и должен) использоваться на Балканах.
Возможно ли это? — Да, и пример внутрирегионального регулирования уже имел место на континенте. В 60-70-е годы ХХ столетия в Западной Европе — волна стабилизации здесь тоже двигалась с севера на юг — политически «успокаивались»: Франция — после потери Алжира; Испания, Португалия и Греция — после падения репрессивных режимов; Италия — после спада волны терроризма (хотя последняя затронула все страны Западной Европы и до сих пор нельзя с уверенностью сказать, в какой мере она действительно пошла на убыль).
На Балканах во главу государствообразую-щих процессов ставится этно-религиозное начало. На севере Европы отношения между государствами, религиями и этносами отличаются терпимостью, хотя этническая пестрота здесь не меньше, чем на юге Европы — угро-финские народы (эстонцы, финны) соседствуют со скандинавскими, германскими, славянскими. Однако страстные призывы к сепаратизму не находят большой поддержки у местных жителей, которые организуют новый тип межгосударственного и межкультурного сосуществования в рамках региона.
Есть основания предполагать, что данный регион обладает богатейшей перспективой в плане налаживания качественно новых связей между странами - участницами НАТО и государствами, не входящими в данный военно-политический блок, и особенно регионами России. На Балканах тоже имеет место соотношение блоковых (Греция, Турция) и внеблоковых стран и также наблюдается стремление ряда государств интегрироваться в Альянс.
Естественно, нельзя забывать о проблеме русских в странах Балтии; более того, она может предстать неким разрушающим нашу модель фактором. Но если тщательно проанализировать ситуацию, обнаружится, что этнические идентификации и русских, и местных народов — куда более сложный процесс, чем это представляется в средствах массовой информации.
9 Связи между государствами, окружавшими Балтийское море, всегда отличались спецификой; например, военно-морские столкновения и сражения здесь были, а пиратство не получило широкого распространения — в отличие от Средиземного моря и Атлантики.
Есть основания утверждать, что после 2000 г. те русские, которых можно было вытеснить из всех трех стран путем культурного и политического прессинга, уже их покинули (и массовая эмиграция вряд ли предвидится), процент же титульного населения дошел до своего предела. В Латвии он составлял в 1939 г. — 77%, в 1959 — 62%, в 1989 — 52%, в 1991 — 54%, в 1999 — 56%, в 2000 г. — 57%; в Эстонии соответствующие цифры составляли 92,4%, 74,6%, 61,5%. 62%, 65,2%, 67%; в Литве — 83,9%, 79,3%, 80%, 81%, 82%, 83%10.
Допустим, что и оставшиеся русские все выехали, а с их отъездом не нарушилось течение деловой жизни и не разрушились производства. Однако уровень рождаемости упадет. Возникнет вопрос: а откуда брать более «качественное» по сравнению с выехавшим население? Раньше — вплоть до первой трети ХХ в. - таковыми были немцы и в меньшей степени скандинавы для Эстонии и Латвии, поляки для Литвы. Но сейчас Германия и Скандинавия сами «ввозят» население, в основном из России и Азии.
В связи с вступлением в Альянс обостряется и следующая ситуация: «неграждане» в армию призываться не могут, хотя налоги и поступления в бюджет от них достаточно весомые, граждан же явно не хватает. По натовским стандартам считается, что вооруженные силы трех стран должны достигать 50 тыс. человек. Однако они составляли в конце 2000 г. в трех родах войск всего 17,5 тыс.;11 естественно возможное, а не форсированное увеличение их за год не превышает 2 тыс. человек. Парадокс: чтобы войти в блок, появления которого на своих границах Россия опасается, надо организовать привлечение в свои вооруженные силы русскоязычных граждан.
Поэтому у политики притеснения русскоязычных граждан есть определенные ограничения «естественного» характера, и она чаще угрожающе демонстрируется, чем реально осуществляется.
Обратимся, к примеру, к одной из «тайн» государств современной Балтии — роли русскоязычного населения в экономике. Они занимают прочные, — если не ведущие — позиции в деловой жизни в первую очередь Латвии (где испытывают наибольший прессинг в правовом и культурном аспектах). Государственные же деятели, чиновники, творческая интеллигенция в поистине подавляющем большинстве принадлежат к титульной нации12. Конечно, ситуация некоего равновесия пока в чем-то устраивает тех и других. Ведь кроме всего прочего, «этнически чуждые» бизнесмены исправно платят налоги, на которые
10 Graeme P., Huang M. Baltic Sucurity. May 2001. - UK Ministry of Defense. - 2001. - P.2.
11 Ibid. К концу 2002, по свидетельству газеты International Herald Tribune. (22-ХI- 2002) — уже около 27,5 тыс., причем в Литве сосредоточено 15,3 тыс. военнослужащих, в Латвии 6,5 и Эстонии 5,6 тыс. — их население составляет на это время 3,48, 2,38 и 1,42 млн. человек.
12 Who is Who in Latvia. Кто есть кто в Латвии. - Рига, 1996.
содержится и госаппарат, и армия. Но рано или поздно вступит в действие принцип: нет налогообложения без представительства, и страна, претендующая на скорейшее признание в сообществе демократических государств, в том же ЕС, не сможет его проигнорировать.
Таким образом, страны Балтии, вступив в НАТО, и готовясь к вступлению в Европейский Союз, могут - и должны будут! - сыграть роль стабилизирующего фактора на севере Европы, они также будут способствовать распространению соответствующей «волны стабилизации» на юг континента. Для этого требуется, в первую очередь, добрая воля политиков, причем политиков, выражающих реальные интересы своего населения.
Предшествующая генерация политиков в значительной мере исходила из цели национального самоутверждения и для этого, по парадоксальной логике, избирала президентами своих стран иностранных граждан. Казалось бы, благодаря как раз их авторитету расширение НАТО прошло беспроблемно. Так, высказывались предположения, что в Литве В. Адамкус победит на выборах второй раз. Однако если в первом туре 2 декабря 2002 г. Адамкус получил 35,5% голосов, а его оппонент Р. Паскас — 19,7%, то во втором туре в начале января 2003 г. разница между ними составила уже 10 процентов, но в пользу второго13. Р.Паскас дважды был главой литовского правительства и во главу угла ставил проблемы внутреннего развития страны, а также сбалансированные отношения со странами-соседями по всем направлениям. На мой взгляд, решение многих рутинных и кажущихся второстепенными вопросов, таких, как порядок транзита граждан РФ в Калининградскую область, динамика торговых отношений, культурный обмен, особенно в преддверии 300-летия Санкт-Петербурга, предоставляет странам
12 Who is Who in Latvia. Кто есть кто в Латвии. - Рига, 1996.
13 Известия. - M., 2003. -10 янв.
Балтии (уже в качестве полноправных членов Североатлантического альянса) возможность способствовать укреплению зоны стабильности на севере Европы. Если усилия политиков будут сконцентрированы именно в этом направлении, то большая часть надежд на то, что вступление в НАТО — это шаг приближения к демократии,
окажется справедливой.
♦ ♦ ♦
РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ:
Т. Г. Пархалина - главный редактор
Ю. П. Давыдов, А. В. Загорский, Ю. С. Пивоваров,
А. А. Пионтковский, В. Н. Цыгичко
Т. В. Арзаманова
(ответственный секретарь)
М. Б. Шнайдерман
(компьютерная верстка
и дизайн) _/
Бюллетень публикуется ИНИОН РАН при поддержке Информационного Бюро НАТО при Посольстве Бельгии с целью способствовать развитию конструктивного диалога по проблемам безопасности в евро-атлантическом регионе. Мнения авторов, высказанные на страницах бюллетеня, отражают их личную точку зрения и не обязательно совпадают с позицией ИНИОН или Информационного бюро НАТО при Посольстве Бельгии.
© ИНИОН РАН Центр по изучению проблем европейской безопасности, 2003 Бюллетень рассылается по бесплатной подписке. Заявки направлять по адресу: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 51/21, Fax:(095) 128-7988, Телефоны: (095) 128-9344, 128-7988 E-mail: [email protected] http://www.inion.ru