Александр ВАХРАМЕЕВ
СТРАНЫ БАЛТИИ У ВОРОТ НАТО
Распад Советского Союза привел к возникновению ряда новых независимых государств, изменивших коренным образом свой общественный строй и внешнеполитическую ориентацию.
Это касается прежде всего бывших советских республик Прибалтики - Латвии, Литвы и Эстонии. Как известно, балтийские государства в своей внешней политике стали ориентироваться на Запад и взяли курс на вступление в евроатлантические структуры. Чем же объясняется такой подход стран Балтии к решению своих национальных проблем? Думается, это было в большой мере продиктовано следующим:
- убеждениями в том, что страны Балтии являются органической частью Европы и что их длительное пребывание в составе Российской империи, а затем Советского Союза является трагической ошибкой истории;
- исторической памятью о событиях 1940 года, которые и руководством и большей частью общественности балтийских стран оцениваются как советская аннексия;
- угрозой ассимиляции коренного населения балтийских стран, потери национальной культуры прибалтов, в связи с массовой миграцией в Балтию инородного этноса, поскольку абсолютное большинство приехавших не знали или не хотели знать национальные языки, уважать исторические и культурные традиции балтийских народов;
- огромным экологическим ущербом, который был нанесен прибалтийским республикам сооружением целого ряда крупных промышленных объектов, а также длительным пребыванием на их территории контингентов Советской, а затем и Российской армии;
- надеждами на то, что Запад поможет балтийским странам в решении их социально-экономических проблем, а также в обеспечении их национальной безопасности;
- усилением русофобских настроений в балтийских странах, которое стимулировалось возвращением на историческую родину эмигрантов из Латвии, Литвы и Эстонии. Многие из них заняли видное место в политической и военной элите балтийских стран, а В. Адамкус (бывший гражданин США) в Литве и В. Вике-Фрейберге (бывшая гражданка Канады) в Латвии были избраны президентами этих государств.
Вахрамеев Александр Валерьянович, канд. ист. наук, ст. науч. сотр. ИМЭПИ РАН. © 2000
В настоящее время усилия политиков и дипломатов стран Балтии направлены на то, чтобы обеспечить членство в Европейском Союзе (ЕС). Таким путем страны Балтии стремятся освободиться от финансовой, экономической, торговой зависимости от России, получить выход своей продукции на западноевропейские и мировые рынки, модернизировать свою экономику, повысить производительность труда, эффективность производства, жизненный уровень граждан, приобщиться к достижениям европейской цивилизации.
Однако на пути к членству в ЕС странам Балтии предстоит преодолеть серьезные трудности: необходимо достичь приемлемого с точки зрения европейских стандартов уровня развития производства и жизненного уровня населения, привести в соответствие с этими стандартами национальное законодательство, разрешить проблемы, связанные с положением национальных меньшинств в балтийских странах, укрепить в них демократические институты власти. Пока же, за исключением Эстонии, Латвия и Литва критериям членства в ЕС с точки зрения состояния их экономики, жизненного уровня населения, а также развития рыночных отношений не соответствуют. Более того отношение к будущему членству в ЕС в балтийских странах весьма неоднозначно. Так, в Литве, по результатам опроса, проведенного летом 1997 года, членство в ЕС поддержало только 35% опрошенных. В республике было создано даже национал-демократическое движение, куда вошли противники вступления в ЕС. Они считают, что членство в Евросоюзе вынудит Литву отказаться от части своего суверенитета, опасаются и того, что членство в этом объединении будет пагубным для сельского хозяйства их страны, поскольку ее продукция неконкурентоспособна по сравнению с продукцией стран-членов ЕС.
Лидеры Латвии и Литвы негативно относятся и к тому, что вопрос о членстве в ЕС в настоящее время рассматривается только применительно к Эстонии. Во время визита в страны Балтии в ноябре 1997 года тогдашнего председателя Еврокомиссии Ж. Сантера литовские и латвийские политики подчеркивали, что страны Балтии живут в едином экономическом и политическом пространстве и непонятно, почему предпочтение в ЕС отдается только одному государству, хотя экономическое положение Эстонии мало чем отличается от положения в Латвии и Литве, а прогресс в гуманитарно-политической сфере и вовсе незаметен. Балтийские страны обеспокоены тем, что с приемом в ЕС Эстонии будет введен визовый режим не только на границах с Россией, но и на эстонско-латвийской границе, а это поставит под вопрос существование единого экономического пространства балтийских государств. Руководство ЕС, судя по всему, принимает к сведению подобные опасения. Балтийским странам была предложена новая модель интеграции в объединенную Европу. Суть этой модели состоит в том, что в процесс расширения ЕС войдут не только рекомендованные Еврокомиссией государства, но и другие страны, желающие вступить в Евросоюз, причем членами ЕС станут те, кто к этому лучше подготовлен и кто обгонит других.
Страны Балтии стремятся также к полноправному членству в НАТО.
Мотивы, побуждающие их к вступлению в этот альянс, связаны прежде всего с заботой об ограждении от посягательств со стороны России. Хотя в настоящее время такой угрозы нет, и это признает большинство балтийских политиков, однако в будущем, как они считают, по мере укрепления России в экономическом и военно-политическом плане, подобная опасность может появиться, и поэтому страны Балтии заблаговременно хотят себя от нее застраховать. Кроме того, самим фактом членства в НАТО они стремятся ощутить себя частью цивилизованной, демократической Европы, западного сообщества, которое защитило бы их от возможной угрозы со стороны России и предотвратило бы повторение того, что произошло с балтийскими государствами в 1940 году.
Наконец, членство в НАТО, по мнению балтийских политиков, важно и психологически. Оно даст возможность балтийским государствам почувствовать себя не обочиной, а частью европейской цивилизации, не разменной картой в игре Запада и России, а регионом, органически входящим в западную систему ценностей. При этом всячески подчеркивается, что членство стран Балтии в НАТО не представляет никакой угрозы для России, а, наоборот, будет способствовать укреплению системы общеевропейской безопасности. Как отметил в своем интервью «Российской газете» от 17 февраля 2000 г. президент Литвы В. Адам-кус, «на НАТО я смотрю в первую очередь как на возможность выживания в безопасной семье независимых государств. Я думаю, что к этому стремится каждое государство... Со-
временный мир да и сам Североатлантический союз сильно изменились за последние 50 лет. Сегодня членов НАТО в наибольшей степени объединяет стремление защищать и укреплять общечеловеческие ценности. Поэтому заметно исчезают, и я убежден, и дальше будут исчезать барьеры сотрудничества между НАТО и Россией. Я думаю, что процесс расширения и открытости Cевероатлантического альянса является ценным вкладом в укрепление мира и стабильности во всем мире».
Cразу же после одобрения декабрьской сессией НАТО (1994 г.) программы «Партнерство во имя мира» балтийские страны заявили, что в практическом плане они примут самое активное участие в реализации этой программы. По натовским стандартам уже перестраиваются вооруженные силы этих государств. Создано специальное формирование Балтбат. По рекомендации Госдепартамента США 1 октября 1994 г. был принят меморандум военных министров Великобритании, Дании, Норвегии, Финляндии, Швеции. Северные страны взяли на себя вооружение и снаряжение Балтбата, в котором на контрактной основе служит около 800 человек. Балтбат состоит из 3 рот. Литовская дислоцируется в Рукле, латвийская - в Адажи, эстонская - в Палдиски. На вооружении Балтбата находятся американские автоматы М-16, шведские противотанковые ракеты В-41.
В 1997 году прошли 4 учения Балтбата, на которых отрабатывались операции, приближенные к реальной ситуации в Боснии. Военнослужащие балтийских стран участвуют в миротворческих операциях в бывшей Югославии.
В рамках программы Балтдефкок на учебу и переподготовку на Запад посылаются военнослужащие балтийских стран, а в их вооруженных силах работают западные инструкторы, прежде всего американские. По признанию первого заместителя государственного секретаря США С. Тэлботта, начиная с 1997 г. Пентагон разрабатывает оборонительную стратегию для Латвии, Литвы и Эстонии.
Американо-балтийское партнерство предусматривает сотрудничество по всем параметрам военно-технической политики. Интерес США к балтийским странам не случаен, так как они обладают развитой оборонно-технической инфраструктурой, состоящей из бывших советских военных баз, предприятиями, которые их обслуживают. С осени 1997 г. страны Балтии включены в сферу ответственности европейского командования войск США.
Регулярно проводятся военные маневры с участием вооруженных сил Латвии, Литвы, Эстонии и стран НАТО. Так, в июле 1997 г. на берегу Финского залива проходили международные миротворческие учения «Балтик Челлендж-97», в которых участвовало 2900 человек, в том числе 1300 американцев. Впервые после ухода российских войск из Эстонии на ее территории высадились войска США, по численности сопоставимые с кадровым составом эстонской армии. В ходе маневров отрабатывались действия по подавлению беспорядков в государстве, пережившем стихийные бедствия, по защите и эвакуации беженцев и доставке в эту страну гуманитарных грузов.
В сентябре 1997 г. на военном полигоне Рукла в Литве состоялись международные штабные учения «Балтик Трайнер-97», в которых участвовало более 100 офицеров из стран Балтии, Скандинавии, Великобритании. Они проводились в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». В рамках этой же программы в сентябре 1997 г. на Балтийском море прошли учения по поиску и спасению пострадавших от морских катастроф. В них участвовали военные и гражданские спасательные структуры Латвии, Литвы, Польши, скандинавских стран и государств-членов НАТО (Великобритании, Германии и Дании).
Осенью 1997 года в Адажском учебном центре вооруженных сил Латвии прошли международные учения «Кооператив Бест Элтон-97» с участием 500 военнослужащих из 14 стран, в том числе 4 государств НАТО (США, Канады, Нидерландов, Норвегии). Отрабатывались действия по локализации межнационального конфликта, разъединению враждующих сторон, уничтожению снайперов, разминированию местности. Учения рассматрива-
лись как одно из подготовительных мероприятий на пути к полноценному членству Латвии в НАТО. Расходы по их проведению взяла на себя штаб-квартира альянса в Брюсселе. В это время американские военнослужащие из элитных подразделений армии США изучали потенциальный театр военных действий. Незадолго до проведения учений Латвию посетил тогдашний председатель военного комитета НАТО генерал К. Науман. Он ознакомился с мероприятиями Министерства обороны Латвии по повышению обороноспособности армии и проведению ее вооруженных сил в соответствие со стандартами НАТО, а также посетил ряд важнейших оборонных объектов.
В декабре 1997 в Эстонии были проведены международные военные учения «Балтик Триал-97», с участием 1200 солдат и офицеров из стран Балтии, Скандинавии и государств-членов НАТО (Дании, Норвегии, Великобритании). По сценарию маневров их участники налаживали контакты между бывшими враждующими сторонами, устанавливали связь с гражданскими властями, отрабатывали в операции с беженцами. В учениях был задействован и Балтбат, для которого эти маневры были подготовкой к выполнению самостоятельных операций по поддержанию мира.
В июле 1998 в районе Клайпеды (Литва) проходили натовские учения «Балтик Че-лэндж-98», организованные Литвой и США, где приняло участие 5 тыс. человек, 24 самолета и вертолета, 16 военных судов, а также специально обученные в США дельфины, натренированные на поиски мин. Одновременно в районе литовского международного аэропорта в Паланге рота американских «рейнджеров» отрабатывала приемы борьбы с террористами. Хотя Россия и участвовала в этих маневрах в качестве наблюдателя, командование Балтийского флота отрицательно отнеслось к проведению учений НАТО на территории Литвы. Оно заявило, что эти учения больше напоминают разработку агрессивных действий вблизи границ России, а высадка морского десанта в районе Клайпеды - операцию по захвату побережья противника.
В июне 1999 г. под эгидой НАТО на Балтике проходили маневры «Балтоп-99» с участием 96 кораблей, 4-х подводных лодок, 50 самолетов и вертолетов. Их главной целью было остановить развертывание дестабилизирующих сил. А поскольку Россия в маневрах не участвовала, то это давало ей основание думать, что именно она и рассматривается в качестве дестабилизирующей силы.
После агрессии НАТО против Югославии в Литве в конце августа - начале сентября 1999 года проходили широкомасштабные учения трех балтийских стран под кодовым названием «Надежда Балтии-99». Учения проводились в рамках программы «Партнерство во имя мира». Участники должны были как бы предотвращать этнические чистки и геноцид, но не в своих странах, а в некоем выдуманном государстве. В маневрах, которые продолжались 9 дней, участвовали 800 военных специалистов. Отрабатывались действия международных штабов во время проведения совместных акций, боевые операции для поддержания мира на конкретной территории, взаимодействие сухопутных и морских сил. Войскам пришлось «мирить» страны, конфликтующие из-за спорных территорий и раздираемые межэтническими столкновениями, проводились операции по спасению коренного населения от истребления «оккупантами», разминированию мостов, отражению вражеских атак и преодолению последствий радиационной и химических аварий.
6 июня 2000 года в Литве состоялось открытие центра единой системы слежения за воздушным пространством (Балтнет). Идея организации такой системы была выдвинута президентом США еще в 1994 году. А годом позже представители балтийских стран уже договорились о ее практическом создании. Центр в Литве был построен при непосредственном участии США и Норвегии. Норвежцы готовили для него и обслуживающий персонал.
В Латвии взамен взорванной в 1995 году на средства Пентагона в прошлом советской, а затем российской радиолокационной станции в Скрунде, летом 2000 года началось соору-
жение радиолокационной станции слежения в Гулбенском районе и планируется строительство аналогичных станций в Резекненском районе, а также под Вентспилсом и Ригой. Локаторы будут нацелены на воздушное пространство Псковской, Новгородской и Тверской областей России, а также Белоруссии. На их сооружение будет израсходовано более 150 млн. долларов. Данными Балтнета будут пользоваться США, финансирующие проект, и другие страны НАТО.
Помимо указанных выше центров совместной военной деятельности стран Балтии и НАТО, функционирует и система Балттрон, в которую входят военно-морские и спасательные силы балтийских государств.
Провозгласив своей стратегической целью полноправное членство в НАТО, руководство балтийских стран постоянно напоминает об этом как собственным народам, так и мировой общественности. О желании Балтии вступить в НАТО говорится фактически на каждой встрече на высшем уровне во время визитов балтийских политиков в зарубежные страны, в официальных документах и выступлениях руководителей Латвии, Литвы и Эстонии.
Готовность стран Балтии вступить в НАТО встречает всяческую поддержку со стороны влиятельных политических и военных кругов альянса. Так, еще летом 1997 года тогдашний министр иностранных дел ФРГ К. Кинкель заявил, что должна существовать принципиальная возможность для вступления в НАТО балтийских государств, а члены альянса должны во всеуслышание объявить, что включают Латвию, Литву и Эстонию в число стран, принимающих систему западных ценностей и поэтому достойных входить в общие структуры, ибо безопасность этих трех бывших советских республик наиболее подвержена потенциальной угрозе.
В начале 1999 года группа отставных натовских генералов передала президенту Эстонии Л. Мэри рапорт о своей деятельности в странах Балтии, где они оказывали консультативную помощь в сфере безопасности и оборонной политики. В документе говорилось, что по уровню защищенности и безопасности страны Балтии можно сравнить с северной Норвегией и Западным Берлином в годы «холодной войны» и поэтому страны НАТО должны занять более четкую позицию по вопросу о приеме в нее Латвии, Литвы и Эстонии, ибо гарантией безопасности балтийских государств может быть только их членство в НАТО. Министр иностранных дел Дании Н.Х. Петерсен в интервью «Независимой газете» 23 июня 1998 года заявил, что страны Балтии «высказали намерение присоединиться к НАТО. Мы поддерживаем это, основываясь на принципах ОБСЕ, которые предусматривают право каждого государства выбрать свой собственный путь обеспечения безопасности». 16 июня 1998 года. Сенат США высказался за принятие в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, поскольку эти страны отвечают требованиям, предъявляемым кандидатам в альянс и имеют право на получение американской помощи. Аналогичное решение ранее было принято палатой представителей конгресса США.
Стремление стран Балтии к полноправному членству в НАТО активно поддерживается новыми членами альянса, особенно Польшей. После мадридского саммита НАТО (1997 года) президент Польши А. Квасьневский заявил, что следующий этап расширения НАТО должен коснуться соседей России (Украины и стран Балтии).Во время рабочего визита А. Квасьневского в Литву в феврале 1999 года президент Польши сказал, что у него нет никаких сомнений в целесообразности интеграции Литвы с Североатлантическим альянсом, а Варшава будет ставить перед ним этот вопрос. Тем самым А. Квасьневский позитивно откликнулся на обращение президентов Латвии, Литвы и Эстонии к руководителям стран НАТО с просьбой поддержать их намерение войти в альянс.
Активное лоббирование руководством Польши стремления стран Балтии войти в НАТО в качестве полноправных членов, видимо, связано с планом создания «буферной зоны» от Черного до Балтийского моря, которая будет отделять Россию от Запада. Этот план
был выдвинут З. Бжезинским. В «буферную зону», помимо балтийских стран, должны войти Украина и Белоруссия (в случае прихода в последней к власти сил, оппозиционных режиму А. Лукашенко). Зона должна быть экономически независимой. В ней планируется установить высокие пошлины на транзит товаров из России, предусмотреть квоты и коридоры для экспорта российской нефти и газа в Западную Европу, для движения железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. Создать такую зону можно только путем «отрыва» Белоруссии от России, и поэтому в плане З. Бжезинского Польше отводится ведущая роль в организации такого «отрыва» и подчинения Белоруссии, как и стран Балтии, западному влиянию.
Добиваясь членства в НАТО, руководство балтийских стран полностью поддержало военно-политические акции альянса, в том числе и агрессию НАТО против Югославии. Бомбардировки СРЮ одобрили президенты Латвии, Литвы и Эстонии, а военное руководство балтийских стран выразило готовность послать на Балканы своих военнослужащих, если НАТО попросит о содействии и военной помощи в рамках программы «Партнерство во имя мира». При этом политическая и военная элита балтийских стран явно не просчитала последствия ее заявлений о поддержке силовой акции НАТО в Югославии. Эта акция, как известно, была предпринята под предлогом защиты прав человека и прекращения геноцида в Косово. Но аналогичный предлог гипотетически может появиться и в отношении стран Балтии, где существуют острые межнациональные противоречия. Сознавая это, общественность балтийских государств, в отличие от их руководства, неоднозначно отнеслась к агрессии против СРЮ. В Литве, по данным опросов общественного мнения, агрессию НАТО поддержало 52% опрошенных, а против высказался 41%, в Эстонии эту акцию поддержало 56%, в Латвии - только 26%, а 48% выступило против.
Что же касается руководства стран НАТО, то оно, с одной стороны, поддерживает стремление стран Балтии вступить в их альянс, а с другой - не берет на себя никаких конкретных обязательств, в том числе в плане очередности и сроков приема балтийских государств в НАТО.
В ноябре 1995 года во время своего визита в страны Балтии тогдашний министр обороны США У. Перри заявил, что балтийские государства не должны рассчитывать на скорое вступление в НАТО, а само включение стран Балтии в евроатлантические структуры безопасности должно осуществляться таким образом, чтобы Россия не рассматривала это как враждебный в отношении ее шаг. В июле 1997 г. во время переговоров государственного секретаря США М. Олбрайт с министрами иностранных дел балтийских государств в Вильнюсе она отметила, что страны Балтии не будут вычеркнуты из списка кандидатов в члены НАТО. Но все будет зависеть от степени их подготовленности к подобному членству и особенно от того, насколько быстро и эффективно будут реформированы в соответствии с натовскими стандартами вооруженные силы балтийских республик. При этом М. Олбрайт подчеркнула, что НАТО не должна ослабнуть в результате подобного расширения, поэтому новые члены этой организации не должны быть нахлебниками.
Чтобы как-то смягчить недовольство балтийских стран отказом немедленно принять их в НАТО, США в июне 1997 г. выдвинули проект Хартии США и балтийских государств. Документ был подписан 18 января 1998 года Б. Клинтоном и президентами балтийских стран в Вашингтоне. Хартия является политическим, а не юридическим документом. США не взяли на себя обязательств гарантировать безопасность балтийских государств и приема в НАТО в составе второй группы кандидатов в члены альянса не обещали. Они согласились только на консультации с балтийскими странами, если возникнет угроза их территориальной целостности, а также на создание четырехсторонней комиссии, в рамках которой будет обсуждаться сотрудничество в сферах политики, безопасности, культуры и экологии и бу-
дут разрабатываться совместные проекты в регионе Балтийского моря с участием ЕС и России.
На первом после подписания Хартии заседании Комиссии по партнерству США и стран Балтии в Риге в июле 1998 года была подтверждена стратегическая цель балтийских государств - интеграция в европейские и трансатлантические структуры. Однако представитель США в Комиссии С. Тэлботт, заявив, что двери НАТО для Балтии не закрыты, дал понять, что пока о конкретных сроках их приема в НАТО не может быть и речи. Выступая в октябре 1998 г. в Вильнюсе на международной конференции «Европейская интеграция - путь к европейской безопасности», посол США при НАТО А. Вершбоу пояснил, что вступление в альянс «предполагает прежде всего соответствие определенным критериям, которые одинаковы для всех. Мы не можем принять Балтию в НАТО только потому, что она пострадала в прошлом от исторической несправедливости».
Конкретные сроки вступления стран Балтии в НАТО не были названы и на юбилейном саммите альянса в Вашингтоне в апреле 1999 года. Позиция стран НАТО в отношении приема в альянс балтийских стран не претерпела каких-то существенных изменений и в последующий период.
В конце марта 2000 года Латвию посетил новый Генеральный секретарь НАТО Д. Ро-бертсон. Его визит был связан с участием в Учредительном собрании латвийской трансатлантической организации, созданной для поддержки латвийской общественностью вступления Республики в альянс. Д. Робертсон встречался с руководителями страны, нанес визит министру обороны Г. Кристовскису, с которым обсудил проект военной доктрины Латвии, предусматривающей тотальную территориальную оборону. На пресс-конференции по итогам визита Д. Робертсон заявил, что «помолвка Латвии и НАТО уже состоялась, осталось только сыграть свадьбу». Но для этого нужно соответствовать определенным критериям и выполнить необходимые условия. Д. Робертсон не смог ответить на вопрос о том, будет ли Латвия, как и другие страны-кандидаты, принята в НАТО в 2002 году. Это зависит от готовности стран-кандидатов, целесообразности расширения альянса и от общей ситуации на Европейском континенте.
В мае 2000 года в Вильнюсе состоялась международная конференция «Роль НАТО в изменяющихся условиях европейской безопасности». «На ней выступил Д. Робертсон, заявивший, что в 2002 году пройдет очередной саммит НАТО, на котором может быть рассмотрен вопрос о принятии новых членов. Для этого страны Балтии должны выдержать жесткие натовские стандарты - создать сильные армии и оборонную систему, чего пока нет. Д. Робертсон также отметил, что решение о расширении НАТО в 2000 году должно быть принято всеми 19 членами альянса, если, конечно, в будущем такое расширение вообще произойдет.
В июне 2000 года страны Балтии посетил канцлер ФРГ Г. Шрёдер. Он заявлял во время визита, что Германия поддерживает вступление балтийских стран в ЕС и НАТО, но сроки этого вступления могут затянуться. Г. Шрёдер при этом отмечал, что угрозы со стороны России странам Балтии он не видит и проблема такой угрозы является сугубо «теоретическим вопросом».
Несмотря на неопределенное, а скорее прохладное отношение Запада к приему в НАТО балтийских государств, их руководители настаивают на том, чтобы Латвия, Литва и Эстония были приняты в альянс уже в 2002 году. Это пожелание в очередной раз было высказано на заседании совета глав дипломатических ведомств Северной Европы и стран Балтии в Миддельфарте (Дания) в начале августа 2000 года. Но и на этот раз положительного ответа со стороны НАТО на просьбу балтийских государств получено не было.
Причины нежелания США и блока НАТО брать на себя конкретные обязательства относительно порядка и сроков приема балтийских государств в Североатлантический альянс,
на наш взгляд, сводятся к тому, что, во-первых, вооруженные силы балтийских государств пока не соответствуют стандартам НАТО ни по составу, ни по расходам на их содержание. Особенно это относится к Латвии, которая не спешит увеличивать расходы на военные нужды. Если Литва в 1998 году направила на оборону 1,7% ВВП, Эстония - 1,5%, то Латвия -0,67% (в 1997 году - 0,72%) ВВП. В 1999 году правительство Латвии выделило на эти цели 1% ВВП, но и это не отвечает стандартам НАТО. В 2000 г. расходы на военные нужды в Литве составят 2% ВВП (при средних расходах стран-членов НАТО 2,6% ВВП). У Латвии, хотя она и приняла военную доктрину, рассчитанную на 12 лет, финансирование военного ведомства вряд ли увеличится по сравнению с предыдущими годами, а в Эстонии расходы на оборону составят 2% только к 2002 г., а это руководство альянса явно не устраивает. Вооружение и техника армий балтийских стран морально и физически устарели, боевая подготовка военнослужащих не находится на достаточном уровне. В этих условиях страны Балтии практически ничего не прибавят к военно-техническому потенциалу НАТО. Напротив, они станут обузой для альянса.
Во-вторых, Латвия и Эстония все еще окончательно не решили свои территориальные проблемы с Россией. Хотя они и отказались от территориальных претензий к РФ, но юридически это пока не оформлено, так как пограничные договоры с Россией не подписаны, а важным критерием членства в НАТО является отсутствие территориальных споров с соседями.
В-третьих, в Латвии и Эстонии не решены проблемы нетитульного (русскоязычного) населения, а еще одним критерием членства в НАТО является демократизация общества, отсутствие дискриминации национальных меньшинств.
В-четвертых, форсировать вступление балтийских стран в НАТО Запад не хочет и потому, что он не заинтересован в обострении отношений и возобновлении конфронтации с Россией, а это почти наверняка станет фактом в случае дальнейшего расширения НАТО на восток, ибо создаст прямую угрозу интересам национальной безопасности РФ. На это обстоятельство обратил особое внимание Президент РФ В.В. Путин, отметивший в интервью газете «Вельт ам зонтаг» 6 июня 2000 г., что ни одно государство в мире не испытывало бы теплых чувств в связи с разрастанием военного союза, в котором оно не состоит. Особенно, если в результате увеличивается зона соприкосновения с этим союзом. Выход НАТО за границы бывшего СССР в случае приема в альянс Литвы, Латвии и Эстонии, заявил В. Путин, создал бы качественно новую ситуацию для России и для Европы. Это имело бы серьезные последствия для всей системы безопасности на континенте. «Мы считаем, - подчеркивает В. Путин, - что каждое государство имеет право на собственный выбор средств обеспечения безопасности. Однако собственную безопасность нельзя укреплять путем уменьшения безопасности других государств».
В-пятых, учитывается и то, что значительная часть населения балтийских государств, в отличие от жителей стран Центральной Европы, выступает против членства своих стран в НАТО. Так, по данным опросов, проведенных летом 1998 года, присоединение к НАТО поддерживало 55% литовцев, 54% латышей и 47% эстонцев. Против выступали соответственно 26%, 32% и 31% опрошенных1. Опрос, проведенный в Латвии весной 1999 года, показал, что уже только 40% ее жителей поддерживают членство своей страны в НАТО, а 39, 3% выступают против2.
Однако политические игры вокруг вопроса о гипотетическом членстве стран Балтии в НАТО продолжаются. Думается, что администрация США ведет эти игры с целью добиться от России уступок в вопросе о модернизации системы ПРО, ответом на которые стал бы с
1 Независимая газета, 1998, 3 июля, № 118, с. 6.
2 Сегодня, 1999, 30 апреля, № 94, с. 3.
американской стороны отказ поддерживать стремление балтийских стран к полноправному членству в альянсе. Руководство НАТО, в свою очередь, связывает вопрос о членстве балтийских государств в НАТО с общим состоянием отношений между альянсом и Россией, которые были «заморожены» после агрессии НАТО против Югославии, а сейчас «оттаяли», нормализовались далеко не в той мере, как этого хотели бы в Брюсселе. Европейские страны-члены НАТО, наконец, используют «балтийскую карту» опять-таки в целях давления на Россию, выторговывания у нее выгодных для себя уступок.
Что же касается России, то она, положительно относясь к членству балтийских государств в ЕС, категорически против вступления стран Балтии в НАТО, ибо это означало бы:
- непосредственное соприкосновение расширенного альянса с территорией РФ, превращение Ленинградского и Московского военных округов в пограничные;
- членство стран Балтии в НАТО привело бы к использованию в интересах альянса бывшей советской военной инфраструктуры в балтийских странах, а это учебная база АПЛ в Палдиски (Эстония), полигон в Адажи (Латвия), военный аэродром в Шауляе (Литва);
- членство стран Балтии в НАТО, учитывая, что Польша уже стала участником альянса, приведет к тому, что Калининградская область окажется в фактическом окружении потенциально враждебных России государств, под «колпаком» у Запада, осложнится также железнодорожный и автомобильный транзит в Россию через территорию Литвы;
- прием в НАТО стран Балтии стал бы стимулом для усиления стремления к членству в НАТО других бывших советских республик (Украины, Молдавии, Грузии, Азербайджана).
Поэтому Россия заявила, что в случае приема стран Балтии в НАТО она выйдет из Основополагающего акта Россия - НАТО, подписанного 27 мая 1997 г.
В качестве альтернативного варианта вступлению балтийских стран в НАТО Россия предложила этим странам гарантии безопасности либо в одностороннем порядке, либо совместно со странами Западной и Северной Европы, а также США. Вопросы, связанные с предоставлением таких гарантий, затрагивались как в официальных документах (Долговременная линия России в отношении Балтийских стран - февраль 1997 года), так и в выступлениях президента и председателя правительства, министра иностранных дел РФ, других официальных лиц.
Во время встречи Б. Ельцина с Б. Клинтоном в Хельсинки в марте 1997 года Президент РФ заявил, что Россия готова гарантировать безопасность стран Балтии и снять их опасения в отношении возможности повторения того, что произошло несколько десятилетий назад. В сентябре 1997 года во время визита в РФ тогдашнего президента Литвы А. Бразаускаса Б. Ельцин заявил, что Россия гарантирует безопасность Литвы и готова прийти на ее защиту. Он передал А. Бразаускасу заявление о гарантиях безопасности стран Балтии и мерах укрепления доверия между ними и Россией. В. Черномырдин в выступлениях на международной конференции по формированию новой модели европейской безопасности в Вильнюсе (август 1997 г.) и на заседании Совета государств балтийского региона в Риге (январь 1998 г.) также говорил о готовности России дать гарантии безопасности балтийским странам, участвовать в региональном пакте безопасности стран Балтийского бассейна. Во время визита Б. Ельцина в Швецию (декабрь 1997 года) он объявил, что Россия сократит на 40% свою северо-западную группировку сухопутных и военно-морских сил. 1 декабря 1997 года была реорганизована группировка «Калининградский особый оборонительный район». Стоявшие там войска 11-й армии перешли в подчинение Балтфлоту и стали называться сухопутной группировкой и береговыми войсками флота. В. Путин в упомянутом выше ин-
тервью газете «Вельт ам зонтаг» подтвердил, что все прежние обязательства России относительно обеспечения безопасности балтийских государств остаются в силе.
Однако инициативы российского руководства по проблемам безопасности в Балтийском регионе не встретили поддержки и понимания со стороны официальных кругов этих стран. На состоявшейся 10 ноября 1997 года в Паланге встрече их руководителей они были отвергнуты. Ранее, на саммите в Таллинне руководителей Латвии, Литвы, Эстонии, Польши и Украины 27 мая 1997 г. было подтверждено стремление стран Балтии к членству в НАТО и заявлено, что они будут укреплять сотрудничество во всех областях. Речь, по сути дела, шла о воссоздании некоего «санитарного кордона» вдоль границ России в качестве ответа
на заключение договора о союзе между Россией и Белоруссией.
* * *
В мае 2000 года президент Латвии В. Вике-Фрейберге выступила с заявлением о том, что Россия готовится к военному вторжению в Прибалтику и в первую очередь нападение будет совершено на Латвию. Это, как она заявила, будет нападением на Европейское сообщество и НАТО. В России расценили заявление В. Вике-Фрейберге как провокационное и безответственное. МИД РФ охарактеризовал его как беспрецедентное по своей антироссийской тональности и выдержанное в худших традициях «холодной войны». Посол РФ в Риге А. Удальцов отметил, что заявление было для него полной неожиданностью, ибо для подобных высказываний Россия не давала никакого повода. Глава же Латвийского государства, ради скорейшего вступления страны в НАТО, пошла на сознательное обострение российско-латвийских отношений, прибегнув при этом к откровенной лжи, отвечать на которую надо, однако, сдержанно и с достоинством, чтобы не ввязаться в бесплодную полемику, вредную как для российско-латвийских отношений, так и для европейской безопасности.
Страны Балтии сейчас стоят перед историческим выбором: либо по-прежнему добиваться членства в НАТО и тем самым ухудшить свои отношения с Россией, усилить подозрительность, вражду и недоверие или же принять участие в региональном пакте безопасности стран Балтийского региона, развивать добрососедские, взаимовыгодные, дружественные отношения с Россией. Если развитие событий пойдет по первому варианту, то это приведет к еще большему дистанцированию балтийских стран от России, ибо ее позиция в отношении членства стран Балтии в НАТО, да еще с учетом реакции их политических элит на натовскую агрессию против Югославии, станет гораздо более жесткой, чем раньше. Стремление балтийских стран к членству в НАТО, наряду с дискриминационной политикой в отношении нетитульного (русскоязычного) населения, окажет негативное воздействие на политические, торгово-экономические, культурные, гуманитарные связи стран Балтии и России. Это, в свою очередь, отрицательно скажется и на национальных интересах самих балтийских стран, для которых Россия была и остается поставщиком сырья и энергии, рынком сбыта товаров, источником получения валюты за счет транзита российских грузов через территорию балтийских стран, что составляет значительную часть их бюджета.
Думается, что эти обстоятельства должны будут повлиять на позицию широкой общественности и политической элиты балтийских государств, понимающих, что без России и в условиях конфронтации с ней страны Балтии вряд ли сохранят политическую стабильность и обеспечат свое успешное социально-экономическое развитие. Здравый смысл диктует им выбор второго варианта - сотрудничества и доверия в отношениях с Россией. Ближайшее будущее покажет, прислушаются ли руководители и политики балтийских стран к требованиям здравого смысла, выберут ли они путь не вражды и конфронтации, а добрососедства между нашими государствами и народами.