Ю.В. ЕФРЕМОВ аспирант Национального института бизнеса*
Геополитические процессы и технологии в российском секторе Арктики и их влияние на пограничную
безопасность
В современной геополитике все отчетливей проявляется обострение конкуренции между ведущими странами мира по вопросам, связанным с изучением и промышленным освоением арктического региона, считающегося сосредоточением политических, экономических, военно-стратегических, экологических и социальных интересов различных стран.
Кроме того, актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена происходящим потеплением климата и связанным с ним потенциальным превращением Арктики в судоходное пространство, а наличие запасов углеводородов на арктическом шельфе определяет значение этого региона для мировой экономики. Сегодня приарктические государства активно озаботились укреплением своей безопасности и защиты своих природных кладовых, которые становятся все более доступными вследствие отступления полярных льдов.
В настоящее время арктические территории считают зоной своих интересов сразу несколько государств. Причем претензии заявляются уже не только на арктический шельф, но и на придание российскому Северному морскому пути международного статуса. Именно поэтому в последнее время многие страны устремились в арктический регион, чтобы вовремя в нем закрепиться. По подсчетам специалистов ООН, сегодня на Арктическом шельфе запасы ресурсов составляют около 100 млрд. т нефти и 50 трлн. кубометровгаза1.
Президент Российской Федерации В.В. Путин четко определил отношение России к своим арктическим владениям: «Приоритетами Российской Федерации в Арктике являются активное освоение природных ресурсов региона, развитие транспортной и пограничной инфраструктуры, а также информационно-телекоммуникационной среды. Арктика должна стать основной стратегической ресурсной базой России... Необходимо обеспечить защиту национальных интересов на континентальном шельфе, снизить диспропорции в уровне развития арктических территорий по сравнению с другими регионами России, учитывая при этом интересы коренных народов Севера и требования экологической безопасности»2.
Восемь арктических государств - Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США - в 1996 г. учредили Арктический совет, который рассматривает возможность участия в статусе наблюдателей тех государств, которые находятся далеко от этого региона, но тем не менее стремятся получить права на использование его недр. Почвы для конфликта интересов, якобы, нет. Сложившееся на сегодня в Арктике положение дел может изменить лишь идеи нового «всеобъемлющего» арктического договора (по аналогу договора об Антарктиде). В то же время следует иметь в виду, что официально на международном уровне вопрос о разделе территории Арктики еще не решен. С международно-правовой точки зрения Арктика никому не принадлежит. Согласно конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., приарктические государства обладают правом на разработку недр континентального шельфа, который является продолжением их территории в пределах исключительных экономических зон3. Но ни одна нефтяная или газовая компания пока не может приступить к реализации своих проектов до полного урегулирования рисков юридического и политического характера. В настоящее время приарктические и иные заинтересованные страны не начнут добывать углеводородное сырье на тех участках арктического шельфа, которые являются спорными, поскольку такой проект заведомо окажется убыточным.
Чтобы выйти из данного правового тупика, приарктические страны сформировали и направили в ООН заявки на определение своих прав и границ в арктическом регионе. Норвегия стала первой страной, заключившей соглашение с Комиссией оОн по границам континентального шельфа. Его площадь на севере оказалась равна 235 тыс. кв. км, что соответствует трем четвертям территории этой страны4. В 2002 г. Российская Федерация обратилась со своей заявкой в Комиссию ООН по внешним границам шельфа. В данном предложении Россия аргументированно предложила установить новые границы своего континентального шельфа, выходящих за пределы принятой 200-мильной зоны, не выходя за пределы российского Арктического сектора. По результатам рассмотрения комиссия ООН оставила российскую заявку без удовлетворения.
Данный пример наглядно демонстрирует, что бескрайние Арктические пространства в настоящее время напоминают территорию американского Дикого Запада, борьба за которую на новом историческом витке разыгрывается между «новыми переселенцами» из разных стран, утверждая застолбленные за собой территории по праву сильного. Это очень хорошо понимают многие приарктические и иные заинтересованные страны, которые пытаются перетянуть арктическое «одеяло» на себя. Собственная арктическая стратегия принята Евросоюзом, в МИД Японии создана рабочая группа по Арктике, Южная Корея строит свой первый ледокол. В конце 2010 г. Госсовет КНР принял программу строительства своего ледокольного флота и уже в 2013 г. сойдет со стапелей второй Китайский ледокол.
* Ефремов Юрий Владимирович, e-mail: [email protected]
1 См.: Открытие Арктики. http://www.cdu.ru/catalog/mintop/infograf/022012/
2 Испытание севером. Иллюстрированный публицистический сборник / Под ред. В.Н. Стрельцова. М., 2009.
3 См.: Конвенция ООН по морскому праву. http: //www.un.org/Depts/los/convention_ agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
4 См.: Бразилия и Индия претендуют на Арктику. Политика внерегиональных государств и национальная безопасность России. http://nvo.ng.ru/gpolit/2012-09-28/1_arktic.html
Пока ученые спорят о климатических особенностях грядущих природных изменений, политики ведут свою игру. Холодная Арктика горячо обсуждается на многочисленных международных конференциях. Дискуссии о том, что российскую арктическую транспортную артерию нужно поставить под международный контроль, идут давно. Сегодня это уже не пожелание, высказанное на международных форумах, а практическая политика США и Евросоюза. Подтверждением этому является состоявшийся 1-2 июня 2012 г. визит госсекретаря США Х. Клинтон в Норвегию. На прошедшей по итогам визита в городе Тромсё пресс-конференции в первую очередь речь шла о возможности «интернационализации» ресурсов Арктики и Северного морского пути. По словам Х. Клинтон, «администрация президента Обамы настаивает на ратификации закона Конвенции о морях, который обеспечивает международную основу для изучения новых возможностей в Арктике»5. За этой благозвучной фразой кроется серьезная проблема - проект данной Конвенции существует давно, но он так и не предложил универсального варианта разделения международной компетенции ни в прибрежных, ни в экономических зонах арктических государств. С теми «неясностями», которые проект Конвенции имеет в настоящее время, он позволит США истолковывать интересы разных государств в Арктике по своему собственному праву, т.е. по праву сильного.
В целях реализации своих арктических интересов западное сообщество активно использует международные инструменты Арктического совета. При этом за ширмой заявленных благих целей организации явно просматривается активная деятельность США и их союзников по лишению России активной роли в регионе Арктики. Так по результатам двусторонней встречи в Норвегии Х. Клинтон на пресс-конференции четко обозначила определенный «центр влияния» в составе: США, Норвегии, Швеции и Исландии, который и должен стать «ядром» освоения Арктики. При этом США были названы «важнейшим» государством Арктического совета, который по умолчанию получает в свои руки бразды его правления. О крупнейшей державе арктического побережья - Российской Федерации, контролирующей весь Северный морской путь, никто и не вспомнил. Становится очевидным, что с легкой руки администрации США Арктический совет превращается в структуру, целью которой является контроль всего процесса освоения Арктики, и это будет проводиться под руководством «назначенной» на встрече в Тромсё группы стран.
Активное освоение Арктики с постепенным переводом России на второстепенные роли и ее полным отстранением от данного процесса нашло свое подтверждение на прошедшем 2 и 3 сентября 2012 г. в городе Будё (Норвегия) совещании министров иностранных дел и обороны пяти северных стран Европы (Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании и Исландии)6. Это первое за всю историю военно-политическое совещание подобного рода. Показательно, что оно прошло в Будё, который является военным центром Норвегии. Здесь расположено Объединенное командование вооруженных сил этой страны. По поводу прошедшего совещания министр обороны Норвегии Э.Б. Эйде заявил: «На севере - наши самые важные стратегические интересы. Здесь у нас имеются огромные пространства и ресурсы, и мы видим, что этот регион планеты играет все более важную роль, если речь заходит о транспорте, природных ресурсах и туризме». Таким образом, скандинавские страны - участники встречи 2 и 3 сентября 2012 г. в Норвежском Будё приступили к практическому осуществлению более тесного военно-политического сотрудничества в приарктическом и арктическом регионах.
Реализованные мировым сообществом геополитические процессы в Арктике позволили на первом этапе к концу XX в. путем мирных переговоров разделить между заинтересованными государствами 200-мильную экономическую зону континентального шельфа на основе положений Морской конвенции 1982 г., площадь морского дна которого составляет более 30 млн. кв. км7, из которых почти десятая часть отошла к России. Согласно конвенции ООН по морскому праву от 1982 г., приарктические государства обладают правом на разработку недр континентального шельфа, который является продолжением их территории в пределах исключительных экономических зон8.
В начале ХХ! в. мировое сообщество приступило к реализации второго этапа геополитических процессов в Арктике, целью которых является раздел морского дна Мирового океана, где на глубинах до четырех километров сконцентрированы основные минеральные и биологические ресурсы Мирового океана, площадь которых достигает 75 млн. кв. км1. Комиссия при ООН по вопросам континентального шельфа уже более десяти лет рассматривает заявки заинтересованных государств о расширении их экономической зоны (шельфа) в Арктике с 200 до 350 миль.
В результате происходящего в настоящее время планомерного политического и экономического вытеснения России из Арктики, полного игнорирования российских заявок на закрепление за ней в соответствии с международными правовыми нормами, прав на принадлежащую ей часть арктического шельфа - уже вполне отчетливо вырисовываются формы территориально-пространственных изменений геополитического положения России в арктическом регионе, которые идут к легализации в международном правовом поле «международного статуса» Северного морского пути и районов российского арктического шельфа богатых полезными ископаемыми.
Современные геополитические процессы, происходящие в мире и конкретно вокруг российского сектора Арктики - это трансформации, вызванные локальными, региональными, континентальными и глобальными международными политическими, экономическими и военными процессами, характеризующими место и конкретно-исторические формы изменений территориально-пространственного положения государства.
5 См.: Ситуация вокруг Арктики - Запад готовится к «самозахвату». http: //www.fondsk.ru /pview/2012/06/10/situacia-vokrug-arktiki-zapad-gotovitsja-k-samozahvatu.html#
6 См.: «Почти исторический момент»: началось формирование «Северного альянса» против России. http://www. regnum. ru/news/1567805.html.
Опубликовано 14:31 04.09.2012.
7 См.: Арктика становится геополитическим объектом многополярного мира. http://www. ocean.ru/content/viev/893/41/
8 См.: Конвенция ООН по морскому праву. http: //www.un.org/Depts/los/convention_ agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf
Происходящие в настоящее время в арктическом регионе геополитические процессы несут серьезную угрозу обеспечению пограничной безопасности России. Назовем основные из них:
- глобализация и виртуализация экономики Арктики при жестком контроле основных ресурсных зон и потоков со стороны транснациональных корпораций и Запада в целом;
- дробление арктического пространства, в том числе и политического, подлежащего освоению через международные инструменты и правовые институты в ущерб интересам России;
- нагнетание глобальной военно-политической напряженности в Арктике путем тотальной или выборочной дестабилизации, через систему управляемых национальных и локальных кризисов;
- инициация (и навязывание) милитаризма в арктическом регионе как способа изматывания гонкой вооружений национальных экономик приарктических государств;
- контроль глобального информационного пространства, проведение целенаправленных информационных акций против международной позиции и авторитета России в Арктике и др.
Геополитические технологии - есть системные средства глобального управления, а также совокупность согласованных прямых и непрямых действий различного масштаба, применяемых геополитическим агрессором к своему геополитическому противнику с целью его ликвидации в качестве соперника9. Геополитические технологии применяются во всех сферах существования и функционирования геополитического соперника как государства (цивилизации, нации, этноса), в качестве которых активно применяются избирательные (нелетальные) технологии, программы «экспорта» демократии, гуманизма и др.
В целях дальнейшей реализации своих стратегических концепций тотального доминирования США приступили к воплощению в жизнь теории сетецентричной войны в качестве новой гуманистической (нелетальной) геополитической технологии со следующими, только ей присущими чертами10.
Во-первых, такая война имеет тотальный характер, т.е. ведется непрерывно и во всех сферах функционирования государства-противника.
Во-вторых, сетецентричная война (как вид нелетальной войны) есть лишь специально организованная совокупность гуманитарных войн (экономическая, политическая, культурная и др.), осуществляемая для достижения целей национальной стратегии.
В-третьих, война ведется главным образом средствами информационной борьбы, применение технологий которой имеет вид самостоятельных военных действий в сферах коммуникаций, экономики, культуры национального сознания, а также сферах государственного и военного управления всех уровней.
В-четвертых, этот новый вид тотальной войны предполагает организацию такого же тотального управления ею.
Реализация технологии сетецентричной войны полностью вписывается в Доктрину национальной безопасности США 1992 г.: «Нашей стратегией должно быть предотвращение возникновения любого потенциального будущего глобального соперника»11.
По сути, ведение современной сетецентричной войны за обладание богатствами арктического шельфа (в т.ч. и российского) - это выстраивание системы глобального доминирования США над всем мировым арктическим регионом, т. е. современный аналог колонизации и подчинения, только осуществляемый в новых условиях, в новых формах и с помощью новых средств. Здесь совершенно не нужна прямая оккупация приарктических российских регионов, массовый ввод войск и нанесение сокрушающих ударов, сопровождаемых захватом территорий, не требуются полномасштабные действия вооруженных сил и огромные военные затраты на армию. Сетецентричная война в Арктике реализуется через гораздо более сильную и гибкую стратегию, основанную на манипуляции насилием и военной силой только в самых крайних случаях, и основные результаты достигаются путем целенаправленного влияния на широкую совокупность факторов - информационных, социальных, экономических и др.
Какой же вывод пора сделать? Только полное восстановление работоспособности Северного морского пути может стать для России мощным геополитическим инструментом, способным изменить расклад сил в Арктике в пользу России.
Для реализации интересов и планомерного освоения российского сектора Арктики 18 сентября 2008 г. Президент Д.А. Медведев утвердил «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». В Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что одним из условий обеспечения национальной безопасности является надежная защита и охрана государственной границы12. Для этого в рамках разработанной специальной федеральной целевой программы в ближайшие девять лет на обустройство границы в Арктике правительство России направит 134 млрд. рублей13. Реализация Программы началась с 2012 г.
Исторический опыт свидетельствует, что стабильность и безопасность любого государства зависит от безопасности его государственной границы и прилегающих к ней территорий. Это связано с тем, что государственная граница обозначает не только территориальный предел государства, но и места разграничения государств, соприкасающихся и взаимодействующих между собой в геополитическом пространстве, диапазон таких взаимоотношений крайне широк и простирается от добрососедских и лояльных до откровенно враждебных.
9 См.: Владимиров А.И. Государство, война и национальная безопасность России // Пространство и время, 2011, № 1 (3), с. 31.
10 Там же..
11 Цит. по: Нью-Йорк таймс, 1992,8 марта.
12 См.: Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета, 2009, №4912 (88).
См.: Созданию современной пограничной инфраструктуры в арктической зоне - особое внимание. http://nord-news.ru/murman nevs/2011/08/31/?newsid=19141
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что Россия уже обрела область конфронтации на своих северных границах, которые ранее считались относительно безопасными. По сути, в Арктике в настоящее время разворачивается активное межгосударственное противоборство за обладание природными ресурсами. Пограничная безопасность России в Арктике подвергается серьезным угрозам, находится в поле международного информационного противоборства, способного в недалекой перспективе перерасти в открытое вооруженное противостояние. В таких условиях необходимо жестче и решительней отстаивать позиции российского государства в развернувшейся геополитической борьбе за Арктику.
Для обеспечения пограничной безопасности России в арктическом регионе требуется система политических, экономических и военных мер, которые должны опираться на силовую составляющую в виде разнородной и разновидовой группировки сил в регионе.
Ефремов Ю.В. Геополитические процессы и технологии в российском секторе Арктики и их влияние на пограничную безопасность. Статья посвящена геополитическим трансформациям, происходящим в Арктике в свете проблем международно-правового разделения арктического шельфа и влияния происходящих процессов на пограничную безопасность России вдоль побережья Северного морского пути.
Ключевые слова: Арктический совет, Северный морской путь, борьба за природные ресурсы, однополярный мир, геополитический процесс, геополитические технологии, пограничная безопасность.
Efremov Yu.V. Geopolitical processes and technologies in the Russian sector of the Arctic and their impact on border security. The article is devoted to the geopolitical processes going on in the Arctic in the light of the problems of international legal division of the Arctic shelf and the influence of the processes taking place on border security of Russia along the coast of the Northern sea route.
Key words: the Arctic council, Northern Sea Route, the struggle for natural resources, the unipolar world, geopolitical process, geopolitical technology, border security.