МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Е.А. Шлапеко
УДК 339.5
Геополитические интересы Китая в контексте приграничной торговли
В статье представлен анализ практики осуществления приграничной торговли на границе Китая с Казахстаном, Киргизией и Россией с точки зрения стратегических интересов Китая. Автором рассмотрено возможное влияние приграничной торговли на усиление зависимости государств Центральной Азии от Китая. Особый акцент сделан на открывающихся возможностях для развития приграничных территорий в случае их участия в экономических интеграционных процессах в регионе.
Ключевые слова: Китай, Россия, Центральная Азия, приграничная торговля, международные базары, приграничная инфраструктура.
Специфика приграничных территорий оказывает воздействие на социально-экономические процессы в зонах приграничья, требует особого подхода к выбору путей их развития с учетом безопасности страны и ее территориальной целостности. Приграничная торговля китайских регионов с соседними территориями России, Казахстана и Киргизии существует на протяжении веков, но именно с момента создания соответствующего законодательства произошло оформление государственной политики приграничной торговли как механизма сбалансированного развития западных и восточных регионов Китая. В последнее время наблюдается экспансия геополитических интересов Китая на пространстве Евразии, во многом опирающаяся на инструменты «мягкой силы».
Более полутора тысяч лет Великий Шелковый путь способствовал развитию торговли на дальние расстояния между Европой и Азией. При этом работа протяженных караванных маршрутов требовала наличия необходимой инфраструктуры: перевалочных пунктов, специализированных базаров, режима стабильных денежных расчетов и защиты прав соб-
* Статья подготовлена в рамках бюджетной темы АААА-А16-116011900255-1 «Методология исследования эволюции северных периферийных регионов и разработка механизмов управления их экономическим развитием».
© Шлапеко Е.А., 2016
ственности купцов-чужеземцев. Шелковый путь стал не только одной из крупнейших торговых магистралей древности и средневековья, но и повлиял на взаимопроникновение культур, строительство городов, зарождение товарно-денежных отношений, появление новых ремесел и промыслов.
В региональных и национальных цепочках производства и распределения в Центральной Азии сохраняется роль международных базаров как платформ реэкспорта. Результаты обследования Всемирного Банка свидетельствуют о том, что приграничная торговля между центрально-азиатскими странами представляет собой в миниатюре ту же структуру товаров, что и совокупная торговля, только в очень малых количествах [4]. Это в первую очередь продовольственные товары и сырье для производства, текстильные изделия и обувь.
Основными характеристиками приграничной торговли становятся льготные налоговые и инвестиционные условия, отдельный таможенный тариф и другие меры регулирования внешнеторговой деятельности; географическая привязка зон приграничной торговли к сухопутным государственным границам; ведение торговли на основе специальных межгосударственных двух или многосторонних соглашений. Географическая близость при осуществлении приграничной торговли делает транспортные расходы несущественными и позволяет воспользоваться разницей в предложении, спросе и ценах на различные товары и услуги по обе стороны границы. Поэтому значительное влияние на приграничную торговлю оказывают транспортное сообщение, приграничная инфраструктура и режим пересечения границы.
Центрально-азиатские базарные «центры» — торгово-снабженческие комплексы, основанные на взаимодействии множества частных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров как отечественного производства, так и из Китая, ОАЭ, Турции. Показательно, что 90% всего объема китайских товаров, импортируемых, например, в Казахстан, в итоге предназначены для российских потребителей [1]. Своеобразные логистические центры сформировались в административном центре Синьцзяна г. Урумчи (Китай), под Алма-Атой и в Хоргосе (Казахстан) и Киргизии: «Дордой» в Бишкеке и «Кара-суу» в Оше. Согласно официальной статистике, в Киргизии работает около 60 процентов населения, 15 процентов из которых задействованы в сфере оптово-розничной торговли [5]. Преобладающую часть китайских мигрантов в страны Центральной Азии и Россию также составляют участники народной торговли. При этом приграничная торговля, которая имела вид челночного бизнеса в начале 90-х, стала более институционализирована: появились закупочные, транспортные, торговые компании, официальная регистрация бизнеса. По некоторым оценкам, предприниматели из КНР контролируют около половины товарного и финансового оборота оптовых рынков [6, с. 114]. Годовой оборот крупнейших оптово-розничных рынков Центральной Азии оценивался
миллиардами: «Дордой» — 2,8 млрд долларов, алма-атинский — 1,7 млрд долларов [4].
В России порядок осуществления приграничной торговли и соответствующие приграничные территории определяются правительством в соответствии с федеральными законами и международными договорами с сопредельными государствами. В настоящее время федеральный закон о приграничной торговле отсутствует. В Киргизии действует закон «О придании особого статуса отдельным приграничным территориям Кыргызской Республики и их развитии». В Казахстане утверждены «Правила осуществления приграничной торговли» в соответствии со статьей 26 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности» (2004). Контроль за осуществлением приграничной торговли относится к ведению местных властей. В связи с тем, что данный вид торговли является «неорганизованным», таможенные органы не включают ее в статистику внешнеторгового оборота. О масштабах косвенно свидетельствует разница между показателями Росстата и таможенной статистики КНР, которая данный вид торговли учитывает. В 2014 году двусторонний торговый оборот составил, по российским данным, 88,4 млрд долларов [11, с. 668], а по китайским — 95,3 млрд долларов [10], и разница превысила 7,1 млрд долларов.
В Китае деятельность компаний приграничной торговли регулируется совместным письмом министерства внешней экономики и торговли и Главного таможенного управления КНР «Об опубликовании Методов регулирования малой приграничной торговли и международного технико-экономического сотрудничества пограничных районов» № 222 от 29 марта 1996 года. Китайские компании, зарегистрированные в открытых пограничных переходах со статусом компаний приграничной торговли, получают 50%-е льготы по уплате импортной пошлины и возврат НДС на товары, произведенные в других странах (кроме алкоголя, табака, косметики и некоторых иных товаров). Территории, на которых осуществляется приграничная торговля в Китае, относятся к свободным экономическим зонам: на границе с Россией — Маньчжурия, Суйфэньхэ, Хунчунь, Хэйхэ, на границе со странами Центральной Азии — Хоргос, а также зоны приграничной торговли в городах Цзимунай и Чугучак. На китайских приграничных территориях действует безвизовый режим до 15 дней, а с 2015 года в Суйфэньхэ вступил в силу проект свободного использования российского рубля, что не только облегчает торговые операции, но и стимулирует развитие туризма.
Китай остается одним из крупнейших торговых и инвестиционных партнеров для всех стран региона. Товарооборот между Китаем и пятью центральноазиатскими республиками бывшего СССР — Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном — вырос с 1,8 млрд долларов в 2000 году до 50 млрд долларов в 2013 году, а затем немного сократился из-за падения цен на сырье [2]. Происходит проникновение и китайского капитала в страны Центральной Азии, так за 2001—
2011 годы объем китайских инвестиций увеличился более чем в 20 раз, составив более 20 млрд долларов [3]. Следует отметить, что китайские инвестиции предоставляются в обмен на собственность либо в виде целевого финансирования совместных предприятий. Китайские бизнесмены, участвующие в совместных предприятиях на территории России, отказываются от вывоза продукции в Китай, требуя ее реализации в Российской Федерации, свою часть прибыли стараются получить сырьем и наукоемкими технологиями.
За 20 лет диспропорция между китайскими и соседними территориями увеличилась. На китайских территориях сложился комплекс транспортно-логистических услуг: прием и упаковка товаров, их складирование, подготовка к перевозке через таможенные границы, специальное гостиничное обслуживание транспортников. Современное состояние приграничных автодорог и автомобильных пунктов пропуска не соответствует требованиям международных перевозок и во многом тормозит приграничное сотрудничество.
Анализ материалов субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья, отражающих ход реализации Программы российско-китайского приграничного сотрудничества, показывает, что из 40 проектов на территории России с участием китайского капитала реализуется только 11 проектов, 29 проектов (72,5%) не представляют интереса для китайских инвесторов, и большинство из них фактически не будут реализованы [7]. Основной проблемой является отсутствие заинтересованности китайской стороны в участии в проектах территорий востока России. Китайские бизнесмены реже участвуют в проектах в обрабатывающих производствах, предпочитая проекты сырьевой направленности. В настоящее время в результате отсутствия нормативно-правового регулирования приграничные регионы не только не имеют каких-либо преференций для обеспечения своего статуса, но и несут дополнительные издержки, например, на содержание приграничной инфраструктуры. Российское законодательство слабо мотивирует местные органы власти участвовать в международном инвестиционном сотрудничестве.
С 2015 года на территории России, Казахстана и Киргизии вступили в силу единый таможенный тариф и единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС), произошла отмена таможенного контроля на пунктах пропуска. Теперь между Китаем и Европейским союзом только одна таможенная граница, однако это сказалось на конкуренции за реэкспорт китайской продукции между Казахстаном и Киргизией.
Это конкуренция удобства логистики, скорости таможенной очистки, предоставления различного рода сопровождающих услуг и благоприятности климата предпринимательства. В первые месяцы после вхождения в ЕАЭС оптовая продажа китайских дешевых товаров, как и число рабо-
чих мест на рынках «Дордой» и «Кара-суу» сократились на 40%, цены на товары выросли, усложнился ввоз продукции [5]. Более выгодной для Китая стала торговля со странами ЕАЭС через Центр приграничной торговли «Хоргос» на китайско-казахстанской границе. Перевозки по железным дорогам Казахстана гораздо удобнее, чем транспортировка через Киргизию, где качество автодорог хуже, а трассы имеют меньшие возможности по объемам грузоперевозок.
Благодаря сначала Таможенному союзу, а затем ЕАЭС Казахстан стал удобной транзитной страной для китайских товаров. Грузы проходят таможенную очистку в Казахстане, а затем без таможенного контроля перемещаются на остальную территорию ЕАЭС. Казахстан при этом получает выгоду в виде поступления в бюджет импортного НДС, таможенных пошлин и платежей, а бизнес зарабатывает на транспортировке, таможенных, складских и других услугах. В дополнение к уже имеющейся автомобильной дороге, связывающей Китай и Казахстан, прокладывается железнодорожное полотно, которое станет частью транзитного маршрута Китай — ЕС и пройдет через территорию России. Казахская магистраль протяженностью 2,8 тыс. километров позволит сократить путь в Китай с 15 дней до 50 часов и откроет выход в страны Южной Азии через Узбекистан и Киргизию [12].
Если Казахстан постепенно становится транзитным центром в международном транспортном коридоре «Запад — Восток», соединяющим рынки КНР и ЕС, то строительство китайско-киргизской железной магистрали протяженностью 215 километров, части регионального проекта «Китай — Киргизия — Таджикистан — Афганистан — Иран», позволит Киргизии развить южное направление сотрудничества. В целом, по данным на февраль 2016 года, количество субъектов предпринимательства на «Дордое» сократилось на 400 мест, но при этом на других рынках есть увеличение. Объем товаров показывает сокращение из-за снижения покупательской способности не только в Киргизии, но и в России и Казахстане. Однако объем таможенных пошлин товаров, поставляемых в Киргизию из Китая и Турции, увеличился на 4 млрд сомов (56 млн долларов) [8]. Появляются и новые формы приграничной торговли — например, в провинции Хэй-лунцзян открылись платформы электронной торговли, которые также задействуют приграничные территории для хранения и транспортировки товаров. В 2015 году оборот российско-китайских посылок достиг 220 млн единиц, при этом почти 70% — отправки из Китая [9].
В 2013 году Китай предложил объединить проекты Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и ЕАЭС и мобилизовал серьезные финансовые ресурсы, усилив внимание к проектам, направленным на интенсификацию транспортного сообщения на приграничных территориях и развитие локальных объектов дорожной инфраструктуры, с целью стимулирования социально-экономического развития соседних областей. Связа-
но это, в первую очередь, с заинтересованностью в обеспечении социально-экономического развития китайских западных областей и сохранении политической стабильности, предотвращении угроз терроризма и сепаратизма в приграничных государствах Центральной Азии.
Стратегия ЭПШП базируется на трех принципах: инфраструктура, ресурсы (импорт сырья и экспорт китайских товаров) и формирование условий для взаимного обмена инновациями. Строительство международной трассы «Западная Европа — Западный Китай» обеспечит увеличение плотности федеральной дорожной сети и даст толчок развитию как минимум восьми российским регионам, по территории которых пройдет этот участок коридора: Московская, Владимирская, Нижегородская области, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Ульяновская, Самарская области, Республика Татарстан. Импульс для развития также получат малонаселенные и отстающие с экономической точки зрения внутренние провинций Китая, от Внутренней Монголии до Синьцзян-Уйгурского автономного района, который граничит со странами Центральной Азии.
Тенденции развития приграничной торговли по периметру китайских границ позволяют говорить о ней как об инструменте влияния и усиления китайского присутствия в Центральной Азии, а также о ставке на определенных игроков в регионе как геополитических и торгово-экономических партнеров. Такая традиционная форма приграничной торговли, как международные базары, продолжает вносить огромный вклад в укрепление экономических связей между странами Центрально-Азиатского экономического сотрудничества, являясь основным источником занятости населения. Проработанная политика приграничной торговли дает преимущество Китаю по сравнению с соседями, где существует институциональный вакуум и отсутствуют регулирующие соглашения. По этой же причине в этих странах не ведется сбор статистических данных, позволяющих судить о масштабах приграничной торговли и несомненной выгоде для китайских территорий. Институциональное отставание от потребностей экономического развития приграничья может привести не только к экономическим потерям, но и ухудшению социально-экономического положения периферийных территорий.
Литература
1. Бюджет РК потеряет миллиарды тенге из-за членства Киргизии в ЕАЭС Электронный ресурс. Режим доступа: http://forbes.kz/finances/integration/ iz-za_vstupleniya_kirgizii_v_eaes_byudjet_rk_poteryaet_milliardyi_tenge (дата обращения 11 апреля 2016 года).
2. Девальвация юаня. Электронный ресурс. Режим доступа: http:// ru.sputnik.kg/analytics/20150818/1017509820.html (дата обращения 11 апреля 2016 года).
3. Как Китай отвоевывает у России Центральную Азию. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articl
es/2015/10/26/614254-kitai-aziyu-rossii#/galleries/140737492479880/normal/ 1#!%23%2Fboxes%2F140737492479879 (дата обращения 11 апреля 2016 года).
4. Камински Б., Митра С. Клубок шелка: безграничные базары и приграничная торговля в Центральной Азии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://static.akipress.Org/127/.storage/analytics/files/f451bbf33ae4a55 f76b98dc9803112cd.pdf (дата обращения 11 апреля 2016 года).
5. Кыргызстан в ЕАЭС: Мнение ориентированного на Китай бизнеса. Электронный ресурс. Режим доступа: http://mir24.tv/news/ community/12630355 (дата обращения 14 марта 2016 года).
6. Ларин А.Г., Садовская ЕЮ. Китайская миграция на постсоветском пространстве (опыт сопоставительного анализа на примере России и Казахстана) // Восток (Oriens). 2014. № 3. С. 107-120.
7. О ходе реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009—2018 годы) в 2014 году. Электронный ресурс. Режим доступа: http://assoc.khv.gov. ru/regions/foreign-economic-activities/russian-chinese-cooperation-program-monitoring/788 (дата обращения 14 марта 2016 года).
8. Обзор: Кыргызстан, Россия, ЕАЭС. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ca-portal.ru/article:26221 (дата обращения 11 февраля 2016 года).
9. Приграничная провинция Китая ввела первую платформу электронной торговли с Россией. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www. vedomosti.ru/economics/news/2015/12/11/620585-prigranichnaya-provintsiya-kitaya-vvela-pervuyu-platformu-elektronnoi-torgovli-s-rossiei (дата обращения 11 февраля 2016 года).
10. Российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/ China/Rus_China_TES_2014.pdf (дата обращения 11 февраля 2016 года).
11. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015. 728 с.
12. Экономический пояс Шелкового пути. Электронный ресурс. Режим доступа: http://aprcenter.ru/component/k2/328.html (дата обращения 11 февраля 2016 года).
References
1. Bjudzhet RK poterjaet milliardy tenge iz-za chlenstva Kirgizii v EAJeS. [Budget of the KR will lose milliards of tenge because of Kirgizstan accession to the EEU], Available at: http://forbes.kz/finances/integration/iz-za_vstupleniya_kirgizii_v_eaes_ byudjet_rk_poteryaet_milliardyi_tenge (accessed 11 April, 2016) (in Russian).
2. Deval'vacija juanja. [Devaluation of yuan]. Available at: http://ru.sputnik.kg/ analytics/20150818/1017509820.html (accessed 11 April, 2016) (in Russian).
3. Kak Kitaj otvoevyvaet u Rossii Central'mju Aziju. [How China wins Central Asia from Russia], Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/arti-
cles/2015/10/26/614254-kitai-aziyu-rossii#/galleries/140737492479880/normal/ 1#!%23%2Fboxes%2F140737492479879 (accessed 11 April, 2016) (in Russian).
4. Kaminski B., Mitra S. Skeins of Silk: Borderless Bazaars and Border Trade in Central Asia. Available at: http://static.akipress.Org/127/.storage/analytics/ files/f451bbf33ae4a55f76b98dc9803112cd.pdf (accessed 11 April, 2016)
5. Kyrgyzstan v EAJeS: Mnenie orientirovannogo na Kitaj biznesa. [Kyrgyzstan in EEU: opinion of the business focused on China] Available at: http://mir24.tv/ news/community/12630355 (accessed 14 March, 2016)
6. Larin A.G., Sadovskaja E.J. Kitajskaja migracija na postsovetskom prostrans-tve (opyt sopostavitel'nogo analiza na primere Rossii i Kazahstana). [The Chinese Migration in the Post-Soviet Space: A Comparative Case-study of Russia and Kazakhstan], Vostok (Oriens)[East], 2014, no.3, Pp. 107-120 (in Russian).
7. O hode realizacii Programmy sotrudnichestva mezhdu regionami Dal'nego Vosto-ka i Vostochnoj Sibiri Rossijskoj Federacii i Severo-Vostoka Kitajskoj Narodnoj Respubliki (2009 — 2018 gody) v 2014 godu. [About the course of implementation of the Program of cooperation between regions of the Far East and Eastern Siberia of the Russian Federation and the Northeast of People's Republic of China (2009 - 2018) in 2014]. Available at: http://assoc.khv.gov.ru/regions/ foreign-economic-activities/russian-chinese-cooperation-program-monitor-ing/788 (accessed 14 March, 2016) (in Russian).
8. Obzor: Kyrgyzstan, Rossija, EAES. [Review: Kirgizstan, Russia, EEU], Available at: http://www.ca-portal.ru/article:26221 (accessed 11 February, 2016) (in Russian).
9. Prigranichnaja provincija Kitaja vvela pervuju platformu jelektronnoj torgov-li s Rossiej. [Border province of China has opened first electronic platform with Russia], Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/ news/2015/12/11/620585-prigranichnaya-provintsiya-kitaya-vvela-pervuyu-plat-formu-elektronnoi-torgovli-s-rossiei (accessed 11 February, 2016) (in Russian).
10. Rossijsko-kitajskoe torgovo-jekonomicheskoe sotrudnichestvo. [Russian-Chinese trade and economic cooperation]. Available at: http://www.ved.gov.ru/files/ images/kai/China/Rus_China_TES_2014.pdf (accessed 11 February 2016) (in Russian).
11. Rossiisky statistichesky ezhegodnik. [Russian annual statistics] 2015: Stat.sb./ Rosstat. Moscow, 2015. 728 p. (in Russian).
12. Jekonomicheskij pojas Shelkovyj puti. [Economic belt of Silk Road], Available at: http://aprcenter.ru/component/k2/328.html (accessed 11 February, 2016) (in Russian).