Нестеренко // Эдиториал УРСС. - Москва, 2002.
3. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
4. Дубровский, В.Ж. Трансакционные издержки и трансакциоемкость экономической системы / В.Ж. Дубровский, Е.А. Кузьмин // Региональная экономика: теория и практика: научно-практический и аналитический журнал / Информсервис. - Москва, 2013. - С. 18-25
5. Система анализа рынков и компаний «СПАРК»: [Электронный ресурс]. -Режим доступа http://www.spark-interfax.ru/ (дата обращения: 30.07.2016)
Тарасова М.В., к.соц.н. научный сотрудник ИСЭГИ ЮНЦ РАН Россия, г. Ростов-на-Дону ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-ИРАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ЮГА
РОССИИ53
Аннотация
В статье рассматриваются геополитические аспекты российско-иранских отношений в контексте угроз безопасности на Юге России. Исследованы с учетом исторического опыта межгосударственные связи между Россией и Ираном. Выявлены и проанализированы возможные проблемные зоны в процессе развития российско-иранских отношений и стратегического партнерства.
Ключевые слова: российско-иранские отношения, национальная безопасность, Юг России, геополитика, Иран.
Tarasova M.V., PnD (Sociology) research fellow ISERH SSC RAS Russia, Rostov-on-Don THE GEOPOLITICAL ASPECTS OF THE RUSSIAN-IRANIAN RELATIONSHIPS IN THE CONTEXT OF THE SECURITY THREATS IN
THE SOUTH OF RUSSIA Abstract
The article deals with current the geopolitical aspects of the Russian-Iranian relationships in the context of the security threats in the South of Russia. Considering the historical experience, we have studied the interstate relations between Russia and Iran. There have been identified and analyzed potential problem areas in the process of the development of the Russian-Iranian relations and strategic partnership.
Keywords: russian-iranian relationships, national security, South of Russia,
53 Работа подготовлена в рамках базовой темы НИР ИСЭГИ ЮНЦ РАН «Конфликтологические прогнозы и сценарии Юга России» (№ 0260-2014-0005)
geopolitics, Iran.
Ввиду сложной геополитической обстановки на Юге России, роста террористических атак, конфликта с Турцией, войны в Сирии, противоборства с США, НАТО и их арабскими союзниками возникает потребность в защите государственной границы и суверенитета страны, поиске союзников на южном направлении для отражения угроз безопасности государству.
Наиболее взрывоопасной представляется ситуация, разворачивающаяся вокруг сирийского конфликта, так как Россия непосредственно принимает участие в борьбе с террористами ИГИЛ и иными преступными группировками, поддерживая законное руководство страны. При этом несколько тысяч россиян воюет на стороне террористов в Сирии, что создает определенную опасность как при их нахождении в нынешней зоне конфликта, так и возможного дальнейшего распространения военных действий. Регионы, которые могут подвергнуться террористической угрозе, кроме Москвы и Санкт-Петербурга - это Дагестан, Ставропольский край, Адыгея, Астраханская область, Ингушетия, Кабардино-Балкария и др., то есть практически весь юг государства. В данных регионах возможны не только активные действия, но и создание подпольных террористических групп, как например, во Франции и Бельгии.
Политика российских властей направлена на купирование конфликта в его нынешних географических границах, подрыв материальной базы и уничтожение террористов с последующей полной зачисткой территории правительственными войсками Сирии. Союзником России в данном вопросе активно выступает только Иран, который в свою очередь активно поддерживает сирийское правительство (выделяет финансовые средства, предоставляет военную помощь, включая спецподразделения).
На современном этапе развития стратегическое партнерство России и Ирана играет значительную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности, развитии экономического и культурного партнерства, а также в ограничении влияния других крупных политических блоков в евразийском регионе. Динамика развития российско-иранских отношений во многом определяет ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Проблемы развития внешнеполитической деятельности России в современную эпоху отражены в трудах Е.П. Бажанова, А.Д. Джекшенкулова, А.Г. Задохина, К.Н. Кулматова, А.Б. Малашенко, С. Лунева, Е.М. Примакова, Д. Тренина, А.Д. Шутова и др.
Россия и Иран являются государствами с богатым историческим опытом, выгодным географическим положением, наличием природных и человеческих ресурсов. Население Ирана составляет порядка 65 млн. человек, а площадь - 1648 тыс. кв. км, он занимает одно из первых мест в мире по запасам нефти, богат природным газом, а также запасами стратегически важных полезных ископаемых [1]. Современный Иран (до 1935 года известен
как Персидская империя) - государство на Ближнем Востоке с пятитысячелетней историей, практически две тысячи лет был влиятельнейшим политическим, военным и культурным центром мира. При персидском царе Дарии территория, подконтрольная ему, простиралась от современной Греции и Ливии до реки Инд, и лишь Александр Македонский смог нанести Персидской империи сокрушительное военное поражение. С XVI века основной религией государства стал ислам шиитского толка. В конце XIX века Иран во многом растерял свой государственный суверенитет. Межгосударственные связи между Россией и Ираном были официально установлены еще в XV веке. На протяжении более четырехсот лет они переживали различные периоды, но все время оставались достаточно непростыми и противоречивыми, как и интересы стран, которые во многом до сих пор разновекторны. Можно выделить ряд наиболее заметных русско-персидских военных конфликтов:
- русско-персидская война (1651-1653 годы) возникла из-за претензий Персии на территорию не только современного Дагестана, но и всего Северного Кавказа. По итогам войны персы захватили российскую крепость Сунженский острог и укрепились на Кавказе;
- персидский поход (1722-1723 годы) был задуман и осуществлен Петром Великим в целях расширения и восстановления торговых путей из Индии и Средней Азии в Европу через Россию. В результате мирного договора территория Российской империи расширилась за счет вхождения в нее Дербента, Баку, а также части северного Ирана;
- русско-персидская война (1796 год) началась в связи с разграблением персами Тбилиси и вторжением в Азербайджан. Русские войска смогли захватить часть территории современного Азербайджана, Дагестана, Грузии, но из-за смены в России императорской власти, поход был завершен, а войска отозваны;
- русско-персидская война (1804-1813 годы) началась после заключения союза между Великобританией и персидским шахом. В это время как раз и началось соперничество между Великобританией за контроль над Кавказом и Ближним Востоком. По итогам этой войны Россия расширила себе территорию за счет вхождения в ее состав Восточной Грузии, Северного Азербайджана, Абхазии, Имеретии, а по условиям Гюлистанского мира (1813 год) - получила право держать военный флот в Каспийском море;
- русско-персидская война (1826-1828 годы) завязалась после нападения персов на территорию Закавказья, которую контролировала Россия. Цель войны - устранить русское влияние на Кавказе. По итогам Туркманчайского договора к России перешла часть побережья Каспийского моря и Восточная Армения, а также назначена контрибуция в размере 20 млн. рублей, за которую фактически расплачивался весь народ, что сказалось на уровне жизни и общем недовольстве русскими. И именно посольство оказалось тем местом, где для персов было сконцентрировано много негативного. Более того, в здании посольства России в Тегеране укрывались армяне, которые
были фактически рабами у персов и хотели вернуться в уже освобожденную русскими Армению. Все это создавало сложную и напряженную обстановку вокруг посольства, и его сотрудников. Февраль в Тегеране является холодным месяцем (в то время отопление было не во всех домах), а чувство утомленности, голода, депрессии сделало из беднейших жителей жестоких убийц. Послом был опытнейший и образованный дипломат А. Грибоедов, который адекватно оценил угрозу и обратился к шаху по данному вопросу. Но через несколько дней - 11 февраля 1829 года стотысячная толпа со стороны базарной мечети ринулась и захватила посольство, убила казаков и Грибоедова, который лично принимал участие в защите посольства. Для урегулирования данного преступления и снижения денежных выплат шах направил в Петербург своего родственника с подарком - алмаз "Шах" весом 88, 7 карата, который находится сейчас в Алмазном фонде России. Николай I простил тегеранцев, убивших русских дипломатов, и отсрочил им выплату долга на 5 лет. В 1912 году А. Грибоедову был поставлен возле посольства памятник на средства русских, проживающих в Персии;
- российская интервенция в Персию (1909-1911 годы) произошла ввиду сложной криминогенной обстановки в Персии из-за голода и массовых акций протеста. Наметилась угроза от части персидских подданных для российских и иных иностранных консульств. Регулярные войска Персии не могли с ними справиться. Фактически российские войска принесли мир и порядок в страну и находились в Персии до начала Первой мировой войны. В 1909 году иранский шах полтора месяца укрывался в российской миссии в Зарганде со свитой и охраной почти пятьсот человек. В то время Российская империя действительно внушала уважение и страх, и даже бунтовщики не решились зайти на территорию посольства, которое по сути не имело инженерных укреплений и должной охраны;
- иранская операция (1941 год) началась как совместное военное мероприятие советских и английских войск для пресечения попытки гитлеровских военных частей захватить нефтяные прииски, а также создания бесперебойного транспортного соединения для поставки в СССР вооружений от западных союзников.
Английские, а позднее американские советники помогали управлять финансами государства, выстраивать экономическую модель развития, активно продвигали собственные национальные компании на внутренний торговый рынок. При этом шах хоть и не ссорился открыто с СССР, но в 1959 году подписал соглашение с США, которое подразумевало возможность размещения на территории Ирана американских военных. До этого в 1955 году был подписан Багдадский пакт, в который вошли Великобритания, Турция, Пакистан [2].
Таким образом можно констатировать, что на южных границах СССР сформировалась коалиция, которая в случае военных действий с США могла проводить недружественные акции в отношении СССР. С конца 40-х годов по 70-е годы США поставляли в Иран безвозмездно военную технику, а после
стали продавать ее за денежные средства, полученные от продажи нефти. В военно-политическом отношении Иран стал фактически основным противником Советского Союза на Ближнем Востоке, при этом экономическое сотрудничество с СССР развивалось: построено около 60 крупных объектов. Наиболее значимыми являются Исфаганский металлургический комбинат, тепловые электростанции "Рамин" и "Шахид Монтазери", ГЭС на реке Аракс, газопровод Гачсаран-Астара. Более того, с 1964 года Иран стал закупать и советскую военную технику (бронетранспортеры, пушки, зенитные комплексы и др.). Были построены ремонтные заводы в Исфахане и Ширазе, а также в окрестностях Тегерана завод-полигон "Бабак". Для изучения техники в СССР учились иранские технические военные специалисты и офицеры. Однако активное сотрудничество Ирана со странами НАТО продолжалось.
После победы исламской революции 1979 г. в Иране, дипломатические отношения с СССР не были разорваны, хотя заметно ухудшились. Советское посольство стало укрепляться в инженерном плане (решетки на окна, бронированные двери, сигнализация, видеокамеры, гранаты со слезоточивым газом), особое внимание стало уделяться личной безопасности сотрудников. Все это было связано с захватом заложников в американском посольстве и враждебными действиями со стороны граждан Ирана, которые были подвергнуты идеологической обработке. Из истории видно, что персы и нынешние иранцы не всегда соблюдают нормы дипломатического права и гостеприимства. Начиная с убийства Грибоедова и по настоящее время трудно представить, что толпа сама решает и захватывает дипломатические миссии, убивает дипломатов, служащих, членов их семей. После победы в Иране исламской революции 1 января 1980 года иранцы напали на советское посольство. Нападение было пресечено, но советским дипломатам пришлось уничтожить шифровальное оборудование и часть документов, а 27 февраля 1980 года нападение повторилось. В марте 1988 года иранцы еще раз штурмовали посольство СССР, более того, нападение осуществлено при том же политическом режиме, который и в настоящее время правит в Иране. Обращает на себя внимание и тот факт, насколько Иран быстро меняет своих союзников. Все это заставляет еще раз задуматься об особенностях менталитета иранцев, о влиянии на них пропаганды и религии, и позволяет сделать вывод о необходимости строить союзы с ними во всех отраслях, следуя экономическому расчету и дипломатической осторожности.
Ближе к середине 80-х годов прошлого века, у Ирана возникла необходимость в обновлении вооружений. Дипломатические отношения с США были разорваны, и СССР был единственной страной, которая могла оказать содействие по данному вопросу (поставлялись ракетные комплексы с ракетой Р-17 и авиационную технику). После распада СССР связи с Ираном не прекратились. Более того, в 1992 году наши страны заключили соглашение о постройке АЭС в Бушере, само строительство продолжалось с 1995 года по 2010 год. Российские строители и ученые фактически достроили АЭС,
которую начали строить при помощи ФРГ в 1975 году, но из-за исламской революции и санкций достроить не успели. Бушерская АЭС является единственной станцией в мире, на которой использованы российские и немецкие комплектующие одновременно. В 2014 году подписаны контракты на сооружение еще двух энергоблоков. Успешно развиваются торговые отношения: в последние годы товарооборот достигал нескольких миллиардов долларов в год [3]. В Иран продолжены поставки танков Т-72, самолетов Су-24, Миг-29, средств ПВО, возобновлены поставки российского вооружения, а с 2016 года поставлены ракетные комплексы С-300. Все поставки российского оружия и наращивание военного и политического взаимопонимания по ключевым вопросам безопасности (сирийский конфликт и др.) между Россией и Ираном находятся под пристальным вниманием США и их союзников на Ближнем Востоке (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Турция и др.). Более того, США категорически не согласны по всем инициативам России и Ирана в решении мирного урегулирования в Сирии.
Говоря о перспективах стратегического партнерства России и Ирана в геополитическом плане необходимо выделить такие регионы, как территория Каспийского моря, Закавказье, Средняя Азия и Афганистан. Интересы Ирана и России фактически совпадают по вопросу освоения природных ресурсов Каспийского моря и их транспортировки. При этом Россия и Иран выступают категорически против разделения Каспийского моря между странами, которые имеют к нему выходы (Казахстан и Азербайджан). Данная позиция связана с возможным появлением в таких "зонах " США и их союзников. Более того, в соответствии с принятым в 1999 году международным протоколом о намерениях на саммите ОБСЕ, через Закавказье (Азербайджан, Грузию и Турцию) должен пройти нефтепровод Баку-Джейхан, а по дну Каспийского моря - газопровод для поставок в Турцию туркменского газа. Трубопроводы пойдут в обход территории России и Ирана, что в свою очередь не соответствует интересам ни одной из стран, так как это в итоге приведет опять-таки к усилению позиций западных держав в Закавказье и на Каспии и отстранению российско-иранского участия в реализации нефтяных и газовых проектов [4]. В связи с этим возникает необходимость партнерства Ирана и РФ для продвижения свои стратегических интересов в Закавказье, и повышается роль Каспия и Ирана как стратегического "коридора" для России [5]. Последнее время в зарубежной прессе обсуждается вопрос о намерении президента Ирана Роухани построить судоходный канал между Каспийским морем и Персидским заливом с привлечением российских специалистов. Цена проекта ориентировочно составляет 7 млрд. долларов США, а завершить строительство намерены в 2030 году. Кроме экономических возможностей транспортировки грузов и нефтепродуктов, российские суда смогут получить выход в Персидский залив минуя турецкие проливы [6].
Что касается политики СССР, направленной на инвестирование развития портов в Азербайджане и Казахстане, то она привела лишь к тому, что в 90-е годы Россия фактически не имела на Каспии обустроенных морских
портов и флота. Возникает угроза стратегическим интересам нашего государства, при этом Каспийское море объявляют зоной своих интересов США и НАТО. Благодаря комплексной работе России и Ирана отношения выходят за рамки торговли, инициируются гуманитарные контакты, проводятся регулярные культурные и спортивные мероприятия. В 2001 году на межгосударственном уровне принимается решение об открытии Генерального консульства Исламской Республики Иран в Астрахани. С началом его функционирования взаимодействие Астраханской области и Ирана выходит на качественно новый уровень. В настоящее время в соответствии с заявлениями официальных властей России в течении первого полугодия 2016 года уровень товарооборота между Тегераном и Москвой вырос на 70%[7].
Достаточно важным аспектом развития российско-иранского сотрудничества является среднеазиатский регион. С одной стороны - Иран является конкурентом России в стремлении транспортировки среднеазиатских ресурсов через свою территорию к Персидскому заливу. Но, с другой стороны - российско-иранское сотрудничество в Средней Азии достаточно перспективно в сфере обеспечения региональной безопасности; рост националистических настроений в этом регионе не устраивает ни Иран, ни Россию. Титульные нации новых государств Средней Азии, кроме Таджикистана, - тюркские. В результате даже незначительной дестабилизации обстановки и вспышки национализма эта волна может распространиться и этноконфессиональную ситуацию в северном Иране, где значительную часть населения составляют туркмены и другие выходцы из Средней Азии. В свою очередь в пограничных районах Ирана со Средней Азией проживает значительная часть иранских суннитов, а для России подобное развитие событий также может представлять опасность. Русское население в среднеазиатских республиках составляет значительную часть, и их безопасность важна для России. Более того, государства Средней Азии, сталкиваются с социально-экономическими и этническими, проблемами, что также может создать угрозу стабильности и безопасности в регионе. В связи с этим, основой для российско-иранского сотрудничества могла бы стать совместная работа, направленная на решение локальных проблем среднеазиатских государств, а укрепление российских позиций в Средней Азии может гарантировать обеспечение иранских интересов в регионе.
В свою очередь руководство Ирана является важным партнером России на Северном Кавказе и в Средней Азии. Изначально Иран не пытался перенести идеи исламской революции на территорию СССР в отличие от стран Ближнего Востока, а также всегда считал, что чеченские войны являются исключительно внутренним делом России. Такая поддержка и понимание очень важны.
Для России и Ирана достаточно значимой является и афганская проблема. Иран и Афганистан объединяют общность культурных традиций, нравов, языка. Одним из важнейших направлений внешней политики
Исламской Республики выступает укрепление своего влияния на территории афганского государства, а присутствие в Афганистане третьих государств расценивается Тегераном как угроза его национальной безопасности. Иран волнует положение шиитов в афганских провинциях, миграционные потоки, возможные вооруженные конфликты в иранских провинциях на границе с Афганистаном. Россию в свою очередь в Афганистане беспокоит наркотрафик, возможное обострение обстановки в Таджикистане и Узбекистане.
Однако, необходимо остановиться также на анализе возможных проблемных зон в процессе развития российско-иранских отношений и стратегического партнерства. Несмотря на некоторую общность позиций по целому ряду вопросов региональной безопасности, следует обратить внимание на некоторые действия Ирана в бывших республиках СССР в Средней Азии, которые направлены на выявление шиитов среди населения. Иран активно ведет культурную экспансию в данном регионе (изучение персидского языка, истории и др.). При определенных изменениях во властной иерархии Ирана, нет гарантии, что Средняя Азия не будет ими рассматриваться как исключительно собственная зона влияния.
Следующей гипотетической преградой, которая может возникнуть в диалоге и стратегическом партнерстве двух стран - России и Ирана, выступает улучшение отношений между Ираном и ЕС на фоне введения санкций в отношении РФ. Западные державы и США могут развивать и использовать отношения с Ираном в своих интересах в ущерб интересам России. И нет гарантий, что Тегеран ради перезагрузки отношений с Западом не принесет в жертву свои интересы в Москве. Новый подход Ирана может быть основан на попытке использовать разногласия между Россией и Западом. Иран привлекателен для западноевропейских государств и инвесторов наличием богатых природных ресурсов, и речь может идти, например, о приходе Ирана на смену России в качестве поставщика газа и нефти. Также Иран интересен дешевой рабочей силой и объемным рынком сбыта; возможностью доступа и контроля над рынками среднеазиатских государств; важностью географического и геополитического положения. Может измениться и характер ирано-американских отношений, США могут пойти на улучшение отношений с ИРИ, рассматривая эти отношения как средство влияния на обстановку в Персидском заливе, Ираке, Каспии и Средней Азии. Если вышеперечисленные тенденции будут развиваться, это может повлечь вытеснение России с иранского рынка, потерю многих выгодных контрактов, а главное - уменьшение политической значимости России для Ирана, сокращение ее влияния на Каспии и в Средней Азии.
И, наконец, немаловажной является проблема недостаточной активности внешней политики России в отношении Ирана и Средней Азии на современном этапе развития. В связи с этим диалог с Ираном стал важнейшим из внешнеполитических направлений России в течение всех лет президентства Владимира Путина. Еще в марте 2001 года был подписан
Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между РФ и ИРИ. В настоящее время, согласно 18 статье этого договора, Москва и Тегеран сообща действуют в решении главных мировых проблем - Иракского и Сирийского кризисов[8]. Стоить отметить, что у России и Ирана во многом сходны позиции по вопросам стратегической безопасности мира. Президент России В.В. Путин во время выступления в Мюнхене в 2007 году указал на необходимость и важность многополярного мира, недопустимость гегемонии США, создании и развитии нескольких центров сил. Руководство Ирана также придерживается концепции "диалога цивилизаций" как в геополитическом, так и в культурно-цивилизационном плане. Население России составляет порядка 145 миллионов человек, а Ирана - 65 миллионов человек, при этом обе страны имеют современные технологии, сырьевые ресурсы, квалифицированные кадры, мощный военно-промышленный комплекс. Данная сила вполне может самостоятельно обеспечить мир в регионе и не допускать негативного чрезмерного влияния США и их союзников. В заключении необходимо констатировать, что несмотря на ряд проблем, Россия и Иран являются государствами-партнерами и в области безопасности в регионе, и в плане двусторонних торгово-экономических отношений. При дальнейшей активизации внешней политики России в этих направлениях сотрудничество двух стран как стратегических союзников имеет большие перспективы.
Использованные источники:
1. Пылев А.И. Иран и Россия как стратегические союзники: история и современное положение// Евразия информационно-аналитический портал (сайт). URL: http://www.evrazia.org/modules.php?name=NewsHYPERLINK "http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&"&HYPERLIN K
"http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&"file=articleHY PERLINK
"http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&"&sid=969 (дата обращения: 11.03.2016).
2. Иран и Россия стратегические союзники в противостоянии с США. URL: httpHYPERLINK
"http://maxpark.com/community/1190/content/1915323"://HYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323 "maxparkHYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323 ".HYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323 "cHYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323 "omHYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323 "/HYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323 "communityHYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323"/1190/HYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323 "contentHYPERLINK "http://maxpark.com/community/1190/content/1915323"/1915323 (дата
обращения: 11.03.2016).
3. Участие в международной экономической интеграции // Факультет международного бизнеса ОмГУ Страноведческий каталог "EconRus" (сайт). URL: http://catalog.fmb.ru/index.shtml (дата обращения: 30.03.2016).
4. Там же.
5. Академик РАН считает рискованной ориентацию на Турцию при транспортировке нефти в Европу // Информационно-аналитический портал "Нефть России" (сайт). URL: ttp://www.oilru.com/news/510607 (дата обращения: 09.04.2015)
6. Каспий — Персидский залив: Иран и Россия создают альтернативу турецким проливам // Путин сегодня (сайт). URL: http://www.putm-today.ru/archives/24212 (дата обращения: 24.04.2016).
7. Посол Ирана в России: Товарооборот между Ираном и Россией вырос на 70% // URL: http://www.ru.moscow.mfa.ir/index.aspx?fkeyid=&siteid=410&pageid=12671&n ewsview=412137 (дата обращения: 12.09.2016)
8. Аббас Джума. О перспективах российско-иранских отношений // Свободная Пресса (сайт). URL: http://svpressa.ru/politic/articleHYPERLINK "http://svpressa.ru/politic/article/140287"/140287 (дата обращения: 30.03.2016).
9. Савельева О.С. Антироссийские настроения в Казахстане: историческое наследие и современное состояние // Проблемы полиэтничного макрорегиона в условиях дестабилизации Каспийско-Черноморского зарубежья Материалы Всероссийской научной конференции. 2015. С. 55-60.
Торениязова Л.Е. ассистент
кафедра «Экологии и почвоведения» Каракалпакский государственный университет им. Бердаха ПОЧВЕННАЯ ФАУНА ХЛОПКОВЫХ ПОЛЕЙ ЮЖНОГО
ПРИАРАЛЬЯ
Аннотация
В статье рассматриваются виды фитофагов и энтомофагов обитающих в почве, которые были зарегистрированы на хлопковых полях Южного Приаралъя.
Ключевые слова: фитофаги, энтомофаги, факторы, агротехника, зона, отряд, класс, семейство
Хлопчатник за весь период вегетации нередко подвергается различным неблагоприятным факторам, в том числе повреждается насекомыми и клещами из различных систематических групп.
Численность и значение повреждающих хлопчатник видов насекомых и клещей зависит от многочисленных факторов биотического и абиотического характера. Существенная роль при этом принадлежит почвенно -климатическим и агротехническим условиям зоны возделывания хлопчатника.