УДК 327 (479:262.81) Ш. С. Галбацова
Российско-иранские отношения как фактор стабильности в Прикаспийском регионе
Дагестанский государственный университет, [email protected]
В статье рассматриваются российско-иранские отношения в Прикаспийском регионе. Для России Иран во все времена имел большое значение во внешней политике. Основное внимание уделено развитию торгово-экономических отношений в таких сферах, как атомная энергетика, военно-техническая, нефтегазовая, транспортная. Иран был и остается крупным торгово-экономическим партнером России, объем торговли, с которым постоянно растет.
Ключевые слова: сотрудничество, диалог, договор, торговля, экспорт, импорт, внешняя политика.
In article the Russian-Iranian relations in Near-Caspian region are considered. Iran at all times was of great importance in foreign policy.Basic attentions are considered is given development of trade and economic relations in such spheres as nuclear energy, oil and gas, military-technical and transport.Iran was and remains the largest trade partner of Russia, the trade volume, which is constantly growing.
Keywords: cooperation, dialogue, agreement, trade, exports, imports, foreign policy.
Иран в силу своего геостратегического положения, экономического и военного потенциала является весьма важным внешнеполитическим союзником России на южном направлении. Существует определенная схожесть взглядов Ирана и России на политические и экономические проблемы региона и мира в целом.
Россию и Иран одинаково беспокоит нестабильность и переменчивость ситуации в этом регионе. Существуют различные мнения относительно выстраивания внешней политики России по отношению к Ирану. Так, В.И. Сажин считает, что «необходим сдержанный прагматичный подход к отношениям с Ираном, основанный на самостоятельном независимом курсе Москвы в иранской проблематике, на развитии взаимовыгодных торгово-экономических, научных, культурных связей в самых различных областях, несмотря на известное раздражение США и некоторых американских союзников и их политическое давление» [1, с. 30]. По мнению Л.Е. Склярова, «для России развитие отношений с Ираном представляет собой стратегическое партнерство, поскольку, во-первых, Иран играет ключевую роль в интеграционных процессах, во-вторых, он предпринимает наиболее активные усилия по формированию нового регионального центра силы, внося свой вклад в создание многополюсной системы мира» [2, с. 50].
Вступление России в новое тысячелетие ознаменовалось качественными изменениями во внутренней и внешней политике страны. После бурных событий начала 90-х годов устойчивый характер приобрел процесс постепенной консолидации общества вокруг идеи укрепления демократической государственности как необходимого условия успешного продолжения политических и социально-экономических преобразований.
Избрание президентом России В.В. Путина, а также формирование нового состава Государственной Думы в итоге парламентских выборов декабря 1999 года открыли перспективу длительного периода политической стабильности, позволив приступить к разработке демократической стратегии развития страны. В.В. Путин подчеркивал: «...было бы неправильно измерять, где у нас больше приоритетов - в Европе или Азии. У нас не может быть ни западного, ни восточного крена. Реальность в том, что у державы с таким геополитическим положением, как Россия, национальные интересы есть везде. Такую линию надо последовательно продолжать» [3, с. 559].
Важным партнером России в Азии является Иран. Его влияние и авторитет в исламском мире общеизвестны. Российско-иранская встреча на высшем уровне в Москве в марте 2001 года, в ходе которой был подписан Договор об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества, значительно продвинула вперед весь комплекс двустороннего партнерства, обнаружив близость подходов к решению многих региональных и глобаль-
ных проблем. На наш взгляд, для России важно не только продолжение добрососедских отношений с Ираном, но и превращение их в фактор стабильности на стратегически важном направлении к югу от своих границ.
Для России Иран во все времена имел большое значение во внешней политике. В XIX веке российско-иранские экономические связи развивались на фоне противоречий между Англией и Францией, их борьбы за новые колонии и торговые пути. Покровский М.Н. пишет, что: «Английская дипломатия, работая в Персии, пролагала пути туда английскому капиталу, - у нее были вполне конкретные экономические задачи» [4, с. 184]. Англия стремилась не допустить Россию к рынкам Среднего Востока, потеснить ее на Кавказе, ослабить торговлю с Ираном, прервать сношения с Индией, закрыть ей путь в открытые моря.
При участии Англии и Франции в течение 1-й трети XIX века были спровоцированы две войны между Россией и Ираном, которые привели к заключению договоров, регулирующих торговые отношения между этими странами (Гюлистанский и Туркманчайский).
Большую роль в русско-иранской торговле играли такие города как Решт, Баку, Тебриз, Гилян, Мазандеран, Астрабад. Так, М. Скибиневский отмечал, «что и в Рящ приезжают купцы не только из всех внутренних персидских городов, но и турецкие из Бассоры, Багдада, Диарбекира и прочих городов; также из Кашемира и из пограничных и индийских городов с разными товарами. Из Решта ежегодно вывозилось на 1,8 млн руб. товаров, помимо драгоценных камней и жемчуга» [5, с. 182].
Важное место в русском импорте занимали шелк-сырец, хлопок, краски для тканей, бумажная пряжа, ткани (хлопчатобумажные, шелковые), шерстяные ковры, продовольственные предметы. С.Г. Гмелин в «Примечаниях о Каспийском торге» большое внимание уделяет вопросу торговли (вернее импорту) шелком - сырцом и хлопком, так как они «суть невыделанные материи, каких требует польза России. Все другие вещи, как бы они не назывались, почитаю за побочные» [5, с. 174].
В торговле с Ираном России принадлежало главное место. Общий оборот иранской торговли за 1909-1910 гг. составил 813954 кранов, из них на долю России приходилось более половины суммы [6, с. 46].
Следует отметить, что связующим звеном в экономическом сотрудничестве между Россией и Ираном является Дагестан. Важное место в хозяйственной жизни Дагестана занимала и занимает торговля. Этому способствует выгодное географическое расположение республики, через территорию которой проходит Волжско-Каспийский путь. Важную роль с экономической точки зрения играет и общая морская граница между РФ и ИРИ. Сегодня наши взаимодействия с Ираном строятся на надежной правовой базе - Договоре об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества, который был подписан 12 марта 2001 г. в Москве президентами двух стран. Документ предусматривает развитие взаимоотношений и сотрудничества между странами на более широкой и долгосрочной основе в политической, торговой, экономической, научной, технической, культурной и других областях.
Относительно экономических отношений в договоре закреплено, что обе стороны будут создавать благоприятные юридические, экономические, финансовые и коммерческие условия для двусторонней и многосторонней деятельности и совместных капиталовложений на территориях друг друга и в третьих странах. Говоря о сотрудничестве России и Ирана в области атомной энергетики, следует отметить, что Иран приступил к осуществлению своей ядерной программы еще в годы правления Мохаммеда Реза Пехлеви. Для России, несомненно, выгодно участие в осуществлении программ по развитию атомной энергетики, так как объем сотрудничества с ИРИ в этой области составляет не менее 2 млрд долл. Правовой основой взаимодействия двух стран явилось подписание в 1992 г. межправительственного российско-иранского соглашения о строительстве в Иране первого энергоблока «Бушер»[7, с. 206]. В 1995 г. был заключен контракт на строительство АЭС в Бушере стоимостью 800 млн долл. [8, с. 10]. Кроме того, 5 января 1995 г. в Тегеране были подписаны:
1. Контракт на завершение строительства 1-го энергоблока АЭС в Бушере, подписанный Зарубежатомэнергостроем и ОАЭИ.
2. Протокол переговоров между министром РФ по атомной энергии профессором В.Н. Михайловым и вице-президентом ИРИ, президентом ОАЭИ Р Амроллахи [9, с. 90].
Важным направлением российско-иранского сотрудничества является транспортная сфера. В сентябре 2000 г. в ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Россия, Иран, Султанат Оман и Индия подписали межправительственное соглашение о создании Международного транспортного коридора МТК «Север - Юг». Если коридор Север - Юг заработает, время доставки грузов сократится на 3 дня, а расходы сократятся на 20 %. В этой связи наиболее перспективным направлением является обеспечение активного участия России в реализации проектов трансконтинентальных железнодорожных и автомобильных магистралей, включая участие в сопряженных с ними линиях морских перевозок в регионе Индийского океана. Указанный маршрут позволит разгрузить Суэцкий канал, а также коридор ТРАСЕКА и даст возможность для России осуществлять транспортировку дополнительных транзитных грузов через Каспийское море.
Для России особенно актуален вопрос о развитии ее отношений с Ираном в военно-технической отрасли. Новые горизонты сотрудничества открылись после выхода России из протокола «Гор - Черномырдин» в конце 2000 года. Так, в 2001-2002 гг. для ВВС Ирана был поставлен 21 транспортный вертолет Ми-171 производства Улан-Удэнского авиационного завода. До 2005 года предприятие направило в Иран еще 12 многоцелевых транс-портно-боевых вертолетов Ми-171. В 2005 г. 3 вертолета Ми-17В-5 Иран приобрел у Казанского вертолетного завода. В 2003 г. Россия заявила в Регистре обычных вооружений ООН о поставке в Иран 3 боевых самолетов[10]. Иранский исследователь Э. Кулаи пишет: «Иран является третьим после Индии и Китая импортером оружия России... С 1992 по 2000 г. были поставлены из России 3 подводные лодки, более 200 танков, 10 самолетов Сухов-26, 8 истребителей Миг-29» [11].
В настоящее время нет сомнения в том, что экономическое сотрудничество России с Ираном является перспективным и имеет тенденцию к росту.
Регион Каспийского моря сегодня привлекает к себе внимание многих стран мира своими богатыми запасами углеводородов, что и вызывает экономический, политический и военно-стратегический интерес гегемонов мировой политики. Россия, несомненно, заинтересована в эксплуатации сырьевых, транспортных и других возможностей данного региона.
В последнее время в борьбу за влияние в Каспийском регионе активно включились мировые державы. Это в первую очередь связано с его богатейшими природными ресурсами - нефтью и газом. По данным Г. Старченкова, нефтересурсный потенциал прикаспийских месторождений России (в Астраханской области, Калмыкии, Дагестане, Чечне) превышает 8 млрд тонн, остальные ресурсы - около 2 млрд тонн - приходятся на прикаспийские районы Туркменистана и Ирана [12, с. 19]. Ряд американских специалистов оценивают запасы каспийской нефти в пределах 15-20 млрд баррелей, европейские - в пределах 7-14 млрд, российские - от 7 до 10 млрд баррелей [13, с. 60].
Политическая ситуация и внешнеполитическая ориентация, сложившиеся после распада СССР в государствах этого региона, вызывают сегодня повышенный интерес мирового сообщества. Такое внимание объясняется, прежде всего, стратегической значимостью Каспийского региона для топливно-энергетического обеспечения мировой экономики, т. к. он представляет собой колоссальный резервуар углеводородных энергоносителей. Это объясняет интерес стран Запада, и особенно США, к Каспийскому региону, поскольку они придают исключительное значение разработке и проведению политики «расширения на Восток». Так, известный ученый Дж. Калики отмечает, что «страны, расположенные на берегах Каспийского моря, владеют самыми большими запасами нефти и газа в мире. И вместе с соседствующими Арменией, Грузией, Турцией, Украиной и Узбекистаном они представляют важные экономические, политические и стратегические интересы для США» [14, с. 42]. Поэтому не случайно в последнее десятилетие отношения Российской Федерации и Исламской Республике Иран характеризуются поиском перспективных направлений сотрудничества.
По данным ОПЕК и Мирового энергетического агентства, ресурсы нефти в данном регионе превышают 23 млрд т, в т. ч. в прикаспийских регионах Азербайджана и Казахстана, включая месторождение на морском шельфе (около 13 млрд т). М. Сафари указывает, что нефтяные запасы Каспийского моря составляют 17-35 млрд баррелей, что соответствует 1/5 - 3/5 % мировых запасов нефти [15].
Отстаивая свои национальные интересы, Москва и Тегеран стоят в настоящее время на разных позициях по этому вопросу. Россия, Казахстан, Туркмения, Азербайджан выступают против иранского проекта раздела Каспия на равные секторы (20 %) между 5 Прикаспийскими государствами. Они выступают за другой проект, по которому длина береговой линии каждого из прибрежных государств должна определить, какая часть Каспия отойдет под национальную юрисдикцию. Иран, береговой участок которого составляет всего 14 % периметра Каспия, настаивает на равном разделе. Но в этом случае Россия потеряет 200 тыс. кв. км водного бассейна.
На данный момент Российская Федерация предлагает разделить Каспий на национальные секторы, которые закрепляются за соответствующими прибрежными государствами. При этом поверхность Каспия остается в общем пользовании, на национальные секторы делится только дно. На наш взгляд, для решения каспийской проблемы в первую очередь необходимо достичь политического соглашения по определению правового статуса Каспийского моря, разработать конвенцию по Каспийскому морю, где бы закреплялись права и обязанности Прикаспийских государств. По нашему мнению, самым оптимальным решением данной проблемы является совместное владение дном, водой, углеводородными запасами и др. Для этого необходимо достижение общих договоренностей Прикаспийских государств.
Литература
1. Сажин В.И. Россия и Иран: проблемы стратегической перспективы // Исламская республика Иран в 90-е годы (экономика, политика, культура). - М., 1998.
2. Скляров Л.Е. Россия и Иран в 90-е годы: новый этап взаимоотношений // Исламская республика Иран в 90-е годы (экономика, политика, культура). - М., 1998.
3. Очерки истории Министерства иностранных дел России (1917-2002). - М., 2002. Т.
II.
4. ПокровскийМ.Н. Дипломатия и войны царской Росси в XIX столетии. - М., 1923.
5. Куканова Н.Г. Очерки по истории русско-иранских торговых отношений в XVII - II половине XIX в. - Саранск, 1977.
6. Атаев Х.А. Торгово-экономические связи Ирана с Россией в XVIII-XIX вв. - М., 1991.
7. Орлов Е. А. Хроника отношений РФ (СССР) // Исламская революция в Иране: прошлое, настоящее, будущее: Сборник статей. Институт востоковедения РАН. - М., 1999.
8. Мамедова Н. Состояние и перспективы развития экономических отношений России и Ирана // Иран сегодня: научное, культурное и историческое издание Культурного представительства при Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации. -М., 2006. № 1.
9. Саруханян С. Россия и Иран: 10 лет ядерного сотрудничества. - Ереван, 2006.
10. URL: http://www.panasia.ru
11. OjlA^i^aÄjjjj Jl^l .(^.jli. ' ^jjfr '' "1jj ü'jj^ J^ ^d^JJ J ü'j^' .(i^J^ ^-frl' . ^ VAf jl^ji ^
12. Старченков Г. Как поделить озеро-море // Азия и Африка сегодня. 2001. № 12.
13. ЭжиевИ.Б. Геополитика Каспийского региона. - М., 2007.
14. Golan G. Russia and Iran: A strategic partnership? - L., 1998.
15. ^l^j'jlj Ifrjl JlÜjjl fr nill^ J '"'/'"I ud^lj J^ jj^ ¿jl^ ^^ .f A4 f Y,) WA ojLiui jlSaa j
Поступила в редакцию 20.03.2011 г.