ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Т. Оруджова,
политолог, магистрант (МГЛУ)
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И ИРАНА
После развала Советского Союза и двух десятилетий восстановления молодой, но уже окрепшей России необходимо опираться на надежных партнеров в современном мире. Одним из таких перспективных партнеров могла бы стать Исламская Республика Иран. На сегодняшний день необходимость развития стратегического сотрудничества России и Ирана определяется рядом важнейших факторов.
История российско-иранских дипломатических отношений ведет отсчет с 1592 г. Более четырех веков страны-соседи контактируют друг с другом по поводу и спорных, и сближающих стороны вопросов. Исламская Республика Иран сегодня - одно из приоритетных для Российской Федерации государств в направлении восточного сотрудничества, страна с растущим населением, численность которого в 2013 г. составила 79 млн человек. Причем большинство из них составляет молодежь.
Иран, являясь мировым центром шиизма и обладая огромным влиянием на мусульман, исповедующих шиитский ислам, заинтересован в сдерживании сепаратистских движений как внутри страны, так и во всем Евразийском регионе, включая Российскую Федерацию. Исламская Республика располагается на юго-западе Азии, на севере омывается Каспийским морем, на юге -Персидским и Оманским заливами. Находясь между Кавказом и Индийским океаном, страна является таким стратегическим плацдармом, владение которым позволяет контролировать ситуацию в Персидском заливе, Пакистане, Афганистане и на Каспии.
Борьба за региональное лидерство
Иран является южным соседом России и разделяет с ней акваторию Каспийского моря. На сегодняшний день борьба за энергетические ресурсы Каспийского моря выходит на первый план международной повестки дня не только в регионе, но и в глобальном масштабе. Стоит отметить, что 61% мировых запасов нефти и около 40% газа находятся на территории стран Ближнего и Среднего Востока, чем объясняется геостратегическая значимость региона. Правовой статус Каспийского моря многие годы находится в процессе обсуждения, и им интересуются не только те страны, которые непосредственно граничат с его акваторией. Западные страны, в частности европейские, зависимые от восточных энергоресурсов, ведут политику проникновения в Каспийский регион через своих восточных партнеров в лице Турции и Азербайджана. В процесс обсуждения раздела нефтяных месторождений то и дело намереваются включиться третьи страны, а США в 1997 г. объявили Каспий «зоной своих жизненно важных интересов».
В этих условиях нарастает необходимость совместного сотрудничества всех пяти прибрежных государств (Иран, Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения), в рамках которых особое значение имеют отношения России и Ирана. Обе страны твердо придерживаются той позиции, что вмешательство «третьих сил» в разрешение Каспийского вопроса идет вразрез с их стратегическими интересами. Российско-иранская риторика в отношении этого вопроса предельно схожа и заключается в недопущении внешних игроков в дела Прикаспия, создания комфортных условий для обсуждения правового статуса моря исключительно в формате пятисторонних договоренностей между прикаспийскими странами. Россия совместно с Ираном заявляет о недопущении и непринятии любого соглашения по данному вопросу, заключенному в ином порядке.
Необходимо пояснить, что в данном контексте под «третьими странами» понимаются не только страны Запада, но также и соседние государства, заинтересованные как в маршрутах транспортировки каспийских ресурсов, так и в усилении своего регионального влияния. К таким странам можно отнести, например, Турцию. Последняя многие годы является одним из главных соперников Исламской Республики Иран в борьбе за региональное влияние. Турция, будучи приверженцем светской формы правления в мусульманских странах, весьма болезненно воспринимается
иранским руководством. К тому же на данном этапе их интересы по ряду вопросов идут вразрез друг с другом, например в отношении Египта.
С одной стороны, различия в конфессиональных предпочтениях, политических и экономических моделях развития, соперничество за влияние в Ближневосточном регионе и, наконец, западно-ориентированная направленность турецкой политики выступают причинами охлаждения ирано-турецких отношений. Политика Турции, являющейся восточным оплотом НАТО в Каспийском регионе, таким образом, выступает фактором, способствующим сближению России и Ирана. С другой стороны, Турция, являясь весомым игроком в регионе, может стать партнером России и Ирана по вопросу сдерживания конфликтов и установления безопасности в Южно-Кавказском, а в перспективе - во всем Ближневосточном регионе. Целью такого союза может и должно стать недопущение развязывания большой войны в регионе. Следует еще раз подчеркнуть, что ни Россия, ни Иран не заинтересованы в расширении присутствия внешних игроков в регионе, в чем состоит значительное сходство их позиций относительно обеспечения региональной безопасности.
Приоритеты сотрудничества с Россией
На сегодняшний день существуют позитивные перспективы развития торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран. В ходе проведения Седьмого заседания Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству 13 декабря 2007 г. в Москве был подписан Меморандум о намерениях развития долгосрочного торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран. Особое место в документе отводится энергетике, так как обе страны располагают большими запасами нефти и газа, и при слаженном сотрудничестве друг с другом могут играть весомую роль в ценообразовании на нефтепродукты на мировом рынке. 14 июля 2010 г. в Москве состоялось подписание «дорожной карты» ирано-российского сотрудничества в области энергетики в нефтяной, газовой и нефтехимической сферах Министерством нефти Исламской Республики Иран и Министерством энергетики Российской Федерации. Стоит также отметить, что 13 декабря 2007 г. сторо-
нами было подписано и соглашение о сотрудничестве в сфере туризма. Одновременно расширяется договорно-правовая база российско-иранского сотрудничества на межведомственном уровне. В частности, 11 декабря 2007 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия между российским Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии и иранским Институтом стандартов и промышленных исследований.
На данный момент наиболее активным и перспективным направлением развития двусторонних экономических связей является энергетическое сотрудничество. В 1967 г. Иран совместно с США запустил свою ядерную программу, а спустя некоторое время к сотрудничеству в данном направлении присоединились Германия и Франция. Однако в 1980 г. строительство атомной станции было приостановлено. После исламской революции 1979 г. новое правительство Ирана отказалось от программы строительства АЭС. Тем не менее, спустя несколько лет, когда обстановка в стране стабилизировалась, иранские власти вернулись к реализации ядерной программы. Еще до распада Советского Союза между иранской и советской сторонами начались переговоры касательно сотрудничества двух стран в области мирного атома. В 1992 г. было подписано первое Соглашение между Правительством Исламской Республики Иран и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и Соглашение о сооружении АЭС на территории Ирана. Место работы российских атомщиков было определено в городе Бушер, где находилась недостроенная немцами АЭС. В 1998 г. строительство перешло к компании «Атомстройэкспорт», а в сентябре 2011 г. состоялся первый пуск АЭС «Бушер».
Бушерская АЭС на сегодняшний день является самым крупномасштабным проектом между ИРИ и РФ, и существует перспектива продолжения сотрудничества в этом направлении. В настоящее время между иранской и российской стороной ведутся переговоры о заключении соглашения о строительстве новых энергоблоков АЭС «Бушер». В марте 2014 г. посол Ирана в России Мехди Санаи заявил, что соглашение между Ираном и Россией о строительстве дополнительных энергоблоков АЭС в Бушере будет подписано в первом полугодии 2014 г.
Помимо вышеназванных аспектов сотрудничества России и Ирана существуют и такие перспективные направления, как строительство нефтеочистительных комплексов, освоение газовых
месторождений в Иране, сотрудничество в области автомобилестроения, а также сотрудничество в сфере развития инновационных технологий и медицины в Иране.
Схожими позициями российская и иранская стороны обладают по вопросу растущего потока наркотиков. Россия и Иран считают, что наиболее сильной угрозой, исходящей из региона, является наркотрафик, идущий, главным образом, из Афганистана, равно как и распространение религиозного экстремизма. По вопросу борьбы с наркотиками сторонами был подписан ряд документов, в частности Меморандум о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Исламской Республики Иран в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 16 декабря 1997 г., 29 июня 1999 г. и от 10 августа 2005 г. Кроме того, проблеме борьбы с наркотиками посвящены пункты 22 и 23 Итоговой декларации глав Прикаспийских государств в Тегеране от 16 октября 2007 г. В соответствии с соглашениями Россия и Иран будут сотрудничать в таких сферах, как обмен информацией по вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров, проведение оперативно-разыскных мероприятий в этой области по запросам другой стороны, обмен опытом работы и законодательными и иными правовыми актами, подготовка и повышение квалификации кадров и др.
Проблемы и перспективы отношений
Вместе с тем на пути сотрудничества России и Ирана существуют определенные трудности. Первая сложность - экономические санкции, наложенные на Исламскую Республику. Сегодня Иран является страной, находящейся в международной экономической изоляции. После падения шахского режима в 1979 г., при котором ирано-американское экономическое и политическое сотрудничество находилось на небывало высоком относительно сегодняшних реалий уровне, власти страны развернули антиамериканскую пропагандистскую кампанию. США наряду с другими крупными державами (в том числе и СССР) были объявлены иранским руководством вражескими режимами, неправильными и неправоверными моделями развития общества. В 1995 г. США были введены первые и достаточно серьезные санкции против Исламской Республики, которые заключались в запрете инвестирования международными компаниями развития нефтяных ресурсов в
Иране в объеме, превышающем 20 млн долл. Для компаний, нарушивших условия санкций, предусматривался ряд штрафов, в том числе отказ им в помощи со стороны экспортно-импортного банка США, отказ в лицензии на экспорт, запрет на выдачу займов или кредитов от финансовых институтов США в объеме, превышающем 10 млн долл. в течение 12-месячного периода и т.д. Иран под давлением санкций на несколько десятилетий приостановил свою ядерную программу, однако в 2005 г., с приходом к власти президента Махмуда Ахмадинежада, с иранских трибун вновь стала звучать ядерная риторика. С приходом молодого президента позиция Ирана на переговорах по ядерному досье с США и ЕС ужесточилась, а также была отменена приостановка обогащения урана, согласованная ранее с Великобританией, Германией и Францией.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) наряду с некоторыми представителями международного сообщества объявило о наличии в своем распоряжении неких сведений о развитии Ираном ядерной программы с целью изготовления ядерного оружия, на что Исламская Республика в ответ заявила о мирном характере программы. В связи с угрозой распространения ядерного оружия Ираном, с 2006 по 2010 г. Совет Безопасности ООН ввел четыре пакета санкций, накладывающих определенные ограничения на республику, в том числе запреты на импорт иранской нефти, экспорт широкого ассортимента товаров от высокотехнологичного оборудования до лекарств, платежно-расчетные и иные операции с банками Ирана. Были заморожены и зарубежные активы Ирана в иностранных банках, которые оцениваются в 4,2 млрд долл. Здесь немаловажно подчеркнуть, что, несмотря на введенные санкции, Иран оставался партнером России по строительству Бу-шерской атомной электростанции.
Товарооборот между Россией и Ираном, нараставший к концу первого десятилетия XX в., снова сократился под давлением санкций и в 2012 г. составил 2,33 млрд долл., что на 37,9% меньше предыдущего года. Санкции, применяемые в отношении Ирана, являются сильным сдерживающим фактором экономического сотрудничества Москвы с Тегераном.
Международные запреты оказали влияние и на крупный совместный проект «Анаран», в котором с российской стороны участвует нефтяная компания «ЛУКойл». Анаран - нефтяное месторождение в Иране. В 2003 г. «ЛУКойлом» был подписан контракт на геологоразведку на блоке «Анаран», где его доля была в размере 20%, а доля норвежского 81а1ой - 80%. Некоторые спе-
циалисты полагали, что «Анаран» может стать одним из самых значительных нефтяных открытий за последние годы. Специалисты 81а1оП изначально рассчитывали, что на месторождении к 2010 г. будет возможность добывать до 100 тыс. баррелей в сутки. Однако проблемы начались уже в 2007 г., когда «ЛУКойл» заявила о затруднениях, связанных с введением США санкций, направленных против Ирана. В соответствии с санкциями США, инвестиции в экономику Ирана не должны были превышать 20 млн долл. в год, что выходило за рамки ограничений. Так, в 2007 г. «ЛУКойл» сообщила о возможной заморозке работы, когда инвестиции нефтяной компании в эту страну превысят установленную санкциями планку. В 2010 г. стало известно, что российская компания вышла из иранского нефтяного проекта. Однако в январе 2014 г. представители компании сделали заявление о том, что «ЛУКойл» готова самостоятельно реализовывать проект «Анаран» в Иране, если это станет возможным после снятия санкций с Исламской Республики.
Необходимо указать и то, что с началом президентства Хасана Рухани в 2013 г. иранская ядерная проблематика вновь стала важной повесткой на международных переговорах, чему способствовали активные шаги российского и иранского руководства в направлении решения вопроса. Так, в ноябре 2013 г. представители «шестёрки» (Россия, США, Великобритания, Франция, Германия, Китай) и Иран достигли прогресса в переговорах по ядерной проблематике и заключили ряд соглашений о временном ограничении иранской ядерной программы в обмен на частичную приостановку санкций США и ЕС против страны, включая размораживание иранских активов в зарубежных банках. Особый вклад в этот процесс внес министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, предложивший иранской стороне так называемый «план Лаврова» - дипломатические предложения, предусматривающие пошаговый процесс урегулирования ситуации.
Несмотря на то что, как заявили представители США, снятие санкций несет временный характер и обладает обратной силой, «шестёрка» вместе с Ираном может продолжить процесс соглашения сторон по данному вопросу. Учитывая свободу иранского рынка сегодня от присутствия западных предпринимателей, постепенное снятие ограничений с республики может повлечь за собой приток международных корпораций на иранский рынок и, как следствие, - усиление конкуренции для российских компаний. Такая перспектива могла бы быть тщательно рассмотрена российскими инвесторами и производителями, а подробное изучение
перспектив развития иранской экономики при продолжении процесса переговоров по ядерному вопросу могло бы способствовать корректировке ситуации в интересах российских производителей.
Определенным противоречием в отношениях Ирана и России являются различия в позициях стран относительно раздела Каспийского моря. В соответствии с заключенными в 1921 и 1940 гг. договорами между СССР и Ираном каждая сторона обладала правом на 50% Каспия, однако распад СССР на независимые государства изменил существовавший статус-кво. После первых переговоров по вопросу юридического статуса Каспийского моря, прошедших 17 февраля 1992 г. в Тегеране, стало очевидно, что для выработки правового режима Каспийского моря потребуется длительный срок. Иранская сторона предлагала два варианта решения вопроса о статусе Каспия: полное совместное пользование морем, либо полный раздел дна и водной поверхности. До 1998 г. Россия настаивала на общем пользовании морем, однако впоследствии в результате договоренностей между президентом России Борисом Ельциным и президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым было подписано двустороннее соглашение о разделе дна Каспийского моря между двумя странами. Позиция других трех стран Каспийского региона в отношении документа была категоричной, заключение такой договоренности считалось неприемлемым.
На сегодняшний день позиция Москвы по разделению Каспийского моря сводится к определению границы территориальных вод в размере 12 или 24 миль. Россия предлагает идею «совместного владения» остальной частью акватории, в раздел входит морское дно Каспия, при этом поверхность остается в общем пользовании. В Иране же продвигают вариант, по которому акватория разделяется на территориальное море размером не менее 12 морских миль, исключительную экономическую зону (35 миль), а также общее водное пространство. В Тегеране предлагают равное распределение площади - по 20% каждой из стран. Несмотря на существующие разногласия, переговоры о правовом статусе моря продолжают вестись, и разрешение проблемы находится в зоне интересов как России и Ирана, так и остальных прибрежных государств.
В военно-техническом сотрудничестве России и Ирана в последние годы также существуют некоторые разногласия. В 2007 г. Иран заказал у России пять единиц экспортного варианта мобильной многоканальной зенитно-ракетной системы С-300ПМУ-1 на сумму порядка 800 млн долл. Однако передача комплексов так и
не состоялась: 9 июня 2010 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, запрещающую поставку в ИРИ танков, БМП, крупнокалиберных артиллерийских систем, боевых самолетов, военных кораблей, ударных вертолетов, ракет или ракетных систем. В связи с этим 22 июня 2010 г. вышел Указ Президента РФ Дмитрия Медведева, вводящий эмбарго на передачу иранской стороне ЗРК С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей. Вслед за этим Иран подал иск на 4 млрд долл. в Международный третейский суд Женевы к российской компании «Рособоронэкспорт» по делу об аннулировании контракта на поставку систем С-300. На сегодняшний день иранская сторона не отказывается от иска, однако предусматривает такой отказ, если сторонами будет достигнуто оптимальное соглашение, в связи с тем, что, как заявил замглавы МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахийан, комментируя ситуацию, Москва и Тегеран «имеют стратегические связи в разных областях».
Определенным камнем преткновения в отношениях между Москвой и Тегераном является вопрос доверия. Не стоит скрывать, что сегодня в иранском обществе, по данным последних опросов, существует немалая доля людей, имеющих негативные ассоциации с Россией и россиянами. В России же, особенно среди молодежи, многие не имеют даже общего представления о том, чем в настоящее время являются государство Исламская Республика Иран и персидский народ. Выстраиванию доверительного диалога в ключе стратегического сотрудничества по всем направлениям могли бы способствовать такие меры, как детальное изучение менталитета наших народов со стороны и предпринимателей и простых граждан, особенностей законодательства и ведения бизнеса в России и Иране, расширение взаимных культурных связей на различных платформах, придание особого внимания работе культурных представительств.
* * *
Подытоживая изложенное, следует отметить, что существующие проблемы в двусторонних отношениях не являются антагонистическими и неразрешимыми. Скорее, наоборот: осознание и признание наличия проблем ориентирует на их разрешение, что придаст импульс развитию сотрудничества двух стран. Уверенность же в позитивных перспективах сотрудничества имеет под собой твердую основу. Дело в том, что и Россия, и Иран опирают-
ся на системы ментальных ценностей, которые имеют схожие черты. Среди них можно назвать следующее:
- традицию в противовес модерну и негативным проявлениям глобализации;
- общинность в противовес индивидуализму;
- государственную политическую организацию общества в противовес навязываемому господству наднациональных (транснациональных) структур;
- стремление к безусловному сохранению идентичности в противовес «плавильному котлу» и мультикультурализму1.
Думается, все это значительно облегчает понимание между нашими народами и элитой двух стран.
В завершение отметим, что президент России Владимир Путин на пресс-конференции, прошедшей 19 декабря 2013 г., сказал следующее: «Иран для нас является одним из приоритетных партнеров в регионе, это наш сосед, мы настроены развивать отношения с Ираном по всем направлениям, и это наш принципиальный выбор». Таким образом, многовековая история двусторонних отношений, географическое положение двух стран-соседей, схожие позиции по многим ключевым политическим вопросам, общие угрозы в Ближневосточном регионе, а также взаимный интерес к увеличению торговых связей, другие обстоятельства сегодня обусловливают неизбежность и необходимость развития российско-иранских отношений и выхода сотрудничества на новый, долгосрочный уровень.
Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».
1 См. об этом, например: Белозёров В.К. Государство и его альтернативы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2013. -№ 4. - С. 109-113.