Научная статья на тему 'Геополитическая стратегия Турции в XXI в'

Геополитическая стратегия Турции в XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3464
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Геополитическая стратегия Турции в XXI в»

ИСЛАМ В СТРАНАХ ДАЛЬНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Ю. Андросова,

магистрант

(Московский государственный лингвистический университет) ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ТУРЦИИ В XXI в.*

Одним из активных игроков в современных международных отношениях стала Турция. В последние месяцы особое внимание специалистов стали привлекать ее действия в связи с сирийским конфликтом. Вместе с тем для понимания логики и мотивов действий Турции важно учитывать не только ситуативные, но и константные обстоятельства. В частности, речь идет о геополитической стратегии страны, которая с недавних лет стала обретать признаки устойчивости и последовательности.

С точки зрения геополитики Евразию принято разделять на две составляющие: центральные земли (Heartland) и земли окраинные (Rimland). Многие представители классической геополитической мысли придерживаются мнения о том, что государства, имеющие выход к морским пространствам, имеют больше шансов на успех, нежели континентальные государства, т.е. так называемые «окраинные государства» имеют огромное преимущество перед «центральными землями». На протяжении многих веков моря и океаны являлись и являются торговыми путями, которые соединяют одни государства с другими, что обеспечивает им благополучие и процветание. Такие государства в классической геополитике называют талласократиями, они динамичны, подвижны, склонны к техническому развитию. Их приоритеты - кочевничество (особенно мореплавание), торговля, дух индивидуального

* Статья подготовлена в рамках Соглашения о сотрудничестве между ФГБУН ИНИОН РАН и ФГБОУ ВО МГЛУ от 12.04.2016 г.

предпринимательства. Цивилизации такого типа быстро развиваются, активно эволюционируют, легко меняют внешние культурные признаки, сохраняя неизменной лишь внутреннюю идентичность1.

На основе вышеперечисленных признаков Турецкую Республику будет обоснованно отнести именно к талласократическим государствам. Наличие выхода страны сразу к нескольким морям и факт владения ею стратегически важными проливами, соединяющими Черное и Средиземное моря, во многом обусловливают направленность и содержание региональной политики страны.

Своеобразие геополитического положения Турецкой Республики, представляющей собой единый географический регион Малой Азии, накладывает свой отпечаток на определение и осуществление ее внутренней и внешней политики. Турция находится на стыке Европы, Азии и Африки. Страна обладает морскими границами, протяженность которых существенно превышает протяженность сухопутных.

Кроме того, наличие контроля над проливами Босфор и Дарданеллы превращает Турцию в «ворота» к евразийскому континенту и в то же время открывает важный путь из Евразии к странам Европы, Азии и Африки. Таким образом, согласно теории уникальности роли Римланда в противостоянии Моря и Суши, Малая Азия является ключевым региональным пространством геополитической модели мира, важнейшей контактной зоной Ев-разии2.

Как известно, Турция омывается сразу четырьмя морями: Черным, Средиземным, Мраморным и Эгейским. Такое географическое положение Турции - двоякое по своим последствиям: выход к морям и океанам всегда имел для государства огромную ценность, вместе с тем со стороны этих просторов могут исходить разные опасности, угрожающие развитию страны в целом.

При этом на протяжении всего периода своего существования Турецкая Республика стремилась определить свою роль и место не только в регионе, но в мире в целом. Подобное стремление обусловливается особенностями ее геополитического положения, исторического пути и господствующей идеологии. Этот

1 См. об этом: Дугин А.Г. Законы геополитики. - М.: Арктогея, 2000. http ://arctogaia.com/public/osnovygeo/geop13.htm#6

2 Достер Б. Турция между двух континентов, двух цивилизаций и двух сил // Геополитика. Информационно-аналитическое издание. Выпуск IX. - М.: МГУ, 2011. - С. 5.

процесс самоопределения не завершен и в настоящее время. В качестве подтверждения тезиса о том, что Турции в силу ряда причин до сих пор не удается определить свое место, можно привести высказывание турецкого историка Танера Тимура: «Наше общество переживает кризис, который можно назвать культурным кризисом, проблемой самоидентификации. Мы не смогли определить в удовлетворившей бы нас самих степени свое место в мировой истории и свою цивилизационную принадлежность. Мы постоянно обращаем взоры к истории и стараемся разобраться в ней»1.

Официально у Турции есть своя государственная идеология. После создания в 1923 г. Турецкой Республики Мустафой Кема-лем Аттатюрком была предложена новая национальная идеология страны, получившая название от своего основателя - кемализм. Кемализм представляет собой основную структуру идей и принципов государства, идеологий, экономики и социальных институтов, которые призваны обеспечить турецкой нации полную независимость, безопасность и благополучие сейчас и в будущем. Зарубежные исследователи утверждают, что индивидуальная и национальная поддержка кемализма и его защита являются гарантией развития, силы и процветания турецкого государства в буду-2

щем .

Главной целью реформ, начатых К. Аттатюрком, была модернизация страны. После такого потрясения, которое пережила Турция после распада Османской империи, страна нуждалась в кардинальных преобразованиях. Основным вектором развития своей страны К. Аттатюрк избрал вестернизацию. Вестернизация предполагала заимствование всего прогрессивного у европейской цивилизации и последующую его адаптацию к местным, турецким условиям3. Во внешней политике Турция стремилась соблюдать нейтралитет, лавируя при этом сразу между несколькими странами и континентами, что, в свою очередь, отвечало геополитическому положению страны. Главной задачей кемализма стал тогда отход от целей и принципов Османской империи, которая во многом вела захватническую и экспансионистскую политику. Следование

1 Цит. по: Формирование национальной идеи. Турция между Европой и Азией. Итоги европеизации на исходе XX в. - М.: Институт востоковедения РАН, Крафт+, 2001.

2 What is kemalism? - http://www.erkutaldeniz.com/what-is-kemalism/

3 Турция после окончания Первой мировой войны. - http://www.studfiles. ru/preview/4272408/

этой концепции в большей или меньшей степени соблюдали все президенты, приходившие к власти после провозглашения Турции республикой.

Развал Советского Союза повлек серьезные геополитические изменения, повлиявшие на всю систему международных отношений в целом, сказались они и на Турции, которая, будучи неотъемлемой частью мирового сообщества, столкнулась с необходимостью переосмысления ценностных основ, а также приоритетов ведения региональной политики страны. Ведь вблизи границ Турции появились новообразованные соседние государства в Центрально-Азиатском регионе, изменилась и ситуация на Ближнем Востоке и Балканах. Следовательно, создались предпосылки для трансформации геополитической роли и стратегии Турции.

XXI век ознаменовался для Турции, как и для всего мира в целом, новым этапом в развитии человечества. Уже в 2001 г. в свет вышла ныне получившая серьезную популярность работа министра иностранных дел Турции А. Давутоглу под названием «Стратегическая глубина». В книге излагается принципиально новая концепция внешней политики республики в новом тысячелетии. С точки зрения автора, Турции необходимо научиться лавировать между интересами Европы, США, России и Ближнего Востока, пользоваться выгодой своего геополитического положения. Автор полагает, что Турции следует формировать и развивать свою внешнюю политику, основываясь на своей истории. Давутоглу заявляет, что для превращения Турции в региональную, а затем и мировую державу ей следует тщательно продумывать и выверять каждый шаг, который она делает в сторону того или иного региона, будь то Ближний Восток, Южный Кавказ, Балканы или Европа. Только путем последовательных и продуманных действий Турция сможет зарекомендовать себя как надежного союзника, который выстраивает свою региональную политику исходя из политики поиска взаимных выгод.

Для Турции начался новый период в истории страны. На парламентских выборах 3 ноября 2002 г. победу одержала Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом, идеология которой представляла собой сплав правого евразийства, умеренного исламского традиционализма и ориентации на США и ЕС1. Получив 366 мест в меджлисе, ПСР получила право на формирование однопартийного правительства и сразу

1 См.: Достер Б. Указ соч. - С. 10.

принялась за осуществление реформ, которых ждало население. В 2010 г. впервые с 1982 г. в Конституцию страны были внесены 24 поправки, разработанные правящей партией.

ПСР смогла добиться внушительных успехов в экономике. Превращение Турции в 17-ю экономику мира говорит о немалых заслугах партии. Наибольшим достижением Турции последних десяти лет, без сомнения, можно назвать экономические показатели. Для их оценки следует учитывать, что в стране почти полностью отсутствуют запасы нефти и газа, цена на бензин самая высокая в Европе. В этих условиях страна демонстрирует мощную динамику экономического роста. В 2010 г. ВВП достиг 1 трлн долл., увеличившись по сравнению с 2001 г. в 5 раз. Экспорт возрос более чем в 3 раза и достиг 114 млрд долл., причем в первую очередь Турция экспортирует не сырье, а продукцию своих промышленных предприятий1. Важным направлением развития торгово-экономических связей стал Ближний Восток, товарооборот со странами которого увеличился на 53%2. За время пребывания ПСР у власти Турция превратилась в один из крупнейших туристических центров мира.

Во внешней политике Партия справедливости и развития сделала акцент на многовекторности. Были выработаны следующие основные направления внешней политики страны:

- интеграция Турции в Европейский союз;

- реализация политики «ноль проблем с соседями»;

- превращение Турции в региональную державу;

- укрепление сотрудничества с США;

- наращивание сотрудничества с Россией;

- расширение связей со странами Африки.

Оценивая названные направления уже только по их перечню, нельзя не отметить их географическую и политическую разно-направленность, а также фактическую выраженность в них претензий на региональное лидерство с дальнейшим распространением своего влияния за пределы Передней Азии. В частности, как показала политическая действительность, Турции весьма непросто поддерживать ровные отношения с глобальными и региональными

1 См.: Достер Б. Указ соч. - С. 10.

2 См.: Приход к власти Партии справедливости и развития. Основные направления ее деятельности. - http://mgimotc.ucoz.ru/stuff/istorija/istorija/prikhod_ k_vlasti_partii_spravedlivosti_i_razvitija_osnovnye_napravlenija_ee_dejatelnosti/2-1-0-28

акторами в условиях, когда их интересы постоянно сталкиваются, вплоть до возникновения конфликтов. Фактически Турции поневоле приходится выступать на стороне участников этих конфликтов. Кроме того, в реальной политике Турции, в ее геополитической стратегии за прошедшие годы все более явно стали прослеживаться экспансионистские устремления.

В 2009 г. министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу предложил рассматривать политику «ноль проблем с соседями» в качестве официального вектора развития отношений с соседними странами. Официально МИД Турции объясняет эту доктрину следующим образом: «Осознавая тот факт, что развитие и прогресс в современном мире могут быть достигнуты лишь посредством безопасности и стабильности мировой системы, Турция ставит эту цель в центр своей концепции внешней политики. Этот подход является отражением политики "порядок дома, порядок в мире", выдвинутый М. Аттатюрком. Политика "ноль проблем с соседями" является воплощением ожиданий Турции касательно ее отношений с соседними странами. Турция хочет устранить все проблемы в отношениях с соседними странами или, по крайней мере, минимизировать их настолько, насколько это возможно»1.

Официально демократические принципы устройства общества, светскость и верховенство права провозглашены базой, на которой основывается формирование и проведение внешней политики страны. Уровень, достигнутый Турцией в сфере экономики и демократии, расширил диапазон действий внешней политики страны и увеличил ее влияние в этой области.

Главной же особенностью региональной политики Турции является «быстрое реагирование» на события, страна стремится не оставаться безучастной, дожидаясь негативных последствий. Другой важной характеристикой внешней политики Турции является ее дальновидность. Провозглашается, что Турция стремится достичь такой ступени развития, где все страны будут жить в благополучии, создавая зону безопасности и стабильности, начиная с соседних стран.

В целом политика «ноль проблем с соседями», как это следует из официальных документов и заявлений, представляет собой действия, направленные на обеспечение безопасности страны посредством инструментов «мягкой силы» и исключительно дипло-

1 Policy of zero problems with our neighbors. - http://www.mfa.gov.tr/policy-of-zero-problems-with-our-neighbors.en.mfa

матическими средствами. Относительно данной политики А. Давутоглу отметил: «Стране, которая постоянно испытывает трудности в отношениях с соседними странами, практически невозможно выстроить внешнюю политику на глобальном и региональном уровнях. ...При установлении отношений необходимо найти точки соприкосновения в культуре и экономике. .Должен быть разработан комплексный план для развития экономических и культурных отношений, который позволит преодолеть проблемы безопасности с соседними странами»1.

По сути, указанная доктрина является не столько руководством к действию, сколько предлагает один из вариантов реализации региональной политики. «Соседи» представляют собой не только страны, расположенные близ границ Турции, но и в широком смысле те, с которыми у нее есть культурное и историческое сходство и взаимные стратегические интересы. Известно, что данный курс во внешней политике был взят еще задолго до доктрины А. Давутоглу. Первым примером тому служит отказ Турции в предоставлении помощи США и их союзникам при интервенции в Ирак в 2003 г. Как было заявлено, «этот шаг со стороны Турции продемонстрировал своим соседям и миру, и даже самой себе, что Турция может и будет действовать от своего лица в делах, затрагивающих ее внешнюю политику»2. Такое утверждение фактически является подтверждением тому, что в первую очередь Анкара анализирует возможные последствия для своей страны, не позволяя чужому мнению сбить ее с толку.

Современное турецкое руководство ставит своей целью установление доверительных отношений со странами региона, чтобы не только обеспечить свою безопасность, но и минимизировать вероятность возникновения новых или оживления «старых» неразрешенных противоречий, которые являются для нее дестабилизирующим фактором.

Несколько лет последовательной реализации принципов новой внешней политики дали свои результаты. Авторитет Турции в мире и на постосманском пространстве значительно вырос.

1 Turkish foreign policy: From status quo to soft power // European stability Initiative. 2009. April. URL: http://www.esiweb.org/pdf/esi_picture_story_-_turkish_ foreign_policy_-_april_2009.pdf#page=5 (Дата обращения: 20.02.2016.)

2 Turkey's Foreign Policy: Zero Problems with Neighbors Revisited. -https://richardfalk.wordpress.com/2012/02/08/turkeys-foreign-policy-zero-problems-with-neighbors-revisited/

Значительные успехи были достигнуты в отношениях с арабским миром. В годы Первой мировой войны арабы приложили немало усилий для развала Османской империи и до последнего времени авторитет Турции был среди них невысок. С течением времени ситуация значительно изменилась.

На Балканах, Кавказе и в Центральной Азии Турция также проводит активную экономическую и политическую линию. Фактически Турция стремится стать политическим и экономическим лидером Ближнего Востока.

Популярность и успехи во внутренней и внешней политике, которых достигла ПСР за годы своего правления, всё в большей степени начали формировать в умах турецкого общества начала нового имперского мышления, которое впоследствии получило название «неоосманизм». Значительно улучшившееся экономическое положение страны, выстраивание более тесных и доверительных отношений с теми игроками, с которыми они ранее не поддерживались, действительно говорит о том, что политический вес Турции в регионе постепенно растет. Из простого зрителя, который раньше предпочитал лишь наблюдать за происходящим, Турция превращается в непосредственное действующее лицо, которое все увереннее чувствует себя на этой сцене. Современная Турция является уже не рядовой страной региона, а выступает с международными инициативами, заставляя остальных действовать с оглядкой на позицию республики.

Существует мнение о том, что идеи неоосманизма стали появляться почти сразу после смерти основателя республики К. Аттатюрка. Более четкие очертания эта политика получила во времена президента Т. Озала на рубеже 80-90-х годов прошлого века. Сегодня неоосманизм называют не просто идеологией, а мировоззрением части турецкого общества. Подобные настроения общества и власти в первую очередь обусловлены исторической ностальгией, когда Турция была не маленьким государством, а целой империей с огромными территориями и обладала такой властью, о которой сейчас тайно мечтают многие в стране.

Часто термин «неоосманизм» связывается с политикой правящей сегодня Партии справедливости и развития. Специалисты считают, что невероятная внешнеполитическая активность, которая стала свойственна Турции в регионе с приходом Р. Эрдогана, представляет собой отход от устоявшейся на протяжении десятилетий идеологии кемализма в сторону восстановления некоего прообраза Османской империи.

Начав серьезные реформы внутри страны, Турция одновременно начала модернизацию имиджа страны в регионе. Республика превратилась в экономически развитое государство, что выдвигает его на передние позиции среди всех остальных. Провозглашение того, что отныне Турция будет являться светским государством, где будут параллельно существовать ранее несовместимые направления, такие как демократия, модернизация и ислам, вызвало у других стран чувство уважения к ней. В итоге появилось понятие «турецкой модели» государства, предлагающее передачу опыта Турции другим странам, вставшим на путь перемен. С другой стороны, в этом можно усмотреть явные попытки Анкары навязать другим государствам свой путь развития, уверяя в его перспективности и безошибочности и распространяя единое мышление среди них. Создавая себе подобных, турецкое государство облегчает себе путь в построении связей с ними и упрощает процесс навязывания собственных идей.

Наличие признаков концепции «нового османизма» в политике страны критикуется ее соседями. При этом стоит отметить, что на сегодняшний день правительство Анкары категорически отрицает наличие подобной доктрины и еще раз напоминает, что у Турции есть единственная, выбранная ею почти 100 лет назад идеология под названием «кемализм». Президент Р. Эрдоган и премьер-министр Турции А. Давутоглу утверждают, что Турция давно в прошлом оставила свои «имперские замашки» и ведет свое развитие совершенно в другом направлении. Однако многие специалисты доказывают совершенно обратное.

Возвращаясь к доктрине «ноль проблем с соседями», легко проследить, что посредством такой политики Турция стремится проводить политику мягкой силы для получения большего доверия со стороны стран региона, большей вовлеченности в их внутренние процессы, что в дальнейшем позволит ей начать управление ими в свою пользу.

Считается, что одной из причин формирования идеи неоос-манизма является долгий и сложный путь вступления Турции в Европейский союз. После принятия многих западных основ и ценностей Турция так и не смогла удовлетворить требования Европы, что, в свою очередь, послужило стимулом к переосмыслению ею основ своего внешнеполитического курса. Резкий разворот в сторону стран Центральной Азии и Ближнего Востока и стремление посредством культурных, экономических и политических инициатив распространить свое влияние на этих землях полностью

в реальности совпадают с понятием «неоосманизм». При этом А. Давутоглу заявляет, что в силу своего исторического наследия Турция обязана вести активную деятельность в регионе во всех направлениях.

Вместе с тем стоит отличать новую форму неоосманизма от османизма, существовавшего во времена Османской империи. Современный неоосманизм включает в себя кемализм, или вестер-низацию, как одну из альтернатив развития региональной политики страны, не исключая его вовсе. Сегодня Турция активно поддерживает тюркские народы центрально-азиатских стран, мусульманское население на Балканах, арабское население на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Несмотря на отрицание со стороны правящей элиты Турции наличия подобных неоосманских устремлений, нельзя не учитывать того, что страна, являвшаяся великой империей в прошлом на подсознательном уровне, будет стремиться к наращиванию своего влияния, к обретению ареалов для его распространения.

В завершение следует отметить, что политические доктрины и стратегии находят свое отражение в реальной политике, которая строится с учетом их установок1. Отсюда ясно, что интересы верного понимания политики Турецкой Республики, оценка ее перспектив требуют учета обстоятельств геополитической природы. Исходя из них, складываются определенные векторы в региональной политике Турции, которая стремится извлекать определенные выгоды из отношений с исламской и западной цивилизациями. Все более значимым становится и фактор исторического прошлого Османской империи.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир».

1 См. об этом: Белозёров В.К. Доктрины и идеологии в системе политических институтов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2013. - Вып. 24. - С. 31-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.