А.Т. Парланова
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ
ТУРЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
DISTINCTIVE FEATURES OF TURKISH FOREIGN POLICY
В статье выявляются характерные черты внешней политики Турции, анализируется эволюция внешнеполитической идеологии. Рассматриваются механизмы реализации «мягкой силы» и деятельность турецких неправительственных организаций.
Ключевые слова: Турция, неоосманизм, пантюркизм, панисламизм, «мягкая сила».
The article reveals the characteristics of Turkish foreign policy and analyzes the evolution of foreign policy ideology. Mechanisms for the implementation of "soft power" and activities of Turkish NGOs are examined.
Key words: Turkey, neo-Ottomanism, Pan-Turkism, Pan-Islamism, "soft power".
С момента образования Турецкой Республики внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Политические и идейные основы турецкого государства были заложены М.К. Ататюрком. «Шесть стрел» М.К. Ататюрка (республиканизм, национализм, народность, лаицизм, этатизм, революционность), а также лозунг «Мир в стране - мир во всем мире» означают отказ от османских имперских амбиций. Однако с приходом к власти Партии справедливости и развития (ПСР) принципы кемализма были поставлены под сомнение.
Идеологом современной внешней политики Турции является Ахмет Да-вутоглу. Турецкий политик, будучи профессором Стамбульского университета, представил в книге «Стратегическая глубина» свое видение относительно будущего страны. По мнению автора, значение любого государства на мировой арене определяется геостратегическим положением и «исторической глубиной» [1]. Турция, как наследница Османской империи, должна восстановить свое господство в «ближнем зарубежье», а впоследствии превратиться в мировую державу.
С приходом на министерский пост А. Давутоглу выдвинул идею «ноль проблем с соседями» [2]. В отличие от лозунга «Мир в стране - мир во всем мире», этот принцип подразумевает активный поиск «нуля», т.е. для поддержания добрососедских отношений необходимо способствовать установлению
в этих государствах лояльных Анкаре режимов. Предложенная А. Давутоглу доктрина стала стратегической «дорожной картой» для реализации нового внешнеполитического курса страны.
В 2012 г. перед ПСР были поставлены цели, которые необходимо достичь к 2023 г., т.е. к столетию основания Республики. Среди них особое внимание привлекают следующие: улучшение имиджа страны на мировой арене, углубление сотрудничества с тюркскими республиками и продвижение турецкой культуры [3]. В программе ПСР есть отдельный раздел, посвященный внешней политике, где также зафиксировано стремление поддерживать тесные контакты со странами Центральной Азии, с которыми Турцию «объединяет общая история и культура» [4]. В документе указано, что внешнеполитический курс страны будет проводиться с учетом ее исторического и географического положения. Среди приоритетных направлений внешней политики выделяется Ближний Восток, где Турция продолжит прилагать усилия «для достижения мира и прекращения кровопролития» [4]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день основополагающими принципами внешней политики Турции являются неоосманизм и пантюркизм.
Неоосманизм подразумевает стремление Турции восстановить былое оттоманское величие. Основными направлениями являются Ближний Восток, Северная Африка, Кавказ, Крым и Балканы. Важно, что термин «неоосманизм» не используется в официальных документах и представляет собой неофициальную доктрину Турции по расширению своего влияния в странах, которые входили в состав Османской империи. Термин «неоосманизм» был введен в оборот в 1985 г. английским исследователем Дэвидом Бэрчардом [5], однако данная концепция стала предметом обсуждения лишь с 2003 г., когда Турция не пропустила через свою территорию американские войска, направлявшиеся в Ирак. Анкара продемонстрировала, что не собирается выполнять роль «младшего партнера» США и имеет свои геополитические интересы на Ближнем Востоке.
Пантюркизм - идея интеграции тюркских народов и государств, которая принимает как радикальную форму с призывами к созданию единого государства «Великий Туран», так и более умеренную с проектами «Тюркского содружества наций», «Ассоциации независимых тюркских государств» [6]. Свою актуальность концепция пантюркизма приобретает после распада СССР. Стремясь заполнить вакуум, образовавшийся в Центральной Азии и на Кавказе, Анкара объявляет себя «старшим братом» тюркских стран. Однако география пантюркистских устремлений не ограничивается постсоветским пространством: тюркские народы расселены на обширной территории от Средиземноморья до Дальнего Востока России и Синьцзян-Уйгурского автономного
района Китая. Например, для того, чтобы продемонстрировать свою солидарность с «тюркским миром», Турция не раз критиковала политику китайских властей относительно уйгуров.
Несмотря на то что менее развитые тюркские государства и народы изначально охотно шли на контакт со сравнительно преуспевающей Турцией, отдача оказалась не такой, как рассчитывали в Анкаре [7]. Дело в том, что эти народы идентифицируют себя не как тюрки, а как узбеки, киргизы, туркмены и т.д. К тому же, чрезмерное усиление турецкого присутствия рассматривается тюркоязычными государствами как угроза национальной безопасности. Тем не менее, отказываться от своих интересов Анкара не собирается. В этой связи для Турции крайне важно, чтобы реализация внешнеполитического курса проходила без оказания прямого давления на соседние страны, поэтому для достижения намеченных амбициозных целей Анкара применяет «мягкую силу».
Культурно-образовательная активность Турции является одним из проявлений «мягкой силы». По всему миру открываются лицеи и университеты с углубленным изучением турецкого языка и истории, выделяются стипендии для обучения иностранных студентов в Турции. В 1991 г. в Казахстане был открыт Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Яссави (МКТУ) в г. Туркестан, а в 1995 г. в Кыргызстане, в г. Бишкек - Киргизо-турецкий университет Манас. Европейское направление не является исключением. В Гагаузии существует разветвленная сеть турецких школ, для студентов действуют стипендиальные программы.
Для углубления сотрудничества со странами региона создана сеть как государственных, так и негосударственных структур, среди которых наиболее известное - Агентство тюркского сотрудничества и развития (Т1КА), которое входит в структуру МИД Турции. Т1КА было основано в 1992 г. для развития всесторонних отношений с тюркскими странами и народами. На сегодняшний день Агентство имеет представительства в 50 странах мира [8].
С 1992 г. проводятся саммиты глав тюркоязычных государств. В 2009 г. на саммите в г. Нахичевани было принято решение о создании Совета по сотрудничеству тюркоязычных стран (ССТС). В него вошли Турция, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан, а в 2014 г. Туркменистан. ССТС - это межправительственная организация, целью которой является развитие сотрудничества в области экономики, культуры и образования между государствами-членами. Например, в области культуры и образования Советом учреждена премия «Гордость тюркского мира». В 2015 г. на саммите в Астане главы государств подчеркнули необходимость создания общего тюркского телевизионного канала (идею предложил Нурсултан Назарбаев в 2013 г.). В связи с
тем, что в 2015 г. одной из центральных тем обсуждения стала проблема противодействия терроризму, сегодня открытие совместного канала представляется необходимым для обеспечения информационной безопасности государств-членов ССТС. Кроме того, в рамках организации было заключено ряд соглашений, например, Соглашение об образовании Тюркской академии ССТС, Соглашение по созданию Фонда поддержки тюркской культуры и тюркского наследия ССТС и т.д.
В 1993 г. была создана Организация по культуре и искусству тюркоя-зычных стран (TURKSOY). Цель организации - укрепление братства и дружбы между тюркскими народами, сохранение и развитие тюркского культурно-исторического наследия. Наряду с такими странами, как Турция, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан в тURKSOY входили субъекты Российской Федерации: Татарстан, Башкортостан, Алтай, Хакасия, Саха, Тува [9]. Однако в период обострения российско-турецких отношений все республики, кроме Татарстана, вышли из TURKSOY. Тем не менее, организация успела открыть в 2012 г. кафедру ТЮРКСОЙ в Башкирском государственном педагогическом университете.
С 2007 г. распространение культурного влияния Турции осуществляется через Институт Юнуса Эмре. В его задачи входит продвижение турецкого языка и культуры. В 2013 г. в России состоялось открытие центра им. Юнуса Эмре в Казанском федеральном университете.
Для реализации внешнеполитических целей Анкара также использует экономические рычаги. В 2014 г. Турция выделила более 3 млрд долл. финансовой помощи развивающимся странам, при этом большую часть средств получила Сирия - более 2 млрд, на втором месте Тунис - 200,7 млн, на третьем Кыргызстан - 84,8 млн [10]. Анкара не ограничивается оказанием безвозмездной помощи, первостепенной задачей на пути к превращению страны в регионального лидера является создания мощной экономики. В соответствии с документом «Политическое видение ПСР 2023» Турция к указанному году должна войти в десятку крупнейших экономик мира [11], поэтому Анкара стремится заключить соглашения, которые будут способствовать росту реальных доходов населения страны. Следовательно, в основе современной внешней политики Турции наряду с такими принципами, как неоосма-низм и неопантюркизм, лежит прагматизм.
Для Турции тюркские и ближневосточные государства - это, прежде всего, новые рынки сбыта и источники сырья. Турция является второй в мире (после Китая) экономикой по темпам роста потребления электроэнергии и природного газа, однако за счет собственных источников покрывается не более 25 % совокупного спроса на энергоресурсы [12]. Кроме того, цель Турции
- превратиться в региональный энергетический хаб, поэтому она активно участвует в разработке проектов транспортировки энергоресурсов из Каспийского региона через свою территорию в Западную Европу. Трубопроводы Ба-ку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум и проект газопровода TANAP воспринимаются как стремление Р.Т. Эрдогана сосредоточить в своих руках рычаги влияния на ЕС и США. Переговоры с Россией о строительстве «Турецкого потока» также демонстрируют стремление Турции стать центральным звеном в энергетическом коридоре «Восток-Запад».
Помимо торгово-экономического и культурного взаимодействия, Анкара уделяет особое внимание военно-политическому сотрудничеству. В 2010 г. Турция и Азербайджан заключили Договор о стратегическом партнерстве и взаимопомощи, в соответствии с которым в случае нападения третьей страны, стороны обязуются оказывать всестороннюю помощь [13]. В 2015 г. была зафиксирована активизация Турции на Кавказе: Турция, Азербайджан и Грузия провели совместные военные учения «Кавказский орел», в которых участвовало около 1 тыс. военнослужащих. В 2001 г. по инициативе Турции была создана Черноморская военно-морская группа оперативного взаимодействия «Блэксифор», членами которой являются Болгария, Грузия, Россия, Румыния, Турция и Украина. Членство в данной группе позволяет турецким военным кораблям заходить по особому уведомлению во все порты и военно-морские базы стран Причерноморского региона. Большое значение придается деятельности в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира»: Анкара взяла на себя роль посредника между США и странами Центральной Азии и Кавказа. Например, в феврале 2015 г. была достигнута договоренность с главой Генерального штаба Кыргызстана А.Т. Алымкожоевым о двойном увеличении турецких квот на обучение военных из Кыргызстана.
Важным направлением военной политики Турции является Греция, которая рассматривается как исторический враг. Спорными остаются вопросы о статусе греческих островов, кипрская проблема и взаимные притязания сторон на акваторию Эгейского моря и воздушное пространство над ним. В 2016 г. было зафиксировано несколько нарушений воздушного пространства Греции военными самолетами Турции. Однако в Анкаре объясняют подобные нарушения правовыми различиями, т.к. Турция до сих пор не признает 10-мильную зону территориальных вод Греции.
В странах арабского мира Анкара придерживается несколько иной тактики: прежде всего, выступает в роли лидера исламского мира и защитника интересов мусульман. Несмотря на то, что в соответствии с Конституцией Турция является светским государством, сегодня в стране активно пропаган-
дируют идею панисламизма, в основе которой лежит представление о «единстве» мусульман всего мира.
На Ближнем Востоке Анкара предлагает «турецкую модель» развития, в которой, по мнению руководства страны, успешно сочетаются ислам и демократия. В Сирии в ходе «арабской весны» Турция оказала поддержку вооруженной оппозиции, т.к. Р.Т. Эрдоган ожидал, что революция обернется свержением Б. Асада. Тем не менее, сирийскому президенту удалось удержать власть в стране, более того, сирийское правительство получило поддержку со стороны России. Однако для Турции Сирия является сферой жизненно важных интересов, кроме того, сирийский конфликт повлиял на внутриполитическую ситуацию, обострив проблему курдского сепаратизма. В результате, Анкара начинает применять «жесткую силу». В ноябре 2015 г. турецкий истребитель сбил российский бомбардировщик Су-24, в декабре Турция ввела войска в Ирак, а затем и в Сирию. Анкара подобным образом демонстрирует, что не откажется от своих геополитических амбиций, и в случае необходимости готова применять силу.
Таким образом, важнейшими факторами формирования внешнеполитической стратегии Турции являются особенности ее географического положения, идеология неоосманизма, пантюркизма и панисламизма. Однако если раньше для превращения страны в регионального лидера Турция пользовалась в основном инструментами «мягкого» воздействия, то сегодня увеличивается вероятность перехода к «жесткой силе».
Список использованных источников и литературы
1. Davutoglu A. Stratejik derinlik. Türkiye'nin uluslararasi konumu. - istanbul, 2010. - S. 17-31.
2. Kom§ularla Sifir Sorun Politikamiz // T.C. Di§i§leri Bakanligi. - URL: http://www.mfa.gov.tr/komsularla-sifir-sorun-politikamiz.tr.mfa
3. Hedefler // AK Parti. - URL: http://www.akparti.org.tr/site/hedefler/dis-politika/11023
4. AK Parti Programi // AK Parti. - URL: http://www.akparti.org.tr/site/akparti/parti-programi#bolum_
5. Аватков В.А. Неоосманизм. Базовая идеологема и геостратегия Турции // Свободная мысль. - 2014. - № 3. - С. 74.
6. Габер Е.В. Политика Турции на Кавказе и в Центральной Азии в постсоветский период // Центральная Азия и Кавказ. - 2011. - Т.14, № 3. -С. 162.
7. Шкира Н.В. Пантюркизм, пантуранизм, «неоосманизм» и экономические интересы России и Турции // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2014. - № 165. - С. 149.
8. Hakkimizda // TIKA. - URL: http://www.tika.gov.tr/tr/sayfa/hakkimizda-
14649
9. Аватков В.А., Бадранов А.Ш. «Мягкая сила» Турции во внутренней политике России // Право и управление. XXI. - 2013. - № 2 (27). - С. 7.
10. Türkiye Kalkinma Yardimlari Raporu 2014 // TIKA. - 2015. - URL: http://www.tika.gov.tr/tr/yayin/liste/trky_raporlari-24
11. AK Parti 2023 Siyasi Vizyonu // AK Parti. - 30.09.2012. - URL: https://www.akparti.org.tr/site/akparti/2023-siyasi-vizyon
12. Оздемир В., Гулиев И.А. Энергетическая дипломатия Турции // Вестник МГИМО. - 2016. - № 2 (47). - С. 102.
13. Türkiye Cumhuriyeti ile Azerbaycan Cumhuriyeti Arasin-da Stratejik Ortaklik ve Kar§ilikh Yardim Anla§masi // T.C. Resmi Gazete. - 28.05.2011. -URL: http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2011/05/20110528M1-30.htm
Коротко об авторе
Парланова Айла Тельман кызы - студентка Института истории и международных отношений Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского. Электронная почта: [email protected]
Briefly about the author
Parlanova Ayla Telman kyzy - student of Institute of History and International Relations, Saratov State University. E-mail: [email protected]