Научная статья на тему 'ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ'

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
геополитика / фактор / глобальный / региональный / национальный / geopolitics / factor / global / regional / national

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ж.Ж. Жоробеков, Орен Ялчын

В Кыргызстане, как и в других странах региона, происходят процессы самоидентификации и выбора политических ориентиров развития, осуществляются государственно-политические, социально-экономические, правовые преобразования, ведется поиск своего места в формирующихся региональных системах взаимодействия. В этих условиях мировые игроки стремились и стремятся сейчас выстраивать собственные подходы к проведению своего курса в регионе, при необходимости осуществлять прямое политическое и военное давление на государства Центральноазиатского региона, в том числе и на Кыргызстан. В научной статье предпринимается попытка комплексно изучить геополитические аспекты постсоветской Центральной Азии и его влияние на Кыргызской Республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICAL SITUATION IN THE REGION AND ITS IMPACT ON THE KYRGYZ REPUBLIC

In Kyrgyzstan, as in other countries of the region, processes of self-identification and choice of political guidelines for development are taking place, state-political, socioeconomic, and legal transformations are being carried out, and a search is underway for its place in the emerging regional systems of interaction. In these conditions, world players have strived and are now striving to build their own approaches to pursuing their course in the region, and, if necessary, to exercise direct political and military pressure on the states of the Central Asian region, including Kyrgyzstan. The scientific article attempts to comprehensively study the geopolitical aspects of post-Soviet Central Asia and its impact on the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ»

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕГИОНЕ И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА КЫРГЫЗСКУЮ РЕСПУБЛИКУ

Ж.Ж. Жоробеков, д-р полит. наук, профессор, главный научный сотрудник Орен Ялчын, аспирант

Научно-исследовательский институт Национальной академии наук Кыргызской Республики

(Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-2-130-133

Аннотация. В Кыргызстане, как и в других странах региона, происходят процессы самоидентификации и выбора политических ориентиров развития, осуществляются государственно-политические, социально-экономические, правовые преобразования, ведется поиск своего места в формирующихся региональных системах взаимодействия. В этих условиях мировые игроки стремились и стремятся сейчас выстраивать собственные подходы к проведению своего курса в регионе, при необходимости осуществлять прямое политическое и военное давление на государства Центральноазиатского региона, в том числе и на Кыргызстан. В научной статье предпринимается попытка комплексно изучить геополитические аспекты постсоветской Центральной Азии и его влияние на Кыргызской Республики.

Ключевые слова: геополитика, фактор, глобальный, региональный, национальный.

На рубеже XIX и XX веков в осмыслении влияния географических условий на жизнь общества произошел качественный скачок. Концепции географического детерминизма обрели сначала вид «политической географии», а затем трансформировались в геополитику. Этот скачок был предопределен глубокими изменениями в мире: переходом от разрозненности регионов к целостности в масштабах планеты.

С распадом Советского Союза на постсоветском пространстве была введена политическая концепция «ближнего зарубежья». Основную роль в их решении вкупе с мобилизацией внутренних ресурсов было призвано сыграть проведение активной внешней политики, при этом, исходя из национальных интересов, установив главнейшие ее задачи и приоритеты и создав необходимые механизмы по их достижению. Выявление своего места в системе современных международных отношений являлось значимой целью стран бывшего СССР. Также предстояло определить характер связей с другими странами, как с наиболее крупными и влиятельными, так и с граничащими с ними странами. Уделяя особое внимание на ограниченность либо острую нехватку собственных ресурсов

национального развития (производственных, технологических, финансовых, энергетических, сырьевых), а также на отсутствие (особенно на начальном этапе независимого существования) международно признанных и обустроенных внешних границ, постсоветским странам необходимо было обеспечить свой национальный суверенитет максимально эффективными методами, избегая попадания в политическую либо экономическую зависимость от более развитых и мощных государств.

Политологи делят процесс перехода союзных республик в независимые государства на четыре этапа. Первый этап охватывает 1991-1994 гг., в этот период не было резкого противостояния между бывшими постсоветскими странами, а также геополитического влияния Запада и России в геополитике. Второй этап - с конца 1994 г. по сентябрь 2001 г., на этом этапе усиливается конкуренция между Россией и США. Третий этап - 2001-2004 гг., геополитические позиции США на Кавказе и в Центральной Азии сильны. Четвертый этап начинается с 2005 года, он характеризуется началом сотрудничества США и Запада на постсоветском

пространстве на основе плана «Восточное партнерство» [3, с. 221-223].

Бельгийский геополитик Жан Тириар так описал распад Советского Союза и образование СНГ: «СССР разделен плиткой шоколада по границам республик. После разборки плитка не подлежит восстановлению и сборке» [2. с. 103]. Высказывание Жан Тириара было полностью реалистичным, ведь 15 союзных республик СССР были объявлены независимыми, суверенными государствами и признаны мировым сообществом и международными организациями.

По мнению политиков и политологов, государствам с «постимперской системой» трудно и почти никогда невозможно стать полностью независимыми. В этом случае практически правящая элита государства назначается преемником предыдущего правительства или под влиянием внешних сил. Социально-политическая структура государства будет адаптирована к модели бывшей столицы [2, с. 104].

Почти во всех постсоветских странах переходный период проходил в форме институтов управления, законов, конституций бывшего Советского Союза. Многие из их элементов были смоделированы или адаптированы к документам советской эпохи.

Одним из первых задач союзных республик, после провозглашения независимости была безопасность государства. Основой создания коллективной безопасности на постсоветском пространстве стало Декларационное Соглашение, подписанное главами государств СНГ 21 декабря 1991 года в г. Алматы. В нем президенты независимых государств договорились строить демократическое государство с верховенством закона, сохраняя при этом общие военно-стратегические силы в поддержании суверенитета и безопасности государств [1]

Страны СНГ стремились сохранить единое оборонное пространство. На основе договоренности, достигнутой в Алматы 14 февраля 1992 года, были созданы Совет министров обороны (СМО) и Союз вооруженных сил СНГ. 20 марта того же года был образован Союз переходных воору-

женных сил, и бывшая Советская армия была временно преобразована в единые вооруженные силы Содружества. В задачи СМО входили координация военного сотрудничества государств-участников СНГ, рассмотрение концептуальных подходов к военной политике и военному строительству, а также разработка предложений по реализации действий, направленных на предотвращение вооруженного конфликта в Содружестве. Совет также участвовал в разработке соглашений и предложений по коллективной обороне в СНГ, формировании вооруженных сил.

Независимые государства также работали над созданием собственных национальных армий, которое в свою очередь, привело к разделу военной техники советского периода. Хаос командования в армейских частях, споры между республиками по поводу военной техники препятствовали формированию единой вооруженной силы. В результате 15 мая 1992 года в г. Ташкент Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности (ОДКБ) в соответствии со статьей 52 Устава ОНН. Позже к ним присоединились Азербайджан и Беларусь [4].

В конце ХХ века государствам-членам ОДКБ удалось трансформировать свою внешнюю политику в соответствии с новой геополитической ситуацией, а некоторые государства пригрозили упразднить ОДКБ. Встречи в г. Бишкек в 2000 году, в г. Ереван в 2001 году и в г. Москва в 2002 году сыграли важную роль в трансформации и выживании ОДКБ [4]. На встрече глав государств в Бишкеке было принято решение о создании европейской, кавказской и среднеазиатской системы защиты. Ереван решил создать в Средней Азии Силы быстрого реагирования с участием воинских частей из России, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана.

14 мая 2002 г. на заседании ОДКБ в Москве была достигнута договоренность о предоставлении Совету коллективной безопасности статуса региональной международной организации. На саммите ОДКБ в г. Кишиневе 7 октября был принят его устав [7, с. 99]. Таким образом, Казахстан,

Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Армения, Беларусь и Узбекистан учредили Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) для поддержания коллективной безопасности. В мировой практике региональная безопасность обеспечивается коллективными договорами, поэтому интеграция государств постсоветского пространства в коллективные организации стала естественной [6, с. 41].

После распада СССР республики Центральной Азии стали геополитическими объектами трех мировых держав: России, США и Китая. Ближний Восток - это не только щит от угроз исламских террористов арабского мира, но и полезный географический район, богатый стратегическими ресурсами. В то же время Центральная Азия - геополитически опасный регион. Политическая нестабильность в регионе - гражданская война в Таджикистане в 1992-1997 гг., события в Андижане (Узбекистан) в мае 2005 года, события в 2002 году в Аксы, события 24 марта 2005 г., 7 апреля 2010 г., октября 2020 г. (Кыргызстан), события декабря 2011 г. в Жанаозене (Казахстан) и др., вызывают озабоченность геополитических держав. Эти политические кризисы вызваны рядом нерешенных вопросов в республиках Центральной Азии: нехватка воды и земли, тяжелая демографическая ситуация, экологический ущерб, низкий экономический и социальный статус большинства населения, несоблюдение прав и свобод человека, имущественное неравенство, отсутствие единой идеологии, несоблюдение

интересов нации, рост коррупции на всех уровнях власти, вовлечение преступников в политику и др.

Политическая система Центральной Азии характеризуется традициями, лидерством, приверженностью демократии, ис-ламизации населения и светской государственностью [5, с. 5]. После провозглашения независимости страны региона присоединились к ООН, ЮНЕСКО, ОДКБ, ЕврАзЭС, Организации исламского сотрудничества и Союзу сотрудничества тюркских государств в Центральной Азии, и проводят многовекторную политику в международных отношениях.

На сегодняшний день Кыргызстан установил дипломатические отношения более чем с 100 странами мира. Развиты дипломатические отношения с лидерами мировых геополитических игр: США, России, Китая и Евросоюза, а также дипломатические и рабочие визиты глав государств, в рамках которых подписаны экономические, культурные и политические соглашения. Двусторонняя совместная политическая, культурная и экономическая деятельность осуществляется на основе достигнутых договоренностей.

С момента обретения независимости центральноазиатские государства выбрав многовекторную политику поддерживают баланс между такими странами как, Россия, Китай, США и ЕС. Внешняя политика постсоветских государств Центральной Азии носит многовекторный характер в политическом и экономическом сотрудничестве со всеми геополитическими заинтересованными сторонами.

Библиографический список

1. Алма-Атинская Декларация. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://web.archive.org/web/20180808215208.

2. Дугин, А. Основы геополитики. Книга 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ratnikjoumal.narod.ru/zip/Dugin.Geopolitika.pdf.

3. Егоров В.Г., Абрамов А.В., Федченко С.Н. Сравнительная политология постсоветского пространства. - М.: КноРус. 2017. - 412 с.

4. Минасян С.М.Формирование системы коллективной безопасности СНГ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ca-c.org/online/2003/joumal_rus/cac-01/16.minrus.shtml/.

5. Плотников Д.С. Центральная Азия в контексте мировой политики. - Пермь: Из. Центр ПГНИУ, 2020. - 94 с.

6. Халитов Т. ДКБ сквозь призму системного подхода // Багдар (Ориентир). - 2002. -№ 3. - С. 41-47.

7. Чернов В. Формирование системы коллективной безопасности постсоветских государств // Власть. - 2009. - №8. - С. 98-101.

GEOPOLITICAL SITUATION IN THE REGION AND ITS IMPACT ON THE KYRGYZ REPUBLIC

Zh.Zh. Zhorobekov, Doctor of Political Sciences, Professor, Chief Researcher Oren Yalchyn, Postgraduate Student

Scientific Research Institute of the National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. In Kyrgyzstan, as in other countries of the region, processes of self-identification and choice of political guidelines for development are taking place, state-political, socioeconomic, and legal transformations are being carried out, and a search is underway for its place in the emerging regional systems of interaction. In these conditions, world players have strived and are now striving to build their own approaches to pursuing their course in the region, and, if necessary, to exercise direct political and military pressure on the states of the Central Asian region, including Kyrgyzstan. The scientific article attempts to comprehensively study the geopolitical aspects of post-Soviet Central Asia and its impact on the Kyrgyz Republic. Keywords: geopolitics, factor, global, regional, national.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.