Научная статья на тему 'РОЛЬ ОДКБ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ'

РОЛЬ ОДКБ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
332
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Центральная Азия / ОДКБ / регион / Казахстан / Таджикистан / Кыргызстан / Узбекистан / процессы / терроризм / Central Asia / CSTO / region / Kazakhstan / Tajikistan / Kyrgyzstan / Uzbekistan / processes / terrorism

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Аманбаева Дина, Айдарбекова Алия, Сатывалдиева Азада Чынгызовна, Рахимов Комрон Хакимджонович

После распада Советского Союза Центральная Азия пережила всплеск религиозной активности. Во всех республиках Центральной Азии — Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане — наблюдался быстрый и заметный подъем мусульманского сознания, о чем свидетельствует заметный рост числа приверженцев ислама. Эффективность антитеррористических мер является предметом дискуссий, наряду с тем, в какой степени исламистские группировки ставят под угрозу стабильность в регионе. В статье приводится анализ природы центральноазиатского терроризма, степени его угрозы, источников радикального ислама и терроризма, а также оценка эффективности реализации религиозной и антитеррористической политики международной организации ОДКБ и правительств Центральной Азии, а также оценка вовлеченности стран участниц организации в решении региональной проблематики. Помимо военных, политических, антинаркотических, антитеррористических и миграционных сфер, деятельность ОДКБ предусматривает собой осуществление миротворческих миссий в регионе и за его пределами. В последнее десятилетие данная организация планомерно увеличивает уровень своей готовности быстрого реагирования на различные виды угроз, взаимодействуя при этом как с государствами, так и с другими международными организациями. Одной из главных целей исследования является оценка современного состояния миротворческой деятельности данной организации, выявление ее как сильных, так и слабых сторон, а также рассмотреть возможные способы повышения результативности миротворчества. Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении фактического состояния политических, военных, информационных компонентов миротворчества ОДКБ, которые в настоящее время, очевидно, еще не достигли максимума своей эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Аманбаева Дина, Айдарбекова Алия, Сатывалдиева Азада Чынгызовна, Рахимов Комрон Хакимджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE CSTO IN COUNTERING TERRORISM

After the collapse of the Soviet Union, Central Asia experienced a surge in religious activity. In all the republics of Central AsiaKazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan — there was a rapid and noticeable rise in Muslim consciousness, as evidenced by a noticeable increase in the number of adherents of Islam. The effectiveness of anti-terrorist measures is a matter of debate, along with the extent to which Islamist groups threaten stability in the region. The article provides an analysis of the nature of Central Asian terrorism, the degree of its threat, the sources of radical Islam and terrorism, as well as an assessment of the effectiveness of the implementation of religious and anti-terrorist policies of the international organization of the CSTO and the governments of Central Asia. Assessment of the involvement of the organization's member countries in addressing regional issues. In addition to the military, political, anti-narcotics, anti-terrorist and migration spheres, CSTO activities include peacekeeping missions in the region and beyond. In the past decade, the organization has steadily increased its preparedness to respond quickly to different kinds of threats, working both with states and with other international organizations. One of the main objectives of the study is to assess the current state of peacebuilding activities of this regional organization, to identify both its strengths and weaknesses, and to consider possible ways of improving the effectiveness of peacebuilding. The scientific novelty of this study lies in the examination of the actual state of the political, military, and information components of CSTO peacekeeping, which at the present time have clearly not yet reached their maximum effectiveness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОДКБ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ»

Научная статья /Research article

РОЛЬ ОДКБ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ

Д. Аманбаева

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия

e-mail: [email protected]

А. Айдарбекова

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия e-mail: [email protected]

А. Ч. Сатывалдиева

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия e-mail: azadasat y valdie va/agmail. com

К. Х. Рахимов

Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы, Москва, Россия Центр исследований постсоветских стран, Москва, Россия

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2771-1817; е-mail: [email protected]

Аннотация: После распада Советского Союза Центральная Азия пережила всплеск религиозной активности. Во всех республиках Центральной Азии — Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане — наблюдался быстрый и заметный подъем мусульманского сознания, о чем свидетельствует заметный рост числа приверженцев ислама. Эффективность антитеррористических мер является предметом дискуссий, наряду с тем, в какой степени исламистские группировки ставят под угрозу стабильность в регионе. В статье приводится анализ природы центральноазиатского терроризма, степени его угрозы, источников радикального ислама и терроризма, а также оценка эффективности реализации религиозной и антитеррористической политики международной организации ОДКБ и правительств Центральной Азии, а также оценка вовлеченности стран участниц организации в решении региональной проблематики. Помимо военных, политических, антинаркотических, антитеррористических и миграционных сфер, деятельность ОДКБ предусматривает собой осуществление миротворческих миссий в регионе и за его пределами. В последнее десятилетие данная организация планомерно увеличивает уровень своей готовности быстрого реагирования на различные виды угроз, взаимодействуя при этом как с государствами, так и с другими международными организациями. Одной из главных целей исследования является оценка современного состояния миротворческой деятельности данной организации, выявление ее как сильных, так и слабых сторон, а также рассмотреть возможные способы повышения результативности миротворчества. Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении фактического состояния политических, военных, информационных компонентов миротворчества ОДКБ, которые в настоящее время, очевидно, еще не достигли максимума своей эффективности.

Ключевые слова: Центральная Азия, ОДКБ, регион, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, процессы, терроризм.

Для цитирования: Аманбаева Д., Айдарбекова А., Сатывалдиева А., Рахимов К.Х. Роль ОДКБ в противодействии терроризму // Постсоветские исследования. 2023;6(6):674-684. (In Russ.).

THE ROLE OF THE CSTO IN COUNTERING TERRORISM

Dina Amanbayeva

RUDN University named after P. Lumumba, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

Aliya Aidarbekova

RUDN University named after P. Lumumba, Moscow, Russia e-mail: aliya.aidarbekova00@ mail.ru

Azada Ch. Satyvaldieva

RUDN University named after P. Lumumba, Moscow, Russia e-mail: [email protected]

Komron Kh. Rakhimov

RUDN University named after P. Lumumba, Moscow, Russia Center for Post-Soviet Studies, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2771-1817; е-mail: [email protected]

Abstract: After the collapse of the Soviet Union, Central Asia experienced a surge in religious activity. In all the republics of Central Asia — Kazakhstan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Turkmenistan and Uzbekistan — there was a rapid and noticeable rise in Muslim consciousness, as evidenced by a noticeable increase in the number of adherents of Islam. The effectiveness of anti-terrorist measures is a matter of debate, along with the extent to which Islamist groups threaten stability in the region. The article provides an analysis of the nature of Central Asian terrorism, the degree of its threat, the sources of radical Islam and terrorism, as well as an assessment of the effectiveness of the implementation of religious and anti-terrorist policies of the international organization of the CSTO and the governments of Central Asia. Assessment of the involvement of the organization's member countries in addressing regional issues. In addition to the military, political, anti-narcotics, antiterrorist and migration spheres, CSTO activities include peacekeeping missions in the region and beyond. In the past decade, the organization has steadily increased its preparedness to respond quickly to different kinds of threats, working both with states and with other international organizations. One of the main objectives of the study is to assess the current state of peacebuilding activities of this regional organization, to identify both its strengths and weaknesses, and to consider possible ways of improving the effectiveness of peacebuilding. The scientific novelty of this study lies in the examination of the actual state of the political, military, and information components of CSTO peacekeeping, which at the present time have clearly not yet reached their maximum effectiveness.

Key words: Central Asia, CSTO, region, Kazakhstan, Tajikistan, Kyrgyzstan, Uzbekistan, processes, terrorism.

For citation: Amanbayeva D., Aidarbekova A., Satyvaldieva A., Rakhimov K.Kh. The role of the CSTO in countering terrorism // Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2023;6(6):674-684. (In Russ.).

Страх. Насилие. Смерть. Эти слова напрямую ассоциируются с терроризмом. Цель терроризма, как правило, разрушить чувство безопасности и изобилия у мирных жителей, также прямо или косвенно влиять на политику и правовую систему, чтобы извлечь свою выгоду. Тому свидетельствуют события в Таджикистане в конце ХХ в., которые привели к массовому насилию и убийствам. Вторжение боевиков

"Исламского движения Узбекистана" в Кыргызстан и Узбекистан в 1999-2000 гг. является одним из наиболее жестоких и кровавых актов терроризма в истории региона. Боевики совершали нападения на

гражданских лиц, правительственные и военные учреждения, а также использовали теракты с применением взрывчатки. В результате этих событий были потери в людских жизнях и значительный ущерб для экономики и инфраструктуры региона.

Неравенство в обществе, национальные и религиозные конфликт, и отсутствие эффективной юридической регламентации способствуют образованию экстремистских националистических групп и религиозных сект, которые используют терроризм для борьбы с противниками. Страны Центральной Азии беспокоятся о своей региональной безопасности, учитывая

теракты 11 сентября и последовавшая за ними военная кампания против «Талибана»1 и «Аль-Каиды»2 в Афганистане, имеющая общую границу с Центральной Азией протяженностью 1480 миль, повысили стратегическое значение региона, что вызвало политические и академические дебаты о вероятности исламской радикализации и терроризма в Центральной Азии. ОДКБ играет важную роль в борьбе с терроризмом в регионе. Глобальный кризис и угрозы, такие как терроризм и распространение оружия массового поражения, вызывают новые вызовы международной безопасности в различных сферах.

Центральная Азия является одним из наиболее уязвимых регионов в мире в отношении террористической деятельности. Это связано с различными факторами:

1. Геополитическое положение: Центральная Азия расположена на пересечении различных культурных, религиозных и геополитических путей, что делает этот регион привлекательным для террористических и экстремистских организаций;

2. Отсутствие социальной стабильности: Центральная Азия имеет сложную социо-демографическую структуру, которая характеризуется высоким уровнем неравенства и бедности, наличием этнических и религиозных конфликтов, а также недостаточным развитием гражданского общества и учреждений, которые могут укрепить демократические институты и права человека;

3. Присутствие террористических групп: в Центральной Азии существует некоторое количество террористических групп, как местного, так и международного происхождения. Некоторые из них связаны с Исламским государством (ИГ)3, а также с террористическими организациями, базирующимися в соседних регионах, таких как Афганистан и Пакистан;

1 Запрещенная в России террористическая организация.

2 Запрещенная в России террористическая организация.

3 Запрещенная в России террористическая

организация.

4. Отсутствие готовности к профилактике и борьбе с терроризмом: многие страны региона не обладают достаточно развитыми системами безопасности или соответствующей юридической базой, необходимой для борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Некоторые из последних

террористических актов в Центральной Азии включают в себя нападение на гостиный двор в Бишкеке (Кыргызстан) в 2016 г., в результате которого погибли 16 человек, и нападение на границу Казахстана и Китая в 2018 г., в котором были убиты 11 человек.

Широко распространенное мнение о том, что исламский терроризм и экстремизм представляют собой серьезную угрозу безопасности в Центральной Азии, побудило региональные власти прибегнуть к жестким мерам, направленным на подавление проявлений исламской веры, которые они сочли опасными.

Деятельность ОДКБ, направленная против терроризма.

На основании Решения Совета коллективной безопасности ОДКБ с 25 мая 2001 г. были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания

Центральноазиатского региона. КСБР был придуман для обеспечения военной безопасности государств-членов, также участвовать в совместных

контртеррористических операциях4.

Статья 3 Устава ОДКБ определяет основные цели создания и

функционирования коллективной

безопасности государств - членов ОДКБ, к которым относятся: меры укрепления доверия и мирного сосуществования государств; международная и региональная безопасность и стабильность; организация коллективными методами системы защиты государств от военных и террористических угроз, где главными ценностями являются независимость, территориальная

целостность и суверенитет государств.5

4 КСБР. URL: https://jscsto.odkb-csto.org/voennaya-sostavlyauschaya-odkb/ksbrtsar.php (дата обращения 16.06.2023).

5 Договор о коллективной безопасности URL: https://odkb-

Религиозный фактор встает в основу угрозам терроризма и экстремизма в регионе. Связи между террористическими организациями и наркоторговцами принимают различные формы, начиная от содействия - защиты, транспортировки и налогообложения - и заканчивая прямым оборотом наркотиков самой

террористической организацией с целью финансирования своей деятельности. От взаимоотношений между наркоторговцами и террористами выигрывают оба.

Наркоторговцы извлекают выгоду из военных навыков террористов, поставок оружия и доступа к подпольным организациям. Террористы получают источник дохода и опыт в незаконной передаче и отмывании доходов от незаконных операций. Обе группы привлекают коррумпированных чиновников, услуги которых обеспечивают взаимную выгоду, такую как более широкий доступ к поддельным документам, включая паспорта и таможенные документы.

Статья 8 Устава ОДКБ также предусматривает, что государства-члены должны координировать и объединять общие усилия для организации борьбы с проявлениями международного терроризма и экстремизма, включая незаконный оборот наркотиков, незаконные поставки оружия и другие запрещенные и неконтролируемые продажи военных средств,

транснациональную организованную

преступность, нелегальную миграцию и другие угрозы.

В принятой в 2016 г. Стратегии коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 г. главы государств поставили перед исполнительными и рабочими органами организации задачу активного участия в консолидации международных усилий по

борьбе с терроризмом и экстремизмом. Существуют различные меры по противодействию терроризму и

противодействию международному

терроризму с точки зрения концептуальных подходов к пониманию содержания, методов, принципов, норм национальной безопасности и международной

коллективной безопасности. Объектами обеспечения национальной безопасности в процессе противодействия терроризму являются жизнедеятельность, суверенитет, территориальная целостность конкретного национального государства, жизненно важные интересы населения и другие политические и социально-экономические ценности.1

Существует реальная, хотя и скрытая опасность того, что радикальные исламистские группировки могут воспользоваться вакуумом власти в Афганистане и что исламистский террор может распространиться на страны Центральной Азии. Если Афганистан вновь станет рассадником радикального исламистского терроризма, это также может дестабилизировать авторитарные светские режимы Центральной Азии.

Таджикистан смог положиться на помощь Ирана. Хотя население бывших советских центральноазиатских республик в значительной степени отвергало

воинствующий исламизм, исламистские группировки, такие как Исламское движение Узбекистана (ИДУ)2, смогли привлечь достаточное количество сторонников для успешного проведения террористических актов в Центральной Азии, которыми руководили из Афганистана. Эффективность воинствующих исламистов была в немалой

csto.org/documents/documents/dogovor_o_kollektivnoy bezopasnosti/#loaded (дата обращения 15.05.2023).

1 Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года. URL: https://odkb-csto.org/documents/statements/strategiya_kollektivnoy_b ezopasnosti_organizatsii_dogovora_o_kollektivnoy_bezo pasnosti_na_period_do_/#loaded (дата обращения 26.06.2023).

2 4 февраля 2003 г. Верховный суд РФ признал организацию террористической и запретил её деятельность на территории России

степени обусловлена поддержкой, которую они получали от Талибов1 и «Аль-Каиды»2.

Центральная Азия, Кавказ и китайская провинция Синьцзян, в которой проживает много мусульман-уйгуров, играют ключевую роль в стратегических расчетах «Аль-Каиды». Террористическая сеть склонила к себе чеченцев, таджиков, узбеков и уйгуров для своей борьбы против Северного альянса и сил США в Афганистане. Говорят, что Усама Бен Ладен в 2002 г. написал письмо лидеру движения «Талибан» Мулле Омару, в котором подчеркнул жизненно важную роль Центральной Азии в "джихаде".

Афганистан все чаще функционирует как безопасное убежище и транзитная страна для граждан государств Центральной Азии, стремящихся присоединиться к

террористическим формированиям, таким как так называемое «Исламское государство»3 (ИГ), и приобрести боевой опыт. Считается, что за последние несколько лет несколько тысяч человек переехали в Афганистан из светских постсоветских государств Центральной Азии. Если эти радикально настроенные мигранты вернутся в свои родные страны Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан, это может перерасти в угрозу безопасности и стабильности региона. Политически решающий вопрос заключается в том, готовы ли эти страны активизировать свое сотрудничество, как того требуют новые условия безопасности.

Генеральный секретарь ОДКБ И. Тасмагамбетов во время выступления на заседании Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ в Минске 18 мая 2023 года отметил риски в Центральной Азии, связанные с терроризмом: "Высокие потенциальные риски в Центральной Азии связаны в первую очередь с опасностью распространения терроризма и экстремизма, наркотических средств с территории Афганистана. Согласно

1 Запрещенная в России террористическая организация.

2 Запрещенная в России террористическая организация.

3 Запрещенная в России террористическая

организация

^Выступление на заседании Ассамблеи ОДКБ в Минске 18 мая 2023 URL: https://odkb-

экспертным оценкам, на афганской территории действуют более 20 террористических организаций общей численностью около 10 тысяч человек. При этом в провинциях Афганистана, прилегающих к южным границам зоны ответственности ОДКБ, сконцентрировано до 4 тыс. боевиков."4

Организация координирует действиями между правоохранительными органами государств-членов ОДКБ. Обеспечивается обмен информацией о возможных угрозах террористической активности, а также координируются совместные операции и мероприятия по их пересечению.

ОДКБ организует совместные военные учения и операции, направленные на противодействие терроризму. Эти учения направлены на повышение готовности и способности государств-членов эффективно реагировать на различные террористические сценарии. Проводя совместные подготовки, также способствует оперативной совместимости своих вооруженных сил, улучшает координацию и пробует оперативные процедуры, имитируя террористические угрозы и сценарии, включая ситуации с захватом заложников, взрывы бомб и нападения на критически важные объекты инфраструктуры. В них задействованы различные виды

вооруженных сил, включая силы специального назначения, разведывательные подразделения и правоохранительные органы. Посредством этих совместных учений государства - члены ОДКБ укрепляют свой потенциал быстрого и решительного реагирования на

террористические акты, обеспечивая скоординированное и эффективное реагирование. С целью предотвращения и противодействия региональным угрозам безопасности, с 2004 года в рамках ОДКБ проводятся военные учения «Рубеж».5

csto.org/news/speech/vystuplenie-generalnogo-sekretarya-odkb-i-tasmagambetova-na-zasedanii-soveta-parlamentskoy-assamblei/?sphrase_id=113463#loaded (дата обращения 16.06.2023).

5 Учения «Рубеж» URL: https://odkb-csto.org/training/rubezh/_(дата обращения 26.06.2023). * Запрещенная в России террористическая организация

Приоритетной целью для ОДКБ было создание противовоздушного заслона на западном стратегическом направлении. В рамках ОДКБ образованы системы ПВО и ПРО со следующими государствами: Россия-Белоруссия, Кыргызстан, Таджикистан, достигнута договоренность о создании российско-казахстанской системы ПРО. [Захаров 2012: 15].

Помимо совместных учений, ОДКБ проводит совместные антитеррористические операции. Эти операции направлены на нейтрализацию террористических групп, разрушение их сетей и демонтаж их инфраструктуры. Такие операции предполагают обмен разведывательными данными, совместное планирование и скоординированные действия государств-членов. Объединяя свои ресурсы и опыт, государства - члены ОДКБ укрепляют свои оперативные возможности и повышают шансы на успешную борьбу с терроризмом.

Совместные военные учения и операции ОДКБ не только повышают оперативную готовность государств-членов, но и служат сдерживающим фактором для

потенциальных террористических

субъектов. Наглядное проявление решительных и скоординированных ответных мер демонстрирует

приверженность организации обеспечению безопасности и стабильности в регионе. Разрабатываются и внедряются общие стратегий и тактики противодействию терроризму, что позволяет повысить эффективность борьбы с этой угрозой.

ОДКБ продолжает сотрудничать с другими международными организациями, такими как ООН и ШОС, налагая санкции на террористические организации и создавая механизмы координации действий по противодействию терроризму. В 2016 г. между ООН и ОДКБ был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета Безопасности ООН.

Сложности для ОДКБ в борьбе с терроризмом.

Несмотря на то, что ОДКБ добилась заметных успехов в противодействии терроризму, сохраняется ряд вызовов и ограничений, которые препятствуют ее эффективности в борьбе с меняющимся характером угрозы. Некоторые ключевые проблемы и ограничения включают:

- Транснациональный характер терроризма: терроризм действует за пределами национальных границ, и террористические организации часто имеют транснациональные сети и структуры поддержки. Эффективность ОДКБ в противодействии терроризму сдерживается необходимостью сотрудничества и координации с государствами и организациями, не являющимися членами Организации. Укрепление партнерских отношений и сотрудничества с внешними субъектами имеет решающее значение для эффективной борьбы с транснациональным характером терроризма.

- Политические сложности: ОДКБ действует в сложной геополитической среде, где государства-члены имеют различные политические приоритеты и региональную динамику. Политическая напряженность и разногласия между государствами-членами могут повлиять на способность организации эффективно бороться с терроризмом. Сохранение единого подхода и урегулирование политических разногласий необходимо для обеспечения эффективного функционирования ОДКБ в борьбе с терроризмом.

- Недостаточное распределение ресурсов: Адекватное распределение ресурсов имеет решающее значение для эффективных мер по борьбе с терроризмом. Государства - члены ОДКБ различаются по своим возможностям и ресурсам, что может привести к неравенству в их способности бороться с терроризмом. Обеспечение справедливого распределения ресурсов и увеличение финансовой и технической поддержки государствам-членам с

ограниченными возможностями могут помочь преодолеть эту проблему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Быстро меняющаяся террористическая тактика: Террористические организации постоянно адаптируют и совершенствуют свою тактику, что делает крайне важным для ОДКБ оставаться гибкой и адаптируемым. Опережение возникающих угроз, таких как кибертерроризм, радикализация через онлайн-платформы и использование новейших технологий, требует постоянного обновления стратегий, обучения и ресурсов.

- Общественное восприятие и укрепление доверия: Укрепление общественного доверия и сотрудничества имеет решающее значение в борьбе с терроризмом. ОДКБ сталкивается с трудностями в эффективном информировании общественности о своих усилиях и успехах, что приводит к потенциальному отсутствию поддержки и понимания. Укрепление программ по информированию общественности, вовлечение гражданского общества и содействие прозрачности в инициативах по борьбе с терроризмом могут помочь укрепить доверие и заручиться общественной поддержкой.

Проблемные аспекты миротворчества ОДКБ.

Помимо отсутствия одной единой внешней политики наблюдаются проблемы в военной и дипломатической сферах деятельности ОДКБ. Ситуация является весьма неприемлемой и категорично с заявленными союзническими отношениями внутри данной организации. На сегодняшний день в организационно-правовой сфере остаются нерешенными вопросы легитимности официального обращения о проведении миротворческой операции со стороны государства, де-факто

отстраненного от власти самой волей народа, однако без соблюдения предписанных национальным законодательством ряда процедур.

Миротворческая деятельность ОДКБ подразумевает сам приоритет некого политического диалога перед разрешением конфликта силовыми путями. Также в качестве проблемы можно указать, что не отработаны механизмы получения согласия

сторон, участвующих в конфликте на прекращение огня и проведение миротворческой операции, если в качестве таковых выступают неорганизованные, стихийно возникшие группы людей, не имеющие общего руководства. Все эти проблемы носят характер организационный и юридический и по сей день остаются не разрешенными.

В перспективе ОДКБ должна работать в более тесном военном направлении и политической интеграции, координировать совместные усилия по укреплению общего потенциала, совершенствовать и укреплять военный компонент организации, что могло бы сгладить некоторые «острые углы» в отношениях внутри ОДКБ. Восприятие ОДКБ в качестве регионального оппонента НАТО объясняет само отсутствие различных контактов между ними в течение уже продолжительного времени. Одним из причин имеющейся ситуации является низкая эффективность ОДКБ в сфере обеспечения глобальной международной безопасности. Данный фактор в большинстве случаев связывают с нежеланием или даже неспособностью организации принять участие в разрешении внутренних конфликтов в Кыргызстане (2010 г). По мнению экспертов, одним из признаков кризиса ОДКБ стоит считать целенаправленную деятельность некоторых зарубежных центров влияния по предотвращению создания единой эффективной системы безопасности на пространстве стран СНГ. На практике взаимодействие между НАТО и членами данной организации осуществляется лишь на основе двусторонних отношений, тем более что последние также являются членами программы Североатлантического альянса «Партнерство ради мира». Большинство военнослужащих государств - членов организации прошли обучение в специальных зарубежных центрах подготовки миротворцев и имеют за спиной богатый опыт участия в разных международных миротворческих учениях и действиях.

К примеру, подразделения вооруженных сил Республик Армения и Казахстан, осуществляя задачи со своими коллегами из

стран Североатлантического союза, получили большой опыт совместных действий в миротворческих миссиях, а также имеют соответствующие сертификаты, подтверждающие данный факт. В полемике об эффективности взаимодействия ОДКБ и НАТО остаются неохваченными аспекты сотрудничества с ЕС, которые имеют перспективы в сфере миротворчества.

Стоит отметить, что проведены международные форумы с участием руководителей оборонных и

внешнеполитических ведомств

Европейского Союза и некоторых представителей Секретариата ОДКБ, где был определены тождественность концепций безопасности двух организаций. Стоит учесть и тот факт, что Российская Федерация приняла концепцию «четырех общих пространств» с Европейском Союзе, одним из которых является пространство безопасности. Сама концепция общего пространства безопасности первого и второго в перспективе может стать зоной выборочного сотрудничества с ЕС. В эпоху глобализации некоторые транснациональные угрозы сферы безопасности превышают региональные риски. Нарастает уязвимость в информационной сфере на глобальном уровне, что также создает угрозу национальной безопасности и суверенитету государств - членов Организации. В связи с данной ситуацией возможно принятие многосторонних мер для противодействия более широкому кругу нетрадиционных проблем в сфере безопасности, такие как терроризм, информационная война, черный рынок и т.д.

Заключение.

Угроза террористических актов актуальна для всех государств - членов ОДКБ. Данный факт находит свое проявление в основных программных документах данной организации, что обусловливает приложенные усилия к объединению, создание международной инфраструктуры более эффективного противодействия. Как отмечают

большинство экспертов: «Приоритетными направлениями сотрудничества государств Центральной Азии остаются выявление и ликвидация террористических организаций, перекрытие каналов незаконной миграции и финансирования террористических

действий, проведение мероприятий по межгосударственному розыску лиц и профилактические работы. Также сложившаяся ситуация вызвала

необходимость гармонизации

законодательства. Ориентиром в правовом регулировании служит закон Российской Федерации «О противодействии

терроризму» и Модельный закон СНГ «О противодействии терроризму»1. Тем не менее, в ряде некоторых законов приводятся дополнительные расширительные трактовки термина терроризм, террористического акта и т.д.

Также говоря о роли ОДКБ в предотвращении террористических

действий, стоит отметить, что данный вопрос актуален не только в отношении этой организации. Фактором активности террористических организаций стал и кризис современной системы международных отношений, проявляющийся

соперничеством мировых держав, взаимным недоверием и конфронтационным характером отношений государств, игнорированием международных договоров и решений международных организаций, а также неэффективность международных институтов, призванных поддерживать мир и безопасность. В этих реалиях так называемые "идеалы" от принципа государственного суверенитета до баланса сил стали дискуссионными вопросами, а международное право уступает

воинственной риторике. Наблюдается переход отношений, основанных на силе права к отношениям права силы.

Таким образом, государства на постоянной основе должны предпринимать попытки улучшить свою экономику, менять мировоззрение своих граждан,

контролировать соблюдение законов на

1 Модельный закон СНГ «О противодействии терроризму от 3 декабря 2009 г. № 33-18.

своей территории. Только в данном случае снижении роста активности различных можно будет говорить об убывании или террористических действий.

ИЛЛЮСТРАЦИИ Таблица 1: Террористские акты в Центральной Азии (2008-2018).

Дата Страна Местоположение Категория Количество смертей

19.04.2009 Таджикистан Исфара Убийство сотрудников полиции 1

26.05.2009 Узбекистан Ханабад/ Андижан Вооруженное нападение/взрыв террориста-смертника 2

03.09.2010 Таджикистан Худжанд Взрыв террориста-смертника 4

19.09.2010 Таджикистан Камароб Вооруженное нападение 25

17.05.2011 Казахстан Актобе Взрыв террориста-смертника 1

23.05.2011 Казахстан Астана Теракт 1

01.07.2011 Казахстан Актобе Вооруженное нападение 3

31.10.2011 Казахстан Атырау Взрыв террориста-смертника 1

08.11.2011 Казахстан Алматы Вооруженное нападение 1

12.11.2011 Казахстан Тараз Вооруженное нападение 7

21.07.2012 Таджикистан Хорог Убийство 1

30.07.2012 Казахстан Алматы Массовое убийство 14

23.05.2014 Таджикистан Хорог Вооруженное нападение 1

19.05.2015 Кыргызстан Бишкек Взрыв террориста-смертника 1

04.09.2015 Таджикистан Душанбе/Вахдат Вооруженное нападение 39

05.06.2016 Казахстан Актобе Вооруженное нападение 21

18.07.2016 Казахстан Алматы Вооруженное нападение 10

30.08.2016 Кыргызстан Бишкек Взрыв террориста-смертника 1

29.07.2018 Таджикистан Дангара Нападение с использованием автомобиля/ножей 4

Все случаи, показанные в таблице 1, соответствуют критериям, которые выставляются для квалификации этих инцидентов как террористических актов с потенциально смертельным исходом, инициированных негосударственными группами и подтвержденных правительствами многих стран. Однако, некоторые из этих событий являются менее явными примерами терроризма1.

1 Peter Leonard, "Religious Radicals Sought for Kazakh radicals-sought-for-kazakh-mass-murder (дата

Mass Murder," Washington Examiner, 27 September обращения 26.06.2023). 2012, https://www.washingtonexaminer.com/religious-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев А. Ф. Правовое обеспечение деятельности Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности / А. Ф. Андреев // Международное право и международные организации. — 2018. — M 4. — С. 28-38

В поисках новой роли: международные организации безопасности в евроатлантическом и евразийском регионах / Под ред. А.И. Никитина, А.А. Казанцева. М.: МГИМО-Университет, 2011.

Внешняя политика стран СНГ: Учебное пособие для студентов вузов / Ред.- сост. Д.А. Дегтерев, К.П. Курылёв. - Москва: Издательство "Аспект Пресс", 2017.- 496 с.

Гусев Л. Борьба с терроризмом и экстремизмом в странах Центральной Азии и Афганистане. Роль ОДКБ. Россия и новые государства Евразии, 2018, M 1, С. 126-133.

Егоров Е.Н. Противодействие терроризму и религиозному экстремизму: опыт государств Центральной Азии: дис. ... канд. полит. наук. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». СПб., 2015.

Захаров В.М. Возможная роль России и ОДКБ в разблокировании коммуникационных путей в Закавказье // "21-й век". Москва, 2012. M5 (25). 26 с.

Захаров В.М. Состояние и перспективы развития Организации Договора о коллективной безопасности // Проблемы национальной стратегии. Москва, 2012. N°3 (12). 14 с.

Козюлин В.Б. Антитеррористический потенциал ОДКБ и ШОС в Центральной Азии // Современные евразийские исследования. 2016. M 2. С. 14-20.

Кулбараков Л. Д. Проблемы терроризма в Центральной Азии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conference.antiterror.rsbi.kz/index.php/doklads/36-kylbarakov

Курылев К.П., Савичева Е.М. Содружество Независимых Государств. — М.: РУДН, 2010.

Пегушина К.К. Проблемные аспекты деятельности ОДКБ на современном этапе / К.К. Пегушина, М.В. Пегушин, Ю.А. Черторинская, А.А. Мартовицкий // Молодой учёный. Право: история, теория, практика. СПб.: Свое издательство. - 2017. ч. 2.— С. 136-138.- 143 с.

Щеколдина Т.И. ОДКБ как инструмент обеспечения военно-политических интересов России на пространстве СНГ // Постсоветские исследования, 2019. Т. 2. M4. С. 1165-1173.

Романовский В.Г. Противодействие терроризму в странах ОДКБ: основные тенденции и перспективы // Наука. Общество. Государство. 2020. M1 (29).

Сухаренко А. Н. Антитеррористическое сотрудничество государств СНГ: состояние и тенденции / А. Н. Сухаренко / / Международное публичное и частное право. — 2018. — M 6. — С. 16-20.

Robin Simcox. Islamist terrorism. The Henry Jackson Society. London, 2001.

REFERENCES

Andreev A. F. Pravovoe obespechenie deyatel'nosti Kollektivnyh sil operativnogo reagirovaniya Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti / A. F. Andreev // Mezhdunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii. — 2018. — M 4. — S. 28-38.

V poiskah novoj roli: mezhdunarodnye organizacii bezopasnosti v evroatlanticheskom i evrazijskom regionah / Pod red. A.I. Nikitina, A.A. Kazanceva. M.: MGIMO-Universitet, 2011

Vneshnyaya politika stran SNG: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov / Red.- sost. D.A. Degterev, K.P. Kurylyov. - Moskva: Izdatel'stvo "Aspekt Press", 2017.- 496 s.

Gusev L. Bor'ba s terrorizmom i ekstremizmom v stranah Central'noj Azii i Afganistane. Rol' ODKB. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 2018, M 1, ss. 126-133

Egorov E.N. Protivodejstvie terrorizmu i religioznomu ekstremizmu: opyt gosudarstv Central'noj Azii: dis. ... kand. polit. nauk. Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya «Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gercena». SPb., 2015.

Zaharov V.M. Vozmozhnaya rol' Rossii i ODKB v razblokirovanii kommunikacionnyh putej v Zakavkaz'e // "21-j vek". Moskva, 2012. №5 (25). 26 s.

Zaharov V.M. Sostoyanie i perspektivy razvitiya Organizacii Dogovora o kollektivnoj bezopasnosti // Problemy nacional'noj strategii. Moskva, 2012. №3 (12). 14 s.

Kozyulin V.B. Antiterroristicheskij potencial ODKB i SHOS v Central'noj Azii // Sovremennye evrazijskie issledovaniya. 2016. № 2. S. 14-20.

Kulbarakov L. D. Problemy terrorizma v Central'noj Azii. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://conference.antiterror.rsbi.kz/index.php/doklads/36-kylbarakov

KurylevK.P., SavichevaE.M. Sodruzhestvo Nezavisimyh Gosudarstv. — M.: RUDN, 2010.

Pegushina K.K. Problemnye aspekty deyatel'nosti ODKB na sovremennom etape / K.K. Pegushina, M.V. Pegushin, YU.A. CHertorinskaya, A.A. Martovickij // Molodoj uchyonyj. Pravo: istoriya, teoriya, praktika. SPb.: Svoe izdatel'stvo. - 2017. ch. 2.— S. 136-138.- 143 s.

SHCHekoldina T.I. ODKB kak instrument obespecheniya voenno-politicheskih interesov Rossii na prostranstve SNG // Postsovetskie issledovaniya, 2019. T. 2. №4. S. 1165-1173.

Romanovskij V.G. Protivodejstvie terrorizmu v stranah ODKB: osnovnye tendencii i perspektivy // Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo. 2020. №1 (29).

Suharenko A. N. Antiterroristicheskoe sotrudnichestvo gosudarstv SNG: sostoyanie i tendencii / A. N. Suharenko / / Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. — 2018. — № 6. — S. 16-20.

Robin Simcox. Islamist terrorism. The Henry Jackson Society. London, 2001.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / Аманбаева Дина, студент 1 курса магистратуры, направление

«международные отношения», РУДН им. П. Лумумбы, Москва, Россия (E-mail: [email protected]).

Айдарбекова Алия, студент 1 курса магистратуры, направление

«международные отношения», РУДН им. П. Лумумбы, Москва, Россия. (E-mail: [email protected])

Сатывалдиева Азада Чынгызовна, студент 1 курса магистратуры, направление «международные

отношения», РУДН им. П. Лумумбы, Москва, Россия (E-

mail: azadasatyval di eva@gmail. com)

Рахимов Комрон Хакимджонович, к.и.н., старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений РУДН им. П. Лумумбы, руководитель Сектора Центральной Азии Центра исследований постсоветских стран, Москва, Россия, (Е-mail: [email protected])

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Dina Amanbayeva, 1st year master's student, International Relations, RUDN University named after P. Lumumba, Moscow, Russia. (E-mail:

[email protected])

Aliya Aidarbekova, 1st year master's student, major in international relations, RUDN University named after P. Lumumba, Moscow, Russia. (E-mail:

[email protected])

Azada Ch. Satyvaldiyeva, 1st year master's student, major in international relations, RUDN University named after P. Lumumba, Moscow, Russia. (E-mail: [email protected])

Komron Kh. Rakhimov, Ph.D. in History, Senior Lecturer of the Department of Theory and History of International Relations, RUDN University named after P. Lumumba, Head of the Central Asia Sector of the Center for Studies of Post-Soviet Countries, Moscow, Russia, (E-mail: [email protected])

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.