Научная статья на тему 'Геополитическая обусловленность миротворчества России на постсоветском пространстве'

Геополитическая обусловленность миротворчества России на постсоветском пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
264
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОТВОРЧЕСТВО / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНФЛИКТ / ООН / СНГ / НАТО / PEACEKEEPING / POST-SOVIET SPACE / NATIONAL SECURITY / THREATS TO NATIONAL SECURITY / CONFLICT / UN / CIS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шамаров П. В.

В статье исследуется исторически, геополитически и объективно обусловленная стабилизирующая миротворческая роль Российской Федерации в странах постсоветского пространства, подверженных внутренним и в воен ным конфликтам и кризисам. Вычленяются и раскрываются основные политико-правовые факторы, характерные для деятельности ряда региональных организаций, следующих в фарватере внешнеполитического курса США и отличающихся недружественным отношением к Российской Федерации. В контексте данных обстоятельств аргументируется роль и значение отечественной модели миротворчества, выступающей в современных геополитических условиях в качестве действенного и ассиметричного способа повышения национальной безопасности России, укрепления сложившегося миропорядка, глобальной и региональной стабильности. При этом сущность национально-государственного миротворчества России в СНГ определяется через призму нивелирования возможных геостратегических вызовов и угроз, характеризуется двуединой интегративной природой и специфическими свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOPOLITICAL CONDITIONING OF RUSSIAN PEACEKEEPINGIN THE POST-SOVIET SPACE

The article examines the historically, geopolitically and objectively determined stabilizing peacekeeping role of the Russian Federation in the countries of the postSoviet space, subject to internal and military conflicts and crises. The main political and legal factors that are characteristic of the activities of a number of regional organizations that follow in the wake of the US foreign policy and are distinguished by an unfriendly attitude to the Russian Federation are identified and disclosed. In the context of these circumstances, the role and significance of the domestic model of peacekeeping is argued, which acts in modern geopolitical conditions as an effective and asymmetric way to increase Russia’s national security, strengthen the existing world order, global and regional stability. At the same time, the essence of nationalstate peacekeeping of Russia in the CIS is determined through the prism of leveling out possible geostrategic challenges and threats, and is characterized by a dual integrative nature and specific properties.

Текст научной работы на тему «Геополитическая обусловленность миротворчества России на постсоветском пространстве»

УДК-327.7

П. В. Шамаров

кандидат военных наук; доцент, профессор Академии военных наук; докторант Московского государственного лингвистического университета; доцент кафедры Военной академии МО РФ; e-mail: [email protected]

ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МИРОТВОРЧЕСТВА РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В статье исследуется исторически, геополитически и объективно обусловленная стабилизирующая миротворческая роль Российской Федерации в странах постсоветского пространства, подверженных внутренним и в военным конфликтам и кризисам. Вычленяются и раскрываются основные политико-правовые факторы, характерные для деятельности ряда региональных организаций, следующих в фарватере внешнеполитического курса США и отличающихся недружественным отношением к Российской Федерации. В контексте данных обстоятельств аргументируется роль и значение отечественной модели миротворчества, выступающей в современных геополитических условиях в качестве действенного и ассиметрич-ного способа повышения национальной безопасности России, укрепления сложившегося миропорядка, глобальной и региональной стабильности. При этом сущность национально-государственного миротворчества России в СНГ определяется через призму нивелирования возможных геостратегических вызовов и угроз, характеризуется двуединой интегративной природой и специфическими свойствами.

Ключевые слова: миротворчество; постсоветское пространство; национальная безопасность; угрозы национальной безопасности; конфликт; ООН; СНГ; НАТО

P. V. Shamarov

PhD (Military Sciences), Assoc. Prof., Professor at the Academy of Military Sciences; doctoral candidate at Moscow State Linguistic University; The Military Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Associate Professor of the Department ; e-mail: [email protected]

GEOPOLITICAL CONDITIONING OF RUSSIAN PEACEKEEPING IN THE POST-SOVIET SPACE

The article examines the historically, geopolitically and objectively determined stabilizing peacekeeping role of the Russian Federation in the countries of the postSoviet space, subject to internal and military conflicts and crises. The main political and legal factors that are characteristic of the activities of a number of regional organizations that follow in the wake of the US foreign policy and are distinguished by an unfriendly attitude to the Russian Federation are identified and disclosed. In the context of these circumstances, the role and significance of the domestic model of peacekeeping is argued, which acts in modern geopolitical conditions as an effective

and asymmetric way to increase Russia's national security, strengthen the existing world order, global and regional stability. At the same time, the essence of nationalstate peacekeeping of Russia in the CIS is determined through the prism of leveling out possible geostrategic challenges and threats, and is characterized by a dual integrative nature and specific properties.

Key words: peacekeeping; post-Soviet space; national security; threats to national security; conflict; UN; CIS; NATO

Введение

Анализ официальных концептуально-доктринальных отечественных документов в сфере миротворческой деятельности Российской Федерации и исследование ретроспективы ее практической имплемен-тации в мире позволяет вычленить две составляющие современного российского миротворчества: собственно международную миротворческую деятельность и региональное миротворчество на постсоветском пространстве [Шамаров 2019; Шамаров 2018]. Вторая составляющая и является предметом научного исследования в рамках данной статьи. При этом напомним, что региональные системы безопасности пользуются поддержкой ООН только в случае совместимости их военно-политической деятельности с целями и принципами данной всемирной Организации [Устав ООН URL].

Попытки принизить всемирную роль ООН

Соблюдение государственными акторами международной нормы Объединенных Наций в условиях обострения на современном этапе глобальной обстановки, спровоцированной беспринципным и агрессивным курсом США на достижение своих геополитических целей в различных регионах мира, по нашему мнению, приобретает особую актуальность [Послание Президента РФ... 2019].

Негативные факторы, направленные на снижение роли ООН

Считаем, что это обусловлено целым рядом негативных факторов, заключающихся в попытках определенных региональных структур узурпировать международные полномочия и статус ООН.

В первую очередь к ним относится продолжающаяся (после завершения «холодной войны») геостратегическая эйфория некоторых региональных организаций и их членов считать себя «избранными акторами» [Послание Президента РФ ... 2016], которые могут гарантировать свою «исключительную безопасность в мире» за счет

конфронтационно-силового инструментария [Путин 2015] в ущерб легитимным интересам других стран, заинтересованных в общей, равной и неделимой системе глобальной безопасности [Послание Президента РФ... 2013].

Второй фактор связан с агрессивными геополитическими устремлениями ряда военно-политических союзов, созданных по инициативе США для реализации в мире их долгосрочных внешнеполитических проектов. Последние предполагают захват и освоение новых территориальных и информационных пространств [Путин 2015]; навязывание так называемой безальтернативной гуманитарной помощи и «ракетно-бомбовой демократии»; развитие моделей «национального самоопределения» и «геополитического плюрализма» на основе силового вмешательства во внутренние дела других стран в интересах их «прогрессивной адаптации» к универсальным ценностям западной цивилизации [Путин 2014].

В-третьих, - это зависимость практической деятельности подобных структур от внешнеполитического курса их ведущих членов, которые трансформируют данную региональную организацию в подчиненно-вассальное сообщество стран-сателлитов, следующих «консолидированной» воле их доминантного государства-сюзерена. Такому региональному лидеру свойственно узурпирование права на формирование мнения всего мирового сообщества» и единоличное присвоение себе функций его «глобального защитника» [Путин 2007] с использованием, по нашему мнению, достаточно противоречивого основания - своего превалирующего государственного взноса в консолидированный бюджет этой организации, наиболее развитого экономического и военно-технического потенциала, преобладающей степени национального военного могущества. В частности, в блоке НАТО такую роль традиционно играют «англосаксонские близнецы» - США и Великобритания, в Евросоюзе «постбрекзитного формата» - ФРГ и Франция.

Четвертый фактор постулирован склонностью некоторых региональных субъектов считать себя в праве игнорировать сложившиеся после окончания Второй мировой войны общепризнанные нормы и принципы международного права, Устава ООН и Хельсинкского заключительного акта 1975 г. Такие группы государств стремятся к реализации в одностороннем порядке собственных моделей кризисного урегулирования, носящего характер агрессивного внешнего

вмешательства во внутренние дела других суверенных стран без мандата Совета Безопасности (СБ) ООН, иных уполномоченных наднациональных акторов на основе эгоцентричных блоковых военно-политических решений, персонифицированных договоров и не афишируемых в международном сообществе соглашений.

Совместная декларация ООН и НАТО

Типичным примером таких «непубличных» договоренностей является подписание в сентябре 2008 г. в Нью-Йорке в режиме повышенной конфиденциальности от большинства членов ООН генеральными секретарями ООН и НАТО совместной Декларации о сотрудничестве между Секретариатами НАТО и ООН [Сазонова 2011, с. 20]. Документ, в частности, предполагает обмен данными по обстановке в конфликтных регионах, планирование и проведение совместных миротворческих операций, координацию подготовки и формирование миротворческих многонациональных сил [Joint Declaration on UN / NATO Secretariat Cooperation 2008].

Особо отметим, что практика расширительного толкования собственных миротворческих компетенций и сферы кризисного урегулирования со стороны НАТО и ЕС, по нашему мнению, уже обусловила искаженную интерпретацию в мировой практике сущностных основ современного миротворчества ООН в ее традиционном и постбиполярном понимании [Шамаров, Лавренов 2016].

Российская модель миротворчества

Этот негативный феномен в сфере миротворчества в условиях эффекта сжатия социального времени, слома прежней системы межгосударственных договоренностей и активного антироссийского внешнеполитического курса консолидированного Запада, по нашей оценке, актуализирует роль и значение отечественной модели национально-государственного миротворчества [Послание Президента РФ ... 2019].

Полагаем, что российская миротворческая деятельность выступает в качестве эффективного и ассиметричного способа обеспечения национальной безопасности нашей страны, укрепления существующего миропорядка, региональной и международной стабильности. При этом данный внешнеполитический инструментарий РФ востребован в первую очередь на территории стран СНГ, что обусловлено геополитической потребностью в продвижении в зоне исключительной

прерогативы России - постсоветском пространстве - ее национальных интересов, обеспечения внутренней и военной безопасности, парирования всего спектра нынешних и перспективных вызовов и угроз.

Основные угрозы национальной безопасности России

Поскольку внешние опасности для национальной безопасности России характеризуются комплексным и взаимосвязанным характером [Указ Президента РФ 2015], разделяем экспертное мнение [Синчук Ю, Синчук И. 2016, с. 257] о возможности вычленения среди всего их многообразия трех ключевых групп геополитических вызовов, представляющих в настоящее время главную угрозу для национальной безопасности нашего государства. Они включают следующие геополитические вызовы:

- со стороны Запада, стремящегося вытеснить Россию с ее нынешних европейских границ и сократить до минимума российское влияние в мире;

- со стороны традиционного Востока, заинтересованного вовлечь в орбиту своего влияния как страны Средней Азии и Кавказа, так и ряд национальных образований из состава самой Российской Федерации;

- со стороны «дружественного» Китая и в целом всего Азиатско-Тихоокеанского региона (в том числе, Японии), нацеленных на мирную экспансию и латентно-незаметную колонизацию Дальнего Востока и Сибири.

По нашему мнению, большинство этих угроз в той или иной мере характерно для стран постсоветской идентичности - участниц Содружества Независимых Государств. При этом оговоримся, что за рамки данных стратегических вызовов вынесем российские Север и Арктику, поскольку считаем предпринимаемые нашей страной в настоящее время многовекторные и ассиметричные практические действия (в том числе в военно-политической области) достаточно эффективными с точки зрения нейтрализации планов наших геополитических контрагентов по «легитимной приватизации» указанных российских территорий.

Содержание миротворчества РФ в СНГ

Поскольку эффективность внешней политики любого государства определяется оптимальным сочетанием его национальных и международных интересов [Шинкарецкая 2011, с. 54], полагаем, что сущностное содержание национально-государственного миротворчества России в СНГ обусловливается в первую очередь: а) нивелированием

приведенных геостратегических вызовов и угроз; б) характеризуется органичной двуединой интегративной природой, в) отличается специфическим характером.

Так, с одной стороны, урегулирование конфликтов на периферии постсоветского пространства критически, неразрывно и взаимосвязанно сопряжено с обеспечением внутренней безопасности самой России, которая сегодня является не только правопреемницей Советского Союза, но в прошлом была государственно-образующим субъектом трехсотлетней Российской империи [Смирнов 2011, с. 97].

Указанные государственные колоссы на долгую историческую перспективу в условиях общей национальной идеи и идентичности сформировали контуры стратегических интересов современной России в тех уникальных духовно-нравственных, политико-правовых и географико-территориальных рамках, которые были свойственны этим двум великим Державам. До сих пор многие в мире помнят, что именно царская Россия уже с XVII в. воспринималась в мире как защитник славянства и православия, а Советский Союз был реальной и достаточно успешной исторической, политической и правовой альтернативой субъектам западной цивилизации. Поэтому и сегодня наша страна продолжает позиционироваться на международной арене в качестве весомого геополитического фактора, препятствующего становлению в мире агрессивной монополярности на основе открытого силового диктата.

Считаем, что сохранение такой положительной и долгосрочной мировой памяти чрезвычайно тревожит Запад, который до сих пор болезненно реагирует на любые намеки реанимации в Российской Федерации «имперского и советского прошлого», особенно в отношении ее исторически обусловленного цивилизационного предназначения быть геополитически значимым, суверенным, независимым и самодостаточным государством [Послание Президента РФ ... 2019].

К числу «подобных реваншистских попыток» трансатлантические контрагенты относят и российское миротворчество в СНГ, которое на практике уже зарекомендовало себя как действенный способ защиты внешнеполитических позиций страны, защиты ее стратегических интересов и обеспечения национальной безопасности, гарантирующей суверенитет, независимость и территориальную целостность России [Указ Президента РФ 2015].

Последнее и объясняет, по нашему мнению, геополитическую нацеленность стран западной идентичности инициировать, поддерживать и продвигать на постсоветском пространстве их агрессивную модель дезинтегрированной и разобщенной государственности с упором на русофобство, национализм и сепаратизм в целях снижения в СНГ стратегического влияния возрождающейся России.

Феномен симбиоза национальных интересов России и других членов СНГ

Вместе с тем поддержание внутренней стабильности в странах Содружества с использованием действенного миротворческого присутствия РФ самым благоприятным образом сказывается не только на внутриполитической обстановке в постсоветском регионе и в самой России, ее внутренней безопасности и международном влиянии, но и отвечает коренным национальным интересам большинства стран -членов СНГ.

Напомним, что миротворческая деятельность Российской Федерации в бывших республиках СССР предотвращает военные и этно-политические конфликты, сдерживает и предупреждает их развитие, оказывает стабилизирующее влияние на региональную и глобальную обстановку, выступает в качестве действенной компоненты системы национальной безопасности нашей страны и составляющей ее военной политики [Шерпаев 2008, с. 17].

Все это позволяет говорить о феномене частичной интернационализации или симбиоза национальных интересов РФ и других участников Содружества, который укрепляет потенциал СНГ, служит реализации принципов и целей последнего [Устав Содружества Независимых государств URL].

Заключение

Реализацию своего национально-государственного миротворчества на практике Россия осуществляет в условиях жесткого отказа Запада пойти на конструктивный политический диалог и последующее системное сближение с нашей страной. В такой обстановке отечественное миротворчество в СНГ (с точки зрения насущной потребности в реализации долгосрочных стратегических проектов России [Послание Президента РФ... 2019]) должно оцениваться преимущественно с позиции эффективного геополитического инструментария по решению

ключевых внешнеполитических задач государства в области обеспечения его национальной безопасности, поддержания всеобщей стабильности и укрепления существующего миропорядка.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1. Сущностное содержание национально-государственного миротворчества России в странах СНГ определяется через призму нивелирования возможных геостратегических вызовов и угроз, характеризуется двуединой интегративной природой и отличается специфическим характером.

2. Отечественное миротворчество в рамках Содружества способствует продвижению на постсоветском пространстве значимых государственных интересов и приоритетов России, обеспечению ее национальной безопасности, парированию трансграничных вызовов и угроз, предотвращает и сдерживает на постсоветском пространстве внутренние и военные конфликты, оказывает определяющее стабилизирующее влияние на региональную и глобальную обстановку, служит целям укрепления сложившегося миропорядка.

3. Отечественная миротворческая практика в СНГ оценивается консолидированным Западом с позиции возрождения в России ее имперского и советского прошлого, что объясняет стратегическую заинтересованность трансатлантического сообщества в инициировании, обеспечении и продвижении на постсоветском пространстве русофобской модели дезинтегрированной и разобщенной идентичности с упором на агрессивный национализм и воинственный сепаратизм.

4. Российская миротворческая деятельность в СНГ - краеугольный фактор поддержания внутриполитической стабильности в странах постсоветской идентичности. При этом отечественное миротворчество самым положительным образом сказывается на внутренней обстановке в самой России, повышении ее международного значения, влияния, авторитета и отвечает коренным государственным потребностям членов СНГ, что позволяет вычленить феномен симбиоза национальных интересов РФ и других участников Содружества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ «Нацпроект - сильная, комфортная Россия» 20 февраля 2019 г. // Российская газета. 2019.

21 февраля.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию 1 декабря 2016 г. // Российская газета. 2016. 2 декабря.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. // Российская газета. 2013. 13 декабря.

Путин В. В. Россия и меняющийся мир. Выступление на пленарном заседании 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 2015 г. Официальный сайт Президента России. URL: kremlin.ru/catalog/keywords/20/ events/50385 (дата обращения: 8.06.2019).

Путин В. В. Мировой порядок: новые правила или игра без правил? : Материалы пленарной сессии XI заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» 24 октября 2014 г. Официальный сайт Президента России. URL: kremlin.ru/events/president/news/46860 (дата обращения: 22.09.2019).

Путин В. В. Выступление на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10.02.2007 г. // Известия. 2007. 12 февраля.

Сазонова К. Л. Правовые аспекты применения военной силы в миротворчестве Организации Объединенных Наций : автореф. дис. ... канд. юр. наук. М., 2011. 22 с.

Синчук Ю. В., Синчук И. Ю. К вопросу об укреплении национальной безопасности государства в контексте «мягкой силы» // Роль технологий «мягкой силы» в информационном, ценностно-мировоззренческом и цивилиза-ционном противоборстве: материалы научной конференции, МГТУ им. Н. Э. Баумана, 15 декабря 2015 г. / под общ. ред. И. В. Бочарникова. М. : Академия военных наук ; Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2016. С. 245-270.

Смирнов М. Г. Миротворчество: Опыт полицейских структур Российской Федерации, Содружества Независимых Государств и Европейского Союза: материалы Международной научно-практической конференции, МВД РФ, 13 мая 2011 г. С. 94-101.

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета, 2015. 31 декабря.

Устав Организации Объединенных Наций. Официальный сайт ООН. URL: www.un.org/ru/charter-united-nations/ (дата обращения: 22.09.2019).

Устав Содружества Независимых Государств от 22.01.1993 г., Раздел I. Цели и принципы. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. URL: cis.minsk.by/page.php?id=180 (дата обращения: 17.08.2019).

Шамаров П. В. Политические основы современного миротворчества России // Представительная власть - XXI век. 2019. № 3 (170). С. 36-41.

Шамаров П. В. Периодизация международного миротворчества // Обозреватель - Observer. 2018. № 7 (342). С. 62-72.

Шамаров П. В., Лавренов С. Я. Международное миротворчество: содержание понятия // Обозреватель - Observer. 2016. № 10 (321). С. 97-114.

Шерпаев В. И. Военная политика в политическом процессе современной России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. Екатеринбург, 2008. 38 с.

Шинкарецкая Г. Г. Уроки Нюрнберга и актуальные проблемы международного права: материалы круглого стола 18 ноября 2010 г. М. : Изд-во Государственной Думы РФ, 2011. С. 53-57.

Joint Declaration on UN / NATO Secretariat Cooperation. New York on 23 September 2008 URL: streitcoun-cil.org/.../UN-NATO°/o20Joint°/o20 Declaration.pdf (дата обращения: 11.11.2019).

REFERENCES

Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju RF «Nacproekt - sil'naja, komfortnaja Rossija» 20 fevralja 2019 g. // Rossijskaja gazeta. 2019. 21 fevralja.

Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju 1 dekabrja 2016 g. // Rossijskaja gazeta. 2016. 2 dekabrja.

Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju 12 dekabrja 2013 g. // Rossijskaja gazeta. 2013. 13 dekabrja.

Putin V. V. Rossija i menjajushhijsja mir. Vystuplenie na plenarnom zasedanii 70-j sessii General'noj Assamblei OON 28 sentjabrja 2015 g. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. URL: kremlin.ru/catalog/keywords/20/events/50385 (data obrashhenija: 8.06.2019).

Putin V. V. Mirovoj porjadok: novye pravila ili igra bez pravil? : Materialy plenarnoj sessii XI zasedanija Mezhdunarodnogo diskussionnogo kluba «Valdaj» 24 oktjabrja 2014 g. Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii. URL: kremlin.ru/ events/president/news/46860 (data obrashhenija: 22.09.2019).

Putin V. V. Vystuplenie na Mjunhenskoj konferencii po voprosam politiki bezopasnosti 10.02.2007 g. // Izvestija. 2007. 12 fevralja.

Sazonova K. L. Pravovye aspekty primenenija voennoj sily v mirotvorchestve Organizacii Ob#edinennyh Nacij : avtoref. dis. ... kand. jur. nauk. M., 2011. 22 s.

Sinchuk Ju. V., Sinchuk I. Ju. K voprosu ob ukreplenii nacional'noj bezopasnosti gosudarstva v kontekste «mjagkoj sily» // Rol' tehnologij «mjagkoj sily» v informacionnom, cennostno-mirovozzrencheskom i civilizacionnom protivoborstve: materialy nauchnoj konferencii, MGTU im. N. Je. Baumana, 15 dekabrja 2015 g. / pod obshh. red. I. V. Bocharnikova. M. : Akademija voennyh nauk ; Nauchno-issledovatel'skij centr problem nacional'noj bezopasnosti MGTU im. N. Je. Baumana, 2016. S. 245-270.

Smirnov M. G. Mirotvorchestvo: Opyt policejskih struktur Rossijskoj Federacii, Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv i Evropejskogo Sojuza: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, MVD RF, 13 maja 2011 g. S. 94-101.

Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrja 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta, 2015. 31 dekabrja.

Ustav Organizacii Ob#edinennyh Nacij. Oficial'nyj sajt OON. URL: www.un.org/ ru/charter-united-nations/ (data obrashhenija: 22.09.2019).

Ustav Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv ot 22.01.1993 g., Razdel I. Celi i principy. Oficial'nyj sajt Ispolnitel'nogo komiteta SNG. URL: cis.minsk.by/ page.php?id=180 (data obrashhenija: 17.08.2019).

Shamarov P. V. Politicheskie osnovy sovremennogo mirotvorchestva Rossii // Predstavitel'naja vlast' - XXI vek. 2019. № 3 (170). S. 36-41.

Shamarov P. V. Periodizacija mezhdunarodnogo mirotvorchestva // Obozrevatel' -Observer. 2018. № 7 (342). S. 62-72.

Shamarov P. V., Lavrenov S. Ja. Mezhdunarodnoe mirotvorchestvo: soderzhanie ponjatija // Obozrevatel' - Observer. 2016. № 10 (321). S. 97-114.

Sherpaev V. I. Voennaja politika v politicheskom processe sovremennoj Rossii: avtoref. dis. ... d-ra polit. nauk. Ekaterinburg, 2008. 38 s.

Shinkareckaja G. G. Uroki Njurnberga i aktual'nye problemy mezhdunarodnogo prava: materialy kruglogo stola 18 nojabrja 2010 g. M. : Izd-vo Gosudarstvennoj Dumy RF, 2011. S. 53-57.

Joint Declaration on UN / NATO Secretariat Cooperation. New York on 23 September 2008 URL: streitcoun-cil.org/.../UN-NATO%20Joint%20Declaration. pdf (data obrashhenija: 11.11.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.