Научная статья на тему 'Геоинформационные технологии как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей географии'

Геоинформационные технологии как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ / GIS TECHNOLOGY / FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулибекова Р. Д.

В статье рассматривается роль геоинформационных технологий в процессе повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей географии. Геоинформационные технологии предоставляют новые методы и средства обработки информации, обеспечивающие высокую наглядность отображения разнородной информации, мощность и удобство инструментария для анализа реальности. Это даёт возможность выхода на качественно новый уровень образования. Использование средств геоинформационного моделирования для решения учебных задач управления ресурсами, планирования инфраструктуры городов, оптимизации землепользования и т. д. позволяет обеспечить мощный и удобный инструментарий для развития творческого мышления, познавательной активности будущих учителей географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулибекова Р. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GIS TECHNOLOGY AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS

The article discusses the role of geographic information technologies in the process of improving the efficiency of professional training of future teachers of geography. GIS technologies provide new methods and means of information processing, providing high visibility of the display of various information, the capacity and usability of the Toolkit for the analysis of reality. This gives the possibility of entering a qualitatively new level of education. The use of geoinformation modeling tools for the solution of educational problems of resource management, planning of urban infrastructure, optimization of land use, etc. allows us providing a powerful and convenient tool for the development of creative thinking, cognitive activity of future teachers of geography.

Текст научной работы на тему «Геоинформационные технологии как средство повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей географии»

Но в целом, вне зависимости от гуманитарного профиля, все общекультурные компетенции, на содержание которых должна быть направлена «Математика», можно разделить на три группы:

1 группа: «направленность на понимание научной картины мира и анализ мировоззренческих проблем рациональными методами познания»;

2 группа: «направленность на интеллектуальное саморазвитие»;

3 группа: «направленность на применение фундаментальных идей математики к решению профессиональных и жизненных задач, связанных с количественными отношениями и пространственными формами» [1].

Высшая математика в высших учебных заведениях интенсивно изучается в течение первых двух лет обучения. Она определяет разностороннее развитие логического мышления, обеспечивает базовыми навыками для дальнейшей деятельности (планирование и обработка результатов экспериментов, повышение предельной точности расчетов, создание и исследование математических моделей, определение оптимальных условий существования систем и т.д.) и предопределяет профессиональные качества будущих специалистов.

Решающая роль математики в профессиональной подготовке современного гуманитария многогранна и состоит в создании у студентов целостной системы взглядов на природу науки и её взаимосвязь с другими дисциплинами. Современная система преподавания прикладных и фундаментальных математических знаний должна обязательно обеспечивать возможность их конкурентоспособного конечного применения в профессии и покрывать потребности работодателей. Современные студенты должны быть готовы эффективно применять полученные знания на практике, а если их недостаточно - самостоятельно разобраться в поставленной задаче. Для этого необходимо, на наш взгляд, чтобы преподаватели математики специализировались по конкретному направлению подготовки гуманитариев. Необходимо подбирать задания и примеры применительно к конкретной специальности, к выполнению прикладных проектов, требующих точной математической подготовки. Необходимо создавать соответствующие материалы интегрированных междисциплинарных элективных курсов, чтобы студенты с самого начала обучения в вузе понимали важность математической подготовки для дальнейшего решения профессиональных задач.

Так же важна согласованность рабочей программы с требованиями выпускающей кафедры. На различных специальностях на изучение математики стандартами образования отводится различное количество часов аудиторной и самостоятельной работы. Увеличение количества часов на изучение именно тех разделов, которые в дальнейшем должны использоваться в специальных дисциплинах, позволяет значительно повысить эффективность обучения и мотивацию студентов к изучению математики.

В условиях реализации компетентностного подхода обучение приобретает деятельностный характер; с целью формирования общекультурных компетенций в процессе обучения ма-

Библиографический список

тематике студентов гуманитарных специальностей необходимо активно использовать интерактивные формы обучения, предполагающие широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом, при которых учащиеся, опираясь на полученные знания и свои возможности, самостоятельно и активно решают поставленные задачи, участвуют в дискуссиях, овладевают приёмами доказательного обоснования своего мнения [2].

Неоценимую роль играет привлечение студентов к научной работе, к работе на студенческих конференциях, написанию рефератов. Предлагаемая преподавателями тематика докладов должна содержать связь между математикой и будущей специальностью. При подготовке доклада или реферата студенты учатся работать с научной литературой и самостоятельно отбирать материал по заданной теме, развивают навыки исследования и решают реальные практические задачи, которые пригодятся им для подготовки к серьёзной последующей работе. Именно на таких конференциях, студенты младших курсов приобретают опыт общения с аудиторией, они учатся планировать публичные выступления, использовать подготовленные презентации, отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения. Подобный публичный опыт определённо обязан формировать интерес к изучаемым математическим дисциплинам и вырабатывать практическую потребность применять полученные навыки в дальнейшем.

В процессе подготовки качественных и конкурентоспособных кадров необходима интеграция фундаментальных математических и прикладных знаний. Интенсивную интеграцию научных знаний в профессиональную подготовку специалистов целесообразно осуществлять на основе системообразующей и фундаментальной дисциплины - математики.

По мнению М.А. Кисляковой [2], только та образовательная система будет иметь успех, в которой студент сможет выбирать свой способ познания в соответствии со своими личностными особенностями, личностными смыслами, познавательными и когнитивными предпочтениями. Включение студента в проектирование собственной образовательной траектории означает, что обеспечивается возможность узнать собственные интеллектуальные ресурсы, происходит учёт предпочтений студента, выяснение его особенностей, студенту предоставлен выбор. В процессе развития общекультурных компетенций студент должен сам выбирать тот образовательный маршрут, который для него предпочтительнее и важнее в момент изучения математики.

В процессе эффективной реализации ФГОС ВПО должны быть созданы условия, при которых будущий профессионал-гуманитарий будет вооружён не только общекультурными компетенциями, но и приёмами критически и логически мыслить, технологиями принятия решений, умением составлять и реали-зовывать алгоритмы действий. Тем самым, компетентностный подход в образовании, в том числе и в преподавании математики, позволяет повысить эффективность результатов обучения, прежде всего, за счёт более глубокой и разносторонней основы для профессиональных знаний, вариативности их использования на основе творческого подхода.

1. Бурмистрова Н.А. Методическая система обучения математике будущих бакалавров направления «Экономика» на основе компетентностного подхода. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Красноярск, 2011.

2. Кислякова М.А. Педагогические условия развития общекультурных компетенций студентов гуманитарного вуза средствами математики. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012; 150.

References

1. Burmistrova N.A. Metodicheskaya sistema obucheniya matematike buduschih bakalavrov napravleniya «'Ekonomika» na osnove kompetentnostnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Krasnoyarsk, 2011.

2. Kislyakova M.A. Pedagogicheskie usloviya razvitiya obschekul'turnyh kompetencij studentov gumanitarnogo vuza sredstvami matematiki. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2012; 150.

Статья поступила в редакцию 05.05.15

УДК 378

Kulibekova R.D. Ph. D, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University, E-mail [email protected]

GIS TECHNOLOGY AS A MEANS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF VOCATIONAL TRAINING OF FUTURE GEOGRAPHY TEACHERS. The article discusses the role of geographic information technologies in the process of improving the efficiency of professional training of future teachers of geography. GIS technologies provide new methods and means of information processing, providing high visibility of the display of various information, the capacity and usability of the Toolkit for the analysis of reality. This

gives the possibility of entering a qualitatively new level of education. The use of geoinformation modeling tools for the solution of educational problems of resource management, planning of urban infrastructure, optimization of land use, etc. allows us providing a powerful and convenient tool for the development of creative thinking, cognitive activity of future teachers of geography.

Key words: GIS technology, future Geography teachers.

Р.Д. Кулибекова, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,

E-mail: [email protected]

ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

В статье рассматривается роль геоинформационных технологий в процессе повышения эффективности профессиональной подготовки будущих учителей географии. Геоинформационные технологии предоставляют новые методы и средства обработки информации, обеспечивающие высокую наглядность отображения разнородной информации, мощность и удобство инструментария для анализа реальности. Это даёт возможность выхода на качественно новый уровень образования. Использование средств геоинформационного моделирования для решения учебных задач управления ресурсами, планирования инфраструктуры городов, оптимизации землепользования и т. д. позволяет обеспечить мощный и удобный инструментарий для развития творческого мышления, познавательной активности будущих учителей географии.

Ключевые слова: геоинформационные технологии, будущие учителя географии.

В настоящее время во многих вузах страны открыты кафедры со специализациями по геоинформатике; экологам, географам, геологам, почвоведам и другим студентам, изучающим дисциплины не только о Земле, но и об обществе, читается курс «Геоинформационные системы». Геоинформационные технологии не могли не повлиять на формирование нового содержания образования, на организационные формы и методы обучения, поскольку именно они способствуют воплощению на практике реальной интеграции учебных дисциплин в области географии. В сложившихся условиях особо возросла роль информатики и связанных с ней технологий. Главное в этой учебной дисциплине - овладение методами научного познания, следовательно, информатика носит надпредметный, интегративный характер. Она побуждает к поиску интегративных связей, позволяет формализовать учебный материал, используя некоторые общие методы решений. Информатику нельзя преподавать изолированно, она должна органически соединяться не только с математикой, но и другими учебными дисциплинами (географией, биологией, физикой и т. д.), обогащая их содержанием и предоставляя им эффективные методы исследований.

Геоинформационные технологии активно используются для решения научных и практических задач, включая планирование и управление на городском, региональном и федеральном уровнях, комплексное многоаспектное изучение природно-эко-номического потенциала в пределах крупных регионов, инвентаризацию природных ресурсов, проектирование транспортных магистралей и нефтепроводов, экологический мониторинг, обеспечение безопасности человека и т. д. Опыт использования позволяет констатировать широкий спектр и эффективность применения геоинформационных технологий в профессиональной деятельности будущего учителя географии.

Геоинформационные технологии предоставляют новые методы и средства обработки информации, обеспечивающие высокую наглядность отображения разнородной информации, мощность и удобство инструментария для анализа реальности. И отсюда - возможность выхода на качественно новый уровень образования за счет сокращения разрыва, существующего между современной наукой и содержанием образования, прежде всего на уровне методов познания. Наконец, немаловажный фактор -стратегическое значение геоинформационых технологий.

Основные цели внедрения геоинформационных технологий в образование [1]:

- знакомство с геоинформационной технологией и её местом в современной науке, производстве, культуре;

- формирование современного миропонимания, основанного на системном, многоаспектном восприятии информации с помощью геоинформационных технологий;

- обучение студентов современному методу научного познания - компьютерному моделированию;

- формирование у студентов научного мировоззрения, представления о методологии, используемой современной наукой и практикой.

Основные принципы внедрения геоинформационных технологий в образование: приоритет общекультурного и гума-

нитарного развития при освоении новой геоинформационной технологии; интегративность: изучение средств и методов геоинформационных технологий с привлечением материала различных общеобразовательных предметов; многопредметность: введение элементов геоинформатики и геоинформационных систем и использование её инструментария в курсах информатики, географии, картографии, экологии и др; дифференциация: обеспечение инструментальной поддержкой геоинформационных технологий, как базового уровня, так и профильных курсов обучения; активизация учебной деятельности, развитие исследовательских навыков, интеллектуальных способностей студентов.

Геоинформационные технологии могут изменять содержание деятельности, как преподавателя, так и студентов. Например, если при использовании традиционной технологии обучения географии (общегеографическая карта, географический атлас, статистические таблицы, как средства поддержки и иллюстрации дескриптивного текста) целью обучения было выучивание учащимся определенного учебного материала (в оптимальном случае усвоение учащимся закономерных связей между различными географическими явлениями), то при использовании геоинформационных технологий для обучения географии на первый план выходит овладение инструментом выявления этих закономерных связей.

Необходимо выделить три вида задач геоинформацинных технологий в образовании (табл. 1):

Научность этого анализа определяется, в конечном счёте, информационной полнотой системы и степенью сформирован-ности навыков анализа данных с помощью системы, уровнем технической и педагогической реализации учебных геоинформационных технологий. Продуктивными результатами работы студентов должны стать учебные проекты, нацеленные на решение реальных (экономических, экологических, педагогических и др.) проблем отдельных регионов. Прикладной аспект разработки определяется значимостью геоинформационных технологий в инструментарии современного специалиста, будь то сотрудник административных органов, земельных, экологических или финансовых организаций, коммерческих структур, военных, исследовательских и педагогических учреждений.

С внедрением геоинформационной образовательной технологии в практику университета повышается уровень усвоения современных научных и практических знаний в общепрофессиональных и специальных курсах, формируются навыки поисковой, исследовательской деятельности студентов по решению учебных задач с использованием геоинформационных технологий.

Эффективность применения геоинформационных технологий в обучении обеспечивается не только оперативностью обработки и наглядностью отображения значительных объёмов информации в справочных графических системах, компьютерных атласах и энциклопедиях. Использование средств геоинформационного моделирования для решения учебных задач управления ресурсами, планирования инфраструктуры городов, оптимизации землепользования и т. д. позволяет обеспечить мощный и удобный инструментарий для развития творческого мышления, познавательной активности будущих учителей географии.

Таблица 1

Основные виды задач геоинформацинных технологий в образовании

Задачи обучения информатике: Задачи обучения специальным предметам Задачи геоинформационной технологии в управлении образованием

- познакомить студентов с возможностями, сферой применения и спецификой новой геоинформационной технологии; - сформировать представление о поколениях геоинформационных технологий как о программно-технических средствах обработки пространственно-ориентированных данных; - научить основам работы с современной персональной геоинформационной технологией. - обеспечить освоение современных методов сбора, обработки, хранения, анализа и вывода пространственной информации; сформировать навыки «принятия решения» на основе компьютерной поддержки учебных задач и проектов - информационно-аналитическое обеспечение управления образованием на всех уровнях - местном, региональном, федеральном; территориальное планирование образовательных учреждений различного уровня и профиля

Образование будущих учителей географии должно строиться на закреплении знаний в предметных областях, нужно обеспечить объединение и взаимодействие предметных знаний. Студенты должны постоянно «упражняться» в использовании программного обеспечения и овладевать все более сложными и специальными программами, применяя их для решения предметных задач при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Преподавателям базовых курсов и специальных дисциплин необходимо согласовать свои действия по взаимному обогащению своих предметов. Это способствует реализации следующих позитивных аспектов:

1. Во-первых, геоинформационные технологии будут преподаваться не на абстрактных примерах, а на реальных задачах, и, следовательно, повысится интерес со стороны студентов к изучению дисциплины.

2. Во-вторых, предметные дисциплины получат важный инструмент для решения специализированных задач.

3. В-третьих, студенты, выполняя примеры, упражнения, лабораторные задания посредством геоинформационных технологий, ближе познакомятся с материалом дисциплин, изучаемых на смежных курсах, что, возможно, ускорит процесс обучения и будет способствовать интересу к специальным предметам и осмыслению поставленных задач [2].

Для более успешного осуществления этой задачи на кафедрах необходимо сформулировать проблемные задачи, которые студенты могли бы решать на практических занятиях с использованием геоинформационных технологий и оформить эти задачи в виде последовательности расчета, расчетных схем и формул.

Вторым шагом внедрения геоинформационных технологий является формулировка конкретных задач (на кафедрах), ко-

Библиографический список

торые должны решаться с их помощью в рамках обучения при изучении общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации, а также определение методов для их решения и используемых программных продуктов.

В связи с тем, что геоинформационные технологии позволяют овладеть методиками работы с данными, автоматических расчетов в рамках атрибутивных баз данных, представлениями об организации разноплановых моделей, имеет смысл применения интегративного обучения геоинформационным технологиям с большим набором вузовских дисциплин. Это обеспечит использование геоинформационных технологий не только в качестве средства обучения, но и в качестве инструмента научного познания [3].

Технологии и инструменты геоинформационных технологий позволяют создавать библиотеки тематических условных знаков, предоставляют в пользование студенту большое количество вариантов решений тех или иных задач. Благодаря трехмерному моделированию природных объектов и реальных процессов можно осуществлять создание фотореалистических изображений запроектированных ландшафтов, природоохранных и других сооружений и выполнять проекты с анимационными возможностями. Возможности геоинформационных технологий обладают мощным стимулирующим педагогическим воздействием лонги-рующего характера, которое формирует «видение глубины изображения»; развивает склонность к анализу, синтезу, абстрагированию, обобщению; инициирует развитие операционального, наглядно-образного, теоретического мышления обучаемого; открывает новые методические возможности в процессе формирования абстрактных образов и понятий.

1. Разумовская Н.В. Использование геоинформационных технологий в системе общего образования. Available at: http://ftp.informika. ru/text/inftech/geoinft //HTM/97_3/edution/st01/html

2. Кулибекова РД. Использование геоинформационных систем в процессе подготовки учителей географии. Высшее образование сегодня. 2007; 8: 52 - 54.

References

1. Razumovskaya N.V. Ispol'zovanie geoinformacionnyh tehnologij v sisteme obschego obrazovaniya. Available at: http://ftp.informika.ru/text/ inftech/geoinft //HTM/97_3/edution/st01/html

2. Kulibekova R.D. Ispol'zovanie geoinformacionnyh sistem v processe podgotovki uchitelej geografii. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007; 8: 52 - 54.

Статья поступила в редакцию 27.04.15

УДК 371

Magomedova A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,

Russia), E-mail: [email protected]

ECOLOGICAL AND BIOETHICAL FOCUS AND CONTRADICTIONS OF EDUCATIONAL STANDARDS. In the article on the basis of the analysis of normative documents and the scientific literature the author reveals, on the one hand, ecological and bio-ethical focus and, on the other, the contradictions in the target landmarks of Federal State Educational Standards of secondary and higher pedagogical education. The author distinguishes the following is a basic contradiction: the modern teacher (social and natural Sciences, ecology, physical education, mathematics, mathematics and computer science, Philology) must possess the competencies to conduct the formation of attitudes of students towards all living things in nature, through various (formal and informal) learning activities, i.e. to participate in bioethical education of schoolchildren. However, in today's Educational Standards of ethical issues not reflected in full, which is a prerequisite for the modernization of the content of training teachers for vocational and educational activities in the field of issues relating to bioethics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.