Научная статья на тему 'ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ПРОВИНЦИИ СТРАНЫ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ'

ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ПРОВИНЦИИ СТРАНЫ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — H.В. Русаков, T.Ю. Завистяева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper describes possible conditions for forming the natural and artificial geochemical provinces available on the territory of the Russian Federation, as well as the impact of localities’ soil pollution with chemicals on human health, by using specific areas as an example. Emphasis is laid on the fact that it is urgent to substantiate priorities to organize and manage a section of socio-hygienic monitoring of localities’ soil.

Текст научной работы на тему «ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ПРОВИНЦИИ СТРАНЫ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ»

Достоинством данных показателей является возможность оценки риска по широкому спектру нарушений состояния здоровья человека [7, 8].

В результате запланированного снижения выбросов достаточно невысокие показатели ущерба здоровью (влияние на общую смертность и смерть от заболеваний сердечно-сосудистой системы) за счет воздействия диоксида азота и диоксида серы на территориях зон № 1 и 2 снизятся на 80—95%, т. е. до незначительных величин (см. таблицу).

Полученные результаты оценки риска для здоровья населения, обусловленные острыми и хроническими воздействиями приоритетных химических веществ, содержащихся в промышленных выбросах ОАО "НЛМК", позволяют считать возможной организацию СЗЗ ОАО "НЛМК" в разработанных границах.

Литература

1. Новиков С., Шашина Е. А., Фурман В. Д., Лебедева Н. В. Применение зависимостей доза—ответ, полученных в эпидемиологических исследованиях, при оценке риска для здоровья населения от воздействия вредных факторов окружающей среды. — М., 2001.

2. О внедрении системы оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ и Главного государственного инспектора

РФ по охране природы № 25 и № 03-19/24-3483 от 10.11.97. - М„ 1997.

3. Онищенко Г. Г., Новиков С. М., Рахманин Ю. А. и др. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Под ред. Ю. А. Рахманина, Г. Г. Онищенко. - М., 2002.

4. Оценка риска как инструмент социально-гигиенического мониторинга / Кацнельсон Б. А., Привалова Л. И., Кузьмин С. В. и др. — Екатеринбург, 2001.

5. Рахманин Ю. А., Новиков С. М. //Тематический номер Вест. акад. им. Мечникова. — СПб., 2003. — С. 5-13.

6. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. — М., 2004.

7. Аипап К. // Risk Anal. - 1996. - Vol. 16, N 5. -P. 693-709.

8. Rabl A. AIRPACTS. Exposure Response Functions. (Version 1.0). Reference Database of Concentration-Response Functions for Health Impacts of Air Pollution. April 2002.

9. User's Guide for the Industrial Source Complex (ISC3) Dispersion Models. Vol. I— 2. EPA-454/B-95-003a. U. S. ENVIRONMENTAL PROTECTION AGENCY Office of Air Quality Planning and Standards Emissions, Monitoring, and Analysis Division Research Triangle Park, North Carolina 27711, September 1995.

Поступила 21.02.06

О Н. В. РУСАКОВ, Т. Ю. ЗАВИСТЯЕВА, 2006 УДК 614.7:312.2

Н. В. Русаков, Т. ¡0. Завистяева

ГЕОХИМИЧЕСКИЕ ПРОВИНЦИИ СТРАНЫ И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина РАМН, ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, Москва

Принято считать, что здоровье человека определяется триадой, включающей генетические факторы, качество жизни и факторы среды обитания. По мнению экспертов ВОЗ (1997), в среднем до 20% всех заболеваний обусловлено воздействием факторов окружающей среды. Доказательность результатов изучения влияния факторов окружающей среды на здоровье человека — в настоящее время ключевая проблема для всей гигиенической науки. При этом важное значение имеют не только выявление и оценка причинно-следственных связей: среда—здоровье (сила связей, специфичность, достоверность зависимостей, экспозиция—ответ и время—эффект, биологическое правдоподобие, постоянство и воспроизводимость, эффективность мер вмешательства), но и учет критериев опасности действия факторов окружающей среды [3].

Актуальность проблемы создания системы социально-гигиенического мониторинга окружающей среды, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обусловлена в первую очередь ростом негативных тенденций в состоянии здоровья населения. По мнению большинства исследователей, это связано с техногенным загрязнением, так как конечным звеном любой миграции токсикантов в природе является человек. Важная роль в циркуляции химических веществ в окружающей среде принадлежит почве.

Являясь ключевой средой наземных экосистем и универсальным адсорбентом, почва отражает уровень многолетнего антропогенного воздействия на окружающую среду в целом и при попадании в нее химических элементов может стать источником вторичного загрязнения продуктов питания, кормов животных, воды водоемов и атмосферного воздуха. В отличие от других сред в почве отсутствует возможность ее быстрого очищения, поэтому химические загрязнители могут сохраняться в ней долгие годы и, включаясь в экологические цепи, обусловливать

длительное комплексное и комбинированное воздействие токсикантов на организм человека, что повышает риск возникновения хронических интоксикаций. Наиболее значимым путем поступления загрязнителей почвы в организм человека является алиментарный путь. В среднем с продуктами питания растительного происхождения в организм человека поступает 65—70% химических элементов, тяжелых металлов, пестицидов [1,4].

На нашей планете имеются территории, в почвах и горных породах которых содержатся избыточные или недостаточные количества определенных химических элементов. Такие территории получили название естественных биогеохимических провинций. Наиболее распространенными являются территории с недостатком йода, кобальта, меди и фтора, а также избыточные по фтору. Биогеохимические провинции, избыточные по другим микроэлементам (бор, никель, молибден, кобальт, свинец, медь и др.), встречаются относительно редко.

Естественно, что на таких территориях имеются и соответствующие особенности минерального состава воды и продуктов, выращенных в данной местности. На таких территориях у населения могут развиваться заболевания, получившие название эндемических. К ним относятся флюороз и кариес зубов, эндемический уролитиаз, эндемический зоб, стронциевый рахит и др.

Специфика контаминации почвы по сравнению с другими сферами окружающей среды заключается в том, что в самой почве значительно ограничено разбавление и распространение вредных веществ от мест поступления. В то же время проблема гигиенической значимости многолетней эксплуатации предприятий отдельных отраслей промышленности для загрязнения почвы, функциональных зон города остается недостаточно изученной [21.

Антропогенные загрязнения, поступающие в почву, накапливаются в ней, проявляют эффект суммирования по типу потенцирования и синергизма, способствуют появлению вторичных продуктов, которые в ряде случаев могут быть более токсичными, чем их исходные компоненты.

Экзогенные химические вещества мигрируют в почве медленно, вызывая ее сильное загрязнение в местах их непосредственного поступления. В результате в почве вокруг крупных промышленных предприятий могут накапливаться чрезвычайно высокие концентрации определенных химических веществ (свинца, мышьяка, фтора, ртути, кадмия, марганца, никеля и др.), в сотни раз превышающие возможные максимальные уровни естественного их содержания в почве и приводящие к образованию искусственных (техногенных) биогеохимических провинций, которые наряду с естественными могут быть причиной возникновения эндемических, а точнее, экологически обусловленных заболеваний.

В целях определения ведущих химических загрязнителей почвы населенных мест на территории Российской Федерации и получения информации о здоровье населения был проведен анализ данных о естественных и искусственных геохимических провинциях на территории нашей страны.

Естественные геохимические провинции представлены достаточно широким спектром химических элементов, и на ряде территорий регистрируется фоновое превышение гигиенических нормативов в почве. Например, в Республике Башкортостан по таким веществам, как железо, магний, медь, хром, в Читинской области — по цинку, кадмию, свинцу, мышьяку, меди, в Чувашской Республике — по кобальту, цинку, хрому, магнию, в Челябинской области — по цинку, меди, никелю. В Тульской области отмечается превышение ПДК по хрому почти в 3 раза, по никелю — в 2 раза, по меди — в 7—10 раз. Также регистрируются естественные геохимические аномалии по дефициту микроэлементов йода и фтора (Нижегородская, Амурская, Иркутская области, Республика Башкортостан и др.).

Практически для всех территорий Российской Федерации основными химическими веществами, формирующими искусственные геохимические провинции, являются свинец, цинк, кадмий, никель, медь, хром, ртуть, нефтепродукты.

Например, на территории Тульской области искусственные геохимические провинции обусловлены такими веществами, как свинец, медь и цинк; на территории Челябинской области наблюдается превышение гигиенических нормативов по содержанию в почве свинца, мышьяка, меди, цинка, никеля и кадмия; в Читинской области выявлено высокое содержание свинца, кадмия, меди, цинка, мышьяка. В Липецкой области регистрировалось превышение ПДК по меди, свинцу, цинку, кадмию от 1,8 до 9,8 раза. В Самарской области среднее многолетнее содержание тяжелых металлов составляет: от 0,6 до 1,3 ПДК — по свинцу, от 0,4 до 2 однократно допустимых концентраций (ОДК) — по меди и от 0,9 до 6,4 ОДК — по кадмию. В Республике Чувашия регистрируется большое количество кремния в почве.

Полученные данные позволили определить конкретные химические загрязнители почвы населенных мест и выявить территории с повышенной степенью риска. Получение достоверной информации о причинно-следственных связях между загрязнением почвы и состоянием здоровья населения значительно усложняет тот факт, что социально-гигиенический мониторинг почвы населенных мест проводится на региональном уровне на ограниченном количестве территорий.

В рамках социально-гигиенического мониторинга в Тульской области проведен анализ корреляции между обнаруженными концентрациями элементов в почве и заболеваемостью населения некоторыми патологическими состояниями. Обнаружена прямая связь между количественным содержанием хрома в почве и новообразова-

ниями (г = 0,7), болезнями эндокринной системы (г = 0,6) и болезнями мочеполовой системы (г = 0,6). Для марганца характерным оказалось большое количество отрицательных связей сильной и средней силы. Такие сочетания выявлены для концентраций марганца в почве и ожирения (г = -0,9), болезней мочеполовой системы (г= -0,7), эндокринных заболеваний (г= -0,6).

Анализ многолетних показателей заболеваемости населения и загрязненности почвы в Новгородской области показывает на ряде территории статистически достоверные связи между:

— загрязнением почвы свинцом и заболеваемостью детей болезнями нервной и костно-мышечной систем, крови и кроветворных органов, а также возникновением новообразований у взрослых;

— загрязнением почвы марганцем и болезнями ко-стно-мышечной и нервной системы у детей, возникновением новообразований у взрослых;

— загрязнением почвы цинком и болезнями органов пищеварения, кожи и подкожной клетчатки у детей, болезнями органов пищеварения у взрослых;

— индексом суммарного загрязнения почвы токсичными веществами и заболеваемостью детей болезнями нервной, костно-мышечной системы, крови и кроветворных органов, а также возникновением новообразований у взрослых.

В Липецкой области на основе корреляционно-регрессионного анализа определена взаимосвязь между суммарным химическим загрязнением почвы и впервые выявленной заболеваемостью взрослого, подросткового и детского населения. Установлена корреляционная связь (по коэффициенту корреляции Пирсона; р = 0,05) между показателем загрязнения почвы пахотных земель и заболеваемостью детского населения (0—14 лет) районов области новообразованиями (г = 0,636), болезнями мочеполовой системы (г = 0,523); взрослого населения — болезнями крови и кроветворных органов (г = 0,639), мочеполовой системы (г = 0,579), новообразованиями (г = 0,492).

На территориях риска установлена корреляционная связь (К) загрязнения почвы:

• в Добринском районе у детского населения с болезнями кожи и подкожной клетчатки (/• = 0,811);

• в Лев-Толстовском районе у детского населения с болезнями крови и кроветворных органов (г = 0,623), у взрослого населения с болезнями органов пищеварения (г = 0,830), органов кровообращения (г= 0,590);

• в Липецком районе у детского населения с врожденными аномалиями (пороками развития) (г = 0,502), у взрослого населения с болезнями костно-мышечной системы (г = 0,628);

• в Усманском районе у детского населения с психическими расстройствами (г = 0,720), болезнями кожи и подкожной клетчатки (г = 0,608);

• в Хлевенском районе у детского населения с болезнями кожи и подкожной клетчатки (г - 0,851), у взрослого населения с болезнями кожи и подкожной клетчатки (г = 0,760), костно-мышечной системы (л =0,671), органов пищеварения (/•= 0,666), крови и кроветворных органов (г = 0,551).

Исследования, проведенные в Приморском крае (Владивосток), позволили выделить территории города, где установлена умеренно опасная, опасная и чрезвычайно опасная категории загрязнения почвы металлами. На территориях города с умеренно опасным и опасным загрязнением отмечается рост общей заболеваемости населения, увеличение числа часто болеющих детей; на территориях с чрезвычайно опасным загрязнением наблюдается нарушение репродуктивной функции женщин (увеличение токсикозов беременных, числа преждевременных родов, мсртворождаемости, гипотрофии новорожденных).

В Республике Чувашия регистрируется большое количество кремния в почве и отмечается рост общей за-

болеваемости населения мочекаменной болезнью и эндокринными нарушениями.

Показательным для оценки состояния здоровья населения на территориях повышенного риска можно считать проводимый многими территориальными управлениями Роспотребнадзора мониторинг тяжелых металлов в биологических средах человека — крови, волосах, зубах, плаценте. Например, в Читинской области в 69 пробах обнаружены тяжелые металлы в количествах, превышающих диапазон ожидаемого содержания микроэлементов в биосубстратах человека, в том числе в 50 пробах волос (цинк, железо, свинец), в 11 пробах крови и сыворотки крови (цинк, железо, кадмий), в 6 пробах плацент (медь, кадмий, железо), по I пробе зубов, мочи (свинец, железо).

В Челябинской области (г. Карабаш) в результате корреляционного анализа установлена высокая прямая корреляционная зависимость между содержанием свинца в волосах детей и почве (г = 0,732, р < 0,05, п = 11). Удельный вес детей с повышенным содержанием металлов в волосах составляет 60,26%, т. е. в 30 рал больше, чем в контрольной группе (г. Чебаркуль), в том числе повышено содержание свинца у 46,4%, мышьяка — у 7,9%, кадмия — у 29% детей. Все вышеприведенные данные свидетельствуют о возможном влиянии на состояние здоровья населения г. Карабаша химических веществ, содержащихся в почве.

Таким образом, определение на территориях Российской Федерации (Тульская, Липецкая, Челябинская области) высокой статистически достоверной связи между заболеваемостью населения новообразованиями, болезнями кожи и подкожной клетчатки, болезнями органов

пищеварения, психическими расстройствами у детей и загрязнением почвы населенных мест как отдельными химическими веществами (свинец, хром, марганец), так и суммарным загрязнением почвы доказывает возможность оценки загрязнения почвы населенных мест как интегрального показателя влияния на здоровье населения и подтверждает необходимость обоснования приоритетных показателей для организации и ведения данного раздела социально-гигиенического мониторинга на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и его внедрения в практику работы учреждений Роспотребнадзора.

Л итература

1. Гончарук Е. И. // Гиг. и сан. - 1990. - № 4. - С. 4-7.

2. Михайлуц М. Ф. // Гиг. и сан. — 1991. - № 11. — С. 32-35.

3. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2003. - № 6. - С. 3-4.

4 Романвнко Н. А., Крятов И. А., Тонкопий Н. И. // Гиг. и сан. - 2004,- № 5. - С. 17-18.

Поступила 15.03.06

Summary. The paper describes possible conditions for forming the natural and artificial geochemical provinces available on the territory of the Russian Federation, as well as the impact of localities' soil pollution with chemicals on human health, by using specific areas as an example. Emphasis is laid on the fact that it is urgent to substantiate priorities to organize and manage a section of sociohygienic monitoring of localities' soil.

О Л. А. ТЕПИКИНА, М. А. ПИНИГИН. 2006 УДК 614.72

Л. А. Теткина, М. А. Пинигин

СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ГАРМОНИЗАЦИИ ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ ВЕЩЕСТВ, ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

ГУ НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

За последние годы (1998—2003) нормативный документ "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест" претерпел значительные изменения.

На сегодняшний день он включает 665 веществ, их названия по номенклатуре Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) с указанием их номеров CAS, значения максимальной разовой и среднесуточной ПДК, класс опасности, лимитирующий показатель вредности. Введен раздел, вообще запрещающий выброс веществ в атмосферный воздух вследствие их чрезвычайно высокой биологической активности (44 вещества) [2].

В. А. Рязанов [4, 5] указывал, что "действие вредных веществ зависит не только от концентрации, но и от экспозиции. Та или иная концентрация, абсолютно безвредная при кратковременном воздействии, может стать опасной при действии в течение многих часов, суток, месяцев". Такие вещества, обладающие резорбтивным действием, "необходимо нормировать по средним концен-

трациям", а в дополнение с учетом пределов их колебаний — и по разовым "пиковым концентрациям". В. А. Рязанов также отмечал, что по мере развития методов экспериментальных исследований будет происходить пересмотр и уточнение гигиенических нормативов.

По мере развития экспериментальных исследований, появления новых научных отечественных и зарубежных данных о токсичности и опасности веществ уточнялись и пересматривались гигиенические нормативы (табл. 1).

Это в первую очередь относилось к 82 веществам, имевшим ранее (до 1998 г.) одинаковые уровни ПДКм. р. и ПДКс. е., наличие которых противоречит реальному распределению концентрации веществ в атмосферном воздухе, так как в данной точке максимальная разовая (20—30-минутная) концентрация всегда больше средней концентрации за те же сутки примерно в 2,5—3 раза, как установил еще В. А. Рязанов.

Корректировка ПДК короткого и длительного периодов осреднения, имеющих одинаковые уровни, проведе-

Таблица 1

Распределение ПДК веществ по временным характеристикам до и после гармонизации

До 1998 г. После 1998 г.

Временные характеристики Количество веществ % Количество веществ %

Только максимальная разовая Только среднесуточная

Максимальная разовая и среднесуточная на одном уровне Максимальная разовая и среднесуточная

160 63 82 285

27 11 14 48

221 104

265

37.5

17.6

44,9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.