Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ'

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / НАИМЕНОВАНИЕ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА / GEOGRAPHIC INDICATION / OBJECT OF INTELLECTUAL RIGHTS / INTELLECTUAL PROPERTY / APPELLATION OF ORIGIN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заулочная Светлана Андреевна

В статье рассматриваются отдельные аспекты географического указания как объекта интеллектуальных прав в Российской Федерации. Анализируются законодательные подходы к правовой охране географического указания в союзах государств и отдельных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Geographical indication as an object of intellectual property rights

The article examines certain aspects of geographic indication as an object of intellectual rights in the Russian Federation. Legislative approaches to the legal protection of geographic indications in the unions of states and individual countries are being analyzed.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ»

Гражданское право

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ

ЗАУЛОЧНАЯ Светлана Андреевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала)

Университета прокуратуры Российской Федерации (г. Симферополь). E-mail: avocato@rambler.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются отдельные аспекты географического указания как объекта интеллектуальных прав в Российской Федерации. Анализируются законодательные подходы к правовой охране географического указания в союзах государств и отдельных странах.

Abstract: The article examines certain aspects of geographic indication as an object of intellectual rights in the Russian Federation. Legislative approaches to the legal protection of geographic indications in the unions of states and individual countries are being analyzed.

Ключевые слова: географическое указание; объекты интеллектуальных прав; интеллектуальная собственность; наименование места происхождения товара.

Keywords: geographic indication; object of intellectual rights; intellectual property; appellation of

origin.

Перспективы развития законодательства Российской Федерации свидетельствуют о том, что в Гражданском кодексе в качестве объекта интеллектуальных прав появится «географическое указание». Целесообразность правовой охраны данного объекта на национальном уровне объясняется наличием проблем в правовом регулировании и практике применения норм о наименовании места происхождении товара и необходимостью охраны обозначений, которые указывают на географическое происхождение товаров, и в силу которого им присущи определенные качества и репутация [1].

Внесенный в Государственную Думу законопроект № 509994-7 рассматривает географическое указание в качестве «обозначения, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением». Кроме того, на территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, которая влияет на формирование его качества, репутации или иных

характеристик [2].

Необходимо отметить, что рассматриваемому средству индивидуализации неоднократно уделялось внимание в отечественной науке. Отдельные аспекты рассматривались В. С. Знаменской, В. И. Еременко, Э. А. Шахназаровой, М.А. Рожковой, О. Ю. Широковой и др.

Относительно перспектив введения в национальное законодательство рассматриваемого объекта высказывались различные мнения - от нецелесообразности предоставления правовой охраны из-за его схожести с наименованием места происхождения товара [3, с. 108], до необходимости введения в качестве самостоятельного объекта. Например, по мнению Э.О. Гаврилова «введение системы охраны географических указаний может быть произведено наряду с сохранением системы охраны наименования места происхождения товара» [4, с. 87], как и предлагают авторы вышеуказанного законопроекта.

Выделение в качестве самостоятельного объекта правовой охраны географического указания также соответствует мировым тенденциям. Так, 20 мая 2015 г. в Женеве было принято новое международное соглашение, призванное предоставить эффективную международ-

ную систему охраны, как наименованиям мест происхождения, так и географическим указаниям. Женевский акт модернизирует и совершенствует действующую систему международной регистрации, которая нашла закрепление в Лиссабонском соглашении об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации от 31 октября 1958 г. [5].

В рамках международной организации региональной экономической интеграции Евразийский экономический союз (ЕАЭС), членом которого является Российская Федерация, географическое указание относится к объектам интеллектуальной собственности. Однако предоставление правовой охраны данному средству индивидуализации сформулировано с позиции диспозитивности. Согласно п. 18 Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности Договора о Евразийском экономическом союзе географическому указанию предоставляется правовая охрана, на территории государства-члена, при условии закрепления такой охраны законодательством этого государства или международными договорами, в которых оно участвует [6].

Что касается подходов к законодательному регулированию географического указания в государствах-членах ЕАЭС, то они существенным образом различаются. Так, например, Гражданский кодекс Республики Беларусь понятие «географическое указание» закрепляет в качестве общей родовой категории, которая включает в себя как «наименование места происхождения товара», так и «указание происхождения товара». И в рамках этой категории правовая охрана наименованию места происхождения товара предоставляется на основании его регистрации, а указанию происхождения товара на основании использования этого указания (ст. 1024) [7]. Аналогичный подход сохранен и в ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-З «О географических указаниях» [8].

В законодательстве Республике Казахстан термин «географическое указание» закреплен в Законе от 26 июля 1999 года № 456 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Используется оно и в качестве указания, кото-

рое идентифицирует товар, происходящий с определенной территории, региона или местности (ст. 1). Статья 25 данного Закона предусматривает возможность государственной регистрации на территории Республики Казахстан географического указания в качестве наименования места происхождения товаров, находящихся за границей при условии охраны этого указания в стране происхождения товара [9].

Законодательство Кыргызской Республики не относит географическое указание к объектам интеллектуальных прав и соответственно не предоставляет правовой охраны.

Среди государств-членов ЕАЭС наиболее полная правовая охрана географическому указанию предоставлена в Республике Армения. Так, Закон Республики Армения от 22.05.2010 г. №ЗР-60 «О географических указаниях» раскрывает понятие географического указания, регулирует отношения, связанные с регистрацией, правовой охраной и его использованием [10].

Если рассматривать правовую охрану географического указания в рамках сообщества европейских государств, то можно отметить, что данный термин впервые был раскрыт в Регламенте Совета ЕЭС № 2081/92 от 14 июля 1992 г. «Об охране географических указаний и наименований места происхождения сельскохозяйственных товаров и продуктов питания». Статья 2 данного Регламента определяет географическое указание как «название региона, конкретного места или в исключительных случаях страны, используемое для обозначения сельскохозяйственных продуктов или продуктов питания, которые происходят из этого региона, конкретного места или страны и обладают особым качеством, репутацией или характеристиками, определяемыми этим географическим происхождением, и производство и (или) переработка и (или) подготовка (получение) которых имеет место в определенном географическом районе» [11]. Действующий Регламент (ЕС) № 1151/2012 от 21 ноября 2012 «О схемах качества сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания» географическое указание определяет как идентифицирующее обозначение продукта, который: происходит из определенного географического объекта (места, региона или

страны); его качество, репутация или другие характеристики существенно связаны с географическим происхождением; хотя бы один из этапов производства должен иметь место в данной географической области (ст. 5) [12].

Предоставление правовой охраны географическим указаниям спиртных напитков предусматривается Регламентом (ЕС) № 110/2008 от 15 января 2008 г. «Об определении, описании, презентации, маркировке и защите спиртных напитков». В ст. 15 данного акта определение географического указания раскрывается с учетом специфики товара [13].

Согласно Регламенту Совета (ЕС) № 491/2009 от 25 мая 2009 г. географическое указание продукта виноделия будет подлежать охране, если данный продукт: обладает специфическим качеством, репутацией или другими характеристиками, определяемыми этим географическим происхождением; в этой географической зоне должно не только выращиваться не менее 85% винограда, используемого для его производства, но и осуществляться само производство; он получается из сортов винограда, принадлежащих к Vitis Vinifera или скрещенных вида Vinifera Vitis с другими видами рода Vitis (ст. 118Ь) [14].

На национальном уровне можно встретить практически аналогичные требования к винодельческой продукции. Согласно п. 24 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» винодельческая продукция с защищенным географическим указанием: должна производится из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда; обладать свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями; из винограда, не менее 85% которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной использованный для производства такой продукции виноград выращен в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен данный географический объект. Данным законом также устанавливаются иные требования к производст-

ву и определению качества винодельческой продукции [15]. Таким образом, вызывает сомнение целесообразность распространения общих требований «географического указания» на сферу производства винодельческой продукции, где на данный момент сложилась, по меньшей мере, соответствующая европейским стандартам система защиты региональных производителей данной продукции.

Необходимо отметить, что практически все вышеуказанные регламенты ЕС (кроме Регламента № 110/2008) представляют правовую охрану как географическому указанию (geographical indication), так и обозначению (наименованию) происхождения (désignation of origin) товара, которое в общих чертах сходно с наименованием места происхождения товаров, предусмотренного п. 1 ст. 1516 ГК РФ, и является практически аналогичным предложенному в Законопроекте № 509994-7 [2].

Законодательные тенденции других стран также свидетельствуют о стремлении к совершенствованию охраны географических указаний. Так, Верховной Радой Украины 13 мая 2018 года в первом чтении был принят законопроект по совершенствованию правовой охраны географических указаний № 6023 от 03 февраля 2017 г. Он закрепляет географическое указание в качестве родовой категории и дает определение аналогичным, с вышеуказанными актами, образом. Также законопроект конкретизирует термин «географическое место», под которым поднимется любой географический объект с официально определенными границами [16].

Кроме того, исходя из содержания ч. 2 ст. 501 ГК Украины можно прийти к выводу, что данной нормой предусмотрена охрана географического указания не только относительно товаров, но и услуг [17].

Таким образом, введение в гражданское законодательство Российской Федерации географического указания в качестве самостоятельного объекта интеллектуальных прав способствует решению ряда задач, в частности: гармонизации законодательства в рамках выполнения обязательств, возникших в связи с участием Российской Федерации в международных соглашениях; популяризации уникальной самобытности и идентичности регионов; со-

вершенствованию маркетингового инструментария региональных производителей, направленного на предотвращение недобросовестной конкуренции и повышение конкурентоспособности их продукции; предотвращению регистрации торговых марок, включающих географические названия объектов, в которых производится уникальная продукция, и последующее их отчуждение, в том числе и за границу и др.

Однако, несмотря на все вышеуказанные положительные аспекты, необходимо также учитывать, что предоставление национальным законодательством правовой охраны рассматриваемому средству индивидуализации может также способствовать возникновению спорных моментов и злоупотреблениям. Например, при регистрации прав на географическое указание относительно товаров, в наименовании которых хотя и присутствуют названия географических объектов, но которые длительное время производятся многими субъектами вне границ данного географического объекта. Аналогичная ситуация, вызвавшая ряд споров, произошла в связи с регистрацией предприятиями Республики Адыгея наименования мес-

Библиография:

та происхождения товара «Сыр Адыгейский». Неоднозначности восприятия предоставления правовой охраны наименованию происхождения данного продукта способствовало то, что ряд предприятий, находившихся в различных регионах, длительное время выпускали «Адыгейский сыр» как предусмотренную ГОСТом разновидность мягких сыров и в связи с чем, данное наименование использовалось производителями в качестве номенклатурного (видового) [18].

Таким образом, учитывая то, что для регистрации географического указания будут предусмотрены менее жесткие, по сравнению с наименованием места происхождения товара, требования [1], можно спрогнозировать появление негативной практики установления монополизма и устранения конкуренции посредством использования данного средства индивидуализации. В связи с чем, при рассмотрении вопроса о предоставления охраны конкретному географическому указанию, следует исходить из разумного баланса прав и законных интересов всех заинтересованных участников гражданского оборота.

1. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» № 509994-7 // Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/509994-7 (дата обращения: 01.10.2018).

2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» № 509994-7// Система обеспечения законодательной деятельности URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/509994-7 (дата обращения: 01.10.2018).

3. Лиджеева К. В. Правовая охрана географических указаний в Российской Федерации // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. № 1 2013. С. 105-107.

4. Гаврилов Э. О средствах индивидуализации в гражданском праве // Хозяйство и право. 2016. № 10. С. 75 - 87.

5. Основные положения и преимущества Женевского акта Лиссабонского соглашения (2015 г.) // Сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) URL: http://www.wipo.int/publications/ru/details.jsp?id=4346 (дата обращения: 05.10.2018).

6. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 01.09.2018).

7. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года № 218-З (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2018 г.) //Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://pravo.by/document/?guid=3871 &p0=hk9800218 (дата обращения: 01.09.2018).

8. Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-З «О географических указаниях». URL: http: //etalonline.by/?type= text&regnum=h10200127#load_text_none_1_(дата обращения: 01.09.2018)

9. Закон Республики Казахстан от 26 июля 1999 года № 456 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 17.07.2018 г.) «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z990000456 (дата обращения: 10.09.2018).

10. Закон Республики Армения от 22.05.2010 г. №ЗР-60 «О географических указаниях» (в редакции Закона Республики Армения от 18.10.2016 г. №ЗР-147) //Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/ show_doc.fwx?rgn=67786 (дата обращения: 10.09.2018).

11. Council Regulation (EEC) No. 2081/92 of 14 July 1992 on the protection of geographical indications and designations of origin for agricultural products and foodstuffs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=126807 (дата обращения: 20.08.2018).

12. Regulation (EU) No. 1151/2012 of the European Parliament and of the Council of 21 November 2012 on quality schemes for agricultural products and foodstuffs // Official Journal L 343, 14.12.2012 г., С 1 - 29.

13. Regulation (EC) No. 110/2008 of the European Parliament and of the Council of 15 January 2008 on the definition, description, presentation, labelling and the protection of geographical indications of spirit drinks and repealing Council Regulation (EEC) No 1576/89 //Official Journal L 39, 13.02.2008 р., С. 16 - 54.

14. Council Regulation (EC) No. 491/2009 of 25 May 2009 amending Regulation (EC) No. 1234/2007 establishing a common organisation of agricultural markets and on specific provisions for certain agricultural products (Single CMO Regulation). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?fileJd=214454 (дата обращения: 20.08.2018).

15. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 20.08.2018).

16. Проект Закону про внесення змЫ до деяких законодавчих акпв УкраТни щодо вдосконалення правовоТ охорони географiчних зазначень № 6023 вщ 03.02.2017 р. //Официальный веб-портал Верховной Рады Украины. URL: http://w1 .c1 .rada.gov.ua/pls/zweb2/ webproc4 _ 1 ?pf 3511 =61052 (дата обращения: 01.09.2018).

17. Цив^ьний кодекс УкраТни вщ 16.01.2003 № 435-IV (редакция от 02.08.2018 г.) //Официальный веб-портал Верховной Рады Украины. URL: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/435-15 (дата обращения: 01.09.2018).

18. Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2018 № 300-ЭС17-20582 по делу № СИП-48/2017 //Официальный сайт Верховного Суда РФ. URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/a1d6e6ec-ae9e-477e-aac9-c4eb29b82c2a/ 93c 77433-2095-43ba-8468-ace62748eb74/SIP-48-2017_20180112_0predelenie.pdf (дата обращения: 10.09.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.