14 (107) - 2009
Стратегия развития региона
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ЕГО УНИКАЛЬНОСТЬ
Е. Г. ЕГОРОВ,
доктор экономических наук, профессор, директор института
Г. А. ПОНОМАРЁВА, кандидат экономических наук, доцент
Е. Н. ФЁДОРОВА, доктор географических наук, профессор Институт региональной экономики Севера
Географическое положение Республики Саха (Якутия) — РС (Я) — характеризуется особыми параметрами. Она занимает почти всю северо-восточную часть Азии. Помимо континентальной части в состав республики входит ряд островов Северного Ледовитого океана, в том числе Новосибирские острова. Крайняя северная точка Якутии на континенте — мыс Нордвик (74о с. ш.), а северная точка на суше находится на о. Генриетты (77о с. ш.). Крайняя южная точка — на Становом хребте (55о40' с. ш.). Самая западная точка расположена на 105о30' в. д., в Оленекском улусе, а восточная — на 162о40' в. д., в Нижнеколымском. Таким образом, протяженность Якутии с севера на юг составляет 2 000 км, а с запада на восток — 2 300 км. Площадь равна 3 083,5 млн км2, что соответствует почти 1/5 части России, 2/3 площади Западной Европы и превышает территорию Франции в 6 раз, Великобритании — в 13 раз. По ее территории проходят 3 часовых пояса. Разница от гринвичского времени в среднем поясе из трех составляет 8, а московского — 6 часов. Столица — г. Якутск удалена от Москвы почти на 8,5 тыс. км. Якутия как органичная составная часть России, граничит на западе и юго-западе с Красноярским краем и Иркутской областью, на юге — с Читинской и Амурской областями, на юго-востоке и востоке — с Хабаровским краем, Магаданской областью и Чукотским автономным округом. На севере выходит
на моря Северного Ледовитого океана (ВосточноСибирское и море Лаптевых) с протяженностью береговой линии более 4,5 тыс. км, где действует 200-мильная экономическая зона [7, с. 16].
Климатические особенности Якутии определяются ее географическим положением на северо-востоке Азии, образованием зимой мощного сибирского антициклона, свободным вторжением арктического воздуха, удаленностью от Атлантического океана, малой доступностью теплых и влажных воздушных масс с востока и юга, а также сложным рельефом и характером подстилающей поверхности. В Якутии резко континентальный климат, основные характеристики которого — очень низкие зимние и высокие летние температуры воздуха, сухость и большие колебания как суточной, так и сезонной температуры, малое количество атмосферных осадков, выпадающих преимущественно в летний период времени. Для внутренних районов Якутии характерно резкое колебание температур от зимы к лету. Июль в среднем теплее января на 50—55°, а в некоторых местах, например в районе Верхоянска и Оймякона, — более чем на 60°. По амплитуде сезонной температуры, составляющей в Верхоянске 108°С, Якутия не имеет себе подобных в мире. Среднеянварская температура для большей части территории составляет — 30°С, около трети территории — 40°С, в некоторых местах —
ниже — 50°С. К этому нужно добавить, что почти 80 % территории лежит севернее 60° с. ш., а 40 % — за Полярным кругом. Это приводит к малому поступлению солнечного тепла, усугубляя суровость климата. Суммарная солнечная радиация (прямая и рассеянная) в северных широтах в 3 раза меньше, чем на экваторе. По количеству осадков Якутия относится к зоне полупустыни, среднегодовое количество осадков на всей территории Якутии определяется в 290 мм, что объясняется господством антициклонического состояния погоды и большой сухостью приходящих воздушных масс. Лишь наветренные склоны Верхоянских гор и Алданского нагорья, перехватывающие влагу с запада (западный перенос) и юго-востока, получают более 700 мм. Характерно убывание осадков с юга на север и с юго-запада на северо-восток.
Горы и плоскогорья занимают 2/3 поверхности (более 70 %) республики (на западе — плоскогор-но-равнинная, на востоке — расчлененная горная область и высокие нагорья, на юге — Алданское нагорье и Становой хребет). Высшая точка — гора Победа, 3147 м над уровнем моря на хребте Черского. Лишь на севере и в центре республики простираются обширные равнины. Равнины и низменности в общей сложности составляют только 1/3 территории. Равнины и межгорные котловины наиболее заселены и освоены в сельскохозяйственном отношении, но в главных сельскохозяйственных районах ощущается резкая нехватка влаги, что вызывает необходимость орошения земель. За исключением небольших участков на юго-западе, почти вся Якутия находится в зоне «вечной» мерзлоты, сохранившейся со времен ледникового периода. В течение короткого лета верхний слой почвы оттаивает на глубину от 0,4 до 3,5 м, остальной слой остается мерзлым постоянно. Более 70 % территории покрыто тайгой, остальное — лесотундра, тундра, арктическая пустыня [7, с. 16—18].
Территория РС (Я) обладает одним из важнейших параметров — значительным размером. Обширность территории обусловливает разнообразие ее природных ресурсов, задает параметры инфраструктуры, в частности транспортной сети, и уравновешивает некоторые черты неблагоприятного географического положения. В ее недрах сосредоточены уникальные минеральные богатства, огромны лесные, водные и другие природные ресурсы. На территории республики выявлено свыше полутора тысяч месторождений различных видов минерального сырья. В их числе 150 алмазоносных кимберлитовых трубок, около 600
золотоносных месторождений, 44 оловянных и столько же каменноугольных, 34 нефтегазовых, 26 слюдяных, 7 железорудных, несколько сурьмяных, цеолитовых, апатитовых и многих других. На ее долю приходится 47 % разведанных запасов угля, 35 — природного газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 28 — олова, 17,2 — золота, 9 — разведанных и 15 — прогнозируемых запасов вольфрама, 10 — промышленных запасов фосфатов, более 6 — железных руд, более 80 % сурьмы, значительные запасы углеводородов, также пятая часть всех гидроресурсов России. Якутия обеспечивает добычу всей российской сурьмы, 98 % алмазов, 86 — олова, 15 — золота и 24 % производства бриллиантов. Многие разведанные и не разрабатываемые в настоящее время месторождения относятся к категории комплексных, уникальных и крупных. Стоимостная оценка минерально-сырьевых ресурсов для хозяйственного освоения достигает 2,8 трлн долл. [6, с. 93—94]. На долю республики приходится 30 % от дикой природы России и более 10 % — всего мира. Редкая заселенность территории способствует сохранению относительно нетронутой природы, которая становится важным ресурсом для экономического и культурного развития республики.
В геодемографическом аспекте уникальностью Якутии является то, что здесь наряду с малочисленными народами Севера проживает самый многочисленный из коренных народов Севера — народ саха. Он не считается автохтонным, так как заселился сюда в ХГГГ—XIV вв. и постепенно освоил этот край путем разведения лошадей и крупного рогатого скота, а начиная с XVII в. — развития земледелия и различных домашних ремесел. По мере хозяйственного освоения края численность якутского населения росла: в 1897 г. (первая всероссийская перепись) — 221,5 тыс. чел., 2002 г. — 432,3 тыс. чел. Однако доля якутов в общей численности населения республики сокращалась вплоть до 1980 г. [5, с. 55]. Начиная с 1990 гг. в результате оттока пришлого населения он вырос и ныне составляет 45 %, а вместе с малочисленными народами Севера — более 50 % общей численности населения. Доля коренного населения и численность его, по оптимальному прогнозу, удвоится через 50 лет.
Коренные жители почти не подвержены миграции за пределы республики. Они любят свой край, свою малую родину, бережно относятся к ее природе, истории и традициям, больше проявляют истинный патриотизм. Все это очень важно для заселения и хозяйственного развития региона Крайнего Севера, который для большинства при-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика
17
езжего населения является временным местом жительства. Значительная численность и высокая доля якутского населения создают благоприятную почву для развития национальной культуры, укрепления национальной государственности и экономической самостоятельности республики. Следовательно, наличие многочисленного коренного населения Якутии, в отличие от других северных субъектов, можно считать одним из признаков ее уникальности.
Весьма важна величина и хозяйственная насыщенность территории республики. По масштабу и интенсивности градообразовательных процессов, концентрации и особенностям производства, развитию инфраструктуры эта территория заметно отличается от территорий других субъектов Дальневосточного региона. Здесь нет крупных агломерационных образований поселений. Городские поселения разбросаны и образуют небольшие локальные образования в ее южной, центральной, западной частях. Отдельные городские населенные пункты расположены на Севере и в северо-восточной ее части. За последние 15 лет численность населения республики в целом имела тенденцию к сокращению. Однако в центральной части республики численность населения возросла. Быстрее всего растут города и рабочие поселки — важные центры промышленного производства. Город Якутск с численностью населения более 276,2 тыс. чел. (на начало 2008 г.) является крупнейшим по численности населения городом на всем северо-востоке России. Это крупный административный, культурный, образовательный, научный, товарораспределительный и транспортно-промышлен-ный центр.
До 1920-х гг. Якутия оставалась отсталой аграрной окраиной Российского государства, промышленного производства, по существу, не было. Здешние народы жили в относительно изолированных условиях, хотя осуществлялись эпизодические связи с югом и востоком. После открытия и вхождения Якутского края в состав Российского государства влияние русских сказалось на освоении водного пути на Севере летом и ямского тракта зимой вдоль р. Лена. Это способствовало введению Якутского края в экономические интересы государства в виде валютной пушнины. В дальнейшем постепенное увеличение численности русских изменило состав населения, приобщило якутов, исконных животноводов, к земледельческой культуре. В суровых природно-климатических условиях и при наличии уникальных природных ресурсов, особенно полез-
ных ископаемых, зарождение и создание крупной промышленности явилось основным направлением развития производительных сил и преобразования экономико-географического положения РС (Я). После провозглашения Якутской АССР в составе РСФСР в 1922 г. начинается индустриализация республики. Добыча золота и слюды-флагопита на юге Якутии, а также строительство Амуро-Якутс-кой автомобильной магистрали превратили южную часть республики в один из крупных центров горнодобывающей промышленности страны. В последующие годы на территории Южной Якутии построены железная дорога до ст. Беркакит, Нерюнгринский угледобывающий карьер, ГРЭС, ЛЭП, Нижне-Куранахский ГОК, Томмотский лесоперерабатывающий завод и другие производственные объекты. В 1950-е гг. началось освоение алмазоносных месторождений Западной Якутии в районе г. Мирный. В течение десятилетий построены и работают несколько крупных горнообогатительных комбинатов, Ленский транспортный узел, каскад Вилюйских ГЭС [3, с. 29—38].
В целом, при отсутствии наземного транспорта круглогодичной эксплуатации в республике осуществлялось преимущественно локальное промышленное освоение месторождений золота, олова, сурьмы, алмазов, каменного угля для России и природного газа для местных нужд, которое вело к очаговому хозяйственному развитию и не оказывало существенного влияния на улучшение транс-портно-географического положения республики в целом. Однако следует отметить значительное изменение экономико-географического положения Западной Якутии в результате крупномасштабного развития алмазодобывающей промышленности и Южной Якутии в связи с созданием крупного угольного комплекса и строительства железной дороги БАМ—Тында—Беркакит—Томмот. Освоение богатства недр в промышленных объемах привело к оживлению экономических связей Якутии, как прежде, по Лене, затем по Амуро-Якутской автомобильной магистрали и Северному морскому пути. Все это в экономическом плане увеличило доступность территории республики и улучшило ее географическое положение. Освоение и развитие западной и северо-восточной частей, связанных с добычей алмазов, газа, цветных и драгоценных металлов в общегосударственных масштабах, обусловили массовое использование авиационного, автомобильного и водного транспорта, а также трубопроводов, что со второй половины XX в. значительно улучшило выгоды транспортно-гео-
графического положения республики. В настоящее время в связи с реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. наступил качественно новый этап промышленного освоения и роста промышленного потенциала.
Экономико-географическое положение республики уникально и тем, что республика является самой северной не только в России, но и в мире, где в предельно экстремальных климатических условиях Крайнего Севера создана симбиозная с окружающей природной средой скотоводческо-ко-неводческая цивилизация. Среди северных субъектов РФ республика отличается развитым сельским хозяйством. Якутия стала самой северной границей разведения крупного рогатого скота и лошадей в мире. По численности поголовья лошадей среди субъектов РФ занимает второе место, уступая лишь Башкортостану. Растениеводство также развивается в еще более сложных природно-климатических условиях. Благодаря ученым-аграрникам (выведение районированных сортов) картофелеводство и овощеводство закрытого грунта продвинулись далеко на север — в арктическую зону, хотя основная зона земледелия республики — Центральная Якутия. Регион занимает ведущие позиции в Дальневосточном федеральном округе по численности поголовья крупного рогатого скота, лошадей, оленей, производству продукции животноводства. Население обеспечивается мясом, молоком, картофелем и овощами местного производства на 40—70 %, что можно считать уникальным достижением в условиях Крайнего Севера [1, с. 9—19].
Состояние и развитие транспорта как важной отрасли экономики региона оказывает существенное влияние на изменение его экономико-географического положения. Это особенно проявляется в условиях Якутии, при ее огромной территории и отдаленности от центральных регионов страны. При отсутствии современных транспортных путей до 1920-х гг. она оставалась почти полностью изолированной от внешнего мира. Только по мере появления речного и морского пароходства, авиационного и автомобильного транспорта постепенно сформировалась транспортная доступность незначительной части Центральной, Южной и Западной Якутии.
Экстремальные климатические условия в сочетании со слабым развитием всесезонных наземных видов транспорта приводят к резко выраженной сезонности функционирования всей транспортной системы, длительности сроков доставки и
большим дополнительным затратам на сезонное хранение грузов. Более 85 % территории республики доступно с использованием водных и наземных видов транспорта только в ограниченный период времени. В среднем по республике грузы внешнего завоза находятся в пути 270—280 суток, а с учетом времени на хранение — год и более (400—700 суток для наиболее отдаленных районов). Как результат, доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта очень велика (достигает 40—70 % и более, что в разы больше среднероссийской) и предопределяет конкурентоспособность развития в таких условиях только предприятий, выпускающих негрузоемкую продукцию с высокой долей добавленной стоимости.
До сих пор густота путей сообщения в Республике Саха (Якутия) ни в какое сравнение не идет не только с европейской территорией страны, но даже с соседним югом Сибири. По сравнению с другими районами России уровень обеспеченности наземными путями сообщения невысок (менее 6 м/км2 территории). Плотность дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 км2 территории составляет всего 2,4 км, (в Приморском крае — 42,7 км, в Хабаровском — 6,3 км, в Магаданской области — 4,8 км), что в 11 раз ниже, чем в среднем по России. Из 21,8 тыс. км автодорог общего пользования всего 7,6 тыс. км дорог с твердым покрытием, из них 622,4 км с усовершенствованным, остальные 65,1 % (14,2 тыс. км) — это грунтовые дороги и автозимники. Линия железнодорожного транспорта очень коротка (165 км - ОАО «РЖД» и 360 км - ОАО АК «Железные дороги Якутии»). Средневзвешенное плечо межрегионального транспортного обслуживания с использованием существующих возможностей наземного транспорта составляет более 4 000 км., морским путем — 6 500 км. Значительны расстояния перевозок и внутри республики. Так, расстояния от г. Якутска до центров улусов составляют от 70 до 4 300 км, (наземным путем — 800—3 200 км; водным — 2 000—4 500 км; воздушными линиями — 840—2 000 км) [4, с. 48—57].
Кардинальное улучшение транспортной освоенности территории республики произошло бы при осуществлении следующих проектов: доведение железнодорожной линии до г. Якутска, продолжение строительства межконтинентальной железной дороги с юга Сибири через г. Якутск, Магаданскую область, Чукотку на Аляску и дальше, а также полная всесезонная эксплуатация Северного морского пути с учетом обновления и развития систем нави-
РБгионАльнАя экономикА: теория и практика
19
гационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, модернизации морских портов республики. Железная дорога, придя в Якутск, соединит широтные транснациональные магистрали: Транссибирскую и БАМ, с одной стороны, и Северный морской путь — с другой (Якутский меридиональный смешанный железнодорожно-водный коридор — наиболее короткий в мире и экономически выгодный путь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Скандинавию и Европу). Важное значение приобретет и воздушный путь через Северный Ледовитый океан, который является уникальным коммуникационным пространством, где проходят перспективные международные транзитные транспортные коридоры.
Кроссполярные маршруты — Ро1аг-3, 4, проходящие над Якутией, придадут аэропорту «Якутск» еще большее значение в условиях формируемого Якутского транспортного мультимодального узла, основанного на стыковке железной дороги, авиации, речных путей, федеральных и республиканских автодорог. Главное конкурентное преимущество Якутии при включении ее в схему международных перевозок — более короткое, при прочих равных условиях, время доставки грузов [2, с. 341]. При осуществлении этих транспортных проектов республика получит более 47 % территории с охватом почти 92 % населения и 96 % производства товаров и услуг круглогодичного действия.
Благодаря удобному географическому положению между Европой и Азией, республика в самом начале своего освоения и заселения приобрела значение важного форпоста освоения дальневосточных окраин, чему способствовало прохождение через нее основных сухопутных и речных путей из Сибири на восточные морские побережья. Пересекающиеся торговые пути играли большую роль в развитии ее южных, северных, центральных и восточных территорий. Непосредственное расположение на берегах Северного Ледовитого океана создало условия для освоения и заселения приморских ее рубежей. Природные богатства юга и рыбные ресурсы Севера, запасы пушно-меховых ресурсов, выгодное географическое и геополитическое положение относительно восточных рубежей и американского побережья издавна привлекали внимание предприимчивых купцов и предпринимателей — как российских, так и иностранных.
В настоящее время РС (Я) является крупным субъектом Дальнего Востока, где сосредоточены промышленное производство, транспортные узлы, предприятия сферы услуг, и местом поступ-
ления и отправления различных грузов из России, Средней Азии, Закавказья, Казахстана. Железная дорога, морские порты Черский, Тикси, речная магистраль Лена, аэропорты обеспечивают возрастающий объем перевозок. Являясь центром пересечения железнодорожных, автомобильных, морских, речных, авиационных, газо-, нефтепро-водных путей и дорог, соединяющих между собой районы России, Сибири и Дальнего Востока, РС (Я) становится крупным транспортным узлом регионального значения. Республика Саха (Якутия) является местом концентрации энергетических узлов по производству энергоресурсов для нужд республики и окружающих ее субъектов, что во многом определяет ее транспортно-экономические связи. В этом отношении функции республики для обслуживания других регионов определяются ее географическим положением и характером ее связей не только с тяготеющими к ней субъектами РФ, но и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В течение предстоящих 15—20 лет в РС (Я) будет создан крупнейший промышленный комплекс в составе существующих отраслей и предприятий, а также новых нефте- и газодобывающей, нефте- и газоперерабатывающей, полиметаллической и металлургической промышленности, горнопромышленной по добыче и переработке урановых и апатитовых руд. Основная часть продукции, выпускаемой ими, будет поставляться в другие регионы России и на экспорт, преимущественно в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По южной части республики прокладываются мощные магистральные нефте- и газопроводы «Восточная Сибирь — Тихий океан» с подключением месторождений Якутии. В Южной Якутии намечается строительство каскада 5—7 гидроэлектростанций и высоковольтных линий электропередач на Дальний Восток и, возможно, в Южную Корею и Китай. В Восточной Якутии проектируется создание крупных золоторудных, медновольфрамовых и полиметаллических производств. Многие крупные инвестиционные проекты по территориальному признаку объединены в мега-проекты «Комплексное развитие Южной Якутии», «Комплексное развитие Западной Якутии» и «Том-понский горнопромышленный район», реализация коих существенно изменит экономико-географическое положение, которое станет конкурентным преимуществом региона.
Республика превратится как по огромным масштабам, так и по многоотраслевой структуре в уникальный промышленно-транспортный регион,
активно участвующий в межрегиональных и международных экономических связях.
Таким образом, анализ состояния и динамики экономико-географического положения РС (Я) позволяет выявить основные признаки его уникальности, из которых одни имеют положительный, а другие отрицательный характер. Однако их совокупное значение оценивается как существенная положительная величина, которая определяет конкурентное преимущество региона в условиях рыночной экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Егоров Е. Г., Дарбасов В. Р. Аграрная экономика Севера. — Якутск: Компания «Дани Алмас». 2008.
2. Егоров Е. Г. Использование потенциала Якутии для развития России и ее интеграции в миро-
вую экономику // Сборник научных трудов Института региональной экономики АН РС (Я). Вопросы региональной экономики. Выпуск 2. — Якутск: ЯФ изд-ва СО РАН. 2002.
3. Егоров Е. Г., Пономарева Г. А., Федорова Е. Н. Западная Якутия. Территориальная организация социально-экономического комплекса. — Новосибирск: Наука. 2005.
4. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 года. Сводный том (фондовые материалы ИРЭС). — Москва, Якутск. 2006.
5. Федорова Е. Н. Население Якутии: прошлое и настоящее. — Новосибирск: Наука. 1998.
6. Штыров В. А. Якутия — восточный вектор развития России. — Якутск: ОАО «Медиа-холдинг Якутия». 2008.
7. Якутия. Историко-культурный атлас. — М.: Феория. 2007.
Не успели оформить
подписку на 2009 год?
Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.
Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.
Тел./факс: (495) 621-69-49, (495) 621-91-90
Http://www.fin-izdat.ru Е-таП: [email protected]