Научная статья на тему 'Географическое образование как фактор формирования патриотического сознания старшеклассников'

Географическое образование как фактор формирования патриотического сознания старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулвагабова Саида Абдулгапуровна

В статье раскрываются возможности географического образования (содержание, форма и методы) в формировании патриотического сознания старшеклассников, дается характеристика условий эффективного патриотического воспитания средствами регионального краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулвагабова Саида Абдулгапуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Географическое образование как фактор формирования патриотического сознания старшеклассников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 91(07)

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ О БРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

© г^здбдудвагабова С.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрываются возможности географического образования (содержание, форма и методы) в формировании патриотического сознания старшеклассников, дается характеристика условий эффективного патриотического воспитания средствами регионального краеведения.

The author of the article reveals the possibilities of the geographical education (content, forms and methods) in developing the senior schoolchildren's patriotic consciousness, characterizes the conditions for increasing the patriotic education efficiency with the help of the regional history.

Ключевые слова: патриотизм,патриотическое сознание, родина, отечество, содержание образования, географическое образование, географическое краеведение.

Keywords: patriotism, patriotic consciousness, homeland, motherland, educational content, geographical local history.

Географическое образование как фактор социального становления личности, воспитания гражданской идентичности в значительной мере зависит от того, насколько школьник владеет знаниями ценностным потенциалом, изначально заложенным как фактор формирования

патриотического сознания, чувств и поведения человека.

Патриотизм - наиболее глубокое человеческое чувство, под которым понимается преданность и любовь к Отечеству, к народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их

защите. При этом патриотизм как важнейшее духовное состояние личности характеризует высший уровень ее развития, проявляемый в активно-деятельной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, одно из первостепенных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов, в связи с чем в Законе «Об образовании РФ», «Национальной Доктрине образования в Российской

Федерации», «Концепции воспитания молодежи РФ», «Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20112015 годы», «Патриотическое воспитание граждан в Республике Дагестан на 20112015 годы» даны установки на использование всех культурно -исторических, социально-

педагогических, учебно-методических средств, форм и методов для патриотического воспитания

подрастающего поколения учащейся молодежи.

Проблема патриотизма актуальна на протяжении всей истории человечества и привлекала внимание мыслителей и просветителей, ученых, философов, политических деятелей, писателей, поэтов, всей прогрессивной части общества, поскольку усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, протекает под влиянием среды, в которой родился и обитает человек, и прежде всего, географической среды, ежедневно, ежечасно оказывающей влияние на его психологическое и эмоциональное состояние.

В современных условиях важно усилить внимание к географическому образованию как к фактору патриотического воспитания, поскольку знание прошлого и настоящего края необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, а географическое краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине. При этом одной из важных задач современной школы выступает формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна, включающих в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город, район.

По мере развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу. С этих позиций вершиной патриотического воспитания выступает осознание себя гражданином России, формируемое в постоянном общении со средой обитания, с родной природой, знакомством с

социально-экономическими и природно-географическими условиями жизни народа, то есть через непрерывное и целенаправленное географическое

образование школьников. При этом на формирование патриотического сознания оказывают влияние многие факторы, среди которых: содержание, включающее систему ценностных ориентаций, где важное место занимают патриотические чувства, сознание и поведение.

Теоретический анализ философской, психолого-педагогической и другой литературы по патриотическому воспитанию в условиях

многонационального регионе (С. А. Алиева, С. Т. Алиева, Б. М. Бим-Бад, Р. А. Валеева, Г. Г. Габдуллин, З. Т. Гасанов, З. З. Гасанова, А. Н. Джуринский, Т. С. Омарова, О. Н. Омаров, В. И. Кочисов, Д. И. Латышина, Д. М. Маллаев, Ш. А. Мирзоев, Г. В. Мухаметзянова, Р. А. Низамов, А. И. Пискунов, Т. Н. Петрова,

B. Г. Пряникова, З. И. Равкин, Г. М. Тайчинов, Р. В. Шакиров Е. В. Ширекина и др.) указывает на разработанность сущности «патриотизма», его места в структуре личности, возрастных особенностей, патриотического воспитания в обучении и внеклассной работе и т. д. При этом недостаточно выявлены психолого-педагоги-ческие условия формирования ценностных ориентаций через историческое, литературное, художественно-эстетическое образование, использование потенциальных возможностей краеведения.

Важным элементом школьного географического образования,

способствующего формированию

патриотического сознания, выступает природа, окружающая среда во всем ее многообразии и сложности.

Древнегреческий географ и историк Страбон, живший с 63 г. до н.э. по 23 г. н.э., писал: «Население, отличающееся красотой и большим ростом, простодушное, не торгашеское. Сражаются они пешими и на лошадях, в легком вооружении и защищенные панцирями [3.

C. 29].

Наскальные изображения на территории Дагестана (сел. Капчугай, Ленинкент, Кумторкала, Эки-Булак) свидетельствуют, что дагестанцы хорошо владели орудиями труда, охоты, были отменными лучниками, всадниками, отважными и выносливыми воинами, героически защищавшими свой край от иноземных захватчиков. Положительно отзывался о величавости, крепком телосложении, приветливости,

умеренности в еде, о мужестве и воинственности худощавых горцев. Гиппократ, который, будучи 2300 лет тому назад на Кавказе, особое внимание обратил на трудолюбие и свободолюбие горцев, выполнение ими физических упражнений, обеспечивающих твердую волю, настойчивость, самоотверженность и отвагу [5. С. 51]. Сконцентрированные в историко-культурных и природных памятниках Дагестана физические и другие упражнения составляют систему воспитания.

Сегодня в школах республики используются программы, учебники и учебные пособия по географии Дагестана, авторами и составителями которых являются дагестанские ученые-педагоги Н. А. Абасов, Б. А. Акаев, Г. К. Акавова, Ш. М. Алиев, З. В. Атаев, З. Х. Гаджиева, И. Г. Далгатов, А. А. Магомедов, Ш. Х. Омаров, К. И. Пашаев К. П. Сергеева, В. И. Сурмачевский, Э. М. Эльдаров и др., анализ которых показывает, что в их содержании и методическом аппарате не всегда четко выделены ценностные компоненты, необходимые при формировании патриотического сознания, чувств и поведения школьников. В этих условиях повышается социальная значимость теоретической разработанности

проблемы роли географического образования в формировании патриотического сознания

старшеклассников.

Анализ литературы указывает на многоаспектность проблемы и неоднозначность взглядов авторов по вопросам его состава, структуры, свойств, принципов отбора, принципов и критериев оптимизации,

рассматриваемые как средство формирования патриотического сознания учащихся.

Анализ программ и учебников по общеобразовательному предмету

«География Дагестана» показал, что значимой для формирования

патриотического сознания учащихся эмоционально-ценностный компонент в содержании не представлен, не представлена система ценностей, что обусловило необходимость

корректировки программы, наполнения ее ценностным содержанием.

Реальные представления подростков о родном крае указали на наличие у учащихся знаний и представлений, полученных из разнообразных

источников, одним из которых является содержание школьного курса и «География Дагестана». При этом отмечается в целом положительное отношение, интерес к своему краю, наличие знаний и представлений учащихся о родном крае, характеризуемых отрывочностью, несистемностью,

отсутствием четких границ и т. д.

Это свидетельствует о том, что в формировании патриотического сознания возможности географического

образования используются не в полной мере. В существующей практике обучения формированию

патриотического сознания необходимо придать целенаправленный характер.

Анализ практики реализации регионального компонента содержания географического образования показал понимание учителями его важности в формировании личности учащихся, где выявлены трудности этого процесса (недостаточная обеспеченность

пособиями с региональным содержанием, остаточный принцип в изучении региональных предметов, необходимость корректировки содержания

существующих региональных программ и др.).

При этом подходы к организации учебно-воспитательного процесса в целом носят традиционный, личностно-ориентированный характер,

обеспечивается единство обучения,

воспитания и развития учащихся. Мы констатировали наличие таких необходимых условий формирования патриотического сознания, как личностная заинтересованность в обучении на благо родины, общества и в целом Отечества.

Диагностика параметров

патриотического сознания

(познавательный и эмоциональный компоненты) на начало эксперимента показала, что степень сформированности ценностей, характеризующих

патриотическое сознание, недостаточно высокая.

Определение значимости ценности "родной край» у старших подростков показало, что она не занимает приоритетного положения, находясь в середине иерархической лестницы.

Выявив знания и представления учащихся о родном крае, мы обнаружили многокомпонентность в его восприятии, неравнозначную представленность в ответах различных его аспектов, что говорит о недостаточной

сформированности познавательного компонента. Эмоциональное отношение характеризуется неоднозначностью

восприятия учащимися объектов и явлений на территории родного края.

Также установлено преобладание доли учащихся со средним уровнем сформированности патриотического сознания (52%), незначительность учащихся с высоким уровнем (29%), а также наличие группы учащихся с низким уровнем его сформированности (19%).

Попытка ориентации старших подростков на ценность "родной край» через урочную и научно-исследовательскую деятельность в рамках регионального содержания

географического образования

способствовали формированию

патриотического сознания старших подростков, позитивному отношению к родному краю.

При этом особенностью

исследовательской работы выступает личностная направленность

формирования патриотического

сознания; учет процессуальной стороны обучения (использование разнообразных видов уроков, методов обучения, соответствующих целям, задачам урока и характеру учебного материала); создание благоприятного эмоционального фона; продуктивное взаимодействие учителя и учащихся.

Результативность определялась нами на основе динамики показателей на начало и конец эксперимента, которая по степени сформированности умения дифференцировать ценности, значимости ценности родной край, степени развитости представлений и знаний о родном крае и проявленного к нему отношения имеет количественные и качественные изменения,

характеризующие познавательный и эмоциональный компоненты ценностных ориентаций старших подростков по отношению к родному краю.

При этом увеличился уровень знаний учащихся о родном крае, отмечена меньшая степень выражения негативных эмоций по отношению к объектам, явлениям родного края, появилось большое количество объектов, личностно значимых для учащихся, возросла значимость ценности "родной край» в иерархической системе ценностей.

В целом динамика уровней указывает на возрастание доли учащихся с высоким уровнем и снижение количества респондентов с низким уровнем сформированности диагностируемых компонентов патриотического сознания.

На заключительном этапе

эксперимента отмечен высокий интерес старших подростков экспериментальных классов к предмету «География Дагестана» как к предмету, помогающему изучать родной край, а уроки географии - одним из предпочтительных источников

информации о своем крае.

На аналитико-обобщающем этапе выявлена положительная динамика влияния содержания образования на формирование патриотического сознания учащихся средствами содержания образования.

Резюмируя теоретические и методические положения,

представленные в статье, можно сформулировать следующие выводы:

1. Содержание современного образования оказывает воспитывающее влияние на личность ученика. Оно выступает средством формирования патриотического сознания школьников при условии его наполнения патриотическими знаниями, идеями, взглядами, убеждениями и идеалами.

2. Частью содержания общего образования является содержание географического образования, посредством определения воспитательного потенциала регионального компонента которого формируются патриотическое сознание, чувства и поведение по отношению к Родине и Отечеству.

3. Влияние содержания географического образования на формирование патриотического сознания старшеклассников происходит при его реализации в процессе обучения и определяется умением учителя транслировать патриотические ценности в жизнедеятельность школьников.

4. Формирование патриотического сознания учащихся проходит эффективно при условии оптимальной реализации педагогического мастерства учителя по изучению содержания географического образования согласно следующих критериев:

- полном осмыслении программного материала на каждом уроке;

- социальной ориентации географического образования через обоснование понятий «родной очаг», «родной край», «Родина», «Отечество» как ведущих ценностей;

- выявлении и применении рациональных психолого-педагогических условий формирования патриотического сознания учащихся.

Наибольшая ответственность по формированию патриотического

сознания и поведения учащихся возлагается на учителя географии, который призван решать следующие задачи:

- показ уникальности республики через раскрытие разнообразия, красоты и богатства ее природы;

- воспитание бережного отношения к природным богатствам;

- знакомство учащихся с государственными и дагестанскими региональными природоохранительными документами;

- изучение героической истории республики, боевых подвигов народов в годы Великой Отечественной войны, в период защиты конституционного строя и территориальной целостности от бандформирований;

- использование краеведческого материала, знакомство учащихся с достижениями в географической, геологической, экономической и других сферах освоением природных ресурсов региона.

Следовательно, результатом

формирования патриотического сознания и поведения должны стать:

а) единство мысли и чувства учащихся, заключающееся в эмоциональной подаче смыслового материала урока;

б) связь с жизнью в обучении географии, имеющей несколько аспектов: краеведческий, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания местной истории и географии; политический, заключающийся в отражении и оценке на уроках новейших политических событий; научно-проблемный, открывающий достижения отечественной науки и техники; природоохранительный, знакомящий учащихся с законодательными актами РФ и РД, воспитывающий бережное отношение к природе; практический (профориентационный), готовящий учащихся для работы, для службы в армии; межпредметных связей, заключающийся в привлечении истории, биологии, химии, экономики, экологии, истории и культуры региона для патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание не может складываться из отдельных более или менее удачных воспитательных

моментов, вносимых от случая к случаю, поскольку требуется охват всего предмета в целом, где воспитательные и образовательные задачи будут решаться в единстве и на основе тщательно продуманного плана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мы полагаем, приведенные критерии при условии тщательного осмысления и

применения на

способствовать

улучшению базы

патриотического

старшеклассников

краеведения.

практике могут качественному по формированию сознания средствами

Примечания

1. Алиев Ш. М. О русском Географическом обществе и задачах географического образования в Дагестане // Труды Географического общества Дагестана.Вып. XXXVII. Махачкала, 2009. 140 с.

2. Александрова Е. Н. Формирование ценностных ориентаций учащихся средствами регионального содержания образования // Образование в контексте социальных инноваций: интеркультурный диалог северных стран: Сборник материалов Международной научной конференции: 17-19 ноября 1998 г. Архангельск, 1999. С. 161.163. 3. Ахлаков А. А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. М. : Наука, 1981. 230 с. 4. География Дагестана. Учебное пособие для уч-ся 9 кл. ср. шк. / под ред. К. П. Сергеевой, В. И. Сурмачевского, Ш. М. Алиева. Махачкала : Изд-во НИИ педагогики, 2002. 5. Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Героические истоки и историко-педагогические предпосылки формирования дагестанского народного патриотизма // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 50-60.

Статья поступила в редакцию 10.04.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.