Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ'

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ / ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РЕГИОН / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / GEOGRAPHICAL INDICATIONS / ECOSYSTEM APPROACH / REGION / INTANGIBLE FACTORS / FOOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Денис Геннадьевич

Развитие различных моделей производства продовольствия в рамках традиционного и экоситемного подходов связано с привлечением дополнительных нематериальных факторов. Представлены рекомендации по развитию производства экологически чистого продовольствия на основе получения права пользования географических указаний организациями в отдельных эколого-экономических зонах. Выделены функции и преимущества географический указаний, разработан универсальный алгоритм их регистрации и использования. Результаты вносят некоторый вклад в теорию развития экосистемного подхода к производству продовольствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL INDICATIONS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICALLY CLEAN FOOD PRODUCTION

The development of different models of food production in the framework of traditional and ecosystem approaches is associated with the identification of complementary tools in their implementation. Recommendations for the development of production of ecologically clean food based on obtaining the right to use geographical indications of organizations in separate ecological and economic zones. Dedicated functions and benefits of geographical indications developed a universal algorithm for their registration and use. The results make some contribution to the theory of ecosystem development approach to food production. General research methods are used to study economic phenomena.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»

Галкин Д. Г.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Аннотация. Развитие различных моделей производства продовольствия в рамках традиционного и экоситемного подходов связано с привлечением дополнительных нематериальных факторов. Представлены рекомендации по развитию производства экологически чистого продовольствия на основе получения права пользования географических указаний организациями в отдельных эколого-эконо-мических зонах. Выделены функции и преимущества географический указаний, разработан универсальный алгоритм их регистрации и использования. Результаты вносят некоторый вклад в теорию развития экосистемного подхода к производству продовольствия.

Ключевые слова. Географические указания, экосистемный подход, регион, нематериальные факторы, продовольствие.

Galkin D.G.

GEOGRAPHICAL INDICATIONS AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF ECOLOGICALLY CLEAN FOOD PRODUCTION

Abstract. The development of different models of food production in the framework of traditional and ecosystem approaches is associated with the identification of complementary tools in their implementation. Recommendations for the development of production of ecologically clean food based on obtaining the right to use geographical indications of organizations in separate ecological and economic zones. Dedicated functions and benefits of geographical indications developed a universal algorithm for their registration and use. The results make some contribution to the theory of ecosystem development approach to food production. General research methods are used to study economic phenomena.

Keywords. Geographical indications, ecosystem approach, region, intangible factors, food.

Введение

Возможности реализации потенциала отдельных эколого-экономических зон на основе технологических, организационных и экономических мероприятий исследуются в рамках экосистемного подхода к производству продовольствия [1; 2]. Цель статьи заключается в разработке рекомендаций по развитию производства экологически чистого продовольствия на уровне отдельных эколого-экономических зон для обеспечения устойчивости их функционирования. Традиционный и экосистемный подходы к производству продовольствия

Из существующих моделей сельского хозяйства, сгруппированных по характеру воздействия на окружающую среду [3], следует выделить смешанное сельское хозяйство, роль производителей в котором заключается в придании «естественности» продукции, а также сочетание высокотехнологичной и смешанной моделей, при котором технологии, направленные на повышение эффективности произ-

ГРНТИ 06.71.07 © Галкин Д.Г., 2020

Денис Геннадьевич Галкин - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, анализа и информационных технологий Алтайского государственного аграрного университета (г. Барнаул). Контактные данные для связи с автором: 656031, Барнаул, Молодежная ул., д. 45 (Russia, Barnaul, Molodezhnaya str., 45). Тел.: +7 3852 20-31-89. Е-mail: gennadichu@mail.ru. Статья поступила в редакцию 09.09.2020.

водства, взаимодействуют с элементами внутренней и окружающей сред. Обе модели могут быть реализованы в рамках экосистемного подхода и ориентированы на регионального или национального потребителя.

Инструменты поддержки производств экологически чистого продовольствия отражены в рамках модели управления развитием производства экологически чистого продовольствия [2]. При ориентации производства на внутренний рынок значимыми инструментами могут стать нематериальные факторы эколого-экономический зон. Зарубежный опыт показывает, что наиболее конкурентоспособны территории, обладающие уникальными стратегическими активами: природным потенциалом, технологиями, трудовыми ресурсами с определенными знаниями и навыками [16]. В качестве стратегического актива всё чаще рассматриваются некоторые объекты интеллектуальной собственности (ИС), влияющие на развитие страны, региона или эколого-экономической зоны. Одним из таких объектов являются географические указания (ГУ), которые могут стать значимыми в развитии производства продовольствия.

Нематериальные факторы развития производства продовольствия

В общем виде географические указания - обозначения, используемые на товарах, которые имеют уникальное географическое происхождение и обладают свойствами, связанными с местом их происхождения. Как следствие, ГУ включают название географического объекта. Примером ГУ, как правило, является продовольствие, свойства которого обусловлены особыми местными географическими факторами (климат и почва). Функционирование обозначения в качестве ГУ определяются и охраняются в соответствии с законодательством.

Например, шампанское признано в Европе, потому что оно соответствует игристому вину, производимому в винодельческом регионе Шампань. ГУ «Рокфор» идентифицирует сыр, произведенный из овечьего молока и выдержанный в пещерах Рокфор-сюр-Сульзон (охраняется в ЕС в соответствии с Правилом № 2081/92 и в США в соответствии с регистрационным знаком № 571/798) [4].

С учётом вышеизложенного, можно выделить отличительные признаки ГУ: содержат название региона, указывающее на то, что продукт связан с определенной местностью; товар обладает особым качеством и характеристиками, обусловленными его географическим происхождением; товар подразумевает существенные или исключительные природные и человеческие факторы географической среды, приводящие к определенным свойствам и высокому качеству.

Знак ГУ подтверждает, что качество и репутация продукта зависят от его географического происхождения [11]. Это положение закреплено Всемирной торговой организацией в рамках Соглашения о правах на интеллектуальную собственность. Влияние ГУ на качество и безопасность продовольствия может быть обусловлено биоразнообразием, что объясняется сочетанием уникальных климатических условий, характеристик почвы, местных пород животных или сортов растений, местного ноу-хау, исторических или культурных традиций, касающихся производства [14].

Также в программе ФАО говорится о том, что ГУ могут быть импульсом развития биоразнообразия, и, как следствие, вносят значительный вклад в безопасность пищевых продуктов, поскольку для их производства часто используются традиционные или специфически адаптированные к местным условиям виды, сорта, породы и микроорганизмы [12]. Регистрация и использование ГУ, прежде всего, помогают защитить продукты питания, связанные с определенной территорией. Нанесение на продовольствие специальных эмблем, связанных с местом его происхождения, может сыграть особую роль в сохранении традиционных видов продукции [15].

ГУ могут быть использованы для создания добавленной стоимости, защиты региона-производителя, укрепления внутреннего рынка, защиты потребителя, развития сельских районов (может влиять на создание и поддержание занятости, распределение доходов), социальной (сплоченность местных субъектов) и экологической устойчивости (биоразнообразие, ландшафт, землепользование). Также ГУ рассматриваются в качестве инструмента, способного содействовать сохранению традиций (нематериальному наследию) и окружающей среды. ГУ может послужить стимулом для сохранения материального наследия (архитектурного ансамбля, производственных площадок и т.д.), развития туризма, гостиничного бизнеса, общественного питания, ремесленных и других услуг [17].

Для производителей ГУ являются инструментом правовой защиты, поскольку вносят вклад в борьбу с контрафактной продукцией, для потребителей обеспечивают прослеживаемость (исходя из ГУ) и соот-

ветствие указанной характеристике. ГУ могут способствовать развитию мелких и средних товаропроизводителей, поскольку этот уникальный актив может повысить конкурентоспособность в сравнении с крупными товаропроизводителями. Кроме того, ГУ может позволить устанавливать более высокие цены и способствовать стабильности спроса [17].

Экономический аргумент против защиты ГУ заключается в том, что они предоставляют монополию географически ограниченному набору товаропроизводителей. Такая монопольная рента явно выражена во Франции. Земля в регионе Шампань может продаваться по цене 1 000 тыс. евро за гектар, в то время как стоимость аналогичных участков земли в соседних регионах - 4 тыс. евро за гектар [13].

Гражданский кодекс РФ выделяет наиболее близкие виды защиты интеллектуальной собственности, которые могут использоваться для географических названий или символов в России: товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товара (НМПТ). НМПТ является частным случаем концепции ГУ.

Определение понятия НМПТ представлено в ГК РФ [5]. Примеры НМПТ В России: московская булочка, которая имеет определенный рецепт и особую форму; башкирский мед, традиционно производимый в Башкирии; вологодское масло; сыр адыгейский, тульский пряник и др. В России зарегистрировано 196 НМПТ, из которых 160 российских и 31 иностранное, в ЕС - более 3 000. Динамика подачи и выдачи свидетельств на НМПТ в РФ за последние 5 лет положительная (таблица 1).

Таблица 1

Динамика заявок и свидетельств на НМПТ в РФ [7]

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 Коэф. роста, 2019 к 2015

Заявки на государственную регистрацию НМПТ

резиденты 43 42 56 97 92 2,14

нерезиденты 1 2 - 2 8 8,00

Выдано свидетельств на НМПТ

резиденты 25 16 27 36 66 2,64

нерезиденты - 8 3 - 1 -

В 2019 г. подано заявок на НМПТ от резидентов в 2,14 раза больше относительно 2015 г., выдано свидетельств больше в 2,64 раза, аналогичный показатель по подаче заявок от иностранных заявителей увеличился в 8 раз. Однако в России существуют некоторые трудности в правовой защите наименований мест происхождения, вызванные, в частности, низким уровнем осведомленности населения, желанием производителей быть монополистами и недостаточным правовым регулированием [4].

ГУ - новый вид средств индивидуализации товаров для РФ. С 27 июля 2020 г. вступили в силу изменения в ГК РФ, часть 4 в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ. У граждан, юридических лиц, ассоциаций и иных объединений появилась возможность регистрации ГУ. ГУ, в соответствии с законом № 230-ФЗ признается обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутация или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением [8].

При этом, регистрация и использование ГУ может рассматриваться как дополнительный принцип различных моделей производства продовольствия в рамках экосистемного подхода. ГУ - активы, позволяющие закрепить исключительные права на данные указания за товаропроизводителями. В свою очередь, товаропроизводители, получившие право на использование ГУ, смогут на продукцию наносить специальные эмблемы, которые будут указывать на наличие в сопровождаемом товаре уникальных свойств и являться знаком качества.

Право на использование ГУ носит коллективный, а не монопольный характер, т.е. предоставляется всем участникам рынка, находящимся в географическом объекте и производящим товар, особые свойства которого определяются характерными для данного объекта факторами. Коллективный характер ГУ может быть определен как добровольные действия, предпринятые участниками рынка для достижения общих интересов. В то же время, коллективные действия позволяют местным товаропроизводителям получать нематериальные ресурсы, такие как информация и доверие.

С учетом рассмотренного зарубежного опыта предполагается, что ГУ целесообразно применять к товарам, на производстве которых специализируется регион или эколого-экономическая зона [9]. В качестве примера предлагается Алтайский край, занимающий первое место в РФ по производству гречихи. По итогам 2019 г. это производство составило 49,96% общероссийского валового сбора [6]. В 2018 г. Алтайскому краю принадлежал 13,51% мирового валового сбора [10].

Регистрация производителями гречихи Алтайского края в качестве географического указания словесного обозначения, содержащего слово «алтайский», позволит, по мнению автора, получить дополнительные преимущества на рынке и возможность укрепления бренда (имиджа) региона. При этом преимущества в результате регистрации и использования ГУ «Алтайская гречиха» могут отличаться для моделей традиционного и экосистемного подходов (таблица 2).

Таблица 2

Преимущества при использовании ГУ «Алтайская гречиха»

Модели традиционного подхода Модели экосистемного подхода

Преимущества для товаропроизводителей

Увеличение добавленной стоимости продукта, доходов собственников, появление возможностей для расширенного воспроизводства Более высокая добавленная стоимость продукта относительно создаваемой в рамках моделей традиционного подхода

Участие в федеральных программах различной направленности, получение дополнительных преференций для развития отрасли Возможность участия в большем количестве целевых программ, в том числе как товаропроизводителю экологически чистого продовольствия

Расширение рынка сбыта продукции (внутренний рынок, экспорт) Участие в процессе воспроизводства окружающей среды, сохранение природного капитала

Обозначение дополнительного фактора конкурентоспособности продукции Обозначение дополнительного фактора конкурентоспособности продукции

Защита товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции Защита товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции

Появление специальной эмблемы на упаковке продукции, указывающей на связь с географическим объектом Появление дополнительной специальной эмблемы на упаковке продукции, указывающей на связь с географическим объектом

Преимущества для регионов/эколого-экономических зон

Увеличение налоговых поступлений Увеличение налоговых поступлений за счет появления большего количества организаций (вновь созданных)

Увеличение доходов населения, повышение социальной устойчивости Увеличение доходов населения, увеличение количества занятных за счет вновь созданных организаций, социальная и экологическая устойчивость

Привлечение инвестиций для развития отрасли Привлечение инвестиций для развития отрасли

Появление возможности у населения выявлять качественный товар Появление возможности у населения выявлять органическую продукцию местных товаропроизводителей

Улучшение имиджа региона Улучшение имиджа региона

Коллективный характер географических указаний предполагает наличие универсального алгоритма их регистрации и использования для моделей сельского хозяйства, реализуемых в рамках традиционного и экосистемного подходов (см. рис.). Алгоритм может включать следующие этапы:

1. Выявление продукции с особыми свойствами с учётом региональной специализации.

2. Связь особых свойств продукции с географической средой.

3. Оценка вероятности признания продукции особой и получения свидетельства на ГУ.

4. Подача заявки на регистрацию ГУ в Федеральный институт промышленной собственности каждым товаропроизводителем независимо друг от друга.

5. Регистрация ГУ за рубежом на основе охранного документа (свидетельства), полученного в РФ (в случае необходимости).

Соблюдение последовательности предлагаемых действий в процессе формирования и использования ГУ позволит производителям гречихи получить исключительное право пользования известного словесного обозначения, обеспечить защиту от недобросовестной конкуренции. ГУ обладает защитной, различительной, рекламной и информационной функциями, позволяющими: охранять обозначение от использования другими участниками рынка, не имеющими отношения к географическому объекту; информировать потребителя о наличии у товара особых свойств; выделить товар среди аналогичных; продвигать товар на российском и зарубежном рынках, завоевывать симпатии потребителей.

Рис. Алгоритм регистрации и использования географических указаний

Заключение

Регистрация и использование географических указаний представляется актуальным в рамках традиционного и экосистемного подходов к производству продовольствия.

Во-первых, это подтверждается наличием связей между ГУ и качеством продовольствия. Использование ГУ в моделях экосистемного подхода обеспечивают дополнительные преимущества относительно моделей традиционного с точки зрения более высокого качества продовольствия за счет более строгих стандартов, высокой добавленной стоимости и сохранения природного капитала.

Во-вторых, регистрация и использование ГУ требуют от товаропроизводителей коллективных действий, что способствует появлению дополнительного информационного обмена между ними.

При этом, универсальный алгоритм регистрации и использования ГУ для моделей сельского хозяйства, реализуемых в рамках традиционного и экосистемного подходов, позволит снизить транзакционные издержки действия патентной системы на этапе регистрации географических указаний.

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Министерства культуры, образования, науки и спорта Монголии в рамках научного проекта №19-510-44011 Монг_т.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галкин Д.Г. Развитие регионов агропромышленной специализации в постиндустриальной экономике: новые подходы к производству продовольствия // Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 10 (406). C. 94-101.

2. Галкин Д.Г. Механизм управления развитием производства экологически чистого продовольствия // Вестник Челябинского государственного университета. 2018. № 3 (413). C. 61-69.

3. Галкин Д.Г. Устойчивые модели сельского хозяйства // Вектор экономики. 2019. № 11.

4. Географические указания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wipo.int/sme/ru/ip_business/ collective_marks/geographical_indications.htm (дата обращения 01.09.2020).

5. Гражданский кодекс РФ. Часть 4 // Информационно-правовой портал ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru (дата обращения 02.09.2020).

6. Единая межведомственная информационно-статистическая система. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fedstat.ru (дата обращения 02.09.2020).

7. НМПТ и региональные бренды. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rupto.ru/ru/sourses/regional-brands (дата обращения 02.09.2020).

8. О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 1 и 23.1 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»: Федеральный закон ФЗ от 26 июля 2019 г. № 230-ФЗ.

9. Поспелова И.Н. Ресурсный потенциал Алтайского края в экологически безопасном производстве молочной продукции // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2017. № 6 (152). С. 167-170.

10. Фаостат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/statistics/ru (дата обращения 01.09.2020).

11. Belletti G., Marescotti A. Origin products, geographical indications and rural development. In: Labels of Origin for Food: Local Development, Global Recognition. CABI Publishing: Rugfest Wallingford, 2011. P. 75-91.

12. Biodiversity for Food and Agriculture Contributing to food security and sustainability in a changing world. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/3Za-i1980e.pdf 2011 (дата обращения 25.08.2020).

13. Deconinck K., Swinnen J. The Political Economy of Geographical Indications // LICOS Discussion Paper. 2014. 36 p.

14. De Rosa M. The role of geographical indication in supporting food safety: a not taken for granted nexus // Italian Journal of Food Safety. 2015. Vol. 4 (4).

15. FAO highlights added value of geographical indications in agricultural products' labeling. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/russian-federation/news/detail-events/en/c/1189106 (дата обращения 25.08.2020).

16. Medeiros M., Passador C., Passador J. Implications of geographical indications: a comprehensive review of papers listed in capes' journal database // INMR - Innovation & Management Review. 2017. Vol. 13 (4). P. 315-329.

17. Slade P. Michler J.D., Josephson A. Foreign geographical indications, consumer preferences, and the domestic market for cheese // Applied Economic Perspectives and Policy. 2019. Vol. 41 (3). P. 370-390.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.