Научная статья на тему 'Географические аспекты транспортной инфраструктуры АПК Мордовии'

Географические аспекты транспортной инфраструктуры АПК Мордовии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — В Н. Пресняков, И А. Семина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Географические аспекты транспортной инфраструктуры АПК Мордовии»

#######################««#***# ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

География

ГЕО ГР АФ И ЧЕ с1ГиЕ~А ^ С ПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ АПК МОРДОВИИ

В. Н. ПРЕСНЯКОВ, кандидат географических наук, И. А. СЕМИНА, аспирант

Формирование и развитие новых экономических отношений изменяют многие критерии оценки эффективности функционирования территорий. Непосредственно этот процесс касается сельских местностей с преобладающими сельскохозяйственными производственными функциями, для которых большое * значение приобретает транспорт. Все очевиднее становится тенденция превращения его в межотраслевую систему, преобразующую условия жизнедеятельности и хозяйствования региона, делающего возможным совершенствование территориального разделения труда, углубления и расширения товарного обмена [ 2» 3 ].

Наибольшее участие в агропромышленном производстве принимает автомобильный транспорт, позволяющий осуществлять перевозки внутри территории "от ворот до ворот" консолидирующий АПК в единый организм. Совершенствование транспортной инфраструктуры в локальных АПК (ЛАПК), складывающихся на небольшой территории, на основе различных форм комбинирования и кооперирования предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции [1, с. 88] увеличивает возможности развития современных экономических связей, так как не только позволяет сократить время доставки малотранспортабельной продукции к местам переработки, тем самым сохраняя ее качество, но и обеспечивает ритмичность поставок сырья, усиливает связи между производящими, пере-

рабатывающими и реализующими предприятиями.

В транспортной инфраструктуре традиционно выделяют три основных элемента:0 постоянные магистрали, транспортные средства и организационные структуры, обеспечивающие эффективность использования транспортных средств и автодорог. При их оценке часто решаются вопросы соответствия экономического развития территории и степени совершенствования транспортной сети*.

Сельскохозяйственные местности на уровне ЛАПК вызывают два вида транспортных проблем — преодоление пространства внутри хозяйств (с поля к местам заготовки, первичной обработки, хранения) и за их пределами (до районных экономических, снабженческих и управленческих организаций, к местам переработки, реализации и т. п.). При этом неоправданно большая протяженность дорог, нерациональная их конфигурация, неполная загрузка и т. д. отрицательно сказываются на развитии ЛАПК, так как увеличивается срок окупаемости капиталовложений в данную инфраструктуру, повышается себестоимость конечной продукции.

Транспортная инфраструктура АПК Мордовии оказывает заметное воздействие на его развитие. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в начале 1993 г. достигала почти 4 тыс. км, из них 87 % имели твердое покрытие, остальные — грунтовые или

покрытые щебенкой. Для лучшего

обеспечения сельской местности республики транспортными путями необходимо строительство еще не менее 1000 км современных автодорог.

Основной каркас автодорожной сети

из-за вытяну тости территории с запада на восток представлен дорогами широтного простирания. Важнейшими из них являются: Саранск — Красносло-бодск — Торбеево — Зубова Поляна; Саранск — Чамзинка — Дубенки. В меридиональном направлении проходят дороги, связывающие центр республики с Пензой и Нижним Новгородом.

Одним из наиболее наглядных и доступных показателей оценки уровня развития траншорта на изучаемой территории является густота транспортной сети. В Мордовия средний показатель составляет около 200 км на Наименьшее его значение характерно для юго-восточных и западных нов, ще природные условия наименее благоприятны для сельского хозяйства и оно менее интенсивно. Наиболее развита транспортная сеть (от 250 до 300 км на 1000 км2) в районах цент-

* ш

ральной и восточной Мордовии (рис.). Здесь сильное влияние на развитие от-

хм

2

Рис. tyстога км/1000 км* 1993 151 — 200; 3 — 201

автомобильных дорог, г.: 1 — менее 150; 2 — - 250; 4 — 251 — 300

раслей АПК оказывают экономические факторы, прежде всего наличие широкой сети перерабатывающих сельскохозяйственное сырье предприятий, а также крупных населенных пунктов (городов, поселков городского типа) со педифическим пригородным хозяйством.

Но эффективность дорожно-транспортной инфраструктуры состоит не только в увеличении протяженности и

немалова-

V

густоты транспортной сети,

ения и конфигу-оптимальной си-

жея учет ее разме

ртш.

схемы внутрихозяйственных дорог способствует сокращению времени доставки грузов, уменьшению прямых и косвенных потерь и в конечном счете почти в 2 раза снижает себестоимость грузоперевозок. При среднем расстоянии перевозов грузов в республике 24,8 км по районам* имеются весьма значительные колебайия — от 14,7 км в Чам-зинском районе до 78,5 км в Теньгу-шевском. Связано это с удаленностью от железнодорожных магистралей, заготовительных и перерабатывающих предприятий»

Надежной считается такая транспортная сеть, которая представляет больше возможностей для уменьшения

дальности перевозок, маневрирования грузовыми и пассажирскими связями одновременно во всех точках территории [41. Преобладающая радиальная транспортная сеть становится тормозом для развития периферийных территорий. Жилые и хозяйственные объекты, находящиеся, как правило, ближе к центру хозяйства, удобнее соединить одной дорогой, одновременно ведущей в административный центр и к общим для всего ЛАПК структурам. Практикой выдвигается требование развития транспортно-коммуникационных условий в виде технически надежной, графически рациональной сети, которая должна обеспечить максимальную эффективность экономических и технологических связей всем пользователям транспортных услуг в сельской местности Мордовии.

«

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 «точке» В Г Межхозяйственная коопе-. развитие ре тональных рыночных отношений // 1. крючков и. I. мсжхомистжснжи. уи СССР. Сео. Регион, экономика и

К.ЖТт С^^Т 18?»Тс. з - 17. .

^ Маергойз И. !Ле^а мел'комасштаб- 4. Эффе^ость ^

них экономя ко-географических исследований. не дорог местного »имени«. М.. Транспорт,

М.: Изд-ао Моск. ун-та, 1981. 137 с. 19*0. 11« С.

3. Шннпер Р. И. Условна и предпосылки &&&&&&&&&&&&&&&

Медицина

ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ОПУХОЛИ ПОЛОСТИ НОСА И ПРИДАТОЧНЫХ ПАЗУХ

Н. А. ПЛОТНИКОВА, кандидат медицинских наук

1

Опухоли носа и придаточных пазух редки. По удельному весу злокачественные опухоли данной локализации занимают последнее место среди новообразований верхних дыхательных путей, составляя 10 — 15 % в их структуре. Чаще других встречаются эпителиальные опухоли слизистой оболочки носа и его придаточных пазух. В настоящее время насчитывается свыше 50 различных по морфологической структуре новообразований. По частоте поражения они распределяются следующим образом: на первом месте опухоли полости носа, дальше следуют опухоли верхнечелюстной пазухи, решетчатого лабиринта, лобной, основной пазухи. При изучении большого материала становится ясным, что они имеют различное гистологическое строение. Наибольшие диагностические затруднения представляют те опухоли, которые специфичны для носа и придаточных пазух и в других органах не встречаются (переходноклеточные образования). Остановимся на отношении полипов к опухолям.

Воспалительные полипы по своему гистологическому строению бывают простыми, сосудистыми, железистыми, эпидермоидными и переходноклеточ-ными [3 ). Простой полип представляет собой выпячивание отечной слизистой

оболочки, покрытое типичным респираторным эпителием. В строме содержатся эозинофилы, плазматические клетки, нейтрофильные лейкоциты. Сосудов и желез мало. В противном случае диагностируют сосудистые и железистые полипы. Эпидермоидный полип выстлан многослойным плоским эпителием, а переходноклеточный — своеобразной модификацией респираторного [2 ].

Едва ли не любая опухоль, глубоко расположенная в стенке носа или придаточных пазух, способна индуцировать развитие вторичного, так называемого реактивного полипа. Что же касается превращения полипа в опухоль, то факты свидетельствуют о наличии такой возможности, однако способностью к приобретению опухолевых свойств обладают исключительно переходноклеточные полипы. События могут развиваться в такой последовательности: простой полип — переходноклеточный полип — переходнокле-точная папиллома — переходноклеточный рак. Любое звено этой цепи может выпасть [2].

Переходноклеточная папиллома

известна под различными названиями: твердая папиллома, Шнейдерианова папиллома, инвертированная погружная папиллома, сосочковая фиброэпи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.