Научная статья на тему 'ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТУРЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ 8-ГО И 9-ГО ПЛАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2002-2013 ГГ.)'

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТУРЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ 8-ГО И 9-ГО ПЛАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2002-2013 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
200
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТУРЦИИ / ИЗМЕНЕНИЕ ГЕОГРАФИИ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА ТУРЦИИ / 5-ЛЕТНИЙ ПЛАН ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ ТУРЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Волкова С. Л.

В статье рассматриваются основные изменения, произошедшие в географической структуре внешней торговли Турции за период выполнения 8-го и 9-го Планов экономического развития, который пришелся на годы правления Партии справедливости и развития. Анализируются важные положения экономических стратегий, принятых правительством в целях роста объемов экспорта, его диверсификации, сокращения зависимости страны от импорта и выхода на приоритетные торговые рынки. В статье рассматривается, каким именно образом Турция продолжала «разведку и атаку» на новые рынки-цели, число которых постоянно возрастало. Автором проводится анализ географической структуры внешней торговли Турции по группам стран, по регионально- интеграционному принципу, выделены пятерки и десятки стран- лидеров в турецком экспорте и импорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHICAL STRUCTURE OF TURKEY’S FOREIGN TRADE DURING THE IMPLEMENTATION OF THE JUSTICE AND DEVELOPMENT PARTY’S 8TH AND 9TH ECONOMIC DEVELOPMENT PLANS (2002-2013)

The article examines the main changes that have occurred in the geographical structure of Turkey’s foreign trade during the period of implementation of the Justice and development Party’s 8th and 9th Economic Development Plans. The author highlights and analyzes import and provisions of economic strategies adopted by the government to increase export volumes, diversify it, reduce the country’s dependence on imports and enter priority trade markets. It is emphasized that Turkey continued to “explore and attack” new markets-targets, the number of which was constantly increasing. The author analyzes the geographical structure of Turkey’s export and import by country groups, according to the regional integration principle, and analyzes the top five and ten of countries in Turkish export and import.

Текст научной работы на тему «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТУРЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ 8-ГО И 9-ГО ПЛАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2002-2013 ГГ.)»

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТУРЦИИ В ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ 8-го И 9-го ПЛАНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (2002-2013 гг.)

Volkova Svetlana**

GEOGRAPHICAL STRUCTURE OF TURKEY'S FOREIGN TRADE DURING THE IMPLEMENTATION OF THE JUSTICE AND DEVELOPMENT PARTY'S 8th AND 9th ECONOMIC DEVELOPMENT PLANS (2002-2013)

DOI: 10.31696/2227-5568-2020-04-008-023

Аннотация: В статье рассматриваются основные изменения, произошедшие в географической структуре внешней торговли Турции за период выполнения 8-го и 9-го Планов экономического развития, который пришелся на годы правления Партии справедливости и развития. Анализируются важные положения экономических стратегий, принятых правительством в целях роста объемов экспорта, его диверсификации, сокращения зависимости страны от импорта и выхода на приоритетные торговые рынки. В статье рассматривается, каким именно образом Турция продолжала «разведку и атаку» на новые рынки-цели, число которых постоянно возрастало. Автором проводится анализ географической структуры внешней торговли Турции по группам стран, по регионально-интеграционному принципу, выделены пятерки и десятки стран-лидеров в турецком экспорте и импорте.

Ключевые слова: географическая структура внешней торговли Турции, изменение географии экспорта и импорта Турции, 5-летний План экономического развития, внешнеторговые партнеры Турции.

Abstract: The article examines the main changes that have occurred in the geographical structure of Turkey's foreign trade during the period of implementation of the Justice and development Party's 8th and 9th Economic Development Plans. The author highlights and analyzes import and provisions of economic strategies adopted by the government to increase export volumes, diversify it, reduce the country's dependence on imports and enter priority trade markets. It is emphasized that Turkey continued to "explore and attack" new markets-targets, the number of which was constantly increasing. The author analyzes the geographical structure of Turkey's export and import by country groups, according to the regional integration principle, and analyzes the top five and ten of countries in Turkish export and import.

Keywords: geographical structure of Turkey's foreign trade, 5-year Economic Development Plan, groups of countries, leading countries, changes in the geography of export and import.

* Волкова Светлана Леонидовна - к.э.н., старший преподаватель Военного университета МО РФ, научный сотрудник ИВ РАН; e-mail: svet-200932@rambler.ru. ORCID: 0000-0002-1785-8957

** Volkova Svetlana - Ph. D. (Economics), senior lecturer of the Military University MORF, research fellow of IOS RAS; e-mail: svet-200932@rambler.ru.

Еще в начале 1980-х годов Турецкая Республика перешла к экспортоори-ентированной стратегии развития, которой последовательно придерживалась. Пришедшая к власти в 2002 г. и правящая поныне Партия справедливости и развития демонстрирует в данном вопросе явную преемственность. Еще в 2001 г. Турция приняла долгосрочную программу экономического развития на 2001-2023 гг. (Шип vadeli strateji), в которой экспорту вновь было отведено значительное место1. С целью обеспечения стабильного развития экспорта планировалось повышение его конкурентоспособности и технологичности, рост добавленной стоимости, эффективное использование собственных природных ресурсов и источников, а также экспортное развитие в соответствии с мировыми тенденциями. Важным направлением государственного социально-экономического регулирования стало приобщение малых и средних предприятий к использованию передовых средств и технологий, повышению производительности труда и выпуску продукции, в том числе и на экспорт, более высокого качества.

Географическая диверсификация продолжала оставаться важным фактором увеличения стоимости экспорта. Турция, наращивая экспорт, вновь ищет новые альтернативные рынки. При этом она налаживает торговое сотрудничество не только с соседними и географически близкими странами, но и с более удаленными, такими как африканские страны и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

В долгосрочной Программе экономического развития упоминалось о том, что наряду с сотрудничеством с прежними партнерами особую важность приобретают новые направления экономических связей. Географическая диверсификация экспорта стала одним из путей его наращивания, при этом внешнеторговая стратегия страны была охарактеризована как стратегия «одновременности», то есть параллельного развитие торговых связей как с традиционными партнерами-странами ЕС, так и с возможно большим числом других государств.

Правительством Турции был подготовлен «Стратегический план развития экспорта на 2004-2006 гг.» (ihracat stratejik р1аш), где и предусматривалось осуществление данной стратегии. Отмечалось, что в экспортной политике продолжается «разведка и атака на новые рынки». Определялись «национальные рынки-цели». Данная стратегия еще и дополнялась структурной диверсификацией экспорта. Таким образом, страна продолжала политику, направленную на отход от направления «один рынок-один товар». Была разработана стратегия выхода на рынки «соседних и пограничных стран». Отмечалось, что необходимо выделять потенциальные новые «целевые» рынки, которые будут являться приоритетными для обеспечения роста экспорта; развивать отношения со странами, имеющими географическую, историческую и культурную близость, а также со странами, экономики которых имеют взаимодополняющий характер с экономикой Турции2.

Согласно 8-му пятилетнему Плану экономического развития (20012005 гг.) значительное внимание в экспортной стратегии отводилось странам ЕС. Россия также была выделена в качестве основного экономического партнера. Кроме того, планировалось увеличение в экспорте Турции доли стран ОЭСР.

В результате Турция за указанный период активно налаживала экономическое сотрудничество с европейскими странами, подписывая новые соглашения и договоренности. Так, например, в ноябре 2005 г. состоялся официальный визит в Турцию президента Италии Карло А. Чампи. Основная цель визита состояла в укреплении и расширении торгово-экономических связей двух стран. Президента Италии в его поездке в Турцию сопровождало 600 представителей 350 ведущих итальянских компаний. Сообщалось, что число работающих в Турции итальянских компаний увеличилось с 17 в 1998 г. до 350. Итальянские инвестиции в такие отрасли экономики Турции, как промышленность и сфера услуг, включая финансовые институты и телекоммуникации, составили 6% от общего объема иностранных инвестиций в экономику страны. Товарооборот между двумя странами в 2004 г. увеличился на 32% и достиг 11,5 млрд долл., при этом турецкий экспорт возрос на 44% (до 4,6 млрд долл.), а импорт - на 25% (6,9 млрд долл.).

Как отмечалось выше, Россия была отдельно выделена в качестве важного экономического партнера. К концу 2005 г. товарооборот между странами составил порядка 15 млрд долл. К 2007 г. ставилась цель выведения объема двусторонней торговли до 25 млрд долл. Рост товарооборота, в основном, предполагалось обеспечить за счет увеличения поставок российского природного газа по трансчерноморскому газопроводу «Голубой поток». Основная задача турецкой стороны состояла в увеличении экспорта в Россию. В частности, она предлагала создать так называемую «зеленую линию» для электронного контроля прохождения через таможню товаров. Это позволило бы практически одновременно и в Турции, и в России осуществлять таможенные процедуры. Кроме того, руководитель Турецко-Российского делового совета отметил, что в результате этого нововведения товары не будут простаивать на таможне, что особенно важно для сезонной продукции (овощи, фрукты), а цены на них - расти. Турецкая сторона также была заинтересована в более активном участии российского капитала в инвестиционной деятельности в Турции. Так, российская сторона участвовала в реализации в Турции телекоммуникационных проектов и в процессе приватизации. Российский капитал проявлял интерес к приватизации турецкой металлургии и промышленности, а также активно интересовался другими сферами, в частности туризмом3.

Турция продолжала активно сотрудничать с соседними странами. Комитет по статистике Турции заявил, что за первые 6 месяцев 2006 г. экспорт Турции в 7 соседних стран достиг 3,9 млрд.долл., повысившись на 11,5% по сравнению с этим же периодом прошлого года. На первом месте по турецкому экспорту в соседние страны находится Ирак - 3,3%, на втором месте

Греция - 1.8%, на третьем - Болгария - 1.7%, затем следовали Иран (1.2%), Сирия (0.8%), Азербайджан (0.6%) а также Грузия (0.4%). Суммарная доля 7 стран в объеме экспорта Турции составила 10.8%4.

Развитию торгово-экономического сотрудничество с тюркскими республиками также уделялось в 8-м Плане существенное внимание, при этом делался упор на техническом и научном сотрудничестве. Отмечалось, что Турция является примером для тюркских государств по построению светского государства и рыночной экономики. Турецкому мелкому и среднему бизнесу при намерении открыть дело в этих странах предоставлялась государственная поддержка.

Турецкий экспортный кредитный банк Эксимбанк продолжал осуществлять кредитные программы, направленные, в том числе и на данный регион.

Отдельно стоит отметить, что Турция сотрудничала со странами Постоянного Комитета по экономическому и торговому сотрудничеству Организации Исламская Конференции - iSEDAK (islam Konferansi Te§kilati Ekonomik ve Ticari i§birligi Daimi Komitesi). Этому направлению уделялось особое снимание во внешней политике страны. Одним из проектов iSEDAK являлась Исламская организация по страхованию экспорта и инвестиционным гарантиям, членом которой являлась и Турция. Турецкие фирмы активно пользовались возможностями, предоставляемыми данной структурой. К тому же, при сотрудничестве с исламскими странами также оказывалось поощрение со стороны Исламского банка. Кроме того, в рамках проекта iSEDAK и Организация исламская конференция были подписаны соглашения о льготной системе торговли. Так, в 2003 г. было подписано соглашение между 23 странами, 12 из которых полностью завершили переход к использованию системы льгот5.

В программе правительства ПСР, объявленной в ноябре 2002 г., было указано на неудовлетворительные результаты экономического сотрудничества с государствами Центральной Азии и Закавказья и объявлено, что правительство будет прилагать усилия для его дальнейшего развития6.

В результате, Турция начала активно налаживать контакты и заключать соглашения с республиками данного региона. Так, 24 июня 2003 г. было ратифицировано соглашение между правительствами Казахстана и Турции о сотрудничестве и административной взаимопомощи в таможенных делах. В рамках официального визита в Казахстан премьер-министра Турции Р. Эрдогана в мае 2005 г. в Астане был подписан ряд двусторонних документов. В ходе переговоров премьер-министр Казахстана Ахмедов отметил, что до 2015 г. Казахстан планирует увеличить объемы добычи нефти до 170 млн т., и часть нефти будет предназначена для заполнения нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. Р. Эрдоган, обратив внимание на низкий объем товарооборота между Турцией и Казахстаном, высказался за его увеличение на первом этапе до 1 млрд долл7.

В 2004 г. в столицу Грузии прибыли представители турецкой компании «Асансен», занимавшейся производством электронной продукции военного

назначения. Турецкая сторона договорилась с грузинскими пограничниками об осуществлении совместного проекта. Проект предусматривал монтаж ряда технических средств, в том числе и индивидуальной связи на границах Грузии с Азербайджаном, Арменией и Турцией. Внедрение новейших технологий должно было повысить эффективность борьбы с контрабандой на южных границах Грузии8. 13-14 сентября 2005 г. в Тбилиси состоялось заседание межправительственной грузино-турецкой экономической комиссии. Основной вопрос заседания заключался в создании свободной торговой зоны между двумя странами. В работе комиссии приняли участие более 100 представителей турецкого бизнеса. Было отмечено, что объемы торгово-экономического сотрудничества двух стран незначительны. Турция планировала увеличить двусторонний товарооборот в ближайшие 3 года до 3 млрд долл. 15 сентября в минэкономразвития Грузии также состоялась презентация нового тбилисского аэропорта, договор о строительстве которого был подписан 6 сентября. Согласно договору, турецкие компании Tavaero и Urbanas должны были инвестировать в инфраструктуру 62 млн долл. Строительство нового аэропорта в Тбилиси, общей площадью 20 тыс. кв.м. и пропускной способностью 2 тыс. пассажиров в час, планировалось завершить в 2006 г. Кроме того, сообщалось, что эти же компании осуществят реконструкцию и модернизацию Батумского аэропорта за 15 млн долл. В общей сложности в строительство обоих аэропортов турецкая сторона планировала вложить 95 млн долл. и собиралась владеть ими в течение 15,5 лет, после чего данные объекты перешли бы в собственность Грузии.9

В апреле 2004 г. с трехдневным официальным визитом в Турцию прибыл президент Азербайджана Ильхам Алиев. Состоялась церемония подписания ряда документов, таких как Соглашение о долгосрочном экономическом сотрудничестве, Протокол развития сотрудничества в области гражданской авиации, Протокол сотрудничества в области культуры между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой. В Азербайджане к концу 2004 г. действовало уже около 300 турецких компаний. Общий объем капитала, вложенного ими в различные отрасли экономики, составлял 2 млрд долл. Турецкие предприниматели в Азербайджане вкладывали капитал в основном в промышленность, телекоммуникацию, строительство, образование, здравоохранение, транспорт и в другие секторы. В 2006 г. Турцией в Азербайджан было экспортировано 0,7% продукции турецких компаний, поставляемой в сопредельные государства, а за первое полугодие 2006 г. - было экспортировано продукции на 243,6 млн.долл.

В ходе пресс-конференции в Ереване сопредседатель Совета развития армяно-турецких отношений с турецкой стороны К. Сояк заявил, что товарооборот между Арменией и Турцией в 2004 г. составил 120 млн долл. Отмечалось, что ожидается увеличение объема товарооборота минимум в 3 раза после открытия армяно-турецкой границы.10

В Турции за указанный период продолжали осуществляться меры по оказанию поддержки проектам со странами-членами Организации Экономического сотрудничества (Ekonomik 1§ЫгН^ Те§кПа^, ЕГГ). Была отмечена важность торгово-экономического сотрудничества в рамках Черноморского Экономического Сотрудничества - Karadeniz Ekonomik ¡§ЫгН^ (КБГ), со странами исламской 8-ки ^-8 и1ке1еп), в состав которой входили Бангладеш, Индонезия, Иран, Малайзия, Египет, Нигерия, Пакистан и Турция, а также со странами 20-ки (0-20) - (США, Турция, Индия, Япония, Бразилия, Россия, Германия, Аргентина, Франция, Саудовская Аравия, Мексика, Южная Африка, Англия, Южная Корея, Италия, Китай, Канада, Австралия), для развития экономических отношений с которыми планировалось прилагать все необходимые усилия.

Так, например, объем товарооборота между Ираном и Турцией за 9 месяцев 2004 г. вырос на 14,83% по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. и достиг 1,950 млрд долл. По данным государственной организации статистики Турции, с января по сентябрь экспорт Ирана в Турцию (по сравнению с аналогичным периодом 2003 г.) возрос на 8,2% и составил 1,457 млрд долл., в то время как импорт турецкой продукции в Иран за тот же период возрос на более чем 41%, но достиг лишь 493 млн долл. В Тегеране состоялось очередное заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Ирана и Турции. В ходе заседания было отмечено, что в ближайшие годы товарооборот между странами возрастет до 10 млрд долл. Для расширения туристических связей было предложено увеличить число авиарейсов между Ираном и Турцией и упростить порядок оформления пограничных и таможенных документов на пассажирских терминалах железнодорожного и автомобильного транспорта11.

В мае 2005 г. Совет сотрудничества стран Персидского залива (ОСС), куда входят Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, и Турция подписали рамочное соглашение о начале переговоров по соглашению о свободной торговле, которое должно было способствовать расширению экономических связей Турции со странами Совета. Товарооборот Турции со странами-членами ОСС составил в 2004 г. 3 млрд долл. или только 1 % от 300 млрд объема торговли этих стран12.

Премьер-министр Турции Р. Эрдоган на встрече с членом Госсовета КНР Ч. Чжили в мае 2005 г. заявил, что существует весьма позитивная динамика развития турецко-китайских отношений. Глава турецкого правительства отметил тесные контакты и постоянные обмены визитами на высоком уровне, устойчивое развитие сотрудничества двух стран в различных сферах. Отмечалось, что правительство Турции придает серьезное значение отношениям с Китаем и готово продолжать прилагать усилия по совершенствованию связей в политике, экономике, культуре и других сферах. Турция приветствовала инвестиционную деятельность китайских предпринимателей в своей стране. Китайская сторона заявила, что правительство и народ Китая высоко ценят

традиционную дружбу с Турцией и позитивно воспринимают курс турецкого правительства на активное развитие отношений с Китаем13.

Основная цель визита Премьер-министра Ирака И. Джафарив Турцию в 2006 г. состояла в том, чтобы обсудить вопросы расширения и укрепления экономических отношений между странами, роста двустороннего сотрудничества в области энергетики и транспорта. Кроме того, стороны обсудили посредничество Анкары в стабилизации ситуации в соседней стране и недопущении раскола страны в результате столкновений на этнической почве14.

Осуществляя политику географического торгового расширения, Турция подписала с рядом государств Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций ^айпт1апп Каг^ЬкЬ Те^Ы уе Korunmasl Ап1а§та1ап ("УКТК Ап1а§та1ап" - YKTK). Так, в 2002 г. - с Египтом и Боснией Герцеговиной, в 2003 г. - с Мальтой. Кроме того, Турция заключала Соглашения об освобождении от двойного налогообложения с Киргизией, Таджикистаном, Сингапуром, продолжала вести переговоры о подписании еще с 14 странами.

Таким образом, мы наблюдаем значительное расширение географии внешней торговли Турции и увеличение числа торговых партнеров. Проведя анализ географической структуры внешней торговли, и в частности экспорта Турции с 2002 по 2006 гг., стоит отметить, что в экспорте по группам стран неизменно лидировали страны ЕС. Причем с 2002 по 2006 гг. их доля составляла более 50% от общей стоимости турецкого экспорта. На втором месте согласно данной классификации со значительным отрывом находились страны Ближнего Востока. Стоит отметить, что их доля за данный период постоянно увеличивалась (так в 2002 г. она составила 9,5%, а в 2006 г. 13,2%). Данные цифры являются отражением экспортных приоритетов Турции. За пять лет с 2002 по 2006 гг. немного сократилась доля стран Северной Америки с 9,9% в 2002 г. до 6,3% в 2006 гг.), и возросла доля европейских стран, не входящих стран ЕС - с 7,1 % в 2002 г. до 9,0% в 2006 г. На пятом месте находились прочие Азиатские страны с долей около 4,5% от общего объема экспорта15.

Проанализировав долю в турецком экспорте групп стран, входящих в региональные интеграционные объединения, стоит отметить, что лидирующую позицию со значительным отрывом занимали страны ОЭСР (60-70%). Но одновременно надо сказать о снижении, хоть и не столь значительном, доли данной группы стран. Если в 2002 г. их доля составляла 67,7%, то в 2006 г.-60,9%. Данные цифры говорят о том, что Турция старалась развивать отношения и с другими группами стран, хотя страны ОЭСР продолжали сохранять лидерство. Страны-члены Организации исламская конференции занимали 2-ю позицию, при этом их доля за данный период увеличивалась с 13,2% в 2002 г. до 17,6% в 2006 г.). Далее следовали страны организации Черноморское экономическое сотрудничество - их доля в турецком экспорте также продемонстрировала рост с 9,9% в 2002 г. до 13,5% в 2006 г. Доля стран СНГ хотя и незначительно, но увеличилась - с 2,9% в 2002 г. до 3,9% в 2006 г. Кроме того, необходимо отметить и тюркские республики. Их доля была очень

незначительна. Так в 2002 г. она составляла всего 0,002%, но в 2006 г.- уже 2,3 %16. Таким образом, данный анализ подтверждает реализацию основных намерений и принципов по развитию экспорта, выдвинутых руководством на период проведения 8-го пятилетнего плана.

В пятерке стран-лидеров неизменные ведущие места занимали европейские страны (см. таблицу 1).

Таблица 1

Пятерка стран-лидеров в турецком экспорте (2002-2006)

Годы/ Место (доля%) 2002 2004 2006

1 Германия (16,3) Германия (13,8) Германия (11,3)

2 США (9,3) Англия (8,8) Англия (7,9)

3 Англия (8,4) США (7,7) Италия (7,8)

4 Италия (6,6) Италия (7,4) США (5,9)

5 Россия (3,3) Франция (5,8) Франция (5,4)

Рассчитано и составлено по: 01ке!еге gбre ШгасаЬ 1996-2019/http://www.tuik.gov.tr/

Несомненным лидером была Германия, однако, как видно из таблицы, доля Германии снизилась с 16,3% до 11,3%, США - с 9,3 до 5,9%, а Россия покинула пятерку лидеров.

В импорте Турции - по группам стран также лидировали за указанный период европейские страны, хотя и с меньшей долей - около 45%. Однако стоит отметить снижение данной доли с 49,8% в 2002 г. до 42,5% в 2006 г. Вторую позицию занимали прочие европейские страны (14,8% в 2002 г. и 18,36% в 2006 г.). Третье место - прочие азиатские страны, также продемонстрировавшие рост доли в турецком импорте с 12,7% в 2002 г. до 18,4% в 2006 г. Далее следовали страны Северной Америки и другие страны и регионы (в 2006 г. их доли составили 4,9% и 3,9%). Стоит отметить, что значительно возросла доля стран Ближнего Востока (с 1,7% в 2002 г. до 6,2% в 2006 г.).

По регионально-интеграционному принципу в импорте лидировали страны ОЭСР, хотя отмечалось сокращение доли турецкого импорта из данной группы стран с 65,2% в 2002 г. до 53,5% в 2006 г. Далее шли страны организации Черноморское экономическое сотрудничество (рост доли с 12,8% в 2002 г. до 19,3% в 2006 г.), Страны СНГ продемонстрировали рост с с 10,5% до 16,5%, Организация исламской конференции - с 7,3% до 9,8%17.

В пятерке стран-лидеров по турецкому импорту неизменные ведущие места занимали европейские страны (см. таблицу 2).

Таблица 2

Пятерка стран-лидеров в турецком импорте (2002-2006)

Годы/ Место (доля%) 2002 2004 2006

1 Германия (13,7) Германия (12,8) Россия (12,8)

2 Италия (7,9) Россия (9,3) Германия (10,6)

3 Россия (7,5) Италия (7,0) Китай (6,9)

4 США (6,0) Франция (6,4) Италия (6,2)

5 Франция(5,9) США (4,9) Франция (5,2)

Рассчитано и составлено по: Ülkelere göre ithalat: 1996-2019/http://www.tuik.gov.tr/

И в тоже время, стоит отметить снижение доли страны-лидера Германии с 13,7 в 2002 г. до 10,6% в 2006 г. В результате Россия поднялась с 3-го места в 2002 г. и 2-го места в 2004 г. на 1-е место в 2006 г. К тому же в пятерку лидеров в 2006 г. вошел Китай18.

Турецкое руководство отдельно выделяло некоторые страны и регионы в своих планах и стратегиях. Так, план активного экономического сотрудничества с африканскими странами начал применяться еще в 2003 году, в итоге Турция достигла значительных результатов в данном направлении. Стратегия внешнеторгового сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом была разработана страной в 2005 г. Кроме того, Турция рассматривала в качестве отдельного направления сотрудничество с США (в основном осуществлялось сотрудничество с шестью штатами: Калифорния, Техас, Нью-Йорк, Флорида, Иллинойс и Джорджия), при этом тактики сотрудничества с Северной и Южной Америкой также были различны.

В 9-м пятилетнем Плане Экономического развития (2007-2013 гг.) Правительство Турции продолжало развивать основные направления внешнеэкономической и экспортной стратегии, которые были начаты еще в 8-м Плане Экономического развития. Вновь подчеркивалась значимость сотрудничества не только с европейскими странами, но и другими партнерами. Так, в Плане отмечалось подготовка программ по совместному региональному сотрудничеству с тюркскими республиками и региональных программ по сотрудничеству с Сирийской Арабской Республикой. Планировалось дальнейшее подписание Соглашений о свободной торговле (Serbest Ticaret Anla§masi - STA) в рамках членства в Таможенном союзе ЕС и Соглашений о взаимном поощрении и защите инвестиций с различными странами, а также продолжение создания Смешанных экономических комиссий (KEK)19.

Так, важным событием в сотрудничестве с европейскими странами стала встреча в октябре 2007 г. в Лондоне премьер-министров Великобритании и Турции - Г. Брауна и Р. Т. Эрдогана, которые подписали соглашение о стратегическом партнерстве между двумя странами, предусматривавшее развитие торгового сотрудничества, взаимодействие в энергетической сфере и создание регионального энергетического хаба, а также совместное сооружение

индустриальной зоны в иракской Басре. Турецкий премьер отметил, что уровень торговли между двумя странами в 2006 г. достиг 6 млрд фунтов стерлингов, а ежегодно Турцию посещает 1,5 млн британских туристов.

Конфедерация предпринимателей Турции, которая ранее содействовала развитию отношений между Турцией и странами Африки, продолжала свою работу и знакомила турецких предпринимателей с новыми возможностями, имевшимися для ведения бизнеса в странах Восточной Азии20.

По информации Турецко-арабского делового совета, инвестиции стран Персидского залива в экономику Турции увеличились с 70 млн долл. в 2002 г. до 3 млрд долл. в 2006 г. и к 2010 г. могли бы составить порядка 10 млрд долл. Основными направлениями инвестиций являлись банковский и туристический сектора, сферы торговли и недвижимости.

Председатель Совета ассоциации турецких и арабских предпринимателей (ТигаЬ) М. Хадра заявил, что у Турции имеется потенциал для расширения торговых отношений с арабскими странами, и турецкий экспорт в эти страны может возрасти за 3-4 года до 20 млрд долл. Было отмечено, что с целью развития торговых и экономических отношений с арабским миром ТигаЬ открыл филиалы и увеличил число своих членов до 170, а с 2007 г. собирался открыть новые филиалы в турецких городах Газиантеп и Измир21.

Важность принятия экономических мер для страны прослеживалась и в других документах, принятых правительством Турции. В «Плане стратегического развития экспорта Турции», разработанном Правительством в 2012 г. на период до 2023 года, вновь отмечалась важность для страны новых «целевых» рынков22. Данная стратегия была разработана с целью осуществления в стране экономических преобразований. В ней прописывались основные меры и методы по наращиванию экспорта, в том числе и по расширению географии внешнеэкономического сотрудничества.

На фоне влияния общемировых тенденций перед Турцией стояла задача как сохранения традиционных партнеров, так и усиления и обновления «разведывательных» методов экспортной стратегии для выхода на новые альтернативные рынки. При этом, с одной стороны, Турция стремилась к развитию отношений с западными странами, с другой стороны, используя свое географическое преимущество, развивала внешнеторговые отношения с Ближневосточным регионом и бывшими республиками Советского Союза23.

Стоит отметить, что мировой финансовый кризис 2009 г., который имел негативные последствия для многих стран, и в том числе для Турции, заставил турецкое правительство принимать дополнительные меры по реализации экспортной стратегии страны, и в том числе по географической диверсификации экспорта. Определяя новые страны в качестве «целевых рынков», были выделены меры по преодолению влияния снижения международной торговли на экспорт Турции, а также был проведен системный анализ тех стран, которые не были подвержены влиянию кризиса. В результате этих мероприятий в качестве «рынков-целей» на 2010-2011 гг. были определены

США, Китай, Россия, Индия, Бразилия, Канада, Польша, Нигерия, Египет, Иран, Саудовская Аравия, Алжир, Ливия, Иордания и Катар. Был подготовлен План действий, где прописывался комплекс мер, которые должны были осуществляться применительно к рынкам этих стран в 2010 и 2011 гг. В результате проведения данных мероприятий в период с 2009 по 2011 гг. экспорт в целевые страны демонстрировал значительный рост. Так за указанный период экспорт в Бразилию вырос на 127,7%, в Канаду - на 158,8%, в Россию - на 88%, Иран - на 77,3 %, Саудовскую Аравию - на 56,3 %, Китай -на 54,2%, Нигерию - на 53,2%, США - на 41,9%, Индию - на 84,8%. Это был значительный рост, превосходивший общие темпы роста экспорта страны.

В результате постоянно растет число «целевых рынков», предусмотренных новой стратегией. Если в период с 2009 по 2011 гг. их было 15, то в 20122013 гг. уже 17, а на период 2014-15 гг. планировалось увеличить его до 19.

В экспорте Турции по группам стран за период осуществления 9-го пятилетнего плана (2007-2013 гг.) неизменно лидировали страны ЕС. Однако их доля уже начала снижаться. Так, если в 2007 г. она составляла 56,6%, то в 2013 г.- всего 41,5%. Второе место занимали страны Ближнего Востока, чья доля продолжала расти, как и в период проведения 8-го Плана. В 2007 г. она составляла 14,1%, а в 2013 г. уже 23,5%. Прочие европейские страны занимали третью позицию (2009 г. - 10,9%, 2013 г. - 9,4%). Далее следовали страны Северной Африки (7,3 и 6,6% соответственно), другие азиатские страны (7,9 и 6,5% соответственно).

По регионально-интеграционному принципу в турецком экспорте первое место удерживали страны ОЭСР, но их доля продолжала снижаться (с 57,5% в 2007 г. до 45,2% в 2013 г.). Доля стран Организация исламского сотрудничества демонстрировала рост с 18,9% в 2007 г. до 32,5% в 2013 г. Доля стран организации Черноморское экономическое сотрудничество немного понизилась с 15,6 в 2007 г. до 13,4% в 2013 г., а стран СНГ продолжала расти с 8,8% в 2007 г. до 11,1% в 2013 г. И вновь стоит отметить продолжающийся рост доли тюркских республик - в 2009 г. она составляла 3,3%, а в 2013 г.- 4,6%24.

Пятерка стран-лидеров по экспорту Турции выглядела следующим образом (см. таблицу 3).

Таблица 3

Пятерка стран-лидеров в турецком экспорте (2009-2013)

Годы/ Место (доля%) 2009 2011 2013

1 Германия (9,6) Германия (10,3) Германия (9,0)

2 Франция (6,1) Ирак (6,2) Ирак (7,9)

3 Англия (5,8) Англия (6,0) Англия (5,8)

4 Италия (5,7) Италия (5,8) Россия (4,6)

5 Ирак (5,0) Франция (5,0) Италия (4,4)

Рассчитано и составлено по: 01ке!еге gбre Шгасай 1996-2019/http://www.tuik.gov.tr/

Несмотря на то, что основное место в пятерке стран-лидеров по экспорту Турции продолжала занимать Германия, стоит отметить, что в лидерстве произошли определенные изменения. Так, за указанный период отсутствовали в пятерке лидеров США, уверенно лидировал Ирак (5-е место в 2009 г. и 2-е место в 2009 и 2011 гг.). Российская Федерация вошла в пятерку стран-лидеров и заняла в 2013 г. 4-е место, имея долю в турецком экспорте 4,6%.

Таким образом, Турция предпринимала различные экономические меры в рамках 9-го Плана экономического развития, среднесрочных и годовых программ развития страны. В результате, благодаря стратегии, которую страна начала осуществлять еще в начале 2000-х гг., отмечался значительный рост экспорта. Причем, доля традиционного партнера Турции - стран ЕС- демонстрировала снижение. В этой связи мы можем говорить о том, что Турция вышла на новые торговые рынки. Так, например, если доля стран Ближнего Востока в 2002 г. составляла 10%, то в 2011 г. она резко повысилась до 21 %25.

В импорте Турции по группам стран за указанный период (2007-2013 гг.) продолжали лидировать страны ЕС. Но тенденция снижения их доли, как и прежде, продолжалась. Так, в 2009 г. доля стран ЕС составила 40,2%, а в 2013 г. - 36,7%. Второе место заняла группа другие азиатские страны (2009 г. - 20,4%, 2011 г.- 22,1%, 2013 г.- 21,7%). Данная группа стран переместилась с 3-ей позиции, которую она занимала в 2002-2006 гг. Прочие европейские страны соответственно заняли третью позицию с долей в турецком импорте 18,3% в 2009 г. и 16,4% в 2013 г. Таким образом, их доля также продолжала сокращаться. При этом доля стран Ближнего и Среднего Востока уверенно росла, и они переместились с 5-го места в 2009 г. на 4-е место в 2013 гг. (2009 г.- 5,1 % и 2013 г.- 8,8%). Страны же Северной Америки переместились на пятое место, а их доля соответственно составила 5,1 % в 2009 г. и 5,5% в 2013 г.

В турецком импорте по регионально-интеграционному принципу все также лидировали страны ОЭСР, но сокращение их доли в общем объеме турецкого импорта продолжалось. Так в 2009 г. она составила 51,8%, а в 2013 г.-всего 49,3%. Вторую позицию продолжали занимать страны Черноморского экономического сотрудничества (их доля соответственно составила 19,6% и 16,4%). Далее следовали страны СНГ (17,6% в 2009 г. и 13,5% в 2013 г.) и страны Организация исламской конференции, чья доля увеличилась с 9,5% в 2009 г. до 12,7% в 2013 г. На пятое место вышли страны Организации экономического сотрудничества, и их удельный вес возрос с 4,3% в 2009 г. до 5,9% в 2013 г.26

В пятерке стран-лидеров по турецкому импорту неизменные ведущие места занимали европейские страны (см. таблицу 4).

Таблица 4

Пятерка стран-лидеров в турецком импорте (2009-2013 гг.)

Годы/ Место (доля%) 2009 2011 2013

1 Россия (13,8) Россия (9,9) Россия (10,0)

2 Германия (10,0) Германия (9,5) Китай (9,8)

3 Китай (9,0) Китай (9,0) Германия (9,6)

4 США (6,1) США (6,7) Италия (5,1)

5 Италия (5,4) Италия (5,6) США (5,0)

Рассчитано и составлено по: Ülkelere göre ithalat: 1996-2019. http://www.tuik.gov.tr/

Таким образом, за указанный период в пятерке стран-лидеров по турецкому импорту первое место продолжала занимать Россия (ее доля колебалась от 10 до 13%). Стоит отметить, что продолжала расти доля Китая, в результате чего он поднялся с третьего места в 2009 и 2011 гг. на второе место в 2013 г. с долей 9,8%. А доля США напротив снизилась с 6,1 % в 2009 г. до 5,0% в 2013 г., в результате США оказались лишь на 5-м месте в 2013 г. Доля Ирана, несмотря на то, что данная страна не входила в пятерку, возросла с 2,4% в 2009 г. до 4,1% в 2013 г., и он занял 6-е место (против 8-го места в 2009 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2003 г. лидерами по внешней торговле Турции являлись Германия, доля которой составляла 14,5% общего объема внешней торговли Турции; на 2-м месте находилась Италия (7,4%), далее шли США (6,2%), Англия (6,1%) и Франция (6%). Россия занимала 6-е место, ее доля составляла 5,8%. К концу периода осуществления 9-го Плана экономического развития десятка стран-лидеров по внешней торговле выглядела следующим образом (см. табл. 5).

Таблица 5

Десятка стран-лидеров по объему внешней торговли с Турцией в 2013 г.

Страна/место Экспорт Турции (млрд долл.) Импорт Турции (млрд долл.) Объем внешней торговли (млрд долл.) Доля страны в общем объеме внешней торговли Турции (%)

1. Германия 13702 24182 37884 9,4

2. Россия 6964 25064 35028 8,72

3. Китай 3600 24685 28282 7,0

4. Италия 6718 12884 19602 4,93

5. США 5640 12596 18236 4,54

6. Англия 8785 6281 15066 3,75

7. Франция 6376 8079 14455 3,6

8. Иран 4192 10383 14575 3,6

9. Испания 4334 6417 10751 2,7

10. Швейцария 1149 9645 10794 2,67

Рассчитано и составлено по: Ülkelere göre ihracat: 1996-2019. http://www.tuik.gov.tr/ и Ülkelere göre ithalat: 1996-2019. http://www.tuik.gov.tr/

Стоит отметить, что, хотя в 2013 г. все также неизменно лидировала Германия, ее доля понизилась по сравнению с 2003 г. на 5% и составила 9,4%. А вот на второе место вышла Российская Федерация, ранее не входившая в пятерку лидеров с долей 8,7%. Третью позицию занял Китай, также отсутствующий в 2003 г. в пятерке лидеров (7,0%). Далее на 4-м месте находилась Италия - 4,9%, занимавшая в 2003 г. 2-е место и на 5-м месте США - 4,5%, ранее они имели 3-ю позицию.27

Таким образом, в период осуществления 8-го и 9-го Планов экономического развития Турции продолжала осуществляться политика географической диверсификации экспорта, которая являлась одним из путей его расширения. Наряду с сотрудничеством с прежними странами - прежде всего странами ЕС и странами ОЭСР, особую важность приобретают новые экономические партнеры. Турция выделяла новые целевые рынки, активно сотрудничая с сопредельными государствами - тюркскими республиками, исламскими странами, странами Центральной Азии и Закавказья, странами-членами Организации Экономического сотрудничества, Черноморского Экономического Сотрудничества, странами Персидского залива, африканскими странами, странами Восточной Азии и другими. Продолжалось подписание Соглашений о свободной торговле, работали Смешанные экономические комиссии.

В результате осуществления ранее намеченных мероприятий по сохранению прежних партнеров и одновременно по расширению географической структуры внешней торговли, произошло уменьшение разрыва между лидером-странами ЕС и остальными регионами и интеграционными объединениями за счет увеличения доли стран Ближнего Востока, азиатских стран, европейских стран, не входящих в ЕС, а также за счет роста значения стран-членов таких организаций, как Организация исламская конференция, Организация черноморского экономического сотрудничества, стран СНГ и тюркских республик. Число новых «целевых рынков» значительно возросло за указанный период. В итоге лидерство по внешней торговле с Турцией принадлежало уже не только старым европейским партнерам (Германия, Италия) и США, но и России и Китаю.

Правительство страны регулярно прописывало меры по географической диверсификации экспорта в 5-летних Планах экономического развития, Стратегических планах развития экспорта, Правительственных программах. В результате Турция вышла на новые рынки сотрудничества, сохраняя при этом партнерство и с традиционными странами и регионами.

Литература

1. Uzun vadeli strateji ve sekizinci be§ yillik kalkinma plani2001-2005. URL: http://www.sbb. gov.tr/wp-content/uploads/2018/11/Sekizinci-Be%C5%9F-Y%C4%B1ll%C4%B1k-Kalk%C4%B1nma-Plan%C4%B1-2001-2005.pdf (дата обращения: 22.11.2019).

2. Türkiye ihracatinin degü§imi. 2004 yili geli§meleri. URL: https://ekonturk.tr.gg/ IHRACAT.htm (дата обращения: 10.11.2020).

3. Турция. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https:// polpred.com/?ns = 1&ns_id=21966 (дата обращения: 12.02.2020).

4. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=20594 (дата обращения: 15.12.2019).

5. Турция. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https:// polpred.com/?ns = 1&ns_id=41555 (дата обращения: 11.12.2019).

6. Sekizinci be§ yillik kalkinma plani (2001-2005).2001 yili programi. URL: http:// www.docplayer.biz.tr/3881534-Sekizinci-bes-yillik-kalkinma-plani-2001-2005-2001-yili-programi.html (дата обращения: 14.12.2019).

7. Е. И. Уразова. Евразийское направление внешней политики Турции при правительстве Партии справедливости и развития (ПСР) // Турция в новых геополитических условиях. М., 2004. С. 32.

8. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=16568 (дата обращения: 20.03.2020).

9. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=18701 (дата обращения: 22.03.2020).

10. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=9185 (дата обращения: 16.12.2019).

11. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=18698 (дата обращения: 16.12.2019).

12. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=18498 (дата обращения: 19.12.2019).

13. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=18506 (дата обращения: 20.12.2019).

14. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=21978 (дата обращения: 23.12.2019).

15. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=19420 (дата обращения: 17.01.2020).

16. Турция. Россия. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https://polpred.com/?ns = 1&ns_id=27416 (дата обращения: 19.01.2020).

17. Рассчитано по: Ülke gruplanna göre ihracat: 1996-2019. URL: http://www.tuik.gov.tr/

18. Рассчитано по: Ülke gruplarina göre ihracat: 1996-2019. URL: http://www.tuik.gov.tr/

19. Рассчитано по: Ülke gruplarina göre ihracat: 1996-2019. URL: http://www.tuik.gov.tr/

20. Рассчитано по: Ülke gruplarina göre ihracat: 1996-2019. URL: http://www.tuik.gov.tr/

21. Dokuzuncu kalkinma plani (2007-2013). 2007 yili programi. URL: http:// www.sbb.gov.tr/wp-content/uploads/2018/10/2007_Y%C4%B1l%C4%B1_ Program%C4%B1 .pdf. (дата обращения: 19.01.2020).

22. Турция. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https:// polpred.com/?ns=1&ns_id=84038 (дата обращения: 19.01.2020).

23. Турция. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https:// polpred.com/?ns=1&ns_id=60285 (дата обращения: 20.01.2020).

24. Турция. Внешэкономсвязи, политика. Деловой онлайн-справочник. URL: https:// polpred.com/?ns=1&ns_id=68827 (дата обращения: 22.01.2020).

25. 2023 Türkiye ihracat strarejisi ve eylem plani. URL: http://www.resmigazete.gov.tr/ eskiler/2012/06/20120613-31-1.pdf (дата обращения: 02.10.2019).

26. Ibid.

27. Ibid.

28. С. Л. Волкова. Торгово-экономические связи Турции с Ираном на современном этапе // Мусульманский мир на исторических рубежах России / Труды Института востоковедения РАН. Выпуск 5. М., 2017. С. 172.

29. Рассчитано по: Ülke gruplarina göre ihracat: 1996-2019. http://www.tuik.gov.tr/

30. Ülke gruplarina göre ihracat // 2023 Türkiye ihracat stratejisi ve eylem plani. URL: http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2012/06/20120613-31-1.pdf (дата обращения: 20.09.2019).

31. Рассчитано по: Ülke gruplarina göre ithalat: 1996-2019. http://www.tuik.gov.tr/

32. Рассчитано по: Ülkelere göre ihracat: 1996-2019. http://www.tuik.gov.tr; Ülkelere göre ithalat: 1996-2019. http://www.tuik.gov.tr/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.