Научная статья на тему 'Внешняя торговля турецкой Республики: современное состояние и перспективы'

Внешняя торговля турецкой Республики: современное состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3306
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ТУРЦИЯ / TURKEY / ГЕРМАНИЯ / GERMANY / РОССИЯ / RUSSIA / КИТАЙ / CHINA / ЭКСПОРТНАЯ СТРАТЕГИЯ / EXPORT STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулейманов Алим Видадиевич

В статье рассматривается современное состояние и перспективы внешней торговли Турецкой Республики. Автором подробно анализируются экспортно-импортные показатели турецкого государства за прошедшие годы, а также определяется специфика современных экономических отношений Анкары с ее ведущими торговыми партнерами Германией, Россией, Ираком, Великобританией, Италией и США. Наряду с этим важное внимание уделяется рассмотрению торговой специфики в региональном разрезе, а также оценке прогнозных показателей, отраженных в планах развития государства и разработанных в соответствии с Экспортной стратегией, предусматривающей вхождение Турции в десятку крупнейших экономик мира по объему ВВП и достижение к 2023 г. отметки экспорта в 500 млрд долл. Безусловно, в последние годы внешняя торговля Турции демонстрирует фантастические по масштабу темпы роста. В период с 2003 по 2013 гг. экспортно-импортные показатели страны увеличились примерно в 3,5 раза. Кроме того, наблюдается активное привлечение иностранных инвестиций и услуг, что в совокупности служит твердой опорой для развития турецкой экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign trade of Turkish Republic: current situation and prospects

In article is considered the modern condition and prospects of foreign trade of Turkish Republic. The author in detail analyzes export-import parameters of the turkish state for last years, and also is determined the specificity of modern economic relations of Ankara with her leading trading partners Germany, Russia, Iraq, the Great Britain, Italy and the USA. Alongside with this, the important attention is given consideration of trading specificity in a regional section and also an predictive estimation the parameters reflected in «plans for development» of the state and developed according to by «Export strategy», providing occurrence Turkey in ten the largest economy of the world on volume of gross national product and achievement to 2023 of a mark of export to 500 billion dollars. Certainly, last years foreign trade of the turkish state shows fantastic on scale rates of growth. During with 2003 for 2013 export-import parameters of the country have increased approximately in 3,5 times. Besides active attraction of foreign investments and services that serves in aggregate as a firm support for development of turkish economy as a whole is observed.

Текст научной работы на тему «Внешняя торговля турецкой Республики: современное состояние и перспективы»

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

А.В. Сулейманов

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского просп. Гагарина, 23, Нижний Новгород, Россия, 603950

В статье рассматривается современное состояние и перспективы внешней торговли Турецкой Республики. Автором подробно анализируются экспортно-импортные показатели турецкого государства за прошедшие годы, а также определяется специфика современных экономических отношений Анкары с ее ведущими торговыми партнерами — Германией, Россией, Ираком, Великобританией, Италией и США. Наряду с этим важное внимание уделяется рассмотрению торговой специфики в региональном разрезе, а также оценке прогнозных показателей, отраженных в планах развития государства и разработанных в соответствии с Экспортной стратегией, предусматривающей вхождение Турции в десятку крупнейших экономик мира по объему ВВП и достижение к 2023 г. отметки экспорта в 500 млрд долл.

Безусловно, в последние годы внешняя торговля Турции демонстрирует фантастические по масштабу темпы роста. В период с 2003 по 2013 гг. экспортно-импортные показатели страны увеличились примерно в 3,5 раза. Кроме того, наблюдается активное привлечение иностранных инвестиций и услуг, что в совокупности служит твердой опорой для развития турецкой экономики в целом.

Ключевые слова: внешняя торговля, Турция, Германия, Россия, Китай, экспортная стратегия.

Турецкая экономика по итогам последних лет своими достижениями привлекает к себе большое внимание аналитиков, оптимистично настроенная часть которых, говоря об успехах страны, нередко оперирует превосходными степенями и эпитетами вроде «турецкого экономического чуда». Действительно, экономика Турции в последние годы по объему ВВП устойчиво замыкает первую двадцатку мировых лидеров, поднимаясь в «пиковые годы», по отдельным оценкам, до 15-го места. Так, в 2010 г. по ВВП, составившему согласно данным Международного валютного фонда 735,5 млрд долл., Турция заняла 18-ю строчку в мире. По оценкам той же организации, в 2013 г. Турция с 821,7 млрд долл. заняла 17-е место. Для сравнения: ВВП тройки лидеров — США, Китая и Японии — составили 16,7 трлн, 8,9 трлн и 5 трлн долларов соответственно, а ВВП России (8-е место) достигло 2,1 трлн долл. [2].

Собственно, высокое положение в мире, занимаемое Турцией по объему ВВП, вкупе с высокими темпами роста экономики, превышающими таковые не только для развитых, но и для большинства развивающихся стран, на фоне увеличения душевого ВВП, экспорта, снижения инфляции до однозначных значений и роста занятости, в целом создавая в обществе атмосферу положительных ожиданий, служат опорой для планов руководства страны на перспективу. Скептики, в свою очередь, указывают на проблему внешнего долга и бюджетного дефицита Турции, растущий дефицит внешней торговли, рост импорта энергоносителей, ослабление национальной валюты, а также на достаточно «оптимистичные» подходы к определению официально озвучиваемых уровней инфляции и занятости.

Тем не менее руководство страны, подчеркивая успешное преодоление последствий мирового финансового кризиса 2008 г., настроено не только оптимистично, но и весьма амбициозно, декларируя различные планы к предстоящему в 2023 г. столетнему юбилею Турецкой Республики. В центре этих планов, объединенных под эгидой проекта «Видение-2023», вхождение Турции в десятку крупнейших экономик мира по объему ВВП, который к указанному сроку по замыслу идеологов проекта должен превысить отметку в 2 трлн долл. Именно эта задача служит главной отправной точкой для подготовки различных отраслевых планов и, в целом, линией горизонта для турецкого общества.

Не вызывает сомнения, что одну из центральных ролей в планах руководства Турции играет развитие внешнеторгового сектора экономики и наращивание поставок за рубеж турецких продукции и услуг. Значимость экспорта для Турции понятна: экспорт наряду с растущим внутренним спросом является одним из двигателей экономического развития Турции [4]. В этой связи хотелось бы проанализировать современное состояние внешней торговли турецкого государства в целом, а также рассмотреть прогнозные показатели на период с 2014 по 2016 г., заявленные органами государственной статистики турецкого государства.

Следует отметить, что данная проблематика частично находила отражение в работах как отечественных (И.И. Стародубцева, Н.М. Мамедовой, Н.Ю. Ульчен-ко), так и зарубежных (Ф. Озбая, Х.Ф. Бингола, Дж. Гюркана) авторов и в большей степени касалась исследования специфики турецкой экономики в целом, либо же рассмотрения ее отраслей и в частности. При этом внешняя торговля турецкого государства практически всегда рассматривалась в сравнительно-историческом аспекте, а ее актуальность сводилась к анализу только ключевых направлений внешнеэкономических отношений и характеристике их экспортно-импортных показателей. Так, наиболее скрупулезно особенности внешней торговли Турции рассматривались в работах И. Стародубцева и прежде всего в монографии «Трансформирующаяся Турция», в которой были затронуты географические особенности турецкого экспорта и динамика его роста [3].

Действительно, в последние годы турецкий экспорт демонстрирует завидные темпы роста: в период с 2000 по 2012 гг. экспорт страны вырос с 27,8 до 152,5 млрд долл., т.е. более чем в 5 раз. По данным отчета Всемирной торговой организации за 2012 г., доля Турции в мировом экспорте составила около 0,8%, занимая по этому показателю 32-е место в мире. Тройка лидеров выглядит следующим образом: Китай — 11,1%, США — 8,4%, Германия — 7,6%, Россия же находится на 8-м месте — 2,9 % [8. P. 24].

В феврале 2014 г. были обнародованы данные по экспорту Турции в 2013 г. По последним оценкам, он составил 151,8 млрд долл., в очередной раз продемонстрировав высокие темпы роста по сравнению с прошлыми периодами [7]. По прогнозам Министерства экономики Турции, рост экспорта должен достигнуть в 2014 г. 166,5 млрд долл, в 2015 г. — 184, а в 2016 г. — 202,5 млрд долл. соответственно.

С другой стороны, все четче стала обозначаться негативная тенденция — рост импорта шел динамичнее экспорта: с 41,4 млрд долл. в 2001 г. до 251,6 млрд долл.

в 2013 г. или в 6 раз. В итоге отрицательное сальдо внешней торговли, составляющее в 2001 г. около 10 млрд долл., в 2013 г. увеличилось практически десятикратно — до 99,8 млрд долл. В табл. 1 приведены настоящие и прогнозные экспортно-импортные показатели Турции в период с 2011 по 2016 гг.

Таблица 1

Динамика и перспективы внешней торговли Турции 2011 —2016* гг. (млрд долл.)

Показатель 2011 2012 2013 2014* 2015* 2016*

Экспорт 135 152,5 151,8 166,5 184,0 202,5

Импорт 240,8 236,5 251,6 262,0 282,0 305,0

Объем торговли 375,8 389 403,4 428,5 466 507,5

Сальдо -105,8 -84 -99,8 -95,5 -98,0 -102,5

Экспорт/Импорт, % 56,1 64,5 60,3 63,5 65,2 66,4

Источник: ОПа УаСеИ Ргодгат! (2014—2016) [9].

В настоящее время Турция является важным торгово-экономическим партнером для стран Евросоюза, большинства стран СНГ, США, стран арабского мира и др. Импортируя в основном сырьевые товары, полуфабрикаты, энергоносители, а также машинно-техническую продукцию, Турция хорошо зарекомендовала себя как поставщик текстиля, одежды, продовольствия, бытовой техники, электроники, стройматериалов, автомобилей и комплектующих, продукции черной и цветной металлургии, химпродуктов и пластмасс, а также услуг в сфере подрядного строительства и туризма.

Следует отметить, что за последние годы в турецком экспорте доля стран — участниц ОЭСР, не входящих в указанную европейскую группировку, возросла, а государств — членов ЕС, напротив, сократилась. В числе импортеров турецких товаров увеличилась доля государств СНГ. Возрос импорт турецких товаров в США, Великобританию, Францию и Италию. Напротив, Германия, Нидерланды и Испания сократили свое участие в экспорте Турции. Сократилась и роль стран ОЭСР во внешней торговле этой страны. Доля Великобритании, Японии, Германии, США, Франции и Нидерландов сократилась, а Италии, России, Ирака и Ирана выросла [3. С. 140—141].

Однако Европейский союз до сих пор остается крупнейшим внешнеторговым партнером Анкары. В 2013 г. турецкий экспорт в страны ЕС-28 возрос, по сравнению с 2012 г., на 6,2% (3,75 млрд долл.) и составил 63,05 млрд долл. или 41,5% от общего экспорта. Подвергся росту на 5,5% и импорт с 87,6 до 92,4 млрд долл., составив 36,7% от общего объема.

На другие европейские страны приходилось порядка 9,4% (14,2 млрд долл.) всего турецкого экспорта и 11,1% (41,3 млрд долл.) импорта. В целом же, в последние годы доля европейских стран во внешней торговле Турции устойчиво превышала 50%, так, в 2012 г. она составила 51% (198 млрд долл.), в 2013 г. — 52,3% (210,9 млрд долл.).

Продолжая рассмотрение ситуации в региональном разрезе, можно заметить более чем семикратный рост турецкого экспорта в период с 2003 по 2013 гг. в страны Ближнего и Среднего Востока с 4,8 до 35,5 млрд долл. При этом основой

турецкого экспорта в страны региона являются изделия из жемчуга, драгоценные металлы, железо и сталь, электрические машины и оборудование, транспортные средства, машины и механические приборы, минеральные масла и др. В свою очередь, Турция импортирует (примерно 65%) минеральное топливо и нефтепродукты, драгоценные металлы, пластмассы и изделия из них, органические химикаты, а также алюминий.

В турецкой торговле на африканском направлении традиционно доминируют два региона — Северная Африка и субрегион Африка южнее Сахары. В целом же, турецкий экспорт в Африку составил в 2013 г. порядка 14,1 млрд долл, увеличившись на 11% по сравнению с 2012 г. Основными импортерами турецких товаров (железо, сталь, минеральное сырье, автотранспортные средства и др.) являются: Египет (3,2 млрд долл.), Ливия (2,7 млрд долл.), Алжир (1,8 млрд долл.), Марокко (1,01 млрд долл.), Тунис (0,796 млрд долл.), Нигерия (0,438 млрд долл.), и Эфиопия (0,394 млрд долл.).

Импорт из стран африканского региона в 2013 г. составил чуть более 6 млрд долл. Основными поставщиками товаров (минеральное топливо, драгоценные камни, неорганические химикаты, какао, железо и сталь и др.) в Турцию были: Алжир (2,6 млрд долл.), Египет (1,4 млрд долл.), Ливия (1,2 млрд долл.), ЮАР (1,2 млрд долл.), Нигерия (1,1 млрд долл.) и Марокко (0,429 млрд долл.) [11].

В последние годы также заметно активизировались внешнеэкономические связи Турции со странами Латинской Америки. Начиная с 2002 г. наблюдался неуклонный рост товарооборота, который к концу 2013 г. достиг порядка 8 млрд долл., причем более 70% всей внешней торговли Турции со странами региона приходится на Бразилию, Аргентину, Мексику, Чили и Колумбию [6].

Переходя на страноведческий анализ, следует отметить, что ведущим торговыми партнерами Турции последних лет являлись Германия, Россия, Китай, Италия и США (рис. 1, 2). На эти страны приходится примерно 33% всей внешней торговли турецкого государства.

Рис. 1. Географическая структура экспорта в 2013 г., удельный вес (%)

Источник: [7].

Россия Китай Германия Италия США

0 2 4 6 8 10 12

Рис. 2. Географическая структура импорта в 2013 г., удельный вес (%)

Источник: [7].

Итак, товарооборот с Германией в 2013 г. достиг порядка 37,3 млрд долл. (рис. 3). При этом торговый дефицит Турции составил около 9,7 млрд долл. Турецкий экспорт был представлен одеждой, строительной техникой, текстилем, фруктами и овощной продукцией, поршневыми системами для двигателей, холодильным оборудование и др. В свою очередь, основой турецкого импорта из Германии были автомобили, ткацкое, газовое, медицинское и электрооборудование, полимеры и др. В настоящее время Германия является важным рынком для турецких строительных фирм, которые осуществляют свыше 40 работ объемом около 1 млрд долл.

Вторым по значимости торговым партнером Турции является Россия. В 2008 г. российско-турецкий товарооборот достиг рекордного за все годы показателя — почти 38 млрд долл. В 2013 г. он остановился на отметке в 31,6 млрд долл. Однако, несмотря на это, Министерство экономики Турции прогнозирует его рост в 2014 г. до 40 млрд долл.

Основная составляющая российского экспорта приходится на топливно-энергетические товары (более 62%). Затем следуют металлоизделия (28,1%), химтова-ры (4%), древесина и целлюлозно-бумажная продукция (2,4%), сельхозтовары (1,6%). В Турцию поступает российский газ по трубопроводу, проложенному по дну Черного моря [10].

В импорте из Турции преобладают текстиль и текстильные изделия, машины и транспортные средства, продукция химической промышленности и продовольственные товары. В последние годы активизировалось участие турецких компаний в строительстве различных объектов в России. В России в настоящее время работает более 150 турецких строительных фирм. С конца 1980-х гг. турецкими фирмами построено в России около 800 объектов.

Третьим важным торговым партнером турецкого государства является Китай. В настоящее время насчитывается около 450 китайских компаний, функционирующих в Турции, причем 41 из них имеет капитал более 500 млн долл. Китайские компании работают главным образом в областях горной и энергетической промышленности, телекоммуникаций и строительства скоростных железнодорожных дорог.

Германия

Россия

Китай

Италия

США

Млн долл 40 000

35 000

30 000

25 000

20 000

15 000

10 000

5 000

0

2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Годы

Рис. 3. Ведущие торговые партнеры Турции в 2003—2013 гг.

Источник: [14].

Объем торговли Турции и Китая складывается преимущественно из импортных поставок китайских товаров, поскольку турецкий экспорт (металлическая руда, минеральные удобрения, неорганические химикаты, текстиль и др.) составляет не более 10% от общего товарооборота. Китайский же экспорт в Турцию более обширен по объему и представлен преимущественно средствами связи, электрооборудованием, офисной техникой, текстильной пряжей, тканями и др.

Следующим значимым торговым партнером Турции является Италия, экономические отношения с которой базируются на обширной правовой базе. Турецкий экспорт (строительная техника, текстиль, ткани, одежда, овощи и фрукты, электроприборы и др.) в Италию по итогам 2013 г. составил почти 7 млрд долл., поместив ее на 5-е место после Германии, России, Великобритании и Ирака. Однако среди стран-импортеров Италия уверенно занимает 4-е место. Большая часть итальянского импорта в Турцию основывается на поставках каменного угля и сырой нефти, машин и оборудования для разных отраслей промышленности, железа и стали, а также дорожной техники.

Затрагивая торгово-экономические связи между Турцией и США как традиционно главного внешнеполитического партнера Турции, прежде всего следует заметить, что, несмотря на солидную договорно-правовую базу и наличие большого количества двухсторонних комиссий и платформ, до настоящего времени турецко-американские отношения имели достаточно сильный уклон в область военно-технического сотрудничества и безопасности. Приход к власти президента Б. Обамы ознаменовался декларациями о «перезагрузке» по целому ряду направлений. В частности, американский президент в одном из своих выступлений выразился в том духе, что «...США никогда не имели отношений в торговой сфере в желаемом объеме с Турцией...». Действительно, экономическое сотрудничество постоянно несколько отставало от других аспектов турецко-американских отношений. Так, в 2013 г. турецкий экспорт в Штаты составил около 6 млрд долл., а импорт 12,5 млрд долл.

Активизация торгово-экономического сотрудничества Турции в последние годы наблюдалась также и с другими странами, прежде всего с Швейцарией, ОАЭ, Ираном. Так, швейцарский импорт в Турцию возрос в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 124% с 4,3 до 9,6 млрд долл. Аналогичная ситуация наблюдалась и с импортом из ОАЭ, который возрос в 2013 г. на 49% с 3,6 до 5,4 млрд долл.

Современные турецко-иранские торгово-экономические отношения также представляются также достаточно специфичными. Их особенность состоит в том, что в отличие от периода с 1990 по 2002 гг., когда среднегодичный объем торговли между странами варьировался от 900 до 1200 млн долл., период, начавшийся с 2003 г. и продолжающийся по сей день, знаменуется неуклонным ростом товарооборота. В 2003 г. он составлял 2,3 млрд долл., в 2004 — 2,7 млрд долл., в 2005 — 4,4 млрд долл., в 2006 — 6,7 млрд долл., в 2007 — 8 млрд долл., в 2009 г. — 11 млрд долл. [12], а на конец 2013 г. составил 14,6 млрд долл., причем Иран экспортирует в основном энергоносители (сырая нефть и газ — 98% экспорта), а Турция — продукцию черной металлургии, машины и оборудование. Кроме того для обеспечения и упрощения торгово-экономического сотрудничества Турция и Иран вводят совместные налоговые льготы, строят газопроводы для транспортировки и продажи иранского газа в Европу, ведут разговоры о развитии транзитных автомобильных перевозок [13].

Экспортная стратегия до 2023 г. В связи с заявлениями руководства Турции о необходимости наращивания к 2023 г. экспорта до отметки в 500 млрд долл. несколько лет назад была разработана Экспортная стратегия, в подготовке которой участвовали представители различных министерств, ведомств, компаний частного сектора и неправительственных организаций.

Презентация Экспортной стратегии состоялась в апреле 2011 г. в стамбульском дворце Долмабахче в присутствии ряда официальных лиц, возглавляемых премьер-министром Турции Р.Т. Эрдоганом. Последний, в частности, отметил следующее: «...Мы должны знать, что цель по увеличению к 2023 году экспорта до 500 млрд долларов — не мечта, мы должны в это верить. То, что это — достижимая цель становится яснее, если сравнивать ее с успехами, которые мы продемонстрировали в течение последних восьми лет...» Как следует из Стратегии, наращивание объема экспорта до 500 млрд долл. достижимо при ежегодных темпах роста экономики на уровне 11,7%. При этом согласно принятым допущениям доля Турции в мировой торговле к 2023 г. составит 1,46% [5].

Таблица 2

Перспективы роста экономики Турции 2014—2016 гг.

Показатель Год

2012 2013 2014* 2015* 2016*

ВВП, млрд долл. 786 823 867 928 996

ВВП на душу населения, долл. 10,497 10,818 11,277 11,927 12,670

ВВП прирост, % 2,2 3,6 4,0 5,0 5,0

Население, тыс. чел. 74 855 76055 76911 77770 78632

Безработица, % 9,2 9,5 9,4 9,2 8,9

Инфляция, % 6,8 6,3 6,0 5,0 5,3

Источник: Orta Vadeli Programl (2014—2016) [9].

Более реальные контуры внешнеэкономической политики были очерчены в Программе среднесрочного развития Турции в 2014—2016 гг., принятой на основе Десятого плана развития 2014—2018 гг., утвержденного парламентом 2 июня 2013 г. (табл. 2). В соответствии с этими документами на ближайшие годы были намечены следующие цели экономической политики Турции: необходимость достижения быстрого экономического роста, снижение дефицита внешнеторгового баланса и роста цена, снижение инфляции, повышение уровня ВВП и увеличение других макроэкономических показателей."

В целом, с учетом накопленного в предыдущие годы потенциала и целого ряда факторов в ближайшие годы Турция небезосновательно рассчитывает не только преодолеть последствия мирового финансового кризиса, но и приступить к завоеванию новых «высот». Так, официальные лица прогнозируют, что ВВП страны вырастет к 2015 г. на 5% с сохранением в дальнейшем данной тенденции и в 2016 г. В абсолютном выражении ВВП Турции к 2016 г. должен составить 996 млрд долл. При этом на фоне снижения безработицы и инфляции в следующие годы должен наблюдаться также и рост ВВП на душу населения примерно на 7—8% ежегодно.

Рост турецкой экономики прогнозирует также и Британский центр экономических и деловых исследований (Centre for Economics and Business Research), опубликовавший в 2013 г. прогноз экономического развития ведущих стран мира до 2030 г. В соответствии с прогнозом экономика Турции к 2028 г. может стать одной из крупнейших в Европе с показателем ВВП 3,4 трлн долл., обогнав Францию и Италию. Кроме того, страна поднимется с 17-го на 12-е место ВВП благодаря доступу к рынкам Западной Европы, в то же время затраты на рабочую силу останутся сравнительно низкими. Подвергнется росту и баланс внешней торговли Турции который должен будет составить порядка 1 трлн долл. [1].

Подводя итог, следует констатировать, что внешняя торговля турецкого государства за прошедшие десять лет демонстрирует фантастические по масштабу темпы роста. В период с 2003 по 2013 гг. экспортно-импортные показатели страны увеличились примерно в 3,5 раза. В связи с этим турецкое руководство небезосновательно рассчитывает достигнуть в будущем весьма амбициозных целей — увеличения экспорта до отметки в 500 млрд долл. к столетнему юбилею Турецкой Республики в 2023 г. Однако данные прогнозы, на наш взгляд, представляются весьма труднодостижимыми в силу ряда факторов: хронической нестабильности политической ситуации на Ближнем Востоке, ограниченности ресурсного потенциала Турции, старения населения и др.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Прогноз экономического развития стран мира на период с 2015 по 2028 годы: международные сравнения. — URL: http://провэд.рф

[2] Список стран по ВВП (номинал). — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_ по_ВВП_(номинал)

[3] Стародубцев И.И. Трансформирующаяся Турция. — М: Институт Ближнего Востока, МГИМО, 2011.

[4] Стародубцев И.И. Турецкий экспорт: итоги 2012 и прогнозы на 2013 год. — URL: http://www.iimes.ru/?p=17086

[5] Стародубцев И.И. Современная экспортная стратегия Турции. — URL: http://www.iimes.ru/?p=13947

[6] Brezilya ülke raporu. istanbul ticaret odasi. Ekonomik ve sosyal ari§tirmalar §ubesi. 2013. S. 11.

[7] En 'ok ihracat ve ithalat Yapilan 20 Ülke, 2012—2013. — URL: http://www.tuik.gov.tr/ PreHaberBultenleri. do? id=16070

[8] Leading exporters and importers in world merchandise trade, 2012 // World Trade Organization International Trade Statistics 2013. P. 24.

[9] Orta Vadeli Programi (2014—2016). — URL: http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2013/ 10/20131008M1-1.htm

[10] Rusya Federasyonu. Ülke Bülteni // Di§ ekonomik ili§kiler kurulu. istanbul. 2012. — S. 23.

[11] Turkey-Africa Trade Data. — URL: http://www.economy.gov.tr/index.cfm?sayfa= countrie-sandregions&region=0

[12] Türkiye — iran ticari ve ekonomik ili§kileri / Di§ Ekonomik ili§kileri Kurulu. — URL: http://www.deik.org.tr

[13] Türkiye — iran. Ikili Ekonomik-Ticari ili§kiler. — URL: http://tehran.emb.mfa.gov.tr/ ShowInfoNotes.aspx?ID=210

[14] Ülkelere Göre Yillik ihracat. — URL: http://www.tuik.gov.tr/PreIstatistikTablo.do?istab_ id=1545

LITERATURA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Prognoz ehkonomicheskogo razvitiya stran mira na period s 2015 po 2028 gody: mezhduna-rodnye sravneniya. — URL: http://провэд.рф

[2] Spisok stran po VVP (nominal). — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_ по_ВВП_(номинал)

[3] Starodubtsev I.I. Transformiruyuschayasya Turtsiya. — M: Institut Blizhnego Vostoka, MGIMO, 2011. S. 140—141.

[4] Starodubtsev I.I. Turetskiy eksport: itogi 2012 prognozy na 2013 god. — URL: http://www.iimes.ru/?p=17086

[5] Starodubtsev I.I. Sovremennaya eksportnaya strategiya Turtsii. — URL: http://www.iimes.ru/? p=13947

[6] Brezilya ülke raporu. istanbul ticaret odasi. Ekonomik ve sosyal ari§tirmalar §ubesi. 2013. S. 11.

[7] En 'ok ihracat ve ithalat Yapilan 20 Ülke, 2012—2013. — URL: http://www.tuik.gov.tr/ PreHaberBultenleri.do?id= 16070

[8] Leading exporters and importers in world merchandise trade, 2012 // World Trade Organization International Trade Statistics 2013. P. 24.

[9] Orta Vadeli Programi (2014—2016). — URL: http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2013/ 10/20131008M1-1.htm

[10] Rusya Federasyonu. Ülke Bülteni // Di§ ekonomik ili§kiler kurulu. istanbul. 2012. — S. 23.

[11] Turkey-Africa Trade Data. — URL: http://www.economy.gov.tr/index.cfm?sayfa= countrie-sandregions&region=0

[12] Türkiye — iran ticari ve ekonomik ili§kileri / Di§ Ekonomik ili§kileri Kurulu. — URL: http://www.deik.org.tr

[13] Türkiye — iran. ikili Ekonomik-Ticari ili§kiler. — URL: http://tehran.emb.mfa.gov.tr/ ShowInfoNotes.aspx?ID=210

[14] Ülkelere Göre Yillik ihracat. — URL: http://www.tuik.gov.tr/PreIstatistikTablo.do?istab_id= 1545

FOREIGN TRADE OF TURKISH REPUBLIC: CURRENT STATE AND PROSPECTS

A.V. Suleymanov

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod Gagarin's avenue, 23, Nizhni Novgorod, Russia, 603950

In article is considered the modern condition and prospects of foreign trade of Turkish Republic. The author in detail analyzes export-import parameters of the turkish state for last years, and also is determined the specificity of modern economic relations of Ankara with her leading trading partners — Germany, Russia, Iraq, the Great Britain, Italy and the USA. Alongside with this, the important attention is given consideration of trading specificity in a regional section and also an predictive estimation the parameters reflected in «plans for development» of the state and developed according to by «Export strategy», providing occurrence Turkey in ten the largest economy of the world on volume of gross national product and achievement to 2023 of a mark of export to 500 billion dollars.

Certainly, last years foreign trade of the turkish state shows fantastic on scale rates of growth. During with 2003 for 2013 export-import parameters of the country have increased approximately in 3,5 times. Besides active attraction of foreign investments and services that serves in aggregate as a firm support for development of turkish economy as a whole is observed.

Key words: Foreign trade, Turkey, Germany, Russia, China, export strategy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.