Научная статья на тему 'Генри Форд и индустриальное наследие'

Генри Форд и индустриальное наследие Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
441
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ГЕНРИ ФОРД / ИСТОРИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генри Форд и индустриальное наследие»

ДИСКУССИОННЫМ КЛУБ

Б. М. Шпотов,

доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН (г. Москва)

ГЕНРИ ФОРД И ИНДУСТРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ

Увековечить память о прошлом через индустриальное наследие — непростое дело. В современной России оно продвигается с большим трудом, совместными усилиями частного капитала, государственных и общественных организаций. В связи с этим опыт других стран, где подобный вопрос решался без участия государства, представляет познавательный и практический интерес.

В США первой половины XX в. крупнейшая попытка создания частного музея истории промышленности и транспорта связана с именем Генри Форда (1863—1947). Но решение и возможность создать такой музей объяснялись рядом причин. Прежде всего — положением Форда как владельца закрытой компании, 55 % акций которой принадлежали лично ему, а остальные — сыну и жене. Это давало главе семьи право решать, на что тратить деньги. При этом он, наверно, больше других американских миллионеров стремился оставить след в истории. Им овладело желание прославиться не только выпуском автомобилей, но и служением человечеству, совершить что-то, отличавшее его от других представителей делового мира страны. В 1915 г. он сделал свой первый большой автозавод в Хайленд-Парке, близ Детройта, национальной достопримечательностью, открыв его для посетителей в определенные дни и часы, чтобы показать публике, как технология конвейерной сборки позволяет выпускать автомобиль по низкой цене без снижения качества.

В 1920-е гг. предпринимателя все больше беспокоила обозначившаяся в обществе тенденция забвения духовно близкой ему «доброй старой Америки», в которой он успешно начинал свой бизнес. После Первой мировой войны в США возобладали неприемлемые для него идеалы. Увлечение биржевыми спекуляциями обесценивало, как ему казалось, труд производителя, а кроме того, расцветала урбанистская культура, появились короткие платья, джаз и чарльстон, легкомысленные развлечения — словом, все то, что для стареющего Форда означало падение нравов. В противовес этому он задумал, не жалея ни денег, ни своего времени, поднять интерес общества к прошлому, которое идеализировал.

Генри Форд действовал по нескольким направлениям. Во-первых, выпускал через собственное издательство газету консервативного направления — The Dearborn Independent, в каждом номере которой имелась «страничка мистера Форда», в 1926 г. материалы этих «страничек» вышли отдельным сборником. Во-вторых, занялся реставрацией памятников старины, предварительно покупая их, чтобы спасти от сноса или перестройки старинные таверны, гостиницы, школы, но не в больших городах, а в сельской местности. Одновременно стал возрождать деревенские танцы, которые, как он считал, дают людям заряд дружбы и добрососедства. Когда-то их обожали в сельской глубинке, справляя свадьбы, сбор урожая, национальные и местные праздники. Сам Генри, его жена Клара и (по приказу босса) менеджеры с женами и дочерьми разучивали кадрили и польки и показывали свое искусство репортерам газет, а старички-скрипачи получали жалованье как служащие компании. Форд издал даже учебник для любителей старинного танца.

Среди многочисленных «хобби» Форда было создание в г. Дирборне, штат Мичиган, в десяти милях от промышленного Детройта, музея, названного после его смерти Henry Ford Museum & Greenfield Village — Музей Генри Форда и деревня Гринфилд. Созданный как подразделение компании, этот музей стал в середине XX столетия самостоятельным учреж-

дением и объединил три расположенных на одной площадке объекта. Это научно-исследовательский центр с библиотекой и архивом, где хранятся исторические документы Ford Motor Company и работают ученые. К созданию центра Генри Форд не имел никакого отношения, но его преемник и внук Генри Форд II, обладавший почти такой же властью в компании, стремился увековечить ее прошлое, создав условия работы для ученых. Организацией архива занимался в 1950-е гг. выдающийся американский историк-экономист Аллан Невинс. К архиву примыкают колоссальное здание музея транспорта и промышленной техники и парк исторических экспонатов в Гринфилде под открытым небом.

Мне трудно судить, насколько этот комплекс отвечает критериям TICCIH, но то, что музей был задуман Генри Фордом именно ради сохранения индустриального наследия для потомков, не вызывает сомнений. «Автомобильный король» любил простоту, ясность и постоянство, но находил их в вещах, а не в людях. Люди подвержены, как считал он, конъюнктурным переменам, всяческим соблазнам, легко меняют свои убеждения. Книжную историю постоянно переписывают, и «я не дам за нее и гроша», говорил он, тогда как подлинная история раз и навсегда запечатлена в памятниках материальной культуры. По ним можно прочитать многое — что люди прошлых эпох умели, к чему стремились, чего могли или не могли достичь в разные эпохи.

Перевороты в жизни человечества, как утверждал Форд, происходят под влиянием великих изобретений, но со скромностью, отличающей великого человека, возвел на пьедестал не себя и не свой массовый автомобиль модели «Т», выпущенный за 1909—1927 гг. в количестве 16,4 млн шт., а применение электричества. Построив к 1923 г. новый, гораздо более производительный автозавод в Ривер-Руже, он ликвидировал старый в Хайленд-Парке, которым восхищались все посетители. Впоследствии его корпуса были проданы другой фирме и обращены в склады. Музей промышленной истории создавался на новом месте, рядом с Инженерной лабораторией и тогдашней штаб-квартирой компании. Его открытие состоялось 21 октября 1929 г. и было приурочено к 50-летию изобретения электролампы. Героем торжества стал старый друг Форда Томас Алва Эдисон, а музей Генри Форд назвал «Институт Эдисона», что и стало на несколько десятилетий официальным названием. Ныне его украшает бронзовая статуя великого изобретателя, получившего за свою жизнь свыше тысячи патентов.

Открытие Института Эдисона было грандиозным шоу, на котором присутствовали президент США Герберт Гувер, дважды лауреат Нобелевской премии Мария Кюри-Склодов-ская, вдова Пьера Кюри, выдающегося французского физика, изучавшего радиоактивность, Орвилл Райт, который со своим братом Уилбером в 1903 г. перелетел Ла-Манш, положив начало авиации, политические и общественные деятели, промышленники и банкиры. В главном корпусе музея и в домах миллионов американцев на минуту отключили свет, а затем Эдисон в присутствии Генри Форда и его жены поворотом символического рубильника включил его снова, чтобы люди почувствовали разницу эпох — до и после электрического освещения. Лаборатория, механическая мастерская и библиотека Эдисона, перевезенные из Менло-Парка, штат Нью-Джерси, стали гордостью музея и достоянием истории.

Уже после смерти Форда в музеи были превращены и более дюжины малых сельских предприятий, построенных по его указанию в 1920—1930-е гг. в порядке эксперимента.

1ИНФОРМАЦИОННО-

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

БЮЛЛЕТЕНЬ

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Это созданные на месте водяных мельниц небольшие гидроэлектростанции, от которых работали цеха по изготовлению автомобильных аксессуаров. В 1936 г. их посетили И. Ильф и Е. Петров, описавшие в «Одноэтажной Америке» замысел Форда вывести промышленность из больших городов и дать дополнительный заработок фермерам, чтобы не умножать ряды индустриального пролетариата. «Автомобильный король» считал рабочие организации подрывным элементом.

При жизни Форда музейные экспонаты — старинные механизмы, станки и инструменты использовались учениками основанной им в 1916 г. Промышленной школы для практического обучения. Ремонт и реставрация непрерывно поступавших экспонатов стали частью учебной программы. Традиция не умерла — в наши дни при музее существует класс, где школьники с увлечением занимаются прядением и ткачеством на «прабабушкиных» домашних станках. Это соседствует с робототехникой в действии, а поодаль развернута грандиозная экспозиция по истории транспорта, где представлена эволюция парового локомотива, автомобиля и самолета. Экспонаты — подлинные. Публика всегда обращает внимание на гигантский паровоз, не менее 40 м в длину и 5 м в высоту. Этому богатырю, который возил составы по фордовской железной дороге между Дирборном и Западной Виргинией, не было равных в мире.

В деревне Гринфилд имеются мастерские и механические цеха доиндустриальных времен, а также ферма с коровами и овцами — дань увлечения Генри Форда сельским хозяйством. Перевезен туда и дом, в котором он родился. «Живые экспонаты», на которых можно прокатиться, — пароход времен Марка Твена, плавающий по кольцевому каналу, дилижансы и железная дорога с отреставрированным локомотивом конца XIX в. Остановка — на маленькой станции Минго-крик. Есть и старинный поворотный круг. Все, кроме парохода и локомотива, — новоделы, но для показа индустриального наследия в действии без подобных добавок не обойтись. Автор этих строк почувствовал себя в исторической атмосфере, когда вручал билет усатому кондуктору в старинной униформе, затем звонил станционный колокол, паровоз пронзительно свистел и начиналась увлекательная поездка в 5 или 6 миль (миля равна 1,76 км) через луга и рощи, но со скоростью пешехода. Самые многочисленные пассажиры — дети с родителями. Вот поезд огибает особняк эпохи средневековья, перевезенный из Англии, а за бетонной оградой мелькает современная автострада с потоками машин. Все соответствует замыслу Генри Форда — показать в одном месте и в сжатом виде материальную историю цивилизации.

Любого посетителя поразило бы умение столь компактно разместить разнородные объекты. Предметы индустриального наследия — почти полностью американские. Мировая промышленная история сюда не вместилась бы, но в Гринфилде даются спектакли и концерты американской и европейской классики и фольклора. Таков, в общих чертах, культурнообразовательный комплекс близ Детройта, ядро которого — индустриальное наследие. Как раз то, чем богата Америка с ее короткой историей. К услугам ученых — архив и библиотека, для любителей истории, которым важнее «один раз увидеть, чем сто раз услышать» (или прочитать), — музейные экспонаты, да и запросы желающих просто провести выходной на свежем воздухе удовлетворяются сполна. Благодаря программе Фулбрайта для исследователей мне довелось побывать там во всех качествах. «Спасибо Генри Форду» — такова моя запись в книге отзывов об этом уникальном музее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.