Научная статья на тему 'Реликвии российской эмиграции в северной Америке'

Реликвии российской эмиграции в северной Америке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
348
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реликвии российской эмиграции в северной Америке»

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ

Л.П. Муромцева

РЕЛИКВИИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ

Муромцева Людмила Петровна -кандидат исторических наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова.

Еще в XIX в. началась трудовая эмиграция населения из Российской империи и западных областей Украины, входивших тогда в состав Австро-Венгрии, в Северную Америку. Из-за национальной политики царского самодержавия туда переселялись евреи и поляки, вследствие политических преследований - революционеры, по религиозным мотивам - русские духоборы, молокане-1... В целом в пореформенный период, за 60-90-е годы XIX в., в странах Северной Америки оказалось около одного миллиона подданных Российской империи, а в 1900-1914 гг. туда выехали почти 1,4 млн. человек. Среди них преобладали лица, отправившиеся за океан в поисках заработка. Впрочем, немало трудовых эмигрантов, не сумев хорошо устроиться на новом месте, вынуждены были покинуть Северную Америку. В разные годы на рубеже XIX-XX вв. число реэмигрантов из США в Россию варьировалось от 18 до 45 %2...

Особенно значительный след в мировой истории и культуре ХХ в. оставила российская послереволюционная эмиграция. Такого массового и вместе с тем единовременного исхода наших соотечественников за рубеж по политическим и социальным мотивам Россия никогда ранее не знала. Послереволюционная эмиграция к началу 1920-х годов составила около 2 млн.

1. Подробнее см.: Нитобург Э.Л. Русские в США: История и судьбы, 1870-1970: Этноист. очерк. - М., 2005.

2. Кабузан В.М. Русские в мире. - СПб., 1996. - С. 322. - Табл. 34. Подробнее см.: Тудоряну А.Л. Очерк российской трудовой эмиграции. - Кишинев, 1986.

россиян..3.., - это неотъемлемая часть нашей национальной истории, полной трагизма, общественных и личных драм, крушений жизненных планов, человеческих надежд и иллюзий. Духовная жизнь эмигрантской интеллигенции была достаточно насыщенной и полнокровной. В ней ярко проявилось стремление сохранить самобытность своей национальной культуры, не раствориться в иноязычной среде.

Одним из слабо изученных аспектов деятельности российских эмигрантов в 20-30-е годы ХХ в. является создание и сохранение музейных собраний. В отличие от эмигрантских архивов, которые исследовались В.Г. Бортневским, П.К. Гримстед, Т.Ф. Павловой, Е.В. Старостиным и другими учеными, на музеи пока не было обращено должного внимания. В немногочисленных изданиях можно встретить лишь самую общую информацию о музеях и музейных коллекциях русского зарубежья..4... Между тем разработка этой проблемы весьма перспективна в целях дальнейшего расширения тематики и источниковой базы исследований по истории российской эмиграции ХХ в. Ведь в большинстве эмигрантских музеев наряду с прочими экспонатами хранились архивные документы и фотографии, редкие книги, которые объективно отражали представления о прошлом России, ее исторических и культурных ценностях, корнях, традициях. Обратившись к ним, можно полнее и глубже соприкоснуться с духовной жизнью наших зарубежных соотечественников, оказавшихся волею судеб далеко от Родины.

На 1920 г. в США насчитывалось 2,2 млн., а в Канаде - около 200 тыс. уроженцев России, в подавляющем большинстве выехавших еще до Октябрь-

.3.. Подробнее см.: Население России в ХХ веке. В 3-х тт. / Т. I. - М.: Росспэн, 2000. - С. 134-142.

4.. См.: Брежго Б. Русские музеи и архивы вне России. - Б.м. Б.г. - С. 2-7; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). Дополнительный выпуск. - Париж, 1973. С. 72-74, 82-85; Башкирова Г.Б., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: Рассказы о судьбах эмиграции. - М., 1990. - С. 307-333; Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. - М., 1992. - С. 32-34; 196-197, 202; Северюхин Д.Я., Лей-кинд О.Л. Художники русской эмиграции (1917-1941): Биогр. словарь. - СПб., 1994. -С. 104-105, 337-338; Старостин Е.В. История России в зарубежных архивах. - М., 1994. - С. 59-60; Сабенникова И.В. Российская эмиграция (1917-1939): сравнит. ти-пол. исследование. - Тверь, 2002; Якаев С.Н. Одиссея казачьих регалий. - Изд. 2-е, дополн. - Краснодар, 2004; Муромцева Л.П. Музеи и музейные собрания российской эмиграции первой волны // Сб. Русская литература и российское зарубежье: Параллели и пересечения. - Алушта. 1996; Она же. Реликвии российской послереволюционной эмиграции во Франции // Берега: Информационно-аналитический сборник о русском зарубежье. - СПб., 2007, Вып. 8. Она же. «И перьевая ручка Марины Ивановны». Первый русский музей в Европе // «1 сентября» - «История». М., 2007. - № 15.

ской революции-5-. В отличие от ряда европейских государств (прежде всего, Франции, Чехословакии, Югославии) и Китая, Соединенные Штаты Америки не были крупным центром российской эмиграции первой послереволюционной волны. На 1923 г. там насчитывалось всего лишь 30 тыс. россиян.....

Впрочем, самый первый Музей имени Н.К. Рериха был открыт в Нью-Йорке еще 17 ноября 1923 г. друзьями и сторонниками художника. В число учредителей музея входили созданные Н.К. Рерихом общественные учреждения - Институт для поощрения деятельности молодых художников и Интернациональный центр искусств. Музей первоначально находился в доме № 310 на Риверсайд Драйв, а в 1929 г. переехал в специально построенное здание 29-этажного небоскреба. Н.К. Рерих передал ему свыше 1 тыс. своих полотен («Тибетский лама», «Святыни и твердыни», «Лао Цзе») и др. Но с февраля 1935 г. Н.К. и Е.И. Рерихи были исключены из числа пайщиков музея в результате действий одного из членов директората - Луиса Хорша, сменившего замки в музейных помещениях, присвоившего ценные полотна художников, уничтожившего документы о паевом вкладе Рерихов, вложенном в само здание. Их паевые взносы путем жульнических операций были переоформлены Хоршем на имя своей жены, хотя Н.К. Рерих поручал организовать безвозмездную передачу музейного собрания государству. Так, через 12 лет после открытия музей фактически перестал функционировать в том виде, как его представлял себе великий русский художник и мыслитель-

7

гуманист-...

Несмотря на сильное потрясение, которое вызвала вся эта неприятная история у Рериха, он передал еще 300 своих работ для нового музейного собрания в Нью-Йорке. Второй Музей Н.К. Рериха открылся по инициативе группы русских эмигрантов во главе с З.Г. Фосдик и американских почитателей творчества художника в 1949 г., т.е. через три года после его кончины. Разместился он в доме № 319 вест на 107-й улице в Манхэттене и продолжает работать до сих пор, внося заметный вклад в пропаганду творческого насле-

5. Нередко у разных исследователей абсолютные цифры и процентное соотношение эмигрантов из России в Северную Америку разнятся. См.: Петров В. Русские в Америке. - Вашингтон, 1992; Тарле Г.Я. Российское зарубежье и Родина. - М., 1993. -С. 41-44; Кабузан В.М. - Указ. соч. - С. 201, С. 313-314. Табл. 24-25; Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. - М., 2001. - С. 311. - Табл. 4.

6. Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. - Указ. соч. - С. 52-53. Табл. 4.

7. Бурлюк П.Ф., Князева В.П. Рерих. - М., 1972. - С. 155-156, 198, 224-227; Книжник Т.О. «Американская трагедия» - уроки, выводы, предостережения // Культура и время. - 2004. - № 2 (12). - С. 166-200.

дия не только Н.К. Рериха, но и других художников из России.8... В марте 1973 г. в Музее Николая Рериха в Нью-Йорке, например, открылась выставка картин художника Кирилла Буллита, родившегося в России, а с 1951 г. проживавшего в США. Им написано немало икон, созданы интересные иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.9...

Часть своеобразного музея-архива-библиотеки (нелегальные издания, рисунки, фотографии, печати, портреты и др.) имени князя Д.И. Бебутова, возникшего в Берлине еще до Октябрьской революции, была в 1924 г. при посредничестве Б.И. Николаевского закуплена СССР для Института Маркса-Энгельса в Москве, а остальные материалы попали первоначально в Международный институт социальной истории в Амстердаме, откуда их позже переправили в США, где они хранятся в Гуверовском институте войны, мира и революции Стэнфордского университета.10.. Там же оказалось собрание матери генерала П.Н. Врангеля, баронессы М.Д. Врангель.

В годы Второй мировой войны и после ее окончания значительная масса выходцев из России, проживавших ранее во Франции, других странах Европы, а также в Китае, устремилась за океан в США. Только из западных зон оккупации Германии и Австрии в 1947-1952 гг. в США переехали свыше 35 тыс. бывших граждан СССР-11...

Численность русской общины заметно возросла, активизировалась и культурно-просветительная деятельность эмигрантов. Вместе с ними в Северную Америку перекочевала из Европы и часть музейных собраний российского зарубежья. К примеру, в США оказались коллекции Музея Николаевского кавалерийского училища, возникшего в Париже в период между двумя мировыми войнами; такова же судьба воинских регалий кубанского казачества-12.., на истории которой подробнее остановлюсь ниже.

Эмигранты из России создали в США после Второй мировой войны несколько собственных музеев. В 1948 г. Петр Филаретович Константинов (агроном по профессии) основал в Сан-Франциско Музей русской культуры

8.. Борщевский Л. Вестсайдская история Николая Рериха // Дельфис. - СПб., 2004. - № 2 (38). - С. 14-16; Кондакова Е. Искусство объединит человечество. Музей Н.К. Рериха в Нью-Йорке //Мир музея. - М., 2004. - № 9 (205). - С. 36-45.

9.. Новое русское слово. Нью-Йорк, 4 марта 1973 г.

10.. Старцев В.И. Музей-архив-библиотека имени князя Д.И. Бебутова в Берлине // Из истории российской эмиграции. Сборник научных статей. - СПб., 1992. - С. 2934.

11.. Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Указ. соч. - С. 52-53. Табл. 4; Между Россией и Сталиным. Российская эмиграция и Вторая мировая война. - М., 2004.

.12.. Сборник 25-летнего юбилея культурно-просветительского и благотворительного общества «Родина». 1954-1979. - Нью-Йорк, 1979. - Нью-Йорк, 1979. - С. 45.

(2450 Sutter Street, San Francisco, CF 94115, USA). Музей расположился в здании бывшего немецкого культурного центра, приобретенного на пожертвования эмигрантов из России в 1939 г. за 41 тыс. долл. В музее имеются выставочный зал, библиотека, отделение периодических изданий, архив. В его помещениях посетители могут прочесть написанные крупным шрифтом плакаты: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Пушкин»; «Музей принадлежит всем и каждому, кто сохранил в себе чувство уважения к родной культуре и истории»; «Музей русской культуры служит интересам всей российской эмиграции».

По предложению Константинова, в составе Музея русской культуры выделили семь основных отделов: 1) научных и прикладных знаний; 2) искусств; 3) исторический; 4) жизни русского зарубежья; 5) художественной литературы; 6) библиотечно-архивный; 7) газетно-журнальный. Для каждого из отделов был определен куратор, деятельность которого координировалась правлением..13...

После смерти П.Ф. Константинова, председателем правления музея с 1954 г. избрали Анатолия Стефановича Лукашкина, родившегося в 1902 г. в Ляоляне (Маньчжурия) в семье железнодорожного служащего. После окончания Читинской гимназии и Института ориентальных и коммерческих наук в Харбине он свыше десяти лет занимался исследованиями в Маньчжурии, являясь помощником куратора и куратором Музея Общества изучения Маньчжурского края, созданного в 1923 г. выходцами из России. Таким образом, к моменту переезда из Китая в США (1941) Лукашкин приобрел определенный опыт музейной работы. В Сан-Франциско его приняли на место морского биолога в Калифорнийской академии наук. Со временем он стал принимать активное участие в общественной деятельности местной русской колонии, сконцентрировавшись на сборе материалов по истории российской эмиграции в Китае, и опубликовал немало статей на данную тему в газете «Русская жизнь».14..

П.Ф. Константинов, А.С. Лукашкин, Н.П. Лапикян, Р.В. Полчанинов, Н. А. Слободчиков и другие подвижники-волонтеры, потратившие немало сил на создание и сохранение музейных коллекций, работали на общественных началах. Один из них Н. Машевский в 1966 г. опубликовал в эмигрантской

13.. См. подробнее: Ядов О.И. О Музее и архиве русской культуры в Сан-Франциско как о наследии русской национальной культуры // Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси. - Сан-Франциско: Музеи русской культуры в Сан-Франциско. 1966; Бюллетень Музея русской культуры в Сан-Франциско // Россияне в Азии. Toronto, 1998. - № 5. - С. 263-274.

14.. Хисамутдинов А.А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: Материалы дальневосточной эмиграции // Отечественные архивы. М., 1999. - № 5. - С. 25.

газете «Русская жизнь» статью под названием «Призыв к сохранению культурных ценностей». В частности, в ней говорилось: «Работникам Музея русской культуры не раз приходится слышать от посетителей после внимательного осмотра Музея, что они гордятся тем, что они русские... Множество ценного материала иногда уникального характера имеется в Музее. Большинство материалов нуждается в систематизации и монтировке для приведения в порядок. Ощущается большая нужда в работниках по разбору таковых ценностей. Здесь не требуется никаких специальных знаний или опыта. Каждый грамотный человек может с успехом потрудиться над этим. Если такая деятельность не привлекает Вас, Вы можете быть полезным Музею, вступив в его члены, платя шесть долларов в год, и тем дадите возможность приобретать ценные материалы. Этим Вы сохраните их от гибели, так как год за годом в гаражах и подвалах погибают многие полезные вещи; часто со смертью главы семьи, сохранившим ценные в его жизни предметы, (они) попадают в руки наследников, для которых эти вещи чужды и не нужны».. ..

Архивное собрание музея включает материалы о русской революции и Гражданской войне на Дальнем Востоке и в Сибири; материалы о русско-японской и Первой мировой войнах; документы по истории русской эмиграции (архивы эмигрантских общественных организаций); личные архивы; собрания воспоминаний; документы Русской православной миссии в Пекине;

документы КВЖД; коллекции материалов о жизни в дореволюционной Рос-

16

сии. ...

Значительное место в музее занимают рукописи и письма писателей Л.Н. Андреева, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.М. Ремизова, А.Н. Толстого и др. Среди личных фондов выделяются архивы ученых и инженеров В.Н. Ипатьева, В.К. Зворыкина, И.И. Сикорского, Д.Л. Хорвата, Н.И. Ефимова Ю.П. Миролюбова. Из реликвий российской истории и культуры, экспонирующихся в музее, можно назвать, в частности: археологические находки; оружие с поля Куликовской битвы (наконечники стрел, кусок кольчуги); монеты; коллекцию кокард, медалей и памятных знаков участников Белого движения; старинные грамоты; именные царские подарки; первую в мире телевизионную лампу В.К. Зворыкина - «отца телевидения»; вещи, подаренные дочерью П.А. Столыпина; образцы хлебных злаков, привезенных русскими переселенцами в Америку еще в XIX в. Завершая знакомство с экспозицией Музея русской культуры, посетители непременно обращают вни-

15.. Русская жизнь. - Сан-Франциско. 5 февраля 1966 г.

16.. Мелихов Г.В., Шмелёв А.В. Документы эмиграции Дальнего Востока в фондах Музея русской культуры Русского центра в Сан-Франциско // Россика в США: Сб. статей. - М., 2001. - С. 186-204.

мание на большую вывеску, некогда расположенную на здании консульства Российской империи в Сан-Франциско.

Музей целенаправленно собирает материалы, касающиеся истории послереволюционной российской эмиграции. В нем, например, хранятся коллекция материалов о русской Тшебовской гимназии, действовавшей в межвоенной Чехословакии, патенты академика В.Н. Ипатьева, фотографии знаменитых русских ученых, писателей, артистов, музыкантов. В его собраниях также отражена история казачества. Она представлена документами о Забайкальском казачьем войске, а также о жизни казаков - эмигрантов в США. В коллекции В. В. Пономаренко, избранного в последние годы жизни председателем Общеказачьего союза в Сан-Франциско, содержатся рукописи, дневники (общим объемом 3-4 тыс. листов) о сан-францисской казачьей станице за 1940-1950-е годы..17...

Огромную роль в развитии музея сыграл Николай Александрович Сло-бодчиков, ставший с 1965 г. его директором и хранителем в одном лице. В 1966 г. музей издал первый сборник своих трудов «Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси», в котором перечислены 122 русских зарубежных архива, музея и библиотеки, а также 44 иностранных учреждения, имеющих русские архивные отделы.

Интересна история и Музея Общества ветеранов Великой войны, который был учрежден русскими офицерами 26 мая 1924 г. в Сан-Франциско. Его первым председателем по 15 декабря 1945 г. стал бывший военный министр правительства адмирала А.В. Колчака генерал-лейтенант Генерального штаба барон А.П. Будберг. С мая 1926 по 1966 г. было выпущено 234 номера «Вестника Общества русских ветеранов Великой войны в Сан-Франциско». В нем публиковались материалы по истории Первой мировой войны, Белого движения, документы РОВС. В 1944 г. при Обществе стала формироваться небольшая музейная коллекция оружия, моделей пушек, орденов, значков военных училищ, мундиров, портретов, фотографий.

А в 1955 г. полковник Б.А. Долгово-Сабуров основал музей, разместившийся в здании, которое было приобретено на средства членов Общества русских ветеранов (Society of Russian Veterans of World War I, Lyon St., San Francisco, CA 94115). Он включал пять отделов: 1) военный; 2) морской; 3) авиационный; 4) Белой борьбы; 5) архивный. Командир Шанхайского пол-

17. Бакич О. Бюллетень Музея русской культуры в Сан-Франциско // Россияне в Азии. - 1998. - № 5. - С. 261-274; Попов А.В. Русское зарубежье и архивы. - М., 1998. - С. 111-112; Хисамутдинов А.А. Музей русской культуры в Сан-Франциско: Материалы дальневосточной эмиграции // Отечественные архивы. - М., 1999. -№ 5. - С. 22-29; Шмелёв А.В. 50 лет Музею русской культуры в Сан-Франциско // Русский американец. Нью-Йорк, 2000. - № 22. - С. 111-115.

ка русских добровольцев во время войны Японии с Китаем полковник С.Д. Иванов передал в музей его знамя, а также пять серебряных Георгиевских труб, которыми был награжден Восточно-Сибирский стрелковый полк за отражение атак японцев в августе 1904 г. на восточном фронте Порт-Артура. В нем хранятся также документы по истории кадетских корпусов в эмиграции, военных обществ и союзов, личные фонды (в частности, документы русского военного летчика Г.Л. Шереметевского), библиотека из более 7 тыс. томов. Вот как обосновывалась в 1955 г. важность существования такого музея: «Чем дальше отходили в глубь истории годы Великой и Гражданской войн, тем больше начинала чувствоваться необходимость сохранять не для себя уже, а для будущего реликвии прошлого и предметы быта Армии. Иначе все исчезнет и будет забыто. Мысль превращалась в идею: там все уничтожают, здесь собирают и хранят; там опорочивают, здесь ценят. Не только у нас в Обществе, но во всех углах нашего рассеяния началась без всяких призывов, добровольно организация хранилищ. Офицеры, вдовы офицеров, родственники, посторонние люди понесли в хранилища что считали ценным для хранения и памяти. В музее мы имеем сейчас штандарт одного из славных полков русской кавалерии, ордена, медали, мундиры, оружие, значки военно-учебных заведений, полков, многочисленные фотографии, картины. Для молодежи это иллюстрация, наглядное пособие для изучения истории Русской армии и Флота, истории Белого движения. Для посетителей американцев - это вещественные доказательства того, за что изуверы преследовали нас, яростно уничтожали и как они вообще расправляются с государственными элементами и историей до их, большевиков, прихода к власти. Таковы основания почему мы придаем значение созданию музея в стенах нашего Общества» (цитируется с сохранением стиля и орфографии источни-ка)-18... После кончины Долгова-Сабурова Музей Общества русских ветеранов Великой войны возглавляли В.М. Томич и П.В. Гаттенбергер, а с 1991 г. его заведующим стал Святослав Николаевич Забелин-19... Сегодня здание и музей принадлежат Объединению кадетов российских кадетских корпусов, унаследовавшему коллекции прекратившего существование Общества ветеранов Великой войны..20... Кроме того, своеобразный Музей русской воинской славы

18.. Петров П.П. Наш музей // Вестник Общества русских ветеранов Великой войны. - Сан-Франциско, 1955. - № 202.

19.. Долгополов А. Музей Общества русских ветеранов в Сан-Франциско // Вестник Общества русских ветеранов Великой войны. 1970. - № 242; Попов А.В. Военные музеи, архивы русского зарубежья // Вестник архивиста. - М., 2003. - № 2 (74). -С. 209-213.

20.. Рогачев В. Наша история, сохраненная русскими калифорнийцами // Эхо планеты. - М., 2005. - № 44. - С. 38-40.

сформировался там же, в Сан-Франциско, в Доме Святого Владимира - городском центре российских монархистов, кадетов и их потомков.21...

Пока нам не удалось установить местонахождение коллекций Музея Белого движения, формировавшегося в 1960-е годы на базе Союза первопоход-ников под руководством его вице-председателя, полковника В.И. Третьякова. В нем хранились предметы вооружения и обмундирования, ордена и нагрудные знаки, головные уборы офицеров Добровольческой армии.22...

Самый крупный в США русский зарубежный музей и архив разместились в здании общества «Родина» в Хоуэлле, около г. Лейквуда, в штате Нью-Джерси («Rodina» Museum, 234 Alexander Avenue, Howell, N.J. 07731, USA). Это общество сразу же после создания (1954) превратилось в крупный культурно-просветительный центр российской эмиграции. Одним из важнейших направлений в деятельности общества было спасение ценнейших материалов по русской истории и создание по инициативе В.П. Стеллецкого в 1958 г. музея. Стеллецкий, свыше 20 лет являвшийся его куратором, приложил немало сил для расширения помещения и достройки здания для музейной экспозиции и фондов..23.. Они пополнялись за счет поступлений от организаций и отдельных лиц из числа эмигрантов, материалов целого ряда эмигрантских музеев - Николаевского кавалерийского училища из Парижа, лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Русской конницы, Кон-стантиновского артиллерийского училища, Морского объединения. В фондах музея оказались подлинные вещи императорской семьи, коллекции орденов и медалей, оружия, русской военной формы, знамена, ювелирные изделия, собрание русских костюмов, картины русских художников.

В 1963 г. в общество «Родина» поступили архив, библиотека и музейное собрание Общества бывших русских морских офицеров в Америке, которое возникло в начале 1920-х годов. Его коллекции включали свыше 6 тыс. гра-

.21.. См. также об эмигрантских музейных собраниях Сан-Франциско: Башкирова Г.Б., Васильев Г.В. Путешествие в Русскую Америку: Рассказы о судьбах эмиграции. -М., 1990. - С. 314-331; Литвинова Г.А. Русские американцы. - М., 1993. - С. 60-62; Попов А.В. Фонд Н.А. Троицкого в Государственном архиве Российской Федерации. Опыт архивного обзора. - М., 1994. - С. 42; Старостин Е.В. История России в зарубежных архивах. - М., 1994. - С. 59.

22. Союз первопоходников. 1919-1965. Издание «Музея Белого движения» Союза первопоходников. - Найяк, 1966. - С. 103-107.

.23. Часовой. - Париж, 1961. - № 426 (11). - С. 17; Сборник 10-летнего юбилея культурно-просветительского и благотворительного общества «Родина». - Нью-Йорк, 1964. - С. 8-9; Новое русское слово. - 20 декабря. 1974; Сборник 25-летнего юбилея культурно-просветительского и благотворительного общества «Родина». 1954-1979. - Нью-Йорк, 1979. - С. 16-17, 28-29, 45-46; Воропанов В. Русские традиции Нью-Джерси //Русская Америка. 1995. V. С. 18-20.

вюр, литографий, фотографий, около 800 негативов, серию картин и портретов на военно-морскую тематику-24..

Значительную часть поступлений составили материалы Морского исторического общества, возникшего в 1943 г. первоначально как комиссия при Обществе бывших русских морских офицеров с целью сбора, хранения документов и других материалов по истории русского флота.

Коллекции Музея русской конницы хранились в Бриджпорте (штат Коннектикут), а позже наряду с собраниями Русского морского музея, материалами ряда других эмигрантских военных объединений постепенно оказались под крышей Музея общества «Родина».. ..

В 1993-1996 гг. значительная часть архивного собрания общества была передана в Центральный музей вооруженных сил (ЦМВС) в Москве. В 1992 г. руководство музея при посредничестве американского профессора Дж. Петерсена вступило в переговоры с правлением общества «Родина». Их результатом стало решение его совета старейшин от 15 мая 1994 г. о возвращении архивного и музейного собрания в Россию. Осенью 1994 г. в ЦМВС поступила первая часть архивного и музейного собрания. В 1995-1996 и 1998 гг. музей принял оставшуюся часть этого архива. Среди музейных экспонатов, переданных из США, много орденов, медалей, оружия, образцов военной формы (в том числе: мундиры генералов М.В. Алексеева, А.И. Деникина, М.Д. Скобелева, Н.Н. Юденича). Эти экспонаты демонстрировались на выставках, а затем легли в основу постоянной экспозиции музея. Архивные материалы, поступившие в музей, в значительной мере отражают военную историю Белого движения. Всего было передано более 40 тыс. единиц хранения..26...

Часть архивных материалов и произведений искусства из собрания общества «Родина» поступила на хранение в Российский фонд культуры, принявшего также немало частных даров эмигрантов и их потомков, в том числе из США и Канады. На выставке в Москве, организованной к 15-летию Рос-

.24.. Гладкий С.В. Морская библиотека и архив Общества бывших русских морских офицеров в Америке // Хранилища памятников культуры и истории Зарубежной Руси. - Сан-Франциско, 1966. - С. 40-42; Соколова Е.И. Музей Общества офицеров российского императорского флота в Америке // Военно-исторический журнал. - М., 2006. - № 4. - С. 74-75.

25.. Попов А.В. Россика в негосударственных хранилищах США // Отечественные архивы. - 1996. - № 2. - С. 22-26.

26.. Попов А.В. Русская эмиграция в США и архивная Россика. Проблемы выявления и описания материалов, хранящихся в архивах общественных организаций и частных лиц // Проблемы зарубежной архивной Россики. - М., 1997. - С. 112-120; Он же. Русское зарубежье и архивы. - С. 110; Ежегодник Российского фонда культуры. 1999 г. -М., 2000. - С. 30-39.

сийского фонда культуры (20 декабря 2001 г. - 3 февраля 2002 г.), в частности демонстрировались: бронзовое распятие с эмалью XIX в., этюд В.И. Сурикова к картине «Исцеление слепорожденного» (из собрания художника Е.Е. Климова, Канада); работы С.Ю. Судейкина, Л.М. Браиловского, И.Э. Грабаря, полотна К.А. Коровина.

На протяжении многих послевоенных лет в США находились реликвии кубанского казачества. Оказавшись за пределами России, казачество стремилось не только не раствориться в чужеродной среде, но и выделялось своей самобытностью даже внутри российской эмиграции. Правда, после Второй мировой войны ситуация заметно изменилась. Потомки эмигрантов гораздо быстрее адаптировались и не испытывали уже такой сильной тяги к родным российским корням, как их отцы и деды. И лишь немногие энтузиасты-подвижники продолжали собирать или хранить историко-культурные реликвии своих предков.

Крупным хранилищем документов по русской истории стал Кубанский войсковой музей, расположенный в бывшем буддистском монастыре в уже упоминавшемся г. Хоуэлл (Cuban Cossacks Library and Museum, 47-49E, 3rd Street, Howell, N.J. 077731). Среди его экспонатов многочисленные знамена, царские грамоты, старинные булавы и оружие, награды и личные вещи атаманов Кубанского казачьего войска, казачий мундир императора Александра III. В 1920 г., во время эвакуации, они были переправлены из Екате-ринодара в Югославию (тогда - Королевство сербов, хорватов и словенцев), где долгое время хранились в Военном музее в Белграде. В конце Второй мировой войны казачьи раритеты были перевезены кубанским атаманом В.Г. Науменко, сотрудничавшим с фашистскими властями, в Германию, а в 1949 г. - в США. Одно время они хранились в Нью-Йорке, в доме на 31-й улице, в районе Астория, приобретенном на пожертвования казаков-эмигрантов-27.. Именно там в 1957 г., в шести комнатах второго и третьего этажей удалось, наконец, выставить для обозрения материалы, отражающие историю казачества, в том числе копию жалованной грамоты казачеству на земли Кубани Екатерины II (1792) в футляре из бархата с золотым шитьем, его участие в Гражданской, Первой и Второй мировых войнах. Но со временем поредели ряды кубанского казачества в эмиграции, многие ушли из жизни и содержать особняк в Астории становилось все труднее, поэтому войсковой совет в 1977 г. принял решение приобрести за 48 тыс. долл. здание бывшего буддистского монастыря в Хоуэлле, поблизости от которого в не-

27. Косакова Н.А. Дневники атамана Кубанского казачества в зарубежье В.Г. Науменко как источник о судьбе кубанских казачьих регалий // Зарубежная Россия. 1917-1939 гг.: Сб. статей. - СПб., 2000. - С. 86-90; Якаев С.Н. Одиссея казачьих регалий. - Изд. 2-е, дополн. - Краснодар, 2004. - С. 171-180.

больших городках штата Нью-Джерси давно уже обосновалось немало каза-ков-эмигрантов..28...

Музей принадлежит Кубанскому казачьему войску за рубежом, а заведовал им многие годы Евгений Георгиевич Химич.....В фойе музейного помещения посетителей встречает скульптура С.Г. Королькова «Ермак - покоритель Сибири».

Крупнейшим центром собирания и хранения российского культурного наследия является основанный Русской православной церковью за рубежом в 1930 г. Свято-Троицкий Русский монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). При монастыре функционирует широко известный за рубежом Музей русской истории, реликвии из которого экспонировались в 2007 г. в музейном центре храма Христа Спасителя в Москве. Музей в Джорданвилле хранит материалы по церковной истории, фонды общественных организаций и личные фонды эмигрантов. Среди прочих в нем находятся документы Аб-данк-Коссовских, Русского общевоинского союза, Штаба вооруженных сил юга России. В музее имеется коллекция М.А. Павлова, состоящая из 40 альбомов с фотографиями русских православных храмов за рубежом и их историческими описаниями. Р.В. Полчанинов пожертвовал в музей подшивки церковной периодики. Здесь также хранятся перевезенные из Парижа музей-архив Императорского училища правоведения, архив лейб-гвардии Преображенского полка с полковой иконой св. Николая и частицей знамени..30...

Центром собирания и сохранения русских литературных и художественных ценностей Х1Х-ХХ вв. стал организованный Дж. Боултом в 1979 г. Институт современной русской литературы в Остине (штат Техас). Большую помощь в организации института сыграли русские эмигранты «третьей волны» - поэт К. Кузьминский и литературовед И. Левин. В задачи института входило: создание архива, библиотеки, собирание фото- и киноматериалов, грампластинок; классификация и систематизация материалов; организация выставок, семинаров. С первых шагов деятельности института его организаторы выпускали бюллетень-хронику и рассылали ее славистам, вдовам русских писателей, музыкантов, художников с просьбой направлять им письма, рукописи, дневники, книги. В ответ пошел целый поток документов. Инсти-

.28.. Новое русское слово. Нью-Йорк, 1978. — 3 января; Якаев С.Н. Указ. соч. С. 219— 224.

29.. Новое русское слово. — 1978. 3 января.

30.. См.: Бортневский В.Г. Кубань и Добровольческая армия в 1918—1919 гг.: из архивных собраний Свято-Троицкого монастыря Русской Православной Церкви за границей (США) // Русское прошлое. — СПб., 1994. — Кн. 5. — С. 77—112; Попов А.В. Русское зарубежье и архивы. — М., 1998. — С. 114; Jordanville. A portrait of Holy Trinity. Monastery. — New York. 1984.

А11,ф11 глгт.ттгп тттгмгтт РЕЛИКВИИ РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ЛЮДИ в северной Америке

тут переехал в Лос-Анджелес, где Южнокалифорнийский университет предоставил ему большое помещение и взял на себя оплату секретарских расходов. Основная работа института - пополнение архива, выставки, издательская деятельность идет за счет личной энергии и энтузиазма. В институте создана гибкая система членства со взносами от 1 до 25 тыс. долл.

20 апреля 1997 г. в Нью-Йорке при содействии Международного общества пушкинистов открылся первый в Западном полушарии Музей А. С. Пушкина, директором которого стала Надин Глинская. Комплектование его происходит в основном за счет даров из частных коллекций русских эмигран-

31

тов.. ..

Еще один своеобразный домашний музей Марины Цветаевой создала в начале 1990-х годов в Сомервилле, пригороде Бостона, Марина Кацева. В его экспозицию входят портреты поэтессы, книги (ее и о ней), макеты комнат в последнем московском доме Цветаевой (работы москвички Э. Борисовой), пластинки с записями русских поэтов. ..

Важную роль в сохранении русской культуры в США играет образованный в феврале 1973 г. Конгресс русских американцев (КРА). В Конгрессе активно действует созданный по инициативе Е.А. Александрова Комитет по изучению русского исторического наследия в США. Целенаправленную работу по собиранию русских архивных материалов ведет и издаваемый КРА журнал «Русский американец», постоянно размещающий на своих страницах обращения к русским организациям, церквям, местным отделам КРА о сборе документов, рукописей по истории России и российского зарубежья. Активной культурно-просветительской деятельностью занимаются Общество друзей форта Росс, Общество друзей русской культуры, Музей им. Н.К. Рериха, Институт Н.И. Фешина в Таосе, Русский клуб в Нью-Йорке, общество «Волга» и ряд других эмигрантских организаций- ...

В послевоенные годы еще большее распространение музейная деятельность получила среди украинской эмиграции Северной Америки. В Украинском музее в Нью-Йорке представлены коллекции по истории Украины и украинцев в США, в том числе произведения живописи, этнографические материалы (вышивка, керамика, ткачество и др.), макеты и фотографии деревянных храмов. Украинский католический музей с библиотекой функционирует с 1964 г. в Стемфорде (штат Коннектикут); Музей украинского наследия - в Нью-Хейвене (штат Коннектикут); Украинский музей, архив и центр культуры - в Баунд-Бруке (штат Нью-Джерси); Украинский архив-музей в

31. Книжное обозрение. 1997. - 6 мая.

.32. Русская мысль (№ 4065). - Париж, 1995. - 16-22 мая.

33. Попов А.В. Русские архивы и музеи в США // Вопр. истории. - 1999. - № 6. С. 123.

Кливленде; Украинский музей народного искусства в Мейнар-колледже (штат Филадельфия); Украинский музей-архив - в Детройте (основан в 1957 г.). Архив-музей Украинской академии искусств и наук, учрежденный в 1945 г. в Аугсберге (Западная Германия), с 1976 г. перебрался в Нью-Йорк.

Открытый в 1971 г. в Эдмонтоне (провинция Альберта, Канада) музей под открытым небом «Село украинского культурного наследия» был через четыре года приобретен властями и превратился в государственное учреждение. Десятки тысяч посетителей знакомятся в нем с железнодорожной станцией, куда прибывали украинские рабочие-эмигранты, кузницей, почтой, народным домом, школой. Его бюджет в 1988-1989 гг. достигал 1,6 млн. долл. Украинский музей Канады в Саскатуне расположен в новом современном здании, хорошо приспособленном для проведения выставок и хранения художественных произведений. Он издает бюллетень «Новости музея» и имеет филиалы в Виннипеге, Торонто и Эдмонтоне. Парк украинской писанки -своеобразный этнографический музей под открытым небом - создан в Вегре-

34

вилле.....

Наряду с общественными музеями выходцев из России и Украины, оказавшихся в Америке, сформировались частные эмигрантские собрания..38.. Интересную коллекцию древнерусских икон ХУ-ХУШ вв., рукописей и старопечатных богослужебных книг собрал П.М. Фекула, проживавший в Нью-Йорке. Часть из них демонстрировалась постоянно в помещении Международного центра (475 Риверсайд Драйв, между 119 и 120 ул.). Коллекция П.М. Фекулы включала, в частности: походный иконостас 1619 г. работы Прокопия Чирина; «Остаток» 1537 г. и «Служебник» 1554 г., отпечатанные в Венеции в черногорской типографии, которая была вывезена из Цетинье в период войны с Турцией.

В небольшом деревянном домике на тихой улочке провинциального американского города Меллвиля (штат Филадельфия) доживал свой век русский художник-иконописец старообрядец Пимен Максимович Софронов, уроженец села Тихотки на Псковщине. Долгие годы он собирал старинные самовары, русские иконы, кресты с эмалями и другие предметы православного культа, картины, старопечатные книги. Среди последних огромную ценность представляли «Апостол» 1564 г. и «Осторожская Библия» 1583 г. российского первопечатника Ивана Федорова. Художник расписывал православные

.34.. Зарубгжнг украшцг. - Довгдник. - Ки!в. 1991. - С. 114-117.

См.: Александров Е. Музеи, галереи и русские исторические места в Америке // Русский американец. Нью-Йорк, 1995. - № 20. - С. 121-145; 1995-1997; № 21. -С. 184-198.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

храмы в Бруклине, Трентоне, Сиракузах.35... Разными путями попадали за океан произведения русского церковного искусства. Так, в январе 1972 г. в Сан-Франциско привезли несколько ящиков икон из Гонконга, куда они ранее попали из Харбина, где находились в Свято-Алексеевской церкви харбинских коммерческих училищ.36..

Украинский институт в США открыл выставку православных культовых вещей, приобретенных украинскими организациями в марте 1971 г. в Нью-Йорке на аукционе русских церковных и художественных ценностей, представленных московским «Новоэкспортом». Часть из закупленных облачений иерархов, вышитых золотом и серебром, в прошлом принадлежала Киево-Печерской лавре, Софийскому и Михайловскому соборам древнего Киева.37...

В сентябре 1970 г. в Музее декоративного искусства Буэнос-Айреса демонстрировалась коллекция древнерусских икон госпожи П.Н. Кенигсберг. Эти иконы перевез из Европы в США еще в 1912 г. отец Павлы Николаевны - Николай Кенигсберг. В ней представлены почти все этапы иконописи: произведения киево-византийского стиля и Владимиро-Суздальской Руси, новгородских и московских мастеров Х1У-ХУ1 вв., круга Андрея Рублева.38..

Коллекцию из 2 тыс. прижизненных пластинок с записью голоса Ф.И. Шаляпина, сотен книг, открыток и негативов с изображением великого русского певца хранил математик В.Е. Гурвич, эмигрировавший в США из

Ленинграда, где и началась его собирательская деятельность..... Собрания

домашнего музея Юлия Зыслина (Вашингтон), переехавшего из России в США в 1996 г., посвящены жизни и творчеству пяти поэтов Серебряного века - Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама и Бориса Пастернака.40...

В мае 2005 г. в Миннеаполисе, штата Миннесота (США), открылась выставка «В традициях русского искусства. Историческая коллекция русской живописи ХХ века». В числе 50 составивших ее работ - 27 знаменитых произведений из собрания Третьяковской галереи, партнером которой в организации выставки выступил Музей русского искусства в Миннеаполисе. Выставка была приурочена к открытию нового здания Музея русского искусства в Миннеаполисе - крупнейшего за пределами нашей страны собрания рус-

35. Новое русское слово. - Нью-Йорк, 1973. - 22 марта; 1973. - 18 мая.

36. Новое русское слово. - 1972. - 27 января.

37. Наша страна. - Буэнос-Айрес. 1971. - 18 мая.

38. Наша страна. 1970. 8 декабря; - La Nación. - 10.01.1971.

39. Зальцберг М. Мой друг Володя Гурвич // Русские евреи в Америке. Кн. 1. Иерусалим; Торонто; Москва. 2005. - С. 117-124.

40. Панченко И. Музей русской поэзии в Вашингтоне // Русские евреи в Америке. -Кн. 1. - С. 249-259.

ской реалистической живописи ХХ в., насчитывающего более 16 тыс. произведений. Для демонстрации постоянной коллекции и проведения выставок администрация музея приобрела новое помещение и отреставрировала его с учетом последних музейных требований.

Наши соотечественники в странах Северной Америки продолжают свою подвижническую деятельность по созданию музеев и коллекций, которая заслуживает всяческой признательности и уважения. Она способствует укреплению наших духовных и культурных связей и возвращению историко-культурного наследия эмиграции на Родину.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.