ГОСУДАРСТВО И ПРАВО STATE AND LAW
DOI: 10.12731/2070-7568-2016-3-8-26 УДК 342.71
ГЕНЕЗИС ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СССР О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДО НАЧАЛА 40-х ГОДОВ XX ВЕКА
Бабарыкин О.В.
В статье исследуется генезис законодательства в СССР о правовом регулировании социальной защиты прав военнослужащих до Великой Отечественной войны. Подробно изучен аспект деятельности органов государственной власти по осуществлению мероприятий по социальной защите инвалидов войны из числа военнослужащих. Автор, обращаясь к анализу нормативных правовых актов, регламентирующих меры социальной защиты военнослужащих указывает на огромную роль государства в поддержке военнослужащих имеющих тяжелое материальное положение, получивших ранения, травмы и увечья и членов их семей. В работе приведены нормативно-правовые основы социальной защиты прав военнослужащих, приводятся мнения различных ученых по данному вопросу. Анализируя нормативные правовые акты периода строительства социализма в СССР автор приходит к выводу, что, несмотря на то, что военнослужащие внутренних войск с момента своего создания наделялись специальными правами и обязанностями по обеспечению внутренней безопасности государства и поддержанию общественного по-
рядка, войска организационно всегда входили в состав Вооруженных сил СССР, и на них в полном объеме распространялись такие же льготы и социальные гарантии социальной защиты, как в целом и на всех военнослужащих Рабоче-крестьянской красной армии.
Цель - теоретическое и историко-правовое исследование генезиса законодательства в СССР о правовом регулировании социальной защиты прав военнослужащих.
Метод или методология проведения работы: историко-правовой метод, сравнение, аналогия, индукция, дедукция, анализ, синтез и т.п.).
Результаты: обобщения, позволяющие концептуализировать исследования законодательство о социальной защите военнослужащих.
Область применения результатов: современная образовательная практика и историко-правовые исследования.
Ключевые слова: законодательство; социальная защита; военнослужащие; социальные гарантии и льготы.
GENESIS OF LEGISLATION IN THE USSR REGULATORY SOCIAL PROTECTION OF SOLDIERS
Babarykin O.V.
The article examines the genesis of the legislation of the USSR on the legal regulation of social protection of servicemen S rights. More studied aspect of public authorities for the implementation of measures on social protection of disabled veterans from the army. The author, referring to the analysis of normative legal acts regulating the social protection of military action indicates the enormous role of the state in support of the military who have a difficult financial situation, wounded, injured or disabled and their families. The paper presents the legal foundations of social protection of servicemen's rights, are the views of different .scholars on the subject. Analyzing normative acts the period of building socialism in the USSR, the author comes to the conclusion
that, despite the fact that the interior troops since its establishment endowed with special rights and responsibilities to ensure the internal security of the state and public order, the troops organizational always formed part of the Armed forces of the USSR, and are fully subject to the same privileges and social guarantees of social protection as a whole and to all servicemen of the Workers «andpeasants» red army.
The goal - theoretical, historical and legal study of the genesis of the legislation of the USSR on the legal regulation ofsocial protection ofservicemen's rights.
Method or methodology of work: historical and legal method, comparison, analogy, induction, deduction, analysis, synthesis, etc.).
Results: generalizations, allowing studies to conceptualize the law on social protection of servicemen.
Application results: the modern educational practice.
Keywords: legislation; social protection; military personnel; social guarantees and benefits.
Введение
Вопросам социального обеспечения военнослужащих внутренних войск, как и в целом, военнослужащих Рабоче-крестьянской красной армии, в период становления Советской Республики уделялось большое внимание государственных органов власти, поскольку именно они были силовой основой режима и могли быть применены на территории государства на законных основаниях.
При этом система социальной защиты военнослужащих, существовавшая в Царской России была упразднена в связи с тем, что не отвечала реалиям «нового времени». Так еще в конце 1917 года были полностью отменены сословные привилегии, а также ограничения по национальному признаку, в связи, с чем всем военнослужащим независимо от занимаемых ими должностей были предоставлены политические права наравне со всеми гражданами Советской Республики, что соответствовало политической ситуации в тот исторический период развития нашей страны.
Существовавшие благотворительные учреждения и общества помощи военнослужащим, ставшими инвалидами на военной службе были упразднены, вместо них был создан Исполнительный Комитет увечных воинов, которому и были переданы соответствующие функции вместе с имуществом. Скоро этот комитет стал Всероссийским Советом увечных воинов.
Для реализации своей деятельности были созданы отделы по назначению пенсий воинам-инвалидам при местных Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Генезис законодательства о правовом регулировании социальной защиты прав военнослужащих в революционный период (1918-1921 гг.)
Декретом совета народных комиссаров (далее - СНК) РСФСР от 20 апреля 1918 года «О социальном обеспечении увечных воинов» было впервые нормативно закреплено право органов государственной власти в расходовании государственных средств на социальное обеспечение: «решающее слово в деле социального обеспечения увечных воинов и расходовании государственных средств принадлежит органам государственной власти» [3].
В стране в разгар гражданской войны и интервенции буржуазных го-сударств-в обстановке величайших экономических трудностей и небывалой инфляции денежных средств и разрухе всей экономики страны в целом, преобладающим становится натуральное обеспечение военнослужащих, что и нашло свое отражение в специальном Декрете СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О пенсионном обеспечении солдат Рабоче-крестьянской красной армии и их семейств», в котором предусматривалось обеспечение красноармейцев продовольственными пайками. Для выживания в стране была ведена продразверстка. При этом положения вышеуказанного документа распространялись на специальных субъектов права,
к которым относились семьи красноармейцев действительной службы и досрочного призыва, которые погибли, пропали без вести, находились в плену, или потеряли на войне трудоспособность но по каким либо причинам еще не получали пенсии. 28 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР издает Декрет «Об утверждении Положения о социальном обеспечении инвалидов красноармейцев и их семейств».
Однако, несмотря на принимаемые руководством страны меры нельзя отрицать того факта, что в целом, по оценкам специалистов того времени, в тяжелом положении находились красногвардейцы инвалиды.
Так выдаваемые пособия и пенсии были столь незначительны, что в некоторых собесах не было даже случая получения таковых. Как справедливо указывает А.В. Коровников, «Объективно возникла необходимость пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и членов их семей, увеличить ее размеры и установить новые виды обеспечения» [7].
В то время решение указанных проблем правоведы видели как в создании специального пенсионного устава, который бы на законодательном уровне закрепил за военнослужащими права на получение пенсии, так и в бронировании за военным ведомством должностей в гражданских, хозяйственных и кооперативных учреждениях и предприятиях [1].
Таким образом, необходимо отметить тот факт, что с приходом к власти большевиков была образована система социального обеспечения, в которой преобладало натуральное обеспечение военнослужащих.
Так, например, за солдатами сохранилось право на получение продовольствия и предметов обмундирования. Это было не случайно. Таковы были реалии того времени, которые позволили не только выжить, но и одержать победу над врагами Советской России.
7 апреля 1919 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны издает постановление «О призыве бывших офицеров исключительно, в Красную Армию» где разъясняет порядок прохождения службы данной категории военнослужащих [3].
2 октября 1919 г. Совет народных комиссаров принял декрет о распространении на командный состав Красной Армии льгот, установленных для красноармейцев и их семейств. Данный факт свидетельствует о том, что на определенном этапе гражданской войны командный состав Красной Армии стал равноправным субъектом правоотношений по социальному обеспечению, как и рядовые красноармейцы.
Хотя и до этого в рядах Красной Армии служили многие бывшие офицеры - однако как правило это были выходцы из имущих классов, то есть отличались своим происхождением, в связи с чем были обязаны добросовестным исполнением своих обязанностей доказать свою пользу делу революции, и только поле этого иметь право на соответствующие льготы.
При этом в целом у руководства страны было понимание того, что необходимо проявлять заботу и о действующем командном составе, в связи с чем, проводилась необходимая работа в этом направлении.
Наглядно, на взгляд автора, это нашло свое подтверждение во время работы Десятого съезда РКП (б), проходившего с 8 по 16 марта 1921 года в г. Москве на котором было принято специальное постановление «По военному вопросу», в котором отмечалось: «Для командного состава дело идет сейчас после прекращения войны на фронтах, уже не о временной военной службе, а о длительной профессии. Необходимо принять меры действительного улучшения материального положения командного состава...» [1].
Обсудив в целом военный вопрос, съезд принял решение о реорганизации армии, направленное на укрепление Красной Армии и флота, на обеспечение обороноспособности страны. При этом на вечернем заседании 11 марта 1921 года съездом была проведена мобилизация и около 300 делегатов съезда направлены в тот же вечер для подавления контрреволюционного мятежа в Кронштадте.
17 ноября 1921 года Президиум ВЦИК в своем постановлении указывал, что командный и административный состав Красной Армии отдает все годы жизни строительству и руководству армии в связи с чем в
материальном отношении целиком и полностью зависит от занимаемой должности. При этом особо отмечалось, что «Командир является квалифицированным рабочим своего дела, поэтому улучшение быта Красной Армии должно начинаться с него».
Генезис законодательства о правовом регулировании социальной защиты прав военнослужащих в послереволюционный период (1922-1933 гг.)
В дальнейшем 31 августа 1922 года пленум ЦКРКП (б) принял специальное постановление «О Красной Армии», в котором определил важные меры по улучшению материального положения армии, в том числе начальствующего состава и полное погашение всех ассигнований, предусмотренных по бюджету для Красной Армии.
Как отмечал А.В. Завгородний, «в этот период развития историографии, появились первые публикации по отдельным аспектам социальной защиты военнослужащих и их семей, активизировалась работа ученых по освещению данной проблемы. Определенную роль в раскрытии этих вопросов в 20-е гг. сыграли общественно-политические, специальные и военно-политические журналы. На их страницах публиковались статьи, выступления ответственных государственных, партийных и военных работников. В них были предприняты первые попытки исследовать проблему влияния материально-бытового и правового положения защитников Отечества на отношение к военной службе, уровню политико-морального состояния и воинской дисциплины личного состава армии» [3].
Оценивая в целом ситуацию, сложившуюся в послевоенные годы по окончании гражданской войны необходимо отметить, что Красная Армия, да и внутренние войска испытывали большие трудности, выраженные в нехватке вооружения, техники, продовольствия, фуража, обмундирования.
Именно эту серьезную проблему описал в октябре 1922 г. М.В. Фрунзе: «Для характеристики минувшего периода жизни Красной Армии до-
статочно одной фразы: « армия жила голодной, холодной, полураздетой и разутой» [10].
Несмотря на большую работу проводимую руководством страны, местными органами власти потребности армии не могли быть удовлетворены в полном объеме. Прежде всего это было связано с серьезными хозяйственными затруднениями, которые испытывала наша страна.
В 1923 году утверждено Положение о Почетном Знаке ВЧК-ГПУ (в дальнейшем - НКВД) [1]. Военнослужащим, награжденным вышеуказанным ведомственным знаком присваивалось звание «Почетный Работник ВЧК-ГПУ», и закреплялись определенные права.
К их числу, например, относились:
- право внеочередного получения жилья и дополнительной площади;
- дополнительные ежемесячные выплаты 30 рублей;
- право по бесплатному лечению и получению санаторно-курортной помощи;
- право на бесплатный проезд в мягком месте на железнодорожном и водном транспорте;
- увеличение пенсии при увольнении на 10%;
- сохранение права на ношение и получение форменной одежды за государственный счет при увольнении и др.
В целях укрепления здоровья военнослужащих войск, прежде всего, конечно, командного состава войск, создается система санаториев и домов отдыха. Отбор и направление в них военнослужащих войск и членов их семей производился наравне с военнослужащими РККА. Дом отдыха имени Ф.Э. Дзержинского был образован в 1923 г. в Крыму (недалеко от г. Ялта). Ряд других медицинских структур подобного типа были созданы несколько позднее.
Созданная система медико-оздоровительного отдыха в рассматриваемый период времени способствовала поддержанию и укреплению здоровья командных кадров войск и членов их семей на должном уровне.
В ходе военной реформы 1924-1928 гг. получило законодательное оформление и организационная структура Вооруженных сил. Так, в принятом 18 сентября 1925 г. Законе «Об обязательной военной службе» определялось, что «организация вооруженных сил трудящихся есть Рабоче-Крестьянская армия Союза Советских Социалистических Республик». При этом указывалось, что «в состав Красной Армии входят так же войска специального назначения: войска Объединенного Государственного Политического Управления и конвойная стража Союза СССР» [1].
При этом, как кажется автору, в то время большое внимание вопросам социальной защиты военнослужащих, как в целом и военной реформе 1924-1928 гг., уделялось прославленным полководцем гражданской войны и видным военачальником Фрунзе, который с января 1924 года возглавлял Реввоенсовет республики и народный комиссариат по военным и морским делам.
В своих публичных выступлениях и ряде статей Фрунзе уделял большое внимание вопросам улучшения материально-бытового положения как отдельно военнослужащих, так и в целом войсковых частей Красной Армии со стороны органов государственной власти и трудящихся, обеспечения социальной защиты начсостава и членов их семей. Так, например, характеризуя недостаточное пенсионное обеспечение комсостава в 1925 г., он отмечал: «Материальные ресурсы нашего Союза пока не позволяют организовать значительное содействие материальному положению Комсостава запаса...» [9].
Во время работы Третьего съезда Советов СССР проходившего с 13 по 20 мая 1925 года в городе Москве с докладом «О Красной Армии» блестяще выступил М.В. Фрунзе, который обратил особое внимание на состояние армии, а так же поставил вопрос об улучшении материального положения Красной армии: «С целью обеспечить нормальный ход учебы, указывалось в резолюции съезда, - и в месте, с тем должную боевую подготовку в Рабоче-Крестьянской Красной Армии, съезд признает со-
вершенно необходимым дальнейшее улучшение ее материально бытовых условий. Внимание и заботливость, проявляемые правительством и трудящимися массами к Красной Армии, должны обеспечивать каждому военнослужащему возможность полной и безраздельной отдачи своих сил служению великим целям освобождения трудящихся» [9].
По результатам работы Съезд не только одобрил проводимую перестройку Вооруженных Сил СССР, но и указал на необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности страны, для чего принял решение провести ряд практических мероприятий по количественному и качественному улучшению всех видов довольствия военнослужащих, улучшение квартирно-казарменных условий Красной Армии, меры по трудовому устройству демобилизованных, усиление заботы об инвалидах войны, издание особого положения о пенсионном обеспечении начальствующего состава войск с передачей необходимого денежного фонда в распоряжение Народного Комиссариата по военным и морским делам.
Этим же постановлением было введено в действие специальное Положение «О государственном обеспечении кадрового начсостава Рабоче-Крестьянской Красной Армии».
Согласно этому нормативному правовому акту предусматривалось назначение лицам начальствующего состава пенсий по следующим основаниям: за выслугу лет, по инвалидности, а в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца пенсии семьям военнослужащих.
При увольнении из армии без права на пенсию выплачивалось единовременное выходное пособие, а в дальнейшем пособие по безработице. Предусматривалась бесплатная медицинская помощь начальствующему составу, пенсионерам, а также их семьям.
Таким образом, в указанный период времени государством уделялось большое внимание проблемам социальной защищенности военнослужащих.
Выступая 19 января 1925 г. на Пленуме ЦК РКП (б) И.В. Сталин по вопросу «Об ассигнованиях на Армию» сделал вывод: « Быть готовым ко всему, готовить свою армию, обуть и одеть ее, обучить, улучшить
технику, улучшить химию, авиацию, и вообще поднять нашу Красную Армию на должную высоту. Этого требует от нас международная обстановка» [8].
Впервые в истории развития нашей страны нормы о государственном обеспечении военнослужащих были систематизированы и нормативно закреплены в специальном кодификационном акте в 1924 году.
При этом, законодательство того периода времени о государственном обеспечении военнослужащих и их семей было одним из важнейших аспектов военной реформы 1924-1928 г.
Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года был утвержден «Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного флота Союза ССР и их семей», в который 29 мая 1925 года постановлением ЦИК СССР, СНК СССР были внесены изменения и дополнения [6].
Характеризуя нормативно-правовые акты того времени, следует отметить, что указанный кодификационный акт структурно состоял из пяти разделов и насчитывал 105 статей; законодателем использовалась классификация по субъектам применения права, и специально оговаривалось действие акта только в мирное время. На замену ему собою все ранее изданные законодательные акты того времени о льготах военнослужащим. При этом, как отмечал А.М. Антошин, «по сравнению с прежним законодательством круг льгот для военнослужащих и их семей по кодексу был значительно расширен» [8].
Отличительной особенностью вышеуказанного кодификационного акта является то обстоятельство, что он впервые устанавливал не только льготы в области трудового землепользования и сельского хозяйства, налогов и сборов, народного образования и здравоохранения, при переезде железнодорожным и водным путям, при несении службы в отдаленных местностях Союза ССР, судебные, жилищные, почтовые, проездные различным категориям военнослужащих и членам их семьей, но так же возложил на местные исполнительные комитеты защиту правового и имуще-
ственного положения, военнослужащих и членов их семей, как в судебном, так и в административном порядке в случае нарушения их прав [8].
При этом соответствующие должностные лица, не принявшие должных мер к защите интересов семей военнослужащих могли быть привлечены даже к уголовной ответственности.
Более того, в дальнейшем постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 14 сентября 1925 г. была утверждена «Инструкция (правила) защиты правового и имущественного характера положения красногвардейцев и их семей», которая установила, что «соблюдение всех законов, ограждающих права и интересы красноармейцев и их семей, является первейшей обязанностью всех органов Советской власти». Всем государственным органам власти вменялось в обязанность уделять особое внимание возникающим в их производстве делам, где были затронуты интересы красноармейцев или их семей. Особо обращалось внимание на то, что в отсутствие находящегося на действительной военной службе красноармейца эти интересы не могут получить надлежащей защиты» [4].
Таким образом, высшим исполнительным органом государственной власти на волостные (районные) исполнительные комитеты (а в иных случаях на городские и поселковые советы) возлагалась дополнительная обязанность по защите правового и имущественного положения военнослужащих и членов их семей, при этом вышеуказанная защита предполагала как административный, так и судебный порядок.
На органы прокуратуры был возложен прокурорский надзор за законностью действий соответствующих должностных лиц, учреждений, включая общественные организации и частных лиц по отношению к военнослужащим и их семьям.
До 1926 года наряду с другими категориями граждан страны, государственными органами осуществлялось социальное страхование командного состава войск.
Так, Положением о государственном обеспечении кадрового начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии, утвержден-
ным постановлением ЦИК и СНК СССР от 19 марта 1926 г. оно было прекращено.
11 октября 1926 года ВЦИК и СНК РСФСР утвердил Положение по государственному обеспечению инвалидов военной службы и их семей, семей умерших или безвестно отсутствующих военнослужащих, семей лиц, утративших трудоспособность или лишившихся кормильцев вследствие активного участия в борьбе с контрреволюцией» [1].
Практически в этот же период времени, 31 декабря 1926 года, ЦИК и СНК СССР вынес постановление «Об обеспечении семей граждан, призванных на действительную военную службу в кадровом составе частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Членам семей граждан, призванных в Рабоче-Крестьянской Красной Армии в качестве рядового или младшего начальствующего состава срочной службы, в строго определенных случаях могли быть выплачены ежемесячные пособия. Члены семей могли быть устроены в учреждения просвещения, здравоохранения и социального обеспечения. В этом нормативном правовом акте впервые было определено, в каких пределах должно проводиться государственное обеспечение лиц, призванных на военную службу [3].
Таким образом, получило нормативное закрепление право военнослужащих на возмещение вреда, в виде дополнительных денежных выплат на лечение, в целом на восстановление здоровья за счет средств военного ведомства.
Не прекращались и публикации по соответствующей тематике в средствах массовой информации того времени - «Красной Звезде», а с 1927 года начинает издаваться «Военно-библиографический справочник».
Так, по мнению автора изданная в 1928 году книга Н. Полева «Командир запаса» была первой книгой, в которой автор подробно изложил как права и обязанности, так и льготы которые предоставлялись бывшему начальствующему составу.
Как отмечал А.В. Завгородний, «это было первое издание такого рода, хотя ее тираж не велик, всего 25 тысяч экземпляров, книга оказала боль-
шую помощь начальствующему составу запаса в усвоении и защите своих прав и обязанностей» [3].
К правовой литературе данного периода времени относится и сборник документов «Партийно-политическая работа в Красной Армии в 19211941 гг.», который отражал вопросы социальной защиты военнослужащих и их семей в указанный период времени [8].
В дальнейшем постановлением ЦИК и СНК от 23 апреля 1930 года был утвержден Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-Крестьянской Красной Армии и их семей [8].
Характеризуя данный документ, следует отметить, что данный кодификационный акт был более объемным и структурно состоял из двенадцати разделов, которые насчитывали 155 статей, а так же и то, что законодателем использовалась классификация льгот.
Предусматривались льготы в области сельского хозяйства, труда и социального страхования, здравоохранения, образования, налогов и сборов, по государственному страхованию, жилищные, почтовые, при перевозках по железной дороге и по водным путям, по службе в отдаленных местностях Союза ССР, денежные пособия различным категориям военнослужащих и членам их семьей.
1 января 1931 года ВЦИК утвердил Положение о сельских советах, согласно которому сельсовет являлся высшим органом власти на объединяемой им территории, и обладал соответствующими полномочиями, в том числе на него возлагались обязанности по защите правовых и имущественных интересов семей военнослужащих призванных на военную службу в армию.
На взгляд автора, в рассматриваемый период времени вопросам социальной защиты военнослужащих уделялось большое внимание и соответствующими должностными лицами ответственными за соблюдение законности.
Так, например в 1933 году, старший помощник прокурора Верховного Суда СССР - военный прокурор РККА С.Н. Орловский отмечал: «Во-
прос укрепления революционной законности имеет большое значение для боеспособности Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Призванному в армию рабочему и крестьянину правительство предоставляет ряд льгот. Льготы предоставляются в целях поддержки семьи призванного военнослужащего на время пребывания в рядах войск и имеют для него большое значение. Исполнение на местах законов о льготах дает военнослужащему полную уверенность в том, что советская власть, в то время как он выполняет свой долг перед социалистическим отечеством, заботится о его семье, помогает ей» [1].
Особое отношение руководством страны уделялось военнослужащим, имевшим особые заслуги и награжденных, в связи с этим государственными наградами и ведомственными знаками отличия.
30 апреля 1930 года Постановлением ЦИК СССР, СНК СССР принято Общее положение об орденах союза СССР, которым учреждены ордена: «Орден Ленина», «Красное Знамя», «Трудовое Красное Знамя» и «Красная Звезда», и установлены определенные права и преимущества (льготы) лицам награжденным орденом (орденами) [1].
Данное постановление утратило силу в связи с изданием 7 мая 1936 года Постановления ЦИК СССР № 56, СНК СССР № 812, которым было утверждено новое положение об орденах союза ССР и установлены льготы, как в виде денежных дополнительных ежемесячных выплат (орден «Ленина» - 25 рублей, орден «Красное Знамя» - 20 рублей, по орденам «Трудовое Красное Знамя» и «Красная Звезда» - 15 рублей, по ордену «Знак Почета» - 10 рублей в месяц), так и другие права и льготы, например, право бесплатного проезда в трамвае во всех городах Союза ССР, право бесплатного проезда по железнодорожным и водным путям сообщения один раз в год (туда и обратно), льготный порядок оплаты жилой площади.
Заключение
Вышеперечисленные факты дают право утверждать, что концу 30-х - началу 40-х годов прошлого века в нашей стране правовые га-
рантии военнослужащих на социальную защиту следует рассматривать как единую систему организационно-правовых и социально-экономических мер, установленных государством и закрепленных в нормативных правовых актах.
Льготы и гарантии обеспечивали военнослужащим возможность выполнять свои обязанности по вооруженной защите, обороне и безопасности государства и были направлены на поддержание их специального статуса и компенсацию определенных ограничений объективно обусловленных характером военной службы.
Однако впереди нашу страну и наш народ в целом ожидало серьезное испытание в виде грядущей Великой Отечественной войны, при наступлении которой деятельность государства в военное время по обеспечению гражданско-правовых прав военнослужащих и их социальной защите несколько отличалось от периода мирного времени.
Таким образом, реализация государственных социальных гарантий военнослужащим в межвоенный период законодательно было закреплено комплексом законов о льготах и преимуществах для военнослужащих, Законом СССР от 18 сентября 1925 года «Об обязательной военной службе», Законом СССР от 13 августа 1930 года «Об обязательной военной службе», Инструкцией по осуществлению защиты правового и имущественного положения красноармейцев и их семей в административном и судебном порядке [8].
Анализируя нормативные правовые акты в указанный период отечественной истории, приходиться констатировать, что, несмотря на то, что военнослужащие внутренних войск (войск НКВД, ОГПУ) с момента своего создания наделялись специальными правами и обязанностями по обеспечению внутренней безопасности государства и поддержанию общественного порядка, войска организационно всегда входили в состав Вооруженных Сил СССР, и на них в полном объеме распространялись такие же льготы и социальные гарантии социальной защиты, как в целом и на всех военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Список литературы
1. Виноградов Н.А. Справочник по льготам военнослужащим, военнообязанным и их семьям / Сост. Н.А. Виноградов, Е.П. Юрковский, Б.А. Сычев. 4-е изд. М.: Советское законодательство, 1936. 105 с.
2. Декрет ВЦИК СНК РСФСР от 14 сентября 1925 года «Об утверждении Инструкции по осуществлению защиты правового и имущественного положения красноармейцев и их семей» СУ РСФСР, № 1925, № 64.
3. Завгородний А.В. Деятельность государственных органов и общественно-политических организаций по социальной защите военнослужащих красной армии и их семей в межвоенный период (1921 - июнь 1941 г.г) Дисс...доктора исторических наук. СПб., 2001. 368 с.
4. Инструкция (правила) защиты правового и имущественного характера положения красногвардейцев и их семей: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 14 сентября 1925 г. // Собрание законодательства РСФСР, 1925, № 64.
5. Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-Крестьянской Красной Армии и их семей // Собрание законодательства СССР. 1930. № 23.
6. Кодекс законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного флота Союза ССР и их семей // СЗ СССР, 1924, № 21.
7. Коровников А.В. Правовая и социальная защита военнослужащих (теоретико-правовое исследование): Дисс.. .доктора юрид. наук. СПб., 2000. 106 с.
8. Лысенков С.Г. Правовой статус военнослужащих в период Великой Отечественной войны. Монография. М.: редакция журнала «На боевом посту», 2010. 264 с.
9. Фрунзе М.В. Итоги и перспективы военного строительства в связи с реорганизацией текущего года. Избранные произведения. М.,1984. С. 207-228.
References
1. Vinogradov N.A., Jurskij E.P., Sychev B.A. Spravochnik po I'gotam voen-nosluzhashhim i voennoobjazannym i ih sem'jam [Handbook of benefits to
servicemen, military service and their families]. Gosudarstvennoe izdatel'stvo «Sovetskoe zakonodatel'stvo», 1933, p. 4.
2. Dekret VCIK SNK RSFSR ot 14 sentjabrja 1925 goda «Ob utverzhdenii Instrukcii po osushhestvleniju zashhity pravovogo i imushhestvennogo polozhenija krasnoarmejcev i ih semej» [Decree of the Central Executive Committee of People's Commissars of the RSFSR of 14 September 1925 "On approval of the Instruction for the implementation of the protection of the legal and financial situation of the Red Army and their families"]. № 1925, № 64, p. 519.
3. Zavgorodnij A.V. Dejatel'nost' gosudarstvennyh organov i obshhestven-no-politicheskih organizacij po social'noj zashhite voennosluzhashhih krasnoj armii i ih semej v mezhvoennyj period (1921 - ijun' 1941 g.g.) [The activities of state bodies and socio-political organizations for the social protection of servicemen of the Red Army and their families in the interwar period (1921 - June 1941 years)]. SPb., 2001, p. 28.
4. Instrukcija (pravila) zashhity pravovogo i imushhestvennogo haraktera polozhenija krasnogvardejcev i ih semej: postanovlenie VCIK i SNK RSFSR ot 14 sentjabrja 1925 g. [Instruction (rule) to protect the legal and property-related provisions of the Red Guards and their families: a decree the Central Executive Committee and SNK RSFSR of September 14, 1925]. Sobra-nie zakonodatel'stva SSSR [Meeting of the legislation of the RSFSR], 1925, № 64, st. 519.
5. Kodeks o l'gotah dlja voennosluzhashhih i voennoobjazannyh Rabo-che-Krest'janskoj armii i ih semej [Code of benefits for military personnel and military service of the Workers 'and Peasants' Red Army and their families]. Sobranie zakonodatel'stva SSSR [Meeting of the legislation of the RSFSR]. 1930. № 23. p. 253.
6. Kodeks zakonov o l'gotah i preimushhestvah dlja voennosluzhashhih Rabo-che-Krest'janskoj Krasnoj Armii i Raboche-Krest'janskogo Krasnogo flota Sojuza SSR i ih semej [Code of the benefits and advantages for the military of the Workers 'and Peasants' Red Army and the Workers 'and Peasants' Red
Fleet of the USSR and their families]. Sobranie zakonodatel'stva SSSR [Meeting of the legislation of the RSFSR], 1924, № 21,st. 197, 198.
7. Korovnikov A.V. Pravovaja i social'naja zashhita voennosluzhashhih (teore-tiko-pravovoe issledovanie) [Legal and social protection of servicemen (theoretical and legal research)]. SPb., 2000, p. 106.
8. Lysenkov S.G. Pravovoj status voennosluzhashhih v period Velikoj Otechest-vennoj vojny [The legal status of the military during World War II]. Monograph. M., 2010. 264 p.
9. Frunze M.V. Itogi i perspektivy voennogo stroitel 'stva v svjazi s reorganizaciej tekushhego goda. Izbrannye proizvedenija [Results and prospects of military construction in connection with the reorganization of the current year. Selected Works]. M.,1984, pp. 207-228.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Бабарыкин Олег Владимирович, полковник юстиции, помощник начальника по правовой работе - начальник отделения правового обеспечения
Федеральное казенное учреждение «Главный военный клинический госпиталь внутренних войск МВД России»
микрорайон Никольско-Архангельский, Вишняковское шоссе, владение 101, г. Балашиха Московской области, 143963, Российская Федерация [email protected]
DATAABOUT THE AUTHOR Babarykin Oleg Vladimirovich, Colonel of Justice, Assistant Chief on the Legal Work - Head of Department of Legal Support
Main Military Clinical Hospital Interior Ministry of Russia
101, district Nikolsko Archangel, Vishnyakovsky Shosse, Balashikha,
Moscow Region, 143963, Russian Federation