Научная статья на тему 'Генезис учреждений интернатного типа в России'

Генезис учреждений интернатного типа в России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1033
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ / ПСИХОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ТИПЫ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жилина Л. Я.

В статье представлен путь становления и развития учреждений интернатного типа в России, уточняется состав воспитанников и задачи указанных учреждений на каждом из этапов развития. Автор статьи рассказывает об оздоровительных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении в системе школ интернатного типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис учреждений интернатного типа в России»

ности креативного компонента и уровня профессиональной компетентности, ориентации на личностную модель взаимодействия с детьми.

Перспективой дальнейших исследований выступает сравнительный анализ результатов исследования информационной культуры учителей и студентов очного отделения пединститута.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / Сост. Г.А. Цукерман, Е.В. Чудинова / Под ред. Н.Г. Нежнова. М.: ВНИК «Школа», 1989. С. 80.

2. Знаков В.В. Методика исследования маккиавелизма личности. М.: Смысл, 2001. С. 20.

3. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. М.: Смысл, 1999. С. 36.

4. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. С. 192.

5. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Диагностика и развитие позиции ненасилия у педагога М.: Изд-во МПА, 1997. С. 21.

6. Федорова Л.Г. Личность и «вызовы» информационной эпохи // Становление информационного общества в России: философские политические и социокультурные проблемы: Тезисы международ. науч. конференции. М.: Изд-во Москов. гос. ин-та радиотехники, электроники и информатики, 2003. Вып. 3. С. 102-104.

7. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 304.

Л.Я. Жилина

ГЕНЕЗИС УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА В РОССИИ

Каждое общество вне зависимости от его государственного устройства создает образовательную систему, отвечающую интересам государства. В России основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и реализующие одну или несколько образовательных программ. Особое место в системе образования занимают школы-интернаты.

В рамках нашего исследования мы поставили перед собой задачи:

- Проследить путь становления и развития учреждений интернатного типа в России.

- Уточнить состав воспитанников и задачи указанных учреждений на каждом из этапов развития.

- Определить место оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении в системе школ интернатного типа.

Обратимся к понятию «школа-интернат» и назовем основные типы указанных учреждений. В педагогическом энциклопедическом словаре школы-интернаты определяются как «общеобразовательные учреждения для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а так же детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [4].

Выделяют следующие типы школ-интернатов:

- общего типа - для детей из семей, не имеющих возможность обеспечить детям нормальное воспитание (в том числе неполные, многодетные семьи, где родители страдают тяжелыми заболеваниями);

- санаторного типа - для детей с различными заболеваниями;

- специальные (коррекционные) - для детей с нарушениями в психофизическом развитии;

- специализированные - с углубленным изучением отдельных предметов для одаренных детей;

- спортивные школы-интернаты - школы-интернаты олимпийского резерва.

В сельской местности, особенно в северных территориях создаются пришкольные интернаты для детей, живущих далеко от школы. Учебно-воспитательный процесс в этих учреждениях основывается на рациональном режиме учения, труда и отдыха. Образовательные программы и учебные планы соответствуют обычным школам, а формы воспитания - детским домам.

Учебные заведения интернатного типа исторически связаны с детскими сиротскими домами, домами приюта. Первые упоминания о заведениях такого типа датируются IV веком - 335 год в Царьграде, а их бурное развитие в Европе начинается с XVII века [7]. Всплеск становления

школ-интернатов приходится на время после исторических катаклизмов, таких как революции, войны, эпидемии. Создавая школы-интернаты, молодое Советское государство и правительство, рассматривая вопросы народного образования, охраны здоровья и жизни детей обращалось к опыту аристократических школ интернатного типа. Первые попытки создания подобных учебных заведений в России были сделаны еще в начале XVIII века, когда по указу Петра I в Петербурге была открыта Морская академия, где дворянские юноши принудительно получали образование. В 1731 году в России появился первый кадетский корпус в Петербурге, завоевавший популярность среди дворян. К 1917 году число кадетских корпусов в России достигло 29, в них воспитывалось около десяти тысяч человек [1].

Новым правительством в 20-е годы обсуждался вопрос о необходимости осуществления общественного воспитания детей. Лучшей формой общественного воспитания считались интернатные учреждения. Но в конкретной исторической обстановке тех лет оказалось возможным организовать интернатное воспитание только для беспризорных и остронуждающихся детей. Перед школьными учреждениями интернатного типа в этот период стояли следующие задачи: спасение детей от голода, беспризорной жизни, т.е. решение проблемы сиротства; получение образования детьми беднейших слоев населения; ликвидация неграмотности; подготовка детей к трудовой жизни.

К 1923-1925гг. в стране наблюдалось заметное сокращение интернатных учреждений, что объяснялось повышением жизненного уровня населения, уменьшением детской беспризорности и снижением финансирования этих учреждений государством.

В годы Великой Отечественной войны детские дома и учреждения интернатного типа спасли сотни тысяч обездоленных детей от голода и физического истребления, а в послевоенные годы стали появляться новые детские дома интернатного типа, общие и специализированные, приемники-распределители, организовывался поиск родителей и возвращение детей в семьи.

15 сентября 1956 года по постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР были созданы школы-интернаты. Предполагалось, что это будут учебно-воспитательные учреждения нового типа, призванные решать на более высоком уровне подготовку всесторонне развитых и образованных граждан [6]. Считалось, что школы--интернаты, сочетая функции внешкольного и семейного воспитания, прививая черты гуманности, будут готовить к жизни человека-коллективиста, высоконравственного и трудолюбивого. Организовывая школы-интернаты, государство предполагало, что со временем они станут образцовыми воспитательными учреждениями, которые будут готовить учащихся к практической деятельности в народном хозяйстве. Наблюдалась тенденция к росту числа учреждений интернатного типа. К 1961 году в СССР функционировало свыше трех тысяч школ-интернатов, в них обучалось более 700 тысяч воспитанников [5]. Но уже в семидесятые годы прошлого столетия существенно меняются целевые ориентации школ-интернатов по сравнению с пятидесятыми годами от «образцовых воспитательных учреждений для всестороннего образования учащихся» к образовательным школам интернатного общего типа для детей, не имеющих условий для воспитания в семье (в первую очередь нуждающимся в общественном воспитании по условиям жизни, труда, состояния здоровья родителей). В интернат стали направляться дети, над которыми установлена опека и попечительство, дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей. Так постепенно школы-интернаты стали базой для образования и воспитания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и не имеющих должных условий для воспитания в семье.

К началу восьмидесятых годов XX столетия изменились численность и состав воспитанников школ-интернатов. Число воспитанников увеличилось в три раза, наблюдался рост детей рожденных вне брака. В это время увеличилось число отказных детей, резко возросло количество детей, отобранных у родителей по суду. Появилось много детей с задержкой психического развития. Закрытость учреждений интернатного типа негативно сказывалась на воспитанниках. В середине 80-х годов XX века в жизни интернатных учреждений начались изменения. В 1985 и в 1987 году принимается ряд постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР о мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в домах ребенка, детских домах и школах-интернатах, которые определили правовую защиту детей-сирот.

Социально-экономические и политические изменения в России в 90-х годах прошлого столетия привели к росту детей, оставшихся без попечения родителей. Значительно возросло количество малолетних бомжей, нищих детей, безнадзорных и беспризорных. Многие из них имели родителей, которые вели аморальный образ жизни. Большинство таких детей попадали в социальные

приюты для детей и подростков, детские дома и школы-интернаты. Новые подходы к развивающейся личности обусловили задачи этих учреждений: реализовать потребность и право ребенка на жизнь, воспитание и образование; провести первичную адаптацию к жизни в социально здоровой среде; защитить права ребенка; восстановить или компенсировать утраченные социальные связи.

Кризис 90-х сказался на всех сферах общественно-политической жизни страны. В это время наблюдалось сворачивание социальных программ, постоянно запаздывающее финансирование. Передача на места функций управления и финансирования, материально-технического обеспечения привело к ухудшению положения детей-сирот в детских домах и воспитанников школ-интернатов. В целях изменения ситуации, правительство Российской Федерации принимает ряд правовых и законодательных актов, обеспечивающих на юридическом уровне социальную защиту и охрану здоровья детей. Были ратифицированы «Конвенция о правах ребенка» (1990 г.) и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защите и развитии детей» (1992 г).

Мы уже отмечали связь между общеобразовательными школами-интернатами и такими же учреждениями санаторного типа. Нам хотелось проследить путь развития оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении и определить их место в системе школ-интернатов. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовыми положениями о соответствующих образовательных учреждениях, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации к настоящему времени в систему государственных и муниципальных оздоровительных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в длительном лечении входят:

- санаторно-лесные школы;

- санаторные школы-интернаты;

- санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Какие же задачи ставит перед собой оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа? Работа ведется по двум приоритетным направлениям:

о создание условий для успешного овладения учащимися образовательной программой в соответствии с государственным стандартом и обеспечение им свободного развития;

о подготовка детей с ослабленным здоровьем к самостоятельной жизни.

Анализ педагогической и медицинской литературы показал, что в России, как и в Европе, первоначально выдвигалось требование общего оздоровления школ, затем появились школы для умственно отсталых детей, а после наступило время организации школ для физически ослабленных детей.

Вопрос о лесных школах в России был выдвинут на съезде деятелей по народному образованию в Москве в феврале 1912 года. Одновременно он стал предметом обсуждения врачей в Петербурге: исследования доктора Зеленецкого показали, что после возвращения детей из летних колоний дети снова теряли в весе (за три осенних месяца 38,3 % петербургских мальчиков и 38,7% девочек), а у 12-14 % детей оставалось малокровие. Это обстоятельство указывало на необходимость пребывания таких детей в особых учреждениях, в которых возможно достижение более стойких результатов. В декабре того же года Московское общество детских врачей образовало особую комиссию из врачей и педагогов для выработки мотивированного доклада в Московскую городскую думу о необходимости устройства московских городских школ. Доклад был заслушан на заседании общества и принят к исполнению, а затем внесен в Московскую городскую управу. В докладе подчеркивалось, что в таких учреждениях «цели преподавания уходят на второй план, а их место занимают заботы об укреплении здоровья детей» [3]. Общее количество нуждающихся в пребывании в лесной школе в Москве по наблюдениям московских училищных врачей в 1912 году составляло от 3 до 5 % учащихся.

После революции 1917 года новое государство, проявляя заботу о здоровье детей, открывает в 1918 году санаторно-лесные школы. Размещались такие школы за городом. Дети приезжали туда каждое утро, а вечером возвращались в город. Значительное место здесь отводилось аэротерапии - «пользованию воздухом» и питанию. Школьный режим соотносился с физическим состоянием детей. Несмотря на меньшее количество учебного времени по сравнению с обычной городской школой, дети занимались в соответствии со школьной программой и не отставали от своих сверстников.

В 1943 году правительством было принято решение о расширении сети санаторно-лесных школ. 1 апреля 1943 года Народным Комиссариатом Просвещения и Народным Комиссариатом Здравоохранения РСФСР утверждено положение о санаторно-лесной школе для туберкулезных

детей. Новая волна роста санаторно-лесных школ наблюдалась в конце 40-х годов в Казахстане, на Урале, в Поволжье, в Центральной России [8]. В шестидесятые годы прошлого столетия многие санаторно-лесные школы получают статус санаторных школ-интернатов. С 1993 года начинает публиковаться ежегодный Доклад о положении детей в России, в котором приводятся статистические данные о состоянии их здоровья, дается прогноз на будущее.

В 2001 году научным центром РАМН разработан проект федеральной программы «Здоровый ребенок», а с 2003 года программа была внедрена в жизнь. В программе определены неотложные направления научных исследований, необходимые для оптимизации комплекса медико-социальных, санитарно-гигиенических и воспитательно-образовательных мероприятий, определяющих эффективность сохранения и восстановления здоровья детей [2]. К этому времени в жизни школ-интернатов санаторного типа произошли позитивные изменения: переход детских домов и школ-интернатов на самостоятельный бюджет позволил улучшить материальную базу многих учреждений, наладилось обеспечение медикаментами, одеждой, школьными принадлежностями, значительно улучшилось питание.

К 2003 году в Российской Федерации насчитывалось 237 школ-интернатов (всего 75000 детей и подростков). Среди них 145 оздоровительных образовательных учреждений (около 25000 воспитанников), в том числе 94 учреждения для детей с туберкулезной инфекцией, 16 - с нарушением опорно-двигательного аппарата, другие - для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, неспецифических заболеваний верхних дыхательных путей, аллергических заболеваний и болезней кожи.

В Ростовской области существует сеть общеобразовательных школ-интернатов для категории детей из многодетных, малообеспеченных семей, а также матерей-одиночек. На начало 2004 года в семнадцати школах-интернатах проживало и обучалось 2698 человек. Пять из них являются оздоровительными образовательными учреждениями санаторного типа (около 700 воспитанников).

Подводя итог нашему теоретическому исследованию считаем необходимым сделать следующие выводы:

1. Возникновение учреждений интернатного типа в России обусловлено объективной необходимостью подготовки детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации к самостоятельной жизни.

2. Задачи данных учреждений пересматривались в соответствии сменяющимися социально-экономическими условиями и отображали отношение государства к положению детей в стране.

3. Санаторные школы-интернаты обеспечивают переход больных детей по мере их клинического выздоровления к нагрузке в условиях массового детского коллектива. Контингент учреждений составляют дети, не имеющие условий в семье для восстановления здоровья.

4. В организации учебно-воспитательного процесса оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, обращаются к опыту общеобразовательных школ-интернатов, однако используют учебный процесс с оздоровительной целью.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алпатов Н.И., Мясковская Н.А., Спирин Л.Ф., Шагова А.Я. Школа-интернат (вопросы организации и опыт воспитательной работы) / Под ред. проф. Н.И. Алпатова. М., 1958.

2. Баранов А.А. Состояние здоровья детей на рубеже веков: проблемы и решения // Проблемы туберкулеза. 2000. № 1.

3. К вопросу о лесной школе: Доклад комиссии Московского общества детских врачей. М., 1913.

4. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Пресс-центр, 1988.

5. Петров А.Л. За школами-интернатами будущее. М., 1961.

6. Положение о школе-интернате. Постановление Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1957г. № 209. 1957.

7. Цилюгина И.Б. Образовательные учреждения интернатного типа как институт социализации ребенка. Уфа, 2003.

8. Шилова В.И. Организационно-педагогические основы преодоления последствий социального сиротства в учреждениях государственной поддержки детства / Дисс. канд. пед. наук. Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.