Научная статья на тему 'Генезис толерантности участников образовательного процесса в системе инклюзивного образования'

Генезис толерантности участников образовательного процесса в системе инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ИНКЛЮЗИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / TOLERANCE / TOLERANCE TO CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / AN INKLYUZIYA / INCLUSIVE EDUCATION / ONTOGENETICHESKY DEVELOPMENT / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селезнёва Ирина Николаевна

В статье рассматриваются вопросы формирования толерантности как личностно профессионального качества на основных этапах развития онтогенеза человека. Особое внимание автор уделяет психологическим детерминантам, которые определяют эффективность процесса формирования толерантности к детям с особыми образовательными потребностями. В результате теоретико-методологического анализа было выявлено, что развитие толерантности, как индивидуального свойства личности, происходит на протяжении всего онтогенеза человека. Важную роль в формировании толерантной позиции у участников педагогического взаимодействия в системе инклюзивного образования играет личность педагога. Выбор методов и средств обусловлен онтогенетическим периодом развития личности и должен учитывать психологические свойства каждого, ведущую деятельность периода и социальную ситуацию развития. Автором представлены результаты эмпирического исследования уровня толерантности участников педагогического процесса в разный период онтогенетического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селезнёва Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis of formation of tolerance of participants of educational process in the system of inclusive education

In article questions of formation of tolerance are considered as it is personal professional quality at the main stages of development of ontogenesis of the person. The author pays special attention to psychological determinants which define efficiency of process of formation of tolerance to children with special educational needs. As a result of the teoretiko-methodological analysis it was revealed that formation of tolerance, as well as any other quality of the personality, begins in the early childhood and proceeds during all human life. An important role in formation of a tolerant position at participants of pedagogical interaction in the system of inclusive education is played by the identity of the teacher. The choice of methods and means is caused by the ontogenetichesky period of personal development and has to consider psychological properties of everyone, the leading activity of the period and a social situation of development. The author presents the results of an empirical study of the level of tolerance of participants in the pedagogical process in different periods of ontogenetic development.

Текст научной работы на тему «Генезис толерантности участников образовательного процесса в системе инклюзивного образования»

УДК 376.1:37.02

Ирина Николаевна Селезнёва

г. Витебск, Республика Беларусь

Генезис толерантности участников образовательного процесса в системе инклюзивного образования

В статье рассматриваются вопросы формирования толерантности как личностно - профессионального качества на основных этапах развития онтогенеза человека. Особое внимание автор уделяет психологическим детерминантам, которые определяют эффективность процесса формирования толерантности к детям с особыми образовательными потребностями. В результате теоретико-методологического анализа было выявлено, что развитие толерантности, как индивидуального свойства личности, происходит на протяжении всего онтогенеза человека. Важную роль в формировании толерантной позиции у участников педагогического взаимодействия в системе инклюзивного образования играет личность педагога. Выбор методов и средств обусловлен онтогенетическим периодом развития личности и должен учитывать психологические свойства каждого, ведущую деятельность периода и социальную ситуацию развития. Автором представлены результаты эмпирического исследования уровня толерантности участников педагогического процесса в разный период онтогенетического развития.

Ключевые слова: толерантность, толерантность к детям с особыми образовательными потребностями, инклюзия, инклюзивное образование, онтогенетическое развитие, дети с особыми образовательными потребностями.

Irina Nikolaevna Selezneva

Vitebsk, Belarus

Genesis of formation of tolerance of participants of educational process in the system of inclusive education

In article questions of formation of tolerance are considered as it is personal - professional quality at the main stages of development of ontogenesis of the person. The author pays special attention to psychological determinants which define efficiency of process of formation of tolerance to children with special educational needs. As a result of the teoretiko-methodological analysis it was revealed that formation of tolerance, as well as any other quality of the personality, begins in the early childhood and proceeds during all human life. An important role in formation of a tolerant position at participants of pedagogical interaction in the system of inclusive education is played by the identity of the teacher. The choice of methods and means is caused by the ontogenetichesky period of personal development and has to consider psychological properties of everyone, the leading activity of the period and a social situation of development. The author presents the results of an empirical study of the level of tolerance of participants in the pedagogical process in different periods of ontogenetic development.

Keywords: tolerance, tolerance to children with special educational needs, an inklyuziya, inclusive education, ontogenetich-esky development, children with special educational needs.

На сегодняшний день при отсутствии единой теоретической и методологической основы феномена «толерантность», существует достаточно обширная практика ее формирования. Н.А. Коростелева указывала, что процесс формирования толерантности к людям с особыми образовательными потребностями - «целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования человека, как его позитивная, т.е. адекватная общественным ценностям и потребностям социализация, осуществляемая институтами общества, в первую очередь, учреждениями системы образования» [2, C.4].

С.К. Бондырева отмечает, что «толерантность может быть врожденной и приобретенной, воспитанная толерантность, которая определяется сформированными установками, привычками, мировоззрением» [1, С. 48].

Толерантность в качестве личностно - профессиональной характеристики человека имеет свои особенности развития в каждом возрастном периоде. На сегодняшний день отсутствуют четкие данные в какой момент онтогенеза человека начинает развиваться то или иное качество. Под развитие

принято понимать, постоянный поступательный процесс, в таком случае формирование начинается с постнатального периода. Однако, чем раньше начинается благоприятное формирующее воздействие или создаются благоприятные условия окружающей среды, тем более органично для личности и без усилий она проявляется. Далее нами будут рассмотрены возрастные границы, соответствующие этапам формирования толерантности, следует сказать, что их выделение является достаточно условным, так как в большей степени интерес представляет индивидуально-личностные темпы развития толерантности. Развитие толерантности как индивидуально-личностного свойства - сложный и длительные процесс, который имеет свои особенности на каждом этапе возрастного развития человека. Не случайно по мнению С.Л. Рубинштейна, «развитие толерантности как проявления ценностного отношения человека к окружающей его действительности, должно осуществляться на всех этапах жизни индивида» [5]. Он отмечал, что важное значение развитию нравственных, моральных, этических норм стоит уделять в период становления личностного самосознания.

Особенности развития толерантности, методы, средства и формы в период раннего онтогенеза были исследованы в работах С.К. Бондыревой, Е.О. Смирновой, в дошкольном возрасте -В.И. Долговой, Р.В. Овчаровой, Н.В. Нижегород-цевой, А.С. Сиротюк, в период младшего школьного возраста - В.Н. Гуровым, Б.З. Вульфов, Г.Б. Барышниковой, исследователями толерантности в подростковом возрасте были В.В. Барабано-ва, Е.А. Мухортова и юношеском - В.А. Попков, А.В. Коржуев. На наш взгляд, целесообразным является проанализировать психофизиологические, психологические, социальные предпосылки, а также психолого-педагогические условия формирования толерантности к детям с особенностями психофизического развития на основных этапах развития онтогенеза человека.

В работах О.Г. Кравцова описано шесть этапов развития толерантности в соответствии с возрастной периодизацией человека. Автором было

Этапы формирования толерантности

отмечено, что период «младенчество» нельзя считать истинно толерантным, так как в этот возрастной период ребенок не вступает в социальные отношения. Завершающий шестой этап - юношеский возраст, по его мнению должна «появится подлинная толерантность» [3, С. 9-11]. На наш взгляд, периодизацию развития толерантности не логично заканчивать юношеским возрастом, так например, Ж. Пиаже указывал на то, что нравственные чувства возникают из взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постоянным расширением жизненного опыта. Соответственно с этим процесс развития толерантности длиться весь онтогенез человека. По средствам теоретико-методологического анализа психолого-педагогической литературы мы выделили следующие этапы развития толерантности, которые выступают основой для создания средств и методов формирования толерантности в педагогической практике. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

убъектов образовательного процесса

№ Возрастной период Особенности этапа формирования толерантности

1. «Младенчество» - сензитивный период для формирования эмоционального общения с матерью, формируется базовой доверие/недоверие к миру; - социальные отношения выстраиваются в дихотомии «мать - ребенок», у них наблюдается тесная взаимосвязь. Все толерантные и интолерантные трансляции матери улавливает ребенок; - фундаментальный период для дальнейшего формирования толерантности личности (Ю.В. Пайгунова, С.К Бондырева) [1; 4]; - «дети проявляют различия в порогах толерантности, что объясняется физиологическими особенностями - темперамент, врожденные свойства нервной системы» [4, С. 23-24]; - «толерантность равна терпимости (устойчивости к стрессовым воздействиям внешних факторов и способности выдержать состояния вынужденного дискомфорта)» [4, С. 23-24]; - в этот период толерантность формируется в общении с другими людьми, однако только толерантное общение может быть продуктивным

2. «Ранний возраст» (от 1 до 3 лет) - для детей в следствии психофизиологических особенностей данного возрастного периода характерно проявление интолерантности. Все незнакомое у ребенка данного возраста вызывает страх и стресс - человек, предмет, обстановка. Следует отметить, что незнакомые дети - ровесники не вызывают интолерантного отношения, как в случае со взрослыми; - с 18-24 месяцев у ребенка проявляются формы просоциального поведения - готовность сотрудничать, помогать, сопереживать; - важная роль в этот период отводится родителям в морально-нравственного развитии ребенка. Их «любовь и принятия» создают основу для формирования социально желательных качеств личности

3. «Дошкольный возраст» (от 3 до 7 лет) - начинает формироваться мораль. Первоначально ребенок способен дать моральную оценку поступков других - дети, сказочные персонажи, оценку собственному поведению дать пока не может; - в процессе взросления оценка начинает дифференцироваться, определяется отношением к тому или иному герою, способен обосновать свою оценку; - формируются компетенции о «добре и зле», происходит сопоставления своих качеств с этими представлениями; - взрослый выступает в роли центральной фигуры, так как он основной источник знаний и морали; - старается выстраивать свое поведение в соответствии с усвоенными этическими нормами, хотя это носит избирательный характер; - проявляется чувство долга

4. «Младший школьный возраст» - ребенок подвержен внешним влияниям, это обуславливает развитие компетенций, как когнитивных, так и нравственных. Учитель - транслятор нравственных норм и толерантного поведения; - стимулом для формирования системы ценностей ребенка является расширение его социальных связей и значимых отношений, внимание со стороны взрослых; - дети приобретают новую социальную роль «ученик», ведущий вид деятельности с игровой меняется на учебную. Педагог в этот период выступает образцом для подражания, проявляя толерантность во время педагогического процесса, конструктивно решая конфликтные ситуации, выстраивая взаимодействие с обучающимися в форме диалога, он способствует созданию толерантной школьной среды, только в такой среде может формироваться истинная толерантность у детей. Создание на базе общеобразовательной школе инклюзивных классов будет способствовать развитию чувства терпимости, милосердия у нормативно развивающихся обучающихся, формирует адекватное отношение к детям с особенностями развития. - толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важных условий успешно реализации в будущем потенциале личности; - наиболее эффективными в работе будут ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии, метод мозгового штурма, метод кейс-ситуации, интерактивные уроки с использованием арт-терапии, сказкотерапии

5. «Подростковый возраст» - успешное формирование толерантности в данной возрастной период многие исследователи напрямую связывают с развитием позитивной личностной идентификацией; - значительное влияние на формирование толерантности оказывают личностные свойства подростков - конформность и внушаемость. В этом возрасте показатели этих двух качеств приобретают высокие значения. Конформность подростков имеет как ряд положительных, так и отрицательных моментов. Стоит заметить, что конформность делает подростков благоприятным субъектом педагогического взаимодействия с целью формирования нравственных, моральных и этических норм. Однако это же свойство имеет негативную окраску, если ребенок попал под влияние «негативного» лидера; - общение со сверстниками является важным видом деятельности в данный возрастной период. Через него формируется отношение к себе, принятие других, формирование толерантности; - развивается конвенциальная мораль, при которой у ребенка еще нет истинных нравственности, а соответственно нет и истинной толерантности. И нормы морали остаются для него чем-то внешним. Этим нормам и правилам поведения большинство подростков следуют для того, чтобы оправдать ожидания значимых для них людей, получить их одобрение

6. «Юношеский возраст» - в этот период формирование толерантности связано с профессиональным становлением молодого специалиста; - центральное место занимает создание мотивации данного взаимодействия, выделяется личностная мотивация (для чего необходимо данное качество) и социальная (значимость этого качества для общества); - создавая программы по формированию толерантности с молодыми людьми, следует учитывать особенности развития когнитивной и эмоциональной сферы, особенности развития психологических свойств личности, ценностные ориентации

7. «Зрелый возраст» - в зрелом возрасте наблюдается высокий уровень рефлексии собственного поведения, устойчивость ценностных ориентаций и высокий уровень толерантной культуры личности; - «толерантность есть интегративная характеристика зрелой личности. Она предполагает сочетание высокого уровня терпения как способности личности сохранять выдержку, самообладание, несмотря на наличие фрустратора, и высокий уровень терпимости как аспект социального поведения, заключающий в себе уважения или признания равенства других субъектов и отказ от насилия, агрессии» [4, С. 25-26]. - большая роль в формировании толерантности отводится самовоспитанию и самообразованию

Проанализировав особенности формирования толерантности на разных периодах онтогенетического развития, можно говорить о том, что методы, средства и формы работы будут отличаться при формировании толерантной позиции у разных возрастных групп. В нашем эмпирическом исследовании ставилось целью изучить различия в уровне толерантности, толерантных и интолерантных установках в общении представителей разных возрастных групп - подросткового, юношеского и зрелого возраста. В проведенном исследовании приняло участие 296 человек (80 - обучающихся школы; 94 - студентов вуза; 122 - педагога школы). Возрастной диапазон обучающихся колеблется 13 - 15 лет (средний возраст - 14 лет); студентов от 18 до 22 лет (средний возраст - 20 лет); педагогов от 20 до 57 лет (средний возраст - 37 лет). В качестве рабочей методики использовалась стан-

Сравнительный анализ уровня толерантно

дартизированный тест для исследования общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко [6]. Методика испытуемым была предложена в форме бланков для самостоятельного заполнения, инструкция по заполнению была озвучена перед началом работы с бланком теста и была продублирована на самом бланке. Тест общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко является опросником, который состоит из 45 утверждений с четырьмя вариантами ответов на каждое - от «совсем не верно» до «всегда верно». Стоит отметить, что в эмпирическом исследовании приняли участие учителя общеобразовательной школы (45 респондентов) и учителя школы, на базе которой организованы инклюзивные классы (77 респондентов). Результаты экспериментального исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

и участников образовательного процесса

Педагоги школы

№ Уровень толерантности Обучающиеся школы (%) Студенты (%) Учителя школы, на базе которой организованы инклюзивные классы (%) Учителя общеобразовательных школ

(%)

1. Высокий уровень 51,3 56,4 64,9 44,5

2. Средний уровень 42,5 42,5 41,6 53,3

3. Низкий уровень 6,2 1,1 0 2,2

Оценим достоверность различий между процентными долями встречаемости уровня толерантности в группах обучающиеся, студенты и педагоги с помощью углового преобразования Фишера. Согласно угловому преобразованию Фишера можно говорить о тенденции к более частой встречаемости низкого уровня толерантности в группе обучающихся выше, чем у студентов (ф*эмп = 1,952 при р <0,05) и педагогов. Подростковый возраст один из самых сложных и противоречивых. Важно помнить, что в этот период дети наиболее конформны, это делает их благоприятным субъектом педагогического взаимодействия, обычно акцентируют внимание на важности нравственного, толерантного отношения. Эффективность работы по развитию с подростками определяет толерантная среда в школе и пример гуманистической позиции педагога, которую он транслирует участникам образовательного процесса. Также согласно угловому преобразованию Фишера можно говорить о тенденции к более частой встречаемости высокого уровня толерантности в группе педагогов школы с инклюзивными классами выше, чем у педагогов общеобразовательной школы (ф*эмп = 2,206) при р <0,05. Как отмечено в таблице 1 большая роль в повышении уровня толерантности в зрелом возрасте отведено самообразованию, формированию социального знания социального знания посредством адекватного информационного обеспечения и опыта практической деятельности с обучающи-

мися с особенностями развития. Так повышение информационной компетенции педагогов школы с инклюзивными классами происходит по средствам посещения тематических курсов в областном институте развития образования, прохождением дистанционного обучения в рамках международного проекта по программе Тетрш «Восточ-

ное партнерство в сфере педагогических инноваций в рамках инклюзивного обучения». Толерантная позиция педагога проявляется в осознании и принятии уникальности каждого человека, лояльности и не категоричности в оценки другого, конструктивном решении конфликтных ситуаций, творческом подходе и учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося во время педагогического процесса.

Достаточно большой процент респондентов имеет средний уровень толерантности, это указывает на необходимость повышения уровня толерантности среди участников образовательного процесса. Толерантность педагога способствует открытости, диалогичности педагогического процесса, созданию комфортного психологического климата для всех участников взаимодействия. Все это способствует формированию и проявлению толерантности у самих обучающихся.

Методика общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки индивида, которые проявляются в ходе коммуникации. Зада-

ния опросника классифицируются в 9 шкал, бланк теста испытуемым был представлен без наименования шкал. Полученные результаты были условно разделены на уровни, подверглись качественной и

количественной обработке, затем были проранжи-рованы от часто проявляющейся установки к редко проявляющейся. Результаты исследования отражены в таблице 3.

Таблица 3

Средний показатель интолерантных установок у обучающихся, студентов и педагогов

Коммуникативные установки Ранг, средний показатель обучающиеся школы Ранг, средний показатель студенты вуза Ранг, средний показатель педагоги школы

Шкала 1. Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека 1 (6,03) 6 (4,76) 4 (5,03)

Шкала 2. Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей 4 (5,3) 7 (4,48) 1 (5,5)

Шкала 3. Категоричность или консерватизм в оценках других людей 5 (5,22) 1 (5,95) 3 (5,16)

Шкала 4. Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными качествами партнеров 7 (5,01) 4 (4,91) 5 (4,95)

Шкала 5. Стремление переделать, перевоспитать партнеров 8 (4,68) 5 (4,86) 2 (5,35)

Шкала 6. Стремление подогнать партнера под себя, сделать его "удобным" 6 (5,02) 2 (5,36) 8 (4,40)

Шкала 7. Неумение прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности. 2 (5,52) 3 (5,24) 6 (4,89)

Шкала 8. Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту, создаваемому другими людьми 9 (4,46) 9 (3,34) 9 (3,80)

Шкала 9. Неумение приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других 3 (5,35) 8 (4,40) 7 (4,25)

Результаты исследования, отраженные в таблице 3, показывают, что среди трех групп респондентов выявлены различия в частоте встречаемости вида интолерантных установок. Так обучающиеся школы испытывают сложности с принятием индивидуальных особенностей других людей, не умеют прощать другому ошибки, не умеют приспосабливаться к другим участникам общения.

Аналогичную работу произвели с результатами студентов и установили, что они не умеют скрывать или сглаживать неприятные чувства, стремятся переделать, перевоспитать партнера по общению, не умеют прощать ошибки и неловкость других.

По результатам исследования педагоги часто используют себя в качестве эталона при оценках других, стремятся переделать, перевоспитать партнера по общению, категоричны и консервативны в оценках других.

Таким образом, формирование толерантности как личностно-профессионального свойства длится на протяжении всего онтогенеза человека. В каж-

дый возрастной период выделяются психологические детерминанты способствующие или препятствующие успешному формированию толерантности. Важное место в успешном формировании толерантной позиции личности отводится учреждениям образования, и в частности педагогу, как образцу гуманистической и толерантной позиции. Можно выделить следующие аспекты эффективного формирования толерантности в отношении детей с особыми образовательными потребностями - создание толерантной образовательной среды, формирование объективного образа детей с особенностями психофизического развития в представлениях всех участников образовательного процесса и подготовка педагогов к взаимодействию с обучающимися на принципах толерантности в инклюзивном образовательном пространстве. Выбор методов и средств обусловлен онтогенетическим периодом развития личности и должен учитывать психологические свойства каждого, ведущую деятельность периода и социальную ситуацию развития.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бондырева, С.К. Толерантность (введение в проблему) : учеб. пособие / С.К. Бондырева. - М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 2003. - 238 с.

2. Коростелева, Н.А. Теоретические аспекты формирования толерантного отношения к студентам - инвалидам в высшей школе / Н.А. Коростелева // Педагогика: традиции и инновации : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск : Два комсомольца, 2013. - С. 4 - 6.

3. Кравцов, О.Г. Толерантность как единица исследования онтогенеза личности: на материале законопослушных и девиантных подростков и юношей : автореф. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / О.Г. Кравцов. - М., 2008. - 28 с.

4. Пайгунова, Ю.В. Развитие толерантности в онтогенезе личности / Ю.В. Пайгунова // Известие Саратовского университета. Новая сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2013. - № 1. - С. 20-27.

5. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир: проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн ; под ред. Е.В. Шорохова. -М. : Педагогика, 1973. - 423 с.

6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко. - М. : Филинь, 1996. - 472 с.

REFERENCES

1. Bondyreva S.K. Tolerantnost' (vvedenie v problemu): ucheb. posobie [Tolerance (introduction to the problem)]. Moscow: Mosk. psihologo-social'nyj in-t, 2003. 238 p.

2. Korosteleva N.A. Teoreticheskie aspekty formirovaniya tolerantnogo otnosheniya k studentam - invalidam v vysshej shkole [Theoretical aspects of the formation of a tolerant attitude towards students with disabilities in higher education]. Ped-agogika: tradicii i innovacii: materialy IV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Pedagogics: traditions and novations]. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2013, pp. 4 - 6.

3. Kravcov O.G. Tolerantnost' kak edinica issledovaniya ontogeneza lichnosti: na materiale zakonoposlushnyh i deviant-nyh podrostkov i yunoshej. Avtoref. kand. psihol. nauk [Tolerance as a unit of research on personality ontogenesis: on the basis of law-abiding and deviant adolescents and youths. Ph. D. (Psichology) thesis]. Moscow, 2008. 28 p.

4. Pajgunova Yu.V. Razvitie tolerantnosti v ontogeneze lichnosti [Development of tolerance in personality ontogenesis]. Izvestie Saratovskogo universiteta. Novaya ser. Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya [News of Saratov University. New ser. Akmeology of education. Development psychology], 2013, no. 1, pp. 20-27.

5. Rubinshtejn S.L. Chelovek i mir: problemy obshchej psihologii [Man and the world: problems of general psychology]. In E.V. SHorohov (ed.). Moscow: Pedagogika, 1973. 423 p.

6. Bojko V.V. Energiya emocij v obshchenii: vzglyad na sebya i drugih [The energy of emotions in communication: a look at yourself and others]. Moscow: Filin', 1996. 472 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

И.Н. Селезнёва, аспирант кафедры прикладной психологии, УО «Витебского государственного университета имени П. М. Машерова», г. Витебск, Беларусь, e-mail: seleznyova-irina@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9692-3923.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

I.N. Seleznyova, Graduate student of the Department of Applied Psychology, Vitebsk State University named after P.M. Masherov, Vitebsk, Belarus, e-mail: seleznyova-irina@mail.ru, ORCID: 0000-0001-9692-3923.

УДК 159.9:316.6

Диана Эдвардовна Синюк

г. Брест, Беларусь Елена Павловна Оводок

г. Брест, Беларусь

Влияние социальных контактов на формирование у девушек образа Я-телесного

В статье обсуждаются интенсивность и качество социальных контактов у девушек с различиями в образе Я-телесного. Определено, что менее половины испытуемых характеризуются высоким уровнем осознания индивидуальных особенностей собственной внешности. Описание своей внешности остальными девушками свидетельствует о недостаточной дифференциации у них когнитивного компонента образа Я-телесного. У большинства испытуемых выявлены средний и высокий уровни общей самооценки внешности. В то же время более чем у четверти девушек обнаружена низкая и завышенная самооценка Я-телесного. Установлено, что у 17,5 % испытуемых отношения с отцом или отчимом характеризуются конфликтностью либо разрывом. У девушек этой группы уровень самооценки внешности и удовлетворенности собственным телом существенно ниже, чем у испытуемых с позитивными отношениями с родителями противоположного пола. Уровень осознанности индивидуальных особенностей своей внешности и степень эмоциональной близости социальных контактов также существенно выше у девушек с гармоничными отношениями с отцом или отчимом. Полученные эмпирические данные свидетельствуют о том, что мнение родителей противоположного пола и качество отношений с дочерями играют важную роль в формировании у девушек принятия / непринятия собственной внешности.

Ключевые слова: самооценка, социальные контакты, удовлетворенность образом телесного Я, Я-концепция, Я-телесное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.