Научная статья на тему 'Изучение уровня эмпатии и толерантности специалистов специальной системы образования'

Изучение уровня эмпатии и толерантности специалистов специальной системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SPECIAL EDUCATION / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ЭМПАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / EMPATHIC TENDENCIES / ТОЛЕРАНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / TOLERANCE OF TEACHERS / ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфуллина Надежда Алексеевна, Корнийченко Татьяна Юрьевна

Профессионально-личностная готовность дефектолога проявляется в наличии психолого-педагогических предпосылок к коррекционно-педагогической деятельности и в развитости профессионально значимых качеств (аттракции, эмпатии, толерантности, рефлексии). Педагогическая толерантность сейчас является актуальной проблемой в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Толерантный педагог, благодаря особой тактике взаимоотношения с детьми, добивается несоизмеримо большей результативности. Автором проанализированы теоретический и методологический аспекты исследования толерантности и эмпатии педагогов, обобщена психолого-педагогическая и специальная литература, а также и сформулированы выводы о том,что толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности это создание условий для развития; толерантность это особый способ взаимоотношений и межличностного взаимодействия. В данной работе проводится анализ личностных показателей дефектологов, логопедов и психологов а так же корреляция индекса толерантности с эмпатическими тенденциями личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайфуллина Надежда Алексеевна, Корнийченко Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE LEVEL OF EMPATHY AND TOLERANCE SPECIALISTS SPECIAL

Professional-personal readiness of the teacher is manifested in the availability of psychological and pedagogical prerequisites for the correctional and pedagogical activities and in the development of professionally significant qualities (attraction, empathy, tolerance, reflection). Teaching tolerance is now an actual problem in the work with children having deviations in development. A tolerant teacher, a special thanks to the tactics of relationships with children, seeking disproportionately greater impact. The author analyzes theoretical and methodological aspects of the study of tolerance and empathy of teachers, summarizes the psycho-pedagogical and special literature, and also formulated the conclusion that tolerance is not so much is formed, how it develops; assistance in the development of tolerance is the creation of conditions for development; tolerance is a special way of relationships and interpersonal interaction. This research provides analysis of the personal figures of speech pathologists, speech therapists and psychologists as well as correlation of the index of tolerance with empathic tendencies of the individual.

Текст научной работы на тему «Изучение уровня эмпатии и толерантности специалистов специальной системы образования»

психологические науки

Сайфуллина Надежда Алексеевна, Корнийченко Татьяна Юрьевна ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ...

УДК 159.9.072

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Сайфуллина Надежда Алексеевна, студентка 4 курса кафедры «Специальная психология и коррекционная педагогика» Корнийченко Татьяна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Специальная психология и коррекционная педагогика» Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань (Россия)

Аннотация. Профессионально-личностная готовность дефектолога проявляется в наличии психолого-педагогических предпосылок к коррекционно-педагогической деятельности и в развитости профессионально значимых качеств (аттракции, эмпатии, толерантности, рефлексии). Педагогическая толерантность сейчас является актуальной проблемой в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Толерантный педагог, благодаря особой тактике взаимоотношения с детьми, добивается несоизмеримо большей результативности. Автором проанализированы теоретический и методологический аспекты исследования толерантности и эмпатии педагогов, обобщена психолого-педагогическая и специальная литература, а также и сформулированы выводы о том, что толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности — это создание условий для развития; толерантность - это особый способ взаимоотношений и межличностного взаимодействия. В данной работе проводится анализ личностных показателей дефектологов, логопедов и психологов, а так же корреляция индекса толерантности с эмпатическими тенденциями личности.

Ключевые слова: система специального образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, эмпати-ческие тенденции, толерантность педагогов, дети с особыми образовательными потребностями.

THE STUDY OF THE LEVEL OF EMPATHY AND TOLERANCE SPECIALISTS

SPECIAL EDUCATION

© 2016

Saifullina Nadezhda Alekseevna, 4th year student of the Department of Special psychology

and correctional pedagogy" Korniyenko Tatyana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair Department of Special psychology and correctional pedagogy.

Kazan (Volga region) Federal University, Kazan (Russia)

Abstract. Professional-personal readiness of the teacher is manifested in the availability of psychological and pedagogical prerequisites for the correctional and pedagogical activities and in the development of professionally significant qualities (attraction, empathy, tolerance, reflection). Teaching tolerance is now an actual problem in the work with children having deviations in development. A tolerant teacher, a special thanks to the tactics of relationships with children, seeking disproportionately greater impact. The author analyzes theoretical and methodological aspects of the study of tolerance and empathy of teachers, summarizes the psycho-pedagogical and special literature, and also formulated the conclusion that tolerance is not so much is formed, how it develops; assistance in the development of tolerance is the creation of conditions for development; tolerance is a special way of relationships and interpersonal interaction. This research provides analysis of the personal figures of speech pathologists, speech therapists and psychologists as well as correlation of the index of tolerance with empathic tendencies of the individual.

Keywords: special education, children with disabilities, empathic tendencies, tolerance of teachers, children with special educational needs.

Необходимо заметить, что увеличение категории детей с ОВЗ создает ряд дополнительных трудностей и пока еще нерешенных проблем. Сюда можно отнести недостаточное осознание педагогом внутренней психологической позиции ребенка, замедленную реакцию на изменение его поведения в сложной ситуации, затруднения в выборе оптимальной стратегии и тактики работы, трудности речевого выражения мысли и передачи собственного отношения к действиям и поступкам, сложности в управлении собственным эмоционально-психическим состоянием. [13] Всё это предъявляет высокие требования к личностным характеристикам дефектолога, но одним из наиболее важных факторов является педагогическая толерантность как основа коррекционного процесса. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». [1] Нынешняя система обучения коррекционных педагогов не отвечает запросам современного общества. В частности, недостаточно внимания уделяется подготовке спец. психолога к коррекционно-педагогической деятельности с различными категориями детей.

Несмотря на всё больше возрастающий интерес к педагогической толерантности, данная тематика еще недостаточно изучена и представляет большой интерес в современном коррекционном процессе. Выделением

видов толерантности занимались многие исследователи этой проблемы (В.А. Лекторский, Н.Я. Маркова, И.В. Крутова, А.В. Зимбули, В.А. Петрицкий. [2], [4], [8], [13] Этими авторами была предложена нижеприведенная классификация толерантности: по проявлению толерантности как общественного сознания. В. А. Лекторский приводил следующие виды толерантности : толерантность как безразличие - безразличие к существованию различных взглядов; расширение собственного опыта, критический диалог - уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций; невозможность взаимопонимания - уважение к другому, которого я не могу понимать; снисхождение к слабости других; по предмету, на который направлено действие толерантности. [3] Согласно Н.Я. Макаровой, он может быть цивилизационным, межгосударственным, этническим, социальным и индивидуальным. [7]

В результате проведенного анализа теоретического и методологических аспектов исследования толерантности мы обобщили психолого-педагогическую и специальную литературу и сформулировали выводы о том ,что толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности — это создание условий для развития; толерантность — это особый способ взаимоотношений и межличностного взаимодействия; толерантность как социальная категория раскрывается через уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия и к преобладанию какой-то одной точки зрения. Ведущей эмоциональной

Сайфуллина Надежда Алексеевна, Корнийченко Татьяна Юрьевна!! психолжичжкие

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ... науки

составляющей педагогического взаимодействия является эмпатия, т. е. сопереживание, умение поставить себя на место ученика, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания Других (учеников), принятие тех чувств, которые испытывает Другой, так, как если бы они были своими собственными. [10]

Целью нашего исследования является изучение особенностей проявления уровня эмпатии и толерантности у специалистов системы специального образования и студентов по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование».

Гипотеза. Мы предполагаем, профессиональные навыки и условия труда специалиста влияют на показатели эмпатических тенденций и толерантности.

Методы. Для достижения поставленной цели мы использовали следующие методики сбора эмпирических данных: Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова,2002), эмоциональный опросник «Эмпа-тические тенденции», (А. Меграбян, в модификации Н. Эпштейна).

Характеристика выборки. Всего в исследовании приняло участие 176 человек. Из них по уровню образования 95 респондентов имели высшее педагогическое образование ,17 человек средне - специальное образование, а 64 человека - студенты ВУЗов. Первую группу составили 54 человека (Выборка 1) - воспитатели дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогический стаж составил в среднем 9.6 лет. Во вторую группу (Выборка 2) мы включили 58 педагогов и специалистов специальных коррекционных образовательных школ, из них специалистов-31 логопед,10дефектологов, 7 специальных психологов, воспитатели коррекцион-ных школ - 10 человек. Педагогический стаж составил в среднем 10.7 лет. Мы учли фактор педагогического стажа как определяющий в развитии толерантности и эмпатии. Третью группу составили студенты по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»- 64 респондента.

Результаты. Все результаты приводятся в бальной системе, в соответствии с методиками, предложенными авторами.

По исследованию уровня толерантности в Выборке 1 среднее значение составило 81, в Выборке 2 - 83,6, а в Выборке 3- 79.4.Необходимо отметить, что у 5 респондентов второй группы был выявлен высокий уровень толерантности 102-110, что объясняется особенностями межличностных отношений с детьми с ОВЗ, эффективным опытом работы с такими детьми, а также педагогическим стажем более 15 лет. Средние показатели всех трех Выборок интерпретируются как средний уровень общей толерантности. Можно предположить, что для респондентов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интоле-рантность. В начале исследования было выдвинуто предположение о том, что количественные результаты исследования покажут высокий уровень, к которому относятся показатели от 100 до 132баллов, т.к. педагог гипотетично обладает выраженными чертами толерантной личности. Однако полученные данные оказались ниже, и лишь у 5 человек подтвердились ожидаемые результаты.

Средние показатели индекса толерантности у респонеднов(%)

_/ 83,6

/ 81 79,4

/ / / V"

Выборка 1 Выборка 2 Выборка 3

Рис.1 - Средние показатели индекса толерантности респондентов

При исследовании эмпатии наших респондентов были полученные следующие результаты. Респонденты Выборки 1 показали результаты, среднее значение которых равно 50,9 что относится к уровню, чуть выше среднего. Способность респондентов к проявлению тепла, заботы, оказанию поддержки, стремлению к принятию других людей характеризуется относительно высокими показателями. Однако у одного респондента был выявлен отрицательный показатель эмпатии. Мы можем объяснить данный факт недостаточным педагогическим стажем (2 года) и средне-специальным педагогическим образованием. У респондентов Выборки 2 были выявлены показатели, относящиеся к высокому уровню. Средний показатель составил 52,5балла. Педагогов кор-рекционных школ в целом можно охарактеризовать как эмпатийных личностей. Респонденты из Выборки 3 показали самые низкие результаты - средний показатель эмпатии был равен 47. Такая разница может быть обусловлена различными факторами, как личностными, так и внешними. Влиянием социальным окружением, культурой. Недостаточным опытом практической работы, проблемы входа в профессию.

Для доказательства статистической разницы между тремя выделенными группами (воспитатели дошкольных общеобразовательных учреждений, педагоги и специалисты специальных коррекционных образовательных школ, студенты) по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование) Нами был использован критерий Н Крускала-Уоллиса. Полученное эмпирическое значение сравнили с критическими значениями х кр. Х кр. для Р<0,05= ; Х кр. для Р<0,01= 5,991.Нэмп.= -35<Х . Таким образом , сравниваемые группы имеют лишь случайные различия по уровню исследуемого признака., т.е. во всех трех выборках развитие толерантности и эмпатии равнозначно.

Для проверки гипотезы взаимосвязи уровня толерантности и эмпатии у специалистов системы специального образования была выполнена математическая обработка данных экспериментального исследования, сс использованием критерий Стьюдента. После проведения необходимых расчетов , было получено значение 1эмп., = 9.3, при р > 0.01 .Таким образом , личностная характеристика как эмпатия зависят от такого важного фактора, как педагогический стаж.

В нашем исследовании из 112 респондентов 4 респондента показали низкий уровень толерантости , при среднем показателе пед.стажа 8 лет. 103 респондента показали средний уровень толерантности, при среднем уровне пед.стажа 9,7 и 5респондентов показали высокий уровень толерантности , обусловленный значением пед. стажа, равному 7,2 .Респонденты первой группы, воспитатели ДОУ показали уровень эмпатии, равный 50,9.бал-лам. Респонденты второй группы, специалисты системы специального образования набрали в среднем больший показатель, равный 52,5баллам.

Чтобы определить зависимость эмпатических тенденций личности от значения пед.стажа, нами было выделено 3 группы респондентов : 1) Педагогический стаж до 5 лет, 2) Педагогический стаж 5-10 лет, 3) Педагогический стаж свыше 10 лет. В 1 группе респондентов, с пед.ста-жем до 5 лет, средний показатель эмпатии составил 49,6 баллов. Во 2 группе исследуемых, с пед.стажем от5 до 10 лет, средний показатель эмпатических тенденций был равен 54.3 балла. В 3-й группе респондентов с пед.стажем свыше 10 лет средний показатель составил 52,1 б.

Благодаря полученным результатам можно сделать вывод, что оптимальное значение педагогического стажа для успешной деятельности педагога как эмпатий-ной и понимающей личности находится в промежутке между 5-10г. Образовательной деятельности. Это можно объяснить расцветом интереса к профессиональной деятельности, высоким уровнем мотивации и осознанием своей воспитательной функции и социальной важности своей деятельности. Более низкие показатели эмпатии у АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

психологические науки

Сайфуллина Надежда Алексеевна, Корнийченко Татьяна Юрьевна ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ...

респондентов 3-й группы с показателем пед.стажа свыше 10 лет могут быть обусловлены эмоциональной исто-щаемостью, синдромом профессионального выгорания и неуравновешенностью психических процессов.

Мы надеемся, что результаты исследований будут приняты во внимание в процессе подготовки высококвалифицированных, компетентных педагогов. В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возрастает роль профессионального обучения педагогов, а так же их постоянного саморазвития и повышения уровня компетенций. Помочь в решении данных проблем могут различные методы и приемы такие как:- педагогическая подготовка должна включать в себя связь различных компонентов таких, как предметные, психолого-педагогические;- практическая работа в разных сферах в соответствии с получаемыми знаниями, возможность стажировки;- разработать систему для эффективного быстрого входа в профессию тем, кто не имеет специального образования, но обладает большим практическим опытом и знаниями в данной сфере;- разработка и использование новых современных методов в обучении детей с ОВЗ.

При работе с особыми детьми важны все факторы, педагогические знания, опыт, личностные качества. Считаю девизом современного педагога должны быть слова известного польского просветителя Януша Корчака: «Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут». По моему мнению, педагог- новатор, эффективно работающий со знаниями, исследователь, консультант, воспитатель, организатор и руководитель проектов; любящий, понимающий и отдающий свое сердце детям!

Хотелось бы отметить, что данное исследование , конкретные цифры и выявленные проблемы стали базой для следующего шага, разработки программы, направленной на формирование личностных эмпатий-ные тенденций и повышения уровня толерантности у будущих специалистов коррекционно - образовательного процесса.

психологическое содержание, диагностика, коррекция : учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Е. Ю. Клепцова. - М. : Академ. Проект, 2005. -192 с.

10. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А.Лекторский // Вопросы философии. 1997. - № 11. - 284 с.

11. Леонтьев, Д.А. К операционализации понятия «толерантность» / Д.А.Лекторский // Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - С. 3-17.

12. Скрипкина, Т.П. Доверие и толерантность: существуют лм границы? / Т.П.Скрипкина // Социология. -1994. - № 3. - С. 9-17.

13. Риэрдон Б . Э . Толерантность — путь к миру. 2001. С. 120 — 122.

14. Majauskiene L. Differentiation Levels of School Social Pedagogue Activity: Theoretical and Empirical Insights in the Context of Lithuania and Germany. Social Sciences (1392-0758) . 2008, Vol. 61 Issue 3, p60-70. 11p.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Культура мира, права человека,толерантность, ненасилие и миролюбие. Методическое пособие для учителя / Под ред.А. С. Прутченкова. М.: АПК и ПРО. 2003. С. 120.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. —480 с.

3. Мириманова М.С. Толерантность как система воспитания // Развитие личности. 2002. №2.

4. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. — М., 2000. —с. 5

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании - М.: Владос, 1996 - 529 с.

6. Мацковский М.С. Толерантность как объект социологического исследования. Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. - М.: Центр СМИ МГУ им.М.В. Ломоносова, 2004. - 304 с. С.141-155.

7. Гурьянова О.А., Корниенко А.Ф. Развитие толерантного сознания и формирование толерантной личности студента: Научно-методическое пособие. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. - 64 с.

8. Братченко, С.Л. Психологические основы толерантности учителя / С.Л.Братченко // Монологи об учителе. - СПб.: СПбАППО, 2003. - С. 165-172.

9. Клепцова, Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку:_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.