системе начального образования, используя средства, согласно возрасту школьников. Вместе с тем классификация исследовательских умений младшеклассников должна быть шире и основываться не только нз исследовательских методах. Необходимо включать в их содержание общелогические действия (анализ, син-тез, классификация, обобщение, сравнение}, чу речевые умения (работа с текстом, различные формы коммуникации), которые позволят рас-< крыть исследовательский потенциал младших X школьников более глубоко и обоснованно.
Ш Примечания:
X 1. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М., 2006. -
224 с,
СЗ 2, Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М., 1999.
ш ■ 132с.
3. Поддьяков А.Н. Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. - М. : Педагогика, 2004. - 208 с.
4. Брилев Н.И. Теоретические основы научного познания. - М„ 2007.
5. Сандалова H.H. Исследовательская деятельность а начальном общем образовании : учебно-методическое пособие. - Уфа : ЁГПУ, 201 5. - 56 с.
6. Обухов A.C. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М. : Национальный книжный центр, 2015,- 280 с.
7. Леонтович A.B. Разговор об исследовательской деятельности. Публицистические статьи и заметки. - М„ 2006. - 112 с.
8. Хуторской А.ß. Исследовательская деятельность учащихся : научно методический сборник в двух томах. ТЛ: Теория и методика. - М. : Исследоеа тель, 2007,-480 с.
9. Мухамадиярова Г.В. Исследовательская культура учащихся: пути развития. - Казань, 2007..- 341 с.
< а.
UJ
*
136
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF TOLERANCE EDUCA TION JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS TO CHILDREN WITH SPECIAL EDUCA TTONAL NEEDS
Topi Una NataSya Va/eryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of General Pedagogy, Taganrog institute named after A.P Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog
The article is devoted to the problem of educating primary school students a tolerant attitude toward children with special educational needs. The integration of such children into the educational team has its pedagogical tasks and features. Increasing requirements to the teacher and his pedagogical competence, ability to maintain and develop inclusive Wednesday during school educational process,
Keywords: pedagogy; education; children with special educational needs; inclusive Wednesday; nurturing tolerance.
УДК 336,221 ВАК РФ 00
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕТЯМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
1 Топилина Н.В., 2019
Статья посвтцена проблеме воспитания толерантного отношения учеников младших классов к детям с особыми образовательными потребностями. Ин теграция таких детей а учебный коллектив имеет свои педагогические задачи и особенности. Возрастают требования к учителю и его педагогической компетентности, умению поддерживать и развивать инклюзивную среду в ходе школьного учебно-воспита тельного процесса.
Ключевые слова: педагогика; образование; дети с особыми образовательны ми потребностями; инклюзивная среда; воспитание толерантности.
ТОПИЛИНА Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Общей педагогики, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовского государственною экономического университета (РИНХ), Таганрог
Воспитание толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями (далее - ОсОП) необходимо в современной социальной среде школы. Говоря о детях с ОсОП, мы имеем в виду детей с "ограниченными возможностями здоровья" Эти понятия могут использоваться как синонимы, однако, мы понимаем под "особыми образовательными потребностями" указание на необходимость их удовлетворения, что определяет возникновение толерантного отношения к определенной категории детей. Понятие "ограниченные возможности здоровья" лишь отражает факт невозможности выполнения каких-то действий в силу специфики здоровья человека, не конкретизируя его учебные потребности. Анализ психолого-педагогических вопросов по воспитанию толерантности к детям с особыми образовательными потребностя-
ми направляет нас к уточнению данного понятия. Под особыми образовательными потребностями понимается учет специфики здоровья детей и особенности их обучения в общеобразовательной школе.
В работах А.Г. Асмолова к особым образовательным потребностям относят: потреб-ностьв развитии личности, ее конструктивном общении, потребность во взаимодействии с разными членами социума и формировании навыков социально одобряемого поведения [1]. Такие образовательные потребности говорят о необходимости разноплановых межличностных отношений для детей с OcOfl. Следовательно, в общеобразовательной школе, дети с ОсОП и обычные дети должны конструктивно общаться и вступать в акты социально одобряемого поведения, все иные отношения (ин-толерантные) подлежат коррекции. Особенно важно это для детей с ОсОП, которые должны успешно интегрироваться в школьный коллектив, что одновременно будет полезным для всех учеников, т, к. поможет формированию их опыта положительного взаимодействия с людьми, независимо от состояния здоровья или других причин. Такое совместное обучение детей помогает социализации детей с ОсОП, а также воспитывает у школьников уважение друг к другу, развиваетспособность взаимодействия на основе толерантности.
На сегодняшний день еще недостаточно изучены вопросы адекватных педагогических средств, методов и условий для устранения интолерантных отношений в детском коллективе, что делает проблему толерантности младших школьников к детям с ОсОП актуальной. 8 Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования [6] присутствует указание на формирования у обучающегося толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Именно s школе учитель организует эффективный процесс взаимодействия учащихся на основах толерантности, приобщает учеников к общечеловеческим ценностями и культурным нормам, что помогает школьникам глубже понять истоки любви к ближнему, сострадания, взаимопомощи, взаимоподдержки.
Б работах Л.Н. Давыдовой, Ю.М. Забродина, М.А. Колокольцевой, Э.И. Леонгард, H.H. Мало-феева, Н.Н.Назаровой, В.Ц. Цыренова,Л.М. Ши-пицыной, Н.Д. Шматко определена эффективность влияния положительных взаимо-
отношений нормально развивающихся обучающихся с детьми, имеющими ОсОП. Правильно выстроенные взаимоотношения являются залогом успешности образования для каждого ученика. Совместное обучение детей с разными образовательными возможностями позволяет принять собственные особенности и учитывать особенности других людей. Проблемам воспитания толерантности также посвящены исследования М.8. Ковыневой, Е.М. Саф-роновой, Е.А. Ильинской, Р.И. Хузина. В их работах показаны разнообразные средства воспитания толерантной личности школьника. Среди них отметим такие, как:
- модульная организация личностно ориентированного образования (М.В. Ковынева);
- обучение при помощи анимации и медиа средств (Е.М. Сафронова);
- обучение через процессы социокультурной и художественно-творческой деятельное-:: ти (Е.А. Ильинская},
- этнопедагогика (Р.И. Хузин).
Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей имеют недостаточно знаний как о людях с особыми образовательными потребностями, так и о составляющих толерантности. У большинства младшеклассников не сформированы представления о взаимодействии с "особыми" учениками и формах проявления толерантности к ним. Часто дети не помогают таким одноклассникам, так как не знают форм общения с ними и не могут правильно помочь им.
Современная педагогика пытается найти эффективные формы и условия для совместного обучения детей с ОсОП и их нормально развивающихся сверстников. Появляются такие формы обучения, как интеграция "особых" детей в массовую школу, частичная интеграция в учебный процесс. По мнению Н. Н. Малофее-ва, должна возникнуть оригинальная модель образования, в которуюбудут органично включены массовое и специальное образование [4]. Л.Г. Логинова видит интеграцию как создание целостности через взаимопроникновение (контакты) системы специального и системы общего образования [3]. В педагогике появляется понятие "инклюзивная среда", которая означает создание условий для комфортного пребывания ребенка с ОсОП и обычно развивающихся детей в пространстве общеобразовательной школы. Это позволяет нормально развивающимся детям и их сверстникам с ОсОП иметь не только равные права на образование, но и свободно контактировать друг с другом, приобретать опыт в понимании друг
СП
о
CXJ
-О =t
Q s:
со
CXJ
Ol
-Z.
s
137
ш S
О ш
<
С1 ш
*
138
друга и установлении гуманных отношении. Сама идея создания единого образования принадлежит Л.С. Выготскому, который считал, что соединив специальное и общее образование, возможно облегчить процесс социализации у каждой категории детей. Для "особых" детей автор считал единую систему обучения залогом успешной социальной компенсации имеющегося у ребенка физического дефекта [2].
Инклюзивная среда школы обязательно должна быть развивающей, что доказано в исследованиях В.А. Ясвина. Среда, в которой обучаются дети с разными возможностями должна позволить саморазвиваться каждому субъекту образовательного процесса [7], причем формировать такую среду необходимо начиная с младшего школьного возраста, т. е. с того периода, когда происходит закладывание ценностных основ мировоззрения личности. Процессы интеграции нормально развивающихся и "особых" детей, начиная с периода начальной школы, приводит к глубокому осознанию жизни в едином обществе людей с отличиями и без отличий. Дети осознают необходимость поддержки и помощи по отношению к людям, которые отличаются от них, понимают включенность детей сОсОП как должное, а не как временное и исключительное. Интеграция положительно влияет на нравственное воспитание младших школьников. У детей развивается толерантность, самостоятельность, улучшается учебная успеваемость. Ряд авторов (Л.Н, Давыдова, Т.Г. Зубарева, М.А. Колокольцева) считают, что инклюзивная среда общеобразовательной школы направлена на налаживание контактов между детьми, формирование их эффективного взаимодействия, становление целостного учебного коллектива, где ведущим фактором учебно-воспитательно-го процесса является толерантность школьников к детям с ОсОП.
Еще одним условием успешности процесса воспитания толерантности младших школьников является наличие педагогического состава, способного к реализации особых образовательных потребностей учащихся, при которых "особый" ребенок будет ощущать себя таким, как все, а "обычный" ребенок не будет испытывать дискомфорта. Именно специальным образом подготовленная учителем среда поможет стать каждому ребенку полноправным субъектом социальной жизни школы, независимо от наличия или отсутствия специфических качеств личности и здоровья. Учитель нацелен применять специальные подходы к обучению для эффективного включения в об-
разовательный процесс всех школьников, в том числе и с ОсОП. Он регулирует поведение обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды, в которой будут превалировать толерантные навыки поведения и позитивные образцы социальных взаимодействий. Педагог сам должен обладать эмоциональной чуткостью, открытостью в общении, пониманием другого, как равного себе, обладать толерантностью по отношения к детям с ОсОП на основе признания прав и свобод "особых" детей, знаний об инвалидности, теории и методики учебно-воспитательной работы с данной категорией детей. Гуманистические ценностные установки педагога помогают создать условия для проявления лучших мыслей и чувств ребенка. Превращение общечеловеческих ценностей в личностные характеризует наличие у учителя толерантности, а его толерантность является для учащихся примером для подражания. 8 исследованиях В. В. Серикова, посвященных формированию компетентности педагога, в аспекте воспитания толерантности младших школьников по отношению к детям с ОсОП, можно выявить следующие показатели:
- умение выявлять учащихся с ОсОП и знать методики для учебно-воспитательной работы с ними;
- умение предвидеть трудности в усвоении материала, связанные с особенностями когнитивной, волевой, познавательной сфер учащихся, и способность контролировать, диагностировать и корректировать эти трудности;
- умение проектировать учебно-воспита-тельные ситуации, с учетом разнопланового подхода к ученикам класса;
- умение создавать и поддерживать атмосферу успеха и положительных учебных достижений школьников;
- умение эффективно организовать процесс воспитания, с опорой на активизацию работы детей над собой, создание атмосферы поддержки друг друга;
- умение диагностировать эффективность собственной учебно-воспитательной работы для своевременной коррекции;
- умение во всех учащихся видеть равноправных субъектов педагогического процесса, построенного на основах сотрудничества и толерантых отношениях [5].
Помимо подражания ребенком толерантному поведению учителя, необходимо поддерживать его собственные усилия по становлению потребности в таком поведении. Толерантное поведение как эталон в отношениях со сверст-
никами и показатель развития личности младшего школьника возможно лишь на основе осмысленных знаний, а также благодаря педагогической поддержке учителя и родителей. Учитель должен обладать разнообразными педагогическими действиями, умениями, методиками и по необходимости использовать их в собственной педагогической деятельности. К таким действиям мы можем отнести:
- оказание помощи младшему школьнику по приобретению опыта в сфере учебных взаимодействий идальнейшему проектированию собственной толерантной модели поведения;
- активизацию уже имеющихся основ толерантного поведения;
- разъяснение социально-общественных учебно-воспитательных жизненных принципов, рассчитанных на возраст начальной школы для последующего осознания ребенком ценностных ориентаций толерантных отношений;
-правильный выбор эффективных методов, форм и средств воспитания толерантного поведения (личностно значимая беседа, создание воспитательных ситуаций, анализ литературных произведений с последующей дискуссией и др.).
По нормы нравственности определяют отношение человека к обществу, другим людям и самому себе. Следовательно, нравственные нормы младших школьников определяют их отношение к окружающим людям, а дополнительные знания и воспитание, полученные в образовательной среде учебного заведения, помогают сформировать толерантное поведение учащихся, которое в дальнейшем превращается в собственный толерантный опыт и гуманное отношение ко всем людям как таковым, и к детям с ОсОП в частности. При этом действия учителя направлены на формирование положительной мотивации младших школьников по отношению к детям с ОсОП. Педагог лишь активизирует задатки толерантности, существующие в каждом ребенке. Нельзя заставить быть толерантным, можно лишь через воспитание взрастить эти качества. Такому воспитательному процессу помогает школьная инклюзивная среда и постановка готовых целей учителем, которые будут переосмысливаться каждым ребенком сточки зрения индивидуального опыта. Готовые толерантные цели воспитания, поставленные учителем, ин-териоризируются во внутренние цели учащихся, сочетая в себе личностную свободу и ответственность.
Педагог, сталкиваясь с задачами воспитания толерантности, постепенно накапливает опыт
их решения. Профессиональная компетентность учителя в воспитании толерантности младших школьников к детям с ОсОП также подразумевает;
1) наличие качеств толерантности у самого педагога;
2) сформированность личностных качеств, характеризующих толерантного человека;
3} наличие знаний о детях с ОсОП;
4} сформированные умения по организации инклюзивной воспитательно-образователь-ной среды младших школьников;
5) наличие навыков проектирования воспитательных ситуаций;
6) умение применять в педагогической деятельности эффективные формы, методы и приемы по воспитанию толерантности.
Представления отолерантых качествах, закладываются в семье, среди них - уважение к другим людям, осознание собственного досто-:: инства и достоинства других людей. Из этих качеств возникают такие качества, как альтруизм, эмпатия,солидарность. На формирование толерантности младшеклассника влияет стиль доверительного семейного взаимодействия. Важна также семейная атмосфера, в которой будут превалировать активность, самостоятельность, сознательность каждого члена семьи, формироваться ответственное поведение и эффективные формы разрешения конфликтных ситуаций. Формирование толерантности семье должно характеризоваться наличием следующих показателей:
- наличие благоприятной семейной атмосферы;
- выстраивание отношений на основаниях доброжелательности, любви и эмпатии;
- наличие уважительного отношения к личности ребенка, его мнению;
- формирование ответственного поведения и способности анализировать и отвечать за свои поступки у каждого члена семьи;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- наличие мотивационной готовности родителей к воспитанию толерантности детей;
- построение семейных отношений на основе сотрудничества, уважения, диалога.
Обобщая вышесказанное, можно сделать выводы о том, что необходимо вести педагогическое сопровождение обучающихся в одном коллективе нормально развивающихся школьников и детей с ОсОП. Учебная среда начальной школы должна давать знания, создавать воспитательные ситуации, устранять стереотипы восприятия людей с ОсОП. Педагоги дол-
сл
о си
-О X
з:
со си
ел
-г.
•к
ё
139
жны обладать специальной компетентностью и ценностно-нравственными качествами личности для работы с детьми, имеющими особые потребности в обучении, и обычными детьми, В учебно-воспитательный процесс начальной школы нужно включать занятия, воспитательные ситуации, проектные формы педагогической деятельности по формированию толерантности младших школьников к детям с ОсОП и приобретению опыта толерантного поведения.
Литература:
1, Ас молов А.Г. XXI век: Психология личности & век психологии // Личность в парадигмах и метафорах; мента ль мость, коммуникация, толерантность/ под ред. В.И. Кабрина. - Томск: ИздвоТом. Ун-та.-2016.-262 с.
2. Кукушин B.C. Воспитание толерантности личности в поликультурном социуме: пособие для учителя. ■• Ростов н/Д, : ГинГо, 2001. ■ 404 с.
3. Логинова Л.Г. Интеграция в образовании : материалы Международной научно-практической конференции "Дополнительное образование детей: векторы развитая", 28 30 октября, 2015. -Владивосток: Океан. - 318 с, А. Малофеев H.H. Специальное образование в России и за рубежом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //:http://www.aimanah.ikprao.ru/ /-Дата обращения 22.09.2018.
5. Сериков B.ß. Обучение как вид педагогической деятельности / В.В. Сериков. - М.: Академия, 2008. - 267 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. №2357) [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://nsportal.ru/. - Дата обра щения 02,09.2018.
7. Ясвин ВА. Образовательная среда; от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2015. -365 с.
THE PROJECT OF THE PROGRAM ON th4PROVEMENT OF MANAGEMENT OF QUALITY OF EDUCATIONAL SERVICES IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCA TTON (ON THE EXAMPLE OF MBU TO "CHDSHI NAMED AFTER BALABAN" G. CHUSOVA, PERM REGION)
Hamatnurova Elena Nfko/aema, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor PoptsovAndrey Nlkolaevich, Senior Lecturer Sushkovlvan Vadimovich, student
Department of General Scientific Disciplines, Perm National Research Polytechnic University (branch), Lysvensky
The article presents a draft program to improve the quality management of educational services in the system of additional education (on the example of the Municipal budget institution of additional education "Chusovskaya children's art school named after Balaban" Chusova, Perm region) based on the analysis ofthe institution, satisfaction with the quality of educational services and the requirements of the state. The assessment of risks of realization and expected results from implementation of the program on improvement of quality management of additional educational services is given.
Keywords: additional education; educational service; quality of educational services; quality management of educational services; education management; evaluation of educational services; school of aits; music school.
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ KA ЧЕСТВОМ ОБРАЗОВ А ТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕМБУДО "ЧДШИ ИМ. БАЛАБАН" Г. ЧУСОВОЙ, ПЕРМСКИЙ КРАЙ)
В статье представлен проект программы по совершенствованию управления качеством образовательных услуг в системе дополнительного образования (на примере Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Чусовская детская школа искусств имени Балабан"г. Чусовой, Пермский край) на основе анализа деятельности учебного заведения, удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг и требований государства. Приведена оценка рисков реализации и ожидаемые результаты от реализации программы по совершенствованию управлению качеством до-/ юлнитель ных обра зова тельных услуг.
Ключевые слова; дополнительное образование; образовательная услуга; качество образовательных услуг; управление качеством образовательных услуг; управление образованием; оценка образова тельных услуг; школа искусств; музыкальная школа.
УДК 379.821 ВАК РФ 13.00.01
ЪХаматнурова EH., 2019 ""} Попцов А.Н., 2019 3 СушковИЛ, 2019