DOI 10.47643/1815-1337_2023_7_216 УДК:340, 342
ГЕНЕЗИС СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ THE GENESIS OF INDIVIDUAL FREEDOM IN RUSSIA
КОБЕСОВА Джульетта Автандиловна,
аспирант кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, 2. E-mail: natali199961@gmail.com;
ПЕГАНОВА Ярослава Владимировна,
аспирант кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, 2. E-mail: natali199961@gmail.com;
УДЫЧ Мария Федоровна,
аспирант кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, 2. E-mail: natali199961@gmail.com;
ИВАНОВА Наталья Олеговна,
обучающаяся юридического факультета
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, Петербургское шоссе, 2. E-mail: natali199961@gmail.com;
KOBESOVA Julietta Avtandilovna,
Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law
St. Petersburg State Agrarian University.
Russia, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe highway, 2.
E-mail: natali199961@gmail.com;
PEGANOVA Yaroslava Vladimirovna,
Postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law
St. Petersburg State Agrarian University.
Russia, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe highway, 2.
E-mail: natali199961@gmail.com;
UDYCH Maria Fedorovna,
postgraduate student of the Department of Constitutional and Administrative Law
St. Petersburg State Agrarian University.
Russia, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe highway, 2.
E-mail: natali199961@gmail.com;
IVANOVA Natalia Olegovna,
a student of the Faculty of Law St. Petersburg State Agrarian University. Russia, St. Petersburg, Pushkin, Peterburgskoe highway, 2. E-mail: natali199961@gmail.com
Краткая аннотация: В статье рассматриваются генезис и трансформация категории свободы в России. Выделяются исторические события, которые повлияли на специфику понимания свободы российским гражданином. Обосновано, что в феномене российской свободы личности находят отражение особенности исторического пути, способствовавшие отожествлению свободы в сознании народа с волей, вседозволенностью и произволом.
Abstract: Brief summary: The article discusses the genesis and transformation of the category of freedom in Russia. The historical events that influenced the specifics of the understanding of freedom by a Russian citizen are highlighted. It is proved that the phenomenon of Russian personal freedom reflects the features of the historical path that contributed to the identification of freedom in the consciousness of the people with will, permissiveness and arbitrariness.
Ключевые слова: общество, свобода личности, история становления прав и свобод, воля, нравственность, понимание категории свободы.
Keywords: society, individual freedom, history of the formation of rights and freedoms, will, morality, understanding of the category of freedom.
Для цитирования: Кобесова Д.А., Пеганова Я.В., Удыч М.Ф., Иванова Н.О. Генезис свободы личности в России //Право и государство: теория и практика. 2023. № 7(223). С. 216-218. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_216.
For citation: Kobesova D.A., Peganova Ya. V., Udych M.F., Ivanova N. O. The genesis of individual freedom in Russia // Law and state: theory and practice. 2023. No. 7(223). pp. 216-218. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_7_216.
Статья поступила в редакцию: 02.06.2023
Социальная свобода личности является фундаментальной ценностью современного общества. Однако понимание свободы в российской действительности имеет некоторые особенности, связанные с ее отождествлением в сознании народа со вседозволенностью и произволом. Определим, как исторические события повлияли на специфику понимания категории свободы российским гражданином.
История становления прав и свобод в России уходит корнями в XVIII век [8, с. 9-17], когда права и свободы человека были впервые охарактеризованы в «Наказе Комиссии о составлении проекта нового Уложения» [4] (далее - «Наказ») 1767 года, который был представлен Ека-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
териной II. «Наказ» состоял из переработанных императрицей текстов европейских мыслителей (работа Ш. Л. Монтескье «О духе законов», книга Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», тома «Энциклопедии» Дидро и д'Аламбера и ряда других работ видных европейских ученых). Важно отметить, что данный правовой документ провозглашал не только гуманистические и либеральные идеи того времени (статьи о необходимости разделения земли всем семьям, которые ее не имеют; гласность судопроизводства; запрет создания чрезвычайных судов; соразмерность наказания совершенному преступлению; необходимость запрета жестокости при применении наказания; упразднение духовенства как сословия), но и впервые утвердил веротерпимость и свободу вероисповедания, закрепив данные положения в статьях 493-496 «Наказа» [4, с. 139].
Отметим, что, изучив указанный документ и учитывая исторический опыт, мы пришли к выводу, что многие нормы «Наказа» носили декларативный характер, к примеру, ряд статей о крепостных был сформулирован не в виде правовых предписаний, а в виде пожеланий правящему сословию. Так, на практике многие гуманистические идеи, которые высказывала императрица, не были применены, но они, безусловно, были реализованы в дальнейшем на практике и иных положениях. «Наказ» Екатерины II 1767 года несомненного являлся важнейшим правовым документом, заложившим основу для зарождения в законодательстве и сознании человека гуманистических идей и воззрений. На данном этапе сложно говорить о формировании в сознании людей категории свободы как таковой, но можно охарактеризовать данный этап как ее зарождение и начало внедрения в жизнь российского общества.
Укажем, что либеральные стремления внука Екатерины II императора Александра I, который мечтал даровать народу России свободу и политические права, также не принесли существенных результатов. Император не нашел поддержки в своих устремлениях среди высшего сословия, а его Указ о свободных хлебопашцах [3], предоставлявший освобождение крестьян доброй воле помещиков, остался практически нереализованным. Однако идеи императора не погибли и нашли среди русской молодежи того времени восприимчивую почву. Пребывание русских войск за границей в наполеоновские войны усилило это направление: русские офицеры увидели воочию порядок вещей, в котором свобода и право получали должное ограничение, сравнивая с этим то, что находили у себя в стране по возвращении из заграничных походов. Так, в них зарождалось неудержимое стремление водворить те же начала в своем отечестве. Но, по мнению Б. Н. Чичерина, эти возвышенные идеи были не по плечу российскому обществу, которое все еще держалось на крепостном праве [10, с. 5-6].
Следующим этапом становления прав и свобод в России отметим историческую роль преобразований императора Александра II, который проявлял интерес к правам и свободам человека, освобождению крестьян от крепостного рабства [5, с. 223]. По нашему мнению, реформы Александра II заложили основу для становления прав и свобод человека в России: земельная реформа - «освобождения крестьян» от крепостного рабства; реформа печати и образования; судебная реформа - учреждения суда присяжных; земская реформа - создание местного самоуправления [5, с. 228-229]. Б. Н. Чичерин в своей работе «Курс государственной науки» закрепил: «Провозглашение всеобщей гражданской свободы есть знак, что общество созрело и может стоять на своих ногах; за этим неизбежно должна следовать свобода политическая» [10, с. 148]. Мы полностью согласны с данным утверждением и считаем, что политическая свобода человека является средством укрепления и упрочнения его гражданской свободы. Отмена крепостного права в XIX веке явилась важнейшим толчком и первым историческим шагом к становлению личных прав и свобод: народ России не только услышал о свободе как таковой, но и впервые за долгое время ощутил ее.
Обращаясь к истории, определим, что проблемы прав и свобод человека начали стремительно рассматриваться в трудах российских ученых только в конце XIX и начале XX века (труды Б. Н. Чичерина, П. И. Новгородцева, Л. И. Петражицкого и других). После обнародования «Манифеста об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года в России была избрана первая Государственная Дума. Партия конституционных демократов была единственной партией, отстаивающей либеральные идеи и не имела значительной поддержки и влияния ни в Думе, ни среди неграмотного крестьянства и рабочего класса. Следовательно, общественное сознание было совершенно не готово к восприятию прав и свобод человека как основы демократического устройства государства [5, с. 235-236].
Таким образом, подводя итоги реформ и преобразований дореволюционной России в отношении процесса становления прав и свобод человека, укажем, что, по нашему мнению, самым выдающимся реформатором того времени был П. А. Столыпин, который считал, что изменение положения крестьянства является основой переустройства самодержавия в конституционную монархию. Основополагающая идея П. А. Столыпина заключалась в том, чтобы создать условия для выхода крестьянина из общины и приобретения им частной собственности на землю - это должно было стать основой его свободы, а затем и конституционного строя в целом. Ф. М. Бурлацкий определил, что: «По инициативе Столыпина в Государственную Думу правительство внесло более 200 законопроектов, направленных на формирование правового порядка, установление частной собственности, местного самоуправления и защиты прав человека» [5, с. 236].
Период советской государственности можно ознаменовать как следующий большой блок исторического пути становления прав и свобод личности в России. Октябрьская революция 1917 года, приход к власти большевиков и события последующих годов надолго заморозили процесс становления прав и свобод человека в российском государстве [5, с. 237]. Конституция РСФСР 1918 года в статье 3 отменила право частной собственности на землю и закрепила, что все отныне принадлежит Советской Рабоче-Крестьянской республике. Конституции последующих лет, несомненно, провозглашали те или иные свободы, закрепляя их за гражданами, но совсем не в том истолковании, которое определяло бы их истинную сущность. Так, например, обращаясь к положениям статьи 18 Конституции РСФСР 1918 года, которая регламентировала труд как обязанность, а не право и одновременно ограничивала гражданина свободно распоряжаться своими способностями к труду, провозглашала лозунг: «Не трудящийся да не ест» [1]. Смысл данному лозунгу советской властью усвоен не как призыв к оставлению нетрудящегося населения без пропитания, а как призыв борьбы с ленью и тунеядством императивными методами воздействия государственной власти.
В этой связи, отметим, что возвращение к идеям прав человека произошло в Советском Союзе только в 1930-е годы с принятием Кон-
ституции СССР 1936 года [2]. В составе Конституции следует выделить главу X «Основные права и обязанности граждан», которая закрепляла ряд правовых норм, направленных на защиту права на физическую неприкосновенность, социальных прав, политических прав и свобод, которые даровались, по мнению Ф. М. Бурлацкого, «на условиях укрепления коммунистического строя». Советская доктрина прав человека строилась на идеях отрицания естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности, эти права и свободы рассматривались как нечто даруемое государством, и отрицании частной собственности как важнейшего права, дающего реальные гарантии независимости личности от государства и свободы инициативы и предпринимательской деятельности, как принципа, обеспечивающего развитие личности» [5, с. 237]. С. А. Величко высказывала следующую позицию относительно данного правового документа: «Конституция СССР 1936 г. или, как ее еще называли Сталинская Конституция, являлась во многом декларативным документом, прикрывавшим многочисленные нарушения законности в условиях тоталитарного режима» [6, с. 39]. Статьи 125, 127, 128 Конституции СССР 1936 года, регламентировавшие свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, невозможность подвергнуться аресту иначе как по постановлению суда или санкции прокурора; неприкосновенность жилища, тайна переписки -практически не соблюдались[2].
В целом произошли и положительные сдвиги в вопросах отражения в нормах Конституции СССР 1936 г. положений, затрагивающих права и свободы человека. Так, происходит приравнивание всех граждан, вне зависимости от расы, пола, цвета кожи и т.д. Произошла централизация власти и сдвиг в вопросах отражения в союзной Конституции целого ряда прав. Кроме того, широкое распространение получили трудовые права и связанные с ними социальные гарантии. Также важно отметить, что с принятием Конституции СССР 1936 г. произошли изменения, которые далее повлияли на формирование законодательства о правах и свободах человека, и последующего их оформления в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ 1993 г.
Таким образом, процесс становления прав и свобод в СССР можно представить как составную часть разрушения тоталитарного режима, утверждения демократии и права частной собственности. Результатами деятельности СССР в направлении обеспечения гарантий прав и свобод человека стали вступившие в силу законы: о свободе средств массовой информации, о свободе передвижения, о свободе совести и религиозных организациях. Кроме того, нельзя не отметить утверждение Верховным Советом РСФСР Декларации прав и свобод человека и гражданина 22 ноября 1991 года, многие положения которой были внесены в проект Конституции Российской Федерации 1993 года.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, определим, что причину иррационального восприятия свободы в российском менталитете можно усмотреть в том, что на протяжении всего исторического развития России в сознании народа не сложилось целостного представления о мире и законности [7]. На протяжении исторического процесса в нашей стране, по ряду причин, долгое время не могли сформироваться фундаментальные ценности (частная собственность, свобода личности, права гражданина, личное достоинство человека) и принципы общественно-правового уклада жизни. С. Л. Франк отмечает, что для российского общества долгое время были характерны не: «...моральные принципы в качестве абсолютной опоры человека в жизни», а лишь сильная государственная власть [9].
В феномене российской свободы личности до настоящего времени находят свое отражение особенности исторического пути, который значительно отличается от европейского: российская ментальность в современном виде сложилась благодаря особенностям российской истории. Долговременное господство крепостного права, отсутствие всякой свободы у подавляющего числа населения страны, противоречивая политика российских императоров, непоследовательность и незаконченность либеральных реформ, отсутствие частной собственности и ее психологическое непринятие, а также восприятие населением СССР как закрытого государства в политическом и психологическом отношении - наложили отпечаток на национальный характер российских граждан [7, с. 42-43]. Долгое время в России не было создано условий для поступательного развития личности и демократического государства. Все эти факторы послужили результатом того, что свобода в сознании российского гражданина стала отожествляться как воля, вседозволенность и произвол.
Библиогра фия:
1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) (прекратила действие) // СУ РСФСР, № 51, 10.07.1918, ст. 582.
2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (прекратила действие) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. № 283. 06.12.1936.
3. Именной, данный Правительствующему сенату - «Об отпуске помещиками крестьян своих на волю по заключении условий на обоюдном согласии основанных» // Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. СПб, 1830. Т. XXVII. № 20.625. С. 462-463.
4. Екатерина II. Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения // Екатерина II. О величии России. М., 2006. 175 с.
5. Бурлацкий Ф. М. Реформы и реформаторы: Надежды и иллюзии. М.: Собрание, 2008. 319 с.
6. Величко С. А. Права и свободы человека по Сталинской Конституции 1936 г. // Международные стандарты прав человека. 2015. С. 35-39.
7. Кантор В. Между произволом и свободой. М.: РОССПЭН, 2007. 272 с.
8. Перевезенцев С. В. Основные направления русской социально-политической мысли в XVIII в. // Каспийский регион: Политика, экономика, культура. Астрахань, 2016. № 3. С. 9-17.
9. Франк С. Л. Смысл жизни / С. Франк. Брюссель: Жизнь с Богом, 1976. 169 с.
10. Чичерин Б. Н. Россия накануне двадцатого столетия / Русский патриот [псевд.]. Берлин: Г. Штейниц, 1900. 180 с.
References:
1. Constitution (Basic Law) of the Russian Socialist Federative Soviet Republic (adopted by the V All-Russlan Congress of Soviets on 10.07.1918) (terminated) // SU RSFSR, No. 51, 10.07.1918, Article 582.
2. Constitution (Basic Law) of the Union of Soviet Socialist Republics (approved. By the Resolution of the Extraordinary VIII Congress of Soviets of the USSR dated 05.12.1936) (terminated) // Izvestia of the CEC of the USSR and the Central Executive Committee. № 283. 06.12.1936.
3. Nominal, given to the Governing Senate - "On the release of their peasants by landlords to freedom upon the conclusion of conditions by mutual consent of the main" // The Complete Collection of laws of the Russian Empire, since 1649. St. Petersburg, 1830. Vol. XXVII. No. 20.625. pp. 462-463.
4. Catherine II. The Commission's order on drafting a new Regulation // Catherine II. About the greatness of Russia. M., 2006. 175 p
5. Burlatsky F. M. Reforms and reformers: Hopes and illusions. M.: Collection, 2008. 319 p.
6. Velichko S. A. Human rights and freedoms according to the Stalinist Constitution of 1936 // International standards of human rights. 2015. pp. 35-39.
7. Kantor V. Between arbitrariness and freedom. Moscow: ROSSPEN, 2007. 272 p.
8.Perevezentsev S.V. The main directions of Russian socio-political thought in the XVIII century //The Caspian region: Politics, economy, culture. Astrakhan, 2016. No.3. p.9-17
9. Frank S. L. The meaning of life / S. Frank. Brussels: Life with God, 1976. 169 p.
10. Chicherin B. N. Russia on the eve of the twentieth century / Russian Patriot [pseudonym.]. Berlin: G. Steinitz, 1900. 180 p.