УДК 94(470)
А. В. Ерёмин
Генезис социальной концепции Русской Православной Церкви в отечественной историографии
Публикация подготовлена в рамках выполнения проекта РГНФ № 12-03-00137 «Культурфилософское обоснование трансформаций российского опыта в контексте взаимодействия глобального и локального»
В статье анализируется степень изученности проблемы эволюции социальной деятельности в постсоветской России. Освящаются аспекты, которые затрагивались в исследованиях, а также определяются направления дальнейших исследований данного вопроса.
Ключевые слова: церковь, государство, социокультурная деятельность, взаимодействие, теория, методология, подход. A. V. Eriomin
Genesis of the Social Concept of the Russian Orthodox Church in Domestic Historiography
In the article the level of study of the problem of the social activity evolution in Post-Soviet Russia is analyzed. Aspects which were mentioned in researches are taken up and also directions of further researches of the matter are defined.
Keywords: church, state, a sociocultural activity, interaction, a theory, methodology, an approach.
Проблема формирования социальной концепции РПЦ в контексте государственно-церковных отношений в отечественной и зарубежной историографии специально не исследовалась, анализировались лишь отдельные вопросы государственно-церковных отношений в истории и современности, а также роли Русской Православной Церкви на различных этапах культурно-исторического процесса. Изучение обозначенной проблемы требует комплексного исследования, предполагающего использование имеющейся литературы религиоведческого и исторического плана по нескольким тематическим аспектам.
Во-первых, государственно-церковные отношения и отдельные аспекты социальной деятельности Церкви затрагивались в трудах, посвященных истории РПЦ и ее влиянию на культурно-исторический процесс России. Большим вкладом в историческую науку стала вышедшая за рубежом монография Д. В. Поспеловского, содержащая обширную информацию о развитии государственно-церковных отношений на современном этапе российской истории. Автор анализирует религиозное законодательство и активизацию социальной деятельности Церкви, что позволяет определить основные тенденции развития взаимодействия государства и Церкви на протяжении всего ХХ столетия [1].
Не менее важным для понимания основных закономерностей церковной истории, традиций государственно-церковных отношений в культурно-историческом процессе России является фундаментальный труд А. В. Карташова, который анализирует ключевые события истории РПЦ, определяет основные факторы церковной истории, характеризует особенности православного восприятия государства и общества, доказывает большое влияние православия на политическую и культурную историю России [2].
Фундаментальной научной работой по этой теме, первой на современном этапе истории России, стал коллективный труд ученых-историков и философов «Русское православие: Вехи истории». В нем убедительно доказана огромная роль Церкви в культурно-историческом процессе России. Процесс развития российской государственности и история Церкви рассматриваются во взаимосвязи, что дает целостное представление особенностей эволюции государственно-церковных отношений [3].
Указанная тематика часто освещалась на страницах «Журнала Московской Патриархии» и в фундаментальных трудах, представителей Церкви, издающихся по благословлению Московского Патриархата [4]. Большой объем информации предоставляет работа протоирея В. Цыпина «История Русской Церкви 1917—
© Ерёмин А. В., 2012
1997» [5]. В ней автор значительное внимание уделяет церковной истории на современном этапе, анализирует документы РПЦ, российское законодательство, характеризует историческую обстановку и ее влияние на положение Церкви.
Во-вторых, важными для определения особенностей эволюции государственно-церковных отношений и процесса формирования социальной концепции РПЦ являются работы, посвященные изучению основ православия и особенностям социальной деятельности Церкви (в истории и современности), а также исследованию западной религиозной традиции [6]. Наряду с трудами церковных деятелей и известных религиозных философов, идеи которых во многом составили методологическую базу исследования, немалый интерес для понимания современной социальной концепции представляют работы К. Костюка. В них автор выделяет основные принципы отношения православия к современной действительности, сравнивает социальные взгляды РПЦ с католической традицией, анализирует проблему «православного фундаментализма». Труды А. В. Карташова позволяют составить целостное представление о государстве и обществе в православном мировосприятии. Дореволюционный автор протоирей А. М. Иванцов-Платонов в своих работах анализирует эволюцию православной и западной религиозной традиции, что помогает понять современное состояние православия.
В-третьих, изучаемая тематика исследовалась в работах, посвященных современному состоянию РПЦ и ее деятельности, а также вопросам государственно-церковных отношений в истории и на современном этапе. Большим вкладом в изучение проблемы стал научный труд ученых кафедры религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ «Государственно-церковные отношения в России» [7]. В нем дается теоретико-методологический анализ отношений государства и религиозных организаций, включая РПЦ, исследуется законодательная база и делается вывод о том, что от государственно-церковного взаимодействия зависит и состояние межнациональных отношений, психологический климат, общественно-политическая и культурно-нравственная атмосфера, а свобода совести не может сводиться исключительно к свободе вероисповеданий. Здесь важно соблюдать баланс интересов религиозной и нерелигиозной части общества. Ученые кафедры религиоведения РАГС
при Президенте РФ целенаправленно занимаются государственно-церковными отношениями в истории и современности России. Это нашло отражение в монографиях, статьях и публикациях таких исследователей, как М. И. Одинцов, Н. А. Трофимчук, М. О. Шахов и др. [8] Большое значение для выработки модели отношений государства и религиозных организаций в современной России имела работа М. И. Одинцова «Государственно-церковные отношения в России» [9]. Используя разнообразные источники церковного и государственного характера, автор концептуально анализирует государственно-церковные отношения, предлагает свою периодизацию развития современного взаимодействия государства и Церкви. В 2001 г. вышло в свет учебное пособие коллектива авторов кафедры религиоведения РАГС - «История религий в России». Работа обобщила накопленный опыт исследований в религиозной сфере, в ней анализируются основные события государственно-церковных взаимоотношений в историческом ракурсе. Используются многочисленные источники, анализ которых позволяет определить основные закономерности сосуществования государства и Церкви в культурно-историческом процессе России [10].
Проблемами религиозной сферы занимаются и другие научные центры России: Центр «Философия культуры и религии» (Л. М. Митрохин) [11] Института философии РАН, научно-исследовательский Центр «Религия в современном обществе» (М. П. Мчедлов, Э. Г. Филимонов) [12] российского независимого института социальных и национальных проблем, Институт государственно-конфессиональных отношений и права (А. В. Понкин, А. В. Ситников) [13].
В 2002 г. под патронажем Центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН вышел в свет коллективный труд ученых-религиоведов «О социальной концепции русского православия». В работе дается всесторонняя информация о современном состоянии РПЦ и анализируется ее социальная деятельность в контексте «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Исследование предоставляет важную информацию для понимания в исторической ретроспективе современного положения Церкви [14].
Большим вкладом в изучение проблемы является монография А. Н. Лещинского. В работе исследуется изменение отношений государства и Церкви в 1985-1990 гг., приводятся интересные и
важные факты, свидетельствующие об изменении состояния РПЦ в обществе, статистические данные об увеличении религиозных обществ, открытии новых храмов, реконструкции разрушенных Церквей и монастырей, росте благотворительной деятельности Церкви, участии Церковных деятелей в общественной деятельности, анализируются материалы церковных Соборов [15].
Важную информацию для понимания социальной деятельности Русской Православной Церкви и роли Патриарха Алексия II в консолидации российского общества в первой половине 90-х гг. содержит монография сотрудника пресс-службы Патриарха Е. Комарова. Автор анализирует пастырскую службу Алексия II, включает в работу многочисленные материалы обращений, заявлений, поздравлений главы РПЦ [16].
Государственно-церковным отношениям за исследуемый период посвящен и ряд диссертационных исследований, авторы которых уделяли внимание различным аспектам государственно-церковных отношений и положению Церкви в современной России. Так, В. В. Бойко сделал вывод о том, что в современной России Церковь занимает место одного из главных социальных институтов, а С. В. Джораева пришла к заключению о необходимости создания специального органа для решения вопросов религиозной сферы [17].
Изучаемая тематика затрагивалась в многочисленных статьях отечественных и зарубежных исследователей.
В работах светских авторов содержится немало полезной информации об особенностях Церкви как организационной структуры, данные о различных «течениях» в РПЦ, о состоянии и общественно-политической деятельности Патриархии [18]. Многочисленные публикации посвящены проблеме влияния политической конъюнктуры на церковное положение и социальную деятельность Церкви [19]. Исследования, в которых анализируются различные данные о государственной политике в отношении Церкви, характеризуется религиозное законодательство, помогли определить основные тенденции становления вероисповедной политики государства [20].
Большой интерес у исследователей вызывали различные аспекты социальной деятельности Церкви: сотрудничество РПЦ с государством во внешней политике, образовании, благотворительности и т. д. Многочисленные факты, анализировавшиеся авторами, позволили им сделать вывод о тесном и плодотворном сотрудничестве
государства и Церкви не только в указанных сфере, но и во многих других [21].
В контексте государственно-церковных отношений и социальной деятельности Церкви авторы научных публикаций исследовали ход и итоги Архиерейского Собора 2000 г., сделав ряд прогнозов развития государственно-церковного взаимодействия в начале XXI в. [22]
Священнослужители уделяли внимание проблемам существования православия в современном мире. С различных позиций они характеризуют социальное учение РПЦ, пути его совершенствования, актуализируют проблемы соотношения современного мира и православного видения действительности [23]. Ряд исследователей анализировал проблемы «православного фундаментализма». Их анализ ценен тем, что авторы непосредственно являются участниками тех процессов, которые происходили в Церкви [24].
Вопросы изучаемой тематики освещались в статьях и публикациях зарубежных, в частности немецких, авторов. Они анализировали эволюцию государственной политики по отношении к Церкви, изменение религиозности Российского общества, исследовали действия Московской Патриархии в конце 90-х гг., ее мероприятия по взаимодействию с идейными течениями в РПЦ и властью, влияние деятельности партий на священнослужителей, стремление втянуть Церковь в политическую борьбу [25].
Указанные статьи скорее носят публицистический характер. Они направлены на постановку проблемы, ее актуализацию, а не на объяснение и выявление причинно-следственных связей. В совокупности они, безусловно, создают достаточно полную картину государственно-церковного взаимодействия, актуализируют проблемы внутрицерковной организации, социальной деятельности РПЦ, но не рассматривают процесс формирования социальной концепции как целостного явления, не исследуют проблему в историческом ракурсе.
Таким образом, отдельные вопросы взаимодействия государства и Церкви, положения Русской Православной Церкви рассматривались исследователями. Однако государственно-церковные отношения в современной России и процесс формирования социальной концепции РПЦ как взаимосвязанные явления остаются недостаточно исследованной темой. Не изучено социальное учение РПЦ и государственно-церковные отношения на современном этапе в
контексте анализа культурно-исторического развития России и влияние на него Церкви, - этот аспект является необходимой теоретической базой для понимания проблемы. Слабо исследован церковный взгляд на исторический процесс, государство и общество. Недостаточно изучено внутрицерковное положение и его влияние на процесс формирования социальной концепции РПЦ, а также, за исключением нескольких работ [26], участие Церкви в политической и общественной деятельности. В указанных диссертациях преобладает философский и политологический аспект. Однако в исторической ретроспективе проблема слабо исследована. Фундаментальные работы, посвященные государственно-церковным отношениям в России, преимущественно написаны в середине 90-х гг. и не охватывают весь изучаемый период. Процесс формирования социальной концепции отечественными и зарубежными исследователями не изучался. Его исследование предполагает комплексный анализ рассматриваемого явления.
Предложенный обзор литературы свидетельствует о значимости данной работы и необходимости разработки указанной тематики.
Примечания
1. Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995.
2. Карташов А. В. Очерки по истории русской Церкви. В 2-х т. М., 1992.
3. Русское православие: вехи истории / научн. ред. А. И. Клибанов. М., 1989.
4. См. напр.: Макарий (Булгаков). Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Т. 4. М., 1996; Свешников Владислав, протоирей; Шаргунов Александр, протоирей. О Церкви, России, нравственном мире: сб. статей. М., 1993; Цыпин В. Прот. История Русской Церкви 1917-1997. М., 1997; Иоанн, митрополит Санкт-петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознание. СПб., 1995. 350 с. и др.
5. Цыпин В. Прот. История Русской Церкви 19171997. М., 1997.
6. См. напр.: Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Вильнюс. 1991; Струве И. Православие и культура. М., 1992; Ильин И. А. Собрание сочинений. М., 1997;Церковь и государство. М., 1988; Федотов Г. П. Русское религиозное сознание // www.civitasdei.boom.ru; Иванцов-Платонов А. М. Прот. О западных вероисповеданиях. М., 1894; О русском церковном управлении. М., 1898; Соловьев В. С. Византизм и Россия // www.civitasdei.boom.ru; О православии с предостережениями от погрешности против него. Слова епископа Феофана. М., 1991; Карта-
шов А. В. Православие в его отношении к историческому процессу // www.civitasdei.boom.ru; Костюк К. Социальное учение католической Церкви // Социально-политический журнал. 1997. №5 / www.civitasdei.boom.ru; Становление социального учения в православии // Социально-политический журнал. 1997. №6 // www.civitasdei.boom.ru; Православный фундаментализм [в современной РФ] // Полис. 2000. № 5. С. 133-154; Морев И., протоирей. В защиту веры и особенно православной. Нижний Новгород. 1993; Красников Н. П. Русское православие: государство и культура (исторический аспект). М., 1989. 64 а; Гобунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии (пять избранных портретов: В. С. Флоренский, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев). (Предисловие Юрия Нагибина) / Российский независимый институт социальных и национальных проблем. Центр «Религия в современном обществе». М., 1994; Филимонова Э. Г. Православие и его роль в формировании национального самосознания русского народа // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1996. Вып. 4. С. 119-131; Нарочницкая Н. Русский путь: православие или либерализм? // Москва. 1995. № 11. С. 159-166; Мякишев К. А. Православие. Мораль и государственность в России // Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М.,
1995. С. 91-92 и др.
7. Государственно-церковные отношения в России (опыт прошлого и современное состояние) / Отв. ред.: Овсиенко Ф. Г., Одинцов М. И., Трофимчук Н. А. М.,
1996.
8. Одинцов М. И. Государство и церковь в России. ХХ век. М., 1994; Трофимчук Н. А. Государственно-церковные отношения: сущность, понятия // Религиозные организации и государство: перспективы взаимодействия. М., 1999. С. 5-11; Духовная экспансия // Независимая газета. НГ - Религии. 2001. 28 марта / www.state-religion.ru; Место и роль государственно-церковных отношений в политике российского государства // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995. С. 5-8; Нравственная роль религии в гражданском обществе // Религия, национальное согласие и возрождение России. М., 1993. С. 38-39;Трофимчук Н. А., Григорьева Ю. Е. Религиозно-политические партии, движения и их роль в политической жизни России // Государственно-церковные отношения в России. М., 1995. Ч. 1. С. 167-189; Шахов М. О. Концептуальные проблемы государственной вероисповедной политики // Религия и право. 2001. № 1. С. 4-6 и др. 9. Одинцов М. И. Государственно-церковные отношения в России (на материалах отечественной истории ХХ века): дис. в виде научного доклада на соискание уч. степени кандидата исто-рич. наук. М., 1996.
10. История религий в России: учебник / под общей редакцией Н. А. Трофимчука. М., 2001.
11. См. напр.: Митрохин Л. Н. Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994 и др.
12. См. напр.: Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994 и др.
13. См. напр.: Христианство и секуляризм // www.state-religion.ru; И. В. Понкин. Признаки светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в Российской Федерации // www.state-religion.ru; Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003 и др.
14. О социальной концепции русского православия / под общей редакцией М. П. Мчедлова. М., 2002.
15. Лещинский А. Н. Время новых подходов. М., 1990.
16. Комаров. Е. Патриарх. М., 1994.
17. См. напр.: Бойко В. В. Социально-культурная деятельность РПЦ в современном российском обществе (1988-1997 гг.): дис. ... канд. филос. наук. М., 1997; Джораева С. В. Государственно-церковные отношения в России: (опыт философско-исторического анализа): дис. ... канд. фил. наук. М., 1997 и др.
18. См. напр.: Верховский А. Пассивная оборона // Рус. мысль. № 4283. 9-15 сент. 1999. С. 19; Церковь и светские национал-радикалы // Рус. мысль. № 4281. 511 авг. 1999. С. 20; Московская Патриархия, как политическая партия // Рус. мысль № 4278. 15-12 июля. 1999. С. 21; Юрьев П. Все ли благополучно в Русском Православии? // Независимая газета. № 1999. 3 ноября. С. 9-11; Фаликов Б. Фундаментализм по-российски // Русская Мысль. № 4269. 13-19 мая 1999. С. 20; Горин Д. Молчание пастырей // Независимая газета. 1999. 3 ноября. С. 11; Орлов Б. Русская Православная Церковь и демократия // Православие и католичество: пробл.-темат. сб. // ИНИОН. М., 1998. С. 35 и др.
19. См. напр.: Пригорин А. Патриарх и политики // Вестник Русского Христианского движения. 162/163 -Н-Ш - 1991, С. 306-334.
20. См. напр.: Щипков А. К вопросу об инстинкте управления религией // Религия и права человека: на пути к свободе и совести. М., 1996., С. 38-49.
21. См. напр.: Петлюченко В. Православная Церковь и внешняя политика // Международная жизнь. 1993. № 3. С. 1; Красиков А. А. Взаимоотношения между государственными и религиозными объединениями обретает новую форму // Религия, Церковь в России и за рубежом. М., 1995. № 6. С. 8-10 и др.
22. См. напр.: Тяхта А. Надо читать // Православный интернет журнал «Соборность». 2000. 25 августа / www.sobor.ru; Тяхта А. Церковь и государство в новом тысячелетии // Православный интернет журнал «Соборность». 2000. 28 декабря / www.sobor.ru и др.
23. См. напр: Мень А. М. Христианство и политика // Россия и современный мир, 1997 г., № 7. C. 98102; Иоанн. митр. Санкт-петербургский и Ладожский. Пути русского возрождения: (национально-православный взгляд) // Патриотизм: общероссийский и национальный. М., 1996. С. 158-168; Василий (Род-зянко), архиепископ. Экклезиологические отклонения наших дней: [В связи с деятельностью и богословст-вованием протоирея Г. Кочеткова] // Журнал Московской Патриархии 1995. № 6/8. С. 67-70 и др.
24. См. напр.: Игумен Иннокентий (Павлов). Горькие плоды невежества // Рус. мысль, № 4309. 16-22 марта, 2000, С. 21.
25. См.: Roth P. Rußland: die religiose Situations // Ost-West-Information., 1997, № 194, S. 44-53; Roth P. Das Moskauer Patriarchat. Forderungen - Vorwurfe -Behauptungen // Ost-West-Information., 1998, № 198, S. 61-71; Roth, P. Religion und Kirchen. Politik unter Gor-batscow // Berichte des Bundes instituts für ostwissenschaftliche und internationale Studien. 1989, № 46, S. 177; Roth P. Religion und Kirchen. Politik unter Gorbatschow // Berichte des Bundes Instituts für ostwissenschaftliche und internationale Studien. 1989, № 46, S. 177; Roth P. Rußland: Religions und Politik // Ost-WestInformation., 1996, № 191, S. 63-72; Roth P. Kommunisten in Rußland - immer noch Feinde von Religion und Kirche? // Osteuropa. 2000, № 1, S. 62-76; Stricher G. Das Moskauer Patriarchat im Zeichen des neuen Nationalismus // Osteuropa. 1998, № 3, S. 268-281; Stricher G. Reformbestrebungen in der Russisch-Orthodoxen Kirche // Osteuropa. 1995, № 6, S. 509-522; Orthodoxie in Bewegung. [Zur Lage der Russischen Orthodoxen Kirche des Moskauer Patriarchats seit dem Millenium im Jahre 1988] // Osteuropa. 1991, № 1, S. 56-68; Sede G. Die Russische Orthodoxe Kirche in Rußland. // Osteuropa. 1993, № 11, S. 1039-1051.
26. См. напр.: Бойко В. В. Указ. соч.