112
ВЛАСТЬ
2018'07
PETROV Yuriy Dmitrievich, Dr.Sci. (Pol.Sci), Professor of the Chair of History, Social Studies and Political Science, Faculty of History, Ammosov North-Eastern Federal University (58 Belinskogo St, Yakutsk, Sakha (Yakutia) Republic, Russia, 677000;[email protected])
GRIGOR'EV N'urgun Afanas'evich, Cand.Sci. (Pol.Sci), Senior Lecturer at the Chair of History, Social Studies and Political Science, Faculty of History, Ammosov North-Eastern Federal University (58 Belinskogo St, Yakutsk, Sakha (Yakutia) Republic, Russia, 677000; [email protected])
ELECTORAL COMPETITION AT THE REGIONAL
AND MUNICIPAL ELECTIONS IN THE SAKHA (YAKUTIA)
REPUBLIC
Abstract. The article contains an analysis of regional and municipal elections in the Sakha (Yakutia) Republic. The authors investigate the dynamics of the reform of the electoral system and the electoral policy of Russia. They shows that evolution of the Russian political system and federative relations influences the appearance of the electoral space in the state. The return of direct elections of heads of constituent entities of the Russian Federation in 2012 and the liberalization of electoral legislation bring elements of competition and uncertainty in elections of various levels in the regions. The article determined criteria for the level of competition in elections of different levels. On the example of the Sakha (Yakutia) Republic the election of the head of the subject, the local regional legislative assembly Il Tumen, the election of heads and deputies of municipalities are analyzed. The authors also determine the degree of their competition. Keywords: regions, electoral system, electoral policy, electoral competition, Sakha (Yakutia) Republic, regional and municipal elections
ЮШКОВА Светлана Александровна — кандидат экономических наук, доцент; доцент департамента социологии, истории и философии Финансового университета при Правительстве РФ (125993, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-кт, 49; [email protected])
генезис реформирования пенсионной системы рф
Аннотация. В статье выделяются основные проблемы, связанные с функционированием пенсионной системы. Автор анализирует социальные, демографические и другие факторы, влияющие на нормальное функционирование пенсионной системы РФ, рассматривает ее структуру. В хронологическом порядке выделяются этапы реформирования пенсионной системы РФ, проводится анализ изменений, описываются ближайшие перспективы реформирования пенсионной системы РФ. Ключевые слова: пенсионная система, пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, пенсионная реформа
В современных условиях жизни российского общества одной из важнейших задач является создание и развитие пенсионной системы, не только соответствующей насущным потребностям, но и имеющей определенные перспективы. Практика показывает, что существующая пенсионная система не может адекватно осуществлять свои функции в силу различных причин.
Одной из очевидных причин является демографическая ситуация в РФ. Отметим, что эта причина достаточно предсказуема и поддается анализу и прогнозам. Например, это относится к прогнозу Росстата РФ, который рассматривает три сценария демографической ситуации, исходя из высокого,
среднего и низкого уровня показателей смертности, рождаемости и миграции.
Анализ распределения населения по возрастным группам показал, что каждый четвертый россиянин - пенсионер (см. табл. 1), а согласно прогнозу Росстата, в 2031 г. пенсионером будет почти каждый третий россиянин. Таким образом, мы можем сделать вывод, что пенсионная нагрузка возрастет на 12,6%, а потенциальная нагрузка составит 30%; следовательно, пенсионная система будет по-прежнему нуждаться в дотациях из федерального бюджета РФ.
Таблица 1
Распределение населения по возрастным группам на 2016 г. и прогноз
на 1 января 2031 г.
Население в возрасте: 2016 г. 2031 г. (прогноз)
тыс. чел. в % от общей численности тыс. чел. в % от общей численности
моложе трудоспособного 25 689 17,56 27 131,7 18,4
трудоспособном 85 415 58,40 79 248,5 53,9
старше трудоспособного 35 163 24,04 40 773,9 27,7
Отметим, что с 1995 г. межбюджетные трансферты ПФР увеличиваются, например, на 2017 г. они составили 10,9 млрд руб., а на 2018 г. - уже 54,5 млрд руб.
Таблица 2
Основные характеристики Пенсионного фонда РФ на 2015-2018 гг., млрд руб.
Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
закон № 93-Ф3 проект проект проект
доходы 7 146,8 8 074,0 8 588,4 9 149,2
межбюджетные трансферты 3 007,9 3 676,8 3 691,9 3 717,4
из федерального бюджета 3 004,0 3 672,1 3 687,7 3 713,8
из бюджетов субъектов РФ 3,9 4,7 4,2 3,6
расходы 7 769,8 8 044,5 8 521,9 9043,9
дефицит - 623,0 29,5 66,5 105,3
Таким образом, можно сделать вывод, что пенсионная система РФ не реализует должным образом возложенные на нее функции и нуждается в реформировании.
Однако прежде чем говорить о генезисе реформирования пенсионной системы, мы проанализируем ее структуру.
Итак, пенсионная система РФ представляет собой совокупность правовых, экономических и организационных институтов, основной целью которых является предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В структуру пенсионной системы входит пенсионное страхование (обязательное и добровольное) и пенсионное обеспечение (государственное и негосударственное).
Финансируется государственное пенсионное обеспечение за счет федераль-
114
ВлАсть
2018'07
ного бюджета и назначается госслужащим, участникам Великой Отечественной войны, космонавтам и др. Средства на обязательное пенсионное страхование (ОПС) формируются за счет взносов работодателей в процентах от фонда заработной платы и назначаются по старости, по инвалидности или в случае потери кормильца. Средства на негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение формируется за счет взносов работодателей и работников по договорам с НПФ.
Согласно ст. 4-7 федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» участниками правоотношений по ОПС являются, во-первых, застрахованное лицо, т.е. граждане, на которых распространяется ОПС; во-вторых, страхователи, т.е. работодатели застрахованных лиц; в-третьих, страховщики, т.е. ПФР (обязательное страхование) и НПФ или УК (управляющая компания) - в добровольном страховании1.
Реформирование пенсионной системы началось в 1991-1992 гг. Дело в том, что пенсионная система СССР была основана на принципе солидарности поколений, т.е. все отчисления от работодателей и работников направлялись на оплату пенсий действующим пенсионерам. В законе «О государственных пенсиях в РСФСР» 1990 г. представлен страховой подход к пенсионному обеспечению, где каждый гражданин, осуществляющий трудовую деятельность по найму, независимо от желания работодателя или своего собственного, подлежит обязательному, а по сути - принудительному пенсионному страхованию. Законом определяются нормы и условия пенсионного обеспечения, которые не могут быть изменены третьими сторонами. Обратим внимание, что закон также использует страховой стаж и размер заработка как основание для исчисления пенсий.
В конце 1991 г. было утверждено положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России). Основная цель создания ПФР - государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РФ. Денежные средства поступают в ПФР от работодателей, различных категорий работающих граждан и бюджета РФ. Все денежные средства ПФР находятся в государственной собственности РФ и не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Средства обязательного пенсионного страхования неприкосновенны, не могут изыматься даже временно и расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей. Следует отметить, что с 1993 г. принцип страхового подхода меняется: во-первых, ПФР перешел в подчинение к правительству РФ и Минфину, во-вторых, средства фонда стали использоваться на выплаты нестраховых пенсий, что отражается прежде всего на людях с высоким заработком и продолжительным стажем. За их счет выплачиваются пенсии нестрахового характера, а также различным льготным категориям граждан без учета размера денежных отчислений в пенсионную систему. Данный подход нарушает страховой подход и основную задачу пенсионных выплат -это компенсация человеку, который утратил трудоспособность по возрасту или состоянию здоровья.
В 1996 г. был принят федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»2. В этом законе определены цели индивидуального (персонифицированного)
1 Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 167-ФЗ (посл. ред.). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34447/ (проверено 13.07.2018).
2 Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (посл. ред.). Доступ: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_9839/ (проверено 13.07.2018).
учета. Введение этого закона направлено на создание условий для назначения пенсий, максимально учитывающих результаты труда каждого застрахованного лица, для обеспечения достоверности сведений о трудовом стаже и заработке и назначении пенсий на основе страхового стажа и взносов, а также для создания информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства РФ. В этот же период государство приняло решение о развитии негосударственных пенсионных фондов1.
Реформа пенсионной системы РФ продолжилась в 2002 г., когда был закреплен и развит распределительно-накопительный принцип ее функционирования. Однако многие специалисты признали данную реформу неудачной, т.к. накопительная система была невыгодна для населения. Не были внедрены эффективные механизмы управления накопительной частью пенсионных взносов, работа которых гарантировала бы населению, что их накопительные средства не только будут сохранены, но и приумножены. В реальности же накопительная система не покрывает инфляцию, т.е. является убыточной.
Следующий период реформирования пенсионной системы РФ проходил в 2005 г.: из накопительной системы исключаются граждане 1953-1966 г. рождения. В 2009 г. вводится программа государственного софинансирования пенсий, которая не получила планируемого развития. В 2010 г. происходит соединение базовой части пенсии со страховой.
Следующий масштабный этап реформирования пенсионной системы РФ начался в 2012 г. с принятием Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ2. В данной стратегии выделены три уровня пенсионной системы. Первый уровень составляет трудовая или государственная пенсия, которая формируется за счет страховых взносов, трансфертов из федерального бюджета. Второй уровень составляет пенсия, которая формируется за счет взносов работодателей при возможном участии работника, ее назвали корпоративной пенсией. Частная пенсия составляет третий уровень, и она формируется исклю -чительно за счет средств работника (физического лица).
В 2014 г. был введен новый порядок расчета пенсии с использованием пенсионной формулы. В этом же году вводится мораторий на финансирование накопительной части трудовой пенсии3, полный размер индивидуальной части тарифа страхового взноса направляется на финансирование страховой пенсии и отсутствует формирование пенсионных накоплений за счет страховых взносов (до 2020 г.).
Следующий этап реформирования определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года4.
Какие же изменения предлагает данная Концепция?
Во-первых, постепенное повышение пенсионного возраста - 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Проект закона об изменении пенсионного возраста
1 Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ (посл. ред.). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18626/ (проверено 13.07.2018).
2 Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р (ред. от 06.12.2017) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации». Доступ: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_139981/ (проверено 13.07.2018).
3 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» от 04.12.2013 N 351-Ф3 (посл. ред.). Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155248/ (проверено 13.07.2018).
4 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (проверено 13.07.2018).
116
ВЛАСТЬ
2018'07
уже внесен на рассмотрение в Государственную думу РФ. Отметим, однако, что в последнее время проблема изменения пенсионного возраста активно обсуждалась, и население, и не только население, но и профсоюзы (в Интернете профсоюзы инициировали сбор подписей, осуждающих данное решение) весьма скептически относятся к этому предложению. По исследованиям ВЦИОМа за 2016 г., только 11% россиян согласны с повышением пенсионного возраста.
Согласно материалам опроса исследовательского холдинга «Ромир»1, проведенного в конце мая - начале июня 2018 г., в котором приняли участие 1 500 чел. в возрасте от 18 лет и старше, всего 8% жителей России поддерживают данную реформу, 92% выступают против. При этом «за» голосовала в основном молодежь (группа от 18 до 24 лет), ее уровень поддержки составил около 12%.
Во-вторых, изменения коснутся и требований к минимальному трудовому стажу - он повысится с 5 до 15(20) лет.
В-третьих, планируется увеличить минимальный фиксированный платеж до 20-30% средней заработной платы.
В-четвертых, будет введен дополнительный тариф взносов за работу с вредными условиями труда.
В-пятых, будут введены добровольные отчисления или софинансирование, проведена корректировка формулы индексации страховой части трудовой пенсии.
Отметим также, что в рамках реформирования пенсионной системы разрабатывается проект индивидуального пенсионного капитала, основанного на квазидобровольных взносах, взамен накопительных взносов, существующих в рамках накопительно-распределительной системы.
Итак, нами был проведен хронологический анализ реформирования пенсионной системы РФ. Отметим, что устойчивая и стабильная пенсионная система является гарантом реализации прав на достойную старость для огромного числа граждан нашей страны. Конечно, сложно обеспечить устойчивость пенсионной системы, особенно если ее постоянное реформирование идет более 20 лет, ведь для сложных систем, которые обладают свойством инерции, необходимо время, чтобы не только сама система адаптировалась к изменениям, но и люди смогли разобраться и понять условия взаимодействия в ее рамках.
YUSHKOVA Svetlana Aleksandrovna, Cand.Sci. (Econ.), Associate Professor; Associate Professor of the Department of Sociology, History and Philosophy, Financial University under the Government of the Russian Federation (49Leningradsky Ave, Moscow, Russsia, 125993;[email protected])
THE GENESIS OF REFORMING THE RUSSIAN PENSION SYSTEM
Abstract. The article highlights the main problems associated with the functioning of the Russian pension system. The author analyzes social, demographic and other factors affecting the normal functioning of the pension system of the Russian Federation and considers its structure. In the chronological order, the article shows the stages of reforming the pension system of the Russian Federation, gives the analysis of changes, and describes the nearest prospects of reforming the Russian pension system.
Keywords: pension system, pension provision, pension insurance, pension reform
1 http://romir.ru/studies/dojit-do-pensii (проверено 13.07.2018).