Научная статья на тему 'Генезис развития программно-целевого управления в Российской Федерации'

Генезис развития программно-целевого управления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / PROGRAM BUDGETING / ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ / PROGRAM BUDGET / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / GOVERNMENT PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лихачев Леонид Евгеньевич

В статье рассматриваются вопросы исторического развития программно-целевого управления в отечественной практике. В соответствии с исторической хронологией, выделены основные этапы развития программного бюджета. Рассматриваются основные проблемы становления на каждом этапе программного подхода. Рассмотрены основные особенности развития каждого этапа программно-целевого управления. Раскрывается роль государственной программы в реализации современной бюджетной политики. Представлен генезис развития программно-целевого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Генезис развития программно-целевого управления в Российской Федерации»

4. Аландаров Р.А. Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации / Р.А. Аландаров // Финансовая политика: проблемы и решения, 2014. № 43 (229). С. 33-35.

5. Васюнина М.Л. Совершенствование управления доходами бюджетов в Российской Федерации / М.Л. Васюнина // Финансы и кредит, 2015. № 9 (633). С. 37-45.

6. Топчий П.П. Оборонно-промышленный комплекс как способ формирования инновационной экономики Российской Федерации / П.П. Топчий // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. № 5-7. С. 137-142.

7. Карасев А.П. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ / А.П. Карасев. М.: Издательство Юрайт, 2016. 323 с. Серия: Бакалавр. Прикладной курс.

8. Туркина Е.Ю. SWOT-анализ управления бюджетом субъекта РФ / Е.Ю. Туркина / Вестник Астраханского государственного технического университета, 2006. № 4.

9. ШпакА.С. Оценка факторов, влияющих на экономику приморского края, с использованием технологии SWOT-анализа / А.С. Шпак. Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление, 2014. № 4 (72). С. 37-57.

10. Баландина С.В., Алямкина К.А. Анализ факторов, влияющих на устойчивое развитие Республики Мордовия / С.В. Баландина, К.А. Алямкина / Региональное развитие: электронный научно-практический журнал, 2014. № 1. С. 4-8.

11. Теребкин А.В. Стратегический менеджмент: учебник для СПО / А.В. Теребкин / 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2016. 333 с.

12. Домбровский Е. А. Резервы роста доходов бюджетов субъектов Российской Федерации: дисс. ... канд. эк. наук: 08.00.10 / Домбровский Евгений Александрович. М., 2013. 211 с.

13. Равнянский А.К. Проблемы и пути реализации государственной региональной политики Российской Федерации в сфере инноваций на современном этапе / А.К. Равнянский // Проблемы современной науки и образования, 2017. № 5 (87). С. 63-64.

14. Голубева Е.К. Прогноз как функция управления / Е.К. Голубева // Вестник науки и образования, 2016. № 11 (23). С. 50-51.

15. Михеева А.В. SWOT-анализ машиностроительного предприятия / А.В. Михеева // Вестник науки и образования, 2016. № 12 (24). С. 40-41.

ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Лихачев Л.Е. Email: Likhachev1798@scientifictext.ru

Лихачев Леонид Евгеньевич — аспирант, кафедра экономики и финансов, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы исторического развития программно-целевого управления в отечественной практике. В соответствии с исторической хронологией, выделены основные этапы развития программного бюджета. Рассматриваются основные проблемы становления на каждом этапе программного подхода. Рассмотрены основные особенности развития каждого этапа программно-целевого управления. Раскрывается роль государственной программы в реализации современной бюджетной политики. Представлен генезис развития программно-целевого подхода.

Ключевые слова: программное бюджетирование, программный бюджет, бюджетная политика, государственная программа.

THE GENESIS OF THE DEVELOPMENT OF PROGRAM-TARGET MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION Likhachev L.E.

Likhachev Leonid Evgenyevich — Postgraduate student, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND FINANCE, MARI STATE UNIVERSITY, YOSHKAR-OLA, REPUBLIC OFMARIY EL

Abstract: in the article questions of historical development of program-target management in domestic practice are considered. In accordance with historical chronology, the main stages of the development of the program budget are outlined. The main problems of the formation of a program approach at each stage are considered. The main features of the development of each stage of program-target management are considered. The role of the state program in the implementation ofmodern budgetary policy is revealed. The genesis of the development of the program-target approach is presented. Keywords: program budgeting, program budget, fiscal policy, government program.

УДК 336.13

В отечественной практике, первые попытки применения программного подхода были сделаны в начале 20-х годов XX века, при реализации Государственного плана электрификации России. План - заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. На тот момент, не существовало понятия «государственная программа» и использовалось понятие «план»

Государственный план электрификации России, был разработан в 1920 г. По своей сути, стал первым перспективным планом развития экономики, принятым и реализованным в СССР и положил начало становления отечественного программно-целевого управления.

Впервые, при разработке Плана ГОЭЛРО, было применено научное планирование и разработаны принципы планирования в целом.

Успешная реализация Плана ГОЭЛРО, во многом была достигнута благодаря качественной проработке проекта, а также внедрению в него программно--целевых методов управления [5].

В дальнейшем, переход к новой экономической политике способствовал восстановлению промышленности. Начинает развиваться экономика города. Советским ученным Л.А. Велиховым опубликованы первые работы по разработке планов и теории муниципального развития.

К концу 20-х годов XX в. страна переходит на пятилетние планы развития народного хозяйства. Главной целью первых пятилетних планов являлась быстрая индустриализация СССР и основной упор был сделан на тяжелую промышленность, что способствовало строительству множества металлургических и тракторных заводов, а также реализации масштабной программы железнодорожного строительства в 30-х, 40-х гг. XX в. [3].

В послевоенные годы, восстановление народного хозяйства велось при использовании программного подхода. Наиболее ярко в 50 - 60-х годах просматривается тенденция применения программного подхода. В частности, целевые программы отраслевого типа, космические программы, оборонные и программы территориально-производственного назначения.

В 70 - 80-е годы происходит активное внедрение народнохозяйственных, научно -технических и других целевых программ. Реализуется множество программ развития регионов, основной целью которых являлось становление территориально-производственных комплексов. Так же этот период ознаменовался разработкой крупномасштабной Комплексной программы экономического развития СССР, на период до 20 лет.

В период 80 - 90-х гг. происходит планомерное развитие программного-целевого подхода. Разрабатываются социально-экономические, производственные, территориальные программы [4]. Например - Комплексная программа научно-технического прогресса. При разработке госпрограмм, в этот период, основополагающим условием являлось программно-целевое планирование, при помощи которого повышалась научная обоснованность планов и усиливалась направленность на решение ключевых социально-экономических задач.

В результате политических реформ в 1990-х гг. программно-целевой подход, ранее основанный на разработке и реализации госпрограмм центрального уровня управления, сместился к разработке и реализации госпрограмм на уровне субъектов РФ. В этот период на различных уровнях было разработано большое количество целевых программ, но практически не выполнялись, что снижало эффект управления [1].

Начиная с 2000-х гг. по настоящее время разработано огромное количество целевых программ на всех уровнях управленческой иерархии, охватывающих все сферы жизнедеятельности общества. Но в то же время, система стандартного формирования бюджета в том виде, в котором она была до недавних пор, устарела. С решением своих основных общественно-значимых задач она не справлялась и в 2013 году принято решение о планомерном переходе к программному бюджету.

Таблица 1. Генезис развития программно-целевого управления [2]

Период Программные документы Характеристика Уровень Ре-зуль-тат Особенности развития

СССР

20-е -30-е гг. XX в. План ГОЭЛРО. Заложены основы программного подхода Отра слево й Перев ыполне н ¡.Соблюдение принципов программно-целевого управления; 2.Перевыполнение плановых показателей; 3.Разработка программ осуществлялась на высоком уровне.

30-е -40-е гг. XX в. Развитие тяжелой промышленности Развитие целевой направленности и территориальной структуры программ Терр итор иаль ный Выпол нен

45-е -50-е гг. XX в. Послевоенное восстановление народног о хозяйства страны Восстановление инфраструктуры Терр итор иаль ный Выпол нен

60-е -70-е гг. XX в. Программы развития производительных сил ТПК. Разработаны программы развития субъектов. Формирование ТПК, обеспечение страны ресурсами. Терр итор иаль ный Выпол нена с задерж ками по срокам 1. Отсутствие порядка действий во внедрении программно-целевого управления; 2. Директивный характер отбора проблем вместо научного анализа; 3. Пренебрежение основными принципами и требованиями программно-целевого управления; 4. Низкий уровень эффективности госпрограмм связан с отсутствием системы управления и контроля в процессе реализации

80-е -90-е гг. XX в. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР Ориентирование на повышение качества и конкурентоспособности продукции Терр итор иаль ный Не выпол нена

Программы повышения развития сельского хозяйства Укрепление сельского хозяйства Терр итор иаль ный Не выпол нена

Энергетическая программа Развитие топливно-энергетического комплекса Отра слево й Не выпол нена

Продовольственная программа Развитие агропромышленного комплекса Отра слево й Не выпол нена

Российская Федерация

90-е -нач. 2000-х гг. Реализация промышленных программ Подъем машиностроения, развитие нефте-химического комплекса Отра слево й Не выпол нена 1. Разработка и реализация госпрограмм основывается на мероприятиях; 2. Отсутствует обоснованная система мероприятий (включая нормативно-правовое, финансовое и организационное обеспечение); 3. Нет единой системы оценки эффективности программ; 4. Сложное перестроение программ

2000-х гг. -2013 г.ХХ I в Реализуется 46 ФЦП. На уровне субъектов, реализуется в среднем 30-40 госпрограмм. На всех уровнях происходит разработка и реализация программ, с целью решения территориальных проблем. Терр итор иаль ный Частич ное выпол нение

Настоящее время В РФ проходит реализация 42 госпрограмм и 3 программы находятся на стадии разработки Разработка госпрограмм производится по уровням системы государственного управления, так и по отраслям обеспечения жизнедеятельности. Терр итор иаль ный

Таким образом, отечественный опыт программно-целевого подхода можно разделить на четыре периода.

Первый период (20 - 30-е гг. XX в.). На протяжении тридцати лет, программы были представлены в виде перспективных планов по развитию народного хозяйства СССР. Эти планы отвечали параметрам программно-целевого управления и в целом их реализация была успешна.

Второй период (60 - 90-е гг. XX в.). В этот период произошло широкое распространение целевых комплексных программ, в их составе были народнохозяйственные, научно-технические, программы регионального развития. Одной из таких комплексных программ являлась: «Комплексная программа научно-технического прогресса».

Третий период (90-е - 2013 г.) Увеличение числа государственных программ, охват многих сфер деятельности, формирование важной части системы государственного регулирования экономики.

Четвертый период (2013 г. - наст. время) Планомерный переход и становление программного бюджета на всех уровнях.

В 2013 году начался переход от проектного управления программами к программному управлению. Были разработаны государственные программы в виде иерархии проектов (направление госпрограмм-госпрограмма-подпрограмма-мероприятия) объединенных общими целями государственной программы РФ по территориально-отраслевому уровню выполнения.

В настоящее время программный бюджет находится на стадии своего становления. Реализуется 42 программы, а также 3 программы находятся на стадии разработки.

Список литературы / References

1. Бандурин Л.В., Чуб Б.Л. Инвестиционная стратегия корпорации на региональном уровне. М.: «Наука и экономика», 1998.

2. Евстафьева Е.Ю. Отечественная и зарубежная практика по применению программно-целевого метода / Е.Ю. Евстафьева // Государственное регулирование и устойчивое развитие муниципальных образований: материалы междунар. науч.-практ. конф. Вып. 8 (4). Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011.

3. Коммунистическая партия об итогах первой и задачах второй пятилеток Проект «Исторические Материалы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://istmat.info/node/3887/ (дата обращения: 01.03.2017).

4. Любовный В.Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / B^. Любовный, И.Ф. Зайцев; Моск, обществ. науч. фонд. М., 2000. 197 с.

5. План ГОЭЛРО (1 издание). Проект «Исторические Материалы». [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://istmat.info/node/29115/ (дата обращения: 01.03.2017).

САЙТ КАФЕДРЫ ВУЗА КАК ЭЛЕМЕНТ КОНСАЛТИНГОВОГО ПРОЕКТА ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Подкорытов В.О. Email: Podkorytov1798@scientifictext.ru

Подкорытов Владислав Олегович — магистрант, кафедра инновационного и проектного управления, экономический факультет, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск

Аннотация: в статье анализируется подход к формированию консалтингового проекта по продвижению образовательных услуг в части использования сайта кафедрами вузов. Рассмотрены вопросы необходимости сайтов кафедрам для продвижения своих услуг, а также на основе исследования представлена аналитическая информация, которая поможет в принятии решения о разработке сайта кафедры вуза. Таким образом, данная статья поспособствует кафедрам вузов решить ключевые проблемы при составлении консалтингового проекта продвижения своих услуг в части разработки сайта. Ключевые слова: продвижение кафедры, продвижение образовательных услуг, сайт кафедры.

THE SITE OF THE DEPARTMENT OF THE UNIVERSITY AS AN ELEMENT OF A CONSULTING PROJECT ON THE PROMOTION OF EDUCATIONAL SERVICES Podkorytov V.O.

Podkorytov Vladislav Olegovich — master, DEPARTMENT INNOVATIVE AND PROJECT MANAGEMENT, OF FACULTY OF ECONOMICS, F.M. DOSTOEVSKY OMSK STATE UNIVERSITY, OMSK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.