Научная статья на тему 'Реализация программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации'

Реализация программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1736
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / МОНИТОРИНГ / СУБСИДИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПРОГРАММНЫЕ РАСХОДЫ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / PROGRAM-OBJECTIVE BUDGETING / PUBLIC LEGAL UNITY / PUBLIC FINANCE / STATE SERVICES / PROGRAM BUDGET / TARGET PROGRAM / MONITORING / SUBSIDY / EFFICIENCY INDICATORS / BUDGET COSTS / PROGRAM COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яруллин Рауль Рафаэлович

Цель: определить место региональных программных бюджетов в управлении общественными (государственными и муниципальными) финансами, путем осмысления перехода на программный бюджет в субъектах Российской Федерации и их систематизации для использования в практике бюджетирования. Методы: абстрактно-логический, диалектический, исторический, сравнительного и экономического анализа и синтеза. Результаты: Рассмотрены итоги реализации и оценки эффективности целевых программ Республики Башкортостан; проанализированы их состав, структура и источники финансирования, направления использования средств и исполнение показателей программ. Обобщен опыт формирования программных бюджетов в субъектах Российской Федерации, рассматриваются их недостатки. Предлагаются пути их устранения. Научная новизна: Исследована роль регионального бюджета в управлении общественными финансами. Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яруллин Рауль Рафаэлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of program-objective forming of budgets of the Russian Federation subjects

Objective: to determine the position of the regional program budgets in the management of public (state and municipal) finance, by understanding of the Russian Federation subjects’ transition to the program budget and their systematization for use in budgeting. Methods: abstract-logical, dialectical, historical, comparative, economical analysis and synthesis. Results: The results of the implementation and evaluation of the targeted programs effectiveness in the Republic of Bashkortostan are reviewed; their composition, structure and funding sources are analyzed, as well as usage of funds and execution of the program indicators. The experience of the program budgets of the Russian Federation subjects is summarized, their shortcomings are discussed. The ways of their overcoming are proposed. Scientific novelty: The role of the regional budget in public finance management is researched. Practical value: The main points and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering the program-objective formation of budgets of the Russian Federation subjects.

Текст научной работы на тему «Реализация программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.144

Р. Р. ЯРУЛЛИН,

доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии естествознания

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации,

г. Уфа, Россия

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цель: определить место региональных программных бюджетов в управлении общественными (государственными и муниципальными) финансами, путем осмысления перехода на программный бюджет в субъектах Российской Федерации и их систематизации для использования в практике бюджетирования.

Методы: абстрактно-логический, диалектический, исторический, сравнительного и экономического анализа и синтеза.

Результаты: рассмотрены итоги реализации и оценки эффективности целевых программ Республики Башкортостан; проанализированы их состав, структура и источники финансирования, направления использования средств и исполнение показателей программ. Обобщен опыт формирования программных бюджетов в субъектах Российской Федерации, рассматриваются их недостатки. Предлагаются пути их устранения.

Научная новизна: исследована роль регионального бюджета в управлении общественными финансами.

Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Ключевые слова: программно-целевое бюджетирование; публично-правовое образование; общественные финансы; государственные услуги; программный бюджет; целевая программа; мониторинг; субсидия; показатели эффективности; программные расходы; бюджетные расходы.

Введение

Улучшение экономической ситуации и качества государственных услуг, решение широкого спектра задач перспективного социально-экономического развития территории является для России злободневной проблемой. Для достижения устойчивого развития государства, повышения результативности и эффективности его расходов, улучшения и доступности услуг, одним из наиболее перспективных инструментов решения этих задач становится переход к программно-целевым методам управления, в том числе программному бюджетированию в сфере управления общественными финансами как качественно иному способу представления бюджета на основе внедрения в бюджетный процесс целевых программ.

Научное обоснование программно-целевого метода в нашей стране развивалось постепенно и последовательно и шло в русле только государственной политики. Накопленный в данном направлении опыт относится преимущественно либо к плано-

во-централизованной экономике России, либо к зарубежной рыночной экономике. В 1960-1980 гг. в Советском Союзе сложились научные школы, создавшие методологию разработки и развития региональных программ. Представители этой школы: П. М. Алампиев, М. К. Бандман, А. А. Кисельни-ков, Н. Н. Колосовский, Н. И. Комков, С. В. Кро-пачев, В. С. Лысенко, А. С. Маршалов, А. С. Новоселов, Р. И. Шнипер и др. Зарубежный опыт регионального программирования представлен в работах М. Newman, D. N. Rothblatt, A. N. Walsh и др. По оценке В. Н. Лексина и А. Н. Шевцова [1, с. 298], с 1976 по 1989 гг. были опубликованы сотни отдельных изданий, около восьмисот статей в журналах, в материалах конференций и совещаний, рассматривавших возможности применения программно-целевых методов для решения различных народнохозяйственных проблем.

Формирование и совершенствование государственных программ (далее - ГП), способы их мониторинга и оценки, разработка инструментов эф-

фективного планирования бюджетных расходов отражены в работах таких зарубежных авторов, как Э. Аскота, А. Вильямса, Е. Грамлича, П. До-лана, М. Ф. Друммонда, Дж. Косуба, Г. Кэмпбела, Е. Мишана, В. Нельмута, Б. Дж. О'Брайна, С. Пауля, М. Пэттона, С. Фолланда, Р. Эдлина и др.

Новые аспекты формирования и оценки целевых программ, в том числе программ развития регионов раскрыты в трудах современных авторов: М. П. Афанасьева, А. А. Беленчук, М. В. Васильева, О. В.Евстафьевой, А. И. Жуковского, В. С. Кабакова, А. М. Колесникова, Р. А. Кочкарова, П. Г. Кра-динова, А. Г. Лобко, Б. З. Мильнера, Б. А. Минина, В. Б. Радина, Б. А. Райзберга, Г. Г. Фетисова, Е. А. Шакиной, Н. Н. Шаш, Л. И. Якобсона и др.

Вместе с тем в научной литературе не получили достаточной проработки вопросы, связанные с особенностью формирования и реализацией программно-целевого формирования бюджетов субъектов РФ, региональных целевых программ (далее - РЦП), что и определило выбор цели и задач исследования.

Результаты исследования

Переход к программному составлению бюджетов в РФ был обусловлен итогами реализации в 2000-х гг. среднесрочных бюджетных реформ, базовые направления которых были сформулированы в одобренных Правительством РФ программных документах1.

На уровне регионов цели внедрения программно-целевого формирования бюджетов были связаны с задачами функционирования публично-правового образования (далее - ППО) в лице органов региональной власти как ответственного в вопросах правового регулирования целевых программ и гаранта предоставления услуг населению.

Практическая задача повышения результативности и эффективности деятельности данных органов предполагает необходимость развития теории программного бюджетирования. В настоящее время содержание данного понятия до сих пор трактуется по-разному. В зарубежной литературе

1 Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 2593-р от 30 декабря 2013 г. URL: http: //www.consultant.ru (дата обращения: 15.11.2014)

программно-целевое бюджетирование понимается как апробированная практика формирования государственных расходов и механизм повышения их эффективности. Представители администрации смотрят на программно-целевого формирование бюджетов как на механизм, позволяющий упростить и оптимизировать решения о распределении программных ресурсов, в то время как ученые рассматривают его как механизм повышения эффективности деятельности в общественном секторе.

По мнению автора, изначально программное бюджетирование - есть комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности общественного сектора. В связи с этим фундаментом программного бюджета является соотнесение бюджетных расходов и предо ставленных государственных (региональных) услуг. При данном подходе почти все расходы распределяются по программам, связанным с конкретным результатом (стратегическим итогом) деятельности ведомств, основанном на его показателях, а не на входящих ресурсах. Программно-целевой метод бюджетирования можно определить как отбор приоритетных целей общественного развития, разработку взаимоувязанных мероприятий, исходя из задач, заданных сроков при соответствующем обеспечении ресурсами. Данный подход включает и инструменты политики по обеспечению потребностей общества в услугах. Исходя из этого, должна определяться структура РЦП.

Подтверждением необходимости развития теории бюджетирования является также поиск форм практической реализации идеи программного бюджета путем формирования различных видов целевых программ. С 1 января 2008 г. в бюджетный процесс ППО были введены ведомственные целевые программы (далее - ВЦП). С 1 января 2009 г. он дополнен обязанностью формирования долгосрочных целевых программ (далее - ДЦП). Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано разработать и реализовать аналогичные целевые программы2. С целью поддержки и стимулирования данных регионов, было принято постановление, согласно которому были утверж-

2 Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г.: Распоряжение Правитель-

ства РФ № 1101-р от 30 июня 2010 г. URL: http://www.

garant.ru/products/ipo/prime/doc/6639347/ (дата обращения: 15.11.2014)

дены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию региональных целевых программ3. Субсидии выдавались при соблюдении условий их предоставления, а также при достижении наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и их положительной динамики. В 2011 г таких субъектов было 15, в 2012 г. - 15 (включая Республику Башкортостан).

При методической поддержке Минфина РФ продолжалось внедрение программной структуры бюджетов на региональном уровне4 путем разработки единой методологии формирования ГП, в том числе с обеспечением взаимосвязи системы целей, задач, индикаторов, а также финансовых показателей; формирования в составе расходов бюджетов уникальных целевых статей, исходя из структуры государственных (муниципальных) программ (ГП, подпрограмма (федеральная целевая программа (далее - ФЦП), основное мероприятие (далее - ВЦП)); установления структуры и перечня групп, подгрупп и элементов видов расходов. Переход к новым видам расходов на федеральном уровне начался с бюджетного цикла 2012-2014 гг. При этом уже в 2012 г. в 46 субъектах РФ в составе законов (решений) о соответствующих бюджетах были утверждены виды расходов, аналогичные применяемым на федеральном уровне.

По состоянию на 1 января 2014 г. 45 субъектов РФ (54 % от общего числа) приняли правовые акты о порядке разработки и реализации ГП, 16 субъектов (19 %) утвердили данные программы, в 12 субъектах РФ (14 %) в законах о бюджетах на 2013 г. (на 2013 г. и на плановый период

3 Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов: Постановление Правительства Российской Федерации N° 1203 от 31 декабря 2010 г. URL: http://www.rg.ru/2011/01/11/budj-subsudii-site-dok.html (дата обращения: 15.11.2014)

4 Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов: Приказ № 73-н от 29 июня 2011 г. URL: http://www.mnogozakonov.ru/ catalog/date/2011/6/29/71070/ (дата обращения: 15.11.2014)

2014-2015 гг.) было утверждено распределение бюджетных ассигнований по госпрограммам [2].

В 2011 г. у 26 регионов, а в 2012 г. - у 38 регионов расходы, формируемые в рамках программ, составляли более 50 % расходов соответствующих бюджетов. Средний показатель в РФ составлял 46,9 %. В некоторых субъектах доля программных расходов составляла 5 %, т. е. находилась на крайне низком уровне. Перед органами исполнительной власти была поставлена задача долю расходов программного бюджета довести до 80-90 % к 2014 г.

В целом, задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов были в основном решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в этой сфере.

В Республике Башкортостан программно-целевое развитие в органах государственной власти обеспечивается с конца 1990 - начала 2000 гг. в рамках разработки и реализации РЦП и ВЦП. Многие программные документы носили локальный характер, были слабо взаимоувязаны между собой и со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан. С 2011 г. программно-целевое планирование осуществляется в долгосрочной перспективе с использованием ДЦП Первый перечень ДЦП был утвержден в 2011 г.5 Он содержал 28 программ, подлежащих разработке республиканскими органами исполнительной власти в 2011-2012 гг. В 2012 г. на смену данному перечню пришел новый6, содержащий уже 29 неструктурированных долгосрочных целевых программ, которые были подвергнуты корректировке в начале 2013 г.7 В 2013 г. все программные документы были проинвентаризированы. Часть из них была преобразована в новые ГП, часть объединены в одну госпрограмму, некоторые программы исключены из программного бюджета как малозначительные

5 Распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 767-р от 27 июня 2011 г. URL: http://www.regionz. ru/index.php?ds=1264603 (дата обращения: 15.11.2014)

6 Распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 787-р от 21 июня 2012 г. URL: http://minecon. bashkortostan.ru/netcat_files/907/885/h_05267db60387c10f 5c4afd1742c43da9 (дата обращения: 15.11.2014)

7 Распоряжение Правительства Республики Башкортостан №75-р от 25 января 2013 г. URL: http://www.worklib. ru/law/607290/ (дата обращения: 15.11.2014)

и не отнесенные к региональным приоритетам на среднесрочную перспективу

В соответствии с новой редакцией ст. 179 Бюджетного кодекса РФ8, с 1 января 2014 г исключается правовое основание для разработки и реализации ДЦП (муниципальных целевых программ (далее - МЦП)) органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Появился новый вид - государственные (муниципальные) программы. Это потребовало разработать перечень государственных программ Республики Башкортостан9.

Реализация целевых программ осуществлялась путем организации и проведения мониторинга10, на основе совокупных критериев путем анализа хода их реализации; выявления отклонений от сроков реализации; определения эффективности реализации; оценки влияния реализации мероприятий программ на социально-экономическое положение республики.

В 2010 г. Башкортостан участвовал в реализации двадцати федеральных целевых программ и одной государственной, в 2011 г. - в реализации семнадцати ФЦП и трех ГП.

В 2012 г. в республике исполнялись 54 целевые программы на сумму 81,2 млрд рублей. Наибольшая доля приходилась на республиканский бюджет -65,4 млрд рублей (80,6 %). Основная доля финансирования программ была выделена на сферу образования (42,9 %) и социальную политику (29,4 %).

В 2013 г. в республике действовала 21 программа в области экономического и инфраструктурного развития, социальной политики и сферы государственного управления11. Из бюджета Рес-

8 О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: Федеральный закон № 104-ФЗ от 7 мая 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/documenty cons_doc_LAW_164532/ (дата обращения: 15.11.2014)

9 Распоряжение Правительства Республики Башкортостан № 1033-р от 19 августа 2013 г. URL: http://atr-rb. bashkortostan.ru/about/regulatory/465/(дата обращения: 15.11.2014)

10 Об утверждении Положения о порядке организации и проведения мониторинга реализации целевых программ: Постановление Правительства Республики Башкортостан № 315 от 30 декабря 2005 г. URL: http://ufa.regionz.ru/index. php?ds=10571 (дата обращения: 15.11.2014)

11 Отчет о ходе реализации государственных программ

Республики Башкортостан (республиканских целевых

публики Башкортостан были профинансированы 21 ГП и 1 ДЦП. Плановые значения были достигнуты по 273 целевым показателям (72 %), в том числе перевыполнены по 113; не были достигнуты по 104 (28 %). Все показатели были достигнуты по двум госпрограммам. Остальные - выполнены по 96 (28,6 %). На финансирование госпрограмм было предусмотрено более 82 млрд рублей, выделено 94,8 млрд рублей (115,6 %), которые были освоены на 95 %. Из 727 мероприятий программ 637 реализованы (87,62 %); не были реализованы 90 (12,38 %).

В целом, реализация ГП в 2013 г. позволила синхронизировать процессы развития Башкортостана, сконцентрировать имеющиеся у республики ресурсы и направить их на реализацию проектов, которые решают перспективные задачи и реализуют основные социальные гарантии государства: привлечение инвестиций; инфраструктурные проекты в экономике; социальная защита граждан; повышение качества образования, здравоохранения; удовлетворение культурных потребностей граждан.

Кроме этого, в 2013 г. в республике реализо-вывалось 55 РЦП в сумме на 42, 9 млрд рублей. Из этой суммы было выделено 29 млрд рублей (или 67,89 %), из которых было освоено 26 млрд рублей (89,93 %). Из 1606 мероприятий: реализованы 1514 (94 %); не реализованы 92 мероприятия (6 %). В 2013 г. действие завершили 24 РЦП.

В 2013 г. действовало 16 ВЦП. Из 49 целевых индикаторов и показателей плановые значения были достигнуты по 38 (77,5 %), не достигнуты по 11 (доля 22,5 %). Все целевые индикаторы и показатели были достигнуты по 8 ВЦП (50 %). На финансирование программ ведомств было предусмотрено 14,5 млрд рублей, выделено 32,97 млрд рублей (227,58 %), из них было освоено 31,4 млрд (95,2 %).

С 2014 г. бюджет республики начал формироваться программным методом, поэтому контроль был усилен главным образом в части их реализации. В статусе ГП действует 24 программы в области экономического и инфраструктурного развития, социальной политики и сферы государственного управления12. Плановые значения были

программ) в 2013 г. URL: http://atr-rb.bashkortostan.ru/ Otchet-GP-RZPVZP2013.pdf.(дата обращения: 15.11.2014) 12 Отчет о ходе реализации и об оценке эффективности реализации государственных программ Республики Башкортостан по итогам II квартала 2014 г. URL:// http://

достигнуты по 185 целевым показателям (33 %), в том числе перевыполнены по 69, не достигнуты по 232 (41 %). Все показатели были достигнуты только по 2 государственным программам. По 20 госпрограммам выполнены менее чем на 70 %, по 2 ГП не были достигнуты ни по одному целевому показателю. На финансирование ГП было предусмотрено 193 млрд рублей, а выделено 119,8 млрд рублей (62,1 %), из них освоено 74,9 млрд (62,5 %). В данных средствах наибольшая доля принадлежала ресурсам бюджета Республики Башкортостан и внебюджетным источникам. Из 667 мероприятий программ реализованы 486 (72,9 %), не реализованы 181 (27,1 %). Кроме того, реализовывались 32 республиканские и иные программы, 10 ВЦП.

Перечень целевых программ, предлагаемых к финансированию из бюджета Республики Башкортостан на 2015 г., сформирован и содержит 24 программы с прогнозным объемом финансирования 114,0 млрд рублей, в 2016 и 2017 гг. (количество программ 23 и 22, сумма 116,3 и 108,4 млрд рублей, соответственно). На 2015 г. «программная» часть составит 88,4 %, в 2016 и 2017 гг. (87,15 % и 84,06 % соответственно).

Анализ практики перехода на полноценное программное бюджетирование в различных регионах выявил ряд проблем, носящих системный характер. Основными из них являются [3, с. 240-241]:

1) несовершенство стратегических документов регионального уровня, их оторванность от бюджетной политики и экономических реалий;

2) бесконтрольность расширения количества целевых программ, зачастую пересекающихся между собой по целям, задачам, показателям и основным мероприятиям;

3) нормативные правовые акты, регламентирующие процесс разработки, утверждения и реализации целевых программ, требуют корректировки;

4) необходимость перестройки системы органов власти и организации процедур внутри органов власти;

5) сложность и непроработанность методологии программного бюджетирования, отсутствие универсальной методики оценки эффективности реализации программ;

а1г-гЪ.Ъа8Ьк011081ап.ги/01сЬе1-0Р-К2Р-У2Р/.р^.(дата обращения: 15.11.2014)

6) отсутствие в ряде программ четких критериев оценки их достижения; несоблюдение законодательно установленных сроков разработки целевых программ;

7) сильная дифференциация целевых программ по сферам экономики.

Указанные недостатки носят организационный характер. К финансовым проблемам можно отнести: нечеткость в определении объемов, источников и направлений затрат на достижение установленных программой целей и задач; отсутствие взаимосвязи между объемами финансирования и результативностью программы; методологически не взаимоувязано планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов; низкая доля расходов бюджета, формируемых программно-целевым методом; ежегодная корректировка целевых показателей и финансирования; отсутствие четкого разделения управленческих расходов и расходов на реализацию ГП.

Выявленные проблемы программного бюджетирования предопределяют рассмотрение их ключевых решений:

1) пересмотр концепций и стратегий социально-экономического развития региона и приведение их в соответствие с основными требованиями программного бюджетирования;

2) инвентаризация РЦП и устранение неэффективных, нефинансируемых либо неисполняемых программных документов;

3) тщательная проработка и качественная оценка содержания целевых программ как на этапе разработки и утверждения, так и на этапе оценки достигнутых результатов;

4) совершенствование нормативно-правовой базы региона, позволяющей использовать все преимущества программно-целевого формирования бюджета;

5) продолжение работы над совершенствованием методологии программного бюджетирования, разработкой универсальной методики оценки эффективности реализации программ;

6) четкое разграничение ответственности между органами власти за результаты социально-экономического развития в различных сферах;

7) повышение ответственности государственных ведомств, в том числе на уровне конкретных авторов и исполнителей целевых программ;

8) оптимизация управленческих процессов и снижение трудозатрат органов власти за счет активного внедрения программных продуктов, обеспечивающих автоматизацию процессов разработки программ и управления ими, включая анализ основных показателей результативности РЦП;

9) дополнение общей системы показателей (индикаторов) для мониторинга и оценки достижения поставленных целей в учетом специфики регионов. При этом целесообразно, чтобы ряд ключевых показателей был унифицирован в масштабах РФ, а определенный набор показателей -на региональном и отраслевом уровнях;

10) регулярное проведение анализа исполнения целевых программ и причин неполного освоения бюджетных средств, в случае возможного их неисполнения представлять своевременно предложения по корректировке бюджетных ассигнований;

11) проведение детального анализа причин неполного освоения средств, выделенных на реализацию целевых программ, по итогам года.

Выводы

Сравнительно небогатый опыт программного бюджетирования в субъектах РФ позволяет сделать следующие выводы.

Одной из новаций бюджетного планирования в ходе бюджетной реформы является повышение роли программно-целевого подхода к распределению ресурсов, позволяющего оценить вклад каждого ведомства или региона в решении задач социально-экономического развития страны. Переход на полноценный программный бюджет сравнительно долго откладывался в стране. Программа внедрения программно-целевых методов управления (до 2012 г.) плавно перешла в другую - программу повышения эффективности управления общественными финансами до 2018 г., которая, к сожалению, по большей части повторяет те задачи, которые так и не были выполнены в рамках предыдущей. По-прежнему одним из важных направлений остается модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления.

Несмотря на ряд достоинств, программно-целевой метод все же имеет недостаточную научную базу, связанную с теоретической и методической незавершенностью. Так, к настоящему времени отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программного

бюджета и бюджетирования [3, с. 240]. По мнению автора, фундаментом программного бюджета является соотнесение использования финансовых ресурсов и результатов деятельности министерств и ведомств. При данном подходе почти все расходы распределяются по программам, связанным с конкретным результатом деятельности ведомств, основанном на его показателях, а не на входящих ресурсах. Данный подход целесообразно использовать при рассмотрении структуры РЦП.

В Бюджетном кодексе РФ до сих пор нет четких определений и классификационных взаимосвязей различных видов целевых госпрограмм. На практике это приводит к включению ВЦП и отдельных мероприятий органов государственной власти в состав ГП РФ, при этом их содержание и структура не меняются. Такой подход порождает копирование сложившихся проблем программно-целевого планирования предыдущего периода. Данная проблема предопределяет также серьезные недостатки и ошибки в методиках их формирования на региональном и муниципальном уровнях.

В экономической литературе и на практике не сформировалось однозначной позиции, каким образом внедрение программного бюджета будет осуществляться на региональном и муниципальном уровне. Одним из наиболее актуальных вопросов в связи с этим является нечеткое понимание того, должны ли субъекты РФ повторять конструкцию ГП вышестоящих уровней власти. Некоторые эксперты придерживаются позиции, что регионам необходимо ориентироваться, в первую очередь, на собственные приоритеты социально-экономического развития, а потому программы должны быть иными. Согласно противоположной точке зрения, в будущем региональные и муниципальные программы должны быть максимально приближены к федеральным программам. Автор придерживается этого мнения, поскольку зачастую у регионов и муниципалитетов нет собственного опыта и специалистов-профессионалов по вопросам применения программного бюджетирования.

Повышение эффективности бюджетного программирования предполагает необходимость публичного обсуждения проектов госпрограмм субъектов и муниципальных образований. Федеральное законодательство не содержит данной нормы. На наш взгляд, механизм публичного обсуждения заключается в направлении представителями общественности замечаний и пред-

ложений к проекту целевой программы в сети Ин- Спис°к -штературы

тернет на сайте разработчика ГП или отдельном 1. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Государство и регионы.

ресурсе. По результатам публичного обсуждения Теория и практика г°сударственн°го регул^ванм терри-

г г г ^ ~ 1 л л" л гпг^л^ 1 лт пл

ториального развития. М.: УРСС, 1997. 372 с.

проекта вносятся необходимые коррективы в

2. Чулков А.С. Программно-целевое бюджетирование

программы. В этом случае создаются условия на региональном и местном уровнях // Финансы. 2014. для реализации двух основных принципов бюд- № 3. С. 17-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

жетирования: внимание к потребителям общества 1 Яруллин РР Внедрение ^гр^мюго бюджетирования в регионе: сб. науч. трудов «Управление. Экономический и участия населения в бюджетном процессе. ^ i

J анализ. Финансы» / под общей ред. д-ра экон. наук, проф.

Для оптимизации программно-целевого пла- И.Р. Кощегуловой. Уфа: УГАТУ, 2014. 502 с. нирования необходимы дальнейшие и более глу - „ > пита

r J В редакцию материал поступил 17.11.14

бокие научные разработки в этой области.

J © Яруллин Р. Р., 2014

Информация об авторе

Яруллин Рауль Рафаэлович, доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии естествознания, Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Адрес: 450015, г Уфа, ул. Мустая Карима, 69/1, тел.: (347) 251-08-23 E-mail: jrr61@mail.ru

Как цитировать статью: Яруллин Р.Р. Реализация программно-целевого формирования бюджетов субъектов Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 215-221.

^--у

R. R. YARULLIN,

Doctor of Economics, Professor, Academician of the Russian Academy of Nature Studies Ufa branch ofFinancial University of the Russian Government, Ufa, Russia IMPLEMENTATION OF PROGRAM-OBJECTIVE FORMING OF BUDGETS OF THE RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS

Objective: to determine the position of the regional program budgets in the management of public (state and municipal) finance, by understanding of the Russian Federation subjects' transition to the program budget and their systematization for use in budgeting. Methods: abstract-logical, dialectical, historical, comparative, economical analysis and synthesis.

Results: The results of the implementation and evaluation of the targeted programs effectiveness in the Republic of Bashkortostan are reviewed; their composition, structure and funding sources are analyzed, as well as usage of funds and execution of the program indicators. The experience of the program budgets of the Russian Federation subjects is summarized, their shortcomings are discussed. The ways of their overcoming are proposed. Scientific novelty: The role of the regional budget in public finance management is researched.

Practical value: The main points and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activity when considering the program-objective formation of budgets of the Russian Federation subjects.

Key words: program-objective budgeting; public legal unity; public finance; state services; program budget; target program; monitoring; subsidy; efficiency indicators; program costs; budget costs.

References

1. Leksin, V.N., Shevcov, A.N. Gosudarstvo i regiony. Teorija i praktika gosudarstvennogo regulirovanija territorial'nogo razvitiya (State and regions. Theory and practice of state regulation of territorial development). Moscow: URSS, 1997, 372 p.

2. Chulkov, A.S. Programmno-celevoe bjudzhetirovanie na regional'nom i mestnom urovnjah (Program-objective budgeting at regional and local levels). Finansy, 2014, no. 3, pp. 17-24.

3. Yarullin, R.R. Vnedrenie programmnogo bjudzhetirovanija v regione: sb. nauch. trudov «Upravlenie. ekonomicheskii analiz. Finansy» (Introducing program budgeting in a region: collection of scientific works "Management. Economic analysis. Finance"). Ufa: UGATU, 2014, 502 p.

Received 17.11.14

Information about the author

Yarullin Raul' Rafaelovich, Doctor of Economics, Professor, Academician of the Russian Academy of Nature Studies, Ufa branch of Financial University of the Russian Government

Address: 69/1 Mustay Karim Str., 450015, Ufa, tel.: (347) 251-08-23 E-mail: jrr61@mail.ru

How to cite the article: Yarullin R.R. Implementation of program-objective forming of budgets of the Russian Federation subjects. Aktual'niyeproblemy ekonomiki iprava, 2014, no. 4 (32), pp. 215-221.

© Yarullin R. R., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.