Научная статья на тему 'Генезис развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России'

Генезис развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1461
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА / THE PRICE / STATE REGULATION / THE PRICE POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

Автором исследуется история процесса возникновения и развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России. Особое внимание уделяется анализу действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENESIS OF DEVELOPMENT ORGANIZATIONAL LEGAL FORMS OF MANAGEMENT IN SPHERE OF PRICE CONTROL (TARIF) IN RUSSIA

The author has investigated history of process of occurrence and developments organizational legal forms of management in sphere of price control (tariffs) in Russia. The special attention is given the analysis of the current legislation in sphere of state regulation of the prices.

Текст научной работы на тему «Генезис развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России»

11.8. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) В РОССИИ

Зайкова Светлана Николаевна, аспирант. Место учебы: Поволжская академия государственной службы имени П.А. Столыпина. Должность: первый заместитель руководителя. Место работы: служба по тарифам Астраханской области. E-mail: snzaikova@rambler.ru Аннотация: Автором исследуется история процесса возникновения и развития организационноправовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России. Особое внимание уделяется анализу действующего законодательства в сфере государственного регулирования цен.

Ключевые слова: цена, государственное регулирование, ценовая политика.

GENESIS OF DEVELOPMENT ORGANIZATIONAL - LEGAL FORMS OF MANAGEMENT IN SPHERE OF PRICE CONTROL (TARIF) IN RUSSIA

Zajkova Svetlana Nikolaevna, postgraduate student. Place of study: Povolzhsky academy of public services named after P.A.Stolypin. position: first deputy head. Place of employment: tariff service of Astrakhan area. E-mail: snzaiko-va@rambler.ru

Annotation: The author has investigated history of process of occurrence and developments organizational -legal forms of management in sphere of price control (tariffs) in Russia. The special attention is given the analysis of the current legislation in sphere of state regulation of the prices.

Keywords: the price, state regulation, the price policy.

Историю советского ценообразования правомерно начать рассматривать с 1917 года. К этому времени в результате трехлетней первой мировой войны, страна находилась на стадии экономического упадка. Разруха, недостаток товаров и резкий рост цен потребовали принятия срочных мер по государственному управлению экономикой.

Наряду с национализацией важнейших отраслей хозяйства и введением государственной торговой монополии, были созданы органы ценового регулирования и сформирована ценовая политика государства, основным принципом которой являлось планомерное управление ценами.

Вплоть до 1964 г. основой ценообразования являлся ее плановый характер. Планомерность реализовывалась через государственное управление процессами ценообразования, включающее в себя:

- установление цен (подготовка проектов прейскурантов и цен на новую продукцию, их рассмотрение и утверждение);

- планирование и прогнозирование цен;

- координацию (согласование) устанавливаемых различными органами (например, республиканскими или местными) цен на одинаковые товары и услуги;

- контроль за обоснованностью установления и правильностью применения утвержденных цен (за соблюдением государственной дисциплины в области цен).

Хозяйственные отношения периода 1917-1964 г.г. строились на основе административных предписаний,

прямого государственного управления ценами, процессами их образования и применения. Основные формы управления: правоустановительные и правоохранительные. Основной метод управления - метод прямого административного воздействия. Самостоятельность хозяйствующих субъектов в определении цен не допускалась.

Значительное количество исполнительных органов государственной власти было наделено полномочиями в сфере ценового регулирования. Система управления ценами оказалась чрезмерно громоздкой, с нечетким распределением функций, отсутствовал единый методологический и административный центр руководства установлением цен. На местах отсутствовали квалифицированные кадры в области ценообразования, что приводило к длительному рассмотрению материалов и некачественным экспертизам.

В результате диктовка цен сверху становилась причиной экономически необоснованного снижения или повышения рентабельности предприятий. Росли затраты на производство продукции, увеличивался объем государственных дотаций. К 1965 г. стало необходимым совершенствование системы управления ценообразованием.

Следующий исторический период 1965-1990 гг. - период реформирования планового ценообразования. Начало реформе положило постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства»[1]. В постановлении среди основных целей перестройки хозяйственного механизма были обозначены: повышение роли децентрализованного руководства экономикой, предоставление самостоятельности предприятиям, увеличение их ответственность, переход к экономическим методам руководства экономикой.

В ходе реформы предприятия получили право устанавливать цены и тарифы на отдельные виды продукции (работ, услуг), цены и тарифы на которые не подлежат утверждению вышестоящими органами[2].

Была сформирована единая система государственных органов ценообразования, в нее вошли: Государственный комитет цен Совета Министров СССР, государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик, отделы цен Советов Министров автономных республик и отделы цен исполкомов краевых, областных и городских (городов республиканского подчинения) Советов депутатов трудящихся.

Государственные комитеты цен Советов Министров союзных республик находились в подчинении Советов Министров соответствующих союзных республик и Государственного комитета цен Совета Министров СССР. Положения о таких комитетах, их структура и численность работников утверждались Советами Министров союзных республик по согласованию с Государственным комитетом цен Совета Министров СССР.

Таким образом, управление ценообразованием было сосредоточено в одной (с высокой степенью централизации) системе.

Дальнейшее развитие законодательства и организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) происходило в рамках перестройки хозяйственного механизма советской экономики.

В июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС утвердил «Основные положения коренной перестройки управления экономикой». Цель преобразований - создание на ос-

нове полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования современного хозяйственного механизма деятельности предприятий. Преимущественно административные методы руководства заменялись экономическими.

В соответствии с решениями Пленума ЦК КПСС был разработан и принят пакет документов о перестройке управления экономикой. Основные направления перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма были определены в постановлении ЦК КПСС и СМ СССР от 17.07.1987 № 820[3].

В постановлении отмечалось, что Государственный комитет СССР по ценам и его органы на местах не проводили линию на усиление роли цен и тарифов в управлении экономикой и совершенствовании хозяйственного механизма и сосредоточивали свою деятельность на решении второстепенных задач. В практике ценообразования сложилась необоснованная централизация в установлении цен и тарифов на подавляющее большинство видов продукции, товаров и услуг. Такой подход фактически отстранял потребителей от процесса ценообразования, снижал требования к производителю продукции, порождал бюрократизм и медлительность в установлении цен, безответственное отношение к их разработке со стороны многих министерств и ведомств, а также многочисленные факты утверждения необоснованного уровня цен и нарушений государственной дисциплины их применения.

Впервые в правовом акте государства была признана необходимость применения помимо централизованно устанавливаемых цен и тарифов, также договорных цен и цен, самостоятельно устанавливаемых предприятиями и организациями.

С 1 января 1989 г. все предприятия, объединения и организации министерства энергетики и электрификации СССР были переведены на полный хозяйственный расчет и самофинансирование^].

Указанным хозяйствующим субъектам было предоставлено право вводить по согласованию с потребителями надбавки к тарифу на электрическую энергию за повышение надежности электроснабжения против проектного уровня, определенного в схеме электроснабжения. Министерству энергетики и электрификации СССР совместно с Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по ценам было поручено установить порядок применения указанных надбавок.

Таким образом, в этот период была сформирована единая система органов регулирования, разграничены полномочия по установлению цен и контролю за их применением, определены перечни продукции, товаров и услуг, на которые цены устанавливались государством и на которые цены устанавливались самостоятельно хозяйствующими субъектами.

При этом по состоянию на 1991 г. цены на абсолютное большинство видов товаров, работ, услуг регулировались государством. Павлов В.С. (председатель Государственного комитета СССР по ценам с

15.08.1986 по 07.06.1989, министр финансов СССР с 17.07.1989 по 14.01.1991) в 1991 г. писал: «Установление цен на все товары делает систему цен закостенелой, чрезмерно громоздкой, лишает ценообразование гибкости, оперативности в принятии решений, не позволяет системе цен своевременно реагировать на изменения экономической ситуации в стране»[5].

Требовалось проведение радикальной реформы ценообразования, и 1991 год стал переломным в исто-

рии управления ценообразованием. Ценовая политика государства коренным образом изменилась с появлением Указа Президента РФ «О мерах по либерализации цен»[6].

На смену плановому ценообразованию пришло рыночное конкурентное ценообразование. В ходе рыночных преобразований началось формирование новой государственной политики в сфере ценообразования, включающей в себя отличные от планового ценообразования сущность и принципы.

Процесс формирования цен был освобожден от всеобъемлющего государственного управления и контроля над ценами, получили развитие механизмы конкуренции. Изменилось государственное отношение к роли и месту цены в экономике: цена - это не плановый показатель, она складывается под влиянием рынка и государства, а такие факторы, как спрос и предложение, качество и полезность продукции имеют первоочередное влияние на уровни цен.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что, государство всегда осуществляло управление в сфере ценообразования, а государственное управление ценами сыграло решающую роль в становлении государства и в его социально-экономическом развитии. На разных исторических этапах цены были орудием увеличения благосостояния населения, развития отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства. При этом, как показывает проведенный историкоправовой анализ, управление ценообразованием имело ряд негативных тенденций:

Во-первых, функциями в сфере формирования и реализации ценовой политики страны, на том или ином этапе развития всегда обладало множество органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, органов местного самоуправления. При этом указанные органы не работали как единый механизм. Разработанные комитетами (комиссиями) цен (нижестоящими органами власти по отношению к министерствам) методологические акты по расчету цен были обязательными для применения министерствами только «на бумаге». По сути, осуществлялось управление отраслями хозяйства, а не ценообразованием.

Во-вторых, за весь исследованный исторический период в стране не существовало единого законодательного акта, определяющего пределы вмешательства государства в сферу ценообразования и четко разграничивающего полномочия между органами регулирования цен. Указы главы государства, постановления высшего органа исполнительной власти, правовые акты иных органов исполнительной власти, в том числе региональных и органов местного управления по вопросам государственного регулирования цен (тарифов) не были систематизированы и взаимосвязаны.

Следует отметить, что до настоящего времени единый федеральный закон, определяющий основы ценовой политики государства, не принят, что во многом затрудняет определение сущности ценовой политики с присущими ей совокупностью целей, принципов, направлений, форм и методов управления.

В отсутствие единого федерального закона необходимость и пределы государственного и муниципального управления в сфере регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации определены множеством нормативных правовых актов, из них только федеральных законов насчитывается более 20.

В федеральных законах применяются разные принципы, методы и формы государственного управления в сфере регулирования тарифов, что порождает:

- разные подходы к формированию государственной ценовой политики;

- значительное количество пробелов в правовой базе, определяющей пределы вмешательства государства в процесс ценообразования;

- дублирование функций федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов);

- отсутствие единообразия методологии регулирования цен.

В целях устранения указанных правовых проблем административно-правового регулирования в сфере ценообразования необходимо установить основы ценовой политики в одном нормативном правовом акте, а именно в федеральном законе.

Конституция РФ устанавливает, что основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает, что основы регулирования общественных отношений в указанной сфере отнесены Конституцией РФ к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти и по указанному предмету ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Следует обратить внимание на формулировку, содержащуюся в пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой в предусмотренных законом случаях подлежат применению цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

«В предусмотренных законом случаях», то есть законодатель определил один закон, которым должны быть предусмотрены все случаи регулирования цен органами власти. Это подтверждается тем, что в других статьях Гражданского кодекса РФ законодателем применяется иная формулировка «законами и иными правовыми актами» (п. 3 ст. 299, п. 1 ст. 407, п. 3 ст. 454, п. 3 ст. 513, п. 3 ст. 539 ГК РФ).

Федеральный закон «Об основах ценовой политики Российской Федерации» должен стать ядром системы нормативных правовых актов в сфере регулирования цен (тарифов) в Российской Федерации и быть увязан с действующим административным, антимонопольным и иным законодательством.

В указанном федеральном законе предлагается установить:

- стратегические цели управления в сфере ценообразования;

- задачи государственного регулирования цен (тарифов);

- принципы ценовой политики;

- систему органов регулирования цен (тарифов), их полномочия;

- методы государственного регулирования цен (тарифов);

- порядок ввода и прекращения государственного регулирования цен;

- ответственность субъектов ценообразования.

Принятие базового, системообразующего закона

станет логическим завершением исторического процесса по формированию правовой основы государст-

венного управления в сфере регулирования цен (тарифов). Это позволит повысить успешность и эффективность управления процессами образования цен, защитить интересы производителей продукции, товаров, услуг от неоправданного вмешательства государства в их хозяйственную деятельность, определить четкие границы между сферами влияния государства и рынка на процесс формирования цен. В результате появится эффективный механизм ценообразования, обеспечивающий конкурентоспособность российской экономики.

Список литературы:

1. О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства: постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 04.10.1965 № 729 // СП СССР. 1965. № 19-20. С. 153.

2. Положение о социалистическом государственном производственном предприятии: постановление СМ СССР от 04.10.1965 № 731 // СП СССР, 1965. № 19-20. С.155.

3. Об основных направлениях перестройки системы ценообразования в условиях нового хозяйственного механизма: постановление ЦК КПСС и СМ СССР от

17.07.1987 № 820 // СП СССР, 1987. № 36. С.120.

4. О переводе предприятий, объединений и организаций Министерства энергетики и электрификации СССР на полный хозяйственный расчет и самофинансирование: постановление СМ сСсР от 30.07.1988 № 924 // Свод законов СССР, 1990. Т.6. С.600-7.

5. Павлов В.С., Шпрыгин В.И. Реформа ценообразования: цели, пути реализации. М.,1991.

6. О мерах по либерализации цен: Указ Президента РФ от 03.12.1991 № 297 в ред. от 28.02.1995 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 26.12.1991, № 52. С.1878.

Рецензия

На статью Зайковой С.Н. - первого заместителя руководителя службы по тарифам Астраханской области, аспиранта кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы имени П.А.Столыпина

«Генезис развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России»

Изучение истории зарождения и развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России имеет важное значение для науки административного права и для практического формирования принципиальных направлений деятельности государства в сфере ценообразования.

Эффективное правовое регулирование общественных отношений, имеющих определенные предпосылки эволюции в административно-правовые отношения, во многом зависит от учета накопленного опыта и исторически сложившейся системы управления.

В статье «Генезис развития организационноправовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России» автор выделяет исторические периоды, сущность и особенности государственного управления в сфере ценообразования, приводит аргументы необходимости разработки и принятию единого федерального правового акта, определяющего основные направления ценовой политики страны.

Предложения автора по выделению периодов становления и развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России, а также выявленные правовые проблемы указанных периодов, заслуживают внимания и рассмотрения в ходе проведения административной реформы в Российской Федерации.

Отдельно проработки требуют выводы автора по принятию федерального закон «Об основах ценовой политики Российской Федерации». Правовым основанием для разработки такого федерального закона является п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, а целесообразность принятия подтверждена исследованиями, проведенными автором статьи.

Научная новизна рассматриваемой статьи определяется как постановкой проблем, так и авторским подходом к их решению.

Она представляет собой одну из немногих работ в российской научной литературе, в которой исследована проблема, имеющая большое научнотеоретическое и практическое значение для социально-экономического развития Российской Федерации.

Учитывая изложенное, рекомендую статью Зайковой С.Н. - первого заместителя руководителя службы по тарифам Астраханской области, аспиранта кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы имени П.А.Столыпина «Генезис развития организационно-правовых форм управления в сфере регулирования цен (тарифов) в России» к публикации в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией (ВАК).

Профессор кафедры административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы имени П.А.Столыпина, д.ю.н., вице-президент Евразийской академии административных наук, академик С.Н.Братановский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.